Ленинградскийобластной институт экономики и финансов.
Кафедра Юридическихдисциплин
Дисциплина Конституционное(государственное) право зарубежных стран
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Вариант
Формаструктура и содержание конституции
План
1. Сущность конституций.
2. Структура и содержание конституции.
3. Формы и виды конституций.
Список использованной литературы
1.Сущность конституций
Конституция в любомгосударстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон,своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом.Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественнойжизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности,правопорядка и стабильности институтов власти.
Конституциядемократического государства закрепляет суверенитет народа, основысоциально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, формугосударственного устройства, механизм реализации власти. Конституция – этопервое необходимое условие государства, основанного на господстве права,отрицание произвола власти и бесправие подвластных.
Так уж сложилось вмировой практике, что основным содержанием любой конституции являются четыреблока проблем:
Сущность общественногостроя и форма правления.
Основы правовогоположения личности в государстве и обществе.
Государственноеустройство.
Структура власти, впервую очередь верховной, система разделения властей на законодательную,исполнительную и судебную.
Термин «конституция» (отлатинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся ещеантичными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римскихимператоров. Традиционно этим термином определяется основной закон государства,обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую иэкономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельностиорганов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан.
В эпоху феодализмаприменялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется каканалог конституции. Основной Закон — это фундамент законодательства, регулирующеговзаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна длятого, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободыграждан.
Однако ни в античноммире, ни в средние века современного понятия конституции не было, несуществовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базойтекущей правотворческой деятельности. Теоретическое обоснование необходимоститакого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционнойбуржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя ифеодального права, «права-привилегии» (К. Маркс). В современной наукеконституционного права термин «конституция» употребляется в двух основныхзначениях: конституция фактическая и конституция юридическая.
Фактическая конституция –это реально существующие основы общественно-политического строя, действительныеположения личности в той или иной стране (т.e. реально, фактически существующейорганизации основ общественного и государственного устройства и взаимоотношенийличности, общества и государства), которую не может не иметь в том или иномвиде любое государство, независимо от того, имеет ли оно или нет конституциюкак политико-правовой документ.
Юридическая конституция –это документ, основной закон (несколько основных законов), принимаемый иизменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект,регулирования (в большем или меньшем объеме) это основысоциально-экономического строя, политической системы, правового статусаличности, духовной жизни общества, т.е. документ или документы в виде высшего иосновного закона страны, имеющего соответствующий объект политико-правовогорегулирования). Соотношение этих понятий выражает степень соответствия плинесоответствия основного закона страны реальному, фактическому положению в ней.И если здесь имеют место принципиальные расхождения, то говорят, чтоконституция (юридическая) носит фиктивный, номинальный характер в целом или втой или иной своей части. Это особенно свойственно конституциям авторитарных иособенно тоталитарных стран, стремящихся декларативным провозглашением тех илииных прав и свобод замаскировать не демократическую и антидемократическуюдействительную сущность соответствующего политического режима.
Как синоним термина«фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин«социальная конституция» или конституция в материальном смысле слова, а вместотермина юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция»В США часто говорится о «живой конституции». Под этим понимают толкованиястатей конституции США Верховным судом за более чем 200-летний период еедействия, учитывающие новые реалии. В какой-то мере несовпадение норм ифактических отношений есть всегда, например, в результате того, что конституция«стареет», что имеет место в США. Но если возникает противоречие междупринципами конституции и фактическим положением, характеризующим основныепараметры общественного и государственного строя (например, между нормами ошироких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становитсяфиктивной. Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальныезаконы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей,иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагаетпринятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием,другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированнымбольшинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумомили иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированнымбольшинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений вконституцию, иногда для этого требуется и референдум.
Юридическая конституцияможет представлять собой один документ (это консолидированная, иликодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституцийстран мира (Папуа — Новой Гвинеи 1975 г., Китая 1982 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. Финляндии 1999 г. Афганистана 2004 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней вопределенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидированнуюконституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаяхприменяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия),«союзный конституционный закон» (в Австрии — один из актов), «основной закон»(Германия). В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов,принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная,конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметомрегулирования: «Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт о престолонаследии» —в Швеции, законы о Кнессете (парламенте), о земле, о судоустройстве — вИзраиле, Сеймовый устав — в Финляндии и т.д. В отдельных странах конституциявключает не только собственно конституцию, но и некоторые другиеосновополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В редких случаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов инеписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). Этокомбинированная конституция. Законы, считающиеся частью такой конституции (а вВеликобритании их более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированнымбольшинством), а обычным способом. В странах, где конституций нет (султанатОман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман — Коран. В некоторыхстранах Коран является частью «конституционного блока», будучи поставлен надконституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.). Рольсоставной части конституции могут выполнять политические декларации о целях иперспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственногоголосования граждан (например, Национальная хартия Алжира 1976 г., Хартия малагасийской социалистической революции 1975 г. и др.).
