Форма государства и социальная функция государстваПроблемы их взаимосвязи

Оглавление
Введение
1. Функции государства
2. Понятие формы государства
3. Влияние формы государства на осуществление социальной функции
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского философа и юриста И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.
Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно «так» — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию»1.
Среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание2. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выраже­ние его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете и его форма.
Элементом системы «государство» является система «функции государства», в которую входит социальная функция.
Тема данной работы «Формы государства и социальные функции государства. Проблемы их взаимосвязи» носит актуальный характер, так как сегодня четко вырисовывается контур нового социального государства, «государства возможностей», осуществляющего социальную функцию на базе новых принципов. «Государство возможностей» — цель, к которой стремится современное государственно-организованное общество, этап развития социального государства, следующий за «государством всеобщего благоденствия».
По мнению О.В. Родионовой, социальная функция должна изучаться в деятельностном аспекте, включающем в себя такие стороны, как деятельность различных социальных факторов: по социальной защите нуждающихся групп населения; по обеспечению права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля над безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения; в области образования, здравоохранения, обеспечения граждан жильем и т.д1.
Цель данной работы — проследить взаимосвязь формы государства и социальной функции.
Задачи — дать краткую характеристику функциям государства; остановиться на понятие формы государства; рассмотреть влияние формы государства на осуществление социальной функции
1. Функции государства
В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Функция государства не любое, а именно основное, глав­ное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это необходимая, устойчи­вая предметная деятельность государства в той или иной сфе­ре. В функциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно бо­лее предметно познать сущность государства, его многосторон­ние связи с обществом.
В функциях конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. Реализуются функции государства в определенных (пре­имущественно правовых) формах и с использованием разнооб­разных методов государственной деятельности.
Функции государства подвижны и изменчивы, их воз­никновение и изменение зависит от очередности задач, встаю­щих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует.
Каждая функция государства имеет свой объект воздей­ствия и свое содержание. Объект — определенная общественная сфера (экономика, культура, экология и др.), на которую на­правлено государственное воздействие. Объекты и служат кри­терием разграничения функций государства. Содержание фун­кций показывает, что делает государство, какие управленчес­кие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы1.
По причинам возникновения (генезису) функции го­сударства можно первоначально классифицировать:
на функции, вытекающие из классовых противоречий (подав­ление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
на функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел» — экономическая, экологическая и др.).
По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на ре­шение внутренних задач страны, показывают степень активно­сти воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и вне­шними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависи­мость и взаимопроникновение.
К внешним функциям го­сударства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.
К внутренним функциям государства относятся: экономическая; обеспече­ние прав и свобод человека и гражданина, охрана правопоряд­ка; экологическая; стимулирование научно-технического про­гресса и ограничение его вредных последствий; информацион­ная и социальная.
Экономическая функциясовременного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание соци­ально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционер­ных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства ряда товаров и тор­говли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулирует развитие приоритетных отрас­лей экономики и т. д. Данная функция государства обеспечила экономике капиталистических стран как бы второе дыхание: ушли в историю разрушительные экономические кризисы, за­тяжные депрессии, экономика приобрела большую устойчи­вость и динамизм. Неотъемлемой частью экономической функ­ции государства является охрана существующих форм собствен­ности — экономического фундамента любого государства1.
Охрана правопорядка— функция, при­сущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок — необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство об­щества, его объективная необходимость. Не случайно многие ученые само понятие и основное назначение государства свя­зывали с правопорядком. Правопорядок есть итоговое состоя­ние урегулированности, упорядоченности отношений в обще­стве. Его единичным актом является правомерное поведение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение (пра­вонарушение). Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальному правопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественной безопасности. Другими словами, если все субъекты права будут вести себя правомерно, то все окажутся в безопасности. Реаль­ный же правопорядок изменчив. Его состояние зависит от мно­гочисленных и разнообразных факторов. В последние десяти­летия в демократических государствах приобрела особую акту­альность проблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, без чего невозможен демокра­тический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Че­ловек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства»2. Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государ­ства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.
В конце XX— начале XXIв. все мыслящие люди на планете отмечают факт обострения экологических проблем. В больших масштабах загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов — «легких Земли» — созда­ют реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функцияпри­обрела исключительное значение не только в отдельных стра­нах, но и в глобальном, международном масштабе, преврати­лась в проблему спасения планеты, сохранения человечества.
