Формирование цены и объема производства при монополистической конкуренции

Министерствосельского хозяйства и продовольствия рф
Уральская государственная
Сельскохозяйственная академия
 Контрольная работа По экономической теории
Тема: Формированиецены и объема производства при монополистической конкуренции
 2010

Содержание
 
Введение
1. Монополистическая конкуренция
1.1 Общая характеристика
1.2 Особенности рынка монополистической конкуренции
2. Определение цены и объёма производства в условиях монополистическойконкуренции
2.1 Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы
2.2 Равновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах
3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность
Заключение
Список используемых источников
конкуренциямонополия экономический эффективность
Введение
Совершенная конкуренция имонополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существоватьи промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируютсяединственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходятмногократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильныхсоперников.
Исследование и использование модели монополистическойконкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенныйуспех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
20-е годы ХХ столетия во многихотношениях были переломными, так как именно тогда само существование рыночной экономикибыло поставлено под вопрос. В Америке, Европе и Японии быстрыми темпами шел процессконцентрации капитала и роста монополий, от военного времени сохранилась тенденцияглубокого государственного вмешательства в экономику. В послереволюционной Россиицентрализованное планирование стало всеохватывающим. Казалось, свободный рынок закончилсвое существование, а при выборе между государством частных монополий и государственноймонополией экономические преимущества отдавались последней как более рациональнойи контролируемой.
Кризисная ситуация заставилазападных экономистов заново обратиться к анализу базиса рыночного механизма, и преждевсего «чистой», т.е. совершенной конкуренции. Модель совершенной конкуренции,которую использовали неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьмаусловных теоретических предпосылок. Предполагалось, в частности, что экономика являетсяабсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшиепрепятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономическойвласти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представителизападной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтомууже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияниемонополий на структуру рынка.
Значительный вклад в развитиепредставлений о том, что совершенная конкуренция не отражает реальность, внес Чемберлен.Он рассмотрел монополию и конкуренцию, как предельные случаи более общей теории,которые не являются закономерными. Эту теорию он назвал – «монополистическая конкуренция».
Данная работа посвящена рассмотрениюименно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Рассмотрениечистой конкуренции и чистой монополии предваряют анализ монополистической конкуренции,так как именно они служат отправной точкой, исходным пунктом для оценки главногопредмета этой работы.
1.Монополистическая конкуренция 1.1 Общая характеристика
Монополистическую конкуренцию можно определить как особуюрыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает нарынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну иликакому-либо другому признаку. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистическойконкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например,к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцыкроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовкидругих фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупательвсегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То жеотносится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарстви т.д. Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм. Естественно,в этом случае отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции,а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм вотрасли таково, что каждая фирма столь независима, что может не обращать особоговнимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения.
 
1.2 Основные черты рынкамонополистической конкуренции
Как писалось выше рынокмонополистической конкуренции, предполагает наличие черт и монополии и конкуренции.Т.е. это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии.
На практике это означаетследующее:
· Товарыфирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмычем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основыватьсяне только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны сего обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка,более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя,наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не толькоцена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупкитовара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
· Входв отрасль при монополистической конкуренции/> относительно свободен,поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящемуконкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существуетравновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительныесредства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером.
· Доступк рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточнолегко, так как цена устанавливается относительно свободно.
· Ценаи объем производства в условиях монополистической конкуренции. Если в условиях совершеннойконкуренции/> кривая спроса/> параллельна осиабсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательныйнаклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции,но более эластична, чем у чистой монополии.
· Отрицательныйнаклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производитсяменьше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска,максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципаравенства предельного дохода и предельных издержек.
· Ситуацияво многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос напродукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного доходапроходит ниже графика спроса.
· Однакона рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль/>и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки,предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступленияв нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получатсвою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится.Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условиемдолгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции,является безубыточность.
· Однаков условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скореетенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточнодлительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции,выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасльхоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренцииобъем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупныеиздержки и цена, как правило, выше.
· Издержкимонополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высокимценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная.Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей,то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является дляних более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценами в большем объеме.
2.Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции
Из выше перечисленного следует,что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могутконтролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждыйтовар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.2.1 Кривая спроса напродукцию монополистически конкурентной фирмы
Поскольку каждый конкурентпродает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступаеткак монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому криваяспроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложенияи цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легковзаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только отцены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
/>
Рисунок 11 демонстрирует различия в поведениипредприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB являетсяграфиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK — кривая спроса примонополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистомлишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена былаP`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственнопри установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q’4, однакоего конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4 [3].
Рассматривая монопольно конкурентную фирму,действующую на отрезке Q2Q3, становится очевидно, что поведение этой фирмы, ставящейперед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведениюмонополиста. 2.2 Равновесие производителя в долговременном и краткосрочномпериодах
В краткосрочном периоде фирма будет максимизироватьсвои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенныйпересечением кривых предельных издержек и предельной выручки.
Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначаяцену P1 способна получить монопольную прибыль, если конечно P1>P`. В этом случаеее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае(Рисунок 12.) может нести убытки, которые она способно минимизировать. В этом случаеP1

