Форма и структура политико-территориального устройства современной Испании

Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Кафедра уголовного права
и криминалистики
Курсовая работа
На тему
Форма и структура политико-территориальногоустройства современной Испании

Содержание
Введение
1.Территориальное устройство Испании
2.Национально-территориальная автономия
3.Структура, компетенция, формы деятельности правительства
4.Форма политико-территориального устройства
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Усиление социально–классовых конфликтовв XX веке привели к тому, чтоконституции стали в той или иной форме регулировать основы всего общественногостроя, включая его политическую, экономическую, социальную и духовно–культурнуюподсистемы, обязывая государство проводить в этих сферах политику,способствующую созданию и укреплению общественно–приемлемого баланса социальныхинтересов. Каталог конституционных прав и свобод пополняется социально–экономическимии социально–культурными правами и свободами. Декларирование прав и свободявляется одним из важных элементов, исследуя который, можно возможно судить обуровне развития демократии в стране. Конституционные законы обладают высшейюридической силой, провозглашают основные права и свободы человека игражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства,устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов.Рассматривая Конституцию Испании, можно определить, что характервзаимоотношений центра и территорий имеют двухпалатные парламенты, в которыхверхняя палата представляет интересы территорий. Регионы имеют свои уставы(конституции) и выборные органы власти. Наконец, и данное обстоятельствопредставляется мне крайне важным, в Испании взаимоотношения центра и регионовимеют асимметричный характер, иными словами, объем компетенций регионов неодинаков.
Инициатива изменения характера взаимоотношений междуцентром и регионами исходила из регионов, снизу. Именно под давлением регионовшло формирование центром новой модели взаимоотношений.
Основной закон страны предоставил возможность нетолько отдельным, но всем территориям получить доступ к широкой законодательнойи институциональной автономии. Новая модель территориального устройстваполучила название Государства автономий. Таким образом, можно констатировать,что в Испании всегда в той или иной мере наличествовал политический и культурныйплюрализм, всегда существовали особые, исторические территории. История страны– есть в данном отношении история колебаний, подвижек между централизмом и регионализмом.
В течение 25 лет Испания совершает переход от одногоиз наиболее централизованных государств Европы к образованию и закреплениюсобственной модели децентрализованного государства.
Важно отметить, что в Испании процесстерриториально-политического строительства еще не закончен, так что речь идет осравнительном анализе определенных фаз, этапов строительства. (20).

1.Территориальное устройство государства
 
Территориальное устройство, илитерриториальная организация государства – это система взаимоотношений междугосударством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составнымичастями, точнее говоря – их населением и действующими там органами публичнойвласти. Система территориальных составных частей (единиц) образуеттерриториальное деление государства. Оно представляет собой географическуюоснову территориального устройства.
Территориальная организация Испаниисостоит из муниципалитетов, провинций и автономных региональных объединений.Все элементы территориальной организации страны пользуются автономией приведении своих дел. Начальная территориальная единица Испании — муниципалитет,обладающий всей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальнымисоветами.Можно отметить, что термин «муниципалитет», «муниципальныйорган» в ряде стран равнозначен понятию органа местного самоуправления — органаизбираемого.
Основные методы муниципальнойдеятельности — непосредственное регулирование и управление.
Нормотворческая деятельность местныхорганов, как правило, ограниченна, и часто для издания какого-то акта требуетсяего утверждение вышестоящим органом либо представителем правительства.
Управленческой деятельностью можноназвать руководство предприятиями, которые составляют муниципальнуюсобственность. Обычно это предприятия коммунального транспорта, коммунальногохозяйства, бытового обслуживания. Муниципалитетам может принадлежатьопределенный жилищный фонд, школы, библиотеки, парки, дома престарелых. (6).
В ряде стран муниципалитеты занимаютсяздравоохранением — руководят больницами, поликлиниками. Часто они выплачиваютпособия по безработице, по бедности, иногда имеют доли или акции в промышленныхпредприятиях и, естественно, участвуют в управлении этими предприятиями.
Полномочия муниципальных органов классифицируютсяна определенные группы.
1.Полномочияв сфере финансово-экономической деятельности. Вэту группу полномочий входит принятие местного бюджета, а также участие вэкономических и социальных проектах путем выпуска либо покупки акций. Сюда жевходит сбор различных денежных средств, их аккумуляция. Финансово-экономическаясфера является самой важной, поэтому все остальные полномочия зависят отполномочий в данной области.