Охрана природы и окружающей среды— не только важная функция государства, но и первостепенная проблема мировой общественности. Буддийская методология, к примеру, не без основания считает, что загрязнение окружающей среды являет­ся следствием загрязнения человеческого сознания, но люди не видят этого загрязнения, ибо оно скрыто от глаз. Пока не про­изойдет «очищение» сознания, человечество не сможет решить экологической проблемы в целом1.
Научно-технические достижения XXв. предопределили появление у многих государств мира новой функции — стиму­лирование научно-технического прогресса и ограничение его вред­ных последствий. Данная функция имеет двоякое проявление.
С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экс­периментальных работ чрезвычайно велики и постоянно рас­тут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулиро­вать научно-технический прогресс, почти полностью оплачи­вать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную соб­ственность, создает условия для успешной научной деятельно­сти, обеспечивает справедливую оценку научного труда и дос­тойное вознаграждение за внедрение результатов научных раз­работок в наукоемкие технологии.
С другой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государ­ство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности. В современных условиях создание экологически чистых произ­водств, безотходных технологий — одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их со­здания, повсеместного и широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня эко­логическая функция и по этой причине приобретает новые чер­ты, выходит на иной качественный уровень, требует иной сте­пени обязательности, ответственности, применения предупре­дительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.–PAGE_BREAK–
К появлению новой информационной функциигосудар­ства подталкивает быстро развивающаяся информатизация об­щества, создание баз данных, всемирных информационных си­стем, формирование общемирового информационного про­странства.
Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на об­щество: целенаправленное информирование населения (а под­час и манипулирование общественным сознанием), другие спо­собы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства1.
Социальная функциямногообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что если государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства, деятельность кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, со­циальную защищенность.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохра­нение, образование. Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-право­вое регулирование нацелено на достижение экономической ста­бильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государ­ство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реа­лизует функцию обеспечения высокого уровня жизни населе­ния и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.
В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный ко­декс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям воен­нослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.)1.
В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности го­сударством создаются и финансируются соответствующие орга­ны и учреждения.
Го­сударство выполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы. Под фор­мами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выпол­нению функций государства. Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.
В правовых (основных) формах отражается связь права и государства, обязанность последнего действовать на основе норм права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия совершают. Обычно выделяют ряд правовых форм осуществления функций государства — право­творческую, правоисполнительную, правоохранительную, пра­восудие и контроль.
Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми дей­ствиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, на­пример, подготовительная работа по сбору, оформлению, изу­чению различной информации, необходимой для принятия уп­равленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан и др. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статисти­ка, организация снабжения, сбыта и т. д.
Методы осуществления функций государства многооб­разны и зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют1.
Таким образом, функции государства — это основные направ­ления его деятельности, выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Функции государства имеют объективный харак­тер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляют­ся соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, ко­торые оно преследует.
2. Понятие формы государства
Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные призна­ки проявляет в той или иной форме. Иначе не может быть. Содержание любого организованного социального фе­номена непременно «формировано», существует и проявляется во­вне обязательно в какой-то форме. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образок совокупность элементов и процессов, образующих предмет или яв­ление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.
Государство не составляет исключения в этом смысле. Оно не­обходимо приобретает ту или иную форму, без изучения которой не представляется возможным понять его природу, назначение и роль в обществе.
Античная философская мысль особо подчеркивала значение фор­мы, отводя ей активную, определяющую роль. У Аристотеля, напри­мер, форма имела приоритет перед содержанием. Древнегреческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной, так и целью процесса. становления предмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна. «Formadatesserei» — «форма дает бытие вещи», — считали они. Такой подход был заимствован и развит в Средние века и Новое время. Так, напри­мер, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование лю­бой вещи возникают из ее формы. Кант относился к форме госу­дарства как к способу упорядочения государственности, единения ее слагаемых.
Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом един­стве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма — ту его сторону, которая мо­дифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержа­ния и конкретных условий его существования. В свою очередь, фор­ма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответст­вующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, пере­ставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие1.
К сожалению, в отечественной литературе до­перестроечного периода наблюдалась извест­ная недооценка формы государства. Не всегда обращалось внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое содержательно. С «легкой ру­ки» представителей марксизма все прогрессивное относилось к «классовому» содержанию. Однако история многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внут­ренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в боль­шей мере относится к его форме.
В настоящее время под формой государства понимают организа­цию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «пар­ным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Под содержанием государ­ства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными на­правлениями деятельности государства, а также иными общетеорети­ческими категориями: механизмом государства, социальным назначе­нием государства и др. Изучение же формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом осуществляется государственная власть и т.д.
