ВАРИАНТ 5
1. Дайте физико-географическую инавигационную характеристику арктических морей и Северного морского пути.
Арктика (от греч. arktikys — северный), северная полярнаяобласть земного шара, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки ипочти весь Северный Ледовитый океан (кроме востока и юга Норвежского моря) совсеми его островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающиечасти Атлантического и Тихого океанов.
Большую часть арктики (около 13 млн. км2)занимает Северный Ледовитый океан. Здесь широко развита область шельфа сглубинами менее 200 м, занятая окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, мореЛаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Дно этих морей — подводноепродолжение платформенных структур суши. Переходная зона представленаматериковым склоном с глубинами 180— 3000 м. Центральная часть океана — Арктическийбассейн — область глубоководных котловин (глубина до 5449 м в котловинеНансена) и подводных хребтов, из которых наиболее значительным является хребетЛомоносова.
Геологическое строение. Из Атлантического океана в областьарктики протягивается срединно-океанический вулканический хребет. Его отдельныезвенья (хребты Исландско-Ян-Майенский, Мона, Книповича и Гаккеля) составляютчасти мобильной зоны, простирающейся из Атлантики через арктику в Тихий океан.
Климат. Полярные день и ночь обусловливаюткрайне неравномерное поступление солнечной радиации в течение года.Радиационный баланс в южных районах Арктики положительный, составляет 420—630Мдж/(м2·год) [10—15 ккал/(см2·год)], т. е. в 2—3 разаменьше, чем в умеренных широтах, а в Арктическом бассейне, как правило,отрицательный [потеря тепла 85—125 Мдж/(м2·год) или 2—3 ккал/(см2·год)].Но эта потеря компенсируется притоком в Арктике тёплых воздушных и водных масс.
Зимой большая часть Арктикиохвачена интенсивной циклонической деятельностью. С циклонами, приходящими ссевера Атлантического океана и в меньшей мере с Тихого океана, связаны наиболеевысокие зимние температуры воздуха, максимальная облачность и количествоосадков, резкие смены погоды и частые сильные ветры. Антициклоническаяциркуляция развивается зимой главным образом в Сибирском районе Арктики,несколько слабее в притихоокеанской части Арктического бассейна — в Канадском иГренландском районах. В этих районах отмечаются очень низкие температурывоздуха, небольшая облачность, незначительное количество осадков и слабые илиумеренные ветры. Летом характер атмосферной циркуляции в большей части Арктикипротивоположен зимнему, но воздействие её на климат невелико,т.к. интенсивность её слабее, чем зимой. Климат почти всего Атлантическогорайона Арктики находится под влиянием тёплого Северо-Атлантического течения.Воздействие тёплых вод Тихого океана значительно слабее из-за меньшего притокаих через сравнительно узкий и мелководный Берингов пролив.
Средние температуры самогохолодного зимнего месяца — января — колеблются от —2, —4°С в южной частиАтлантического района до —25°С на севере Баренцева моря, запада Гренландскогоморя, в морях Баффина и Чукотском и от —32, —36°С в Сибирском районе Арктики,на севере Канадского и в прилегающей к нему части Арктического бассейна до —45,—50°С в центральной части Гренландии. Минимальные температуры в этих районахиногда снижаются до —55, —60°С, только в Арктическом бассейне они не опускаютсяниже —45, —50°С. При прорывах глубоких циклонов температура иногда повышаетсядо —2, —10°С. В результате сильного выхолаживания поверхности в этих районахпостоянны инверсии температуры воздуха. Абсолютная влажность воздуха мала(парциальное давление водяного пара от 0,5 до 2—3 мбар), относительнаявлажность — высокая (80—90%). Облачность зимой особенно велика на Ю.Атлантического района А. Здесь за год выпадает 350—400 мм осадков. В Сибирскоми Канадском районах преобладает малооблачная погода. В Сибирском районе и близСеверного полюса осадков выпадает 150—200 мм, в Канадском районе 100—120 мм.Ветры почти над всем советским побережьем А. преобладают южные и юго-западные —зимний муссон. В Атлантическом и Тихоокеанском районах ветры преимущественнонеустойчивые, сильные; часты метели. Во многих горных районах возникает бора(скорость ветра более 40 м/сек). Средняя температура воздуха в июле (самомтёплом летнем месяце) в Арктическом бассейне от 0 до—1°С, вблизи побережьяморей она повышается до 2, —3°С, в материковых районах до 6—10°С. В центральнойчасти Гренландии средняя температура июля —10, —12°С. Максимальные температурыв Арктическом бассейне могут повышаться до 4—5°С, на побережье до 20—25°C, авдали от морей даже до 30°C. Заморозки возможны всё лето. В южных районахтемпература иногда понижается до —2, —4°С, в Арктическом бассейне до —5, —7°С.Относительная влажность над Арктическим бассейном составляет 95—98%, поэтомулетом там часты туманы, низкая слоистая облачность. Летом в А. часты моросящиедожди, нередко с мокрым снегом, ветры преимущественно умеренные.
