ЯФ МЭСИ Реферат По физической культуре на тему: «Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни студента» Выполнил: Проверил: преподаватель физ.культуры Алексеева Маргарита Тимофеевна Ярославль 2007 Содержание: 1. Организация физического воспитания … 2. Формы физического воспитания студентов … 3. Основы здорового образа жизни студента Физическая культура в обеспечении здоровья … 4 4.
Список литературы … 12 Организация физического воспитания Целью физического воспитания является содействие подготовке гармонично развитых молодых людей. В процессе физического воспитания предусматривается решение следующих задач: • Воспитание высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию
организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; • всесторонняя физическая подготовка студентов; • профессионально – прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; • совершенствования спортивного мастерства студентов
– спортсменов; • воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется
поликлиникой или здравпунктом вуза. Формы физического воспитания студентов Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение
обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную
непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов,
при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо¬ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо¬сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обя¬занность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю¬щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра¬зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех
болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходи¬мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ¬культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены сло¬вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основан¬ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю¬щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво¬ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче¬ское и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье – это состояние физического, духовного и соци¬ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче¬ских дефектов". Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): • Физическое здоровье – это естественное состояние орга¬низма, обусловленное нормальным функционированием
всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра¬вильно функционирует и развивается. • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи¬вости, развитием волевых качеств. • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни
чело¬века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличи¬тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро¬вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про¬тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче¬ски здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи¬тается высшей мерой человеческого здоровья.
Нравственно здоро¬вым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он от¬лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил орга¬низма повышает резервы здоровья, создает условия для творче¬ского самовыражения в различных областях нашей жизни. Ак¬тивный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе ленить¬ся". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резер¬вов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха
в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минут¬ные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в мину¬ту, при самой энергичной физической работе –
20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выяв¬ляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная произво¬дительность органов при сохранении качественных пределов их функции. Систему функциональных резервов организма можно раз¬бить на подсистемы: 1. Биохимические резервы (реакции обмена). 2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем
органов). 3. Психические резервы. Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточ¬ном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что мож¬но, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел воз¬можностей здесь упирается в определенную скорость распростра¬нения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходи¬мое для сокращения и расслабления мышц. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ¬ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель¬ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Плодотворный труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является
труд. Рациональный режим труда и отдыха – необходимый эле¬мент здорового образа жизни. При правильном и строго соблю¬даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо¬ровья, улучшению работоспособности и повышению производи¬тельности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является ис¬коренение вредных привычек (курение, алкоголь,
наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо¬собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе¬ния и на здоровье будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосу¬дов, легких.
Курение не только подтачивает здоровье, но и заби¬рает силы в самом прямом смысле. Как установили советские спе¬циалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сига¬реты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулиру¬ет курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполне¬ния теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению.
Нарушение питания тканей кисло¬родом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность ку¬рильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевре¬менное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно опасно в определенные пе¬риоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию.
Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению сла¬бых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как по¬вышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия
к нему: – потеря чувства меры и контроля над количеством по¬требляемого алкоголя; – нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизоди¬ческом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту само¬убийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на пе¬чень: при длительном систематическом злоупотреблении алкого¬лем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкого¬лизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной же¬лезы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных
последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современно¬го общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спирт¬ными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболе¬ваниям и раку. Следующей составляющей здорового образа жизни яв¬ляется рациональное питание.
Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув¬ствия мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес.
А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, посколь¬ку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От¬сутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются мо¬лочная продукция, рыбий жир, печень.
Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребле¬ния, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного про¬дукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, заня¬тий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется
для под¬держания физиологических функций организма – сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового чело¬века среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела. Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: – Прием пищи только при ощущениях голода. – Отказ от приема пищи при болях, умственном и физи¬ческом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела. –
Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умствен¬ной. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минераль¬ных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансиро¬ванного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, вы¬сокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.
