Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Министерствообразования РФ.
Сахалинскийгосударственный университет.
Институтестественных наук.
Кафедрапедагогики.
Рефератпо педагогике.
Натему:
Физическоевоспитание школьников, средних и старших классов.
          
                                                                                            
Выполнил: ГотлибА.В.
Преподаватель: НикитинаА.Б.  
г.Южно-Сахалинск.
2002.
План:
1. Характеристика возрастных особенностей учащихся.
2. Теоретическая подготовка.
3. Общая физическая подготовка.
4. Средства  физическойподготовки.
5. Учет успеваемости.
6. Основы методики физической подготовки.
7. Организация и проведение занятий.
8. Организация учащихся на занятиях.
9. Вывод
 
 
ХАРАКТЕРИСТИКАВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В средних и старших классах обучаются юноши идевушки в воз­расте от15 до18 лет. По возрастным осо­бенностям их, можноотнести к двум груп­пам: подростковый возраст—юноши 13—16 лет, девушки— 12—15 лет и юно­шеский возраст— юноши17—21год и девушки— 16—20 лет. Возрастнаяперио­дизация в известной степени условна и позволяет установить лишьориентировоч­ные границы между фазами роста. Одна­ко в каждом возрастномпериоде физи­ческое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенностиорганизма в зна­чительной степени обусловливают содер­жание и методикуфизического воспита­ния. С учетом возраста осуществляется подбор средств,определяются допусти­мые нагрузки, нормативные требования
Возраст15—20лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этоговозраста являются постепенное увеличение массы и разме­ров тела, расширениеприспособительных возможностей организма.
Формирование скелета заканчивается в основном к17—18 годам. К этому вре­мени сформировываетсяфизиологическая кривизна позвоночного столба. К16—18 годам  заканчивается   формирование стопы. В возрасте15—16 лет особое внима­ние преподавателяфизического воспита­ния должно быть обращено на формиро­вание правильной осанкии развитие сто­пы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия дляфункционирования внутрен­них органов и организма в целом.
У женщин рост заканчивается в20—22 года, у мужчин в23—25 чет.Рост тела сочетается с изменениями в строении костной систе­мы. Чрезмерные физическиенагрузки могут привести к задержке роста.
Свозрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес телапродолжает возрастать примерно до25 лет.У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Весмышечной массы к весу тела у подростков15лет со­ставляет32,6%, а у юношей17—18 лет—44,2%.
К18—21 годам в основном заканчиваетсяфункциональное раз­витие отделов центральной нервной системы и вегетативныхсистем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила воз­будительныхпроцессов преобладает над тормозными процессами.
Ввозрасте11—18 лет отмечается усиленный рост сердца.Линей­ные размеры сердца к15—17 годамувеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостейсердца в 13—15 лет составляет250 см3, а у взрослых250—300 см3. Если за семь лет (от7 до14)его объем возрастает на30—35%, то зачетыре года (от14 до18) — на60—70%. Увеличение емкости поло­сти сердца опережает увеличение’просветов сосудов. Сердце неред­ко «не поспевает» за увеличением общихразмеров тела. В возра­сте15—20 лет у10—15% юношей и девушек отмечается относитель­ное«малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстано­вительных процессовпосле нагрузки.
Частотасердечных сокращений в возрасте15 летсоставляет 76 ударов в минуту, а ввозрасте20 лет— у юношей65—70, у деву­шек70—75 ударов в минуту.
Вобеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скоростькровотока. Время кругооборота крови в14—16 летсоставляет 18с, а у взрослых— 17—29с.
Дляукрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняяфизическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физическихнагрузок, систематичность за­нятий физическими упражнениями.
Свозрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом телапотребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают болеенапряженно. Так, минутный объем дыха­ния у 14-летнего подростка составляет на1 кг веса110—130 мл, у взрослого же всего лишь80—100 мл. Функциональные возмож­ности аппарата дыхания еще недостаточносовершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше,чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в14—16 лет— 45 л, в 17—18 лет— 61л в минуту.
