Физические лица как плательщики водного налога

–PAGE_BREAK–
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА
2.1. Порядок исчисления водного налога
Согласно ст.333.13 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма водного налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Поэтому целесообразно рассмотреть налоговую базу и налоговые ставки водного налога.

Глава 25.2 НК РФ приводит в соответствие с частью первой НК РФ наименование элемента налогообложения, который характеризует физическую оценку объекта налогообложения, то есть заменяет название «платежная база» названием «налоговая база».

По сути, подходы к определению налоговой базы по сравнению с Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» не изменились, ст.333.10 НК РФ по отдельным видам водопользования шире раскрывает налоговую базу либо указывает источник получения информации о величине налоговой базы.

Четыре типа объектов налогообложения определяют четыре типа налоговой базы: объем воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

Так, при заборе воды налоговая база представляет собой объем забранной из водного объекта воды, который определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды по состоянию на 1-е число каждого месяца.

Если же водоизмерительные приборы отсутствуют, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств, в частности с учетом времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, времени работы и производительности насосов.

При невозможности определения объема забранной воды исходя из показаний водоизмерительных приборов и времени работы и производительности технических средств данный показатель устанавливается по нормам водопотребления.

Налоговая база, определяемая как объем забранной воды, не уменьшается на потери воды при заборе и транспортировке и, как уже отмечалось выше, на объем воды, переданной своим абонентам.

Если водопользователь осуществляет забор воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для передачи другим водопотребителям, то налоговой базой является весь объем забранной воды, включая воду, переданную своим абонентам.

Налоговой базой при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики является количество произведенной электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях гл.25.2 НК РФ предписывает определять налоговую базу как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, и одной сотой расстояния сплава, выраженного в километрах.

Предыдущий опыт исчисления платежей за пользование водными объектами показал, что в основном были трудности с определением платы при лесосплаве, так как было неправильно складывать разные расстояния лесосплава, а затем умножать эту сумму на ставку и на общий объем сплавляемой древесины. В этом случае получается значительно завышенная сумма платы по сравнению с правильно исчисляемой.

Аналогичная ситуация будет иметь место и при применении гл.25.2 НК РФ в случае такого же подхода к исчислению суммы налога.

Но уже при различных объемах сплавляемой древесины следует рассчитывать сумму водного налога отдельно по каждому случаю лесосплава, иначе сумма этого налога получится тоже завышенной.

Использование акватории водных объектов в иных целях предполагает определение налоговой базы как площади предоставленного водного пространства, которая устанавливается по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Глава 25.2 НК РФ принципиально меняет подходы к установлению налоговых ставок.

Напомним, что Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» устанавливает только предельные (максимальные и минимальные) ставки платы по видам водопользования в целом для Российской Федерации, наделяя Правительство РФ полномочиями дифференцировать предельные ставки по экономическим районам и бассейнам рек, озерам и морям.

Конкретные ставки по категориям водопользователей определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые вправе предоставлять льготы отдельным категориям налогоплательщиков.

В отличие от платы за пользование водными объектами, ставки водного налога установлены непосредственно ст.333.12 НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые к тому же лишены права на предоставление льгот.

Вместе с тем сохранен принцип установления налоговых ставок по экономическим районам, бассейнам, водохозяйственным системам и видам водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. куб. м воды; 1 кв. км; 1 тыс. кВт.ч; 1 тыс. куб. м леса на 100 км сплава).

Если сравнивать ставки водного налога с действующими ставками платы за пользование водными объектами, то можно отметить их увеличение по сравнению с существующими максимальными ставками.

Исключение составляет пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.

При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта следует иметь в виду, что ставка налога установлена в тысячах рублей за 1 кв. км в год.

Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период — квартал — исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Следует отметить, что ставки платы за забор воды, использование акватории водных объектов установлены только по внутренним водным объектам, территориальному морю и внутренним морским водам; таким образом, на исключительную экономическую зону Российской Федерации юрисдикция налога, также как и платы за пользование водными объектами, не распространяется.

Поскольку водные ресурсы являются исчерпаемыми, государство проводит нормирование водопотребления и предусматривает ответственность за нерациональное и сверхлимитное использование ресурсов водных объектов. В части водного налога это находит отражение в привлечении налогоплательщиков к уплате налога за сверхлимитный забор воды по ставкам, увеличенным в пять раз.

Поскольку налоговым периодом по водному налогу определен квартал, то и величина фактического забора должна сравниваться с квартальным лимитом забора воды. Если водопользователю установлен только годовой лимит, то в целях налогообложения квартальная величина лимита исчисляется делением величины годового лимита на четыре.

