Содержание
Введение… 3
1. Правое положение Фонда социального страхования… 5
2. Развитие Фонда социального страхования РФ… 13
Заключение… 19
Литература……………………………………………………………………..21
/>/>Введение
Социальное страхование — объективная необходимость. Наопределенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силунекоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылокобеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политическойстабильности.
К задачам социальногострахования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываютсязатраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих втрудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечениянеработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественныепроцессы, государство во многих странах создает системы обязательногогосударственного социального страхования, дающие возможность значительнойконцентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежнойсоциальной защитой население страны.
В России государственное обязательное социальное страхование представленочетырьмя фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования;
• занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности.Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования ииспользования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетногоподхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходованиесредств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущностиэти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственнымсоциальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственныепенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинскогострахования.
1. Правоеположение Фонда социального страхования
Социальноестрахование в России существует уже около 100 лет. С 1933 по 1993 годысредствами государственного страхования ведали профсоюзы. В 1991 году в нашейстране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии сПостановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированнымфинансово-кредитным учреждением. Фонд, выступая гарантом социальнойзащищенности трудящихся, обеспечивает граждан пособиями по временнойнетрудоспособности, страхует от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний. Выдает пособия по беременности и родам, по уходуза ребенком. Предоставляет санаторно-курортное лечение работникам и членам ихсемей, оплачивает содержание детей в оздоровительных лагерях. Заботится обинвалидах, ветеранах Великой Отечественной войны и пострадавших от радиации.
Фонд осуществляет своюдеятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования,утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101.
Созданный приПравительстве Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово-кредитнуюсистему. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении Фондаи являются Федеральной собственностью.
Денежные средства Фондане входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию неподлежат.
Бюджет Фонда и отчет оего исполнении утверждается Федеральным законом. В соответствии с Порядкомрегистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социальногострахования Российской Федерации, утвержденным постановлением Фонда социальногострахования РФ от 4 декабря 2000 г. № 119, юридические лица независимо оторганизационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность на территорииРоссийской Федерации, одновременно с регистрацией в качестве страхователей пообязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний учитываются исполнительными органами Фонда вкачестве страхователей по государственному социальному страхованию (п. 1.9.Порядка). Страховое свидетельство установленной формы подтверждает регистрациююридического лица (либо индивидуального предпринимателя) в Фонде социальногострахования РФ, как страхователя по государственному социальному страхованию иобязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний.
/>/>/>/>Нормативные акты/>/>/>/>, регулирующие деятельность Фонда социального страхованияРФ
· Федеральный Законот 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социальногострахования»
· Федеральный законот 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
· Положение о Фондесоциального страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от12.02.94г. № 101
· ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765 «О перечневыплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социальногострахования РФ»
· Правиланачисления, учета и расходования средств на осуществление обязательногосоциального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, утвержденные постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184
· Инструкция опорядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденнаяПостановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11
/>/>/>2)Регулирующие обеспечение по государственному социальному страхованию
· Трудовой кодексРоссийской Федерации
· Положение опорядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию,утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 споследующими изменениями и дополнениями
· Федеральный Законот 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющимдетей»
· Федеральный законот 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
· Основызаконодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 юля 1993г. № 5487-1
· Инструкция опорядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан,утвержденная приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленностиРоссийской Федерации, постановлением Фонда социального страхования РФ от 19октября 1994 г. № 206/21
· РазъяснениеМинистерства труда и социального развития Российской Федерации и Фондасоциального страхования Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. №3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходныхдней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода задетьми-инвалидами»
· Положение оприобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение иоздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлениемПравительства Российской Федерации ль 21.04.2001 г. № 309
/>/>/>/>Основнойзадачей Фонда , в соответствии с Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социальногострахования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от09.02.01 г. № 11, является обеспечение работающих граждан гарантированнымигосударством пособиями по социальному страхованию:
· по временнойнетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы — более 70%;
· пособия поматеринству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности,при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу заребенком до достижения им возраста 1,5 лет);
· на оплату 4-хдополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
· на погребение;
· насанаторно-курортное лечение работающих и их детей.
Выплата пособий посоциальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортноелечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованиюосуществляется через бухгалтерию работодателя.
Ответственность зарасходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятияв лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не толькоадминистративная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).
Кроме того, с 2000 годана Фонд социального страхования РФ возложены функции по новому виду страхования- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачиваетсястраховое обеспечение пострадавшим на производстве (пособия по временнойнетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячныестраховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную ипрофессиональную реабилитацию).
Тарифы страховых взносовна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.
На сегодня Фондсоциального страхования РФ — наиболее стабильно работающий государственныйвнебюджетный фонд, благодаря которому Ваши работники своевременно получаютположенные пособия.
