Формирование цены продукции на основе её себестоимости

Содержание
Введение
1. Цели и задачи ценообразования
2. Сущность и виды себестоимости. Классификация затрат
3. Практическая часть: Анализпроцесса ценообразования
3.1 Анализ формирования цены на товар
3.2 Расчет общей суммы издержек и определение ценыпродукции
3.3 Расчет доходов, прибыли, рентабельности
Заключение
Список литературы
Введение
Одним из составляющих элементов рыночной экономики являетсяцена, ценовая политика предприятия. Цена представляет собой экономическуюкатегорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, апокупатель готов купить товар. В ней собраны практически все экономическиеотношения в обществе.
Цены являются активным инструментом формирования структурыпроизводства, оказывают решающее воздействие на движение общественногопродукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют нараспределение и использование рабочей силы, определяют жизненный уровеньнаселения.
На решение руководства фирмы в области ценообразованияоказывают влияние многие внешние и внутренние факторы. Прежде чем установитьокончательную цену, фирма учитывает степень государственного регулирования,уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности населения. Ценабыла и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений, онасохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики,оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Рыночная экономика основывается на самостоятельных,экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены — решающийфактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктуетусловия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотнаятактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразованиясоставляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от формсобственности. Все это определяет актуальность выбранной темы работы.
Цель работы — проанализировать процесс ценообразования напримере ООО «Гелиос».
1. Цели и задачи ценообразования
Главным показателем целесообразности производить товарявляется получаемый доход — как разница между выручкой после продажи товара итеми затратами (издержками), которые имеют место в процессе производствасоответствующих товаров.
Главными экономическими инструментами, с помощью которыхизмеряется общий доход и доход от соответствующих факторов производства,являются: цена, количество товаров, издержки, время. Последующее продвижениетовара к потребителю всегда связано с дополнительными затратами, которые найдутсвое отражение в соответствующих ценах.
В издержки производства включаются не только заработнаяплата рабочих, жалование служащих, процент на капитал (амортизация), рентныеплатежи на землю, но также платежи предпринимателю за выполнение им функцийорганизации производства и решения всех вопросов, связанных с последующейреализацией товаров.
Цена выполняет ряд функций:
Учетно-измерительная — с помощью цены учитываются затратыпроизводителей, измеряется количество денег, необходимое для совершениятоварных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;
Информационная — дает покупателям и продавцам информацию обизменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах,дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцыкоординируют свои действия;
Стимулирующая — стимулирует наиболее экономичные способыпроизводства и наиболее рациональное поведение спроса;
Распределительная — производители через цену ориентируются враспределении полученного дохода;
Социальная — цены влияют на уровень жизни, структуру и объемпотребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, Правительство регулируетуровень потребления различных слоев общества.
Все функции тесно взаимосвязаны, и административноеограничение одной из них отрицательно сказывается на других.
Именно цены определяют структуру производства, оказываютрешающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарноймассы, уровень доходности предприятия. Для самостоятельныхтоваропроизводителей, работающих на рынке, независимо от форм собственностивопрос о ценах — это вопрос их существования и благополучия. Важное значениеценообразования как экономического инструмента состоит в том, что ононепосредственно влияет на характер извлечения дохода (прибыли) по результатамрыночной активности предпринимателей. С другой стороны, существенно, какаяконцепция ценообразования закладывается в основу отдельного бизнеса, на какихпринципах и с какой аргументацией строится содержательная часть подобнойактивности рыночного агента. Существует несколько подходов к определению цены.В классическом, экономическом варианте компания, прежде всего, исходит из своихсобственных затрат. Она рассчитывает себестоимость товара, учитывает все видыиздержек и, наконец, закладывает определенную норму прибыли. Но в нынешнихусловиях этот подход нельзя назвать оптимальным. Маркетинговый подход копределению цены гораздо сложнее. Он основывается не только на анализесобственных затрат, но и учитывает такую достаточно противоречивую информацию,как мнение потребителей, а также силу конкуренции. Однако в конечном итоге этотподход позволяет избежать затоваривания и дает компании возможность держатьцены на максимальном уровне.
Чтобы установить правильную цену на новый товар, необходимопровести детальные исследования рынка. Во-первых, нужно определить цель: чегохочет добиться компания, выводя на рынок новый товар или бренд (увеличить своюдолю на рынке, максимизировать прибыль). В зависимости от этого будутприниматься все остальные решения, влияющие на ценообразование. Во-вторых,компания должна решить, кто будет покупать продукт. Исходя из этого,определяется, какой ценовой сегмент займет данный товар — дешевый, средний илидорогой. Эти выводы сразу сужают ценовые рамки.
Третий шаг — проанализировать все факторы, которые влияют наценообразование: собственные издержки, уровень конкуренции, тип рынка и егочувствительность к изменению цены и т.д. В частности, такой фактор, как ценоваяэластичность, показывает, как будет изменяться спрос в зависимости от повышенияили понижения цены.
