Финифть Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти. Финифть – древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси из Византии в 10 веке (“финифтис” – греч. блестящий). Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали.
В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства на Руси в XVI – XVII веках. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода. Традиционная технология выполнения финифти своеобразна,
Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 С. Расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к XVIII веку. В Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой по эмали украшали табакерки, шкатулки,
медальоны, ордена. В основном мастера Ростова занимались росписью иконок, вставок к церковным книгам и утвари. В XIX веке они уже не ограничиваются выполнением образков, а копируют произведения русских и западноевропейских живописцев и выполняют самостоятельные композиции. Современные мастера фабрики “Ростовская финифть”, изготавливающие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры) довели свои изделия
до лучших художественных образцов мирового уровня. Современная ростовская живописная эмаль образует две группы. Одна из них основана на пунктирной эмалевой росписи, приближенной к росписи по фарфору, живописи на жостовских подносах. Для нее характерны тщательная моделировка формы, светотеневое решение, плавные тональные переходы, мягкость цветовых сочетаний. Другая группа исходит из северных русских росписей
Великого Устюга и Сольвычегодска. В основе этой росписи лежат ярко выраженные кистевые приемы. Яркая, акварельно прозрачная подцветка акцентирует внимание на основных центрах композиции, придает изделиям праздничный, нарядный вид. Ростовскую финифть можно узнать по цветочным мотивам, пейзажам. Сочность, яркость красок, хорошо гармонирующих с поверхностью металлического обрамления – светлосеребряного, оксидированого, позолоченного. Чаще всего ростовскую финифть покупают женихи в подарок своим невестам,
а также любящие папаши – дочерям. Среди ювелирных украшений особенно популярны кулоны. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/