Министерствообразования РФ.
Сахалинскийгосударственный университет.
Институтестественных наук.
Кафедрапедагогики.
Рефератпо педагогике.
Натему:
Физическоевоспитание школьников, средних и старших классов.
Выполнил: ГотлибА.В.
Преподаватель: НикитинаА.Б.
г.Южно-Сахалинск.
2002.
План:
1. Характеристика возрастных особенностей учащихся.
2. Теоретическая подготовка.
3. Общая физическая подготовка.
4. Средства физическойподготовки.
5. Учет успеваемости.
6. Основы методики физической подготовки.
7. Организация и проведение занятий.
8. Организация учащихся на занятиях.
9. Вывод
ХАРАКТЕРИСТИКАВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В средних и старших классах обучаются юноши идевушки в возрасте от15 до18 лет. По возрастным особенностям их, можноотнести к двум группам: подростковый возраст—юноши 13—16 лет, девушки— 12—15 лет и юношеский возраст— юноши17—21год и девушки— 16—20 лет. Возрастнаяпериодизация в известной степени условна и позволяет установить лишьориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастномпериоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенностиорганизма в значительной степени обусловливают содержание и методикуфизического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств,определяются допустимые нагрузки, нормативные требования
Возраст15—20лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этоговозраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширениеприспособительных возможностей организма.
Формирование скелета заканчивается в основном к17—18 годам. К этому времени сформировываетсяфизиологическая кривизна позвоночного столба. К16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте15—16 лет особое внимание преподавателяфизического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанкии развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия дляфункционирования внутренних органов и организма в целом.
У женщин рост заканчивается в20—22 года, у мужчин в23—25 чет.Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физическиенагрузки могут привести к задержке роста.
Свозрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес телапродолжает возрастать примерно до25 лет.У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Весмышечной массы к весу тела у подростков15лет составляет32,6%, а у юношей17—18 лет—44,2%.
К18—21 годам в основном заканчиваетсяфункциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативныхсистем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительныхпроцессов преобладает над тормозными процессами.
Ввозрасте11—18 лет отмечается усиленный рост сердца.Линейные размеры сердца к15—17 годамувеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостейсердца в 13—15 лет составляет250 см3, а у взрослых250—300 см3. Если за семь лет (от7 до14)его объем возрастает на30—35%, то зачетыре года (от14 до18) — на60—70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение’просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общихразмеров тела. В возрасте15—20 лет у10—15% юношей и девушек отмечается относительное«малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессовпосле нагрузки.
Частотасердечных сокращений в возрасте15 летсоставляет 76 ударов в минуту, а ввозрасте20 лет— у юношей65—70, у девушек70—75 ударов в минуту.
Вобеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скоростькровотока. Время кругооборота крови в14—16 летсоставляет 18с, а у взрослых— 17—29с.
Дляукрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняяфизическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физическихнагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.
Свозрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом телапотребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают болеенапряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на1 кг веса110—130 мл, у взрослого же всего лишь80—100 мл. Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточносовершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше,чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в14—16 лет— 45 л, в 17—18 лет— 61л в минуту.
Особенно велика роль физического воспитания вразвитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание направильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, наукрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать ипомочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. Приэтом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единствес развитием других систем организма и в различные возрастные периодыпредъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие техили иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрениясовершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зренияобеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышенияфункциональных возможностей растущего организма.
Уровеньразвития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическимнагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностейорганизма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к18 годам, сила мышц увеличивается до20 лет и более; высокий уровень выносливостинаблюдается обычно к23—25 годам.Упражнения на выносливость в возрасте17—18лет и особенно в15—16 лет необходимострого дозировать.
Ввозрасте15—16 лет отмечаетсязначительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечногоаппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с учащимисяэтого возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельныминагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднеев19—20лет.
Необходимоподчеркнуть, что обучение в средних и старших классах совпадает с периодомполового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость инеустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развитияучащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологическиевозможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться.Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход.
Теоретическая подготовка.В процессе обученияучащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведенияо физкультурном движении и организации физического воспитания; гигиеническиеосновы физического воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм,плаванию.
