Французский реализм 19 столетия проходит в своем развитиидва этапа. Первый этап – становление и утверждение реализма как ведущегонаправления в литературе (конец 20-х – 40-е годы) – представлен творчествомБеранже, Мериме, Стендаля, Бальзака.
Второй(50-70-е годы) связан с именем Флобера – наследника реализмастендалевско-бальзаковского типа и предшественника «натуралистическогореализма» школы Золя. Первое произведение, отразившее миропонимание иэстетические принципы зрелого Флобера – «Госпожа Бовари» (1856), которомуписатель отдал пять лет наряженного, мучительнейшего труда.
Критикиединодушно подчеркивали случайность поводов, послуживших Флоберу стимулом ксозданию романа. По словам самого Флобера, он начал обдумывать «Госпожу Бовари» совсем в ином плане, чемтот, который получился в окончательной редакции. Сначала, по собственнымпризнаниям писателя, он мыслил сделать свою героиню девственницей, котораяживет в провинциальной среде, стареет от огорчения и доходит до крайнегомистицизма в мечтах по воображаемой страсти. Героиня рисовалась емуносительницей мистически взвинченных чувств, человеком, целиком ушедшим в свой внутренний мир. Но Флобер по советудрузей взялся за более реалистический сюжет, основой для которого послужилаистория Деламара, врача из Ри, известного в семье Флобера. Супружескиенесчастья Деламара (неверность жены) занимали любителей сплетен; соблазненная,а затем брошенная любовником, жена Деламара отравилась. Так было положеноначало роман «Госпожа Бовари». Французские исследователи считают, что «романследовал действительности в ее мельчайших проявлениях».
Естественно,самые существенные изменения претерпел главный персонаж. Флобер говорил: япридумаю героиню, женщину, которая встречается чаще других. В романе мы видимЭмму – мечтательную провинциалку, которую окружает совершенно реальная среда.Флобер не зря дал своему роману подзаголовок «провинциальные нравы». Заставивсвою героиню жить в мещанской среде, Флобер перенес внимание на тудействительную жизненную основу, которая с необходимостью порождает у героинииллюзии, надежды и желания и приводит ее к катастрофе. Вместо«экспериментирования» над искусственно изолированным от жизни человеческимсознанием, он написал книгу, исполненнуюнеобычайной силы проникновения в общественную психологию своего времени. Флобер изобразил среднего героя, такого,которого встречаешь на каждом шагу в ежедневном существовании. Он искал сюжетаобыденного и трагического в одно и то же время: ведь только в таком романе онсможет показать свою эпоху, так как специфической ее особенностью былапошлость. То есть Флобер возвращается к проблеме, открытой еще Бальзаком.Показать специфику современности – значит, показать ее пошлость, следовательнотипично современный роман должен стать трагедией пошлости.
Сюжетфлоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж,которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварныйростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде.Несложное взаимодействие этих фигур приводит к трагической развязке.Разочаровавшись в любовниках, вконец разоренная ростовщиком, убоявшаясяпубличного скандала, не смеющая раскрыться в своих преступлениях доверчивому дослепоты мужу, жена-прелюбодейка кончает жизнь самоубийством, отравившисьмышьяком. То есть, несмотря на трагический конец, всё это в высшей степениобыкновенно и просто, даже пошло. Но, настаивая на праве художника обращаться ксамым пошлым и тривиальным сюжетам, Флобер говорил: «Поэзия, подобно солнцу,заставляет и навозную кучу отливать золотом». Когда редактор упрекнул писателяза скучный, мало поэтический сюжет, Флобер взорвался: «неужели вы думаете, чтонеприглядная действительность, воспроизведение которой вам так претит, невызывает у меня такое же отвращение? Как человек, я уклонялся от нее насколькомог. Но как художник я решился на этот раз испытать ее до конца». Именно это ипроисходит в «Госпоже Бовари». Флобер, как писатель-реалист, раскрывает в ЭммеБовари, героине пошлого адюльтера, личность трагическую, пытавшуюся восстатьпротив ненавистной ей действительности, и в конце концов поглощенную ею. Эмма Бовари оказалось типом и символомсовременности. Это существо пошлое, необразованное,не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности. Но в нейзаложены качества, которые делают ее интересной и типичной -–неприятиедействительности, жажда того, чего нет, стремление и неизбежно связанное с нимстрадание. Героиня Флобера не привыкла разбираться в своих чувствах, онаподчиняется влечениям, не подвергая их критике сознания, она не ведает, чтотворит. Флобер должен был разбираться во всем этом сам, без помощи героини,понять то, что она сама не могла понять, проникнуть в подсознание. Он хотелпроникнуть в логику страстей, которая не похожа на логику мысли. Поэтому Флоберотказывается от драмы. Драма – это исключение, а он должен изобразить правило.