Содержание
1. Организм человека как единаябиологическая система
2. Степени переутомления нервнойсистемы. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность
3. Закаливание – один из факторовздорового образа жизни. Основные виды закаливания
4. Гигиена и ее основные задачи
Список использованной литературы
1.Организм человека как единая биологическая систем/>а
Медицинская наука при рассмотрении организмачеловека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма,обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию.
Организм человека как единая биологическая системарассматривается в отечественной и зарубежной литературе с начала 70-х годов. Всеорганы организма тесно связаны между собой, находятся в постоянномвзаимодействии и являются сложной единой саморегулирующейся и саморазвивающейсясистемой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействиепсихики человека, его двигательных и вегетативных функций с различнымиусловиями окружающей среды. Будет неверно утверждать, что целостность организмарассматривается только в последнее 20-летие. Еще в начале века основательгелиобиологии Александр Чижевский искал и часто находил ключевые звенья всистеме взаимодействия организм – среда, призывая ученых биологов распространитьэту точку зрения на живые клетки вообще. Особую роль в организме играетмеханизм регуляции, где ведущими являются нервная система и система эндокринныхжелез[1].
Организм человека развивается под влиянием генотипа(наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной исоциальной среды.
Целостность организма обеспечивает строениеорганизма.
Функциональной единицей организма является клетка — элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональноеединство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма.Благодаря клеточной структуре организма возможно восстановление отдельныхчастей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток ворганизме достигает порядка 100 триллионов.
Система клеток и неклеточных структур, объединенныхобщей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляетморфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называетсятканью.
Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающейсредой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией,различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную инервную.
Эпителиальная ткань образует наружный покров тела — кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Даннойткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). Ксоединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую икостную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости,называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечнуюткань. Поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая — произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервнаяткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.
Целостность организма обусловлена структурой ифункциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных,высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы,обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявленийжизнедеятельности организма. Физиологическая регуляция процессов, протекающих ворганизме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться кизменяющимся воздействиям внешней среды.
Все органы и системы человеческого организманаходятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, воснове которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма.Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических системорганизма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. Приэтом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способнавоспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включаявзаимодействие психики человека, его двигательных функций с различнымиусловиями внешней окружающей среды[2].
Отличительной особенностью человека являетсявозможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так исоциально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной ифизической работоспособности.
Без знания строения человеческого тела,закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма вцелом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия наорганизм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать ипроцесс физического воспитания. Учебно-тренировочный процесс по физическомувоспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомияи физиология.
Анатомия — наука, изучающаяформу и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей,выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняетвнешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и системорганизма человека.
Физиология — наука о закономерностяхфункционирования целостного живого организма. Функционально все органы исистемы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизациядеятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельностидругих органов.
2.Степени переутомления нервной системы. Влияние физических
упражнений наумственную работоспособность
Почему именно центральная нервная система утомляетсяв первую очередь? Это связано с тем, что ЦНС — самое молодое в эволюционномплане образования. Поэтому любые патологические, равно как и физиологические,изменения отражаются на ЦНС в первую очередь. Нервные волокна как таковыеявляются более «старыми» в эволюционном плане образования, поэтому и утомляютсяони значительно позднее. Еще более филогенетически «старой» является мышечнаяткань, поэтому и утомляется она в последнюю очередь.
Утомление – физиологическое состояние организма,возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижениемработоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и прифизической работе. Умственное утомление характеризуется снижениемпродуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышленияи др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы,скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть снижена не только врезультате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условийтруда (интенсивный шум и др.).
Сроки возникновения усталости зависят отособенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы,сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менееутомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет такжеотношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей впериод эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомленияи чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочаянагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. Припереутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти,внимания, нарушается сон.
Переутомление — это патологической состояние,развивающееся у человека вследствие хронического физического илипсихологического перенапряжения, клиническую картину которого определяютфункциональные нарушения в центральной нервной системе[3].
Появление центрально-нервной теории утомлениясвязано с работами великих отечественных физиологов И. М.Сеченова и И.П.Павлова, их учеников и последователей. Суть её состоит в проявлениизапредельного торможения в нервных клетках на различных уровнях ЦНС привыполнении напряженной мышечной работы. Разработка этой теории явилась важнымшагом в раскрытии механизмов, предохраняющих нервную систему, а через неё весьорганизм от истощения, результатом которого может стать переутомление и перетренированность.