Конституция – этоважнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность,система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основыустройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человекоми гражданином).
Высшая юридическая силаконституции тоже не всегда безусловна. В некоторых мусульманских странах(Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Иран, Пакистан и др.) как говорилось, надКонституцией стоит Коран, имеющий более высокую юридическую силу, в другихгосударствах допускается «конституционно нарушающее законодательство» –принятие в чрезвычайных условиях чрезвычайных законов (обычно 2/3 голосов всегосостава парламента), которые несовместимы с конституцией, но превалируют над ееположениями (Шри-Ланка, Ямайка и др.). В Великобритании высшая юридическая силаконституции признается, но на деле обычные законы по своей силе не отличаютсяот тех, которые исследователи относят к конституционным (формальных признаковдля различий в Великобритании нет, все законы принимаются одинаково).[1]
Верховенство, высшаяюридическая сила конституции находит свое выражение в том, что, во-первых, хотяона и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с другими,обычными законами, ибо является главным, верховным, основным законом, имеющимприоритет перед всеми другими законами, своего рода «законом законов». Любойзакон, не говоря уже об административных актах, противоречащий или не соответствующийконституции, является недействительным и подлежит отмене. Такое верховенствоустанавливается не каким-либо другим законом, а самой конституцией.
Во-вторых, конституцияносит учредительный характер, поскольку принимается народом или от имени народакак носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установленияносят первичный характер. При этом она регулирует основы общественного игосударственного строя, служит основополагающим источником других отраслейправа.
В-третьих, конституцииобычно принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке, подчеркивающем ихособую роль и значение, о чем речь ниже.
В-четвертых, именноконституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры.
В-пятых, конституциюобязаны соблюдать все государственные органы, общественные организации, органыместного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.
В-шестых, особое местоконституции в системе национального законодательства обеспечивается, какправило, специальным механизмом ее реализации и охраны.
И еще один важный момент.Многие современные демократические конституции являются нормативными правовымиактами прямого действия. Это означает, что действие таких конституциипроявляется не только через действие других законов и иных правовых норм,изданных на основе конституции, но и прямо, непосредственно, само по себе. Всесубъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конституции вне зависимостиот того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах. Это особенноважно подчеркнуть потому, что в недавнем прошлом у нас это не предусматривалосьи не практиковалось. Конституции советского периода применялись только путем ихразъяснения и детализации в иных нормативно-правовых актах. Ясно, что этосущественно ограничивало их действие, принижало их значение и роль в качествеосновного закона, обладающего верховенством. Нынешняя Конституция РФ —конституция прямого действия.
Характерными чертамиконституции являются также ее легитимность и стабильность. Легитимность конституцииозначает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большейчастью, большинством его представителей. Это — основа демократической власти,правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания,добровольного подчинения и соблюдения правовых норм. Поэтому конституции,принятые иным путем (например, в результате дворцовых переворотов без ихлегитимизации) и не получившие одобрения со стороны большинства народа или егопредставителей, не могут быть признаны легитимными и пользоваться необходимымуважением со стороны мирового сообщества.
Стабильность отражаетиное свойство конституции, состоящее в том, что ее установления, в отличие отположений многих других законов и иных правовых актов, обычно носят болееустойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частымизменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической иполитической конъюнктурах. Стабильность конституций не означает, однако, ихнеизменность вообще, поскольку их реальное действие, функционирование неизбежновызывает со временем назревшую потребность частичного обновления исовершенствования любой конституции в соответствии с серьезно изменившимисяусловиями, вновь обнаружившимися ее недостатками, достигнутым новым уровнем развитияконституционной теории.
