Формальные грамматические средства

Е. В. Клобуков
Формальныеграмматические средства бывают двух типов: парадигматические исинтагматические. Парадигма слова — это совокупность всех грамматическихразновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовыватьпарадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменениеотсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (например, служебныеслова у, но, лишь). У таких слов нулевая парадигма. Но у большинства словрусского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительнаяпарадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, школу,школой, (о) школе; школы, школ, школам, школы, школами, (о) школах.
Словоформыбывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные).Синтетические словоформы состоят из основы слова и словоизменительных аффиксов- окончаний (флексии) и формообразующих суффиксов (см. разд. «Морфемика»):дом-∅ (нулевоеокончание), школ-а, чита-л-и (формообразующий суффикс -л и окончание -и),бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.
В образованиианалитических словоформ участвуют вспомогательные слова, играющие ту же роль,что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ. Например,прибавлением форм будущего времени вспомогательного глагола быть к инфинитивуглаголов несовершенного вида (читать, бежать и др.) образуется аналитическаяформа будущего времени: буду читать, буду бежать. Иногда в парадигме словаимеются и синтетические, и аналитические словоформы: сильнейший и самыйсильный, теплее и более тёплый. В парадигмах имен существительных, именчислительных и местоимений — только синтетические словоформы; для именприлагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны каксинтетические, так и аналитические словоформы.
Для морфологиисловоизменение всегда было основным объектом изучения, потому чтословоизменительные средства — окончания и формообразующие суффиксы в составесинтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитическихсловоформ — являются эффективными средствами выражения грамматических значений.Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик — ученики,журнал — журналы выражаются значения единственного ~ множественного числа; впротивопоставлении словоформ решал — решаю — буду решать выражаются временныезначения. Окончания, формообразующие суффиксы и вспомогательные слова относятсяк парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова(поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова).Кроме основных парадигматических средств имеются и дополнительные, нередкосопутствующие этим основным средствам выражения грамматического значения: 1)чередования (альтернации) фонем в основе: бегу — бежишь, сон — сна (беглыйгласный); 2) наращение, усечение или чередование суффиксов в основе: брат — братья (брат-j-a), крестьянин — крестьяне, давать — даю, танцевать — танцую; 3)супплетивизм-чередование корней: иду — шёл, человек — люди; 4) ударение:дéрево — дерéвья, была — были.
Грамматическиезначения слов выражаются не только парадигматически, но также и всловосочетании, т.е. синтагматически. Например, в словосочетаниях новая книга,новые книги значение числа выражено не только окончаниями именисуществительного, но также и окончаниями согласующегося с этим существительнымимени прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средствавыражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когдапарадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют,единственным средством становится грамматическая синтагматика (сочетаемость)слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний,т. е. является «несклоняемым» (пальто, ТЭЦ и др.), грамматическоезначение числа может быть выражено лишь «за пределами» самогосуществительного, в согласующихся формах прилагательного: новое/новые пальто,мощная/мощные ТЭЦ. Эти примеры показывают, что и морфология как грамматическоеучение о слове должна учитывать все средства выражения грамматических значений- как парадигматические, так и синтагматические. Иногда следует принимать вовнимание также порядок слов в предложении; ср. разные падежные значения у словмать, дочь в предложениях Мать любит дочь; Дочь любит мать.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта rusjaz.da.ru/