–PAGE_BREAK–
2. Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий.
В ноябре этого года президент Российской Федерации Д.А. Медведев выступил с бюджетным посланием к Федеральному собранию, в котором уделил внимание и некоммерческим организациям:
«Задачей государства считаю создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений.
Мы продолжим поддержку некоммерческих благотворительных организаций, которые помогают в решении сложных социальных проблем. Поправки в законодательство будут направлены на упрощение работы тем некоммерческим организациям, которые ведут благотворительную деятельность и помогают социально незащищённым гражданам.
Что здесь будет сделано? Во-первых, будет введён институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Те, кто получит соответствующий статус, смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. Будут вправе передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности.
Мы намерены освободить от налога материальную помощь, оказываемую благотворительными и некоммерческими организациями детям, которые остались без попечения родителей, а также инвалидам.
Ещё одно предложение. От налога на добавленную стоимость будут освобождены услуги некоммерческих организаций по уходу за больными, за инвалидами, за престарелыми, социальное обслуживание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Не будут также облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта.
Ещё одно изменение в законодательстве, о котором мы говорим не один год, коснётся вопросов формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций. Оно станет возможным и за счёт пожертвования ценных бумаг и недвижимого имущества (об этом разговор вёлся уже несколько лет), а в перечень видов деятельности, финансирование которых допускается из средств целевого капитала, будет включена и охрана окружающей среды.
Третье. Будут доработаны и приняты нормы, регулирующие благотворительную деятельность. Её целями, в частности, будут признаны: социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодёжи, а также благотворительности и добровольчеству.
Четвёртое. Следует дополнить понятие «пожертвование», которое закреплено в Гражданском кодексе, указанием на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг.
Все эти меры поддержат тех, кто уже сегодня занимается общественно полезной деятельностью, а также, я надеюсь, привлекут к ней и новых участников. При этом не должно быть лазеек, позволяющих прикрываться такой деятельностью для неуплаты налогов, это тоже очевидно. Повторю, мы поддержим тех, кто бескорыстно посвящает свой труд и время другим людям.» [4]
Виды деятельности некоммерческой организации
Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы. [1, статья 24]
Имущество некоммерческой организации
Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.
Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание
Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
— добровольные имущественные взносы и пожертвования;
— выручка от реализации товаров, работ, услуг;
— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
— другие не запрещенные законом поступления.
Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
Источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. [1, статья 25]
Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
В случае финансирования некоммерческой организации через поступления от ее участников порядок регулярных финансовых поступлений (взносов) определяется учредительными документами организации.
Поступления от учредителей (участников, членов) порядок и форма их внесения определяются учредительными документами конкретной коммерческой организации. Регулярные имущественные взносы возможны и как членские взносы в некоммерческих организациях, имеющих членство, и как частичное или полное финансирование собственником созданного им учреждения. Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) некоммерческой организации при ее создании или при вступлении в уже существующую организацию. Добровольные имущественные взносы осуществляются учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, т.е. передаваться на определенные проекты и программы, но возможна просто передача имущества на уставные цели некоммерческой организации. Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования также могут быть целевыми или не предназначенными для определенных целей.
Определение пожертвования дает ст. 582 ГК РФ и эта же статья устанавливает правила использования пожертвований и распоряжения ими. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут передаваться различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. В случае целевого пожертвования переданное имущество должно использоваться только для обусловленных жертвователем целей. Некоммерческая организация обязана вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации.
Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации наравне с другими поступлениями являются в настоящее время одним из основных источников формирования имущества некоммерческой организации, а также обеспечения уставной деятельности. Уставная деятельность некоммерческой организации не должна приносить прибыль, но вполне может компенсировать все расходы на осуществление этой деятельности. Доходы, получаемые от операций с ценными бумагами, посреднической, консультационной деятельности, относятся к доходам от предпринимательской деятельности.
К доходам некоммерческой организации от использования принадлежащего ей имущества следует отнести: плату за аренду имущества, проценты по вкладам в банках и кредитных организациях, доход от реализации (отчуждения) имущества, доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческой организации и т.п. При этом следует помнить, что учреждения не вправе распоряжаться переданным имуществом (ст. 298 ГК РФ), например, сдавать в аренду имущество, которым владеет на праве оперативного управления. Любые действия по распоряжению имуществом должны согласовываться с собственником имущества.