2.Полномочияв области охраны общественного порядка. Как уже отмечалось, введении местных органов и их исполнительных комитетов часто находятся местныеполицейские силы, которые занимаются патрульной, охранной службой. Руководительместных исполнительных органов зачастую наделяется функциями главногополицейского начальника. Например, во Франции префект — не только одно главноедолжностное лицо общего административного плана, но еще и главный полицейский.Эти люди могут руководить предварительным дознанием, следствием, розыском,задержанием преступников. В ряде случаев руководители таких исполнительныхорганов полицейскими функциями не обладают, а нанимают полицейских служащих длясоответствующей работы. (6).
Полномочия в области коммунальногообслуживания, благоустройства и охраны, окружающей среды. Сюдаотносят развитие транспорта, дорожное регулирование, местное дорожноестроительство, санитарное состояние городов — контроль за тем, как соблюдаетсязаконодательство по охране природы, борьба с загрязнением воды, воздуха.Выполнение местными областями полномочий в сфере водоснабжения, освещения,канализации, уборки мусора особенно волнует граждан и т. д.
Несколько муниципалитетов объединяются впровинции, создаваемые по территориальному принципу.
Советники избираются жителямисоответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайногоголосования. Самим советом или жителями избирается алькальд —руководитель исполнительного органа муниципалитета.
В конституции Испании вместо термина«местное самоуправление» употребляется категория «местная администрация». В ч.8 гл. 2 Конституции Испании «О местной администрации» говорится, чтоКонституция гарантирует автономию муниципалитетов, которые обладают всемиправами юридического лица. Их управление возлагается на соответствующиемуниципальные Советы, включающие алькальдов и советников. Советники избираютсянаселением муниципалитета посредством всеобщего, равного, свободного, прямого итайного голосования на условиях, установленных законом. Алькальды избираютсясоветниками или населением.
Регулирующая деятельность — это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятийбытового обслуживания, кинотеатров, театров, выдача разрешений на занятиепромыслами, установление правил торговли, застройки, поведения в общественныхместах, выделение земельных участков под строительство, дача разрешений илиналожение запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Этонадзор в сфере охраны общественного порядка, противопожарной безопасности,санитарный надзор и т.д. В некоторых странах (США, Канада, Франция)муниципалитеты имеют собственную муниципальную полицию. Провинции такжепользуются правами юридического лица и их границы могут изменяться толькорешением Генеральных кортесов. Представительный орган в каждой провинции — избираемоепутем всеобщего голосования собрание представителей.
Испания, как унитарное государствосостоит из политико – административных и административных территориальныхединиц, статус которых регулируется главным образом актами текущегозаконодательства центральной власти. В унитарных государствах действует, какправило, единая система законодательства, единая система государственной администрации,единая судебная система.
 
2.Национально-территориальная автономия
Это понятие означает, чтосамоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамкахконституции или закона. Решения органов публичной власти или населения этихединиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономныхправ, не могут быть отменены органами государства или органами публичной властиболее крупной единицы, в которую входит данная.
Термин «автономия» вгосударственно-правовом смысле понимается как территориальная автономия. Слово«автономия» в переводе с греческого языка означает «самоуправление».Применительно к конституционному праву автономия может быть определена как внутреннеесамоуправление определенной части государства, отличающейся от других егочастей некоторыми специфическими особенностями: историческими, культурными,религиозными, бытовыми, языковыми, географическими, а иногда и национальными.
В научной литературе существует довольномного классификаций автономий разной степени сложности. На мой взгляд,заслуживает внимания деление автономных территориальных единиц на две группы:политическая автономия (варианты: государственная, законодательная) иадминистративная автономия (иногда ее называют местной). При всей своейусловности такая классификация позволяет достаточно четко разрешить большойперечень автономных единиц, существующих в современном мире. Только в ЗападнойЕвропе их насчитывается около 40. Десять территориальных единиц с автономнымстатусом имеется в Испании.
Конституция Испании предусматриваетосуществление широкого права автономии специальными региональнымиавтономными объединениями:
1.Государство в своей территориальной организации включает муниципалитеты,провинции и автономные сообщества. Все эти единицы пользуются автономией приведении своих дел (статья 137);
2.Государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности,провозглашенный статьей 2 Конституции Испании, наблюдая за установлениемадекватного и справедливого экономического равновесия между различными частямииспанской территории, уделяя особое внимание специфическим обстоятельствамостровных территорий.