Факторы, влияющие на формирование цены:
Цели организации. При определении ценовой политики любойкомпании в первую очередь необходимо определить, каких целей она хочет достичь.Например, если основная цель компании — обеспечение выживаемости на рынке — токомпания вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на благоприятную реакциюпотребителей. До тех пор, пока цены покрывают издержки, компании, попавшие втрудное положение, могут еще какое-то время продержаться. Но если, например,цель компании максимизировать прибыль, то, очевидно, компания назначит за своитовары/услуги высокие цены. Так как в этом случае текущие финансовые показателидля нее важнее долгосрочных.
Жизненный цикл товара. Новый товар, особенно наукоемкий, настадии запуска, пока он является новинкой, может и должен стоить дорого. А еслитовар в закате, то стоить он будет дешевле. Ярким примером могут служитьсотовые телефоны. Новые модели стоят дорого, но уже через полгода эти — жемодели стоят в два — три раза дешевле.
Позиционирование. То, как тот или иной товар позиционируетсяна рынке, очень сильно влияет на цену этого товара. Если, например, выпозиционируете свой товар как общедоступный, вам нет смысла назначать за неговысокую цену, т.к в этом случае ваш целевой сегмент не сможет позволить себе приобрестиэтот товар. И наоборот, если вы позиционируете свой товар в классе«Премиум» или «Люкс», цена должна быть высокой, т.к иначесегмент, на который вы нацелены в этом случае, не воспримет этот товар, какпредназначенный для него.
Затраты. Затраты (издержки) определяют минимальную цену затовар (услуги). Любая компания стремиться назначить цену, достаточную для того,чтобы покрыть все издержки по производству, распределению и сбыту, включаянорму прибыли.
Потребительский спрос. Общеизвестно, что спрос определяетцену. Но верно и то, что цена, в свою очередь, влияет на уровень спроса натовар. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональнойзависимости. Однако, в случае престижных товаров, ситуация может бытьпротивоположной. Потребители могут посчитать цену показателем более высокогокачества или большей желательности товара.
Ценность товара. В этом случае компания считает, чтоосновным фактором ценообразования являются не издержки, а ценность товара, тоесть восприятие товара покупателем. И если цена будет установлена вышепризнаваемой ценности товара, продажи будут ниже, чем могли быть. А если ценабудет назначена значительно ниже воспринимаемой ценности, то товар будетпрекрасно идти на рынке, но доход он будет приносить значительно меньший, чемпри цене, повышенной до уровня, соответствующего воспринимаемой ценности.
Психологические соображения. Многие потребители смотрят нацену, как на показатель качества. И часто компаниям удается увеличивать сбытсвоей продукции повышением цены на свои товары, и эти товары считаютсяпрестижными.
Внешняя среда. Устанавливая или изменяя цену необходимоучитывать реакцию со стороны других участников рыночной деятельности(дистрибьюторы и дилеры, конкуренты, поставщики, государственные органы).
Затем компания детально разрабатывает общую ценовую политикуи стратегию и определяет свои правила игры в области цен — и, наконец, выбираетметод ценообразования.
2. Сущность и виды себестоимости. Классификациязатрат
Себестоимость продукции — это затраты предприятия на еепроизводство и реализацию, выраженные в денежной форме. Различают плановую ифактическую себестоимость. Плановая себестоимость продукции включает в себятолько те затраты, которые при данном уровне техники и организации производстваявляются для предприятия необходимыми. Они исчисляются на основе плановых нормиспользования оборудования, трудозатрат, расхода материалов. Отчетнаясебестоимость определяется фактическими затратами на изготовление продукции. Попоследовательности формирования различают себестоимость технологическую(операционную), цеховую, производственную и полную. Технологическаясебестоимость используется для экономической оценки вариантов новой техники ивыбора наиболее эффективного. Она включает затраты, имеющие непосредственноеотношение к выполнению операций над определенным изделием. Цеховаясебестоимость имеет более широкий спектр затрат: кроме технологическойсебестоимости включает затраты, связанные с организацией работы цеха иуправления им. Производственная себестоимость включает производственные затратывсех цехов, занятых изготовлением продукции, и расходы по общему управлениюпредприятием. Полная себестоимость включает в себя производственнуюсебестоимость и внепроизводственные (коммерческие) расходы. Выделение такихвидов себестоимости как индивидуальная и среднеотраслевая позволяет создатьбазу для определения отпускных цен (оптовых). Совокупность затрат отдельногопредприятия на производство и реализацию продукции составляет индивидуальнуюсебестоимость. Среднеотраслевая себестоимость характеризует затраты напроизводство данной продукции в среднем по отрасли. По экономической сущностизатраты на производство и реализацию продукции подразделяются на расходы поэкономическим элементам и калькуляционным статьям. Выделяют следующиеэкономические элементы: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов); — затраты на оплату труда; — отчисление на социальные нужды; — амортизацияосновных фондов; — прочие затраты;
Материальные затраты включают: — стоимость приобретаемого состороны сырья и материалов; — стоимость покупных материалов; — стоимостьпокупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; — стоимость работ и услугпроизводственного характера, выплачиваемых — сторонним организациям; — стоимостьприродного сырья; — стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов,расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отоплениязданий, транспортные работы; — стоимость покупной энергии всех видов,расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочие нужды. Иззатрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции,исключается стоимость реализуемых отходов.