Психологически глубоко разработанный образ Эммы Бовари раскрывается в разныхпланах:
Она– жена Шарля, мать ребенка, любовница Родольфа, клиентка Лере… Только чтовышедшая из монастырского пансиона и приехавшая на ферму отца, Эмма хранит вдуше усвоенный в пансионе идеал жизни, полной высоких чувств и страстей.Деревня вскоре теряет для нее всякую привлекательность, и она разочаровываетсяв ней так же, как и в монастыре. Когда на ее горизонте появился Шарль, онаприняла «беспокойство, вызываемое новым ее положением» за чудесную страсть.Тотчас после брака эта иллюзия исчезла. Эмма хотела найти в своем муже нечтозначительное, сколько-нибудь приближающееся к ее книжному идеалу. Она пела емумеланхолические романсы, но оставалась такой же спокойной, а Шарль не был ниболее влюблен, ни более взволнован. Операция калеки убедила Эмму ее вбездарности ее мужа. С любовниками происходит почти то же. Эмма Бовари находитв любовниках то же, что в муже, — все ту же «пошлость брачного сожительства».Родольф скучает во время ее поэтических излияний, Леон – слабый характером,наскучивший слишком большой страстью, практически осторожный человек. Онавскоре перестает любить его, она любит в нем свою любовь, т.е. самое себя. Вместе с тем вся эта «поэзиялюбви» превращается в самый обычный адюльтер. Эмма вынуждена лгать мужу,придумывать множество мелких уловок, вовлекать в сферу своих обманов других.Она должна трепетать перед соседями. Из любви к роскоши и сентиментальности онаделает подарки своим любовникам. В минуты душевного волнения она способнадекламировать всем известные стихи. Лаская ребенка, она предавалась«патетическим излияниям, которые всюду, кроме Ионвиля, напоминали бы затворницуиз «Собора Парижской Богоматери». Страстная любовь выражается в самых избитыхфразах, заимствованных из какого-нибудь затасканного романа.
Однаконелепо не только выражение чувств Эммы, смешны и цель ее стремлений и вкусы. Вцентре ее желаний – «мальчик красивый», традиционный герой, одетый в черныйбархат, окруженный роскошью и могуществом, исполненный всяческих совершенств.Она дарит своим любовникам подарки, украшает комнату какими-то занавесками,требует от Родольфа, чтобы он думал о ней ровно в полночь. Мещанские украшения,красивые курточки или сапожки являются для нее необходимым сопровождениембольшой страсти, «поэзии жизни», без которой счастье для нее невозможно.
НоЭмма не может уйти от обыденного. Пошлость не только окружает ее, она царитдаже в ее мечтах. В этом и заключается отличие этого образа от всех предыдущихгероев Флобера, которые внутренне были всегда свободны от пошлого.
Объясняявысокие порывы Эммы физиологическими влечениями, Флобер тем самым показал ихоборотную сторону и тем самым еще больше усиливал иронию. Неудовлетворенностьдуховная связана с неудовлетворенностью физической, жажда огромной поэзиипревращается в жажду сексуальных наслаждений. Связь с Леоном возбуждает у неестрасть к роскоши, к мягким тканям и вкусной пище. С первых глав романа, черезтонко и вдумчиво отобранные детали, Флобер вскрывает драму поэтическогочувства. Для сознания, формирующегося в условиях провинциально-мещанскогобытия, оказывается затрудненным выход к живому, реальному ощущению того, чтообъективно прекрасно. Правда, героиня романа, казалось бы, не желает считатьсяс реальной жизнью, стремясь принятьдействительность лишь в тех условных формах, которые подсказываются «романами олюбви», поэтому и создается возможность двойного существования для Эммы: рядомс мужем и без мужа. Флобер ясно показывает, что причину злосчастий простых и, всущности, неплохих людей – Шарля и Эммы – следует искать в идиотизмепровинциального существования.
