Формирование экологических представлений у дошкольников

Введение
Экологическое воспитание и воспитание Красотой немыслимыбез чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взглядребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Очень важно еще в детственаучиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой для этогонужно всего лишь небольшое усилие – и Красота откроется.
Что нас привлекает в Красоте природы? Многое.Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, ихсочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Восхищение Красотой природыделает человека лучше. Стремясь воспитывать детей как хранителей природы,педагоги должны, прежде всего, помочь им научиться в раннем детстве испытыватьвосторг, восхищаться природой. Из этого складываются любовь к жизни и духовноездоровье.
В экологическом воспитании детей необходимо не тольконаблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными.Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходитзакрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинаетощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Экологические проблемы, связанные с разрушительнойдеятельностью человека, являются следствием не только каких-то механическихдействий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительногомышления, психической деятельности.
Качество мыслей есть нравственное начало человека. То,как человек поступает, есть лишь следствие его мыслей, то есть егомировоззрения, мировосприятия, миропонимания. Поэтому истинная экология должнав первую очередь уделять внимание образу мышления человека, его мировоззрению,его культуре. Человек чувствует и понимает свою взаимосвязь с миром, своюответственность. Такого человека можно назвать Экологическим Человеком.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формированияличности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной икоммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учрежденийзакладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного иинтеллектуального развития личности.
Одним из направлений экологического воспитания и обученияявляется ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируютсяспособности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения иявлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать,устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметахопределенные свойства, группировать их.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получаетэмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формахжизни, т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит этотолько при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладаютэкологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятсяпо их поводу показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогаютналадить взаимоотношения с ним.
За последнее время были созданы программы двух типов:комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные,обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; средипоследних немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерстваобразования и получили его одобрение. К числу таких комплексных программотносятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — домрадости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологическихпрограмм: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизньвокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новуюконцепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежитличностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитиюинтеллектуальных и художественных способностей ребенка.
«Кроха» — это программа воспитания детей раннего возрастав семье и детском саду Программа предусматривает и их экологическое воспитание.Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослыемогут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или вдетском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей кнаблюдениям и совместному уходу вызвать у них эмоциональный отклик на красоту иразные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения— взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания такжеможно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдатьс детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природнымматериалом.
Подраздел Мир природы программы «Радуга» являетсясоставляющей познавательного развития детей, в рамках которого им даютинформацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающемумиру — все вместе, по замыслу Т.И. Гризик создает у детей образ мира, целостноепредставление об окружающем.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективомпреподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себямир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разнымиявлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
На основе данной программы у детей формируется большоеколичество обобщенных представлений (о системе потребностей растений иживотных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения,животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (опроявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системыего биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).
Программа «Детство» предполагает формирование не толькоэкологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательныеи речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе), при этом выдвигаютсядостаточно высокие требования к самостоятельности детей.
«Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданнаяпсихолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство»им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную, нацеленную наразностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных(в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастныхвозможностей и требований современного общества. В основу программы положенаконцепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности,характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определеннойиерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическимидостижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, сознания иличности.
В целом можно сказать, что программа «Истоки», интереснаяпо многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценногоэкологического воспитания — она не ставит задачи развития у детей азовэкологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всехаспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственногои физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развитияребенка через деятельность: познание природы, общение с ней, отражение ее вискусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности,которые можно включить в педагогический процесс.
Программа «Развитие», разработанная коллективом опытныхдетских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественныхспособностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действияс образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенкусамостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения,осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных вмладшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшемдошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию.
Ознакомление с природой, включенное в программу«Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и неставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формамсимволического отражения объектов природы, их состояния, изменения,взаимосвязей в природе.
Наряду с комплексными в 90- е годы создано значительноеколичество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят наэкологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторскиепрограммы, в которых представлены психологические аспекты экологическогообразования дошкольников. Программа А. Вересова «Мы — земляне» имеет своейцелью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрируетвсеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е.Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающейиндивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматриваетразвитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры,начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».НА. Авдеевой и Е.Б. Степановой создана программа экологического образования ивоспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностноеразвитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, наэмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственноеотношение к живой природе.
Программа «Паутинка» (автор Ж.Л. Васякина-Новикова)развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе какк жителю Земли. Экологические представления о ценности природы и ее единстве счеловеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животныхпомогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потомтрансформируются в содействие. Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.)также пытается решить вопросы Я-концепции ребенка и его взаимодействия сокружающим миром. В центр ставится экологоосознанное поведение в окружающейсреде, которая понимается широко — как природная сфера, продуктивнаядеятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируетсяпотребность уважать свои права и права других живых существ.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом рядепрограмм направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе иокружающему миру. Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена накультурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности,богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, какребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как восприметценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступкисовершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей ивзрослых в детском саду, детских студиях или в семье3 процессе обучениядошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало в отношении кокружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, всозданных человеком творениях и самом человеке — его внутреннем мире исозидательных поступках.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольниковимеют программы, направленные на становление начал экологической культуры черезпознание экологических закономерностей природы. Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом— природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческойличности ребенка 5—6 лет, с целостным взглядом на природу с пониманием местачеловека в ней. В соответствии с программой дети получают представления овзаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологическогомировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своемуздоровью.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс врегионах России: педагоги, экологи разрабатывают программы экологическогообразования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальныхтрадиций. Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы»(автор Е.В. Пчелинцена, Иваново), а также региональная программа дошкольногообразования Ставрополья «Планета детства», в которой в естественнонаучномэкологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научноеобоснование (автор Л.И. Грехова).