Различияв статутах различных автономных сообществ ни в коем случае не могут давать имэкономических или социальных преимуществ (статья 138);
3.Конституция гарантирует автономию муниципалитетов. Они обладают всей полнотойправ юридического лица. Руководство и управление ими осуществляетсясоответствующими муниципальными советами, которые состоят из алькальдов исоветников. Советники избираются жителями муниципалитета путем всеобщего,равного, свободного, прямого и тайного голосования на условиях, установленныхзаконом. Алькальды избираются советниками или жителями. Закон регулируетпорядок и условия проведения открытых заседаний (статья 140);
4.Провинция — является местным образованием, обладающим правом юридического лица,объединяющим группу муниципалитетов и образующим единицу территориальногоуправления для выполнения деятельности государства. Всякое изменение границпровинций должно быть одобрено Генеральными кортесами посредством изданияорганического закона.
Руководствои автономное управление провинции поручается депутациям или другим корпорациямпредставительного характера.
Могутсоздаваться объединения муниципалитетов, отличающиеся от провинций.
Наархипелагах острова имеют, кроме того, собственную администрацию в формекабильдо или иных советов (статья 141);
Всоответствии со ст. 143 в осуществление права на автономию, признаваемогостатьей 2 Конституции, пограничные провинции с общими историческими,культурными и экономическими признаками, островные территории и провинции,представляющие историческую региональную единицу, могут получить самоуправлениеи образовать автономные сообщества.
Правоинициативы о предоставлении автономии принадлежит всем заинтересованнымдепутациям или соответствующему межостровному органу и двум третяммуниципалитетов, население которых составляет по меньшей мере большинствоизбирательного корпуса каждой провинции или каждого острова. Эти условия должныбыть выполнены в течение шести месяцев после первого соглашения по этомувопросу, принятого какой-либо из заинтересованных местных единиц.
Вслучае негативного решения инициатива может быть предпринята вновь лишь попрошествии пяти лет.[1]
Генеральныекортесы путем издания органического закона, руководствуясь национальнымиинтересами, могут:
a)разрешать создание автономного сообщества, если его территория не превышаеттерритории одной провинции;
b)утверждать или, если это необходимо, предоставлять статут об автономиитерриториям, не входящим в структуру провинциальной организации;
c)осуществлять право инициативы, предусмотренное в пункте 2 статьи 143, подменяяместные единицы (статья 144).
Нив коем случае не допускается создание федерации автономных сообществ.
Статутымогут устанавливать условия и порядок, при соблюдении которых автономныесообщества могут заключать между собой соглашения для управления ипредоставление помощи их собственным службам, о характере и целях которых будутпоставлены в известность Генеральные кортесы. В других случаях соглашения осотрудничестве между автономными сообществами заключаются только с разрешенияГенеральных кортесов (статья 145).[4c.217]
ВКонституции Испании признано согласие на существование автономий. Автономии сучетом создаются с учетом некоторых этнических, лингвистических, бытовых,исторических характеристик населения.
ВИспании речь идет об автономии всех территориально–политических единицахгосударства.
Такие объединения могут быть образованыграничащими друг с другом провинциями, имеющими общие черты исторического,культурного и экономического развития, а также островными территориями ипровинциями, представляющими единую историческую область. В Испании существуетдва вида автономии: административная и национально-территориальная. Ив этом отношении Испанию стали относить к категории регионалистских государств,предоставляющих составным частям страны значительную степень автономии,отличающей ее от унитарных централизованных государств, но не достигающейстепени самостоятельности субъектов федерации. (6).
Области с административной автономиейобразуются по инициативе провинциальных советов объединяющихся провинций и 2/3советов муниципалитетов, население которых составляет большинство избирательногокорпуса каждой провинции или каждого острова, намеревающегося войти в состававтономной области. Затем учредительная ассамблея, состоящая из депутатовпровинциальных советов, а также депутатов и сенаторов, избранных в Кортесы отсоответствующих провинций, разрабатывает проект статута автономной области ивносит его в качестве законодательной инициативы в Кортесы. Проект статутапроходит предусмотренные для любого законопроекта процедуры и одобряется обеимипалатами парламента в виде органического закона об автономии соответствующейобласти. Одобренный таким образом статут является составной частьюобщеиспанского законодательства и основным правовым актом автономной области.