Под отходами производства понимаются остатки сырья,материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальныхресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившиеполностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Ониреализуются по пониженной или полной цене материального ресурса, в зависимостиот их использования. Затраты на оплату труда включают расходы на оплату трудаосновного производственного персонала, включая премии, стимулирующие икомпенсирующие выплаты. Отчисления на социальные нужды включают обязательныеотчисления по социальному страхованию, в фонд занятости, пенсионный фонд, намедицинское страхование.
Амортизация основных фондов — это сумма амортизационныхотчислений на полное восстановление основных производственных фондов. Прочиезатраты — налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитамв пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовкекадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд,платежи по обязательному страхованию имущества и т.д. По классификации затрат поэкономическим элементам невозможно определить расходы, непосредственносвязанные с производством конкретного изделия, поэтому осуществляют группировкузатрат по калькуляционным статьям.
Выделяют следующие калькуляционные статьи: Сырье иматериалы, за вычетом реализуемых отходов. Покупные полуфабрикаты икомплектующие изделия. Топливо и энергия на технологические цели. Основнаязаработная плата производственных рабочих. Отчисления на социальные нужды.Износ инструмента и приспособлений целевого назначения и прочие специальныерасходы.
3. Практическая часть: Анализ процессаценообразования
Характеристика предприятия. Объектом исследования даннойработы является ООО «Гелиос». Организационно-правовая форма: обществос ограниченной ответственностью (ООО). Адрес предприятия: 308810, г. Белгород,ул. Мира, 57. Профиль предприятия: производство мебели. Режим работыпредприятия: 5-дневная рабочая неделя в 2 смены по 8 часов. Число календарныхдней в году — 365, праздничных — 15дн/год, выходных — 104дн/год, число днейпланового ремонта — 10дн/год. Количество предпраздничных дней (сокращение сменына 1 час) — 9дн/год. Фонд рабочего времени:
Фрв = 365 — (15 + 104 + 10) = 236 дн/год
Фрв = 236 дн/год * 8 час/см * 2 см — 9 дн/год * 1 час * 2 см= 3758 час/год3.1 Анализ формирования цены на товар
Производственные фонды предприятия включают в себя всесредства труда, которые участвуют в процессе производства мебели (в нашемслучае стульев) непосредственно или косвенно. Перечень станков, оборудования итранспортных средств, составляющих активы предприятия, с указанием их стоимостиприведены в табл.1.
Таблица 1
Основные фонды № п/п Наименование Кол-во Балансовая стоимость, руб. 1 Шлифовальный станок 1 1 235 2 Сверлильный станок 1 3 200 3 Электросварочный аппарат 1 2 350 4 Верстак столярный 2 865 5 Верстак слесарный 2 1 010 6 Компьютер 1 12 000 7 Газель 1 95 670 8 Погрузчик 1 61 280 ИТОГО 10 177610
Расчет статей себестоимости.
1. Сырье, материалы, покупные комплектующие
Расчет сырья, материалов и покупных комплектующихпредставлен в табл.2.
Таблица 2
Стоимость материалов и покупных комплектующих№ п/п Наименование материала
 Ед.
изм. Норма расхо да Цена Сумма на ед. пр продукцию Основные материалы 1 Пластины металические, сталь погон. м 4,6 21,56 99,18 2 Габардин
 М2 0,6 40,38 24,23 3 Поролон П. м 0,4 116,67 46,67 4 Фанера (или ДСП)
 М3 0,003 10916,67 32,75 5 Сварочная проволока кг 0,3 22,37 6,71 6 Брус деревянный
 М3 0,064 7,60 0,49 /> Итого 210,02 Вспомогательные материалы 7 Препарат моющий Покрытие перед кг 11,30 0,06 8 Спирт бутиловый покрытие карка кг 0,002 10,16 0,02 9 Концентрат фосфат покрытие карка кг 0,015 13,37 0, 20 10 Клей ПВА Клей кг 0,03 118,94 3,57 11 Полиэтилен Упаковка Пог. м 0,084 7,05 0,59 /> Итого 4,44 /> ИТОГО МАТЕРИАЛОВ 214,46 /> Покупные комплектующие 12 Болт 41143 крепление сборк шт 9 0,57 5,13 13 Гайка закладная крепление шт 2 0,86 1,72 14 Гайка М8 крепление шт 4 0,26 1,04 15 Спецгайка крепление шт 3 0,86 2,58 16 Шурупы крепление сборк кг 0,03 16,83 0,50 17 Скрепка мебельная крепление пок шт 122 0,01 1 22 /> Итого покупных комплектующих 12, 19
2. Численность работников предприятия и заработная плата.
