Московский Педагогический Государственный Университет
Реферат по истории педагогики
«Фольклор и его значение в воспитании детей»
Студентки III курса
ФНК 305 группы
Нестеровой Алины
Москва 2004
Содержание
Вступление………………………………………………………………………………………3
Особенности понимания детьми малых фольклорных форм…………………………5
Песенная лирика……………………………………………………………………………….9
Русский героический эпос…………………………………………………………………..10
Сказка как фольклорный жанр…………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………16
Используемая литература…………………………………………………………………..17
Вступление
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает
народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в
народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую
деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы,
культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и
стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей,
чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о
справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное
творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой
речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами
деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-
мифологических представлений. В процессе развития общества возникли
различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые
жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие
прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах
позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и
поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах,
находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только
от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении
многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем
произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография
автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная
среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их
сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по
сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в
прошлом, являлось отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». В
таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем
народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию
пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и
восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем
бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и
внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения
действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в
отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных
особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.
Образы народных героев выражают лучшие черты русского
национального характера; в содержании фольклорных произведений
отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с
тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не
отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской
идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли
значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и
художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое
время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как
культурное богатство непреходящей ценности.
На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней
фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в
культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным
фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли,
пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые
жизнеспособные.
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов.
Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора;
массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной
деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От
воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем
обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им
навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность,
воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и
умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном
возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые
проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении
комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих
чувств.
Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в
себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию,
интонационную окраску, использование специфических языковых средств
выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому
или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр
устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт
прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно
окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке
метафорического образа различных средств выразительности (приема
олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов,
сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию
образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают
увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном
значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй
русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать
ее.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой
в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные
признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы
предметов, развивает у детей “поэтический взгляд на действительность”.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с
другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь
детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за
счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде
всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим
внешним видом, например, “заинька”.
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению
грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова,
можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям
образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а “котенька”,
“коток”, “котик”, “котя”. К тому же положительные эмоции, связанные с тем
или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и
прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в
себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему
способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом
гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,
звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать
слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый
источник воспитательных и образовательных возможностей.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте
является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно
координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов,
“проглатывание” окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне
замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения
помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы,
поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны
и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и
звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому
определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают “выломать язык
ребенка на русский лад”.
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть
использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка,
для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения
произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком
интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью
малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение,
нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым
произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае
речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим
материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и
рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и
формируем интонационную выразительность его речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,
выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до
детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал
способствует овладению родной речью. Например, игра – забава “Ладушки –
хлопушки”, где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая
свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только
развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них
навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не
только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою
мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует
особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов,
грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи
этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь –
доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать
разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать
их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и
своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он
создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал
загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности
загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на
ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном
предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,
выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному
и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной
речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся
литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они
учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова,
постепенно овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи
методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого
развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший
материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы
указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.
Песенная лирика
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и
видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и
других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время
слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного
жанра.
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни
взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и
пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся
самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки,
дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми
колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их
пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? –
У бабушки…”.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой
прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по
развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании
грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов,
возможно использовать.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они
используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в
разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных
мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать
красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме
изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи
дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные
движения ребенка. Например:
«Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»1
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,
ножками. Например:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю,
птицам:
– Весна красна! На чём пришла?
– На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
Укатись вся.
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь
взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные
обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.
Русский героический эпос
Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие
прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он
сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде
сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина
получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина
рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в
былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных),
воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины
только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири.
В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно
измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить,
что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского
государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории
Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником
каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в
народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они
скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести,
которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь
Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:
… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается..
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
…Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается
она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о
героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге
Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане,
победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри
никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают
службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не
доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд
человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень
интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана
Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и
брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых
они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей.
Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что
у ней:
Очи соколиные,
Брови соболиные,
Походка павлиная;
По двору идет,
Как лебедь плывет.2
Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их
художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В
дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического
эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с
былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3
«Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в
одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими
историческими произведениями. Они также представляют собой огромную
художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа.
Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое
значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события,
отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к
содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких
исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности
передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое
запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.
Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть
этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей.
Сказка как фольклорный жанр
Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной
и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.
Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве
термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь
характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках
видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества или детей, поэтому
сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто
переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно
в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к
подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом
для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его поэтического
творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского
литературоведения.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а
кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое
рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею
торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в
волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но
нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт
верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, –
выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом,
мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые,
обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это
хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках
выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё
достоинство человека.
Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не
опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями
и побеждать их.
Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по
содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым
захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от
простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк
забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя
напряжения всех душевные сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости,
эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных
сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного
человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него
уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как
трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно
побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых
осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость,
трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к
природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых.
Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия
окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и
осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных
произведений программой детского сада должно быть предусмотрено
ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении
персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с
половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более
старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки
“Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница”
ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в
события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто
придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать
эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она
будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в
текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и
моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение,
рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их.
Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование
образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они
слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность
происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во
всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее
персонажей.
Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы поднимает
все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно,
чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать,
объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить
обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить,
прочувствовать его.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании
впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети
многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются,
сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает
в ход событий, яснее становятся для нега образы сказочных персонажей, их
взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание
самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых.
Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные
суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки
помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного
понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его
воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо
учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей
можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку
(род настольного театра).
У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой.
Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи
сказочника.
Заключение
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного
досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами
его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь,
текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием
отцов и дедов.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры
позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его
традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное
развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым
нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных
людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки
развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат
детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей
актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о
событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для
восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого
народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование
монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни
на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная
лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она
используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются
колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику
входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как
раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется
особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с
детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное
наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир
ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной
мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Используемая литература:
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор. – М., 1957.
Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ.
Лит., 1987.
Толстой Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; – М.: Дет.
Лит., 1984.