Форма территориального (государственного) устройства

Оглавление
Введение
1. Территориальное устройствогосударства
1.1 Унитарное государственноеустройство
1.2 Сложное государственное устройство
2. Федерация
2.1 Модели федерализма
3. Российская Федерация
3.1 Истоки федеративнойгосударственности России
3.2 Конституционная модельроссийского федерализма
3.3 Проблемы Российскогофедерализма
3.4 Четыре этапа российского федерализма
3.5 Россия — унитарная Федерация
4. Конфедерация
Заключение
Список использованных источников
Введение
Общепризнанно,что элементы составляющие государство, — это территория, население и публичнаявласть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Таккак без собственной территории не может быть государства. Формагосударственного устройства представляет собой внутреннее деление государствана составные части: административно-территориальные единицы, автономные,культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государствав целом и отдельных его частей.
Проблемаформ государственного устройства является традиционной для теории государства иправа. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое ипрактическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которыехарактерны как для государственного строительства в России, так и дляформирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы,касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешеннымии дискуссионными.
В даннойработе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства- унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Этовыделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственногоустройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становлениефедерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях онзарождался.
Отдельнобудет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самыхдискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать — какособую форму государственного устройства, либо как территориальную организациюсоюза государств.
1. Территориальное устройство государства
Впоследние годы само понятие «форма государственного устройства» подвергаетсякритике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, заменеболее адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературепонятию «государственное устройство» придавалось излишне широкоесодержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногдавключались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии)[1]. Поэтомув последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «территориально-политическоеустройство» государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированнойальтернативы по традиции сохраняется термин «государственное» устройство,но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде толькоустройство территории государства, соотношение государства как целого с егоосновными частями.
Внутреннееделение государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг сдругом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальноеустройство государства»[2]. В учебной и научнойлитературе прослеживается единство в характеристике этого термина. Насегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственногоустройства — унитарная (простая) и сложная. [3] За основу типологизации формыгосударственного устройства здесь берут критерий «простоты». Примитивностьи алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутсяспоры. В частности, современные учёные третьей формой государственногоустройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союзгосударств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, этопонятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Такжев классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния.Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо датьхарактеристику традиционным, классическим формам государственного устройства. [4]1.1 Унитарное государственное устройство
Унитарноегосударство — это единое цельное государство, состоящее изадминистративно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органамвласти и признаками государственности не обладают.
Унитарнаяформа государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют еес различных аспектов. На территории унитарного государства действует однаконституция, единая система законодательства, одно гражданство. В немфункционирует единая денежная система, проводится обязательная для всехадминистративно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарноегосударство предполагает единые, общие для всей страны представительные,исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководствосоответствующими органами местного самоуправления или органами управления наместах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладаютгосударственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинскихформирований, законодательных органов и других атрибутов государственности[5].
Территорияунитарного государства состоит из определённых частей, которые принятоименовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделенияможет быть различным: экономическая целесообразность, исторические,географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная властьопределяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.
Управлениеадминистративно-территориальными единицами может осуществляться, какцентрализованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е.на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьмаподвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросыгосударственного значения решаются не на местах, а «в центре»[6].
Формаунитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов вруках «центра», она может способствовать ускорению экономического икультурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях вряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы вунитарные[7].
Всовременном мире простые (моноструктурные) государственные образованияпредставляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами,сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу такихгосударств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие«государства-карлики») [8].
1.2 Сложное государственное устройство
Сложноегосударство предполагает существование государства, включающего в себя другиегосударственные образования. В типологии сложных государств, принято выделятьтакие классы, как протекторат и уния.
Протекторат- это международный договор, по которому одно государство обязывается оказыватьдругому покровительство. А именно: осуществлять его представительство вовнешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическуюи культурную помощь.
Под униейпонимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различаютконфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальнойи персональной унии, фузии, инкорпорации и империи[9].
Внастоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальноеустройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения,представляются федерация и конфедерация.