Расчет заработной платы будем производить на основе месячныхпоказателей. Руководители, специалисты и служащие получают заработную плату ввиде оклада. Заработная плата рабочих рассчитывается на предприятии по сдельнойформе оплаты труда на единицу продукции. Заработная плата вспомогательныхрабочих определяется повременной формой оплаты труда, исходя изквалификационного разряда и часовой тарифной ставки. По результатам работы,работникам может выплачиваться дополнительная премия в качестве материальногопоощрения на усмотрение директора. Данный процент примем равным 12%.
В данном случае, поскольку заработная плата персоналаопределялась на основе месячного заработка исходя из современных условий, врасчете фонда оплаты труда уже учтена как основная, так и дополнительнаязаработная плата.

Таблица 3
Штат и заработная плата персонала№ п/п Профессия, должность Численность Разряд Заработная плата за мес., руб З/плата за год, руб З/плата на ед. прод., руб Одного работника Всего Администрация 1 Директор 1 оклад 7 000 7 000 84 000 7,00 2 Гл. бухгалтер 1 оклад 6 000 6 000 72 000 6,00 3 Инженер-технолог 1 оклад 5 000 5 000 60 000 5,00 Всего: 3 18 000 216 000 18,00 Производственный персонал 4 Бригадир 2 5 4 200 8 400 100 800 8,40 5 Слесарь 4 4 3 500 14 000 168 000 14,00 6 Шлифовальщик 2 5 4 300 8 600 103 200 8,60 7 Сварщик 2 4 3 500 7 000 84 000 7,00 8 Столяр 2 5 4 500 9 000 108 000 9,00 9 Закройщик 1 4 3 200 3 200 38 400 3, 20 Всего: 13 50 200 602 400 50, 20 Вспомогательные рабочие 10 Слесарь-ремонтник 1 4 3 400 3 400 40 800 3,40 11 Водитель а/м “Газель” 1 5 4 100 4 100 49 200 4,10 12 Транспортировщик 2 3 2 200 4 400 52 800 4,40 13 Уборщик-кладовщик 1 3 2 000 2 000 24 000 2,00 Всего: 5 13 900 166 800 13,90 Итого 21 82 100 985 200 82,10
Отчисления на социальные нужды производятся предприятием вгосударственные фонды Российской Федерации и составляют 26% от фонда оплаты труда.Таким образом, отчисления на социальные нужды на ед. продукции в калькуляциисоставят: 50,2 руб. * 26% = 13.05руб., где 50,2 руб. — заработная платаосновных производственных рабочих.
3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО).
На данную статью относят: затраты на содержание оборудованияи других рабочих мест, стоимость смазочных, обтирочных материалов, охлаждающейжидкости; все виды заработной платы вспомогательных рабочих, обслуживающихоборудование и отчисления на социальное страхование; стоимость электроэнергии,воды, пара, и других энергоносителей, расходуемых на приведение в движениерабочих частей машин и механизмов; затраты на текущий ремонт производственногооборудования, транспортных средств, включающие стоимость запасных частей иматериалов для ремонта, заработную плату ремонтников и отчисления на социальноестрахование, стоимость услуг ремонтных организаций и т.д.; амортизацияпроизводственного оборудования и транспортных средств; прочие расходы,связанные с работой оборудования.
Расход средств на электроэнергию представлен в табл.4
Таблица 4
Расчет потребности энергоносителей№ п/п Наименование
Нагрузка, кВт/
час К-т  исп.
Фонд врем. (час/
год) Расход э-энергии (кВт в год) (ст.3 *ст.4 *ст.5) Тариф (руб/кВт) Сумма (руб /год) (ст.6* ст.7) Сумма (руб /мес) (ст.8 /12 мес) Сумма (руб/ед) (ст.9/1000 шт/мес) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Электроэнергия всего 60,32 201960,26 26254,84 2 187,90 2, 19 в т. ч.: 1 Оборудование 25,76 66554,18 8652,05 721 0,72 2 Шлифовальный станок 6,80 0,8 3 758 20 443,52 0,13 2 657,66 221,47 0,22 3 Сверлильный станок 9,40 0,8 3 758 28 260,16 0,13 3 673,82 306,15 0,31 4 Электросварочный аппарат 9,50 0,5 3 758 17 850,50 0,13 2 320,57 193,38 0, 19 5 Освещение (световая энергия) 34,56 1 3 918 135 406,08 0,13 17 602,79 1 466,90 1,47
Таким образом, затраты на электроэнергию для работыоборудования составят: в год — 26254,84 руб.; в месяц — 2187,90 руб.; на ед.продукции (с учетом выпуска 1000 шт. в месяц) — 2,19 руб.
Таблица 5
Расчет топлива для транспортных средств№ п/п Показатель Ед. изм. а/м «Газель» Погрузчик Итого сумма 1 Годовой пробег км 30 000 1 008 2 Норма расхода на 100 км л 18,0 7,3 3 Вид топлива бензин АИ-80 дизельное топливо 4 Стоимость топлива руб/л 16 14 5 Сумма затрат на топливо в год руб/год
30000 *18 /100 *16
= 86400
1008 *7,3 /100 *14
= 1030,18 87430,18 6 Сумма затрат на топливо в руб/мес 7200 85,85 7285,85 7 Сумма затрат на топливо руб/ед 7, 20 0,09 7,29
Рассчитаем расходы на обтирку оборудования и транспортныхсредств:
расход обтирки — 17 кг в месяц;
стоимость ветоши — 9 руб/кг;
сумма расходов на обтирку в мес. — 153 руб/мес.;
сумма расходов на обтирку в год — 1 836 руб/год;
сумма расходов на обтирку на ед. продукции — 0,15 руб/ед.