Однако центрально-нервная теория не позволяетобъяснить многочисленные факты, характерные для развития утомления принапряженной мышечной деятельности. В частности, в ряде исследований показано,что даже в состоянии глубокого утомления работа может быть продолжена, еслиизменить её интенсивность и особенно характер её обеспечения при сохранениисостава работающих мышц, что свидетельствует о том, что в нервных центрах ненаступало ни торможения, ни истощения, т.е. неотъемлемых механизмов утомлениясогласно центрально-нервной теории. Н.И. Волков (1974) отмечает, чтоцентрально-нервная теория мышечного утомления является модернизированнымвариантом прежних локалистических концепций с той лишь разницей, что в нейцентр наиболее значительных изменений, приводящих к развитию утомления, былперенесён из периферических исполнительных органов в ЦНС.
Значительный вклад в изучение проблемы утомлениявнёс В.В. Розенблат. Согласно разработанной им центрально-корковой теорииначальным звеном утомления при мышечной работе человека являются изменения«кортикальных центров». По его мнению, уровень работоспособностимышц, связанный с настройкой их возбудимости, тонуса и упруго-вязких свойств, ссостоянием кровоснабжения и трофических процессов в них, определяется уровнемработоспособности нервных центров, управляющих мышцами. Утомление корковыхнервных клеток приводит, с одной стороны, к нарушению контролируемой имисложнейшей координации процессов, а с другой — меняет характер установочныхвлияний коры мозга и связанных с ней нижележащих образований на исполнительныеорганы.
Вопрос о правильной трактовке процесса утомлениядолгое время оставался дискуссионным. Ныне оно рассматривается как состояниеорганизма, возникающее вследствие выполнения физической работы и проявляющеесяво временном снижении работоспособности, в ухудшении двигательных ивегетативных функций, их дискоординации и появлении чувства усталости. Вфизиологии утомление представляется как биологически целесообразная реакция,направленная против истощения функционального потенциала организма.
В настоящее время специалисты при изучении проблемыутомления учитывают такие понятия этого процесса, как локализация и механизм.Такой подход берет своё начало с 60-х годов XX столетия, когда ученые сошлисьво мнении о том, что локализация и механизмы утомления определеныфункциональным состоянием различных органов и систем организма, ихкоординационными взаимоотношениями и обусловлены характером выполняемой работыи другими факторами.
человек организм упражнение гигиеназакаливание
Таблица 1. Классификация степеней утомленияСтепени Проявление утомления Состояние человека Лёгкое Состояние, которое развивается даже после незначительной по объему и интенсивности мышечной работы. Оно проявляется в виде усталости. Работоспособность при этой форме утомления, как правило, не снижается Острое Состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке Отмечается слабость, резко снижается работоспособность и мышечная сила, появляются атипические реакции сердечнососудистой системы на функциональные пробы. Бледность лица. Тахикардия. Повышение максимального АД на 40-60 мм рт. ст., резкое снижение минимального АД, на ЭКГ нарушение обменных процессов сердца, повышение общего лейкоцитоза крови, иногда белок в моче Перена-пряжение Остро развивающееся состояние после выполнения однократной предельной тренировочной или соревновательной нагрузки на фоне сниженного функционального состояния организма Общая слабость, вялость, головокружение, иногда обморочное состояние, нарушение координации движений, сердцебиение, изменение АД. Нарушение ритма сердца, увеличение печени (болевой печеночный синдром), атипическая реакция сердечнососудистой системы на нагрузку. Эта форма длится от несколько дней до нескольких недель. Перетрени-рованность Состояние, которое развивается у людей при неправильно построенном режиме тренировок и отдыха (физическая перегрузка, однообразие средств и методов тренировки, нарушение принципа постепенности увеличения нагрузок, недостаточный отдых, частые выступления в соревнованиях) Выраженные нервно-психические сдвиги, ухудшение спортивных результатов, нарушение сердечно-сосудистой и нервной системы снижение сопротивляемости организма к инфекциям. Переуто-мление Патологическое состояние организма. Оно чаще всего проявляется в виде невроза, наблюдается, как правило, у людей с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных, при чрезмерных физ.-х нагрузках Проявления похожи на свойственные перетренировке, но более четко выражены. Нарушен сон, появляются боли в сердце, расстройство пищеварения, половой функции, тремор пальцев рук.
Профилактика переутомления строится на устранениивызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться толькопри достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузкиинтенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками.
Хорошо известно, какую важную роль играетдвигательная активность в создании благоприятных условий для осуществленияпсихической деятельности человека. Она выступает как средство снятияотрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этогокак фактор стимуляции интеллектуальной деятельности[4].
В результате занятий физическими упражнениямиулучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы,обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так,имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражненийувеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряетсярешение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательныереакции.
Итак, физические нагрузки положительно влияют наумственную работоспособность, однако необходимо не допускать переутомления.
3. Закаливание – одиниз факторов здорового образа жизни. Основные
виды закаливания
Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий,направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиямразличных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации,пониженного атмосферного давления).