Говоря о сущности исвойствах конституции, нельзя забывать, что она — не только высший и основнойправовой, но и важный политический и идеологический документ. Как политическийакт она отражает сложившееся в обществе соотношение общественно-политическихсил и их определенный социально-политический компромисс, а то и консенсус,представляющие собой своего рода равнодействующую интересов и устремлений этихсил. Так, серьезное усиление влияния левых сил в первый послевоенный период вомногих странах не могло не наложить свой серьезный отпечаток на содержаниепринятых тогда новых конституций (например, во Франции и Италии). В этом смыслев демократической стране конституцию можно рассматривать как своеобразныйобщественный договор разнохарактерных сил страны, согласившихся отстаивать своиинтересы и цели в рамках определенного конституционно-правового порядка,закрепленного в этом договоре. Конечно, сказанное не означает, что конституцияв одинаковой мере отражает интересы и цели всех. В ней чаще и больше всегоотражается преобладающее в демократическом обществе мнение большинства. Но еслиэто действительно демократическая, а не авторитарная и тем более нетоталитарная страна, то ее конституция не может не учитывать в той или иной мереи мнение меньшинства.
Как идеологическийдокумент конституция представляет собой теоретическое выражение определенныхмировоззрений, интересов, целей и идеалов, декларацию, охрану и защитусоответствующих ценностей и норм. Сегодня демократические общество игосударство выдвигают и отстаивают в конституции как высшую ценность человека,его права и свободы. К числу важнейших демократических ценностей и нормотносятся и институты народовластия и народного представительства, разделениявластей и парламентаризма, гражданского общества и правового государства,многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности и др.
Некоторые авторы отрицаюткакую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это якобысвойственно лишь тоталитарному государству, что «конституция — вне идеологии» ичто «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правовогогосударства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма». Отказот былой сверхклассовости, сверхидеологизации советских конституций не долженвести к отрицанию всякой связи конституций с идеологией в современномдемократическом обществе и государстве. «Философия свободы и правовогогосударства», — это тоже, определенная идеология, которая и в современномдемократическом, не говоря уже об ином обществе, пока еще не носитуниверсального характера, хотя и, несомненно, имеет сегодня значительно болееширокую социальную базу, чем в прошлом.
Конечно, если подидеологией по-старому понимать лишь классовую идеологию, т.е. выражениеинтересов и идеалов только одного класса, то демократическая конституция можети не должна быть ее воплощением, ибо призвана базироваться на учете интересовобщества в целом, выражать баланс интересов различных общественно-политическихсил. Ценности, принципы и нормы современной демократии и цивилизации, накоторые опираются конституционные основы демократической страны, действительноимеют внеклассовый или надклассовый характер. Но выражение и отстаивание этихценностей, интересов и идеалов — это тоже идеология, идеология современнойдемократии, гуманизма и цивилизации. Другое дело, что идеология бывает разной испособна играть различную роль в жизни общества и в конституционном праве. Ноот этого практически любая современная демократическая конституция не перестаетбыть в той или иной мере и идеологическим документом. Даже закрепление в такойконституции принципа идеологического плюрализма — это не что иное, каквоплощение идеологии демократии. А во многих мусульманских странах ихконституции — выражение идеологии ислама. Надо признать, что конституция —«необходимое условие для выражения любой идеологии».
2. Структураи содержание конституции
Самая общая структураконституций обычно включает: преамбулу (введение); основную часть;заключительные, переходные и дополнительные положения; а иногда и приложения.
Преамбула, имеющаяся вбольшинстве конституций, чаще всего в торжественно-декларативной форме отражаетпричины, принципы, цели и исторические условия принятия конституции, важнейшиенравственные начала государственной политики и др. Положения преамбулы несутбольшую политическую и идеологическую нагрузку, но, как правило,непосредственно не имеют юридической силы, если только не включают в себя (впорядке исключения из общего правила) положений нормативного характера(например, провозглашение прав и свобод граждан в действующей преамбулеКонституции Франции 1946 г.). Другое дело, что текст преамбулы имеет важноенормативное значение для юридического толкования и применения другихустановлений конституции. В ряде кодифицированных конституций преамбулаотсутствует (Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Норвегия, Египет, Малайзия идр.).
Основную частьконституции чаще всего составляют: общие нормы, характеризующие важнейшиеосновы общественного и государственного строя; нормы об основных правах,свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о политико-территориальномустройстве государства (особенно федеративного); нормы о системе и статусегосударственных органов и взаимоотношениях между ними; нормы о местномсамоуправлении; нормы об избирательной системе; нормы о государственнойсимволике и порядке изменения конституции.
