Формирование экологической культуры младших школьников

–PAGE_BREAK–

Содержание программы детского объединения «Юный эколог»

                                            (вариант 2).

             Срок

Содержание

Форма проведения занятий

Практические мероприятия

Экскурсии

Лабораторные работы

Исследования

                                                   сентябрь
Введение. Что такое экология?
Неживая и живая природа. Понятие живой и неживой природы;

Свойства живого. Среды обитания. Пищевые связи.

Беседа. Игра с мячом «Живое и неживое». Игра «море волнуется…»

Экскурсия в мини-зоопарк СЮН с целью ознакомления с многообразием живого мира.

Фенологические наблюдения «Осенние явления в жизни растений и животных»

октябрь

Связь между живой и неживой природой.
Про воздух и воду. Основные свойства воздуха и его значение для живых существ.
Экологический КВН «Дом, где мы живем»

Беседа с элементами рассказа.

Экскурсия с наблюдением природных объектов «Осень в жизни природного сообщества»

 Постановка опыта «отличительные признаки пресной и морской воды»

Наблюдение 

 «Сезонные изменения в природе»

ноябрь
Какие бывают растения. Представление о многообразии растений (травы, кустарники, деревья); Растения Пермской области. Какие бывают животные. Основные.
Беседа с элементами рассказа. Викторина «сокровище под нашими ногами»

Игра «Угадай животное»

Экскурсия в минизоопарк СЮН.

Моделирование экологической пирамиды

Исследование «влияние света на рост и развитие растений»
группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); Характерные признаки каждой группы.

декабрь
Что где растет, кто где живет. Систематизация представлений о растениях и животных различных мест обитания (лес, луг, водоем). Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие культурных и дикорастущих растений и их значение для человека.
Беседа с элементами рассказа, загадки лесной опушки, игра «Этажи леса»

Моделирование мест обитания (лес, луг, водоем)

«Глоссарий» сбор коллекции видов-индикаторов растений

                                           январь
Дикие и домашние животные. Разнообразие культурных и диких животных и их значение для человека Комнатные растения. Отличительные признаки комнатных растений; правила ухода за комнатными растениями
Беседа « Кто где живет?» Экологическая игра «Биоком»

Конкурс рисунков «Мое любимое растение»

Экскурсия в приют животных «Верность»

Экскурсия в зимний сад СЮН «многообразие комнатных растений»

Уход за животными и растениями в живом уголке СЮН

Наблюдение за своим домашним животным

Наблюдение за дыханием растений

февраль
Животные живого уголка. Особенности содержания животных (рыбки, морская свинка, хомячок, попугаи и т.д.) в живом уголке; Про кошек и собак. Разнообразие пород кошек и собак; правила ухода за питомцами.
Беседа с элементами рассказа. Игра «Рыбный бал короля»

Киноклуб «соседи по планете»

Выставка домашних животных

Экскурсия на ветстанцию «Основные правила ухода за домашними животными»

Уход за животными аквариумного зала.

Составление рационов питания для животных,

Наблюдения за животными в живом уголке.

март

март
Красная книга. Основные причины сокращения численности растений и животных; Красная книга Российской Федерации.
Беседа с элементами рассказа. Игровое шоу «Экологический менеджмент»

 Экскурсия в рыбинспекцию, в отдел охраны окружающей среды.

апрель
Невидимые нити. Экологические связи между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Игровые задания  «эко-логическая цепочка». Чтение и обсуждение книг о природе

Постановка опыта «Поддержание биологического равновесия в аквариуме»

май
Итоговое занятие. Подведение итогов.
Дидактическая игра Экологический светофор. Кто самый важный?

Выставка рисунков.

    продолжение
–PAGE_BREAK–

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важной составной частью экологической культуры младшего школьника является формирование осознанного экологически сообразного поведения и здорового образа жизни ребенка, умения адекватно взаимодействовать с миром природы и людей.   Кружок “ Юный эколог“ ставит перед собой следующие задачи:

1.      Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,  общества и человека.

2.      Формирование мотивов, экологически ценностных  ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к здоровью, природной среде, жизни, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

3.      Развивать: альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятие прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к миру природы.

4.      Формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем.

5.      Развивать знания и умения по оценке состояния и охране природного окружения.

6.      Формирование экологически ценностных ориентаций.

7.      Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

8.      Развитие практических умений и навыков по выполнению различных видов сельскохозяйственных работ (опытная работа, практические умения по высадке, пересадке и уходу за растениями и т.д.)

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

1)     принцип добровольности (зачисление в группу возможно только по  желанию ребенка);

2)     принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

3)     принцип научности (информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной);

4)     принцип адекватности возрасту (соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка);

5)     принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка);

6)     принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

7)     принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка);

8)     принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность);

9)     принцип интерактивного обучения (методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний);

10)принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).