2. Федерация
Федеративнуюформу государственного устройства называют «сложной», посколькуфедерация представляет собой союзное государство, части которого обладаютпризнаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html- _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственноеустройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых,разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративногоустройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты,характерные для большинства из них:
территорияфедерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,земель, республик и т.п.;
верховнаязаконодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральнымгосударственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектамиразграничивается союзной (федеральной) конституцией;
субъектыфедерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не можетпротиворечить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные исудебные органы;
существуетединое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
основнаяобщегосударственная деятельность осуществляется союзными государственнымиорганами, которые официально представляют федерацию в межгосударственныхотношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)
одна изпалат парламента представляет интересы субъектов федерации
какправило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут водностороннем порядке выйти из федерации[10].
Федерацииобразуются либо в результате договора между независимыми государствами,осознавшими необходимость государственного объединениядля совместной реализации своих общих интересов и превращающимися всубъекты федерации, либо вследствие присоединения кгосударству территорий с сохранением их определенной государственнойобособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальныхединиц высшего уровня и приобретения ими государство-подобныхчерт.
Государственныеобразования, входящие в состав федерации, считаются субъектами федерации. Этимподчеркивается производность суверенитета федерации от суверенитетовгосударственных образований. Это верно лишь отчасти. Формирование федеративногогосударства можно представить в виде логической схемы суммированиясуверенитетов, которые субъекты добровольно передали «центру». Однако,суверенитет в государстве неделим, т.е. он не может быть одновременно и у«центра» и у частей государства.Т.о. если составные части передалисвой суверенитет «центру», то у передавших его больше нет. Поэтому вфедеративном государстве на всей его территории действуют федеральные законы. [11]2.1 Модели федерализма
Этимологическив основе понятия «федерация» лежит латинское «feod-eration» — чем-то созвучное со словом «союз». Вгосударственно-правовом аспекте под «федерацией» следует пониматьсоединение нескольких государств или территориальных образований в интересахдостижения общей цели с помощью федеральной власти. Каждому отдельномугосударству присущи свойственные только ему особенности регулированияфедеративных отношений, в зависимости от ряда факторов, включая, политические,экономические, социальные, правовые, что позволяет классифицировать их вопределённые группы — модели федерализма. Исходя из правовой регламентации,выделяются: «конституционная модель», «регламентарная модель»,«традиционная модель». [12]
«Конституционныйфедерализм» считается наиболее демократической формой государственногоустройства, обеспечивающий гарантии прав и свобод человека и гражданина на всейтерритории государства. Классическим государством такого типа является США.
«Регламентарнаямодель» отличается, прежде всего, статусом регламентирующегоправоотношения центра и его составных частей. Основными принципами «регламентарногофедерализма» являются добровольность объединения государств игосударственных образований и все остальные признаки, относящиеся к понятиюфедерация.
Отличительнойособенностью «традиционного федерализма» является порядок образованиягосударства снизу, по инициативе субъектов, добровольно слагающих с себя статуссуверенитета взамен на суверенность[13].
3. Российская Федерация
Россия — государствос федеративным устройством. В состав Российской Федерации входит 83равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Федеративномуустройству РФ посвящена третья глава Конституции. Там же определено, чтофедеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единствесистемы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочиймежду федеральными органами государственной власти и органами государственнойвласти её субъектов, а также на равноправии субъектов РФ.
Системаорганов государственной власти субъектов Федерации определяется общимипринципами, устанавливаемыми Федерацией в Конституции. В каждом регионе имеетсязаконодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) иисполнительный орган (правительство). Во многих существует также должностьвысшего должностного лица (губернатор), которые наделяются полномочиямизаконодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента имогут занимать свой пост неограниченное число раз.
Россиятакже подразделяются на 8 федеральных округов, в каждом из них работаетполномочный представитель президента. Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальноеделение. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы игорода республиканского (областного, краевого) значения. [14]
По всемпризнакам Россия является федеративным государством, но на сегодняшний деньмногие эксперты беспокоятся, как об обеспечении единства федеративногоустройства, так и о «выживания» самого федерализма нашего государства.3.1 Истоки федеративной государственности России
Дляглубокого и всестороннего исследования и понимания современных проблем итенденций развития Российской Федерации нельзя обойтись без знания её прошлого,процесса её возникновения и развития.
Внастоящее время ведутся споры об исторических корнях российского федерализма. Часто,исследователи усматривают федералистские тенденции в период образованиягосударства в процессе объединения княжеств, земель царств. Эта точка зрения заслуживаетвнимания, но отличается высокой степенью гипотетичности и требуетдополнительных историко-правовых изысканий. [15] Процесс образования государствана Руси шёл разными путями: добровольные союзы, спасительные присоединения, небыли исключены и завоевательные походы. Так постепенно Россия превратилась всильное унитарное государство, федерализм в официальных кругах царской Россииникогда не поддерживался и не признавался.