Особенно велика роль физического воспитания вразвитии дыха­тельного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание направильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, наукрепление дыхательных мышц. Учащихся не­обходимо научить правильно дышать ипомочь им овладеть навы­ками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. Приэтом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единствес развитием других систем организма и в различные воз­растные периодыпредъявляются разные требования к развитию фи­зических качеств. Развитие техили иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрениясовершенствования дви­гательных способностей, но и обязательно с точки зренияобеспече­ния нормального протекания процесса физического развития и по­вышенияфункциональных возможностей растущего организма.
Уровеньразвития физических качеств и степень приспособляе­мости организма к физическимнагрузкам на быстроту, силу, гиб­кость зависят от возрастных особенностейорганизма. Высокие по­казатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к18 годам, сила мышц увеличивается до20 лет и более; высокий уровень вы­носливостинаблюдается обычно к23—25 годам.Упражнения на выносливость в возрасте17—18лет и особенно в15—16 лет необхо­димострого дозировать.
Ввозрасте15—16 лет отмечаетсязначительное увеличение мы­шечной массы и совершенствование нервно-мышечногоаппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с уча­щимисяэтого возраста следует воздерживаться от силовых упраж­нений с предельныминагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднеев19—20лет.
Необходимоподчеркнуть, что обучение в средних и старших классах совпадает с периодомполового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость инеустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического разви­тияучащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологическиевозможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться.Поэтому в процессе физического вос­питания важен индивидуальный подход.
Теоретическая подготовка.В процессе обученияучащиеся долж­ны получить теоретические знания по таким вопросам: общие све­денияо физкультурном движении и организации физи­ческого воспитания; гигиеническиеосновы физического вос­питания;  теоретиче­ские знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм,плаванию.
Знаниегигиенических основ физического воспитания имеет важное значение дляорганизации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры вих быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха,системати­ческие занятия физическими упражнениями в быту— обязательное условие успешного решения задач физическоговоспитания, преду­смотренных программой. Полученные знания необходимо закрепитьна практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями,’предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.
 Даваятеоретические знания по отдельным видам общей физи­ческой подготовки, учащихсяследует познакомить с основами тех­ники различных видов спорта, профилактикойтравматизма, с ин­вентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знаниявместе с практическими навыками по видам спорта должны содействоватьспортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внед­рению физическихупражнений в ‘быт учащихся.
.Методы сообщения теоретических знаний(уроки, беседы, теоре­тические сведения в процессе занятий физическимиупражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.
Общаяфизическая подготовка.Она составляет главное содер­жание занятий физическими упражнениями вшколах.
Основнымивидами общей физической подготовки являются гим­настика, легкая атлетика,лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, чтозанятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным игрампредставляют собой еди­ный процесс физического воспитания.
Гимнастика—одно из основных средств общей физической под­готовки, с помощью которогорешается большой ‘круг задач: форми­руется правильная осанка, совершенствуютсякоординация движе­ний, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость,мышечная чувствительность и др.
Гимнастика—это целая школа движений. С помощью гимнасти­ческих упражнений обеспечивается специальнаяфизическая подго­товленность для успешного выполнения программных требований полегкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также иг­рает большую рольв профессионально-прикладной физической под­готовке учащихся.
Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияютна ор­ганы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой идыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видамифизических упражнений.
Программапо гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и спредметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии,лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетикаимеет большое оздоровительное и прикладное значение.
Легкая атлетика в учебной работе в школахсодействует более ус­пешному выполнению учащимися требований программ по лыжнойподготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спортаи в первую очередь гимнастике и плаванию.
Программапо легкой атлетике включает специальные подгото­вительные упражнения, ходьбу,бег на короткие и средние дистан­ции, прыжки в длину и высоту с разбега,толкание ядра, метание гранаты.
Лыжная подготовка. В программе физическоговоспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжахвовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляет­ся мышечная система,особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того,развиваются выносливость, вестибу­лярная устойчивость, способностьориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.
Лыжной подготовке способствуют предварительныезанятия дру­гими видами физической подготовки и в первую очередь гимнасти­кой илегкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.
Программа по лыжной подготовке включает в себяспециальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и налыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений иповоротов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.
Спортивные игры. Среди различных средствфизического воспи­тания учащихся профтехучилищ определенное место занимаютспортивные игры.