Изучить государство с точки зрения его формы — это значит в первую очередь изучить его строение, его основные состав­ные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления го­сударственной власти.
Становится очевидным, что роль и значение формы государства нельзя приуменьшать, а сама проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практически-полити­ческое значение. От того, как организована и как реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране. Так, личная твердость в отстаивании демократических принципов короля Испании неоднократно спасала эту страну от происков реваншистских сил в послефранкистский период ее раз­вития (в том числе в ходе вполне реальных государственных пере­воротов, исходящих от агрессивно настроенных военных).
Итак, форма государства — это не только понятие государствоведения. Это также институт государственности и реальность — кон­кретное явление каждого государства. Как институт она характери­зуется обобщением родовых признаков (включающих не только юридические). Как конкретное явление она присуща любому госу­дарству: нет государства, которое не имело бы уникальной, во всех деталях присущей только ему государственной формы. Вместе с тем понятие, институт и явление имеют в виду один и тот же феномен.
Поэтому форма государства, в каких бы философских категориях она ни трактовалась, «это — способ организации и функционирования государственной власти на базе прямых и обратных связей ветвей власти с населением».
Форма государства в содержательном отношении выступает раз­ными своими сторонами. Во-первых, это определенный порядок об­разования и организации высших органов государства. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государст­венной (политической) власти.
Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно:
— формы (государственного) правления;
— формы (государственного) устройства;
— формы (государственного) режима.
Интересно, что некоторые авторы полагают, что в форму госу­дарства развились в ходе исторического прогресса три основных признака государства. В форме государства прежде всего воплощается связь населения в политическое целое, т.е. те публично-властные отношения, которые позволяют рассматривать государство как объединение индивидов, одномасштабное общество, основанное на обмене товарами и деятельностями. В форме государства, далее, воплощается природа и организация публичной власти — системы уч­реждений, управляющих делами общества. Наконец, в ней выражается внутреннее территориальное деление государства.
Как видим, форма государства — это его устройство, выражающееся в характе­ре политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), в способах организации высших ор­ганов государственной власти (форма правления) и в администра­тивно-территориальном делении государства (форма территориаль­ного устройства).    продолжение
–PAGE_BREAK–
В юридической литературе термин «государст­венное устройство» обозначает организацию территории государства, соотношение государ­ства как целого с его составными частями. Поэтому в последние годы он все чаще заменяется понятием «государ­ственно-территориальное устройство». Это и понятно, поскольку исторически любое государство возникало в виде особенного терри­ториального объединения.
Для выполнения своего социального назначения — организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и — государство реализует собственные важ­нейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одно­го центра. Тем более если размеры территории и численность насе­ления достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необ­ходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения — губернии, области, штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов1.
На это структурирование государства влияет множество факто­ров: потребности экономики, рост населения, политические интере­сы, исторический опыт государственности, политико-правовые за­имствования, геополитическое окружение и т.д. Эти и другие фак­торы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних го­сударствах, которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статус территориальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков2.
Таким образом, форма государственного устройства показывает следующее: I) из каких составных частей состоит внутренняя струк­тура государства; 2) каков статус (правовое положение) этих частей и взаимоотношения их органов власти; 3) каким образом строятся отношения центральных и региональных государственных органов.
Следовательно, понятие формы государственного устройства раскрывает то, какова территориальная организация государства, ста­тус частей, его составляющих, их взаимоотношения между собой и центральной властью страны.
Роль и значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована и как реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране, а также благосостояние населения.
3. Влияние формы государства на осуществление социальной функции
Социальная функция свойственна не только демократическим, но и антидемократическим режимам. Примером является СССР, политический режим в котором принято квалифицировать как тоталитарный. Но в СССР социальная функция осу­ществлялась довольно активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право на медицинскую помощь, право на образование и так далее.
В качестве примера обратимся к одному из наиболее важных аспектов проявления социальной функции государства — пенсионному обеспечению.
Пенсии в СССР финансировались из общественных фондов потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и из отчислений предприятий. Сами работники из индивидуальных доходов не отчисляли ничего. Относительно низкий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) также можно считать весьма важной составляющей данного аспекта проблемы. Следует отметить, что сроки возможного выхода на пенсию по старости не изменились и по сей день.