Продолжаяреалистические традиции Стендаля и Бальзака, Флобер переводит вопрос о «роковомодиночестве» человека на почву подчеркнуто будничной, реальнойдействительности. Шарль Бовари в результате сумбурного воспитания исовокупности жизненных обстоятельств делается обывателем. Эмма, начитавшисьлитературы с ее «обольщениями», становится героиней грязных романов. Это всеголишь следствия главной причины, обусловившей жизненную катастрофу Эммы и Шарля.Эта главная, определяющая причина коренится в условиях существования людей.Глубокая безнравственность, нечто постыдное и унизительное заложено в самойприроде провинциального существования, при котором высокое, здоровое,человечное притупляется и извращается.Эмма не могла полюбить Шарля, так как непонимала его чувств к себе; она не могла поверить в существование любви уШарля, так как его любовь не выражалась в выработанных литературой условныхформах. Эмма попала в некий заколдованный круг. Она желает внушить себе любовь,а так как в романах любовь сопровождается рядом неизменных признаков «высокойстрасти», то Эмма полагает, что достаточно внешних признаков «страсти» (луна,стихи, романсы), чтобы тем самым испытать ее магическое влияние. Онасознательно пытается привить себе поэтическое чувство.
Пониманиебезнравственности жизненных условий, в которые поставлена Эмма Бовари, немешает писателю довольно сурово осуждать героиню за ее «сентиментальныепричуды», столь чуждые ей как положительной натуре, «положительному духу».Флобер колеблется между симпатией к Эмме – жертве развратившей ее мещанскойсреды – и чувством сурового осуждения Эммы, как олицетворения фальши, эгоизма исентиментальных причуд. Искреннее сострадание к героям переплетается с ирониейпо отношению к ним.
Писательвводит читателя в самую суть формирования «романтического идеала». Так, вначале романа Эмма полна глухого и неопределенного беспокойства, смутногонедовольства жизнью. Она ищет нечто, что могло бы ее противопоставитьокружающему. Есть идеальное устремление – идеал воплощается в образе Парижа.
Эммаприобретает план Парижа, и тогда «ее Париж» наполняется названиями улиц ибульваров. Но идеал оставался все еще слишком абстрактным. И тогда на помощьпривлекались журналы с подробностями великосветской жизни, и идеал Эммыприобретал конкретные законченные формы. Флобер пишет: « В своих желаниях Эммасмешивала чувственные утехи роскоши с сердечными радостями, изысканностьманер с тонкостью чувств…». И даже послебегства Родольфа Эмма не теряет своих иллюзий. Вторично встретив Леона в Руане,«Эмма много распространялась о ничтожестве земных чувств в вечном уединении,где остается погребенным сердце». Леонохотно включается в эту игру, и собеседники состязаются в выражении самойбезрадостной меланхолии. Когда же Леон вырывает у Эммы признание в любви, сразуже меняется направление беседы – в высоких фразах уже нет необходимости. В этомотношении показательна сцена в Руанском соборе. Эмма, цепляясь за остаткидобродетели, молится, ища спасения у бога. А Леон, который мыслит штампамибульварной литературы, считает такое поведение Эммы всего лишь удачнойнаходкой, придающей пикантность их свиданию.
Такимобразом, непрерывно перерождаясь, первоначальный «идеал безрадостногосуществования» завершается разнузданным, грязным образом жизни. Флобер проник в тайники мещанского поэтическогочувства: оно зарождается как противоположность грубой реальной жизни, чтобыкончить низменной и грязной реальностью…
Эммаберет в дом служанкой девочку, пытаясь на великосветский манер сделать из неекамеристку. Эмма пленяет Шарля многочисленными тонкостями: новые бумажныерозетки к подсвечникам, новый волан на платье, камин украшает вазами и т.п.
Тоесть параллельно с мечтами о мире роскоши, страстей и фантастических прихотей,в котором Эмма живет духовно, развертывается реальное существование, котороегероиня упорно пытается поднять на уровень мечты. Происходит постоянный подменмечты суррогатами идеальногосуществования. Эмма последовательно снижает «идеал» до своего уровня, пытаясь«возвысить» повседневную жизнь на уровень мечты, имитируя светское утонченноесуществование.
