–PAGE_BREAK–Выделим признаки организации:
· совокупность участников;
· согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнение, забастовки и т.д.);
· формальная координация, определяющая структуру с учетом: степени ее сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централизации (принятие решений).
С точки зрения теории организации можно дать достаточно близкие определения фирмы. Рональд Г. Коуз определял фирму, как «группу людей сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы».[5] Для сравнения приведем его же определение рынка: «совокупность лиц, которые хотят осуществить обмен правами собственности».[6] Армен Алчиан и Гарольд Демсец определяют фирму, как «совокупность средств, предназначенных для измерения производительности и вознаграждения».
Таким образом, при любом подходе, экономическая организация обнаруживает один важный признак: она является специфической процедурой координации, так как она обеспечивает аллокацию (обособление) ресурсов, следуя собственным правилам, успешно функционируя в условиях, когда рыночные механизмы становятся полностью или частично непригодными.
Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие транзакционных затрат. Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы транзакционными (от лат. transactio– сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, транзакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.
Можно выделить четыре категории транзакционных затрат:
1) затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);
2) затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контракта;
3) «надзорные» затраты (по контролю за соблюдением условий договора);
4) затраты, по юридической защите контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения).
Рассмотрим экономику, представляющую сплошной, однородный рынок и состоящую из одних только физических лиц (т. е. индивидуальных агентов). Бремя транзакционных затрат было бы в ней непомерно велико из-за бессчетного множества микросделок. При достаточно развитом разделении труда любое мельчайшее продвижение продукта по технологической цепи означало бы его переход от одного товаропроизводителя к другому. Каждый такой переход сопровождался бы переговорами о цене, измерениями качества и количества передаваемого продукта, мерами по юридической защите сторон и т. п. Транзакционные затраты были бы столь колоссальны, что многие решили бы вообще отказаться от участия в рыночном обмене.
Наличие транзакционных затрат, естественно, подталкивает к изысканию технических и организационных средств по их сокращению. Один из таких способов минимизации транзакционных затрат – организация фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Их смысл – в подавлении ценового механизма и замене его системой административного контроля. Действительно, многие транзакции дешевле осуществлять внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на транзакционных затратах, «иерархия» вытесняет рынок. В пределах фирмы сокращаются затраты поиска, исчезает необходимость беспрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Другими словами, в мире без транзакционных затрат (а именно таковы нередко идеализированные модели экономической теории!) фирмы были бы излишни.
Но тогда возникает обратный вопрос: почему экономика не может вся целиком строиться наподобие единой гигантской фирмы? Попыткой реализовать эту идею на практике можно считать систему централизованного планирования, сложившуюся в бывших социалистических странах. Ее неслучайно называют термином «командная экономика». Казалось бы, все правильно: чем крупнее организация, тем больше экономия на транзакционных затратах, а значит, минимальными они окажутся тогда, когда всю экономику сверху донизу будут пронизывать командные отношения– при полном устранении рынка.
Однако подобный вывод ошибочен. Дело в том, что любая иерархическая организация так же не свободна от транзакционных затрат, как и рынок, причем они нарастают по мере увеличения ее масштабов. При превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации стремительно разбухают. Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходится все дороже и дороже. Поэтому организация экономики всей страны на манер одной гигантской фабрики, к чему призывал Карл Маркс[7], ведет не к минимизации, а к возрастанию транзакционных затрат.
Отсюда следует, что ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Поэтому когда фирма решает, как организовать ту или иную сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить затраты и выгоды того и другого варианта.
Важно иметь в виду: «чистый рынок» и «чистая иерархия» – это два полюса, две крайние точки, не исчерпывающие всего многообразия организационных фирм. Существует множество промежуточных, гибридных образований (своего рода «квазифирм»).
Различные виды трансакций можно выстроить в такой ряд: безличные акты купли-продажи, совершающиеся «здесь и сейчас» и не требующие специального юридического оформления; разовые, краткосрочные контракты; регулярно повторяющиеся или долговременные контракты; «квазифирмы» (или контракты с вертикальными ограничениями); полноценная фирма.
Итак, фирма оказывается необходима, когда, благодаря ей, достигается более высокая эффективность (производственные плюс транзакционные затраты минимизируются), чем это было бы под силу нескольким мелким организационным единицам, которые можно из нее составить. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии повторить результаты, которых добиваются две, три или больше мелких.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ
2.1 Конкурентные рынки и выбор фирм
В каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении:
· труд;
· издержки;
· цена;
· прибыль;
· заработная плата;
· налоги и т.д.
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.
Конкуренция (от латинского– сталкиваться)– это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
Борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.
Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:
· регулирующая;
· аллокационная;
· адаптационная;
· инновационная;
· распределительная;
· контролирующая.
Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.
В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:
· объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены;
· реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
· покупатели хорошо информированы о ценах;
· продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга;
· фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё.
Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:
· способствует более эффективному использованию ресурсов;
· побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей;
· создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники;
· обеспечивает свободу выбора и действий.
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования;
· не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства;
· не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости.
Противоположностью совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной конкуренции.
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:
· олигополия – монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области;
· монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров;
· чистая монополия – это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара, обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт;
· монопсония – тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара.
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые «рычаги», оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.
2.2 Факторы конкурентоспособности фирмы
продолжение
–PAGE_BREAK–