/>
Таким образом, фирма при монополистическойконкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизироватьприбыль (минимизировать убытки).
Однако на рынке монополистическойконкуренции это долго продолжаться не может.
Прибыли: фирмы входят в отрасль.
В случае получения прибылей в краткосрочномпериоде (Рисунок 13а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов,поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличениюпредложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкиваетсятипичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладатьменьшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющихсобой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономическихприбылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек примаксимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки,т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма достигает состояния равновесия(Рисунок 13в.). Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновениесредних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведутфирму к убыткам.

/>
Более того, в ходе конкуренцииисчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль большего числа фирм.
Убытки: часть фирм уходит.
Когда в отрасли наступает краткосрочныйпериод убытков (Рисунок 13б), некоторые фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшисьс меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса,выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальнойприбыли. (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых,по мере того как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса,но не изменило бы выводов [1]).
Таким образом, для фирм, действующихпри монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде существует тенденция кполучению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции,основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяютцены и объемы производства в рассматриваемых нами условиях.
/>3. Отрицательные последствия. экономическая неэффективность
Экономическая эффективность – отношениемежду затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемомтоваров или услуг [1].
Эффективное использование ограниченныхресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсови эффективности производства.
Для достижения эффективность распределенияресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями таким образом, чтобыобеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всегонужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается,когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этомполучать чистую выгоду для общества.
Эффективность производства – требует,чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный ассортимент продуктов (достигаемыйпри эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.
С целью определить эффективнаили неэффективна экономика монопольного конкурента определим критерии ее эффективностии обратимся к экономикам совершенного (чистого) конкурента и монополиста, которыеявляются предельными типами и оказывают определяющие значение на промежуточный тип– монополистическую конкуренцию.
Экономисты придерживаютсяединого мнения, что чисто конкурентная экономика представляет собой наиболее эффективныйспособ использования ограниченных (редких) ресурсов общества. В экономике конкурентныхцен ограниченный объем ресурсов, которым располагает общество, распределяется такимобразом, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей [1].
Чтобы лучше понять как условия эффективностивыполняются при совершенной конкуренции рассмотрим сначала эффективность производства.
Условие эффективности производства – ценаравна минимуму средних общих издержек. В долгосрочном периоде конкуренция вынуждаетфирмы производить такой объем продукции, который приходится на точку минимума среднихобщих издержек, и устанавливать такую цену, которая соответствует этим издержкам.Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она означает,что фирма должна использовать наилучшую технологию из доступных, иначе она не выживетв конкурентной борьбе. Другими словами, в производстве любого данного количествапродукта используется минимум ресурсов.
Условие эффективности распределения ресурсов– цена равна предельным издержкам. Конкурентное производство любого набора товаровне обязательно означает эффективное распределение ресурсов. Денежная цена любогопродукта – продукта X – есть общественная мера, или показатель, относительной предельнойценности этого продукта. Другими словами, цена отражает предельную выгоду извлекаемуюиз продукта. Точно так же, вспомнив понятие альтернативных издержек, можно сказать,что предельные издержки производства продукта Х служат мерой стоимости, или относительнойценности, других продуктов, которые можно было бы произвести из ресурсов, используемыхна изготовление дополнительной единицы продукта Х. То есть ценой продукта оцениваетсяпредельная выгода, или удовлетворение, которые общество получает от дополнительнойединицы продукта Х, а предельные издержки производства продукта Х показывают, какимколичеством других продуктов жертвует общество, используя ресурсы для получениядополнительного количества продукта Х (т.е. каковы общественные издержки такогоиспользования ресурсов).