В«Госпоже Бовари» Флобер вскрывает на примере судьбы Эммы, Родольфа, Леонаразличные стороны мещанского «поэтического чувства». Мещанская романтикаспособна лишь имитировать живую жизнь и живое человеческое чувство, подменять ихфетишами материального преуспеяния. Для Эммы чувство любви было неотделимо от его материальнойоправы, от роскоши. Глубокое отчаяние охватывает Эмму в конце романа, когда онаподводит итоги своим исканиям поэтическиодухотворенного, романтически возвышенного существования. Все обращается впрах, все лжет, все обманывает, — говорит она себе.
Романзаканчивается смертью Эммы. Это окончание весьма традиционно. Десятки героинь,брошенных любовником или отчаявшихся в любви, погибали от нервной горячки, от отчаяния,от других болезней, иногда очень подробно, с физиологическими деталямиописанных. Но смерть госпожи Бовари оказывается весьма прозаичной. Она умираетне от любви и не от разбитого сердца: поводом к самоубийству становитсянедостаток денег. Разочаровавшись вовтором своем возлюбленном, увидев вокруг себя пугающую пустоту, Эмма умирает неот этого. Причина самоубийства – не сердечная катастрофа и не философскаятрагедия, а ионвильский ростовщик, угрожающая ей опись имущества и страх передневыносимым долготерпением Шарля. Она предлагает Леону обокрасть хозяина, онаготова отдаться Родольфу после всех унижений и измен, чтобы получить у него дветысячи франков, — она вновь топчется в грязи низких расчетов, из которых хотелавырваться. Чем больше она прилагала усилий, чтобы обрести настоящее чувство и чистую страсть, тембольше погрязала в мерзости обыденного, и на самом дне его нашла свою смерть.Трагедия Эммы в том, что она не может выйти за круг обыденного, она обручена собыденным. Прозаичность смерти Эммы подчеркивается не только физиологическими деталями, с которыми Флоберописывает действие яда. Главныйиронический смысл заключается в том вздоре, который говорят у ее гроба Оме иБурнисьен, в закуске с выпивкой, новойдеревянной ноге Ипполита, позах и лицах ионвильских жителей – весь этот комизмпревращается в высокую трагедию. Эмма умирает в объятиях Ионвиля, даже в самойсмерти она принадлежит ему…
Авторне спас свою героиню ни от одного из возможных оскорблений. Он не дал ей ниума, ни образования, ни тонкости вкуса, ни силы духа. И только это неистребимоестремление, жажда непознанного и запретного возвышают Эмму над всеми довольными и счастливыми и резко, категорично инавсегда противопоставляют ее «среде».
Разглядетьв обыкновенном адюльтере огромное внутреннее содержание, найти свою героиню впровинциальной мещанке, не смущаясь нибульварными вкусами, ни ограниченностью ума, оправдать ее только силойстремления и силой иллюзий и вместе с тем показать бесполезность этойтрагической борьбы и нелепость «сентиментального» идеала счастья – такова былазадача Флобера, эстетическая, нравственная и социальная одновременно. Разрешивэту задачу методами своей глубоко продуманной эстетики, Флобер создал роман, который наложил печать на целую эпоху литературногоразвития.
Вобразе Эммы есть широкая философская мысль, но она включена
Всодержание образа, она не выступает наружу, как это было в ранних произведенияхФлобера. Читателя поражает правда деталей, доходящая до иллюзии, бьющая какудары хлыста, повседневность, от которой захватывает дух. Но эта обыденность,ставшая здесь эстетической категорией, выражает нечто большее. Это не толькобедствия Эммы, показанные как частный случай чьей-то частной трагедии. Затрагедией прелюбодеяния и пошлости вырастает трагедия любви и тоски, на которуюобречена женщина в мире чудовищного мещанства. Эмма не только прелюбодейнаяжена. Ее судьба – судьба всякого человека, неудовлетворенного этим обществом,мечтающего о красоте и захлебывающегося во лжи и отвращении.
Такимобразом, перебирая всю эту грязь и ничтожество, литература нашла сюжеты, драматические именно благодарясвоей обыденности и внешней «некрасивости». И действительно, Флобер приложил огромные усилия для того, чтобы облечьправдивое в чеканную форму, поднять «мещанскую драму» на уровень высокогохудожественного, исторически содержательного обобщения.
Списоклитературы:
1. Реизов Б.Г. «ТворчествоФлобера», М., 1965
2. Иващенко А.Ф. «ГюставФлобер. Из истории романтизма во Франции», М., 1955
3. Реизов Б.Г. «Французскийисторический роман 19 века», М., 1977
4. «История зарубежнойлитературы 19 века», М., 1991.