С 1 января 2001 годавступили в силу 4 новые главы части второй Налогового кодекса РФ, в том числеглава о едином социальном налоге.
Единый социальны налогобъединил в себе взносы трех государственных внебюджетных фондов -Пенсионного,Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Смомента введения в действие главы о Едином социальном налоге, контроль заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов вгосударственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социальногоналога, осуществляется налоговыми органами РФ (ст. 9 Закона «О введении вдействие части второй Налогового Кодекса от 05.08.2000 г.№ 118-ФЗ).
Страховые взносы наобязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний в состав ЕСН не включаются и уплачиваются отдельнов соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Для налогоплательщиковЕСН применяются ставки налога, предусмотренные ст. 241 НК. Причем, налоговаябаза на каждого работника и ставка налога определяются в зависимости отналогооблагаемой базы отдельного работника.
Например, еслиналогооблагаемая база работника не превышает 100 тыс. руб., то начисление ЕСНпроизводится по следующим ставкам: ПФ- 28%; ФСС — 4%; ФОМС — 3,6 %, такимобразом, ЕСН = 35,6%.
Для сельхозпроизводителейставка ЕСН в Фонд социального страхования установлена в размере 2,9 процента. Ксельскохозяйственному товаропроизводителю относится юридическое лицо,осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляетв стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции.
С 1 января 2002 годавводится в действие гл. 26_1 „Единый сельскохозяйственный налог“ всоответствии с которой сельхозтоваропроизводители, доля выручки от реализациис/х продукции которых составляет не менее 70 % от общей выручки, уплачивают единыйс/х налог. Однако данная глава начнет действовать, когда на местном уровнебудет разработан и принят соответствующий Закон.
Сумма налога исчисляетсяналогоплательщиком отдельно в отношении каждого Фонда, и определяться каксоответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащаяуплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшениюналогоплательщиками на сумму произведенные ими самостоятельно расходов на целигосударственного социального страхования.
В основу работы Фондасоциального страхования РФ заложены принципы солидарности и остаточногоперечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются напредприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остатокперечисляется в Фонд социального страхования. В случае, если расходы превышаютсумму начисленного единого социального налога (взноса), то исполнительныеорганы Фонда социального страхования выделяют дотации на выплатугарантированных пособий по социальному страхованию (п. 2.7. Инструкции опорядке расходования средств Фонда социального страхования, утвержденнойПостановлением ФСС № 11 от 09.02.01 г.). Заявки на дотацию (в случаенедостаточности средств) оформляются страхователем ежемесячно.
Например, если пособиеназначено в сентябре и суммы ЕСН, начисленного за сентябрь недостаточно, тозаявка на недостающую сумму должна быть оформлена в этом же месяце.
Таким образом, работникимеет возможность своевременно получить причитающиеся им суммы пособий.
Налогоплательщикпроизводит уплату налога ежемесячно в сроки получения заработной платы, но непозднее 15 числа следующего месяца.
Налогоплательщик долженвести отдельно по каждому работнику учет сумм дохода и суммах налога,начисляемого на этот доход.
Налогоплательщик обязанпредставлять в ФСС ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего заистекшим кварталом, сведения о суммах:
· начисленногоналога в ФСС
· использованных навыплату пособий по государственному социальному страхованию
· направленных наприобретение путевок
· расходов,подлежащих зачету
· сумм,уплачиваемых в ФСС
Налогоплательщики — организации, в состав которых входят обособленные подразделения. В целяхупрощения порядка исчисления и уплаты ЕСН, представления расчетов по авансовымплатежам и налоговых деклараций по этому налогу, а также сокращения временипоступления сумм налога на лицевые счета региональных отделений государственныхсоциальных фондом, МНС России считает целесообразным применениецентрализованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией(включая обособленные подразделения) по месту его нахождения: за обособленныеподразделения, которые не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производятвыплаты в пользу работников и физических лиц. Расходы по социальному страхованию(в том числе дотации) включаются в отчет головной организации. Совместноеписьмо Министерства РФ по налогам и сборам и ФСС РФ от 28.08.2001 г. №02-08/06-2065П
В отношении плательщиковЕдиного социального налога все предусмотренные Налоговым Кодексом РоссийскойФедерации мероприятия налогового контроля (взыскание сумм недоимки, пеней,штрафов, зачет излишне уплаченных сумм) проводят налоговые органы. Ими жепроводится проверка правильности начисления и перечисления единого социальногоналога.
Правильность расходованиясредств Фонда социального страхования РФ осуществляется контрольно-ревизионнымотделом Фонда социального страхования (разд. VII Инструкции о порядкерасходования средств Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11).
/>/>/>/>Размеры пособий,выплачиваемых из бюджета Фонда социального страхования РФ (с учетом районногокоэффициента)
Вид пособия
01.01.98 г.
с 01.01.2001 г.