Суровый климат обусловливаетнизкую температуру океанических вод. В области распространения дрейфующих льдовв течение всего года температура поверхностного слоя вод (толщиной 100—200 м)близка к —2°С. В районах, очищающихся от льда летом, вода нагревается нанесколько градусов выше нуля, однако большое количество тепла приносят тёплыетечения.
Морские льды и ледники. Большая часть водной поверхности Арктикив течение всего года покрыта плавучими льдами (около 11 млн. км2 зимойи около 8 млн. км2 летом). Толщина однолетних льдов 0,8—1,8 м,многолетних 3—4 м. Торосы обычно имеют высоту 3—5 м, в отд. случаях до 10—15 м.Встречаются айсберги и ледяные острова — оторвавшиеся участки шельфовыхледников (главным образом из района о. Элсмир). Ледяной покров существеннозатрудняет мореплавание в арктических морях и делает их доступными для транспортныхсудов (как правило, в сопровождении ледоколов) лишь в течение 2—3 летнихмесяцев.
Арктическийбассейн, Полярный бассейн, Центральный Арктический бассейн,глубоководная часть Северного Ледовитого океана, ограниченная с юга краемматериковой отмели Евразии и Северной Америки. Площадь около 5,3 млн. км2.Антарктический бассейн расчленён 3 подводными хребтами — Гаккеля (минимальнаяглубина 400 м), Ломоносова (954 м), Менделеева и поднятиями (Альфа и Чукотским)на подводные котловины: Нансена (наибольшая глубина 5449 м), Амундсена (4321м), Макарова (3940 м), Подводников (3285 м), Толля (2780 л1), Канадскую (3838м) и «Северный полюс» (2288 м). Дно покрыто слоем ила толщиной от 0,5 до 2,5км. Климат суровый. Средняя температура января от —30 до —34°С, июля около 0°С.Таким образом, антарктический бассейн круглый год покрыт сплочённымидрейфующими льдами, в основном многолетними («паком»). Температураповерхностного слоя воды —1,8°С, солёность понижается стоком рек и летнимтаянием льдов до 30—32‰. Этот слойподстилается более плотными тёплыми атлантическими водами, которые погружаютсяк северу от Шпицбергена и распространяются по всему антарктическому бассейну наглубинах от 150—200 м до 800 м. Их температура около 1°С, солёность 34,5‰ иболее. В восточной части антарктического бассейна на глубинах от 50 до 100 мраспространяются тихоокеанские воды, которые поступают из Берингова моря ипрослеживаются до хребта Ломоносова. Их температура около—1,4°С, солёность 33‰.Ниже 800 м антарктический бассейн занят придонной водой с температурой около—1°С и солёностью более 34,5‰. Циркуляция вод и льдов определяется ветром иводообменом с Атлантическим и Тихим океанами. В Канадском районеантарктического бассейна развивается устойчивая антициклональная циркуляция льдови поверхностных вод. В остальной части господствует поток льдов и водтрансарктического течения, направленный от Берингова моря к Гренландии. Средниескорости дрейфа льда и постоянных течений составляют 2—4 км/сут. В водахантарктического бассейна обнаружено 70 видов фитопланктона, среди нихпреобладают диатомовые водоросли, 80 различных форм зоопланктона. Животный мир— моржи, тюлени, белые медведи обитают преимущественно в периферийных частяхантарктического бассейна.
Северныйморской путь (СМП), судоходная магистраль, проходящая вдоль северных береговРоссии по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых,Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские идальневосточные российские порты, а также устья судоходных сибирских рек вединую общесоюзную транспортную систему; главная морская коммуникация вАрктике.
