Фирма как субъект рынка

–PAGE_BREAK–
1.3 Цели  и функции фирмы

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желане выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров. Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).

В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление “… к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества”[6].

Функции фирмы представляют собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности, такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции. При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности. Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономики фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Из этого определения ясно, что цель деятельности фирмы получение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей. Получение максимальной прибыли — это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

— увеличение объема продаж;

— достижение более высоких темпов роста;

— увеличение доли рынка;

— увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

— увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

— увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

— изменение структуры капитала.

Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания всех целей. Конечно, бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, повышению эффективности производства — все это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

Приступая к созданию фирмы, предприниматели должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми нужными материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения капитала.

Важным качеством любого предпринимателя, современной фирмы является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учится, и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах — официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.

Современная фирма — сложная организационная структура и в условиях рыночных отношений возрастает значение трёх основных направлений:

— научной организации производства;

— научной организации труда;       

— научной организации управления.

Цель научной организации производства — создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежное и эффективное функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Задача научной организации труда (НОТ) — построение здоровых нормальных отношений в коллективе. НОТ включает систему мер по созданию условий для высокопроизводственного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием фирмы, его финансовыми и экономическими активами.

Научная организация управления— это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта.

Любая предпринимательская акция — это организация взаимосвязей между людьми. И чем более основательно она воссоздана, тем больше надежд на получение экономической выгоды, на прибыльное возмещение понесенных затрат.

Таблица 1: Цели деятельности фирмы[7]

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных ресурсов

Местная община

Благосостояние общины

Держатели акций

Рост доходов

Кредиторы

Рост стоимости акций

Потребители

Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребностей

Управляющие

Рост доходов

Профессиональный интерес

Работники наемного труда

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение от работы

1.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы

Для оценки качества работы предприятия и ее руководства используются

различные показатели. Их число в отдельных странах доходит до 80, что

понятно: чем всесторонней анализ проводится, тем больше информации, или

тем больше объективности будет у информации) получат потенциальные инвесторы и кредиторы. Мы ограничимся только несколькими показателями, которые можно использовать для оценки эффективности управления.

 

Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа. Таковыми могут быть:

1. Стратегические цели. Необходимо сравнить результаты деятельности данной фирмы с результатами деятельности ее конкурентов или связанных с нею фирм. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких-либо элементов деятельности.

2.Тактические цели. Руководство контролирует деятельность фирмы. Рассчитываются показатели эффективности функционирования отдельных подразделений или производства какой-либо определенной продукции.

3. Задачи планирования. Необходимо сопоставить выгодность использования различных ресурсов или различных сочетаний данных ресурсов за какой-либо период для определения возможных изменений в будущем.

4.Прочие цели руководства. Переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценка влияния ожидаемых государственных ограничений и т.д.
Деятельность фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию, а товары и услуги — через готовые сделки — превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство. На этапах инвестирования производства и реализации продукции участников предпринимательской деятельности интересуют различные аспекты использования факторов производства, и поэтому система показателей эффективности их использования достаточно сложна и многообразна.
Обобщающие показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности.

К этим показателям относятся[8]:

·        рентабельность всего капитала (активов) фирмы

PА = П / А

где П — прибыль; А — капитал (активы) фирмы — совокупность

всех средств;

·        оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы

Ro = Q / A

где Q — объем реализованной продукции;

·        издержки на единицу реализованной продукции

S = И / Q

где И — общие издержки;

·        рентабельность производства

Р = П / Ф,

где Ф — среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов.
Наиболее обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на одну денежную единицу средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также нормой прибыли или показателем окупаемости средств. Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия. Норма прибыли отражает достигнутый на предприятии определенный баланс экономических интересов всех участников бизнеса и «аутсайдеров». Конкретно интересы каждого представлены другими, частными по отношению к рассматриваемому показателями. Так, для собственников предприятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.

Для более полного анализа деятельности фирмы по использованию факторов производства требуются дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.
Глава 2

Организационные формы предпринимательства
2.1. Организационно — правовая форма

Как мы уже заметили, фирма является, самостоятельным субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Однако любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды. Внутренняя среда фирмы — это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления. Внешняя среда фирмы — это экономическая, правовая и социальная среда, в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства.

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности фирмы подразделяются:

— Кчастным фирмамотносят предприятия, основанные на частной собственности, которая «наряду со свободой заключать обязывающие партнеров юридические контракты позволяет частным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовать материальные ресурсы»[9].

— государственные фирмы, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству. К этому типу также относятся предприятия, где государство владеет большей частью капитала и играет решающую роль в управлении

— смешанные предприятия,где в качестве уставного капитала участвует как частный, так и государственный, причем значительней, а порой и преобладающей долей. Такие предприятия в Кыргызстане возникли в результате акционирования крупных предприятий, где государство оставило за собой значительную долю капитала и сейчас постепенно продает ее на аукционах, уменьшая примерно до 25%[10].