В 1990г. в России был принят Закон РСФСР «О государственных пенси­ях в РСФСР», самый гуманный и самый социальный закон о пенсионном обеспечении за всю историю России. Он ввел институт социальных пенсий; был расширен перечень выплат, за счет которых формируется пенсия; размер пенсий был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и числа проработанных лет; период учета заработка для исчисления пенсии был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию; появилась возможность рассчитывать пенсию из зара­ботка за любые пять лет непрерывного стажа; в трудовой стаж включили «нестраховые» периоды (служба в армии, учеба, нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком и т.п.); право получать пенсию в полном раз­мере получили все работающие пенсионеры; минимальная пенсия в соот­ветствии с этим законом не должна была опускаться ниже прожиточного минимума; пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен. Но данный закон был рассчитан на советское государство с плановой экономикой, на другие реалии. В условиях рыночной экономики данный закон стал невыполним по целому ряду причин1.
Для современной России неотъемлемым элементом социальной функции является система государственных гарантий права граждан на пенсионное обеспечение. Но в настоящее время пенсия слабо зависит от трудового вклада и совсем не учитывает вклад страховой, т.е. продолжительность и объем уплаченных в Пенсионный фонд взносов. На размер пенсионных выплат сильнее всего влияет стаж работы, а сла­бее всего — заработная плата, и общий уровень пенсий остается при этом сравнительно низким. Поэтому пенсионные выплаты напоминают разновидность социальной помощи.
Итак, в плане выполнения социальной функции современное Российское государство может еще поучиться у СССР, хотя политический режим в современной России можно квалифицировать как демократический режим либерального толка.
Если говорить о взаимосвязи формы правления и социальной функции, то сле­дует отметить, что тут нет прямой зависимости. Например, Япония является монархией, но одновременно достаточно развитым социальным государством, если квалифи­цировать ее по уровню жизни населения, по уровню образования и оказания качественных медицинских услуг. Ее вполне можно отнести к социальному государству. Хотя в Японии основное бремя по осуществлению социальной функции несет семья, что отличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская форма правления.
Таким образом, нет какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления. Здесь прямая зависимость прослеживается опять же от того, на каком уровне развития находится конкретное го­сударственно-организованное общество: если на индустриальном или постин­дустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне — осуществляется фрагментарно1.
Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной фун­кции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства. Так, например, Дания является унитарным государством. Ей присущ со­циально-демократический тип социального государства, высокий уровень развития социальной функции, специфичность которой определяется этнокультурными особенностями, а в целом — постиндустриальным обществом, в рамках которого существует данное государственное образование.
Швейцария является федеративным государством. Но и ей присущ тот же тип социального государства, что и Дании, т.к. опре­деляющим критерием степени развитости и качества социальной деятельности является не форма территориального устройства, а уровень развития общества и этнокультурные особенности. Разница лишь в организационных моментах реализации социальной функции, которая во многом обусловлена унитарным или федеративным способом территориальной организации того или иного государства.
Таким образом, прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживает­ся только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функ­ции государственно-организованного общества.
Заключение
Таким образом, функции государства — это основные направ­ления его деятельности, выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
К внутренним функциям государства относятся: экономическая; обеспече­ние прав и свобод человека и гражданина, охрана правопоряд­ка; экологическая; стимулирование научно-технического про­гресса и ограничение его вредных последствий; информацион­ная и социальная.
К внешним функциям го­сударства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.
Функции государства имеют объективный харак­тер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляют­ся соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, ко­торые оно преследует.
Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные призна­ки проявляет в той или иной форме.
Форма государства — это его устройство, выражающееся в характе­ре политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), в способах организации высших ор­ганов государственной власти (форма правления) и в администра­тивно-территориальном делении государства (форма территориаль­ного устройства).
Роль и значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована и как реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране, а также благосостояние населения.
Какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления не существует. Здесь прямая зависимость прослеживается от того, на каком уровне развития находится конкретное государственно-организованное общество: если на индустриальном или постин­дустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне — осуществляется фрагментарно.
Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной фун­кции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства.
Прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживает­ся только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функции государственно-организованного общества.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета». 25 декабря 1993 г. № 237.
Венгеров А.В. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998.
Ильин И.А. О государственной форме//Советское государство и право. 1991. № 11.
Пацация М.Ш. Теория государства и права. М.: Академия, 2000.
Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006.
Рассолов М.М. Теория государства и права. М.: Закон и право, 2004.
Соколов А.Н. Теория государства и права. Калининград, 2002.
Темнов Е.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.
Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.
Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007.
Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999.