В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом,волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбратьспортивную игру, для культи­вирования которой в училище наиболее благоприятныеусловия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;
повышают эмоциональность, способствуют привитиюинтереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма,организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересамколлектива и другие качества.
Спортивныеигры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха,содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другимосновным разде­лам физического воспитания.
 Занятия плаванием способствуют правильному игар­моническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Дли­тельныефизические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерноразвивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет натренировку физиологиче­ских механизмов теплорегуляции, способствуя закаливаниюорга­низма.
Обучениеплаванию имеет большое прикладное значение и спо­собствует внедрению физическойкультуры в быт учащихся.
Программапо плаванию включает в себя специальные подгото­вительные упражнения, обучениетехнике плавания кролем на гру­ди и на спине; дополнительно также предусмотреноизучение пла­вания брассом на груди.
Всвязи с тем, что на плавание программой выделено ограничен­ное количествочасов, главным являются обучение технике плава­ния.   
Занятиетуризмом имеет большое оздоровительное, вос­питательное и прикладное значение.Туристические походы проводятся во внеучебное время— в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, налыжах и велосипедах. Дальность похо­дов определяется в зависимости от способапередвижения. Туристиче­ские групповые походы проводятся с активнымпередвижением по всему маршруту.
Туризмпредоставляет широкие возможности для изучения прош­лого и настоящего России.Занятия этим видом спорта приучают учащихся к дли­тельным физическимнапряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическимпоходам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания вбыт учащихся.
Средствапрофессионально-прикладной физической подготовки. В качестве средств   физической подготовки используют главнымобразом физические упражнения.
В зависимости от методиче­ской организации, отобъема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могутдавать различный трениро­вочный эффект. Исходя из этого средства физическойподготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению длярешения  конкретных педагогических задач.
Дляразвития  важных физических качеств, при­меняютупражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и сило­вую выносливость, накоординацию движений и др. Это главным об­разом упражнения из основнойгимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелойатлетики и др. С по­мощью них можно укрепить мышцы, на которые приходитсянаибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физиче­ские качества,требуемые той или иной профессией.
Дляформирования и совершенствования вспомогательно-при­кладных навыковприменяют так называемые естественные движе­ния (прыжки, метания, лазание,плавание), упражнения из при­кладного туризма и др. Повысить устойчивостьорганизма к неблагоприятным воздейст­виям внешней среды можно, применяясоответствующие упражне­ния, которые не только совершенствуют какое-либокачество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. На­пример,устойчивость к перегреванию можно повысить упражнения­ми, сопровождающимисязначительным теплообразованием: про­должительным бегом, интенсивнымпередвижением на лыжах, конь­ках, спортивными играми, фехтованием.
Для совершенствования психических качеств — волевых, внима­ния, реакции на сигналы,восприятия пространства, времени, мы­шечных усилий и других— большое значение имеют используемыенаправленно физические упражнения и занятия определенными ви­дами спорта. Приэтом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Спецификакаждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующихпсихических функций и сте­пень их проявления. Например, спортивные игрывырабатыва­ют точность времени реакции на движущийся объект, быстроту дви­гательнойреакции; гимнастика в большой степени развивает точ­ность мышечных усилий придействии руками и др.
Совершенствованию волевых качеств, способствуютзанятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в во­ду, гимнастическимиупражнениями, связанными с элементами опасности и др.
Учет успеваемости.На начальном этапеприкладной физической подготовки проверкой выявляют исходный уровеньразвития  важных качеств и навыков уучащихся. Это позволяет преподавателю правильно планировать, организовывать ивести учебный процесс. С учетом выявленных данных составляют доку­ментыпланирования, комплектуют подгруппы, разрабатывают ин­дивидуальные учебныезадания и нагрузку и др.
Проверка и оценка физическойподготовленности в ходе подготовки позволяет преподавателю узнать, насколькоэффективно решаются поставленные задачи, и в необхо­димых случаях вноситьсоответствующие коррективы в методику учебного процесса.
Проверка и оценкаподготовленности осуществляются на основе специально установленных нормативов.При этом пере­чень контрольных упражнений и величина нормативов определяют­сяобъективными требованиями. 
При разработке учебных нормативов по физическойподготовке учащихся необходимо руководствоваться методическими указаниями итребованиями программы физического воспитания учащихся городских и сельскихшкол.