Знаниегигиенических основ физического воспитания имеет важное значение дляорганизации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры вих быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха,систематические занятия физическими упражнениями в быту— обязательное условие успешного решения задач физическоговоспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепитьна практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями,’предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.
Даваятеоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки, учащихсяследует познакомить с основами техники различных видов спорта, профилактикойтравматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знаниявместе с практическими навыками по видам спорта должны содействоватьспортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физическихупражнений в ‘быт учащихся.
.Методы сообщения теоретических знаний(уроки, беседы, теоретические сведения в процессе занятий физическимиупражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.
Общаяфизическая подготовка.Она составляет главное содержание занятий физическими упражнениями вшколах.
Основнымивидами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика,лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, чтозанятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным игрампредставляют собой единый процесс физического воспитания.
Гимнастика—одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которогорешается большой ‘круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуютсякоординация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость,мышечная чувствительность и др.
Гимнастика—это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальнаяфизическая подготовленность для успешного выполнения программных требований полегкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую рольв профессионально-прикладной физической подготовке учащихся.
Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияютна органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой идыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видамифизических упражнений.
Программапо гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и спредметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии,лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетикаимеет большое оздоровительное и прикладное значение.
Легкая атлетика в учебной работе в школахсодействует более успешному выполнению учащимися требований программ по лыжнойподготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спортаи в первую очередь гимнастике и плаванию.
Программапо легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу,бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега,толкание ядра, метание гранаты.
Лыжная подготовка. В программе физическоговоспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжахвовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система,особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того,развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способностьориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.
Лыжной подготовке способствуют предварительныезанятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой илегкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.
Программа по лыжной подготовке включает в себяспециальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и налыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений иповоротов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.
Спортивные игры. Среди различных средствфизического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимаютспортивные игры.
В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом,волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбратьспортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятныеусловия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;
повышают эмоциональность, способствуют привитиюинтереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма,организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересамколлектива и другие качества.
Спортивныеигры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха,содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другимосновным разделам физического воспитания.
Занятия плаванием способствуют правильному игармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительныефизические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерноразвивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет натренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливаниюорганизма.
Обучениеплаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению физическойкультуры в быт учащихся.
Программапо плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучениетехнике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотреноизучение плавания брассом на груди.
Всвязи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное количествочасов, главным являются обучение технике плавания.
Занятиетуризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение.Туристические походы проводятся во внеучебное время— в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, налыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способапередвижения. Туристические групповые походы проводятся с активнымпередвижением по всему маршруту.
Туризмпредоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России.Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическимнапряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическимпоходам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания вбыт учащихся.
Средствапрофессионально-прикладной физической подготовки. В качестве средств физической подготовки используют главнымобразом физические упражнения.
В зависимости от методической организации, отобъема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могутдавать различный тренировочный эффект. Исходя из этого средства физическойподготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению длярешения конкретных педагогических задач.
Дляразвития важных физических качеств, применяютупражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, накоординацию движений и др. Это главным образом упражнения из основнойгимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелойатлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходитсянаибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества,требуемые той или иной профессией.
Дляформирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыковприменяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание,плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивостьорганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяясоответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либокачество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например,устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимисязначительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивнымпередвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием.
Для совершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на сигналы,восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других— большое значение имеют используемыенаправленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. Приэтом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Спецификакаждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующихпсихических функций и степень их проявления. Например, спортивные игрывырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательнойреакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий придействии руками и др.
Совершенствованию волевых качеств, способствуютзанятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическимиупражнениями, связанными с элементами опасности и др.
Учет успеваемости.На начальном этапеприкладной физической подготовки проверкой выявляют исходный уровеньразвития важных качеств и навыков уучащихся. Это позволяет преподавателю правильно планировать, организовывать ивести учебный процесс. С учетом выявленных данных составляют документыпланирования, комплектуют подгруппы, разрабатывают индивидуальные учебныезадания и нагрузку и др.