Таким образом, обзор ряда отечественных программэкологического образования дошкольников демонстрирует большую творческуюактивность специалистов — понимание экологических проблем планеты,необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех еепроявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечествана планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужноинтенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольногодетства.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входятразличные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными,явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познанияокружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходит подцеленаправленным руководством взрослых. Экологическое мировоззрение — этопродукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих летжизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольногодетства, когда закладываются первые основы миропонимания и практическоговзаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомлениедетей с природой, в основу которого положен экологический подход, при которомпедагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существованиемира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем иопределяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов толькорастения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца.Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всехгетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга,леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Землии бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов. Наконец, принепосредственном участии растений возникла и образуется почва.
В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельновзятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возледома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы инасекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку сэкологических позиций — в их непосредственном взаимодействии со средой обитания.Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает сдошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как онивзаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями,которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребностиживого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всегопотребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредствомобмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя вовсех сферах жизни.
Морфо-функциональная приспособленность (адаптация)организма к среде обитания — раскрывает механизм взаимосвязи живого существа сосредой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешниеморфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животныхдоступны восприятию дошкольника, поэтому и, в целом, знание оприспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть емупонятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) такжедоступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведениеживотных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует,что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленькогоребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образовлегко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает«пищу» для размышлений.
Конкретизацией первого понятия является понятие средыобитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизнирастения или животного (вода, воздух, пища, определенные температурные условияи др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами ониобладают.
Названные понятия выражают первую — и главную экологическуюидею: любой живой организм через свои потребности и необходимость ихудовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональнойприспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретнои образно может быть доведена до понимания дошкольника, например, знакомя детейс белкой, воспитатель раскрывает перед ними ее приспособленность в сферахпередвижения, питания, защиты от врагов, выращивания потомства, демонстрируетприспособленность образа жизни зверька в разные сезоны. Воспитатель такжепоказывает приспособленность древесных и травянистых растений, произрастающихна участке детского сада, к сезонно меняющимся условиям жизни. Аквариум сводными обитателями, зимующие птицы, комнатные растения — все это объекты,позволяющие продемонстрировать обозначенную закономерность, центром которойявляется отдельно взятое живое существо.
Формирование экологической культуры населения, начало еестановления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство— ответственный период жизни человека: закладываются основы правильногоотношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации внем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большимивозможностями и перспективой.
В экологии центральными понятиями являются взаимодействиеотдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы— с общества живых организмов, проживающих на одной территории ивзаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров изближайшего окружения ребенка-дошкольника могут быть ему представлены и статьосновой развивающегося взгляда на природу и отношения к ней.
Итак, в основе экологического воспитания — адаптированныена дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообществоорганизмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания детей — формирование началэкологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольноговоспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачуличностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундаментличностной культуры, гуманистические качества в человеке.
Формирование начал экологической культуры — этостановление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе вовсем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям,создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это такжеотношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и ихзависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих уменийсозидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культурыскладываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых спредметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, ихсредой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природногопроисхождения.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольномдетстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этогопроцесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественнымиисследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватываетследующий круг вопросов:
— связь растительных и животных организмов со средойобитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой впроцессе роста и развития;
— многообразие живых организмов, их экологическоеединство; сообщества живых организмов;
— человек как живое существо, среда его обитания,обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
— использование природных ресурсов в хозяйственнойдеятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановлениеприродных богатств.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений иживотных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от неепозволяет сформировать у дошкольников первоначальные представленияэкологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи являетсяприспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующихс внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, детипознают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды наразных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрениетруда людей как средообразующего фактора.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группамиживых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторыхэкосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внестипонимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление огруппах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.
Третья позиция берет начало, в экологии человека, онапозволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека,которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детейзакладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образажизни.
Четвертая позиция это элементы социальной экологии,позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование вхозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этимиявлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение кприроде, ее богатствам.