СМП почти в 2 раза короче другихморских путей из Европы на Дальний Восток — от Санкт-Петербурга до Владивостокапо СМП 14 280 км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал 23200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.
Длина основной ледовой трассы СМПот новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённостьсудоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однакопродолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливаютбольшую ледовитость арктических морей, являются главным препятствием дляпрохода судов на значительных отрезках трассы; наиболее трудные условияплавания складываются в районах больших скоплений тяжёлых льдов, которые доконца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Лионский ледовыемассивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощьюледоколов. Для эксплуатации трассы созданы специальные службы: пароходства иморские, речные и авиационные порты, гидрографические ипромышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярныхгидрометеостанций.
Современный СМП — результатразносторонней деятельности государства, и в то же время итог многовековогоосвоения северных окраин России.
За период 60-80-х годов прошлого векаСеверный морской путь дал нашему государству только на экспортезападносибирской нефти астрономическую сумму в 500 миллиардов долларов. И нынепо нему перевозят колымское золото и платину, лес, никель, нефть. Однако,защищая стратегические перевозки, Северный флот нередко нуждался в помощиСевморпути, особенно его мощного ледокольного флота.
2. Охарактеризуйте морской транспортныйфлот развитых и высокоразвитых стран. Современный тоннаж и его распределение среди развитых и высокоразвитых стран: США, Канада, Япония, Германия,Великобритания, Франция Италия, Норвегия и Нидерланды. Основные тенденцииразвития флота. Крупнейшие порты мира и их характеристика.
/>Государства Число пароходов, тонн Валовая вместимость, тонн Чистая вместимость, тонн Великобритания 5649 11859581 7395784 Германия 1031 2169029 1353940 США 674 1183851 808392 Франция 545 1060238 563989 Норвегия 719 769242 479304 Италия 304 556494 358761 Япония 338 477311 296639 Голландия 257 455776 306363
Морские порты разделяются в основном на гражданские(торговые, рыбные и др.) и военные. Торговые порты обычно служат перевалочнымипунктами для грузов, направляемых морским путём за границу (экспорт) илиобратно (импорт), а также для грузов, перевозимых между портами одной страны(каботаж). Среди торговых портов различают порты общего назначения, выполняющиеразнообразные грузовые операции (к ним относится большинство крупных портовмеждународной торговли — Владивосток, Лондон, Марсель, Нью-Йорк и др.), испециализированные порты, предназначенные главным образом для операций с грузомодной категории, определяющим характер всей работы портов, например, с углем(Кардифф), лесом (Архангельск), нефтью (Абадан); сюда же могут быть отнесеныпассажирские порты (например, Ялта, Сочи, французский порт Кале), для которыхгрузовые операции имеют второстепенное значение. Особый вид морских портов —морские станции, обеспечивающие снабжение проходящих судов топливом, преснойводой, продовольствием. Рыбные порты (например, Калининградский или Мурманский)служат базами рыболовецкого флота; в них помимо складов-холодильников нередкоразмещаются и предприятия по переработке рыбы. Порты -убежища представляютсобой рейды, на которых во время штормов под искусственной или естественнойзащитой могут становиться на свои якоря или специальные бочки суда каботажногоплавания, траулеры, промысловые шхуны, моторные боты. В портах-убежищах обычноимеются судоремонтные мастерские и судоподъёмные средства для оказания помощисудам, получившим повреждения. Военные порты служат для базирования соединенийкораблей военного флота и обычно являются составной частью баз военно-морских.
По транспортному значениюразличают порты: мировые (центры мировой торговли), представляющие собой узлымощных грузовых потоков, направляющихся с океана внутрь материка и обратно:международные, обслуживающие обмен грузов между различными странами; местные,посещаемые преимущественно судами каботажного плавания или служащие укрытиямидля мелких судов.