Хотя в большинствеконституций ее основная часть начинается с общего, вводного раздела, в рядеконституций (например, конституциях ФРГ, Нидерландов и др.) таких разделов нет,и они начинаются сразу с раздела об основных правах человека и гражданина.Некоторые конституции начинают свою основную часть с других разделов.Конституция Бельгии, например, — с раздела о политико-территориальномустройстве страны — «О Бельгийской федерации, ее составных частях итерритории». Расположение и наименование глав внутри разделов, посвященныхорганизации и деятельности органов государственной власти, во многом определяетсяпринятой формой правления. Ясно, например, что в конституциях монархическихстран этот раздел не только по структуре, но и по содержанию будет существенноотличаться от конституций стран, избравших республиканскую форму правления.Конституция Японии даже начинается с главы «Император». В рамках конституцийстран республиканской формы правления расположение глав в данном разделе чащевсего зависит от того, идет ли речь о президентской или парламентскойреспублике: В-первых вначале обычно дается глава о президенте (Франция, Россия,Конго, Казахстан и др.), а во-вторых, глава о парламенте (Италия, Чехия,Болгария и др.).
Заключительные, положениясодержат обычно самые разнообразные, разнохарактерные и разномасштабные нормы.Обычно ими устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это неурегулировано в основной части, то помещают нормы о порядке измененияконституции или о государственной символике.
Переходные положенияопределяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которыене могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционныхинститутов новыми. Нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются нев виде статей, как сделано в основной части конституции, а виде параграфов, стем, чтобы показать их специфический характер. Они также представляют собойнеотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя потому, чтоуказывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционнаянорма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для изданиязаконов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведениязаконодательства в соответствие с конституцией.
Дополнительные положения конституциитакже обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательныенормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией регулированиеотдельных частных вопросов.
Что касается приложений,то они также весьма неодинаковы как по содержанию, так и по значению. Так,Конституция Индии 1950 г. имеет десяток приложений, которые, по сути дела,являются конкретизацией соответствующих статей основной части конституции.
Содержание конституции. Различноесоотношение социально политических сил обусловливает не одинаковое социальноесодержание конституции. Это конкретизация социальной сущности конституции.Социальное содержание богаче сущности, так как отражает необходимое (основыобщественного и государственного строя) и случайное, несущественное(национально-социалистические особенности отдельной страны (группы стран) врамках однотипного общественного и государственного строя. Конституции Японии иПакистана одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию,ибо в обществе доминируют разные социально политические силы, определяющиеразвитие страны.
Структура и содержаниеконституций по своей структуре и содержанию конкретные конституции чрезвычайноразнообразны, что отражает многообразные особенности исторического,политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иногоразвития соответствующей страны. Не оставались неизменными структура исодержание конституций и на различных этапах истории мира в целом и отдельныхстран. Претерпевают они эволюцию и на современном этапе общественного развития.Но при всем этом здесь можно и нужно выделить то общее, что обычно составляетобласти и объекты конституционного регулирования и тем самым основную структуруи основное содержание конституций. Конечно, в каждой конкретной конституции тойили иной страны может и отсутствовать какой-то компонент или ряд компонентовтакой общей и основной структуры или содержания. Форма и степень отраженияодного и того же элемента такой структуры и содержания также могут быть далеконе одинаковыми. Это, однако, не может служить препятствием для выделениянаиболее типичного в структуре и содержании конституций и их эволюции. Хотясреди ученых и специалистов-практиков в мире нет единого мнения по вопросамоптимальной структуры и содержания конституции, современная демократическаяконституционная теория выработала определенные общие требования к ним какотражению и конкретизации сущности этих конституций.
На ранних стадияхисторического развития конституционализма содержание и структура конституцийбыли достаточно узкими и охватывали преимущественно три основных блока проблем:
а) личные и отчастиполитические права и свободы человека и гражданина;
б) организация идеятельность высших органов государственной власти;
в)политико-территориальное устройство страны.
Позднее, во второй половинепрошлого века в конституции стали включаться нормы, регулирующиевнешнеполитическую деятельность государств.