Таблица 6
Смазочные материалы на технологические цели№ п/п Показатель Ед. изм. Солидол Масло индустр. Масло М-8 Масло ИГП-38 Компрес. масло «Энэком» Солидол «С» Итого 1 Годовая потребность всего кг 11,68 26 21 36 25,2 20 139,88 в том числе: 1.1 на а/м Газель 6,8 26 32,8 1.2 на погрузчик 4,88 21 25,88 1.3 на шлиф. станок 18 12,6 10 40,6 1.4 на сверлил. станок 18 12,6 10 40,6 2 Стоимость смазки руб/кг 6,00 6,40 5,50 7,43 6,42 6,00 3 Сумма затрат на смазку в год руб/год 70,08 166,40 115,50 267,48 161,78 120 901,24 4 Сумма затрат на смазку в мес. руб/мес 5,84 13,87 9,63 22,3 13,48 10 75,12 5 Сумма затрат на смазку на ед. руб/ед 0,01 0,01 0,01 0,02 0,01 0,01 0,07
Расчет потребности инструмента производится исходя из нормрасхода обработки деталей на каждое оборудование.
Таблица 7
Быстроизнашивающийся инструмент№ п/п Наименование оборудования Инструмент
Срок полез.
использования, мес. Цена, руб. Потребность на год Потребность в мес. Потребность на ед. шт. руб. шт. руб. руб. 1 Шлифовальный Шлиф. круг 800 200 3 600,00 0,25 50,00 0,05 2 Сверл. станок Сверло ф8 100 35 24 840,00 2 70,00 0,07 Сверло ф6 100 30 24 720,00 2 60,00 0,06 3 Верстак слесарный Напильник 200 25 12 300,00 1 25,00 0,03 Итого 3 160,00 263,33 0,26
Таблица 8
Измерительный и прочий инструмент№ п/п Инструмент Ед. изм. Потребность на 1 год Цена руб. Сумма в год, руб. Сумма в мес., руб. Сумма на ед., руб. 1 Рулетка шт 4 30 120,00 10,00 0,01 2 Зенкер шт 6 30 180,00 15,00 0,02 3 Метчик ф6 шт 24 15 360,00 30,00 0,03 4 Метчик ф8 шт 10 25 250,00 20,83 0,02 5 Рубанок шт 2 250 500,00 41,67 0,04 6 Пила шт 4 200 800,00 66,67 0,07 7 Рейсшина шт 2 40 80,00 6,67 0,01 8 Угольник шт 2 30 60,00 5,00 0,01 9 Ножницы шт 4 50 200,00 16,67 0,02 10 Электроды кг 45 85 3825,00 318,75 0,32 Итого 6 375,00 531,25 0,53
Определим затраты на текущий ремонт оборудования исходя изнормативных ставок. Объединим все оборудование предприятия, подлежащее ремонтув 3 группы: металлорежущее оборудование (станки), сварочное и транспортное. Покаждой группе оборудования по справочнику определяется объем ЕРС (единицаремонтной сложности) механической и электрической части. Нормы затрат в рубляхвзяты из практики работы малых предприятий с небольшим парком оборудования. Потранспортным средствам предусматривается техническое обслуживание.
В стоимость ремонта входит оплата труда ремонтников,отчисления на социальное страхование, стоимость расходных материалов и запасныхчастей на ремонт. Услугами сторонних организаций по ремонту не используются.

Таблица 9
Затраты на текущий ремонт оборудования№ п/п Группа оборудования Физ. ед. Плановый объем ЕРС на все обор. Нормы затрат в руб. на 1 ЕРС Затраты в год, руб. Затраты в мес., руб. Затраты на ед., руб. Мех. ч. Эл. ч. Мех. ч. Эл. ч. 1 Металлорежущее 3 26,1 27,5 33,84 36,6 1889,17 157,43 0,16 2 Сварочное 1 8,2 36,6 299,956 25,00 0,02 3 Транспортное 2 Техническое обслуживание 400,00 33,33 0,03 Итого 2589,13 215,76 0,22
Величина амортизационных отчислений рассчитывается путемумножения балансовой стоимости на норму амортизации (в процентах, определяетсянормативно по справочникам) и деления на 100. Отношение годовых амортизационныхотчислений (в рублях) к балансовой стоимости основных фондов, выраженное впроцентах, называется нормой амортизации. Балансовая стоимость — та, по которойосновные фонды числятся в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимостьоборудования берется с учетом переоценки.
Таблица 10
Амортизационная стоимость оборудования№ п/п Наименование Кол-во Балансовая стоимость, руб. Амортизация в год
Амортиза
ция в мес.