В результате освоения программы каждый обучающийся должен:

Знать:

·        определения элементарных биологических понятий:(среда обитания: наземно-воздушная, почвенная, водная, организмы, местообитание, факторы среды, приспосабливаемость к среде обитания,);

·        основные проблемы охраны природы;

·        основные виды животного мира Пермской области.

Уметь и владеть:

– работать с литературой, обобщать знания;

– применять знания при решении биологических задач;

– ставить простейшие опыты;

– проводить элементарные наблюдения за животными и фиксировать результаты;

– соблюдать правила пребывания в уголке живой природы;

– корректно вести себя в природе;

— владеть умениями по написанию сообщений, логично излагать свои мысли.
2.3.        
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Важно, как педагог сочетает деятельность обучающихся, в стенах СЮН или школы, с изучением природной среды в окрестностях школы или города. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология города» может стать создание экологической тропы. Формирование тропы связано с изучением окружающей СЮН природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.

Досуговая деятельность позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Дети с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами ребенка рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения. (Приложение № 2 — 9)

Разнообразные виды деятельности детей взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы объединения «Юный эколог») ¾посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе (Приложение № 11).

Исследовательское направление работы объединения осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 2 класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Чайковского. В ходе работы нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе.  Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Данный проект  подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по выбранной проблеме. Например, детям предлагалось подготовить проекты и успешно их презентовать по темам: «Как научить попугая разговаривать?», «Условия необходимые для содержания рыбок в аквариуме», «Какие виды кормов предпочитает белая мышь?» (Приложение № 12).

 Интересно проходит работа по проекту Н.А. Рыжовой «Мое дерево». В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево ¾прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ¾довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

Проект включает три этапа работы. Первый этап ¾подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задачи проекта, проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий ¾дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны ¾береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива, т.е. происходит у детей воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ¾друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая ¾обычные, «человеческие» имена ¾Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у  их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен ¾это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.

Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом,  если познакомить родителей с целями и задачами работы по данному проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления.

Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в разное время года.

Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий ¾«Изучение ствола, коры».

1.     Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

2.     Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая». Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года.

3.     Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».

1.       Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?

2.       Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.

3.       Есть ли на стволе грибы?

4.       Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?

Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делают кормушки для птиц.

Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме.

Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.

«Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром возвращаются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые». (Написала Талипова Яна)

«У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталины, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Бондаренко Саша)

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе.

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.

         Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Процесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой).

         Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от начала самого наблюдения.

         Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.

         Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников – использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.

         Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Первая часть – обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет, дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным – таким его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть – анализ обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Мы заметили, что младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной  группе, по характерным признакам, учится отличать его от других однородных предметов. Следует подчеркнуть, что младшие школьники способны вычленить и различить несколько признаков в воспринимаемом предмете и явлении. Если воспринимаемый предмет малоизвестен детям, то развернутый анализ его проводится при непосредственном участии самого педагога.     Учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере овладения навыками, анализ и умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер. Третья часть – обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.

         Четвертый этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.

         Как показывает опыт работы, ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия.        

Схема наблюдения за животным.

         В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:

1.     Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.

2.     Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.

3.     Особенности и роль данного животного в жизни человека.

4.     Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
            Схема наблюдения за птицами.

1.     Отметьте, когда первый раз услышали вы в лесу голос кукушки. Успели ли к этому времени появиться на ветвях деревьев листва? А если кукушка прилетела на «голый лес», будет ли май теплым, парным – не подведет ли нас старинная примета? Постарайтесь проверить примету, о которой шла речь.

2.     Понаблюдайте, послушайте и отметьте дату, когда голоса кукушек стали смолкать, — эта дата будет означать, что кукушки закончили свои гнездовые заботы и прекратили подкладывать яйца в чужие гнезда. Если спустя некоторое время голоса кукушек послышаться вновь, знайте: кукушки снова принялись подкладывать яйца в чужие гнезда. К этому времени у пеночек, славок, коньков и у других птичек начались вторые кладки, и кукушки как бы не пожелали оставаться в стороне. Новая вспышка «кукования» расскажет вам не только о том, что кукушки принялись снова нести яйца – вы догадаетесь, что, и другие птицы тоже приступили к гнездовым делам, второй раз за эту весну и лето. Чем ярче, громче вспышка повторного «кукования», тем, следовательно, и больше пеночек, славок, коньков приступило ко второй кладке за лето.