Статуты автономий должны содержатьназвание объединения, наиболее отвечающее его историческому облику; определениеграниц его территории; наименование, структуру и местопребывание собственныхавтономных учреждений; полномочия в пределах Конституции и основания дляпередачи ему соответствующих служб. (13).
Несколько отличается порядок организацииавтономного образования, населенного национальным меньшинством.
Национально-территориальная автономияосуществляетсяв случаях компактного проживания национальных меньшинств. Тогда в названииединицы подчеркивается ее национальный характер. Такой автономией, например,наделены Страна басков и Каталония в Испании, поскольку и баски, и каталонцы — это этнические группы, отличающиеся от испанцев. Очень широки права Страныбасков, Каталонии, Андалусии и Галисии в Испании. Эти автономные единицы наделеныдействительно полным набором государственно-правовых полномочий. Автономия тамнастолько широка, что, возможно, такими полномочиями не обладают и некоторыесубъекты федерации во внедоговорных федерациях. Помимо существования парламентаи правительства там имеются собственные гражданское право, полиция, судебнаясистема, а также свой официальный (государственный) язык (чтобы подтвердить егознание, служащие должны сдавать специальный экзамен). Эти единицы — реальныегосударственно-правовые образования.
Автономные единицы, автономныеобразования, как правило, имеют особый закон, или статут, который служит имконституцией. Такой особый закон принимается законодательным органом автономнойединицы и практически всегда утверждается общегосударственным парламентом. Онпринимается полностью в соответствии с общегосударственными законами, органыконституционного надзора проверяют это соответствие. Такие законы есть вИталии, Испании.
Компетенция автономных единицзакрепляется в законодательных актах, принимаемых центральной властью. Основныеправа закрепляются в специальных статутах, но центральная власть принимает дляавтономных единиц еще и дополнительные законы. Самые важные положения,касающиеся статуса автономных единиц, могут закрепляться и в общегосударственнойконституции.
В Испании компетенции автономныхобластей закреплены соответственно в испанской конституции.
В том случае, если автономные единицынарушат законы, принятые самостоятельно либо установленные для них, центральноеправительство может обязать или принудить автономную единицу выполнять свои,предусмотренные законодательством обязанности.
С инициативой учреждения национальногообразования выступают советы провинций и 3/4 части муниципальных советов. Затеминициативу должно поддержать на референдуме абсолютное большинство населенияобъединяющихся в национальное сообщество провинций. Затем депутаты и сенаторыКортесов, избранные от данных провинций, образуют учредительную ассамблею,которая вырабатывает и одобряет статут автономии. Затем в специальной комиссииКонгресса этот проект рассматривается и окончательно дорабатывается. Далеепроект статута выносится на всеобщий референдум в провинциях будущей автономии.
После одобрения проекта статута простымбольшинством голосов он передается на рассмотрение и утверждение в палатыГенеральных кортесов и после одобрения обеими палатами становится действующимстатутом. Более усложненный процесс учреждения национально-территориальнойавтономии подразумевает и ее более широкий объем. (14).
Конституция Испании закрепляет довольноподробную компетенцию региональных автономных объединений, к которой, вчастности, относятся: создание своих органов самоуправления; изменение границрасположенных на их территории муниципалитетов; благоустройство территориимуниципалитетов; общественные работы; дороги, расположенные на территориинаселенных пунктов, и шоссейные дороги; земледелие; животноводство;использование гор и лесных богатств; охрана окружающей среды; экономическоеразвитие автономии; развитие культуры; социальное обеспечение; здравоохранениеи гигиена и др. По прошествии пяти лет после образования автономии, она можетрасширить свою компетенцию за счет получения полномочий, относящихся кисключительному ведению государства. Это может произойти за счет внесения измененийв статут автономии.
С другой стороны, сами Кортесы могутпередавать полномочия по законодательству автономиям в областях, отнесенных кведению всего государства при условии соблюдения принципов, установленныхобщегосударственным законом. Такие полномочия могут передаваться Кортесамипутем принятия специального органического закона, который в каждом случаедолжен предусматривать передачу соответствующих финансовых средств и формыконтроля со стороны государства за таким законодательством. Контроль за деятельностьюорганов автономных объединений осуществляется: Конституционным судом Испанииотносительно конституционности нормативных актов автономии, имеющих силузакона; Правительством Испании в отношении осуществления делегированныхполномочий; органами административной юстиции в отношении автономногоуправления и его регламентарных норм; счетной палатой Кортесов за экономикой ибюджетом автономного образования. (14).