Россиябыла унитарным государством 1055 лет, т.е. с момента образования государства в862 году и до провозглашения её федерацией в 1917. [16] Заэто время был накоплен богатейший опыт построения унитарного государства,собрана практика построения децентрализованного государственного управления,которая гармонично учитывала исторические, экономические, культурные,национальные традиции различных территорий страны. [17]Система управления страной учитывала особенности положения различных регионов. Применялисьразличные правовые, управленческие, организационные методы и формы правления. Благодаряэтому Россия сохраняла стабильное существование в течении длительного периода. Ноуже тогда можно было увидеть некоторые элементы асимметрии, наличии различныхвариантов определения статуса территорий, входящих в империю.
Идеи российскогофедерализма начали формироваться с XIX века, вобстановке самодержавной целостности. Появилось множество публикаций попроблемам автономии и федерации. Стоит отметить, что значительная частьбольшевиков были сторонниками унитарного государства. В.И. Ленин первоначальнонегативно высказывался о федеративной форме государственного устройства. Россиярасполагала всеми объективными условиями для децентрализации в формефедеративного устройства. Так, западные наблюдатели отмечали, что «никакаяконституция, даже самая замечательная, не решит проблемы, порождённыминеобъятными размерами России и сложным демографическим составом её населения».[18] Этиусловия существовали и в период самодержавия в России, но власть царя ихнейтрализовала. Однако для их претворения в жизнь достаточно было назреваниякритической политической ситуации, подъёма крестьянских масс, то естьвозникновения революционной ситуации. [19]
1917 — январь 1918 года — переломный период, революция позволяет проявитьсяфедеративным тенденциям. Коренным образом изменился весь политико-правовойуклад России, включая и муниципальные органы власти. В сложившейся кризиснойситуации взгляды большевиков относительно федерации изменились. Они понималиневозможность сохранения России как унитарного государства. И в январе 1918года в Декларации прав трудящегося и эксплуатированного народа, принятой на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских икрестьянских депутатов, Россия впервые была провозглашена федерацией. Позднее,норма о государственном устройстве РСФСР в той же редакции вошла в первуюсоветскую Конституцию. [20] Данная Конституция впервыеопределяла основы устройства общества на конституционном уровне, носилаоткрытый классовый характер. Однако, закрепляя положения о федеративномустройстве России, в Конституции фактически отсутствовали субъекты федерации. Дальнейшееразвитие федеративных отношений характеризовалось тем, что центральная власть,по воле правящей партии самостоятельно создавала автономии. Таким образом, федеративнаяреспублика у нас не возникала, а делалась. Всё решалось правящей «верхушкой»,и демократического самоопределения населения тех или иных территорий нетребовалось. На протяжении более чем двадцати лет происходили изменения ипреобразования республик, автономий. Руководство мало задумывалось овыстраивании национальной политики. Большевики обрекли государство на «вечнопроблемный» национальный вопрос, в любой момент ослабления власти готовыйвзорваться волной сепаратистских движений. [21]
Такбольшевикам удалось создать уникальную государственную, правовую конструкцию,не имевшую аналогов в истории. Специфические черты «федеративной системы»созданной в РСФСР, заключаются в следующем: провозглашение фактическиунитарного государства федерацией; субъекты федерации выделялись на территориигосударства по решению партийного руководства; многообразие форм автономий,фактический статус которых различался лишь в их наименовании; неоднородноефедеративное устройство государства. Существовали территории, не входившие вавтономии, соответственно не являвшиеся субъектами федерации. Эта частьгосударства была основана на принципах обычного унитарного государства.
Следующийэтап становления государственности связан с созданием нового союзногогосударства. Параллельно с возникновением РСФСР в 1918 году, на территориибывшей Российской империи возникли формально независимые государственные образованиясоветского типа на Украине, в Белоруссии, Азербайджане и др. Большевикам тогдаудалось собрать большую часть территорий Российской империи в единоегосударство.30 декабря 1922 года на съезде Советов было провозглашенообразование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Были принятысоответствующие декларации и Договор об образовании союзного государства. Противоречиваяконструкция «федерализма» созданная в государстве, требовалатеоретического осмысления. Была пересмотрена теоретическая база федерализма. Тогдабыли заложены основные теоретические расхождения, которые проявляются и сейчас.Многие термины и определения расходятся с западными представлениями о данныхявлениях. Советская наука находилась под идеологическим контролем, поэтому адекватногопредставления о существующем государственном устройстве быть и не могло. Впринципе, всем конституциям советского типа был присущ фиктивный характер. Онипровозглашали принципы, которых фактически не существовало. В Советскомгосударстве был деспотический принцип власти, говорить о существованиифедеративных отношений не приходится. Но государство становилось слишкомсложным по своей территориальной структуре, и поэтому жёсткая централизация вуправлении тормозила развитие общества.
