Форма государств

Институтбизнеса и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права  на тему:
«Формы государства»Выполнил: студент второгокурсаЮридического факультета Маяцкий Борис Вадимовичнаучный руководитель: доцентк.ю.н.,Моисеев Дмитрий Валерьевич
Москва – 2005
Содержание
Введение
Глава 1. Форма правления ………………………………………………..5 
1.1            Монархия, как форма правления………………………………………..5
1.2           Республика, как форма правления ………………………………….……10
 
Глава 2. Форма государственногоустройства………………………….16
2.1 Унитарное государство………………………………………………….16
2.2 Федеративное государство………………………………………………18
2.3. Конфедерация……………………………………………………………24
 
Глава3. Государственно-правовой режим………………………………30
3.1 Деспотический,тиранический и фашистский режим…..……………..30
3.2.Тоталитарный и Авторитарныйрежим..……………………………….34
3.3.Либерально-демократический, либеральный,  демократический
режим…………………………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………….43
Библиография…………………….…………………………………………44Введение
Тема«Форма государства» на мой взгляд считается достаточно актуальной насегодняшний день. Каждый из нас не прочь попрекнуть государство в различныхбедах, порой даже не представляя масштабы деятельности такого правящегоинститута как государство. Я так же достаточно часто убеждался в халатности состороны государства по отношению ко мне и у меня есть на то веские причины.Срочная служба во внутренних войсках МВД России далась мне достаточно легко искажем так отличалась от службы моих товарищей. Уже тогда, «варившись» в делахкомандования Отдельной дивизии оперативного назначения (бывшая дивизия им.Дзержинского) я задумывался о не справедливости со стороны нашего государствапо отношению к военным в общем. Это уже потом, по прошествию двух лет после службыя понял, что многие наши проблемы возникают от не знания закона и неиспользования наших законных прав по отношению к чиновникам. Так что же есть насамом деле государство. Какое оно и что представляет? Для более полного понятиясамого государства, его структуры и формы правления, считаю нужным ознакомитьсяс общепринятыми существующими формами государств. Категория формы государствапоказывает особенности внутренней организации государства, порядок образованияи структуру органов государственной власти, территориальную особенность, методысоциальных отношений. Раньше исследования государства носили толькоописательных характер и эти знания мы используем и по сей день. Научноеисследование в этой области имеет важное теоретическое и практическое значениеустанавливая случайности и закономерности. Малейшие ошибки и просчеты в решениисоциальных проблем на уровне государства порой приводят к не приятнымконфликтам. Взять к примеру Российскую Федерацию. Преобразование из СоветскогоСоюза в независимое государство привело не только к волоките в принятии новыхзаконов, новой конституции, но и к кровопролитным последствиям в 90-х годах.Для избежания шаблонов и стереотипов, а также не приемлемых для российскогоменталитета копий других государств, по моему мнению нужно делать выводы из опытанаших соседей схожих по жизненному принципу. Я имею введу страны Европы, а не западные«ЮСОВСКИЕ» стереотипы.
Болееполное представление о форме конкретного государства дает анализ трех егосоставляющих – формы правления, государственное устройство, государственно-правовойрежим.  
Глава 1. Форма правления.
1.1.        Монархия какформа правления.
Монархическая форма правления — (греч. monarchia — единовластие)– весьма древняяформа правления. В этой форме правления верховная власть осуществляетсяединолично и переходит по наследству.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
·       существование единоличного главы государства,пользующего своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, цезарь,фараон);
·       наследственный порядок преемственности верховнойвласти;
·       представительство государствамонархом по своему усмотрению;
·       юридическая безответственность монарха;
·       монарх не избирается народом
·       монарх не может быть принудительно смещен с должности(кроме революционного переворота)
·       юридическая безответственность и независимостьмонарха, которую подчеркивает институт контрассигнатуры2.