Автономные региональные объединенияпользуются финансовой автономией в целях своего развития, координируя своюфинансовую деятельность с государственным казначейством. Автономии обладаютсобственными средствами, которые складываются из собственных налогов, пошлин испециальных взносов, ассигнований из государственного бюджета, прибыли от собственногоимущества и доходов, поступающих из различных источников, прибыли от кредитныхопераций.
Автономные области имеют свои органывласти и управления. Ведущим в этой системе является представительный органнаселения области — парламент. Парламент — однопалатное учреждение,образуемое на основе всеобщих выборов на принципах пропорциональногопредставительства, обладающее законодательной властью в пределах своейкомпетенции. Избирательным округом при выборах в парламент автономии являетсяпровинция. Парламент избирается сроком на 4 года и не может быть досрочнораспущен. Его полномочия прекращаются по окончании срока избрания.
Основные функции парламента заключаютсяв обсуждении законопроектов и принятии автономных законов по основнымнаправлениям социальной, экономической и культурной жизни автономии.Конституция Испании закрепляет право парламента автономии передать в Конгрессдепутатов предложение закона, направляя своих представителей для защиты такогозаконопроекта. Парламент автономии обладает правом обратиться в Конституционныйсуд Испании с иском о неконституционности какого-либо общенационального закона.Значительны полномочия парламента и в финансовой области. Это, прежде всего, обсуждениеи принятие бюджета области, вносимого на обсуждение парламента правительствомобласти.
Парламент осуществляет контроль и заходом реализации бюджета области. Он обладает также правом устанавливатьобластные налоги, сборы, тарифы и другие виды платежей, осуществлять эмиссиюценных бумаг. Парламент автономной области назначает сенаторов, которыепредставляют область в Сенате Генеральных кортесов. Сенаторы назначаются сучетом пропорционального представительства парламентских фракций. В функциипарламента входит и назначение или избрание главы правительства автономной области.В некоторых областях парламент имеет полномочия по назначению лица, осуществляющегов ряде зарубежных парламентов функции омбудсмена (народного защитника). (9).
В число функций парламента автономнойобласти входит осуществление контроля за деятельностью правительства области,формы контроля довольно разнообразны и включают в себя парламентские запросы,вопросы, резолюции и т. д. Парламент может быть созван на очередные ивнеочередные сессии. Очередные сессии созываются председателем парламента дваждыв год с общей продолжительностью до 8 месяцев.
Чрезвычайные сессии могут быть созваныпо инициативе правительства области, постоянной комиссии парламента, работающейв период между сессиями, определенного количества депутатов или парламентскихгрупп. Чрезвычайная сессия уполномочена обсуждать только те вопросы, которыевключены в ее повестку дня. Регламент парламента области во многих положенияхкопирует регламент палаты депутатов Генеральных кортесов.
В осуществлении управления автономнойобластью важное место принадлежит органу, осуществляющему исполнительные иадминистративные функции. Чаще всего этот орган называется правительством илиправительственным советом (в Каталонии — исполнительный совет; в Андалузии —хунта (совет) и т. д.).
Очень широки права Страны басков,Каталонии, Андалусии и Галисии в Испании. Эти автономные единицы наделеныдействительно полным набором государственно-правовых полномочий. Автономия тамнастолько широка, что, возможно, такими полномочиями не обладают и некоторые субъектыфедерации внедоговорных федерациях. Помимо существования парламента иправительства там имеются собственные гражданское право, полиция, судебнаясистема, а также свой официальный (государственный) язык (чтобы подтвердить егознание, служащие должны сдавать специальный экзамен). Эти единицы — реальныегосударственно-правовые образования.
Компетенцию органов самоуправления можноусловно разделить на первичную и вторичную. Первичная компетенция — этото, что можно назвать местными делами: чистота улиц, правильность застройки,система школьного образования, органы здравоохранения, парки, скверы, забота обездомных, престарелых и т.д.
Вторичная компетенция— это круг вопросов, которые прямо не относятся к местным делам и в которыхболее заинтересована центральная власть: учет избирателей, призывников,мероприятия оборонного характера и т.д.
