Фирма в условии чистой монополии

Содержание Введение 1. Общая характеристика рынка чистой монополии 1.1 Сущность и возникновение монополии 1.2 Виды монополии 1.3 Условия максимизации прибыли монополистом 1.4 Монопольное равновесие 2. Монопольная цена и дискриминация цен. 3. Общественные издержки монопольной власти 16 Заключение 19 Список литературы 20 Введение В конце

XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит

от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии

и как монополизм влияет на экономику. Проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, издержек общества исследование условий максимизации прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования. 1. Общая характеристика рынка чистой монополии 1.1
Сущность и возникновение монополии Cуть монополии передана самим словом монополия. По-гречески моно – один, полео – продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке. Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует

повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая. Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению

своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара. В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX – начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И.Ленина Империализм как высшая стадия капитализма. Процессы монополизации происходят до сих пор.

В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства. Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий. В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой.
В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист. Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства,

которого нет у других товаропроизводителей. Здесь мы видим, что в принципе монополистом может стать любой товаропроизводитель, который производит уникальный товар, непохожий на другие товары. Если талант человека проявляется в способности создавать оригинальные вещи или идеи, то талантливый человек может тоже быть монополистом. Итак, мы видим, что монополия возникает по разным причинам. Однако на рынке выделяются монополии, имеющие в своей основе экономические корни, порожденные самой

системой товарно-денежных отношений. Именно таким монополиям мы посвятим дальнейший анализ. 1.2 Виды монополии Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных естественная, административная и экономическая. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей.

Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли.
Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его

масштабов путем концентрации капитала. Второй более быстрый основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. 1.3 Условия максимизации прибыли монополистом Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-

продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем – объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара.

В силу действия закона спроса, предельная выручка – повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу – сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.
По мере роста выпуска растут или, по крайней мере, неизменны предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку, когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки. Формализуем сказанное. Пусть – прибыль монополиста

TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС – его общие издержки. И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества fQ. Условия максимизации прибыли Первое условие MR MC, где MR предельная выручка, MR TRQ и MC предельные издержки,

MC TCQ. Второе условие MRQ MCQ. рис. 1 Максимизация прибыли Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки предельным издержкам предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска,

даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены MRQPQP 1.3.1 Помножив первое слагаемое на РР и QQ, поскольку Q P PQ Ed, где Ed – ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде

MR P 11 Ed Из условия максимума прибыли следует, что цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью PMC11Ed 2.3.1 Поскольку Ed -1 спрос эластичен, цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над предельными издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной власти. Означает ли это, что монополист не может нести убытков Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей
платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска когда выполняется условие MR МС. Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна рис. 2 Рис. 2 Qm – величина убытков Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной монопольной властью,

а на втором обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать е по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями в другом переводе ценоискателями. Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.

Такой рынок, как монополия это рынок с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам. 1.4 Монопольное равновесие Наиболее благоприятным на рынке чистой монополии является положение равновесия монополиста. Этот крайний случай, как бы редко он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу. Для того, чтобы проследить за состоянием монопольного равновесия, рассмотрим

графическое изображение рынка чистой монополии Рис.3 G – цена на основе предельных издержек F – регулируемая цена Е – монопольная цена В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки пересечения кривых MR и МС длительного периода и на одной вертикали с ней.
При этом Р превышает МС, а монопольная прибыль показана виде заштрихованного прямоугольника. Контроль над монополией в интересах общества снизит цену до уровня F, где линия спроса пересекается с линией средних долговременных издержек, ликвидировав тем самым, сверхприбыль. Но более важно, что этот контроль приближает цену к уровню предельных издержек в точке G, в которой общественные издержки и выгоды для общества более или менее уравновешиваются.