Если же утверждены месячные лимиты, то в целях налогообложения суммируются лимиты месяцев, составляющих конкретный квартал.
2.2. Порядок и сроки уплаты водного налога
По окончании налогового периода (квартала) налогоплательщик в соответствии со ст.333.13 НК РФ должен самостоятельно исчислить водный налог, а именно: определить налоговую базу (количество забранной воды, площадь акватории и т.д.) и умножить ее на налоговую ставку, соответствующую виду водопользования, экономическому району и водному бассейну.

Статья 333.14 НК РФ устанавливает тот же предельный срок уплаты водного налога, который предусмотрен по плате за пользование водными объектами: налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Поскольку налоговый период для всех водопользователей одинаков, то при пользовании вод­ными объектами в течение 2009 года водный налог подлежит уплате за I—Illкварталы не позднее соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября этого года, а за IVквартал 20099 года налог вносится не позднее 20 января 2010 года.

Главой 25.2 НК РФ сохранен порядок уплаты водного налога по местонахождению объекта налогообложения (соответствующего вида пользования водным объектом).

Глава 25.2 НК РФ не оговаривает решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в то время как Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» предусматривает, что суммы платы в данном случае подлежат внесению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика с их последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты в соответствии с заключаемыми бассейновыми соглашениями.

Вместе с тем при решении вопроса об уплате водного налога следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования. Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, который водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации либо с их согласия с одним из этих органов, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 333.15 НК РФ, устанавливающая порядок представления налоговой декларации по водному налогу, устраняет сложности, присущие представлению деклараций по плате за пользование водными объектами.

Налогоплательщик будет представлять одну налоговую декларацию за налоговый период только в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» предусматривает представление двух документов — собственно налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту нахождения организации, и ее копии, представляемой в налоговый орган по месту пользования водным объектом (то есть по месту нахождения объекта налогообложения) и заполняемой в соответствующей части.

Предельный срок представления налоговой декларации по водному налогу, так же как и в настоящее время, совпадает с предельным сроком уплаты налога — 20-е число месяца, следующего за налоговым периодом.

ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДАЧА ОТЧЕТНОСТИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ
3.1. Структура декларации по водному налогу
Согласно cm. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление на­логоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, нало­говых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по мес­ту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Заметим, что Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» преду­смотрено представление в соответствующие сроки налоговой декларации за пользование вод­ными объектами. При этом данным Федеральным законом, а также инструкцией Госналогслуж­бы России от 12.08.1998 № 46 не предусматривается возможность непредставления деклара­ции за какой-либо отчетный период, в котором не осуществлялось водопользование.

Письмом МНС России от 28.09.2001 № ШС-б-14/734 было разъяснено следующее. При приме­нении ответственности, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ, необходимо учитывать, что в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налого­вой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 руб.

Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете переплаты или факта уплаты налога не влияют на применение к налогоплательщику ответственности за нарушение им установлен­ного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации.

Приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29 утверждены форма декларации по водному налогу и порядок ее заполнения (далее — декларация и Порядок). Данная форма должна  применяться  начиная  с отчетности  за Iквартал 2005 года[1].

Налоговая декларация состоит:

— из титульного листа (страницы 1 и 2);

— раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта налогообложения (по данным налогоплательщика);

— раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога», включающего в себя:

— раздел 2.1  «Расчет налоговой базы и сум­мы водного налога при заборе воды из водного объекта»;

— раздел 2.2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании акватории вод­ного объекта, за исключением лесосплава в плотах и кошелях»;

— раздел 2.3 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта без забора воды для целей гидроэнергетики»;

— раздел 2.4 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта для целей лесосплава в плотах и кошелях».

Все налогоплательщики представляют титуль­ный лист, разделы 1 и 2. Причем раздел 2 может включать лишь некоторые из разделов 2.1—2.4 (в за­висимости от видов водопользования, которые осу­ществляет налогоплательщик).

Вторую страницу титульного листа налогопла­тельщики-организации заполняют, если на первой странице по каким-либо причинам не указан ИНН руководителя или главного бухгалтера. При отсутст­вии ИНН у налогоплательщика — физического лица ему также следует заполнить вторую страницу ти­тульного листа.
3.2. Порядок заполнения и подачи декларации по водному налогу
Общие требования к оформлению декларации по водному налогу такие же, как и при заполнении лю­бой другой налоговой декларации.

Заполнение титульного листа

На первой странице титульного листа указываются вид представляемой декларации (первичная или корректирующая), номер квартала, за который отчи­тывается налогоплательщик, отчетный год, полное наименование налоговой инспекции (по месту нахо­ждения объекта налогообложения), в которую пред­ставляется декларация, а также основные сведения о налогоплательщике: код основного вида деятельности согласно ОКВЭД.