Естественными морскими портами большейчастью являются устья рек, где и расположены важнейшие торговые порты — Лондон,Ливерпуль, Гавр, Нью-Йорк, Бомбей, Шанхай, Антверпен, Бордо, Роттердам, Гулль,Бремен, Штеттин, Данциг, Кенигсберг, Любек, Лиссабон, Севилья, С.-Петербург,Рига. Некоторые порты этого рода, как, напр., Гамбург и Монреаль, Николаев,расположены на реке выше собственного устья. Месторасположение многих портовзависит от времени их устройства. Весьма важное значение для многих портов,расположенных при устьях рек, имеют приливы и отливы. Без них многие порты,как, например, Гамбург, Амстердам, Роттердам, потеряли бы свое значение. Портына реках имеют перед другими то преимущество, что река вместе с темпредставляет удобный путь, соединяющий порт с внутренностью страны. С другойстороны, неудобством является то, что реки подвержены обмелению вследствиескладывающихся наносов, а устья их большей частью бывают преграждены баром,который не всегда может быть удален землечерпанием, так как на углубленномместе через некоторое время снова образуются мели.
Проливы между морями представляют иногдатакже хорошие условия для образования естественного порта — таковыКонстантинополь, Копенгаген, Эскимальт (Ванкувер). Большое число естественныхпортов расположены в бухтах, которые, в зависимости от извилистости берегов иокружающих возвышенностей, более или менее укрыты от ветров определенногонаправления. Примеры представляют Батум, Севастополь, Христиания, Портсмут,Специя, Смирна, Бейрут, Кадикс, Порт-о-Пренс, Багия, Вальпарайзо, Иокагама,Кобе, Хакодате, Батавия, Аден, Занзибар, Капштадт, Мельбурн, Севастополь.Фиорды и другие заливы, далеко врезывающиеся в сушу, также представляют удобныеусловия для возникновения портов. К таким принадлежат Берген, Стокгольм,Бостон, Ла-Корунья, Брест, Плимут, Фальмут, Сидней. Часть моря может быть отделенаот остального пространства песчаной наносной косой или выступающими из моряотложениями, образующими характерные формы гаффов (на Балтийском море) и лагун(на Адриатическом), удобных для устройства порта. Таковы порты Мемель, Пиллау,Венеция. Наконец, вулканические возвышения, коралловые выступы и расположенныеблиз берега острова могут служить прикрытием, под защитой которых образуетсяестественный порт. К этому типу принадлежат Аден, Санторин, Гонолулу, Ания, вдревности Александрия, Тир и Сидон и современные Кальяо, Соутгамптон, Портсмут.Где отсутствуют естественные условия для устройства порта, прибегают кискусственным сооружениям для доставления судам удобной стоянки и защиты ответров и волнения.
Морскойтранспорт можно по праву считать наиболее универсальным видом транспорта,специализированным на обслуживании международной торговли.
Вмеждународном судоходстве сложились две формы организации перевозок – линейная (регулярная) итрамповая (нерегулярная).
Международныелинейные сообщения организуются морскими перевозчикамина устойчивых географических направлениях международной торговлиготовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами. Международные линии связывают между собой основныемировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и ДальнийВосток) и эти центры с другими регионами. Особенностью линейногосудоходства является закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранееобъявленному расписанию. Перевозки оплачиваютсягрузоотправителями по ставкам тарифа, установленным перевозчиками. Линейные тарифы стабильны в течение продолжительного периодавремени.
Объемуслуг, оказываемый морскими линейными перевозчиками грузоотправителям игрузополучателям значительно больше, чем в трамповом судоходстве. Обычноморские линейные перевозчики принимают на себя обязательства оплачиватьстоимость погрузки товаров в порту отправления и выгрузки — в порту назначения.Дополнительныеиздержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейногосудоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок дается впроформах линейных коносаментов.
Международнаялинейная перевозка оформляетсяконосаментом,выдаваемым морским перевозчиком грузоотправителю в момент передачи груза в ведение перевозчика. Посвоей юридической природе коносамент является доказательством принятия перевозчиком поименованных в нем грузов. Кроме того, он подтверждает наличие договора перевозки между перевозчиком и грузоотправителем. Наконец, коносамент предоставляет грузоотправителю и иному обозначенному в нем лицу право распорядится грузом и потребовать его выдачи в порту назначения против предоставления этого документа. Таким образом, коносамент является товарораспорядительнымдокументом. В последние годы в практикумеждународных линейных перевозок вместоконосамента начал входить другой транспортный документ — морскаянакладная. Этот документ, не являющийсятоварораспорядительным, ускоряет процедуру сдачи груза в порту назначения.