Проверкуи оценку физической подготовленности учащихся следует осуществлять на занятияхсистематически в по­рядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Дляанали­за и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым учащимся,сравнивают данные первоначальных и повторных про­верок.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Одна из главных задач общей физиче­скойподготовки в школах -воспитание и всестороннее развитие у учащихсяфизических качеств.
Сфизиологической точки зрения все­сторонняя подготовка базируется на уче­нии И.П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимнообусловлены все качества чело­века. При этом развитие одного из ка­честв.положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в разви­тииодного или нескольких задерживает развитие остальных.
Принципвсесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися   при­обретает особое значение. В подростко­воми юношеском возрасте еще не завер­шено формирование организма. Необхо­димоцеленаправленно воздействовать на него в период обучения учащихся в школах.
Осуществляемоев неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должноспособствовать эффективному проявлению тех физиче­ских качеств, для развитиякоторых есть благоприятные возрастные предпосылки.
Педагогическийопыт свидетельствует о том, что даже при условии двух уроков физ., воспитания внеделю можно добиться положительных результатов в развитии у учащихся основныхдвигательных ка­честв. В первую очередь следует уделять внимание развитиюбыстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и об­щей выносливости.
Каждоефизическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, анекоторые только определенных физических качеств учащихся. Например, при помо­щибега на30 м со старта в основномразвивается быстрота, при помощи упражнений со штангой— мышечная сила.
Эффектвоздействия физического упражнения на развитие физи­ческих качеств во многомопределяется методикой его применения. Например, однократное выполнениеупражнения со штангой способ­ствует развитию в основном мышечной силы искоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же упражнения, но сне­сколько меньшим отягощением— развитиюсиловой выносливости.
В процессе развития быстротыдвижений необходимо всесторон­не повышать функциональные возможности организма,определяю­щие скоростные характеристики в разнообразных видах двигатель­нойдеятельности. Для подростков и юношей желательна более поздняя спортивнаяспециализация при предварительной физиче­ской подготовке на протяжении рядалет. Нецелесообразно прежде­временно начинать скоростную узкоспециализированнуюподготов­ку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в развитиибыстроты движений, лучше использовать преимуществен­но скоростно-силовые исиловые упражнения.
Для улучшения двигательнойреакции обычно, используют уп­ражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал,на изменение ситуации. Например, по сигналу принять определенную позу, начатьдвижение и т. п. Выход со старта следует тренировать, изменяя длительность паузмежду предварительной и исполнительной коман­дами.
Ценным средством развитиябыстроты и улучшения двигатель­ной ‘реакции являются спортивные и подвижныеигры.
В циклических видах спорта(бег, плавание, лыжные гонки) бы­строта проявляется главным образом в частотедвижений. Высо­кий темп движений зависит от умения быстро сокращать и рас­слаблятьмышцы, и полезными упражнениями для развития быстро­ты и овладения искусствомрасслабляться являются бег на месте в упоре, при котором учащийся стремитсядостигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук;семенящий бег и др.
Основное средство развитиябыстроты— упражнения, выполняе­мые смаксимальной скоростью. Например, преодоление неболь­ших расстояний, бег сускорением на50—60 м, со старта и с ходана30—50 м, бег на60, 100 и200 м, эстафетныйбег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др.Дли­на преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, что­бы скоростьне снижалась к концу; движения выполняют с пре­дельной скоростью; интервалыотдыха между попытками делают на­столько большими, чтобы обеспечитьотносительно полное восста­новление сил.
Быстрота в значительнойстепени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося,поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуацияхи формах.
Основнойметод развития быстроты— комплексный,сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивныхигр, игровых упражнений, а также комплексов спе­циальных подготовительныхупражнений.
Другимэффективным методом развития быстроты является ме­тод повторного выполненияупражнения— скоростно-силового (безотягощения и с небольшим отягощением), с.предельной и около пре­дельнойскоростью, в облегченных условиях).
Значительноеместо в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено разви­тию мышечной силы. Силовая подготовкастимулирует активность и дееспособность тканей, систем и организма в целом,помогает со­вершенствованию координации движений, формированию и прояв­лению другихфизических качеств. Важно, чтобы гармоничное раз­витие всей мускулатурысочеталось со способностью проявлять мы­шечную силу в определенных движениях.