В XX в., особенно вовторой его половине, в связи с существенно возросшей экономической и социальнойролью государства в сферу конституционного регулирования включаются все новыеобласти общественных отношений, прежде всего социального, экономического иобщественно-политического характера, а также международных отношений. Наряду сэтим значительно расширяются и конкретизируются права и свободы человека игражданина, особенно экономические, социальные и культурные. Важное местозанимают вопросы экологической безопасности. В области организации идеятельности органов государственной власти в целом обнаруживается тенденцияусиления исполнительной власти и повышения ее устойчивости, известногоограничения полномочий парламента, регулирования института конституционногоконтроля (надзора). За последние десятилетия в конституционном законодательствеособое место нашли положения, связанные с обеспечением мира и международнойбезопасности, а также с региональной интеграцией, особенно европейской,усилилось внимание к вопросам внешней политики и международных отношений.
Сегодня, говоряобобщенно, структуру и основное юридическое содержание конституций составляютнормы, закрепляющие:
а) основы общественногостроя;
б) основыгосударственного строя;
в) основные права,свободы и обязанности личности;
г) систему органовгосударственной власти, их статус и основы механизма их деятельности ивзаимодействия;
д) основы избирательнойсистемы;
е) основы местногоуправления и самоуправления.
Специалисты по-разному идаже противоположно решают принципиальные вопросы структуры и содержанияконституций. Так, по вопросу о масштабах и характере вмешательства государствав различные сферы общественной жизни одни высказываются за резкое сужение сферыконституционного регулирования, а другие, наоборот, выступают за ее всемерноерасширение. Практика, однако, показывает, что необходимо избегать обеих этихкрайностей. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственноеруководство обществом, характерное для тоталитарных систем, но инеобоснованный, неподготовленный, преждевременный отказ от конституционногорегулирования основ экономической, социальной и политической структур обществаспособны нанести большой вред. Конечно, в различных условиях разных стран этотвопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодняэти вопросы остаются в сфере конституционного регулирования. При этом важноотметить, что в развитых демократических странах речь идет о конституционномзакреплении лишь принципиальных основ в данных областях. Это отнюдь не мешаетформированию или развитию гражданского общества в этих странах. Можнопредполагать, что и в других странах, по мере формирования и утверждения такогообщества и создания других необходимых предпосылок, сфера конституционногорегулирования этих вопросов будет сужаться.
Содержание конституций(если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определеннымобразом структурируется и получает свое выражение в структуре конституции, т.е.в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования ирасположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержании, но и вструктуре конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смыслданного основного закона. Так, выдвижение на первый план в структуре многихсовременных конституций раздела, посвященного политико-правовому статусуличности, несомненно, отразило возрастание роли и значения, гуманистическихначал в жизни демократического общества и в его правовой системе. Тем более чтов конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообщеотсутствовал, либо был достаточно куцым и относился в конец текста. Другойпример: в Конституции Франции 1958 г. главу о президенте и правительствепоставили перед главой о парламенте, что несомненно, должно было отразитьпереход от парламентской к президентской форме правления и усиление роли исполнительнойвласти в стране. Аналогичное заключение можно сделать и из факта помещенияглавы о Президенте РФ в Конституции РФ 1993 г. перед главой о Федеральном Собрании.
3. Формы ивиды конституций
В науке конституционногоправа нет достаточно четкого и однозначного разграничения понятий «структура»,«форма» и «виды» конституций. Так, форма конституции обычно определяется какспособ организации заключенного в ней материала, т.е. конституционных норм. И вто же время структура конституции понимается как порядок ее организационногостроения. Однако один и тот же вопрос о подразделении конституций на писаные инеписаные или на кодифицированные (консолидированные) напримерКонституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации идр. и некодифицированные (неконсолидированные)в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служитьШвеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г. и комбинированные, понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписанных конституционныхобычаев (Великобритания (англосаксонская правовая система, «ratio decidend)i, Новая Зеландия).
В одних учебникахспециально выделяется проблема формы конституции, а в других это не делается ивопросы формы конституции рассматриваются в рамках общей их классификации, т.е.как разновидности конституций.
Форма конституции — этовнешний способ ее выражения. В зависимости от формы различают два видаконституций: писаные, неписаные и смешанные.
Писаная конституция — этоособый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов(например, в Израиле, Швеции), которые официально провозглашены основнымизаконами данной страны.