с 01.07.2001 г.
с 01.01.2002 г.
Примечание На рождение 1 440 руб. 1 725 руб. 1 725 руб. 5 175 руб. По уходу до 1,5 лет 192 руб. 230 руб. 230 руб. 575 руб. Вставшим на учет в ранние сроки 96 руб.02 коп. 115 руб. 115 руб. 345 руб. Ритуальное пособие 960 руб. 1 150 руб. 1 150 руб. 1 150 руб. Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (90% МРОТ) 86 руб. 41 207 руб. 310 руб. 50 коп. 310 руб. 50 коп.(до 01.02.02 г.) с 01.02.02 г. действует Трудовой Кодекс, в связи с чем минимальный размер пособия по ВН составит 100 % МРОТ Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности Два оклада 19 550 руб. 29 325 руб. 13 455 руб.(в т.ч. по БИР) с 18.03.00 г. — 8 161 руб. 15 коп. Максимальный размер ежемесяч-ной страховой выплаты Не назначалась Не ограничивалась Не ограничивалась 30 000 руб. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 96 руб. 02 коп. 230 руб. 345 руб. 345 руб. с 01.07.2000 г. — 132 руб. Коэффициенты повышения МРОТ – в 1,515 в 1,5 – с 01.07.00 г. в 1,581
2. Развитие Фонда социального страхованияРФ
БюджетФонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год по доходам всумме 258 806 047,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование169 264 828,5 тыс. рублей, и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, изних на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей.
Доходыбюджета Фонда на 2007 год формируются за счет налогов, страховых взносов и иныхпоступлений.
В2007 году Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечение инвалидовтехническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий гражданиз числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическимиизделиями в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом „Офедеральном бюджете на 2007 год“ и перечисленных в Фонд, в сумме 6 378591,2 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 408 441,0 тыс.рублей.
В2007 году Фонд осуществляет оплату стоимости путевок сроком пребывания не более21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного иголовного мозга не более 42 дней в санаторно-курортные учреждения,расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда намеждугородном транспорте к месту лечения, осуществляемого за счет средствфедерального бюджета, в санаторно-курортные и федеральные специализированныемедицинские учреждения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право наполучение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальнойуслуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ „О государственной социальной помощи“, в пределах средств,предусмотренных Федеральным законом „О федеральном бюджете на 2007год“ и перечисленных в Фонд, в сумме 7 075 019,8 тыс. рублей.
На2007 год на начало каждого квартала в размере установлен норматив оборотныхденежных средств Фонда:
1) неменее 30 процентов среднемесячных расходов на выплату пособий по обязательномусоциальному страхованию, на оздоровление детей, оплату стоимости путевок надолечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территорииРоссийской Федерации, непосредственно после стационарного лечения и другихрасходов;
2) неменее 30 процентов среднемесячных расходов на выплату пособий по временнойнетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячных иединовременных страховых выплат, расходов на доставку и пересылку страховыхвыплат, расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию идругих расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний.
Нормативоборотных денежных средств Фонда установлен на 1 апреля 2007 года в сумме неменее 5 792 039,0 тыс. рублей, на 1 июля 2007 года в сумме не менее 5 605 546,8тыс. рублей, на 1 октября 2007 года в сумме не менее 8 302 629,2 тыс. рублей ина 1 января 2008 года в сумме не менее 7 166 480,8 тыс. рублей.
В2007 году Фонд осуществляет финансирование расходов на выплату ежемесячногопособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в пределахсредств, предусмотренных Федеральным законом „О федеральном бюджете на2007 год“ и перечисленных в Фонд:
1)гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствиис Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ „О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей“ (далее — Федеральный закон „Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей“) в сумме 12 928 200,0тыс. рублей;
2)гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, не подлежащим обязательномусоциальному страхованию, в размерах сверх установленных Федеральным законом»О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” в соответствиис Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (вредакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), гражданам,подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году напроизводственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов вреку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС», в сумме 243 300,0 тыс. рублей;
3)гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, подлежащим обязательномусоциальному страхованию, в размерах сверх установленных Федеральным законом«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в соответствиис Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году напроизводственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов вреку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС», в сумме 654 900,0 тыс. рублей.
В2007 году средства обязательного социального страхования в сумме 3 676 192,5тыс. рублей направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемыхзастрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях,расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно послестационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденнымПравительством Российской Федерации.
В2007 году средства обязательного социального страхования направляются на полнуюили частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:
1) вдетские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия,расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания21 — 24 дня из расчета до 500 рублей на одного ребенка в сутки;
2) взагородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностьюпребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации.
В2007 году Фонд осуществляет частичное финансирование расходов на проведение29-й сессии Генеральной ассамблеи Международной ассоциации социальногообеспечения в сумме до 6 700,0 тыс. рублей по результатам конкурса,проведенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере здравоохранения и социального развития в порядке, предусмотренном Федеральнымзаконом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд».