Монархическая форма правления возникла еще прирабовладельческом строе  и продолжаларазвиваться со временем сохраняя свои традиционные черты. Абсолютнаямонархия
Эта такая форма правления, при которой вся верховнаягосударственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю,фараону, императору. По Законнику Хаммурапи вся власть — законодательная,судебная и исполнительная — принадлежала царю, который являлся наместником ислужителем Бога на земле. По Воинскому уставу Петра Iгосударь – “ самовластный монарх, который никому на свете освоих делах ответу дать не должен”[1].Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правленияявляется отсутствие каких-либо государственных органов (парламента,  конгресса, федерального собрания илигенеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха –источник права и закона.  Также в абсолютноймонархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постояннойармии во главе с монархом. В настоящие время к абсолютным относятся некоторыемонархия Среднего Востока (Саудовская Аравия и Оман).Ограниченнаямонархия
Этатакая форма монархии, при которой власть монарха ограничена представительныморганом, т.е. в Англии это Парламент, во Франции – Национальное собрание.Возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридическии фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти,  вместе с тем он зачастую был вынужденсчитаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое неслоответственность перед ним, но деятельность этого правительства моглаподвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние напарламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов вверхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждениепри монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательныморганом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая,также можно выделить несколько нетрадиционных монархий. 
Парламентская (конституционная)монархия
Эта такая форма монархии, при которой власть монархаограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной –правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальнойвласти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король неиграет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежатглаве государства (объявление чрезвычайного и военного положения, правообъявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”,поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы  существующему государству (Испания, 1981 г.).
Эта формы монархии называется также конституционной, потомучто власть монарха также может быть ограничена конституцией. На пример поконституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперскимпарламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которыепредлагал император.  Таким образом, вконституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическуюсилу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они немогут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главнымобразом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителемнации, народа, государства. Он царствует, но не правит.
Парламентская (конституционная) монархия отличаетсясущественными признаками:
·       парламент избирается народом;
·       правительство формируется из представителейопределенной партии (или партий),получивших большинство голосов на вы­борахв парламент;
·       лидер партии, обладающийнаибольшим числом депутатских мест, становится главойгосударства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной);
·       в сферах законодательной, исполнительной и судебнойвласть монарха фактически отсутствует, онаявляется символической;
·       законодательные акты принимаютсяпарламентом и формально подписываются монархом;
·       правительство согласноконституции несет ответственность не перед монархом,а перед парламентом;
·       лишь в некоторых парламентарныхмонархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускаетпарламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания).
В настоящие время парламентарными монархиями являютсяпрактически все монархи Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия,Голландия, Дания, Норвегия, Япония и другие.
 
Дуалистическая монархия
Это промежуточный, переходный вариант от абсолютной кпарламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходитформально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимаеттолько парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственноетолько перед ним правительство. Если в парламентарной монархии монарх лишензаконодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.
 Дуалистическаямонархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересыфеодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и вопределенной степени других слоев населения (чаще всего “третьего сословия”).Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:
·       своими указами (декретами) он социальные сферы жизниобщества, такие указы не требовали одобрения парламента;
·       король имел право вето (только отлагательного) поотношению к законам парламента;
·       назначение членов парламента (либо одной из его палат)монархом  (в отличие от парламентарноймонархии, где парламент избирается монархом);
·       имел право роспуска парламента;
·       имел право назначение даты новых выборов.
Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871—1918гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран.  До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютнымимонархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в1990 г., война  Кувейта с Ираком в 1991г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непалперешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.
Нетрадиционная монархия
Существуют такие виды монархии, которые не подпадают не полодну категорию. На пример, выборная монархия в Малайзии, где король избираетсяна пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существуетколлективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монарховпринадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существуетпатриархальная монархия в  Свазиленде,где король, по существу, является вождь племени. Также нужно отметитьквази-монархию в Британском Содружестве—Австралия, Канада, Новая Зеландия—тамглавой государства является британская королева, представленнаягенерал-губернатором, но фактически все функции осуществляются правительством.Стоит заметить теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическаяи духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а главацеркви является одновременно и светским главой государства, на пример Ватикан,где Римский Папа – глава церкви и государства.
Такова краткая характеристика основных разновидностеймонархической формы правления.
1.2.Республика как форма правления.
Республика— (лат. respublica)общенародное дело[2].  Республиканская форма правления — эта такаяформа правления, при которой власть осуществляется выборными органами,избираемые на определенный срок.  В республикеглавой государства является президент, избираемый разными способами, но изсреды граждан государства. По Конституции США 1787 г. (ст.2, р.1, п.4) президентомне может быть “ ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или несостоящее в гражданстве Соединенных Штатов во время утверждения этойКонституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом неподлежит избрания на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и непрожившее 14 лет в пределах Соединенных Штатов”.  По Конституции Республики  Казахстана (ст.41, п.1-2) президентом можетбыть избран “гражданин Республики по рождению, не моложе тридцати пяти лет и нестарше шестидесяти пяти лет, свободно владеющий государственным языком ипроживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет. Кандидат в Президенты неможет быть служителем, какого-либо культа и должен обладать активнымизбирательным правом. Он избирается совершеннолетними гражданами Республикамина основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании”.