Проверка и оценка физическойподготовленности в ходе подготовки позволяет преподавателю узнать, насколькоэффективно решаются поставленные задачи, и в необходимых случаях вноситьсоответствующие коррективы в методику учебного процесса.
Проверка и оценкаподготовленности осуществляются на основе специально установленных нормативов.При этом перечень контрольных упражнений и величина нормативов определяютсяобъективными требованиями.
При разработке учебных нормативов по физическойподготовке учащихся необходимо руководствоваться методическими указаниями итребованиями программы физического воспитания учащихся городских и сельскихшкол.
Проверкуи оценку физической подготовленности учащихся следует осуществлять на занятияхсистематически в порядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Дляанализа и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым учащимся,сравнивают данные первоначальных и повторных проверок.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Одна из главных задач общей физическойподготовки в школах -воспитание и всестороннее развитие у учащихсяфизических качеств.
Сфизиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И.П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимнообусловлены все качества человека. При этом развитие одного из качеств.положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитииодного или нескольких задерживает развитие остальных.
Принципвсесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися приобретает особое значение. В подростковоми юношеском возрасте еще не завершено формирование организма. Необходимоцеленаправленно воздействовать на него в период обучения учащихся в школах.
Осуществляемоев неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должноспособствовать эффективному проявлению тех физических качеств, для развитиякоторых есть благоприятные возрастные предпосылки.
Педагогическийопыт свидетельствует о том, что даже при условии двух уроков физ., воспитания внеделю можно добиться положительных результатов в развитии у учащихся основныхдвигательных качеств. В первую очередь следует уделять внимание развитиюбыстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и общей выносливости.
Каждоефизическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, анекоторые только определенных физических качеств учащихся. Например, при помощибега на30 м со старта в основномразвивается быстрота, при помощи упражнений со штангой— мышечная сила.
Эффектвоздействия физического упражнения на развитие физических качеств во многомопределяется методикой его применения. Например, однократное выполнениеупражнения со штангой способствует развитию в основном мышечной силы искоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же упражнения, но снесколько меньшим отягощением— развитиюсиловой выносливости.
В процессе развития быстротыдвижений необходимо всесторонне повышать функциональные возможности организма,определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательнойдеятельности. Для подростков и юношей желательна более поздняя спортивнаяспециализация при предварительной физической подготовке на протяжении рядалет. Нецелесообразно преждевременно начинать скоростную узкоспециализированнуюподготовку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в развитиибыстроты движений, лучше использовать преимущественно скоростно-силовые исиловые упражнения.
Для улучшения двигательнойреакции обычно, используют упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал,на изменение ситуации. Например, по сигналу принять определенную позу, начатьдвижение и т. п. Выход со старта следует тренировать, изменяя длительность паузмежду предварительной и исполнительной командами.
Ценным средством развитиябыстроты и улучшения двигательной ‘реакции являются спортивные и подвижныеигры.
В циклических видах спорта(бег, плавание, лыжные гонки) быстрота проявляется главным образом в частотедвижений. Высокий темп движений зависит от умения быстро сокращать и расслаблятьмышцы, и полезными упражнениями для развития быстроты и овладения искусствомрасслабляться являются бег на месте в упоре, при котором учащийся стремитсядостигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук;семенящий бег и др.
Основное средство развитиябыстроты— упражнения, выполняемые смаксимальной скоростью. Например, преодоление небольших расстояний, бег сускорением на50—60 м, со старта и с ходана30—50 м, бег на60, 100 и200 м, эстафетныйбег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др.Длина преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, чтобы скоростьне снижалась к концу; движения выполняют с предельной скоростью; интервалыотдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечитьотносительно полное восстановление сил.
Быстрота в значительнойстепени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося,поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуацияхи формах.
Основнойметод развития быстроты— комплексный,сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивныхигр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительныхупражнений.
Другимэффективным методом развития быстроты является метод повторного выполненияупражнения— скоростно-силового (безотягощения и с небольшим отягощением), с.предельной и около предельнойскоростью, в облегченных условиях).