Титульный лист подписывают физическое лицо, являющееся плательщиком водного налога.

Заполнение раздела 1

В разделе 1 приводятся общие суммы налога, подле­жащие уплате по местонахождению объектов нало­гообложения, относящихся к территории отдельных объектов административно-территориального деле­ния с соответствующим кодом по ОКАТО. Этот раз­дел заполняется на основании данных, указанных в разделах 2.1—2.4 декларации, и является сводным.

В строку 010 вписывается наименование согла­шения о разделе продукции (для участков недр, пре­доставленных в пользование на условиях такого сог­лашения). Если водопользование производится вне рамок соглашения о разделе продукции, то по стро­ке 010 ставится прочерк.

В строке 020 проставляется код бюджетной клас­сификации (КБК), в соответствии с которым произ­водится зачисление налога на счета органон феде­рального казначейства: 182 1 07 0300 001 1000 1 10.

В строке 030 проставляется код по ОКАТО объе­кта административно-территориального деления (по местонахождению объекта налогообложения), на территории которого уплачивается в бюджет соответствующая сумма налога по КБК, указанному по строке 020 данного листа раздела 1.

По строке 040 отражается общая сумма налога по всем видам водопользования и водным объек­там. Она подлежит уплате по местонахождению объ­ектов налогообложения, относящихся к территории объекта административно-территориального деле­ния с кодом по ОКАТО, указанным по соответству­ющей строке 030 данного листа раздела 1.

Сумма налога, указанная по строке 040, опреде­ляется в результате сложения сумм налога, исчис­ленных по всем видам водопользования в разде­лах 2.1—2.4 декларации с соответствующим кодом по ОКАТО.

Если в разделе 1 декларации недостаточно строк для отражения сумм налога, подлежащих уплате по местонахождению объекта налогообложения (это строки 030 и 040), то в налоговой декларации запол­няется необходимое количество дополнительных листов раздела 1.

Сведения, приведенные в разделе 1 по строке «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю», подтвержда­ются подписями лиц, подписавших налоговую декларацию на странице 1 титульного листа. По­мимо этого проставляется дата подписания данно­го раздела.

Заполнение раздела 2.1

Раздел 2.1 заполняют налогоплательщики, осущест­вляющие забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) с учетом целевого использования забранной воды.

При заборе воды для водоснабжения населения или для технологических нужд из поверхностных водных объектов в пределах установленных лими­тов (в связи с эксплуатацией объектов теплоэнер­гетики и атомной энергетики), а также для других целей установлены различные налоговые ставки. Поэтому раздел 2.1 заполняется в нескольких эк­земплярах. Причем количество экземпляров соот­ветствует количеству расчетов налога по разным налоговым ставкам (отдельно по каждой налого­вой ставке).

В строке 010 указывается КБК по водному налогу.

В строке 020 проставляется код по ОКАТО по ме­стонахождению объекта налогообложения.

По строке 025 указывается наименование водно­го объекта (река, озеро, водохранилище и т. д.). При заборе воды из подземных водных объектов в данную строку вписывается регистрационный но­мер артезианской скважины (например, артезиан­ская скважина № 128987).

По строке 030 приводятся данные об имеющей­ся у налогоплательщика лицензии на водопользова­ние. А именно: серия, номер и вид лицензии, кото­рые при заполнении разделяются знаком «;» (точка с запятой).

В строку 040 вписывается код водопользования. Эти коды перечислены в приложении № 3 «Коды во­допользования» к Порядку (код водопользования указывается при любом значении показателя стро­ки 050).

В строке 050 указывается код цели забора воды. Он определяется согласно приложению № 4 «Коды целей забора вод» Порядка.

По строке 060 отражается лимит водопользова­ния (в тыс. куб. м), установленный для данного вод­ного объекта и данной цели водопользования.

В строку 070 вписывается общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период. Причем этот объем относится к конкретному коду водопользова­ния и к конкретному коду цели забора воды. При этом неважно, производилось водопользова­ние в рамках утвержденных лимитов или с их пре­вышением.

По строке 080 показывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период в пределах установленного лимита.

В строке 090 проставляется фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита. Значение дан­ного показателя определяется как разность значений строк 070 и 080.

В строках 100 и 110 указывается налоговая став­ка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов, либо за 1 тыс. куб. м забранной морской воды. При­чем в строке 100 приводится налоговая ставка, со­ответствующая забору воды в пределах установлен­ного лимита, а по строке 110 — сверх установлен­ного лимита.

