Финансы субъектов РФ

Содержание
Введение
1. Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ
2. Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ
2.1. Доходы бюджетов субъектов РФ
2.2. Расходы бюджетов субъектов РФ
3. Межбюджетные отношения
Заключение
Список литературы

Введение

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики субъекта, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уров­ней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по сво­ему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась.
Актуальность темы определена тем, что бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Целевое использование ресурсов бюджета необходимо для успешной реализации финансовой политики субъекта.
Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
• I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государст­венных внебюджетных фондов;
• II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты террито­риальных государственных внебюджетных фондов;
• III уровень – местные бюджеты.

1. Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ
Финансы субъектов РФ – это совокупность денежных отно­шений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъ­ектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов.
Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осу­ществляется на основе Конституции, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ. В решении вопросов организации финансов субъектов РФ участвуют законодательные и исполнительные органы этих субъ­ектов. Их полномочия по формированию доходов бюджетов субъектов РФ заключаются в следующем:
· законодательные органы вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, предоставляют налоговые льготы;
· законодательные органы вносят изменения и дополнения в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год;
· исполнительные органы власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов РФ. [1, стр. 220]
Основными принципами организации бюджетной системы субъекта РФ являются:
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспе­чивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных доку­ментов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т. п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающа­яся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответ­ствующими представительными органами; в исполнении каж­дого бюджета соответствующими исполнительными органами врасти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов дру­гих уровней потребности в доходах и дополнительных рас­ходах.
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объ­ем расходов должен быть равен объему доходов плюс источ­ники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без про­фицита бюджета. Профицит – это превышение доходов бюд­жета над расходами. Если при составлении бюджета обнару­живается превышение доходов над расходами, то до утвержде­ния бюджета профицит бюджета сокращается в следующей по­следовательности:
• уменьшение доходов от продажи государственной и муни­ципальной собственности;
• сокращение доходов от реализации государственных запа­сов и резервов;
• направление бюджетных средств на дополнительное пога­шение долговых обязательств;
• передача части доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета. Первичный профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над расходами, уменьшенными на величину затрат по обслуживанию государст­венного долга. Если принят закон о бюджете с его дефицитом, то в нем утверждаются источники финансирования дефицита.
Источники финансирования дефицита утверждаются в законе о бюджете на очередной финансовый год по видам привлечен­ных средств. Кредиты банка России, приобретенные им долго­вые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образо­ваний при их первичном размещении не могут быть источни­ками Финансирования дефицита бюджета.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюд­жетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям.
7. Принцип полноты отражения доходов расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности т. е. необходимость публикации зако­нов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования. [1, стр. 126]
2. Формирование и исполнение бюджета субъектов РФ
Формирование и исполнение местных бюд­жетов осуществляется органами местного самоуправления са­мостоятельно в соответствии с уставом муниципального обра­зования. Формирование бюджетов субъектов РФ происходит на основе доходов и расходов. [1, стр. 237]
2. 1. Характеристика доходов бюджета субъектов РФ
В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюд­жетов субъектов РФ делятся на налоговые и неналоговые. На­логовые доходы включают в себя:
· собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов; эти доходы распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами и про­порции, которая устанавливается законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
· отчисления от федеральных регулирующих налогов и сбо­ров, размеры которых устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. [1, стр. 221]
К собственным доходам относятся местные налоги и сборы, которые устанавливаются представительными органами мест­ного самоуправления. В местный бюджет поступают также сред­ства самообложения, которые представляют собой разовые до­бровольные целевые сборы, устанавливаемые населением для финансового решения вопросов местного значения.
Второй источник налоговых доходов местных бюджетов – поступления от регулирующих доходов, которые состоят из долей федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закреп­ленных за местными бюджетами. Доли федеральных налогов, закрепленные за муниципальными образованиями на постоян­ной основе, включают в себя:
· часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;
· часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
· часть НДС по товарам отечественного производства в пре­делах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;
· часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
· часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.
Размеры минимальных долей федеральных налогов, закреп­ленных за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъектов РФ. Законодательный орган субъектов РФ, исходя из общего объема переданных ему по каждому налогу средств, устанавли­вает для каждого муниципального образования долю федераль­ного налога, исходя из среднего уровня по субъекту РФ.
К неналоговым собственным доходам местных бюджетов относятся:
· доходы от приватизируемого и реализуемого муниципаль­ного имущества;
· не менее 10% доходов от приватизируемого государствен­ного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
· доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;
· доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
· штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
· финансовая помощь;
· средства по взаимным расчетам. [1, стр. 238 ]
Собственные доходы и отчисления от федеральных регули­рующих налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее 3 лет, при этом процентная доля утверждается законодательны­ми органами субъектов РФ.
Из федерального бюджета может предоставляться бюджетам субъектов РФ финансовая помощь в следующих формах:
· субвенции на финансирование целевых расходов – по федеральным целевым программам, капитальных расходов, рас­ходов, передаваемых из бюджетов других уровней, и т. д.;
· бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонностью затрат или поступлений доходов, а срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях; если, условия оплаты и возврата бюджетных ссуд определяются ‘федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
· финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности (эта помощь предоставляется на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг с целью обеспечения минимальных государст­венных социальных стандартов).
Субъект РФ – получатель финансовой помощи из федераль­ного бюджета не имеет права:
· обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета субъекта РФ, лучшие условия, чем государст­венным служащим федеральных учреждений;
· предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;
· предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ.
Основным условием предоставления помощи бюджету субъ­екта РФ из федерального бюджета является подписание согла­шения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ. [ 1, стр. 222]
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечис­ляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным ор­ганам власти иметь необходимые для выполнения их функций фи­нансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов. [2, стр. 39]
2. 2. Характеристика расходов бюджета субъектов РФ
По источникам финансирования расходы бюджетов субъек­тов РФ состоят из двух групп:
· расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ;
· расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.
По экономическому содержанию расходы делятся на теку­щие, капитальные и предоставление кредитов. Текущие расхо­ды состоят, прежде всего, из расходов на содержание бюджетных учреждений – оплату труда, перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочные и другие компен­сационные выплаты, оплату товаров и услуг по утвержденным сметам или в соответствии с заключенными государственными контрактами и заказами. К текущим расходам относятся также трансферты, т. е. обязательные выплаты населению в виде пен­сий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. В состав текущих расходов входят также субсидии -бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам, юридическим или физическим лицам (гражданам – предпринимателям).
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций пре­дусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции могут предостав­ляться также юридическим лицам, не являющимся государст­венными предприятиями.
Бюджетные кредиты (ссуды) могут быть предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными пред­приятиями, бюджетными организациями только при условии обеспечения кредита. Бюджетные кредиты вы­даются только при условии отсутствия просроченной задол­женности по ранее предоставленным бюджетным средствам. При утверждении бюджета на очередной финансовый год оп­ределяются цели, условия и порядок, лимиты предоставления бюджетных кредитов.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджете субъекта РФ. Источником средств фонда являются отчисления от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ. Средства по взаимным расчетам – это суммы, поступающие в местные бюджеты или передаваемые из местных бюджетов по решениям органов государственной власти, не учтенные при утверждении бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов включает в себя:
· расходы, связанные с решением вопросов местного зна­чения;
· расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного само­управления;
· расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
· расходы, связанные с обслуживанием и погашением му­ниципального долга по ссудам;
· ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответст­венности и предпринимательского риска;
· иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления могут давать муниципаль­ные заказы на выполнение работ или услуг, финансируемых за счет местного бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. Источники финансиро­вания дефицита местного бюджета могут использоваться толь­ко на инвестиции и не могут быть направлены на обслужива­ние и погашение муниципального долга. [1, стр. 223]
Важнейшей частью системы исполнения бюджета является система кассового исполнения бюджета.
Системой кассового исполнения бюджета принято назы­вать совокупность элементов, которые организуют и осуще­ствляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также ведение необходимой отчетности по этим про­цессам.[3, стр. 176]
Распределение расходов бюджета осуществляется по разделам и подразделам функциональной классификации, которые включают: государственное управление и местное самоуправление, национальная оборона, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, национальная экономика, сельское хозяйство и рыболовство, охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, транспорт, связь и информатика, развитие рыночной инфраструктуры, жилищно – коммунальное хозяйство, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуация и стихийных бедствий, образование, культура, искусство и кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура, социальная политика, финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы, межбюджетные трансферты, дорожное хозяйство, прочие расходы, целевые бюджетные фонды. Также осуществляются расходы на региональные и целевые программы по указанным направлениям.
3. Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения – это отношения между орга­нами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
· сбалансированность интересов всех участников межбюд­жетных отношений;
· самостоятельность бюджетов всех уровней;
· законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
· объективное перераспределение средств между бюджета­ми для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности реги­онов и муниципальных образований;
· единство бюджетной системы;
· равенство всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перерас­пределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учётом государственных минимальных социальных стандартов. [1, стр. 132 ]
В настоящее время остро стоит проблема межбюджетных отношений. Зачастую интересы органов государственной власти РФ не соответствуют интересам субъектов страны, что приводит к их разбалансированности. Это связано также с разграничением расходных полномочий между органами власти разных уровней и распределением доходных источников между бюджетами разных уровней. Одним из решений данной проблемы является оздоровление региональных и муниципальных финан­сов. С этой целью предусматривается законодательное закреп­ление бюджетных полномочий властей разных уровней, рас­ширение налоговых полномочий властей субъектов РФ и му­ниципальных образований; использование стабильных норма­тивов отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований; по­ступление налогов от дочерних компаний и филиалов в терри­ториальные бюджеты; внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи и контроля за ее исполь­зованием; создание в федеральном бюджете фонда развития региональных финансов.

Заключение
Таким образом, формирование и исполнение финансов субъектов РФ осу­ществляется на основе Конституции, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ. Основные принципы организации бюджетной системы субъектов РФ уже перечислены. Эффективность формирования и исполнения бюджета можно проследить по соблюдению данных принципов.
Бюджеты субъектов РФ состоят из доходов и расходов. Существуют различия в формировании бюджетов на федеральном уровне, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Основными показателями исполнения бюджета являются профицит и дефицит. Профицит – это превышение доходов бюд­жета над расходами, дефицит – соответственно наоборот. Если принят закон о бюджете с его дефицитом, то в нем утверждаются источники финансирования дефицита. Распределение расходов происходит по основным целевым направлениям.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти субъектов РФ. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики субъекта.
Взаимодействие органов власти на разных уровнях в настоящее время очень актуально. Не соблюдение принципов межбюджетных отношений приводит к противоречиям в формировании и исполнении бюджета. Для того, чтобы избежать проблем в формировании и исполнении бюджета необходимо выявить целевые ориентиры и приоритеты в распределении расходов, регулировать доходные поступления.

Список литературы
1. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.: ил.
2. Финансы: Учеб. пособие/Под реп. проф. П. М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.: ил.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Ковалева А. П.: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 370 с.