Международноетрамповое судоходство. В отличие от линейного, в трамповом судоходстве судаэксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенныминаправлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка вдругую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов. Цена перевозки и другие коммерческие условия устанавливаются на каждый рейс или несколько рейсов на основе договора.
3. Опишите основные районы размещенияжелезной и марганцевой руд. Страны-экспортеры и страны-импортеры.Специализированные суда для перевозки навалочных грузов в том числе и руд.Направление грузопотоков руд в Мировом океане. Укажите основные крупные рудныепорты, закономерности их размещения, характеристики грузооборота.
Железные руды,природные минеральные образования, содержащие железо в таких количествах исоединениях, при которых промышленное извлечение из них металла экономическицелесообразно.
Месторождения железных руд. попроисхождению разделяются на 3 группы — магматогенные, экзогенные иметаморфогенные. Среди магматогенных различаются: магматические —дайкообразные, неправильные и пластообразные залежи титаномагнетитов, связанныес габбро-пироксенитовыми породами (Кусинское и Качканарское месторождения наУрале в России, местооождения Бушвельдского комплекса в ЮАР, Лиганга вТанзании), и апатито-магнетитовые залежи, связанные с сиенитами исиенитдиоритами (Лебяжинское на Урале, Кируна и Елливарс в Швеции);контактово-метасоматические, или скарновые, возникают на контактах или вблизиинтрузивных массивов; под воздействием высокотемпературных растворов вмещающиекарбонатные и другие породы превращаются в скарны, а также пироксен-альбитовыеи скаполитовые породы, в которых обособляются сложные по форме залежи сплошныхи вкрапленных магнетитовых руд (в России — Соколовское, Сарбайское вСеверо-Западном Казахстане, Магнитогорское, Высокогорское и другие на Урале,ряд месторождений в Горной Шории; Айрон-Спрингс в США и др.); гидротермальныеобразуются при участии горячих минерализованных растворов, путём отложенияжелезных руд. по трещинам и зонам смятия, а также при метасоматическомзамещении боковых пород; к этому типу относятся Коршуновское и Рудногорскоемагномагнетитовые месторождения Восточной Сибири, гидрогётит-сидеритовоеАбаильское в Средней Азии, сидеритовые месторождения Бильбао в Испании и др.
К экзогенным месторождениямотносятся: осадочные — химические и механические осадки морских и озерныхбассейнов, реже в долинах и дельтах рек, возникающие при местном обогащении водбассейна соединениями железа и при сносе в них железистых продуктов прилегающейсуши; слагают пласты или линзы среди осадочных, иногда — вулканогенно-осадочныхпород; к этому типу относятся месторождения бурых железняков, частью сидеритов,силикатных руд (Керченское в Крыму, Аятское — Казахстане; в ФРГ — Лан-Диль идр.); месторождения коры выветривания образуются в результате выветриваниягорных пород с железосодержащими породообразующими минералами; различаютостаточные, или элювиальные, месторождения, когда продукты выветривания,обогащенные железом (вследствие выноса из породы др. составных частей),остаются на месте (тела богатых гематито-мартитовых руд Кривого Рога, Курскоймагнитной аномалии, района оз. Верхнего в США и др.), и инфильтрационные(цементационные), когда железо вынесено из выветривающихся пород и переотложенов нижележащих горизонтах (Алапаевское месторождение на Урале и др.).
Метаморфогенные(метаморфизованные) месторождения — преобразованные в условиях высоких давленийи температур ранее существовавшие, преимущественно осадочные, месторождения.Гидроокислы железа и сидериты переходят при этом обычно в гематит и магнетит.Метаморфические процессы иногда дополняются гидротермально-метасоматическимобразованием магнетитовых руд. К этому типу относятся месторождения железистыхкварцитов Кривого Рога, Курской магнитной аномалии, месторождения Кольскогополуострова, железорудной провинции Хамерсли (Австралия), полуострова Лабрадор(Канада), штат Минас-Жерайс (Бразилия), штат Майсур (Индия) и пр.
15% от мировых ресурсов находятся взападной Сибири и западной Европе.
Европейское государство Люксембургназывают «стальной малыш», так как его развитие определила железноруднаяпромышленность. Сегодня страна импортирует в 10 раз больше руды, чем добываетна своей территории.