Приведенный перечень источников формирования имущества не является исчерпывающим. Законодательство допускает поступление средств и из других источников, не запрещенных законом. Нормы специальных законов добавляют к уже названным поступлениям и такие, как: поступления из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; внебюджетных фондов; труд добровольцев (ст. 15 ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“); доходы от проведения лотерей и аукционов (ст. 15 ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, ст. 31 ФЗ “Об общественных объединениях“). К другим, не запрещенным законом поступлениям некоммерческих организаций можно отнести и доходы от использования исключительных прав, и имущество ликвидированной некоммерческой организации, переданное ликвидационной комиссией некоммерческой организации, осуществляющей ту же деятельность.
Некоммерческие организации, имеющие членство, получают от своих участников регулярные поступления в виде членских взносов. Учредительные документы содержат всю информацию о форме и порядке уплаты членских взносов, там же определяется и размер членских взносов. Членские взносы участников относятся не только к регулярным, но и к обязательным платежам. За неуплату членских взносов участник некоммерческой организации может быть из нее исключен. Обязательность уплаты членских взносов может быть предписана положениями учредительных документов, более того, специальные законы могут содержать нормы, предписывающие включить в учредительные документы положения об уплате членских взносов (например, ст. 20 Закона N 82-ФЗ определяет положения, которые должны содержаться в уставе общественного объединения). На усмотрение учредителей оставлен вопрос о регулярных поступлениях от них некоммерческим организациям, не имеющим членства. Только для учреждений (ст. 9 Закона) установлено обязательное финансирование собственником (учредителем) в виде регулярных поступлений.
Основным и главным отличием некоммерческой организации от коммерческой является отношение к полученной прибыли. Некоммерческие организации обязаны направлять всю полученную прибыль на цели, для достижения которых они создавались. Несмотря на то, имеет некоммерческая организация членство или нет, прибыль, полученная некоммерческой организацией, не подлежит распределению между ее участниками (учредителями). Данная норма повторяет положение п. 1 ст. 50 ГК РФ и устанавливает общее правило для некоммерческих организаций. Однако, из этого правила есть одно исключение – потребительские кооперативы, которым разрешено распределять полученную прибыль между членами кооператива (Закон РФ “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)”).
При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения.
ГК РФ не регулирует порядок распределения имущества ликвидируемой некоммерческой организации, устанавливая лишь общее правило, согласно которому оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого юридического лица передается учредителям (участникам) этого юридического лица, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
По общему правилу учредители (участники) некоммерческой организации не обладают вещными правами на имущество соответствующей организации и обязательственными правами в отношении самой организации, за исключением учреждений и некоммерческих партнерств. Поэтому в законодательстве сочетаются общие для всех некоммерческих организаций (кроме учреждений и некоммерческих партнерств) нормы, а также специальные нормы, применяющиеся соответственно только к некоммерческим партнерствам и учреждениям.
Использованию подлежит только то имущество ликвидируемой некоммерческой организации, которое не востребовано кредиторами после завершения с ними всех расчетов. Субъектом данной распределительной деятельности является ликвидационная комиссия.
Законодательство императивно определяет правила использования имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой некоммерческой организации, обязательные для всех некоммерческих организаций, создание, деятельность, реорганизация и ликвидация которых определяются Законом N 7-ФЗ.
Указанные правила не могут быть изменены и учредительными документами организации, за исключением случаев, когда специальной нормой того или иного закона допускается возможность установления иных правил.
В соответствии со ст. 26 Закона N 82-ФЗ имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, – на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях – решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Эти правила допускают ряд отступлений от положений общей нормы Закона N 7-ФЗ.
В соответствии со ст. 14 Закона N 125-ФЗ имущество ликвидируемой религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации. Устав религиозной организации не должен содержать положений, противоречащих законодательству. Поэтому уставом соответствующей организации правила, касающиеся использования имущества при ликвидации изменить нельзя, их можно только конкретизировать.
При ликвидации негосударственного пенсионного фонда, согласно ст. 33 Федерального Закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах“, пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников. Средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, направляются на удовлетворение требований всех кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством Российской Федерации. Данная специальная норма в части распределения пенсионных резервов устанавливает особенности, в остальном судьба имущества ликвидируемого негосударственного пенсионного фонда определяется по правилам ГК РФ и ст. 20 Закона N 7-ФЗ.
Имущество ликвидируемой государственной (муниципальной) организации культуры передается ее правопреемникам либо реализуется на конкурсной основе (кроме объектов культурного наследия) с обязательным использованием полученных средств в области культуры. При этом государство имеет преимущественное право приобретения имущества ликвидируемой организации культуры (ст. 14 Закона РФ от 9.10.92 N 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре“).