Кризисгосударственности подтолкнул руководство страны к активным действиям. Всередине 80-х годов по инициативе партийно-государственного руководстваначалось обновление экономических основ и политического устройства. РаспадСоветского Союза был вызван многими факторами, в том числе и стремлениемсоюзных республик к национальной государственности. Первым шагом к этому былопринятие 12 июля 1990 года Декларации о суверенитете РСФСР. Россия пересталабыть частью другого федеративного государства. Декларация вместе с последовавшимпризывом «брать столько суверенитета, сколько сумеет проглотить» подтолкнуланекоторых лидеров регионов к необоснованным притязаниям на полную независимостьот центральной государственной власти. [22] Этот процесс, дополненныйсистемой отдельных договоров центра с регионами, в которых они «выбивали»себе дополнительные привилегии, прежде всего экономические, постепенно сталвести Россию к фактической угрозе ползучей конфедерации страны, чреватой еёраспадом, разрушающей целостность Российского государства. [23]
Далеепоследовала немедленная реконструкция унитарной формы государственности ипопытки сохранить целостность государства. Единственным выходом из опаснойситуации было преобразование российской государственности на основе реальногофедерализма. Попыткой приостановить распад страны было подписание 31 марта 1992года Федеративного договора, признающего суверенитет республик в составе России.Договор также закреплял статус субъектов Федерации. Таким образом, сферафедеративных отношений распространилась на всей территории государства. Радикальноне изменив своего национально-государственного устройства, Россия перестроиласьна создание реальных федеративных отношений. Договор в какой-то степени снизилвнутриполитическое напряжение в стране, однако и закрепил неравноправноеположение субъектов Федерации. [24]
3.2 Конституционная модель российского федерализма
Важнейшеезначение имело принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РоссийскойФедерации. Вопреки всем скептическим высказываниям она выжила, и вот уже 17 летРоссия живёт по её нормам, постепенно реализую заложенные в ней идеи. Россияопределена там, как «федеративное государство» (ч.1 ст.1 КРФ). Сегодняуже можно утверждать, что именно оформление конституционной федерации оказалосьв 1990-1993 годах единственным спасением от исчезновения государства.
Рассмотреввыше, политические и исторические условия, в которых зарождалась действующаясейчас Конституция, мы можем адекватно воспринимать модели федеративныхотношений, зафиксированных там. Она полно и последовательно зафиксировалаизменения, произошедшие в государстве, закрепила новые качества федеративногоустройства. Конституционное оформление получили основные принципы классическогофедерализма.
Конституция1993 года фактически установила, что Россия — это конституционная симметричнаяфедерация, состоящая из 83 (изначально было 89) юридически равноправных субъектов,образованная по общегражданскому территориальному принципу, но со значительнойэтнической составляющей. В основе лежат запреты выхода из состава РФ; одностороннегоизменения статуса субъектов; запрет преобразования административных границ вгосударственные; недемократических форм правления в субъектах; нарушениеверховенства федеральной Конституции и законов. Стоит отметить, что вКонституции РФ отсутствует характеристика субъектов Федерации как «суверенных»,что в своё время вызывало недовольство республик в составе РФ. [25]
3.3 Проблемы Российского федерализма
Россияполучила свой федерализм «сверху» как продукт договорённостиполитических элит страны. [26] Но всё же, в обозримомбудущем именно федеративное устройство российской государственности, егосовершенствование должны стать приоритетом государственно-политическогоразвития страны. [27]
Территориальныйфактор можно определить как зависимость управляемого государства от размера еготерритории. Чем больше территория государства, тем сложнее оно управляется изединого центра.