Сумма,из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательномусоциальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, составляет в 2007 году 46,9 тыс. рублей.
Фондсоциального страхования Российской Федерации в 2007 году:
1)принимает решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховыхвзносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний, начисленных за 2006 год, завычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования,произведенных страхователем в 2006 году, на финансирование предупредительныхмер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеванийработников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах свредными и (или) опасными производственными факторами;
2)принимает решения о направлении страхователями средств обязательногосоциального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний в общей сумме до 2 000 000,0 тыс. рублей нафинансирование проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятыхна работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
3)направляет средства обязательного социального страхования от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний в сумме 497 860,0 тыс. рублей наразработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижениюпрофессионального риска застрахованного по обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний и оптимизации страховых тарифов.
В 2007году Фонд передает в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющийфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в сфере здравоохранения и социального развития, средстваобязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний:
1) наосуществление мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны трудаотдельных категорий застрахованных граждан в размере 457 700,5 тыс. рублей;
2) нафинансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда вразмере 52 146,5 тыс. рублей.
Фонд социальногострахования Российской Федерации в 2007 году за счет средств, перечисленных избюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования всоответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фондаобязательного медицинского страхования на 2007 год» в сумме 14 500 000тыс. рублей, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениямздравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых вустановленном законодательством Российской Федерации порядке размещенгосударственный и (или) муниципальный заказ услуг в части медицинской помощи,оказанной женщинам в период беременности в сумме 3,0 тыс. рублей, а в периодродов и в послеродовом периоде в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждуюженщину, получившую указанные услуги, а также в части диспансерного наблюденияребенка в течение первого года жизни в сумме 1,0 тыс. рублей за каждогоребенка.
Фонд социальногострахования Российской Федерации в 2007 году за счет средств, перечисленных избюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования всоответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фондаобязательного медицинского страхования на 2007 год» в сумме до 3 000 000,0тыс. рублей, осуществляет дополнительную оплату первичной медико-санитарнойпомощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающимгражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинскогострахования.
Остаткисредств, образовавшиеся на 1 января 2007 года в бюджете Фонда социальногострахования Российской Федерации в результате неполного использования Фондомсредств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортномулечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно,отдельным категориям граждан, имеющим на это право, на предоставление инвалидамтехнических средств реабилитации и услуг и обеспечение отдельных категорий гражданиз числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическимиизделиями, используются Фондом в I квартале 2007 года для завершения расчетов сорганизациями, предоставляющими соответствующие услуги по договорам,заключенным в 2006 году.
Заключение
Действующая в Россиисистема социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степенихарактерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокойстраховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровеньбольшинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимыхстраховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты толькоформируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования исистемы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организациифинансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используютсяво многих развитых странах в практике различных видов социального страхования — социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов ивыплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов — эти и другиеклассические элементы и механизмы данных систем все еще представляютсяотвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашитынаселения.
Это во многом объясняетмассовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате вполном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) вгосударственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатироватьсерьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базыдля формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированныхмежду собой экономических отношений и института социального страхования. Так,существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает ихроль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиковвзносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, чтоосновные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев напроизводстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утратызаработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или местаработы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членових семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальныхпрограмм по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной исоциальной).
Следует понимать, чтоформирование национальной системы социального страхования — дело непростое.Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговойсистемой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением внастоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать,что пока формирование системы социального страхования не увязано с названнымивыше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики(уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению иоздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты встране не удастся.
Именно поэтому необходиморазработать среднесрочную программу мер (например, на 3 — 5 лет) с цельюзавершения в ближайшие 5 — 8 лет формирования системы социального страхования вРоссии в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе.Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность вработе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социальногострахования (представителей работников, работодателей и страховщиков).
Много серьезных вопросовв этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего ГосударственнойДуме. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию иобеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским,финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречиймежду ними.
Литература
1. Брызгалин А.В., Берник В.Р.,Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частивторой/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М., 2000./>/>/>/>/>2. Бюджетная система Российской Федерации www.budgetrf.ru
3. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации. Часть вторая. – М., 2001.
4. Официальный сайт Фонда Социального Страхования — www.fss.ru
5. Официальный сайт Министерстваэкономического развития и торговли Российской Федерации www.economy.gov.ru
6. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути ихрешения // Страховое дело.-1999.-N1.-С.3-11.
7. Роик В. Социальноестрахование-составляющая социальной политики // Человек и труд.-1998.-N12.-С.55-58.
8. Роль социальных внебюджетныхфондов в реформировании России (Страховой взнос или единый социальный налог?)/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2000. — № 11 (123). — стр. 38