На рис. 3 показано длительное равновесие монополиста. Его оптимальная цена превышает средние издержки, и поэтому он постоянно получает монопольную прибыль. Его Р также выше его МС. Потому, что понижающаяся кривая его спроса источник его контроля над ценами равносильна тому, как это уже было объяснено, что его предельный доход будет ниже цены. Максимальная прибыль, когда MRMC, предполагает, что

Р выше МС. Мы снова осознаем, что эта разница между ценой, в которую вещи обходятся обществу, и предельными издержками их производства означает, что общественные ресурсы распределяются не наилучшим образом. Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли, или же по другим причинам, может объявить монополию общественно полезным предприятием и установить контроль над ее ценами. Положение равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется на рис.

3 точкой Р. Здесь Р и АС равны. При равновесии в условиях контроля в точке Р разница между ценой и предельными издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для покрытия дефицита, который возникает, если Р снизится до уровня МС в точке О. Если же говорить о факторах, обуславливающих рыночное равновесие
на рынке чистой монополии, то они следующие 1 Монополия вступает в отношения только с покупателем своей продукции 2. Вход в отрасль почти невозможен устанавливаются материальный и искусственный барьеры также в некоторых монополиях присутствует так называемый государственный барьер Одним из действенных способов недопущения конкурентов в отрасль является резкое снижение цены на продукцию в некоторых случаях монополист может позволить снижение цен ниже издержек производства производство

в убыток для недопущения конкурента в отрасль 3. Информация об этом рынке закрыта 4. А главной особенностью является специфика ценообразования Так же данный вид рынка зависит от эластичности спроса. Если спрос на продукцию на рынке эластичен, то при росте цены доходы сокращаются. Если же спрос неэластичен, то при росте цены растт доход монополиста.

Поэтому монополии часто фигурируют на рынках, которым присущ неэластичный спрос. 2. Монопольная цена и дискриминация цен. Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит

к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах.

Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается – она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта. Монопольная цена это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную сверхприбыль. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей,

которые в результате ломают монополию. Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить

объем продажи, но уже по сниженным ценам. Принимая решения об установлении объема выпуска и цены на свою продукцию, ориентирующаяся на максимизацию прибыли фирма-монополист действует следующим образом уравнивая свои предельные издержки и предельную выручку, она определяет количество товара Qm, которое будет производить, а затем через обратную функцию рыночного спроса PQ определяет цену Pm см. рис. 4. рис. 4 В данном случае монополист продает однородный товар по единой
для всех покупателей цене Pm. Хотя при господстве на рынке монополии благосостояние покупателей и ухудшается по сравнению с рынком совершенной конкуренции Pm Pc, Qm Qc, им все же остатся некий потребительский излишек площадь треугольника APmE. Фирма производитель может назначить разным покупателям различные цены на идентичные товары или услуги, и в этом случае говорят, что она применяет ценовую дискриминацию.

Также при осуществлении ценовой дискриминации различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и тому же покупателю. Ценовая дискриминация может возникнуть и в том случае, когда различные потребители приобретают дифференцированный товар. Для того, чтобы фирма имела возможность, и ей было выгодно, осуществлять ценовую дискриминацию, необходимо выполнение следующих условий Фирма должна обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию

обладать монопольной властью. Если производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Реализация ценовой дискриминации связана с невозможностью осуществления покупателями арбитражных операций арбитража, т.е. передаваемости продукта между потребителями. Хотя в реальной жизни ценовая дискриминация может проявляться в огромном разнообразии форм, экономисты

при ее исследовании выделяют три основных типа. Ценовая дискриминация может быть первой, второй и третьей степени. Ценовая дискриминация первой степени, или совершенная ценовая дискриминация, означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг.
Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. При осуществлении ценовой дискриминации второй степени монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый покупатель, покупающий одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качество товар или услугу, платит одну и ту же цену.