Важную роль закаливание играет в профилактике простудныхзаболеваний. Эти болезни имеют широкое распространение, и их удельный вес в общейзаболеваемости составляет 20-40%. Систематическое применение закаливающихпроцедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почтиполностью исключает их возникновение. Вместе с этим закаливание оказывает общеукрепляющеедействие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервнойсистемы, нормализует обмен веществ.
Закаливание в своей основе представляетсвоеобразную тренировку всего организма, и прежде всего терморегуляционного аппарата,к действию различных метеорологических факторов. В процессе закаливания примногократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервнойрегуляции формируются определённые функциональные системы, обеспечивающиеприспособительный эффект организма. При этом приспособительные реакциипроисходят в нервной системе, в эндокринном аппарате, во внутренних органах, натканевом и клеточном уровнях. Благодаря этому организм получает возможностьбезболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой и температуры ит. п.
Повышение устойчивости организма к воздействию определённыхметеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур обусловливаетспецифический эффект закаливания.
Неспецифический эффект закаливания проявляетсяглавным образом в его оздоровительном влиянии на организм. Закаливающие процедурыспособствуют повышению физической и умственной работоспособности, укрепляют здоровье,снижают заболеваемость.
Закаливание может осуществляться в ходе специально организованныхзанятий, в процессе приёма закаливающих процедур и в повседневной жизни.
Приступать к закаливанию можно практически в любомвозрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будеторганизм. Предварительно следует обязательно посоветоваться с врачом. Он не толькопроверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедури их дозировку. При острых заболеваниях и явлениях обострения хроническихнедугов принимать закаливающие процедуры нельзя. В процессе закаливаниянеобходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективностьпроцедур.
Закаливание организма может быть успешным только приправильном проведении соответствующих процедур. На основании исследований ипрактического опыта были установлены следующие основные гигиенические принципызакаливания: систематичность, постепенность, учёт индивидуальных особенностей,разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местныхпроцедур, самоконтроль. При выборе дозировки и форм проведения закаливающихпроцедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма (возраст, состояниездоровья).
Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннеезакаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только ктому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторноедействие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторноедействие тепла, наоборот, — только к теплу.
Эффективность закаливания увеличивается, если его проводитьпри активном режиме, т. е. если выполнять во время процедур физическиеупражнения или какую-либо мышечную работу. Особенно высокая степеньустойчивости организма была отмечена у лиц, применяющих закаливание в сочетаниис физическими упражнениями, которые выполнялись при резко меняющихсятемпературных условиях. Поэтому занятия такими видами спорта, как плавание,лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика, альпинизм и туризм, дуют высокийзакаливающий эффект.
Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействиюподвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливаниеотдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие,чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умелоподвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные кохлаждению участки тела — ступни, горло, шею[5].
Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительнойстепени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.Теперь рассмотрим основные виды закаливания.
Закаливание воздухом. Указанный вид закаливания надоначинать с выработки привычки к свежему воздуху. Закаливающее действие воздухана организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Подвлиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуетсядеятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, изменяетсяморфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровеньгемоглобина).
Пребывание на свежем воздухе улучшает общеесамочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызываетчувство бодрости, свежести. Закаливающий эффект воздуха на организм являетсярезультатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры,влажности, направления и скорости движения. Надо иметь в виду, что раздражающеедействие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем большеразница температур кожи и воздуха. Более выраженное действие оказываютпрохладные и умеренно холодные воздушные ванны.
Прогулки на воздухе проводятся в любое время годанезависимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально длякаждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличениевремени прогулок должно проводиться постепенно, с учетом, как перечисленныхфакторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.
Воздушные ванны подготавливают организм кпоследующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой. Дозировкавоздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температурывоздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре. Важнымусловием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды,соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляциювоздуха./>/>
— Закаливание солнцем.
Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженнымтепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительноготепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез иувеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожныхсосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшаеткровообращение во всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливаетвлияние на организм ультрафиолетовой (УФ) радиации. УФ лучи оказываютпреимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большимбиологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D,который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменныепроцессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена– биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладаютбактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма поотношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующеедействие практически на все функции организма. Кожа разных людей обладаетразной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщинойрогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации./>/>
— Закаливание водой. Вода — мощноесредство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как еетеплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. Приодинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влиянияводных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры онана короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительномвоздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляциисправляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение ипокраснение ее отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надонесколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры.Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуюто переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повыситьтемпературу воды или сократить время процедуры.
Различают три фазы реакции организма на действиепониженной температуры воды. Первая — повышенный спазм сосудов кожи, при болееглубоком охлаждении — и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза — в связи садаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становитсякрасной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоцитысосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологическиактивных веществ, в том числе с интерфероноподобными свойствами. Эта фазахарактеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья фаза(неблагоприятная) — исчерпываются приспособительные возможности организма,возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляетсяозноб.