Объем компетенции местных органовзарубежных стран постепенно увеличивается, в том числе в таких важных сферах,как просвещение, дорожное строительство, коммунальное хозяйство и т.д.
В некоторых случаях органы местногосамоуправления могут обращаться в законодательные органы с просьбами, петициямиоб издании законов или других актов, которые предоставили бы им дополнительныеправа. Некоторые дополнительные права могут быть предоставлены без изданияновых законов, на уровне подзаконных актов. (6).
Современные тенденции развитии политико– административного деления заключается в укрупнении низовых единиц ирегионализации — создании крупных регионов как путем укрепления высших единиц,так и путем учреждения высшего их уровня, что было сделано в Испании.
В данной стране сложилось так называемоерегионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма,федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма кфедерализму. Появилась новая форма государства, вся территория которого, а неотдельные части, состоит из автономных образований.

3.Структура, компетенция, формыдеятельности правительства
Структура правительства, его компетенцияи формы деятельности определяются текущим законодательством, принимаемымпарламентом автономии. Правительство автономной области состоит из советников,количественный состав которых колеблется от 10 до 15. Каждый член правительстванесет персональную ответственность за руководство закрепленной за ним сферойдеятельности: экономикой, сельским хозяйством, торговлей, финансами,внутренними делами, юстицией и т. д. (9).
Председатель правительственного совета являетсяключевой фигурой в системе органов исполнительной власти автономии.Председатель избирается на свой пост депутатами парламента из состава членовпарламента и осуществляет свои полномочия в течение срока полномочий парламента(4 года). Окончательное назначение на этот пост осуществляется декретом КороляИспании, что призвано подчеркнуть важность поста главы исполнительной властиавтономии. Председатель несет персональную ответственность перед парламентом заосуществление своих функций. Парламент может вынести ему вотум недоверия, закоторым следует отставка председателя и всего состава правительственного совета.Председатель правительственного совета по своему усмотрению без согласования спарламентом назначает и смещает всех членов правительства автономии. Онразрабатывает и осуществляет основные направления деятельности правительства,председательствует на его заседаниях, направляет и координирует работу членовправительства. От имени правительства он осуществляет законодательнуюинициативу в парламенте автономии. Он имеет полномочия обнародовать принятыепарламентом области законы течение двухнедельного срока.
Председатель формирует правительство,назначая советников по своему усмотрению. В случае необходимости он же смещаетих с должности. Правительство несет солидарную ответственность передпарламентом за свою деятельность. Статуты автономий устанавливают и прямуюответственность каждого советника за свою деятельность, которая реализуетсяпутем подачи в адрес советника парламентской интерпелляции. При обсужденииответа советника на интерпелляцию депутатов парламента может быть вынесенарезолюция порицания, за которой следует отставка члена правительства.
Компетенция правительства автономнойобласти включает широкий круг вопросов, регулируемых Конституцией Испании,статутами автономных областей, специальными законами об исполнительных органахв автономиях. Правительство обладает правом законодательной инициативы впарламенте, что предусматривает разработку законопроекта и передачу его нарассмотрение в парламент. Правительство может выступить и с инициативой пересмотрастатута автономной области. Статуты допускают делегацию законодательныхполномочий правительству автономной области. (13).
Обычно в статутах не упомянуто орегламентарной власти правительства в автономных областях, но правительстваавтономных областей присвоили себе полномочия издавать нормативные акты с цельюразвития действующего законодательства. В финансовой области правительстворазрабатывает бюджет автономной области, и оно же выполняет функцию исполнениябюджета.
Правительство области, как правило,лишено каких-либо внешнеполитических функций, поскольку это являетсяпрерогативой центральных органов власти и управления. Но в статутахпредусмотрено получение правительством области информации по внешнеполитическимвопросам, которые затрагивают интересы автономных областей. Это могут бытьвопросы пограничного, таможенного, миграционного характера, вопросы правовогоположения испанских рабочих в других странах и т. д. (13).