руб/мес
Амортизация на ед.
руб/ед на ед. всего %
руб/год
(ст.5 *ст.6 / 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Шлифовальный станок 1 1 233,69 1 233,69 10% 123,37 10,28 0,01 2 Сверлильный станок 1 3 200,00 3 200,00 8% 256,00 21,33 0,02 3 Электросварочный аппарат 1 2 350,00 2 350,00 13% 305,50 25,46 0,03 4 Верстак столярный 2 865,00 1 730,00 15% 259,50 21,63 0,02 5 Верстак слесарный 2 1 010,00 2 020,00 15% 303,00 25,25 0,03 6 Компьютер 1 12 000,00 12 000,00 13% 1560,00 130,00 0,13 ИТОГО 8 20658,69 20658,69 2807,37 233,95 0,24
Таблица 11
Амортизационная стоимость транспортных средств№ п/п Наименование Кол-во Балансовая стоимость, руб. Амортиз. стоимость в год Амортиз. стоимость в мес. Ам. ст-ть на ед. на ед. всего 1 Газель 1 95 670,00 95 670,00 11 480,40 956,70 0,96 2 Погрузчик 1 61 280,00 61 280,00 7 353,60 612,80 0,61 ИТОГО 2 156 950,00 156 950,00 18 834,00 1 569,50 1,57
 
4. Сводная ведомость РСЭО.
Таким образом, сметным методом был произведен расчет затратна содержание и эксплуатацию оборудования. Общая сумма РСЭО составила 27,15руб. на единицу выпускаемой продукции (325 805,25 руб/год или 27 150,444руб/мес). Наибольшую долю в РСЭО составляет заработная плата обслуживающегоперсонала (51%) и отчисления на социальные нужды (19%). Топливо, смазочные иобтирочные материалы составляют 16%, амортизация 7%. Малая доля электроэнергии(3%) в составе РСЭО объясняется спецификой производства мягкой мебели — производство не является энергоемким.
Таблица 12
Своднаяведомость расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (в руб.) № п/ Наименование статьи затрат Сумма затра Сумма затра Сумма затра 1 Стоимость электроэнергии на приведение в движение рабочих частей оборудования 26254,84 2187,90 21,88 2 Стоимость топлива для транспортных средств 87430,18 7285,85 7,29 3 Стоимость смазочных материалов 901,24 75,10 0,08 4 Стоимость обтирочных материалов 1 836,00 153 0,15 5 Стоимость быстроизнашивающихся инструментов 3160 263,33 0,26 6 Стоимость измерительного и прочего инструмента 6 375,00 531,25 0,53 7 Затраты на текущий ремонт оборудования и транспорта 2 589,13 215,76 0,22 8 Амортизация оборудования 2807,37 233,95 0,23 9 Амортизация транспорта 18 834,00 1 569,50 1,57 10 Зар. Плата (основная и дополнит) вспомогат. Рабочих, обслуживающих оборудование: ремонтника, водителей, уборщика 166 800,00 13 900,00 13,90 11 Отчисления на соц. нужды 61 382,40 5 115, 20 5,12 ИТОГО РСЭО 378370,16 31530,84 31,53
Таким образом, расходы на содержание и эксплуатациюоборудования на единицу выпускаемой продукции составляют 31,53 руб.
Процент РСЭО к заработной плате основных рабочих составляет:
31,53 руб. / 50,2 руб. = 62,8%.
5. Общецеховые (общепроизводственные) расходы.
Общецеховые, или так называемые общепроизводственныерасходы, включают затраты по содержанию помещений, а также затраты связанные сорганизацией, обслуживанием и управлением производством.
Они являются условно-постоянными затратами, т.к они напрямуюне зависят от объема выпуска продукции. Примером тому может служить аренднаяплата или заработная плата директора. Эти выплаты будут производиться в полномразмере даже при значительном снижении производства продукции.
На практике в большинстве случаев рассчитывается сметаобщецеховых расходов и делится на заработную плату основных производственныхрабочих. Таким образом, находится процент накладных общецеховых расходов дляотнесения их стоимости на единицу готовой продукции. Если объем производствабудет падать, то пропорционально уменьшится и заработная плата основныхрабочих. В этом случае отношение суммы общецеховых расходов и заработной платыосновных рабочих будет больше, чем в первом случае.
Некоторые из статей общецеховых расходов для ООО«Гелиос» приведены в таблице 13.
Таблица 13
Сводная ведомость общецеховых расходов (в руб) № п/п Наименование статьи затрат Сумма затра Сумма затра Сумма затра 1 Аренда здания 13 050,00 1 087,50 1,09 2 Расходы на освещение помещений 17 602,79 1 466,90 1,47 3 Расходы на отопление помещений 3 640,32 303,36 0,30 4 Расход средств на воду для промышленно-бытовых 723,24 60,27 0,06 5 Расходы на спецодежду 9 620,00 801,67 0,80 6 Расход средств на мыло 540,00 45,00 0,05 7 Прочие общецеховые расходы (10% от з/платы осн. рабочих) 60 240,00 5 020,00 5,02 ИТОГО общецеховые расходы 105 416,35 8 784,70 8,79
Таким образом, общецеховые расходы на единицу выпускаемойпродукции составляют 8,79 руб.