Этот вид ценовой дискриминации похож на совершенную ценовую дискриминацию, но грубее. Практикующему ценовую дискриминацию второй степени монополисту удается присвоить не весь потребительский излишек, а только какую-то его часть. При ценовой дискриминации второй степени монополисту хотя и не удается присвоить весь потребительский излишек, но достаточно большую долю его он все же получает и за счт этого максимизирует собственную прибыль. При ценовой дискриминации третьей степени монополист

изначально может разделить потребителей на группы, а цена единицы товара будет различаться для потребителей, принадлежащим к разным категориям, но не будет изменяться для каждого из потребителей при покупке им разного количества товара или услуги. Такая ценовая дискриминация также приводит к лишь частичному захвату потребительского излишка производителем. Осуществляя ценовую дискриминацию третьей степени, монополист, как уже было упомянуто, продает производимый им товар или услугу разным покупателям по различным ценам.

При этом каждая единица продукции, продаваемая потребителю из данной категории, продается по одинаковой цене. Главное отличие ценовой дискриминации третьей степени от ценовой дискриминации второй степени состоит в том, что продавец изначально может разделить рынок на n сегментов, т.е. выделить n групп покупателей. Зная предпочтения каждой группы потребителей, монополист может выделить n сегментов рынка сбыта своей продукции. Все сегменты будут характеризоваться разной эластичностью спроса.
В зависимости от эластичности спроса на каждом из этих n рынков производитель будет устанавливать различные цены. 3. Общественные издержки монопольной власти Монополия, формируя рыночное равновесие, ведет к перераспределению ресурсов в отрасли и в экономике в целом по сравнению с совершенной конкуренцией, в результате чего возникают потери общественного благосостояния. Эти потери можно анализировать в рамках различных концепций и с разных точек зрения. Более простая модель потерь от монополии основана на предположении о том, что

мы рассматриваем рынок в долгосрочном периоде, при условии постоянной отдачи от масштаба производства монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции и равенства долгосрочных средних издержек. В этом случае величина чистых потерь зависит от эластичности рыночного спроса. Итак, чистые потери от монопольной власти тем выше 1. чем выше эластичность спроса при цене, которую назначает монополист 2. чем выше общая выручка монополиста 3. чем выше индекс

Лернера монопольной власти, отражающий долю прибыли в цене. Потери общества от монопольной власти можно определить, используя и другой показатель положения продавца – сумму экономической прибыли. Чистые потери общества от монополии находятся в прямой зависимости от суммы экономической прибыли, которую получает монополист. Анализируя результаты эмпирических исследований величины чистых потерь от монополии, следует иметь

в виду, что базовая модель, послужившая основой эмпирических исследований, отражает влияние монополии на общественное благосостояние далеко не полностью. Она не в состоянии учесть следующие факторы Межотраслевое взаимодействие. При анализе мертвого груза монополии исследователи отталкивались от модели частичного равновесия на товарном рынке,то есть учитывали только непосредственное влияние монополии на том рынке, где онагосподствует.
Однако в экономике отрасли взаимозависимы, товары, производимые монополией, являются субститутами и комплементами для многих других товаров.Влияние монопольного ценообразования при учете межотраслевого взаимодействия оказывается гораздо шире, чем это предполагает простая модель. Эффект дохода адекватно отражает потери потребителей только в том случае, если эластичность спроса по доходу на товар, выпускаемый монополией, равна нулю.

В действительности при повышении цен монополистом возникает эффект дохода для потребителей. Реальные доходы покупателей сокращаются. Этот эффект также необходимо учитывать при оценке последствий монополии Изменение предельной полезности денег. Величина чистых потерь может быть измерена как потери потребительского излишка в простой модели, только если мы считаем, что предельная полезность денег постоянна для всех индивидов при всех уровнях дохода. Если же предельная полезность денег растет по мере сокращениямаксимальной

готовности покупателей платить за товар если считать, что максимальная готовность платить обусловлена, прежде всего уровнем дохода, то потери потребителей следует измерять в единицах полезности, корректируя денежную величину потерь на коэффициент, отражающий предельную полезность денег. Крометого, мы знаем, что часть потребительского излишка, который существовал бы в отрасли в условиях свободной конкуренции, достается монополии в виде монопольной прибыли.