Основныезадачи силовой подготовки юношей среднего возра­ста— укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся,воспитание умения проявлять усилия динамического ха­рактера в различныхусловиях.
Наиболее эффективны для развития силы у подростков динами­ческиеупражнения с отягощениями малого и среднего веса. Целе­сообразны упражнения соштангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета возрастныхособенностей и уровня подготовленности учащихся.
Применениеоптимальных по объему силовых нагрузок позво­ляет за короткий срок добиться уюношей15—17 лет увеличения мышечной силына18—20%, а силовой выносливости—на 35—45%.
Дляболее разностороннего воздействия на силовую подготов­ленность учащихся иповышения эмоциональности занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями(8, 10,16, 20, 32 кг) следует использовать упражнения с мешком, наполненнымпеском, упраж­нения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями1, 2, 3, 6«г, пружинными и резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развиваютмышцы кисти рук и грудные, с гирями— мышцспины и ног, со штангой легкого веса —  эффективны для всех мышц”.
Основнымиметодами развития мышечной силы являются: метод повторного выполненияупражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных усилий (сотягощениями около предельного и предельного веса) и метод динамических усилий(повторное выпол­нение скоростно-силового упражнения).
Для развития мышечной силы и силовой выносливостирекомен­дуется круговая тренировка. Круг (цикл) может состоять из такихупражнений: скачки через гимнастические скамейки(3—4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа вположение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногахчерез2—3 барьера и другие упражнения. Наупражне­ния затрачивают примерно15 мин—три-четыре круга (цикла). По мере развитиясилы и силовой выносливости увеличивают количе­ство повторений и одновременноусложняют упражнения.
Кроме этого, периодически можно увеличиватьтренировочную нагрузку: повышать вес отягощения, увеличивать число подходов кснаряду и др. Однако не надо забывать, что чрезмерно быстрое форсированиесиловой нагрузки может привести к утомлению или даже перетренированности.Поэтому необходимо правильно дози­ровать силовые и скоростно-силовые упражненияс учетом возраста учащихся.
Высокий уровень развития скоростно-силовых качествположи­тельно сказывается на физической и технической подготовленностиучащихся. Развить скоростно-силовые качества можно с помощью скоростно-силовыхи собственно силовых упражнений.
Наиболее распространенными являются прыжковыеупражне­ния, и им в процессе физического воспитания отводится значитель­ноеместо.
Степень скоростно-силовых качеств у подростков июношей зависит в основном от способности максимально проявить мышеч­ную силу внебольшой промежуток времени. С возрастом совершен­ствуется нервно-мышечнаякоординация движений, и это обу­словливает более эффективное проявлениескоростно-силовых качеств.
Основными средствами развития скоростно-силовыхкачеств на занятиях с учащимися являются прыжки, бег на короткие дистан­ции,метания, упражнения с небольшими отягощениями, легкоатле­тические прыжки,акробатические упражнения, динамические уп­ражнения на гимнастических снарядах.
Методами воспитания скоростно-силовых качеств уюношей яв­ляются метод повторного выполнения упражнения (скоростно-силового безотягощения, с отягощениями малого и среднего веса) и ме­тод упражнения,выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
Развитие общей выносливости имеет важное значениедля все­сторонней физической подготовленности учащихся.
Главное средство развития общей выносливости — длительный мало интенсивный бег. Он создаетблагоприятные предпосылки для повышения функциональных «потолков» всех систем иорганов, обеспечивает высокую слаженность в их работе. Допустимые на­грузки прибеге на одном занятии для юношей15—16лет составляют до10 км, для юношей17—18 лет до12 км.        
Другие эффективные средства развития выносливости — раз­личные циклические упражнения (лыжныегонки, конькобежный спорт, гребля, велоспорт), а также и подвижные спортивныеигры.
На первых занятиях основным средством развития общейвынос­ливости становится бег в равномерном темпе с невысокой интенсив­ностью, спостепенным увеличением продолжительности с5—8до 25—30 мин. В дальнейшем общуювыносливость повышают с по­мощью равномерного и переменного бега.