Процент же общих накладных общецеховых расходов к заработнойплате основных рабочих составляет: 8,79 руб / 50,2 руб = 17,5%.
Общезаводские (общехозяйственные) расходы
К общезаводским, или так называемым общехозяйственнымрасходам относятся заработная плата административно-управленческого персонала,расходы на служебные командировки, общезаводской инвентарь и др.
Общецеховые расходы рассчитываются аналогично общецеховым(процентом от заработной платы основных рабочих). Они также являютсяусловно-постоянными затратами, и напрямую не зависят от объема выпуска продукции.
Таблица 14
Сводная ведомость общезаводских расходов (в руб) № п/ Наименование статьи затрат Сумма затрат в Сумма затра Сумма затра 1 Зар. плата (основная и дополнит) 216 000,00 18 000,00 18,00 2 Отчисления на соц. нужды (26,2% от з/платы) 79 488,00 6 624,00 6,62 3 Налог на пользователей автодорог 54 000,00 4 500,00 4,50 4 Налог с владельцев автотранспортных средств 200,00 16,67 0,02 5 Плата за услуги по пожарной безопасности 560,41 46,70 0,05 6 Проч. общецех. расходы (8% от з/пл. осн. раб) 48 192,00 4 016,00 4,02 ИТОГО общецеховые расходы 398 440,41 33 203,37 33,21
Таким образом, общезаводские расходы на единицу выпускаемойпродукции составляют 33,21 руб. Процент же общих накладных общезаводскихрасходов к заработной плате основных рабочих составляет: 33,21 руб. / 50,2 руб.= 66%. Наибольшую долю в общезаводских расходах составляет заработная плата(54%).
Коммерческие расходы
Такие расходы как: расходы на рекламу (в том числе впечатных изданиях, телевизионная реклама, радиореклама, реклама на щитах исветовых экранах); расходы на оформление буклетов своей продукции; расходы напроведение маркетинговых исследований и поиск новых покупателей; расходы насоздание собственных торговых точек; оплата услуг юриста, нотариуса призаключении договоров и др. Коммерческие расходы считаются процентом отпроизводственной себестоимости.
Производственная себестоимость на стул составляет 364,47руб/ед. Процент внепроизводственных расходов примем равным 5%.
Размер внепроизводственных расходов на ед. продукции:
364,47 руб/ед. * 5% /100 = 18,22 руб/ед.3.2 Расчет общей суммы издержек и определение ценыпродукции
Цена продукции определяется как сумма общих издержекпроизводственного и непроизводственного характера и прибыли. Прибыль определимчерез рентабельность, т.е. через процент к полной сумме издержек. Полнаясебестоимость производства стульев составляет 382,69 руб. на единицу товара.Допустим, что рентабельность составляет 15%. Производство и реализация одногостула приносит прибыль в размере: 382,69 * 15% /100 = 57,40 руб. Таким образом,цена нашей единицы продукции составит 440,09 руб. (без НДС). (Рыночная ценааналогичного стула — 450 руб. без НДС).
Таблица 15
Калькуляция на стул производства ООО «Гелиос» (вруб) № п/п Наименование статьи затрат Сумма затрат на ед. Сумма затрат в мес. (на 1000 шт. стульев) Сумма затрат в год (на 12000 шт. стульев) Доля статей затрат в цене 1 Сырье и материалы 214,46 214 460,00 2 573 520,00 49% 2 Возвратные отходы (вычитаются) 3 Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций 12, 19 12 190,00 146 280,00 3% 4 Топливо на технолог. цели 5 Энергия на технолог. цели 6 Основная и дополнительная з. п 50, 20 50 200,00 602 400,00 11% 7 Отчисления на социальные нужд (26% от з/платы) 18,47 18 473,60 221 683, 20 4% 8 Расходы на подготовку иосвоепроизводства 9 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 27,15 27 150,44 325 805,25 6% 10 Общецеховые расходы 8,79 8 784,70 105 416,35 2% 11 Ограниченная себестоимость 331,26 331 258,74 3 975 104,80 75% 12 Общезаводские расходы 33,21 33 203,37 398 440,41 8% 13 Производственная себестоимость 364,47 364 462,11 4 373 545,21 83% 14 Внепроизводственные расходы (5% от производств. Себестоимости) 18,22 18 223,11 218 677,26 4% 15 Полная себестоимость 382,69 382 685,22 4 592 222,47 87% 16 Прибыль (15% от полной себестоимости) 57,40 57 402,78 688 833,37 13% 17 Цена 440,09 440 088,00 5 281 055,84 100% 18 НДС (18% от цены) 79,22 79215,84 950590,05 19 Продажная цена с НДС 519,31 519303,84 6231645,89
Ограниченная себестоимость включает в себя все затраты,производимые предприятием в цехе, т.е. до статьи “Общецеховые расходы”включительно. Производственная себестоимость — это сумма ограниченнойсебестоимости и общезаводских расходов. Полная себестоимость — это суммапроизводственной себестоимости и внепроизводственных расходов. Ценаскладывается из полной себестоимости и прибыли. Продажной ценой считается ценас налогом на добавленную стоимость (НДС) (18% от цены).