Такимобразом, в разных странах выборы президента происходят по разному, но во всехстранам президент выбирается народом.[3]
Можновыделить следующие основные признаки республики:
–                  существование единоличного или коллегиального главыгосу­дарства;
–                  выборность на определенный срок главы государства идругих верховных органов государственной власти;
–                  осуществление государственнойвласти не по собственному праву, а по поручению народа;
–                  юридическая ответственностьглавы государства в случаях, пред­усмотренныхзаконом;
–                  обязательность решений верховнойгосударственной власти для всех других государственныхорганов;
–                  преимущественная защита интересовграждан государства, вза­имная ответственность личности игосударства;
–                  имеет место разделение властей назаконодательную, исполнительную и  судебную.
Наряду с монархической формой правления республиканская также зародилась оченьдавно. Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIIIв. до н.э. и в V-IVвв. дон.э. была признана демократической республикой.
Президентскаяреспублика.
Этотакая форма правления, при которой во главе государства стоит президент,избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главыгосударства и главы правительства. В республике этого вида государственноеуправление строится  по принципу жесткогоразделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальноесобрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не толькоструктурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способомизбрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства,отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительствоформирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительствоответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и,наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстраненияот власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускаетзлоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушаетКонституцию. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” противправительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.
Иноймоделью президентской республики является такое устройство формы правления,когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус состатусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий,закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует системуорганов — государственных и общественных — при президенте, которые содействуютему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.
Такимобразом, в президентской республике при условии соблюдения конституционнойзаконности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальнымиполномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления,поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящие время кпрезидентским республикам относятся Соединенные Штаты Америки, Аргентина,Мексика, Бразилия и другие.
Парламентскаяреспублика.
Этотакая форма правления, при которой во главе государства стоит выборноедолжностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируетсяпарламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не передглавой государства[4].Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенствапарламента, перед которым правительство несет политическую ответственность засвою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республикиявляется наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает)парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числалидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до техпор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участиепрезидента в формировании правительства номинально. Хотя он формально инаделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практикене оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любоеего действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящиеот него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, толькопосле одобрения правительством или парламентом, которые несут за нихответственность.
Парламентскаяреспублика является менее распространенной формой правления, чем республикапрезидентская, но она также существует (Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).
Смешаннаяреспублика
Смешаннаяформа или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, враках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентскойреспублики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. поинициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, нодолжен был учитывать традиции парламентаризма в стране.
Особенностиэтой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики,президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти.Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основнуюответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственностьправительства – специфическая черта разделения властей при смешаннойреспублике.
Такжестоит отметить, что в смешанной республики, президент может назначатьвице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначениепремьер-министра происходит по разному, например, во Франции и Казахстане –самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.  В том числе, президент имеет право уволитьпремьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этотпризнак мы могли наблюдать, когда президент периодически отправлял в отставкупремьер-министров.
Такимобразом, в смешанной республике президент не относится ни к одной из ветвейвласти и правительство несет ответственность перед президентом. На данныймомент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации,Казахстане, Румынии, Франции и других странах.
Нетрадиционныереспублики
Всовременном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например,теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­тернасвоеобразная форма президентской монократической республики: в условияходнопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненнымпрезидентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).
Долгоевремя в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считаласьреспублика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер(диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделениявластей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательностьреше­ний вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателямидепутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат),реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов впользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССРпривел к утверж­дению в нашей стране республики смешанного типа.
 
Глава2. Форма государственного устройства
2.1. Унитарное государство
 Термин “унитарное государство”происходит от латинского слова “унус”, что значит один, единствен­ный.Унитарное государство — это единое государство, не разделенное на более мелкиегосударственные образования, а состоящее, как пра­вило, из административно-территориальныхединиц (районов, губерний, облас­тей, провинций и т.д.). Лишь некоторые оченьмелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятсяна административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии,Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бас­сейне, Монако в Европе и др.).Унитарное государство, как правило, более централизованная формагосударственного уст­ройства по сравнению с федерацией, где государственнойвластью обладают и ее субъекты.