/>
Из рисунка 9 ясно следует, что в отличиеот чистой конкуренции фирма, действующая в условиях чистой монополии, при тех жеиздержках достигнет намного менее желательных результатов. Чистый монополист будетмаксимизировать прибыль, производя объем продукции Q1 и назначая цену P1. Можноувидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции, но побольшей цене, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Максимизирующий прибыльобъем продукции монополиста приводит к недораспределению ресурсов (при объеме Q1по рисунку 9 Р1 > Р3 = MC); монополист считает выгодным ограничение объема и,следовательно, использование меньшего количества ресурсов, чем оправдано с точкизрения общества. Кроме этого, учитывая то, что монополист получает экономическуюприбыль даже в длительном периоде, минимальное значение средних общих издержек несовпадает с ценой, по которой он реализует продукцию (Р1 > Р2 = AC). Ни производственнаяэффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы на монополистическихрынках.
Обращаясь к вышесказанному, вспомним,что экономическая эффективность требует выполнения тройного равенства Р = min(AC)= MC.
Монополистически конкурентная фирма, сточки зрения экономической эффективности, больше походит на монополиста. Однако,конкуренция вносит свои коррективы. Если монополист может получать долгосрочнуюприбыль, то у монополистического конкурента, как уже отмечалось выше, дела обстоятпо-другому.
Из-за несовпадения точки долгосрочногоравновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее [4]:
· структура монополистическойконкуренции заставляет покупателей переплачивать за товар. Плата за дифференциациютовара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистическойконкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;
· при монополистическойконкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершеннойконкуренции;
· тат как в точке долгосрочногоравновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которыесогласились бы заплатить за дополнительную единицу продукции товара больше, чембыли бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсыдля производства нужного им товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирмы,поэтому они не будут этого делать.
Таким образом, чем выше степеньдифференциация товара, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнееотклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.И тем более монополистический конкурент похож на монополиста. И наоборот, чем большестепень взаимозаменяемости продукции тем более монополистический конкурент похожна совершенного конкурента. Но в любом случае, при рассмотрении монополистическойконкуренции, речь идет о неэффективной экономике.
Заключение
Из всеговыше сказанного можно сделать несколько выводов:
Во-первых,равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышаетравновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами,структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить затовар «лишние» деньги.
Во-вторых,при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболееэффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавецпроизводит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так чтопроизводство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимальновозможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства несколькоменьше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле,действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.
В-третьих,поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных издержекфирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицутовара больше, чем расходы продавца на производство этой единицы. И такая ситуациявозникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользуетресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересахпродавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль. Заметим, что чем выше степеньдифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке итем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен отнаиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть «теоремойизбыточной мощности» при монополистической конкуренции.
Однако монополистическая конкуренцияимеет не только отрицательные стороны. Положительной чертой является многообразиевидов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребностипотребителя.
Являясь промежуточным типом таких рыночныхструктур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическаяконкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определенииусловий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельнойструктурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства,например, использование, в качестве основных неценовые методы конкуренции. И, наконец,стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективыв любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистическойконкуренции:
1)      Некоторые фирмы могутвыпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочнаястанция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке вгороде. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимуществоперед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибылидаже в долговременном периоде.
2)      Надо вспомнить, что вхождениев отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована,возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.
3) В результате дифференциациис точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохранятьсяв долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочноймогут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльны бизнесиз-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.Списокиспользуемых источников
1.Агапова И.И. История экономическоймысли. Курс лекций. М., 1992.
2.Вехи экономической мысли. Теорияфирмы. Т.2. /Под ред. В.М. Гальперина. -СПб.: Экономическая школа, 1995.
3.Геретик. Критика буржуазных теорийполитэкономии. М., 1979.
4.Емцов Р.Г., Лукин Ю.М.Микроэкономика: Учебник. — М.: «ДИС», 1997
5.Информационное обеспечениеуправления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г.Светунькова М., 2.
6.История экономических учений. Подред. Автономова. М., 2.
7.Микроэкономика рыночногораспределения. Н.А. Шутова М., 1995.
8.Микроэкономика. Теория и российскаяпрактика. Учебник. /Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: ИТД «КноРус»,1999.
9.Нуреев P.M. Курс микроэкономики.Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1998
10.Пиндайк Р., Рубинфельд Д.Микроэкономика… /Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, дело, 1992.
11.Селигмен Основные течениясовременной экономической мысли. М., 1968.
12.Э. Чемберлин «Теориямонополистической конкуренции». М., 1984.