О.Е. Кутафинуказывает на то, что при федерализме «открывается больше возможностей дляустройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересыодного региона не приносятся в жертву других. В результате образуютсямногочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, ивместо единообразия создаётся единство в многообразии, что и составляет высшуюцель общественного развития». [28] Но нельзя не заметить, что напрактике образование «многочисленных центров» приводит к конкурентнойборьбе между ними, в частности посредством реализации прав, связанных с разнымстатусом субъектов федерации. Равноправие субъектов Российской Федерации — принципфедеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней КонституцииРоссийской Федерации. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправиевсех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется: в равенствеих прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленныхравных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченнойкомпетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всехсубъектов в Совете Федерации. Нынешняя Конституция Российской Федерации, закрепивпринцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества,утверждающие его. В Федеративном договоре 1992 г. и в тексте прежнего Основногозакона имелись различия в компетенции субъектов, в частности предоставлялисьбольшие права республикам; теперь это устранено. В то же время имеются различияв государственной организации субъектов Федерации. Среди них есть республики,обладающие признаками государства, и государственно-территориальныеобразования, не имеющие, например, своих конституций, высших органовгосударства, что, однако, не влияет на их равное положение в Федерации. Естественныи фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численностинаселения, размерах территории, географическом положении и т.д. [29]
Безусловно,нельзя игнорировать и национальные моменты. Уникальность и своеобразиеРоссийской Федерации состоят в сочетании в себе национального итерриториального начала. Но на территории любого субъекта федерации сейчаспроживает много национальностей. Поэтому одной из актуальных проблем являетсяобеспечение единства федеративного государства в сочетании национального итерриториального факторов.
Почемуодна нация находится под особой защитой и гарантией со стороны государства, адругие нации попадают под общие условия защиты и реализации своих прав? Принципзащиты национальных меньшинств нельзя противопоставлять другим конституционнымпринципам государственного устройства РФ, его нельзя отрицать, но нельзя иабсолютизировать. Политика страны не должна идти по пути национальнойобособленности и размежевания, усиливая эту тенденцию внеконституционнымипроцессами наделения территорий особым статусом. Многие положения характеризуютне столько особый правовой статус административно-территориальных единиц,сколько перечень мер идеологического плана.
Складывающеесянационально-государственное устройство является механизмом, обеспечивающим«возмещение неравенства», которое на практике означает не что иное,как перераспределение общегосударственных ресурсов и средств в пользу малыхнародов за счёт больших. [30]
Проблемаопределения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболеесложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладатьнеограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этимиполномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не можетносить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы всуществовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями длязащиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время, они не хотят утратитьсвою самостоятельность и обладать правом решать лишь второстепенные вопросыжизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации,заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенциигосударственных органов федерации и ее субъектов.
Федерализмв его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеямсамоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересамрегионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализмоснован на демократических принципах, на устоях правового государства, если ондействительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства:общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свободапередвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достиженияминауки, образования, культуры. Важно однако, постоянно помнить, что достоинствафедерализма проявляются не автоматически.
Оченьважно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных вКонституции 1993 г. сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью иподвижностью применяемых форм и методов. С од-
нойстороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии,препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельностицентра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасныхпереходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметьдостаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму.[31]3.4 Четыре этапа российского федерализма
За 17 летконституционного развития России с федерализмом произошли довольно серьёзныеметаморфозы. Можно выделить четыре этапа этой трансформации.
Первыйэтап (1993 — 1995 гг.), можно назвать «стихийным». Это выражалось,прежде всего, в том, что «развитие федеративных отношений в основномзависело от сиюминутных политических интересов президента». [32] Приэтом центр не вполне руководил происходящими процессами. На этом фонепроисходило принятие региональных конституций, уставов и законодательства, неучитывавших положений федеральной Конституции и законов.
Второйэтап (1996 — 1999 гг.) — федерализм «направляемый». Центр по-прежнемуслаб, но уже обретает какой-то контроль над ситуацией. Преимущественно этопроисходит за счёт уступок требованиям региональных властей и перераспределенияполномочий в пользу регионов. В этот период становится очевидным, что какминимум 50 конституций и уставов противоречит федеральной Конституции. Начинаетсяревизия нормативной базы, в том числе с участием Конституционного Суда РФ.
Третийэтап (2000 — 2003 гг.) — так называемая федеративная революция В.В. Путина. Врамках его программы были предприняты такие основные меры, как:
созданиефедеральных округов и института полномочных представителей Президента в них;
изменениепорядка формирования Совета Федерации;
отказ отдоговоров между федеральным центром и субъектами;
приведениеконституций и законодательства субъектов в полное соответствие с федеральнойКонституцией и законами.