Услышав повторное «кукование», вы сможете подсчитать, когда последние кукушки покинут ваши леса. Старые кукушки покинут ваш  лес и отправятся в дальнюю дорогу на юг еще в конце июля – в начале августа. А вот молодые птицы так рано собраться в дорогу не успеют – им еще надо подрасти, окрепнуть. Услышав повторное «кукование», отметьте дату этого события – эта дата означает, что в это время кукушки второй раз начали подкладывать свои яйца в чужие гнезда. Кукушонок появляется из яйца на 12-й день. Если теперь к дате начала повторного кукования прибавить 12 дней, то получится дата, когда кукушонок появится на свет, — кукушонок второго вывода. Дальше кукушонку следует отбыть положенный срок в гнезде, чтобы подрасти и, наконец, осмелиться покинуть это гнездо и попытаться начать самостоятельную жизнь. Обычно в гнезде кукушонок находится около трех недель. Итак, со дня, кукушки начали повторно куковать, должно пройти почти пять недель, прежде чем кукушонок выберется из гнезда. Но и тогда он еще не будет летать – потребуется еще неделя, чтобы более или менее окрепли крылья. Ну, а теперь пора собираться в дальнее странствие? Нет, срок путешествия еще не наступил. Чуть ли не целый месяц послу вылета из гнезда кукушонок будет пользоваться помощью своих приемных родителей – все это время без их помощи прожорливый птенец не сможет еще самостоятельно отыскать необходимое количество пищи. Закончится этот месяц, и только тогда молодая кукушка сможет двинуться в самостоятельную дорогу, сначала по окрестным местам, а потом и к местам зимовки. Так вы и подсчитаете срок отлета последних кукушек.

Данные заносим в таблицу:

№ п/п

Дата

Изменения в природе

Возможные процессы из жизни кукушки

1

Первый голос кукушки

?

?

На 12-й день кукушонок появится из яйца

2

Смолкание голосов  кукушек

?

Окончание гнездовых забот

Вторая вспышка «кукования»

?

Начало второе откладки другими птицами

Повторное подкладывание яиц в чужие гнезда

Через 1-2 недели старые кукушки покинут наш лес и отправятся в дальнюю дорогу на юг

3

Вторая вспышка «кукования»

?

Через 11-12 дней появится из яйца кукушонок второго вывода

3-и недели кукушонок находится в гнезде. 1-а неделя чтобы окрепли крылья. Еще 1 чесяц прожорливый птенец не может сам отыскать необходимое количество пищи. Тогда молодая кукушка сможет двинуться в самостоятельную дорогу.

4

Отлет последних кукушек

?

2.4.          РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ.

В заключение формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез. Детям были предложены вопросы анкеты (см. гл. 2. 2.1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов. Например:

         Ответы учащихся   на вопрос: Что такое природа? Показали, что большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы дети наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека (приложение № 1, диаграмма №1).

Или   на вопрос: Что природа дает человеку? большинство учащихся дали правильные ответы (приложение № 1, диаграмма №2)

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос: Назовите охраняемые растения нашей местности (приложение № 1, диаграмма № 3). Полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним – двумя школьниками, стали известны большинству школьников.

Акцентируем внимание еще на ответах такого вопроса: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? Показывает, что у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности. (Приложение  № 1, диаграмма № 8).

Ответы учащихся на вопрос «Как человек разрушает природу?», свидетельствует, что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу (приложение № 1, диаграмма № 9).

Ответы учащихся на вопрос «Что могут сделать дети для охраны природы?», большинство детей осознало свою роль в охране и восстановлении природной среды (приложение № 1, диаграмма № 10).

Анализируя данные двух анкет видно, что у детей повысился уровень экологической культуры. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так, например, Малых Дима прочитал и рассказал своим товарищам сказку А. Дитриха и Г. Юрмина «Разноцветная речка» о вреде, который приносят промышленные заводы, загрязняя наши речки и озера. А Игорь Кравченко повесил кормушку и поделился со своими друзьями наблюдениями о том, какие птицы прилетали к его искусственной столовой. Группой детей был организован «голубой патруль» по очистке р. Мутнушки (Приложение № 11, фото 1). Пинаева Ирина, Сысоева Даша участвовали в посадке цветов (Приложение № 11, фото 2). Нагимов Денис, Логинова Оля занимались систематическими наблюдениями в природе, собирали лекарственные растения (Приложение № 11, фото 3). Быстрова Даша, Козгова Настя помогали ухаживать за домашними животными (Приложение № 11, фото 4).

Возрос интерес детей к проектной деятельности. Увеличилось количество детей экскурсоводов (2003 г – 3 человека, 2004 – 5 чел), консультантов по содержанию животных в домашних условиях (2003 г – 2 чел, 2004 г – 5 чел). Если в 2003 г презентовали свои проекты 2 человека, то в 2004 г – 4 человека.

 Формирующий эксперимент, проводимый по данной программе во 2 классе средней общеобразовательной школе № 1 г. Чайковского показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры.
    продолжение
–PAGE_BREAK–