В процессе экологического воспитания могут иметь местоследующие виды деятельности:
— сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события вприроде или природосозидающую деятельность взрослых;
— практическая деятельность по созданию или поддержаниюусловий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), атакже деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
— детское творчество на основе впечатлений от природы илидеятельности людей в природе;
— общение с природой, контакт с объектами растительного иживотного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочныесуждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае сживотными);
— экспериментирование: практическая познавательнаядеятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь втом случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живогосущества и не носят деструктивный характер;
— речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие вбеседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений оприроде с помощью слова;
— наблюдение (самостоятельная познавательнаядеятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельностилюдей в природе;
— просмотр книг, картин, телепередач природоведческогосодержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихсяпредставлений о природе.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности,уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связываетэкологическое воспитание со всем процессом развития личности маленькогоребенка.
В течение года с детьми средней группы детского сада № 11г.Мыски проводилась работа по программе «Юный эколог». Началась она сдиагностики, с выявления отношения детей к природе и ее объектам. В специальнойтетради фиксировались любые проявления ребят, их действия, как положительные,так и отрицательные.
Диагностирование выявило самое разное отношение детей кприроде: и доброе, и злое, и безразличное, и неосознанное. Наличие любопытствау одних, и полное отсутствие интереса у других, активность и пассивность, агрессивностьи милосердие.
Перед нами стояла задача — научить детей наблюдать, развиватьу них внимание, способность самостоятельно замечать свойства предметов иявлений, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого.Например, Корольков Коля пришел в группу весной. Вообще мальчиксообразительный, дисциплинированный. Но было видно, что особого интереса крастениям не проявлял, к животным тоже. На прогулке Коля стоял рядом с кустом,дергая его из стороны в сторону. Когда делали ему замечание, он смотрел отсутствующимвзглядом, не понимая сути дела. Потребовалось специальное объяснение, что этостебель, что он живой. А уже в августе от Коли можно было услышать следующеезамечание Кристине, когда она рвала цветок на клумбе. Он говорил: «Цветы нельзярвать, ими надо любоваться, их можно нюхать, не срывая. Они же быстро завянут».
В конце мая был проведен цикл наблюдений за одуванчиками.
Первое наблюдение было проведено в солнечную погоду.Одуванчиков было много, и дети на вопрос, что растет на лужайке, отвечали так:
— Одуванчики новые растут. Их очень много (Ира К.).
— Одуванчики раскрылись и смотрят на солнышко (Миша Г.).
— Среди травы выросли одуванчики. Это желтые цветочки. Ихмного. Целая полянка (Катя О.).
— Эти цветочки растут вместе. Эта полянка их домик. Одниуже расцвели. А другие еще не цветут (Лера Н.).
— Солнышко прячется, и становится холодно (Катя О.).
А Маша сделала такой вывод: «Когда одуванчиков много, тобывает лето». Когда после обеда, то есть вечером, возвращались с прогулки, тоодуванчики были закрыты. И на вопрос, почему они закрыты, дети отвечали: «Ониспать хотят».
На следующий день, после ночного дождя погода —пасмурнаяМаша, глядя в окно, сказала «Все небо в облаках. Темно, словно ночью».
Когда, выйдя на улицу, мы стали рассматривать одуванчики,то обнаружили, что они остались закрытыми. На вопрос, почему не раскрылисьцветы, дети отвечали «Они думают, что пойдет дождь», «Солнышка нет, и они нехотят раскрыться».
Таким образом, было установлено, по каким причинам нераскрываются одуванчики, когда им холодно, когда дождь, когда солнца мало.
К концу года все дети научились видеть вокруг себяинтересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшиеумозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать ихвзаимосвязь. Явно возрос интерес к ее значению дошкольники стали обнаруживатьсочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, удовлетворения, хорошеенастроение, активное доброжелательное поведение.

Заключение
Итак, основы целостного восприятия мира как единогоживого организма, в котором человек — неотъемлемый орган, могут быть заложены всамом раннем детстве. Для этого сами, воспитатели и педагоги, должны увидетьмир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этомпорядок, красоту, гармонию. Именно ощущение себя частью природы позволяет намсчитать себя экологическим человеком. Но для этого необходимо непрерывно-познавать, самообразовываться, саморазвиваться. Несомненно, для того чтобысохранить себя, человек должен сохранить природу, но чтобы это сделать, ондолжен развить и улучшить себя.
Все начинается с детства, и все в детстве закладывается.Задача воспитателей осознать и приложить все силы к формированию новогопоколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этогопедагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основистинной культуры в детях.

Список литературы
1.АшиковВ. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство покультурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.- М.:Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.- 132с.
2.ГорьковаЛ. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитаниюдошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы).- М.: ВАКО, 2005.-240с.
3.НиколаеваС. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования ивоспитания детей //Дошкольное воспитание.- №7.- 2002.- с.52-64
4.ПоповаТ. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологическогообразования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьноговозраста.- М.: ТОО фирма «LINKA- PRESS», 1998.- 190с.
5.Экологическоевоспитание дошкольников / сост. С. Н. Николаева.- М.: ООО «Фирма «ИздательствоАСТ», 1998.- 320с.