— В последние годы появились совместные предприятия, основанные на собственности двух государств (кыргызско-турецкие, кыргызско-германские и другие). Эти предприятия имеют особый статус и способ функционирования.

По размерамфирмы делятся на малые, средние и крупные. В основу такого деления положены два критерия: численность занятых и объем продаж. Чаще всего разграничительным признаком выступает численность занятых работников, причем в разных странах распределение по размерам предприятия может быть различным.

Предприятия различаютпо характеру деятельности. Одни из них действуют в сфере материального производства, производя потребительские и инвестиционные товары, другие в сфере услуг. И третья группа предприятий занимается посреднической деятельностью, основной задачей которой является установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями.

По количеству видов производимой продукциипредприятия бывают специализированные, выпускающие узкий круг товаров, а также многопрофильные, выпускающие разные товары.

Формы предпринимательства можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовой различают следующие виды предприятий:

1. хозяйственные товарищества и общества;

2. производственные кооперативы;

3. государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4. некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);

5. индивидуальные предприниматели.

Хозяйственные товарищества и общества

Рассмотрим, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм). Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Среди основных преимуществ товарищества можно назвать следующие:

1. Подобно частному владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.

2. Поскольку в товарищество объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии.

3. Управление фирмой может быть специализировано. Каждый из партнеров может принять на себя ответственность за конкретный участок работы.

Кроме того, можно выделить и ряд недостатков:

1. Разделение управления может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия.

2. Финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности частного владения.

3. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

4. Товарищество страдают от неограниченной ответственности за деятельности предприятия. Полное партнерство означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества(товарищество с ограниченной ответственностью)

Полнымпризнается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом, включая личное.

Коммандитные товарищества, признается товарищества, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть — ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностьюсоздается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенным является акционерные общества. Акционерное общество — это одна из организационно-правовых форм предприятий. Она создается путем централизации денежных средств (объединения капитала) различных лиц, проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли. Это основная форма организации крупных, части средних и малых предприятий, собственность которых формируется в результате слияния капиталов основателей компании, а также выпуска ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.) и их продажи. Порядок его организации регламентируется украинским законодательством. Права юридического лица акционерное общество приобретает с момента его регистрации в Государственной регистрационной палате или другом уполномоченном государственном органе. При регистрации выдается Свидетельство о регистрации акционерного общества, где указываются дата и номер государственной регистрации, название общества, а также наименование регистрирующего органа.

Акционерные общества обеспечивают три важные цели:

1. Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг.

2. Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает “перелив” акционерных капиталов из отрасли и предприятий, малоэффективных в более эффективные отрасли.

3. Усиление мотивации труда.

Акционерные общества имеют такие положительные черты:

— при определённых условиях (при наличии доверия государству, возвращения трудовых сбережений и так далее) — значительное расширение источников накопления за счёт вкладов в сберегательных банках;

— развитие акционерной собственности способствует демократизации управления предприятием, созданию их материально-технической базы в разных сферах промышленности, сельском хозяйстве, улучшению использования рабочего времени, функционирования живой работы, увеличению творческой инициативы работников и служащих, их приобщению к управлению производством, демократизации отношений собственности на предприятии;

— они обеспечивают значительное уменьшение диспропорций в экономике: между спросом и предложением и тому подобное;

— акционерные компании способствуют эффективному регулированию количества денежной массы. Так, продавая акции, государство уменьшает её, а, покупая — выпускает какое-то количество денег в оборот. Таким образом, можно так же регулировать уровень инфляции;

— акционерные общества способствуют улучшению качества функционирования и развития технико-экономических отношений, то есть отношений специализации, кооперирования, концентрации производства;

— такая форма собственности способствует рационализации процесса управления высшими органами. В частности, право министерств и ведомств быть собственниками акций акционерных предприятий ослабит ведомственную монополию, увеличит заинтересованность их в активном развитии предприятий и объединений, будет способствовать сокращению управленческого аппарата, демократизации процессов управления. Это усилит борьбу с бюрократией, ослабит административные методы управления, которые до сих пор ещё могут оставаться;

— акционерный капитал ускоряет межотраслевое движение средств из одних сфер в другие, в которых изготавливается необходимые товары народного потребления. Это будет стимулировать использование достижение научно-технической революции в базовых наукоёмких сфер промышленности, в аграрно-промышленном комплексе, лёгкой промышленности, сфере услуг.

Но для акционерных обществ так же характерны и некоторые недостатки:

— возможность с помощью акций централизовать трудовые сбережения, и таким образом, усилить экономических контроль за значительным количеством населения;

— купив контрольный пакет акций (сейчас для этого нужно сконцентрировать в одних руках не менее 5% акций) крупные корпорации устанавливают контроль над мелкими компаниями, а через систему участия;

— акционерные компании могут производить различные финансовые махинации на фондовых рынках, получая дополнительную возможность чрезмерного обогащения;

— с помощью акций активно ведётся подкуп высших чиновников государственного аппарата;

Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Учредительным документом акционерного общества является устав. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.
    продолжение
–PAGE_BREAK–