Унитарныегосударства бы­вают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоиттолько из административно-территориальных единиц (Польша, Таи­ланд, Алжир,Колумбия, Вануату и др.), сложное имеетв своем составе одно или несколько автономных образований (Дания,Китай, Украина, Никара­гуа и др.). Сложные унитарные государства принято считатьпереходными к федерации.
Унитарнаяформа государственного устройства имеет место во многих странах. Онахарактеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территориистраны. Парламент, глава государства, правительство распространяют своююрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная,предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничиваетсяполномочиями каких-либо  местных органов.
Всеадминистративно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус иравное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своейоснове юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение(например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладатькакой-либо политической самостоятельностью.
Населениеунитарного государства  имеет единуюгосударственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образованиясобственного гражданства не имеют и не могут иметь.
Дляунитарного государства характерной является единая система права. Ее базуобразует единая конституция — основной закон, нормы которого применяются навсей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.
Также,действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие натерритории всей страны, руководствуясь общими для всех государственныхобразований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, каквпрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звеньяединой централизованной системы.
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Какправило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разныерегионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизациявсего государственного аппарата и вводится прямой  либо косвенный контроль над местнымиорганами.
2.2. Федеративное государство
Федерация(лат. foederatio–объединение, союз) есть союзное государство, состоящее из государственныхобразований юридической и политической самостоятельностью[5].В современном мире существу­ют 25 федерации, их число выросло втрое послеокончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие навсех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — вАзии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия вОкеании и др. Среди них есть неболь­шие высокоразвитые государства (Австрия,Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства(Исламская Федера­тивная Республика Коморских Островов), есть и совсем малыегосу­дарства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне снаселением 50 тыс. человек).
Любаяфедерация — это сложное государство, состоящее из госу­дарств-членов илигосударственных образований. Это отличает феде­рацию от унитарного государствас одной или несколькими автоно­миями, занимающими обычно незначительную частьстраны (исклю­чение — Китай). Территориальные образования в федерацииназываются субъекты, которые имеют равноправные функции. Они называютсяпо-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. Иногда в одном и том жегосударстве субъекты имеют разные названия (респуб­лики, края, области и т.д. вРоссии).
Существуетряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других формгосударственного устройства:
существуетдва уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский(уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характергосударства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна изпалат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ееформировании используется принцип равного представительства вне зависимости отчисленности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всегонаселения государства, всех его регионов. В федерации может также существоватьгосударственный аппарат и на местном уровне;
— наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерациии гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляетсяконституциями государств;
— функционирует правовая система, построенная на принципе централизации,единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чащевсего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственнойконституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархиизаконов), где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;
— высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежитобщефедеральным органам – федеральному президенту, правительству парламента,судам;
— субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему.Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельностисудебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль дляпостроения судебной системы в субъектах федерации;
— используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектафедерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потомраспределяются по субъектам;
— наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни,подчиняющихся центральному аппарату.
Таквот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном устройствесубъекты федерации имели свою суверенность, но при ограничении федеральныхорганов.
Существуютнесколько разновидностей федеративных государств: основанные на националь­но-территориальномпризнаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерациисимметричные и асимметричные; договорные и конститу­тивные (конституционные).
Территориальнаяфедерация
Воснову территориальной федерации положен принцип разделения страны потерриториальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило,в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия).  Также, федерации делятся по территориальномупризнаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числунациональных групп. В США нет компактно проживающих нацио­нальностей (хотя вотдельных частях городов, регионов иногда прожи­вают граждане, составляющиебольшинство какого-либо этноса — ки­тайцы, украинцы и др.), но существуют 50штатов, в Швейцарии четы­ре языковые группы (используется французский,немецкий, итальян­ский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германиипрожи­вают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство —сорбы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)[6].По территориальному принципу были построены латиноамерикан­ские федерации(Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австра­лия, многие федерации в новыхгосударствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерацияЕгипта и Сирии и др., все названные затем были преобразованы в унитарные государствалибо возвратились в первоначальное состояние, напри­мер, федерации Египта иСирии, Египта, Сирии и Ливии). В основном территориальный принцип лежит воснове федерации в Малайзии, Пакистане.
Национальнаяфедерация
Внациональных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в нихнациональностей.  Тезис о создании федера­цийтолько по национальному признаку был безусловным требованиеммарксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строилисьфедерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подходбыл использован в 1968 г. в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, рас