Значительноеместо в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитию мышечной силы. Силовая подготовкастимулирует активность и дееспособность тканей, систем и организма в целом,помогает совершенствованию координации движений, формированию и проявлению другихфизических качеств. Важно, чтобы гармоничное развитие всей мускулатурысочеталось со способностью проявлять мышечную силу в определенных движениях.
Основныезадачи силовой подготовки юношей среднего возраста— укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся,воспитание умения проявлять усилия динамического характера в различныхусловиях.
Наиболее эффективны для развития силы у подростков динамическиеупражнения с отягощениями малого и среднего веса. Целесообразны упражнения соштангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета возрастныхособенностей и уровня подготовленности учащихся.
Применениеоптимальных по объему силовых нагрузок позволяет за короткий срок добиться уюношей15—17 лет увеличения мышечной силына18—20%, а силовой выносливости—на 35—45%.
Дляболее разностороннего воздействия на силовую подготовленность учащихся иповышения эмоциональности занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями(8, 10,16, 20, 32 кг) следует использовать упражнения с мешком, наполненнымпеском, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями1, 2, 3, 6«г, пружинными и резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развиваютмышцы кисти рук и грудные, с гирями— мышцспины и ног, со штангой легкого веса — эффективны для всех мышц”.
Основнымиметодами развития мышечной силы являются: метод повторного выполненияупражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных усилий (сотягощениями около предельного и предельного веса) и метод динамических усилий(повторное выполнение скоростно-силового упражнения).
Для развития мышечной силы и силовой выносливостирекомендуется круговая тренировка. Круг (цикл) может состоять из такихупражнений: скачки через гимнастические скамейки(3—4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа вположение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногахчерез2—3 барьера и другие упражнения. Наупражнения затрачивают примерно15 мин—три-четыре круга (цикла). По мере развитиясилы и силовой выносливости увеличивают количество повторений и одновременноусложняют упражнения.
Кроме этого, периодически можно увеличиватьтренировочную нагрузку: повышать вес отягощения, увеличивать число подходов кснаряду и др. Однако не надо забывать, что чрезмерно быстрое форсированиесиловой нагрузки может привести к утомлению или даже перетренированности.Поэтому необходимо правильно дозировать силовые и скоростно-силовые упражненияс учетом возраста учащихся.
Высокий уровень развития скоростно-силовых качествположительно сказывается на физической и технической подготовленностиучащихся. Развить скоростно-силовые качества можно с помощью скоростно-силовыхи собственно силовых упражнений.
Наиболее распространенными являются прыжковыеупражнения, и им в процессе физического воспитания отводится значительноеместо.
Степень скоростно-силовых качеств у подростков июношей зависит в основном от способности максимально проявить мышечную силу внебольшой промежуток времени. С возрастом совершенствуется нервно-мышечнаякоординация движений, и это обусловливает более эффективное проявлениескоростно-силовых качеств.
Основными средствами развития скоростно-силовыхкачеств на занятиях с учащимися являются прыжки, бег на короткие дистанции,метания, упражнения с небольшими отягощениями, легкоатлетические прыжки,акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.
Методами воспитания скоростно-силовых качеств уюношей являются метод повторного выполнения упражнения (скоростно-силового безотягощения, с отягощениями малого и среднего веса) и метод упражнения,выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
Развитие общей выносливости имеет важное значениедля всесторонней физической подготовленности учащихся.
Главное средство развития общей выносливости — длительный мало интенсивный бег. Он создаетблагоприятные предпосылки для повышения функциональных «потолков» всех систем иорганов, обеспечивает высокую слаженность в их работе. Допустимые нагрузки прибеге на одном занятии для юношей15—16лет составляют до10 км, для юношей17—18 лет до12 км.
Другие эффективные средства развития выносливости — различные циклические упражнения (лыжныегонки, конькобежный спорт, гребля, велоспорт), а также и подвижные спортивныеигры.
На первых занятиях основным средством развития общейвыносливости становится бег в равномерном темпе с невысокой интенсивностью, спостепенным увеличением продолжительности с5—8до 25—30 мин. В дальнейшем общуювыносливость повышают с помощью равномерного и переменного бега.