При систематическом использовании водногозакаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное,чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные инетрадиционные, или интенсивные.
Вода — общепризнанное средство закаливания.Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, чтоводные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержатьименно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна вданном случае, постепенно снижая ее.
Существует несколько отдельных способов закаливанияводой:
а) Обтирание — начальный этап закаливания водой. Этосамая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах,начиная с младенческого. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой,смоченной водой. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь,спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затемпроделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечности).Конечности растирают от пальцев к телу. Туловище растирают круговыми движениямипо направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры непревышает 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяют вначалепрохладную воду (20-24 С), а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16 С).
б) Обливание — следующий этап закаливания. Оно бываетместное и общее. Местное обливание – обливание ног. Для первых обливанийцелесообразно применять воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая еедо + 15С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание телаполотенцем. Общее обливание надо начинать с более высокой температурыпреимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобывода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот,затем правый и левый бок. После окончания — растереть полотенцем.
в) Душ – еще более эффективная водная процедура. Вначале закаливания температура воды должна быть около +30-32С ипродолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижатьтемпературу и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела.При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, />/>
— Местное закаливание холодом.
Для закаливания рекомендуется наряду с общимиприменять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из нихобмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаютсянаиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится втечении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28С, а затемснижая ее до 12-15С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения.
Полоскание горла проводится каждый день утром ивечером. Вначале используется вода с температурой 23-25С, постепенно каждуюнеделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10С.
В последние годы все большее и большее вниманиепривлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияниепрактически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работалегких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегулии.Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировкизакаливания. />/>
-Закаливание в парной.
Народный опыт, приобретенный веками,свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным изакаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышаетсяработоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряютсявосстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результатерегулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным иинфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызываетрасширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканяхорганизма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, чтоспособствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ[6].
Итак, закаливание – важное средство профилактики негативныхпоследствий охлаждения организма или действия высоких температур.Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудныхзаболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
Закаливание организма — это формирование исовершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитетаорганизма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Вмеханизме закаливания лежит общий адаптационный синдром.
4.Гигиена и ее основные задачи
Термин «гигиена» принадлежит древним грекам,обогатившим мировую историю отважными аргонавтами, легендой об «Арго» и золотомруне, Геркулесом и Тезеем и, конечно, Гиппократом и Асклепиусом. Гигиена своимназванием обязана древнегреческой богине Гигее — одной из самых почитаемыххозяек Олимпа, покровительнице врачевателей, несущей людям исцеление, знания оприроде болезней, о чистоте душевной, чистоте помыслов, а также жилища и тела.
Гигиена, как любая другая наука, прошла долгий путьразвития. Важную роль в ее развитии сыграли основоположники отечественноймедицины: С.Т. Забелин, М.Я. Мудров, Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопонин и другие.
Гигиена — сложная, разносторонняя наука,охватывающая все стороны жизни человека. Существует гигиена питания, гигиенатруда, гигиена детей и подростков, радиационная, космическая гигиена и т.д.Остальные узкие, частные вопросы (в том числе пути и способы устраненияотдельных заболеваний) являются элементами гигиены и не могут рассматриватьсяотдельно от других ее элементов
Гигиена — это область науки, в частности медицины,изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающаяпрофилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия длясуществования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь[7].
Основные задачи гигиены
– Изучение влияния внешней среды на состояниездоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следуетпонимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственныхи иных факторов.
— Научное обоснование и разработка гигиеническихнорм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вреднодействующих факторов;
— Научное обоснование и разработка гигиеническихнормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма квозможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья ифизического развития, повышения работоспособности. Этому способствуютрациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильноорганизованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.
Гигиена является основой профилактики заболеваний. Санитария- практическое осуществление требований гигиены, выполнение необходимыхгигиенических правил и мероприятий.
Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействиеорганизма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важнуюроль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы иправила широко используются в физкультурном движении.
Гигиенические положения занимают столь большоезначение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннемуи гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческойактивности[8].
В настоящее время гигиена физической культуры –вполне оформившаяся отрасль гигиенической науки. Гигиена физической культуры испорта включает разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиеническиетребования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательныегигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.
Список использованнойлитературы
1. БольшаковА.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М.: Медицина, 2002. – 450 с.
2. ВолынскаяЕ.В. Гигиенические основы здоровья. — Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. – 86 с.
3. ЗавьяловА.В. Нормальная физиология. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 816 с.
4. КовальВ.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Академия,2010. – 320 с.
5. МирзоевО.М. Применение восстановительных средств в спорте. – М.: СпортАкадемПресс, 2000.– 147 с.
6. Физиология.Основы и функциональные системы /Под ред. К.В. Судакова — М.: Медицина, 2000. –782 с.
7. ЧерноусовО.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни. – Томск: ТМЦДО, 2002.- 199 с.