Стоитотметить, что регионы в целом не противились против путинского курса, понимаянеобходимость и неизбежность централизации.
Четвёртыйэтап. В 2004 году фактически начался переход к административному федерализму. Наиболеесущественными моментами здесь явились: отказ от прямых выборов глав субъектов; сужениесферы полномочий регионов. Если исходить из того, что показателем федерализмадолжен быть достигнутый уровень децетрализации, дела у нас идут плохо. Спасениероссийского федерализма — это мобилизация регионов для проведенияпреобразований «снизу вверх». Сегодня в России лишь существующаянеоднородность служат спасением от трансформации федерализма реального в «административный».[33]
3.5 Россия — унитарная Федерация
Дляистории европейского федерализма такой вопрос не стоит. Ещё в 1962 годунемецким правоведом Конрадом Хессе ФРГ была охарактеризована, как «унитарнаяфедерация». Такой вывод связывался с возрастанием инициативы и влиянияФедерации в сфере законодательной, исполнительной и судебной властей. Немецкиесубъекты регулировали лишь вопросы культуры, местной полиции и право общин. РоссийскаяФедерация в отдельных аспектах ещё более унитарна, чем ФРГ. В России отношениямежду центром и субъектами продолжают строиться на жёсткой, централизованнойоснове. В первую очередь, унитаризация проявляется в сфере законодательства. Законодательнаякомпетенция концентрируется в руках федерального центра. И на этом основаниифедеральный центр в состоянии самостоятельно осуществлять законодательство повсем вопросам совместного ведения. Вторым признаком унитаризации РоссийскойФедерации служит существование иерархически организованной вертикали власти,как исполнительной, так и законодательной. Президенту РФ предоставлено правовыносить предупреждения законодательным органам власти субъектов федерации. А висключительных случаях внести в государственную думу проект о роспуске того илииного представительного органа субъекта федерации. Третьим признакомунитаризации РФ является сокращение договорной практики разграничениякомпетенций между Федерацией и её субъектами. Действует приоритет положенийКонституции РФ перед положениями вышеназванных договоров. Таким образом,федеральному центру фактически предоставлена возможность в одностороннемпорядке отказаться от исполнения положений договоров, заключаемых с субъектамифедерации. [34]
4. Конфедерация
Традиционноконфедерацию рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой,что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальнойорганизации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция квыделению из формы государственного устройства форм международных объединенийгосударств. Необходимо подчеркнуть, что когда речь идет о формегосударственного устройства, всегда рассматривается организация власти потерритории именного государства, а не иного образования. Традиционный взгляд наконфедерацию и иные формы объединений государств как на формы государственногоустройства основан на том, что в теории государства четко не определено местоподобным образованиям, поэтому их рассматривают в рамках сходного с нимиинститута. Существуют сторонники точки зрения, согласно которой формугосударственного устройства следует рассматривать в широком смысле, тогда можнополноправно включать в это понятие и территориальное устройство союзовгосударств. Представляется, что такой подход содержит в себе внутреннеепротиворечие. Если в рамках формы государственного устройства рассматриватьустройство объединений государств, то мы должны будем прийти к выводу, чтогосударство и объединение государств — это практически идентичные понятия, иэто сходство позволяет нам рассматривать территориальное устройство тех идругих в рамках одного института. Однако, как известно, государство имеетпризнаки, которые отличают его от всех иных образований.
Однако намеждународной арене выступают не только государства, но и иные субъекты — различные государственные объедения. В теории международного права они получилиназвание — международные организации. В доктрине международного праварезюмируется наличие определенного понятия «международная организация»или по меньшей мере наличие определенных признаков, достаточно адекватно еехарактеризующих. И в доктрине международного права, и в международно-правовыхдоговорах, выделяются признаки международной организации. Во-первых, это должнабыть постоянно действующая межгосударственная организация. Причем должны бытьсоблюдены три основных требования для ее учреждения: а) учреждение организациив соответствии с международным соглашением; б) наличие у нее как минимум одногооргана управления; в) учреждение организации в соответствии с нормамимеждународного права. Во-вторых, должно существовать разграничение законныхполномочий и целей между организацией и ее государствами-членами. В-третьих,международная организация должна обладать законными полномочиями,осуществляемыми на международном уровне. В-четвертых, она основана на принципесуверенного равенства государств-членов, при этом членство в организацииподчинено определенным правилам, характеризующим участие государств вдеятельности ее органов и представительство государств при организации. В-пятых,международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающиеее нормальную деятельность.