Первоначальную нагрузку усиливают путем постепенногоувеличения длительности непрерывной работы при сохранении относительноневысокой средней скорости. Все это приучает учащихся выполнять сравнительнобольшой объем работы.
Эффективными методами развития общей выносливостиявляются преодоление дистанции в равномерном темпе, в различных вариантах,игровой и круговой методы тренировки.
В комплекс упражнений при круговом методе тренировкицелесообразно включать легкоатлетический бег, особенно в игровой и всоревновательных формах. Это позволяет выполнять значительную по объемунагрузку. Круговой метод тренировки следует использовать с учетоминдивидуальных возможностей подростков и юношей. Преподаватель долженопределить максимально возможное число повторений для каждого занимающегося ипосле этого постепенно увеличиватьнагрузку.
Специальную выносливость развивают в двухнаправлениях. Если общая выносливость развивается преимущественно путем примененияупражнений циклического характера, то специальная— посредством тех видов упражнений, в которых специализируетсяучащийся. Другая особенность состоит в том, что упражнения при развитииспециальной выносливости выполняются с интенсивностью, соответствующейсоревновательной или близкой к ней.
Основные задачи развития ловкости у учащихся— овладение новыми двигательными навыками иумениями и совершенствование способности эффективно перестраивать двигательнуюдеятельность при изменении обстановки. Поэтому развитие ловкости предполагает,во-первых, развитие способности осваивать координационно-сложные двигательныедействия, во-вторых, способности перестраивать двигательную деятельность всоответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.
Средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии сдополнительными заданиями (перетаскивание предметов, переступание черезпредметы), всевозможные метания, упражнения, требующие высокой координациидвижений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег спреодолением препятствий,равновесие и др.). Особое значение дляразвития ловкости имеют спортивные игры и гимнастические упражнения.
Большое значение для приобретения двигательногоопыта, овладения умением ориентироваться в пространстве и времени имеютгимнастические и акробатические упражнения. Их разнообразие позволяет учащимсянепрерывно обогащаться все новыми двигательными ощущениями и упражнятьспособность осваивать новые действия. Из богатого арсенала средств гимнастики иакробатики, способствующих развитию ловкости, особо следует выделить упражнения,формирующие умение правильно расслаблять мышцы.
Важный составной элемент ловкости — быстрота ответа на новую ситуацию, и длясовершенствования ее целесообразно применять такие методические приемы,которые заставляла бы учащихся реагировать с каждым разом быстрее. В спортивныхиграх — это сокращение расстояния междуигроками.
Для комплексного совершенствования ловкости наиболееценным средством следует признать подвижные и спортивные игры, так как вовремя игр непрерывно и внезапно изменяется ситуация и условия деятельности,происходит переключение от одних действий к другим, когда играющим приходитсяв кратчайшее время решать сложные двигательные задачи. Изменение нагрузок,направленных на развитие ловкости, должно идти в основном по пути постепенногоповышения координационных трудностей. При этом надо использовать методическиеприемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений:
применение необычных исходных положений, зеркальноевыполнение упражнений, смена способов выполнения упражнений, усложнениеупражнений дополнительными движениями и др.
Приоценке степени ловкости учащихся можно использовать следующие критерии:координационную сложность выполнения двигательной задачи (например,преодоление расстоянии с препятствиями); точность выполнения движения(качество выполнения подъема махом на гимнастических брусьях); время,затраченное на освоение движения (учебное время, затраченное на овладение определеннойгимнастической комбинацией).
Наиболееблагоприятны возможности для развития ловкости в подростковом и юношескомвозрасте, когда организм учащихся более пластичен, чем в последующие периодыразвития. Типичными:
для развития гибкости являются упражнения «нарастягивание». Они характеризуются постепенным увеличением амплитуды движенийдо возможного на данном занятии предела. Упражнения «на растягивание»представляют собой, как правило, элементарные движения из основной иливспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группымышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи).
Упражненияна гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической стенке и другихснарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличить амплитудув этих упражнениях можно собственными усилиями —при маховых движениях руками или ногами, либо за счет приложениявнешних сил, например, усилий партнера в парных упражнениях.