Правительство обладает значительнымиполномочиями и в области обеспечения безопасности. С этой целью могут бытьсозданы специальные полицейские части, находящиеся в прямом подчиненииправительству. В целях защиты безопасности области правительство координируетсвою деятельность с деятельностью центрального Правительства. Это предусматриваетвозможность введения на территорию области государственных полицейскихформирований по просьбе правительства области или в порядке одностороннегорешения центральных органов власти при введении чрезвычайного, осадного илиугрожающего положения. Правительство области, со своей стороны, можетпотребовать от центрального Правительства вывода государственных полицейскихформирований, введенных по его решению, если оно сочтет, что необходимость ихдальнейшего пребывания на территории области нецелесообразна, и оно само всостоянии контролировать ситуацию. Правительство автономии может осуществлять идругие полномочия, возлагаемые на него действующим законодательством. (6).
4. Форма политико-территориальногоустройства
 
В Испании территория государства состоитиз политико-административных или административных единиц. Компетенциятерриториальных единиц, как и нередко само их существование и границы,устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъектыфедерации обладают государственной автономией. Унитаризм территориальногоустройства Испании подтверждается еще и тем, что уставы (статуты)соответственно автономных сообществ Испании утверждаются актами центральногопарламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают конституции илиравнозначные им акты. В унитарной Испании, где высшие территориальные единицытакже обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориальногоустройства Испании подтверждается еще и тем, что уставы (статуты)соответственно автономных сообществ утверждаются актами центральногопарламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституцииили равнозначные им акты. (8).
Современные тенденции в развитииполитико-территориального деления заключаются в укрупнении низовых единиц ирегионализации – создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц,так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано в Испании.
Испания федерацией, на мой взгляд, неявляется (хотя зарубежные классификации часто включают эту страну в числофедеративных государств мира). В 1983 году конституционный суд страныофициально назвал Испанию «государством автономий», с тех пор это названиеиспользуется в литературе, хотя не является единственным.
Почему Испания не является федерацией?Для обоснования этой точки зрения можно выделить три аргумента.
Первый из них связан с местом сената вполитической системе страны и проблемой представительства. Теоретически,согласно ст. 69.1 Конституции, Сенат должен обеспечивать территориальноепредставительство, однако представляет не автономные сообщества (регионы), нопо большей части провинции, независимо от размера и числа жителей, выбираетсяпо четыре сенатора. Сенаторы фактически обеспечивают не толькопредставительство территорий (региона) в национальном парламенте, сколькоотражают партийно-политический профиль каждого автономного сообщества. Вполитическою системе страны сенат не является неким прообразом палаты,представляющей субъекты, как это характерно для федераций, но представляет побольшей части провинции – традиционное, унаследованное от централизованногоунитарного государства территориальное деление, а по меньшей – отражаетпартийно-политическую жизнь в регионах.
Второе отличие испанской территориальноймодели связано с проблемой суверенитета и характером распределения полномочий икомпетенций между центром и территориями. В Испании суверенитет неделим иКонституция не определяет точно компетенции регионов. Боле того, и это крайневажно, передача компетенций вниз, на уровень автономных сообществосуществлялась не конституцией, но посредством так называемых «Автономныхпактов». Так, в 1992 году после длительных переговоров правящаясоциалистическая партия и Народная партия заключили второй «Автономный пакт»,согласно которому 33 новых компетенции были переданы автономным сообществам,«избравшим длинный» путь обретения автономии. Пакт предусматривал постепеннуюпередачу компетенций в течение пятилетнего периода.
В связи со сказанным уместно отметитьдва момента. Во – первых, это характерная для Испании подверженность пактам,своего рода политико — культурная особенность станы. «Пакт Монклоа»,«Автономные пакты», статуты автономных сообществ, которые тоже представляютсобой своего рода пакты между центром и регионами, — достижение цели черезпредварительно заключенный пакт между основными политическими игроками являетсяесли не гарантией, то существенным условием успеха. (5).
Во – вторых, в настоящее время в Испаниипроходит вызванная требованием приблизить уровень принятия решений к гражданамдецентрализация в пользу нижнего уровня территориальной организации – уровняместных образований. Начала этой второй децентрализации было положено государствомв 1998 году в форме так называемого «Местного пакта». Теперь автономныесообщества должны определить функции и полномочия, которые необходимо передатьместным органам, и поощрять принятия местных пактов на своих территориях приобеспечении максимально возможного консенсуса.
Третье отличие испанской модели отфедеративной связано с характером организации исполнительной власти.Центральное правительство имеет своего представителя в каждом автономномсообществе; представитель исполняет функции не только координации, но инадзора. Аналогичным образом регион имеет представителя в каждой своейпровинции. Такая вертикально организованная система исполнительной власти вцелом для федерации не характерна.