Кормемеждународных организаций существуют объединения государств, которые имеют инуюправовую природу и которые ранее определяются через термин — конфедерация. Такиеобъединения находятся как бы в промежуточном состоянии — это уже немеждународные организации, но еще и не государства, т.е. этомеждународно-правовые объединения, в которых появляются зачаткигосударственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение,объединение государств характеризуются тем, что создано и действует наосновании международного договора, государства сохраняют независимый статус,суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так же тем,что решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органовгосударств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединениеобладает признаками национальности. В общие войсковые формирования государстводобровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а самовоинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединениягосударств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковойсчитается сумма территорий государств-участников. Однако при этомпросматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящихорганов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образованиеобщих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисленияденежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможноехождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесениепринципиального решения о равной защите интересов граждан на территориигосударств-членов, а также введение института гражданства.
Всовременной теории государства и права нет определения понятия «объединениегосударств». В науке достаточно подробно исследуются проблемыпроисхождения государств, его формы, функции, механизм, которые со своихпозиций затрагивают вопросы межгосударственного объединения. Многие аспектыобъединения государств отражены в международном публичном праве, однако здесьони изучаются, как правило, с позиции международных организаций.
Используяметод сравнительного анализа и опираясь на существующие научные позиции,имеющие отношение к межгосударственным объединениям, можно дать определениепонятию «объединение государств» как государственному образованию,созданному на основе интеграции самостоятельных государств для достиженияопределенных целей, сочетающему в себе признаки международного объединения игосударственности.
Такимобразом, при характеристике формы государственного устройства, необходиморазличать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их сформами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано,государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. Втеории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда нерассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как отерриториальной организации государств, образующих союз при определении формыгосударственного устройства. В настоящее время в литературе некоторыеисследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений кактретью, переходную форму государственного устройства наряду с институтамиунитарного и федеративного государства, обозначив, таким образом, местообъединений государств в теории государства и права. Представляется, чторассматривать вопрос о формах межгосударственных объединений необходимоотдельно от института формы государственного устройства. [35]
Конфедерация — это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихсядля удовлетворения определенных общих интересов и целей политического,экономического или оборонного характера. Конфедерации, как правило, носятвременный характер.
Дляосуществления совместных дел в конфедерациях формируются некоторые общиеорганы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие ихсогласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет,свою систему государственной власти, свое законодательство и свое гражданство.
Заключение
Подводяитоги можно сказать — исторически сложились две «классические» формыгосударственного устройства: унитарное государство и федеративное государство (федерация).Конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством,союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких — либоконкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическоеобъединение и т.д.).
Какправило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, гдебольшинство населения является представителем одной нации. Также унитарнаяформа государственного устройства характерна государствам с монархическойформой правления. Исторически унитарная форма государственного устройствасложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключениягосударственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственногоустройства.
В нашевремя, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но этоявление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарнаяформа характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема спомощью обычных административных методов), однонациональных (из — за отсутствиянеобходимости осуществления права каждого народа на самоопределение исамостоятельное государственное строительство), а также для монархическихгосударств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика,Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройствахарактерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой — либофедерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации являетсягосударством с унитарной формой правления.
Федеративноегосударство. Это союзное государство, части которого обладают государственнымсуверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Этичасти принято именовать субъектами федерации. Они обладают своимзаконодательством, особой судебной системой, самостоятельными органамиуправления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют такжеобщефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционированиефедеративного государства как единого целого.
Сейчасэта форма государственного устройства характерна в основном для крупных исредних по территории демократических государств, особенно многонациональных,где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлениигосударственности в рамках федерации (Российская Федерация). Главное различиемежду обеими формами (федерация и унитаризм), заключается в том, что приунитарной форме территория государства состоит из политико-административных илиадминистративных единиц, тогда как при федеративной форме высшиетерриториальные единицы представляют собой государственно-подобные образованияили даже государства — субъекты федерации. Соответственно для федеративнойформы, характерно конституционно установленное разграничение компетенции междуфедерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарномгосударстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само ихсуществование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можносказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.