Согласно ст. 11 Закона N 135-ФЗ при ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе.
Специальная норма регулирует судьбу имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства и применяется только в отношении некоммерческих организаций, действующих в данной организационно-правовой форме.
Обратим внимание, что в учредительных документах некоммерческого партнерства можно установить иные правила распределения только той части имущества, которая соответствует имущественным взносам его членов. Дело в том, что имущество ликвидируемого некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер членских взносов, может быть использовано только в соответствии с общими правилами.
Если стоимость имущества некоммерческого партнерства превышает размер имущественных взносов его членов, то в отношении части такого имущества, не подлежащей распределению между членами партнерства, применяются общие правила п. 1 ст. 20 Закона N 7-ФЗ.
В отношении имущества ликвидируемого учреждения действует специальная норма. По общему правилу, имущество учреждения, которое осталось после расчетов с его кредиторами, передается собственнику после завершения этих расчетов. Исключения из данного правила в отношении учреждений могут устанавливаться правовыми актами об отдельных видах учреждений или учредительными документами конкретного учреждения.
Примером может служить ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон N 3266-1), согласно которой при ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей на исполнение своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.
В данной статье Закона N 3266-1 речь идет о том имуществе учреждения, которое было им приобретено на доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и сами такие доходы. Обратим внимание, что применительно к такому имуществу учреждения ГК РФ не употребляет термин “собственность“, а говорит, что оно переходит в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ). Действительно, такое имущество находится у учреждения не на праве оперативного управления и не на праве собственности, а, вероятнее всего, на праве хозяйственного ведения.
Закон N 95-ФЗ устанавливает ограничения в финансировании политических партий в форме пожертвований. Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник
Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям. Общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году передачи указанных средств.
Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от:
1) иностранных государств и иностранных юридических лиц;
2) иностранных граждан;
3) лиц без гражданства;
4) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
5) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ – на день составления списка акционеров за предыдущий год);
6) международных организаций и международных общественных движений;
7) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления; государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
9) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30% на день внесения по жертвования (для открытых акционерных обществ – на день составления списка акционеров за предыдущий год);
10) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации), организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9, а также от организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах 5 и 9, превышает 30% на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ – на день составления списка акционеров за предыдущий год);
11) воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;
12) благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
13) анонимных жертвователей. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства – или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты – или указаны недостоверные сведения;
14) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.
Пожертвования, внесенные с нарушением требований законодательства, политическая партия или ее региональное отделение в течение месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать (перечислить) в доход Российской Федерации.
Юридическое лицо при передаче политической партии или ее региональному отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет политической партии или ее регионального отделения в кредитной организации с указанием в платежном поручении следующих сведений о нем: идентификационного номера налогоплательщика, наименования, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии ограничений, предусмотренных законодательством.
Гражданин Российской Федерации при передаче политической партии или ее региональному отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет политической партии или ее регионального отделения в кредитной организации лично из собственных средств с предъявлением паспорта или заменяющего его документа и указанием в платежном документе либо в денежном переводе следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведений о гражданстве. При осуществлении гражданином Российской Федерации пожертвования путем передачи политической партии или ее региональному отделению наличных денежных средств в приходном ордере указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве жертвователя.
В случае, если пожертвование осуществляется не в виде денежных средств, политическая партия или ее региональное отделение оценивает его в денежном выражении в соответствии с законодательством Российской Федерации и вносит соответствующие данные, включая сведения о жертвователе в сводный финансовый отчет политической партии, в финансовый (бухгалтерский) отчет политической партии или в финансовый (бухгалтерский) отчет регионального отделения политической партии.
Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного юридического лица в течение календарного года, не должна превышать сто тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году осуществления пожертвований. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного физического лица в течение календарного года, не должна превышать десять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году осуществления пожертвований.
Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать десять миллионов минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать двести тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному.
Государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, предусматриваются в нем отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, направляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год на расчетные счета политических партий ежегодными и единовременными перечислениями.
Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:
1) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
2) если по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией либо указанных в подпункте “а” избирательным блоком (при условии, что выдвинутый этой политической партией либо указанным избирательным блоком федеральный список кандидатов получил по результатам выборов менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании);
3) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. [13] продолжение
–PAGE_BREAK–