Испания никогда не была историческисложившимся централизованным государством, она всегда отличалась правовым,политическим и культурным плюрализмом. Испанская история содержит периодыусиления и ослабления централизации. (5).

Заключение
территориальное национальноеустройство автономия
Подводя итог проделанной работенеобходимо отметить следующее.
Обобщая опыт территориальногостроительства Испании как страну демократического транзита, можносформулировать общий вывод: процессы федерации и регионализации являютсяважными измерениями демократического транзита, при этом характер и скорость ихпротекания должны соответствовать общему прогрессу транзита и состояниянациональной государственности.
Конституция Испании определяет характервзаимоотношений центра и территорий имеют двухпалатные парламенты, в которыхверхняя палата представляет интересы территорий. Регионы имеют свои уставы(конституции) и выборные органы власти. Наконец, и данное обстоятельствопредставляется мне крайне важным, в Испании взаимоотношения центра и регионовимеют асимметричный характер, иными словами, объем компетенций регионов неодинаков.
Инициатива изменения характера взаимоотношений междуцентром и регионами исходила из регионов, снизу. Именно под давлением регионовшло формирование центром новой модели взаимоотношений. Процессы децентрализации(федерализации, регионализации) развивались на фоне демократического транзита. ВИспании сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающееразнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, посуществу, переходным от унитаризма к федерализму. Появилась новая формагосударства, вся территория которого, а не отдельные части, состоит изавтономных образований. Важно отметить, что в Испании процесстерриториально-политического строительства еще не закончен.
Многие конституционно–правовыеинституты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначальнов конституционном праве зарубежных стран (конституции, права и свободы человекаи гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей и др.). Ихизучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права,социальную ценность политических институтов и конституционно – правовыхинститутов и конституционно – правовых отношений в любой стране. Оноспособствует формированию демократических взглядов, современного правосознания.
Ознакомление с особенностямиконституционного права отдельных зарубежных стран способствует пониманиюспецифики его развития, воспитывает уважение к праву каждого народа на выборсвоей судьбы, на устройство своего государства. (2).

Список использованной литературы
1.Испания. Конституция и законодательные акты. М.: 1982.
2.Кармен В.И. Конституционный статус главы государства в Испании. Практикагосударственного конституционализма: Критич. Очерк. М.: 1982.
3.Конституционное право. Энциклопедический словарь. М.И. Пастухов, В.Г. Тихиня. –Мн.: Право и экономика, 1996, 176 с.
4.Маклаков В.В.Референдум в буржуазном государстве //Правоведение. 1975.№3. С.97.
5.Селезнев А.Н. Политическая система современности: сравнительный анализ. СПб.,1995.
6.Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб.Пособие/ М.Ф.Чудаков. – Мн.: Новое знание, 2001. – 757 с.
7.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб. Пособие. – Мн.:ИНФРА – М; И.Д. «Форум», 2000. – 488 с. – (серия «Высшее образование».).
8.Василевич Г.А., Кондратович В.М., Приходько Л.А., Государственное правозарубежных стран: Учеб./ Под. общ. редакцией Василевич Г.А. – Мн.: книжный Дом,2006. – 480 с.
9.Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые Альвы, 1996.-с.174.
10.Конституционное право. Справочник / Под. ред. В.И, Пафитского. – М.: Юрист,1995. – с. 106.
11.Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: ЮРАЙТ – М,2001. – 640 с.
12.Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб пособие – М.:Белые альвы, 1996. – 400 с
13.Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М.Б. Смоленский. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 284, (1) с. –Высшее образование.
14.Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В 4 – х томах. Тома1 – 2. отв. Редактор Б. А. Сташун. – М.: издательство БЕК, 1996. – 778 с.
15.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран 1997.
16.Златопольский Д.Л. 1996. Очерк о новых конституциях в странах Восточной Европыи Азии. — Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989 — 1992). М.
17.Конституционное право зарубежных стран, Эриашвили М.И., ред. Лучинин В.О.,ЮНИТИ, 2004.
18.Международное право: Учебник. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.:Международные отношения, 1999.
19. Сравнительное конституционноеправо. Под ред. А. Ковлера. М.: «Манускрипт», 1996.
20.Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе //Полис. 1996. № 4.
21.Тейман С. Возрождение суда присяжных в Испании. // Журнал «Государство и право».№12. 1996. – с. 127.