И наконец- конфедерация. Она не является формой государства, так как ни одно изгосударств, входящих в конфедерацию, не утрачивает своего суверенитета; частиконфедерации не только обладают своими органами власти и управления, нозачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. Конфедерациявозникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких — либо общественныхцелей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешнейили внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.).Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всегосоздаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
Историческиэта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась ивстречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственногоустройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше.
Однакосуществует мнение, что конфедерация может стать со временем весьмараспространенным явлением.
Следуеттакже указать на юридическое различие между федерациейи конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация — это форматерриториального устройства государства, а конфедерация — формамежгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Новыявить это различие практически тоже не всегда просто. Конфедерация, как ифедерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховногосуда, однако юридическая специфика заключается в том,что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительнойвласти, не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации)их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать,то есть отклонять.
Список использованных источников
1. КонституцияРоссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.: в ред. федер.конституц. Законов от 30.12.2008. № 6-ФКЗ: от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Рос. газ. — 2008. — №7. — 21янв.
2. Бурбина Ю.В.Истоки федеративной государственности России // История государства и права. — 2009. — № 4. — С.7 — 10.
3. Зуйков А.В.Размышления о российском федерализме // Государственная власть и местноесамоуправление. — 2008. — № 12. — С.21 — 25.
4. Иванов В.В.Вопросы теории государственного устройства // Журнал Российского права. — 2002.- № 1. — С.91 — 100.
5. ИсторияРоссии. Мультимедиа-учебник [Электронный ресурс]. — Электрон ст. — Режимдоступа к ст.: www.history.ru/index. php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=1422&story=1192
6. Кетов Ю.М.Проблемы федеративного устройства государства // Конституционное муниципальноеправо. — 2005. — № 9. — С. 19 — 24.
7. Козлова, Е.И.Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. — 4-е издание. — М.:Проспект, 2010. — 608 с.
8. Крылова Е.Г.Федерализм как демократическая территориальная организация правовогогосударства // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 16. — С.14 — 21.
9. Лоханская,О.С. Объединения государств: общетеоретические и международные вопросы [Электронныйресурс] / О.С. Николаева. — Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621. htm
10. Макаров А.В.Сочетание национального и территориального факторов при обеспечении единствафедеративного государства. / А.В. Макаров, В.В. Бессонова // Государственнаявласть и местное самоуправление. — 2009. — № 6. — С.18 — 22.
11. МальсаговМ.А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития // Историягосударства и права. — 2007. — № 6. — С. 19 — 26.
12. ПастуховаН.Б. Об особенностях становления и развития государственного суверенитетасовременной России // Государство и право. — 2007. — № 8. — С.89 — 94.
13. Ромашов Р.А.Проблемы структурирования и функционирования системы современного российскогозаконодательства в контексте федерализма / Р.А. Макаров, С.Л. Сергевнин // Правоведение.- 2005. — № 3. — С.4 — 12.
14. Россия [Электронныйресурс] / Википедия. — Электрон ст. — Режим доступа к ст.: www.Wikipedia.org/wiki/%DO%BE%D1%8F
15. Саква Р. Российскийрегионализм, выработка политического курса и государственное развитие // Конституционноеправо: восточноевропейское обозрение. — 1999. — № 4. — С.98 — 106.
16. Саленко А.В.Россия — унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. — 2001.- № 2. — С.63 — 72.
17. Сапельников,А.Б. Теория государства и права / А.Б. Сапельников, И.Л. Честнов. — уч. Дляюридических высших учебных заведений. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. — 279 с.
18. Семитко А.П.Актуальные вопросы современной российской государственности и политико-правовойсистемы // Вестник ГУ. Серия Право. — 2005. — № 4. С.84 — 98.
19. Симонян Г.Р.Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельностифедеральных органов государственной власти // Журнал российского права. — 2006.- № 3. — С.27 — 39.
20. СолодухинЮ. Конституционные основы российского федерализма: неразрешимые проблемы // Свободнаямысль. — 2006. — № 6. — С.32 — 40.
21. Спиридонов,Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов; М.: «Фирма Гардарика»,1996. — 304 с.
22. Уокер Э. Формированиевзаимоотношений центра и регионов новой России // Конституционное право: восточноевропейскоеобозрение. — 1995. — № 1. С.6 — 19.
23. Чиркин, В.Е.Государствоведение / В.Е. Чиркин. — учебник; М.: Юристъ, 1999. — 400 с.