Первоначальную нагрузку усиливают путем постепенногоуве­личения длительности непрерывной работы при сохранении относи­тельноневысокой средней скорости. Все это приучает учащихся выполнять сравнительнобольшой объем работы.
Эффективными методами развития общей выносливостиявляют­ся преодоление дистанции в равномерном темпе, в различных ва­риантах,игровой и круговой методы тренировки.
В комплекс упражнений при круговом методе тренировкицеле­сообразно включать легкоатлетический бег, особенно в игровой и всоревновательных формах. Это позволяет выполнять значитель­ную по объемунагрузку. Круговой метод тренировки следует использовать с учетоминдивидуальных возможностей подростков и юношей. Преподаватель долженопределить максимально возмож­ное число повторений для каждого занимающегося ипосле этого    постепенно увеличиватьнагрузку.
Специальную выносливость развивают в двухнаправлениях. Если общая выносливость развивается преимущественно путем при­мененияупражнений циклического характера, то специальная— посредством тех видов упражнений, в которых специализируетсяучащийся. Другая особенность состоит в том, что упражнения при развитииспециальной выносливости выполняются с интенсивно­стью, соответствующейсоревновательной или близкой к ней.
Основные задачи развития ловкости у учащихся— овладение новыми двигательными навыками иумениями и совершенствование способности эффективно перестраивать двигательнуюдеятельность при изменении обстановки. Поэтому развитие ловкости предпола­гает,во-первых, развитие способности осваивать координационно-сложные двигательныедействия, во-вторых, способности перестраи­вать двигательную деятельность всоответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.
Средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии сдополнительными заданиями (перетаскивание пред­метов, переступание черезпредметы), всевозможные метания, уп­ражнения, требующие высокой координациидвижений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег спреодолением  препятствий,равновесие  и др.). Осо­бое значение дляразвития ловкости имеют спортивные игры и гим­настические упражнения.
Большое значение для приобретения двигательногоопыта, ов­ладения умением ориентироваться в пространстве и времени имеютгимнастические и акробатические упражнения. Их разнообразие позволяет учащимсянепрерывно обогащаться все новыми двига­тельными ощущениями и упражнятьспособность осваивать новые действия. Из богатого арсенала средств гимнастики иакробатики, способствующих развитию ловкости, особо следует выделить упраж­нения,формирующие умение правильно расслаблять мышцы.
Важный составной элемент ловкости — быстрота ответа на но­вую ситуацию, и длясовершенствования ее целесообразно приме­нять такие методические приемы,которые заставляла бы учащихся реагировать с каждым разом быстрее. В спортивныхиграх — это сокращение расстояния междуигроками.
Для комплексного совершенствования ловкости наиболеецен­ным средством следует признать подвижные и спортивные игры, так как вовремя игр непрерывно и внезапно изменяется ситуация и условия деятельности,происходит переключение от одних дейст­вий к другим, когда играющим приходитсяв кратчайшее время ре­шать сложные двигательные задачи. Изменение нагрузок,направленных на развитие ловкости, долж­но идти в основном по пути постепенногоповышения координацион­ных трудностей. При этом надо использовать методическиеприемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений:
применение необычных исходных положений, зеркальноевыполне­ние упражнений, смена способов выполнения упражнений, услож­нениеупражнений дополнительными движениями и др.
Приоценке степени ловкости учащихся можно использовать следующие критерии:координационную сложность выполнения дви­гательной задачи (например,преодоление расстоянии с препятст­виями); точность выполнения движения(качество выполнения подъема махом на гимнастических брусьях); время,затраченное на освоение движения (учебное время, затраченное на овладение опре­деленнойгимнастической комбинацией).
Наиболееблагоприятны возможности для развития ловкости в подростковом и юношескомвозрасте, когда организм учащихся более пластичен, чем в последующие периодыразвития. Типичными:
для развития гибкости являются упражнения «нарастягивание». Они характеризуются постепенным увеличением амплитуды движе­нийдо возможного на данном занятии предела. Упражнения «на растягивание»представляют собой, как правило, элементарные дви­жения из основной иливспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группымышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи).
Упражненияна гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической стенке и другихснарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличить амплитудув этих упражне­ниях можно собственными усилиями —при маховых движениях ру­ками или ногами, либо за счет приложениявнешних сил, например, усилий партнера в парных упражнениях.