Немаловажное значение оказывает на здоровье и состоя¬ние окружающей среды. Вмешатель¬ство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сло¬жившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и
Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухо¬лей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод – на пищеварение, резко ухудшает общее состоя¬ние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% – от условий, нас окружающих. Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фак¬тор воздействия
на здоровье – наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинако¬вые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре¬шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 кало¬рий. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств спо¬собствует и укреплению здоровья,
но далеко не в одинаковой ме¬ре. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Нако¬нец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастиче¬ские и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового
образа жизни, что обеспечит растущему организму на¬дежный щит против многих болезней. В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффек¬тивных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснова¬ние. Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до
обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен извест¬но, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использова¬нии специальных температурных воздействий и процедур. Основ¬ные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность;
учет индивидуальных осо¬бенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на про¬цедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздей¬ствие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастно¬го душа как для взрослых,
так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность. Закаливание – мощное оздоровительное сред¬ство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Способ достижения гармонии человека один – системати¬ческое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, кото¬рые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эф¬фективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, яв¬ляются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы,
развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Физические упражнения окажут положительное воздей¬ствие, если при занятиях будут соблюдаться определенные пра¬вила. Необходимо следить за состоянием здоровья – это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного на¬пряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца.
При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упраж¬нения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно вы¬держать определенный период, чтобы функции организма восста¬новились только тогда физкультура принесет пользу. При выполнении физических упражнений организм чело¬века реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями.
Ак¬тивизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвиж¬ность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физиче¬ских упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хоро¬ший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени. Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных со¬лей.
Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетаю¬щее воздействие на самочувствие человека и протекание жизнен¬но важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их коле¬баний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.
Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стиму¬лирует психику новизна впечатлений, вызывающая положитель¬ные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаи¬вается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нер¬возность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы
и ее бескрайних просторах. Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование и т. д. В спортивной прак¬тике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие мак¬симальные условия для занимающихся физической культурой и спортом. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и необходимо. На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основ¬ные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изуче¬ние и оздоровление условий внешней среды, в которых происхо¬дят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности,
выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций раз¬личных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они вы¬ражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных про¬цессов, совершенствовании функций дыхательного
аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возраста¬ет гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха.
При этом улучшаются такие показатели физиче¬ского развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ём¬кость легких. При проведении занятий в условиях холода совер¬шенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувстви¬тельность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффектив¬ности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражне¬ниями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов. Говоря о гигиене физических упражнений, нельзя не вспомнить об утренней гимнастике и роли физкультурной паузы. Целью утренней гимнастики является ускорение перехода орга¬низма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражне¬ния должны выполняться в хорошо проветриваемой комнате, при открытом окне или
форточке, а при возможности – и на открытом воздухе. Зарядку следует сочетать с воздушной ванной. После окончания гимнастики полезно обтирание или обливание тела прохладной водой. Физкультурные паузы проводят в школе и на производстве, они являются одной из основных форм активного отдыха. Важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за те¬лом, гигиену одежды и обуви.
Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивиду¬альные различия людей не позволяют рекомендовать один вари¬ант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов дея¬тельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное
питание. Особое внимание нужно уделять сну – основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истоще¬ние нервной системы, ослабление защитных сил организма, сни¬жение работоспособности, ухудшение самочувствия. Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режи¬ма. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в раз¬личное время – к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспо¬собность. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспита¬тельное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие ка¬чества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рацио¬нально использовать каждый час, каждую минуту своего
времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать ре¬жим, исходя из конкретных условий своей жизни. Важно соблюдать следующий распорядок дня: Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо
проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине
(по улицам с опасным составом воздуха)(,а не ходит пешком), кушает с книгой и … А спроси у него: “Что же такое здоровье ?” … Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где – нибудь в кардио- или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности ? Наверное нет… Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья. Список используемой литературы: 1. Советская система физического воспитания. Под ред. Г. И. Кукушкина. М «Физкультура и спорт», 1975. 2. П. Ф. Ленсгафт. Избранные сочинения. М «Педагогика»,
1988. 3. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М «Физкультура и спорт», 1998. 4. Педагогика. Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. М «Физкультура и спорт», 1978. 5. А. В. Шабунин. Лесгафт в Петербурге. Л 1989. 6. Психология. Под ред. В. М. Мельникова.
М «Физкультура и спорт», 1987. 7. Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М «Физкультура и спорт», 1995. 8. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб 1997. 9. В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья. 10. Н. Б. Коростелев. От А до Я. 11. И. П. Березин, Ю.
В. Дергачев. Школа здоровья. 12. А. В. Жеребцов. М Физкультура и труд, 1986. 13. Б. В. Петровский. М Популярная медицинская энциклопедия, 1981.