По строке 120 отражается сумма налога, подлежа­щая уплате. Налог исчисляется за фактический объ­ем забранной воды (включая объем забранной воды в пределах установленного лимита и сверх установ­ленного лимита) по конкретному водному объекту, конкретной лицензии (при ее наличии) и конкрет­ной цели использования забранной воды, по которой установлена отдельная ставка налога. Показатель строки 120 определяется так:

стр. 120 = стр. 080 х стр. 100 + стр. 090 х стр. 110.

Заполнение раздела 2.2

Этот раздел заполняют налогоплательщики, осуще­ствляющие использование акватории водного объе­кта, за исключением лесосплава в плотах и кошелях. По каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) оформляется отдельный экземп­ляр данного раздела.

По строкам 010, 020, 025, 030 и 040 отражаются данные, аналогичные тем, которые указываются при заполнении раздела 2.1. А именно: КБК по водному налогу, код по ОКАТО по местонахождению объекта налогообложения, наименование водного объекта, данные, относящиеся к лицензии, и код водопользо­вания соответственно.

По строке 031 приводятся сведения о договоре на водопользование, заключенном налогоплательщи­ком с органом (органами) исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации. Этот договор, в частности, устанавливает площадь водно­го пространства, предоставленного в пользование.

В строке 050 указывается площадь предоставлен­ного водного пространства (в кв. км), являющаяся объектом налогообложения.

В строку 060 вписывается налоговая ставка в руб лях за 1 кв. км используемой акватории в расчете на год на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ.

По строке 070 отражается сумма налога, подле­жащая уплате (исчисленная за площадь водного пространства, предоставленного по конкретному водному объекту и конкретной лицензии). Значение показателя определяется следующим образом:

стр. 070 = (стр. 050 х стр. 060): 4.

Заполнение раздела 2.3

Данный раздел заполняют налогоплательщики, осуществляющие использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики. По ка­ждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) оформляется отдельный экземпляр этого раздела.

По строкам 010, 020, 025, 030 и 040 отражаются данные, аналогичные указываемым при заполнении разделов 2.1 и 2.2. Это КБК по водному налогу, код по ОКАТО по местонахождению объекта налогообло­жения, наименование водного объекта, данные, от­носящиеся к лицензии, и код водопользования соот­ветственно.

По строке 050 отражается количество произве­денной за налоговый период электрической энер­гии (в тыс. кВт.ч).

По строке 060 вписывается налоговая ставка в рублях за Iтыс. кВт.ч произведенной электроэнергии, установленная подпунктом 3 пункта 1 ста­тьи 333.12 НК РФ.

В строке 070 указывается сумма налога к уплате. Налог исчисляется за фактический объем электро­энергии, произведенной за налоговый период, по конкретному водному объекту и конкретной ли­цензии. Значение показателя по этой строке опре­деляется так:

стр. 070 = стр. 050 х стр. 060.

Заполнение раздела 2.4

Этот раздел заполняют налогоплательщики, осуще­ствляющие использование водных объектов для це­лей лесосплава в плотах и кошелях. По каждому вод­ному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) оформляется отдельный экземпляр этого раздела.

По строкам 010, 020, 025, 030 и 040 отражаются сведения, аналогичные тем, которые указываются при заполнении разделов 2.1—2.3. А именно: КБК по водному налогу, код по ОКАТО по местонахожде­нию объекта налогообложения, наименование вод­ного объекта, данные, относящиеся к лицензии, и код водопользования соответственно.

В строке 050 указывается объем древесины, спла­вляемой в плотах и кошелях за налоговый период (в тыс. куб. м).

По строке 060 отражается расстояние сплава леса (в км) на соответствующем водном объекте.

В строку 070 вписывается налоговая ставка в руб­лях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава (подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ).

В строке 080 указывается сумма налога, исчис­ленная за фактический объем сплавляемой древеси­ны и подлежащая уплате, по конкретному водному объекту и конкретной лицензии. Значение показате­ля по этой строке определяется следующим образом:

стр. 070 = (стр. 050 х стр. 060): 100.

Если водопользователь осуществлял в налоговом периоде на одном и том же водном объекте сплав ле­са на различные расстояния, раздел 2.4 он должен за­полнять применительно к каждому расстоянию сплава.

В заключение целесообразно отметить, что в главе 25.2 НК РФ не указано распределение сумм водного налога между бюджетами разного уровня. Эти вопросы решаются соответству­ющими нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим напомним, что на весенне-летней сессии 2004 года Федеральным Собранием внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают направление в федеральный бюджет всей суммы (100 %) собираемого водного налога.

    продолжение
–PAGE_BREAK–