Цена с НДС: 440,09 руб. * 18% = 519,31 руб.
Но для анализа и сравнения принимается цена без НДС.3.3 Расчет доходов, прибыли, рентабельности
Итак, расчетная цена одного стула составляет 440,09 руб. В месяцпри объеме производства в 1000 штук, выручка предприятия должна составить 440088 руб. (в год при 12000 шт. — 5 281 055,84 руб). Данное производство стульевявляется материалоемким (49% всех затрат приходится на сырье и материалы). Долязаработной платы составляет 11%. Также большую долю занимают накладные расходы:6% РСЭО, 2% общецеховые расходы, 8% общезаводские, 4% внепроизводственныерасходы. Прибыль в цене занимает 13%.
Таблица 16
Основныепоказатели деятельности предприятия ООО «Гелиос» по производствустульев (в руб.) № п/п Наименование статьи затра Сумма затрат на ед. Сумма затрат в мес. (на 1000 шт. стул Сумма затрат в год на 12000 шт. стуль 1 Полная себестоимость 382,69 382 685,22 4 592 222,47 2 Прибыль (балансовая) 57,40 57 402,78 688 833,37 3 Цена (выручка) без НДС 440,09 440 088,00 5 281 055,84 4 Налог на имущество 0,31 311,34 3 736,04 6 Налогооблагаемая база (бал 57,03 57 028,44 684 341,33 7 Налог на прибыль 13,69 13 686,83 164 241,92 8 Чистая прибыль 43,34 43 341,61 520 099,41 9 Отклонение в прибыли (чистая пр. — балансовая пр) 14,06 14 061,17 168 733,96 10 Доход (выручка — полная с-ть + з/п ВСЕХ работников) 139,50 139 502,78 1 674 033,37 11 Рентабельность производства по чистой прибыли (чист. пр. / полную с-сть * 10 11% 12 Рентабельность производства по балансовой прибыли (баланс. пр. / полную с-сть * 100%) 15%
Из табл.16 видно, что на налоги и платежи из балансовойприбыли предприятие теряет 168 733,96 руб. в год.
Доход характеризует конечный результат деятельностипредприятия, исчисляемый путем исключения из выручки (без НДС) всех затрат напроизводство и реализацию продукции, вошедших в полную себестоимость кромезатрат на оплату труда всего персонала предприятия. Для ООО доход составляет 1674 033,37 руб. в год. Это значит, что именно такую годовую сумму получатпредприятие в виде прибыли и работники в виде заработной платы до уплатыналогов с прибыли.
Рентабельность характеризует эффективность работыпредприятия за определенный период времени (в данном случае — год) и измеряетсяв процентах. В данной работе рассчитываем только рентабельность производства.Для сравнения определяем рентабельность производства по чистой прибыли (чистаяпр. /полную с-ть *100%) и рентабельность производства по балансовой прибыли(балансовая пр. /полную с-сть *100%).
Заключение
Тема является весьма актуальной, т.к. в условиях рыночнойэкономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей,существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем,что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации,конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшиминструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственныхрешений.
Цена напрямую влияет на характеристики товара, методы егопродвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют нацену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целуюсистему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары иассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товарпроходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя изиздержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.
При установлении цены определяющими факторами выступают:себестоимость товара, удовлетворяющие фирмы размеры прибыли, цены конкурентов ицены заменителей, аналогов данного товара, состояние платежеспособного спроса,требования органов управления и других общественных институтов, уникальностьопределенных качеств продукта.
В заключение можно сказать, что в основе ценовой политикилюбого предприятия лежит правильная методика установления цены, разумнаяценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовойстратегии, которые составляют необходимые компоненты успешной деятельностилюбого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.
Список литературы
1.        Аклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы //Экономист. — 2004. — №5
2.        Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов ифакультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. ИздательствоБЕК. Москва 2004
3.        Герасименко В.В. Ценообразование. — М.: ИНФРА — М, 2005
4.        Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. — М: Высшая школа, 2004
5.        Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. — СПб.: Изд-во Питер, 2003
6.        Моисеева Н. K., Анискин Ю.П. Современное предприятие:конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М.: ЮНИТИ, 2005
7.        Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. — М.: Финансы истатистика, 2003
8.        Рябушкин Б.Т. Применение статистических методов в экономическом анализеи прогнозировании. — М.: Финансы и статистика, 2004
9.        Цены и ценообразование/Под ред. И.К. Салимжанова. — М.: ЗАОФинстатинформ, 2003
10.     Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. — М.:Инфра-М, 2004
11.     Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. — М.: ЭКМОС, 2002
12.     Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политикепредприятия. — М.: ИНФРА-М, 2004.