Неписаная конституция,т.е. не зафиксированная в документах – это совокупность различных законов,судебных прецедентов и обычаев, из-за последних такая конституция и называетсянеписаной. Они существуют временно после революций переворотов и т.д. В это время,как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства,если они не противоречат сущности и целям нового режима.
Встречаются конституциисмешанного типа частично они писанные и включают парламентские законы исудебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Например,конституционное право Великобритании включает законы (статусы), Акт оПарламенте 1911 г., Акт о Палате общин 1978 г., судебные прецеденты, а также обычаи, именуемые конституционными соглашениями.
В марксизме-ленинизмеклассификация конституций, как известно, происходила, прежде всего, по природеи характеру закрепляемого в них общественного и государственного устройства и всвязи с этим они подразделялись на буржуазные, социалистические и переходные.Такая классово ограниченная классификация и раньше, и особенно сегодня серьезноискажает и огрубляет действительную суть конституций разных стран мира, темболее что ныне многие «буржуазные» конституции западных демократических странреально закрепляют, гарантируют и защищают многие из тех ценностей и идеалов,которые до недавнего времени считались социалистическими. Более точной ираспространенной в настоящее время является классификация конституций позакрепляемому в них политическому режиму на демократические, авторитарные итоталитарные. Опыт показал, что конституции авторитарного и тоталитарного типамогут иметь место, как в капиталистических странах, так и в странах, которыеранее именовались социалистическими, а также в развивающихся странах. Следует,правда, иметь здесь в виду, что содержание конституций стран авторитаризма итоталитаризма далеко не всегда адекватно отражает истинную суть ихполитического режима, ибо часто выполняет роль декоративной ширмы, призваннойскрыть за внешне демократическими конституционными формулировками ихантидемократическую сущность.
По способу, порядкупринятия конституции делятся на октроированные (т.е. дарованные сверху, чащевсего главой государства — монархом) и «народные» (т.е. принятые на референдумеили представительным органом — парламентом, учредительным или конституционнымсобранием). Сегодня к числу октроированных конституций, которых в мире осталосьсравнительно немного, относятся конституции Саудовской Аравии, Иордании,Кувейта, Катара, Лихтенштейна и некоторых других стран. Подавляющее большинствоконституций стран мира принимается иным, указанным «народным» путем.
Конституции могутклассифицироваться по времени их принятия. Тогда их условно подразделяют на«старые» (или «старого (первого) поколения», т.е. принятые до XX в. или даже доего середины, до второй мировой войны (например, конституции США, Бельгии, Швейцарии,Норвегии, Австрии, Австралии и др.), и «новые» (или «нового (второго)поколения»), т.е. принятые в послевоенный период (например, конституции Италии,Японии, ФРГ, Индии и др.). К числу вторых сегодня относят и десятки конституцийновых, освободившихся от колониализма государств, а также конституции России идругих самостоятельных государств, возникших в результате распада бывшего СССРи бывших Югославии и Чехословакии.
По порядку их изменения идополнения конституции делятся на «гибкие» и «жесткие». Первые изменяются идополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (например,Конституция Великобритании); а вторые — в более жестком, сложном порядке(например, голосованием, квалифицированным большинством или через референдум).Подавляющее большинство конституций стран мира носит «жесткий» характер (США,Россия, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Греция и др.). Более чем за 200 лет вКонституцию США было внесено лишь 27 поправок. К этому следует добавить, чтобывают и «смешанные» в этом отношении конституции, одни статьи которых вообщене подлежат изменению, другие — изменяются в жестком порядке, а третьи — вобычном порядке. По времени своего действия различают конституции постоянные ивременные.
Постоянные — это те,которые имеют формально неограниченный срок своего действия, а временные — те,которые принимаются на определенный срок. Постоянство указанных конституцийнельзя истолковывать как их неизменность. Опыт показывает, что постоянныеконституции могут неоднократно меняться (особенно в странах Латинской Америки),а временные (Ирак, ОАЭ) — действовать более четвертивека. Временные конституции особенно распространены в переходные периоды послегосударственных переворотов.
Списокиспользованной литературы
1. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1997
2. Конституционноеправо государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. (отв.ред. Д. А. Ковачев).— М.: Волтерс Клувер, 2005.
3. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. – 3-е изд., стер. – М.:«Ось-89», 2008. – 208 с.
4. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрист, 2006. – 669 с.