Месторождения марганца есть сравнительнов немногих странах: практически все европейские страны и США зависят от егоимпорта.
Основные запасы руд марганцевыхместорождений сосредоточены в Южно-украинском марганцевом бассейне. Добываютего также в Грузии (Чиатурское месторождение), на Урале (Полуночное), на югеСибири (Усинское). Небольшие марганцевые месторождения разработаны на Кубе впровинции Ориенте, а также в Китае.
Основные месторождения марганцевых руднаходятся в ЮАР, Австралии, Бразилии, Индии.
На дне Тихого, Индийского иАтлантического океана много железомарганцевых конкреций. Особенностьюокеанических залежей является большой прирост их запасов – 10 млн. тоннежегодно.
Для перевозки тарно-штучных(генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов используются универсальныесуда. Они имеют большое раскрытие палуб (до 0,7—0,8 ширины судна), что улучшаетусловия их погрузки-выгрузки. Внутренние обводы изготовляют близкими кпрямоугольным, чтобы перевозить в них крупнотоннажные контейнеры. Иногда втаких судах оборудуют рефрижераторные трюмы для перевозки небольших количествскоропортящихся грузов, а также помещения (танки) — для наливных грузов. Изспециализированных судов наиболее распространены балкеры (предназначены дляперевозки навалочных грузов) с кормовым расположением машинного отделения, сбольшими люками и устройствами, обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку.Особое место занимают танкеры. Стремление повысить эффективность использованиятанкеров и балкеров привело к созданию комбинированных судов, т. н. ОБО (англ.oil-bulk-ore — нефть-навалочные-руда), которые в одном направлении перевозятнефть или нефтепродукты, а в обратном — руду или др. навалочные грузы (зерно,сахар-сырец и др.), в результате чего сокращаются или вообще исключаютсябалластные переходы.
Контейнер (англ. container, от contain — вмещать),стандартная ёмкость, служащая для бестарной перевозки грузов различными видамитранспорта. Контейнер является как бы съёмным органом (кузовом) транспортныхсредств (автомобилей, вагонов, судов, самолётов и др.), который приспособлендля механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспортана другой. Размеры и ёмкость контейнера соответствуют грузоподъёмности игабаритам транспортных средств.
По назначению они делятся науниверсальные, специализированные и специальные. Универсальные контейнеры могутбыть использованы для перевозки любых грузов в различной упаковке;специализированные — для штучных, сыпучих или жидких грузов (например,строительных материалов, химических веществ, пищевых продуктов и др.);специальные — только для определённого груза, транспортируемого в особыхусловиях (например, в космосе, под водой и т. п.).
Лихтер (голл. lichter) грузовое несамоходноеморское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов, атакже для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейдеглубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт. Лихтеры иногда имеютсобственное грузовое устройство.
Для промышленно развитых странхарактерная тенденция в развитии морского транспорта — концентрациягрузопотоков и укрупнение портов. Например, во Франции, имеющей около 300портов, 87,3% грузооборота страны идёт через 6 портов; в Японии при наличии1062 портов 35% грузооборота осуществляют 11 из них; в США — 20,9%внешнеторгового грузооборота идёт через порт Нью-Йорк. Происходит процессукрупнения судоходных предприятий и сращивание их с промышленными, финансовыми,торговыми и другими компаниями, проникновение капитала в экономикунационального судоходства развивающихся стран, создание международныхмонопольных объединений по линейным и контейнерным перевозкам.
Характеристикиосновных видов транспорта Вид транспорта Грузооборот за 1990 г. % Наиболее часто перевозимые товары 16.0 Железно-дорожный 62.1 Сельхскохозяйственные продукты, полезные ископаемые, песок, химикаты, автомобили Морской 8.3 Нефть, зерно, песок, гравий, металлические руды, каменный уголь Автомобильный 10.8 Одежда, книги, компьютеры, бумажные товары Трубопроводный 0.1 Нефть, каменный уголь, химикаты Воздушный Приборы, скоропортящиеся пищевые продукты
Морскойвид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли.Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов вмеждународных морских сообщениях 105 — 110 млрд. $ ежегодно, что равноприблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.
Основнуючасть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные инавалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200млн т.).