Поскольку, как правило, совокупный доход монополии выше, чем отдельных потребителей, можно считать, что денежная единица приносит монополии меньшую предельную полезность, чем эта же денежная единица в руках у потребителя. Следовательно, потребитель теряет большую полезность, чем приобретает монополист. Потеря полезности в результате перераспределения благосостояния также должна быть добавлена к чистым потерям от монополии. Поведение монополиста. До сих пор мы предполагали, что поведение монополиста в
отношении качества продукта, видов продукта и методов ценообразования такое же, что и у фирмы на рынке совершенной конкуренции цена пассивно отражает характеристики спроса и уровень затрат. Однако монополистобладает большими возможностями для влияния на рынок. Например, монополист может проводить совершенную дискриминацию по цене. В таком случае выпуск монополии будет равен выпуску отрасли в условиях свободной конкуренции, а чистые

потери – нулю, хотя потребители не смогут получать потребительский излишек.Монополист может тратить огромные суммы на рекламу или излишнюю дифференциацию продукции, что также надо учитывать как чистые потери от монополии в качестве растраты ресурсов, имеющих альтернативное производительное применение. С другой стороны, монополизация может сопровождаться улучшениемкачества продукции, так как монополист обладает лучшими возможностями по совершенствованию товара.

Повышение качества товара способствует росту общественного благосостояния и должно рассматриваться в качестве чистого выигрыша от монополии. Монополист может проводить политику создания стратегических барьеров входа. Цена, препятствующая входу потенциальных конкурентов, должна быть ниже той цены монополиста, которая обеспечивает максимум текущей прибыли если преимущества монополиста в издержках по отношению к потенциальным конкурентам невелики. Стратегическая ценовая политика снижает потери потребителей от

монополии. Естественная монополия. В отдельных отраслях технология производства такова, что средние издержки убывают с ростом выпуска, так что эффективность обеспечивается только большим масштабом производства. В этом случае ценообразование по предельным издержкам невозможно – так как оно вело бы к убыткам фирмы. Поэтому сопоставление монополии и условий свободной конкуренциине является корректным. Длительность монопольной власти. Простая модель рассматривает статичный рынок.
Очевидно, что если монопольная власть носит временный характер – например, благодаря существенному преимуществу в издержках по сравнению с потенциальными конкурентами путем лидерства в инновациях то ее отрицательное воздействие наобщественное благосостояние весьма сомнительно. При прочих равных условиях потери от монопольной власти тем меньше, чем быстрее проникают на рынок потенциальные конкуренты, привлеченные экономической прибылью.

Эта модель показывает, что чистые потери будут существовать тогда, когда монополия продолжительна во времени, то есть монопольная власть является не случайным совпадением обстоятельств на рынке, а закономерным следствием действий самой фирмы. Если монопольная, власть возникает на рынке лишь на очень непродолжительное время, а в долгосрочном периоде потери от монопольной власти сокращаются до нуля, то чистые потери равны нулю. Если монопольная власть устойчива во времени и потери в долгосрочном периоде не отличаются от

потерь в краткосрочном периоде, то чистые потери, напротив, выше, нежели это предусматривает простая модель монополии, и равны дисконтированной сегодняшней ценности потока чистых потерь. Заключение В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно.

С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм.
Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. Список литературы 1. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику – М. Высшая школа, 1994г. 2. Гребенников П.И Леусский А.И Тарасевич Л.С. Микроэкономика, С-Пб. 1996г. 3.

Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику М. 1991г. 4. В.Ф.Максимова Рыночная экономика Учеб. пос М. Соминтек, 1992г. 5. А.Пигу. Экономическая теория благосостояния. т.2. -М. Прогресс, 1985г. 6. Долан Э. Дж, Линдсей Д. Е. Микроэкономика – СПб Литера Плюс, 1997г. 7. Коуз Р. Фирма, рынок и право –

М. Юристъ, 1999г. 8. Сафронова Н.А. Экономика предприятий – М. Юристъ, 1998г. 9. Симкина Л. Г Корнейчук Б. В. Микроэкономика Учеб. пос СПб Питер,2002