–PAGE_BREAK–1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир»
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.
Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно — уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.
Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Воспитанию бережного отношения к природе, как отмечает Е.Н. Ердаков в своей работе, способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде [36]. Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы [95,7].
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка (по М.Г. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову) [46, 21].
Т.И. Тарасова и П.Т. Калашникова под внеклассной работой по курсу «Окружающий мир» понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют ее направление, содержание, методы и формы, как-то: научность, связь с жизнью, трудом, практикой и т. д.[95, 7]
Внеклассная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.
Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.
Эффективность внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир в начальных классах и по биологии в старших классах. Наличие такой связи исключает элементы случайности в выборе тематики внеклассных занятий, обеспечивает научную основу проводимой работы [95,8].
А.Н. Захлебный и И.Т. Суравегина выделяют три линии взаимодействия урочных и внеклассных занятий: познавательную, ценностную и деятельностную.
Познавательные взаимосвязи обусловлены единством содержания экологического образования. Знания, полученные на уроке, углубляются во внеклассной работе путем наблюдений окружающей среды, чтения литературных источников, просмотра телевизионных передач, а также работы с другими источниками. В процессе развития знаний формируется их оценка учащимися.
На внеклассных занятиях школьники получают знания об экологическом состоянии своего региона, его экосистем, сообществ территорий нашей страны и биосферы в целом, что позволяет сформировать обобщенные знания о проявлении экологической опасности на этом уровне.
В процессе ролевой игры, при подготовке рефератов, на школьной конференции учащиеся расширяют и углубляют знания о видовом многообразии биосферы и влиянии человека на нее.
Ценностный подход в экологическом образовании реализуется во взаимосвязи естественнонаучных знаний учащихся с социальными аспектами экологии. Специфической особенностью ценностного подхода является то, что проблемы охраны окружающей среды рассматриваются и по отношению к человеку. Широкое понимание ценности природы дает возможность более полно рассматривать направления ее использования человеком и обществом в целом [95].
Базисные и природоохранительные знания, формируемые учителем на уроках, безусловно, влияют на поведение школьников в окружающей среде, отношение к объектам природы. Знания создают предпосылки включения учащихся в разнообразную деятельность по охране и восстановлению природы, но непосредственно в рамках урока организовать эту деятельность весьма трудно, да, чаще всего, и невозможно. На занятиях и других формах внеклассной работы учитель имеет возможность включать школьников в практическую деятельность по изучению экологических проблем родного края, охране растений и животных. Таким образом, и осуществляется третья линия взаимодействия классных и внеклассных занятий – деятельностная. Осуществление ее в практике экологического образования имеет особенно большое значение, так как самым наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая деятельность, в которой отражается нравственно-этические и ценностные идеалы, эстетические чувства, понимание научных основ взаимодействия общества и природы. Организации практической экологической деятельности учащихся следует уделять большое внимание, как в учебной, так и во внеклассной работе [95,11].
Материал, используемый при проведении внеклассных занятий по чтению, изобразительному искусству, технологии, может иметь экологическую направленность, способствовать формированию экологической культуры школьников. Целеустремленность внеклассной работы предполагает при проведении каждого занятия постановку конкретной цели, решения определенных воспитательных и образовательных задач, а это требует умелого подбора учителем содержания, методов и приемов работы, наличия преемственности в постановке и решении воспитательно-образовательных задач.
В процессе скоординированной внеклассной работы учитель решает следующие задачи:
· вооружение учеников дополнительными знаниями, отражающими закономерности окружающего мира, свойства и взаимосвязи предметов, явлений, соответствующими характеру современной науки, уровню ее развития предполагает принцип научности.
· воспитание детей в коллективной деятельности обязывает учителя отобрать такие формы и методы внеклассной работы, в процессе которых организуется совместная деятельность учащихся. Педагогически правильная организация внеклассной работы способствует созданию между ребятами дружеских отношений, воспитывает требовательность, внимание и заботу друг к другу.
Систематичность, последовательность и перспективность в работе повышает эффективность внеклассных занятий. Добровольность, активность и самостоятельность отличают участия школьников во внеклассной работе от учебной. Здесь они могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают.
Связь внеклассной работы с учебными занятиями состоит в объединении усилий учителей по формированию ценностных ориентаций учащихся, развитию нравственно-эстетических чувств школьника, его приобщение к опыту принятия научно обоснованных решений в области природопользования.
Изучение практики школы по экологическому образованию свидетельствует, что в этой работе уделяется недостаточное внимание рассмотрению природы как источника красоты, здоровья и научно-познавательной деятельности людей. Знания учащихся отражают в основном материальную значимость природы. При изучении программного материала школьники широко обсуждают правила поведения в природе, ситуации морального выбора, описанные в разнообразных источниках – книгах, журналах, газетах. Повседневная практика ставит школьника в условия, где приходится принимать решения в реальных ситуациях, условиях — на прогулках в лес, в парк, при выполнении исследований на экскурсии, в походах, в работе на пришкольном или приусадебном участках, в живом уголке и т.д. Такие ситуации возникают постоянно. При этом задача учителя состоит в том, чтобы обратить внимание школьников на событие, помочь оценить поведение участников и, если можно, исправить допущенные ошибки, найти правильное решение, поощрить усилия, направленные на разрешение конфликта. Значительными возможностями в решении указанной задачи располагает внеклассная работа. Удовлетворение различных потребностей человека и его повседневной деятельности вносит в природу непредвиденные изменения, которые оказывают как положительные, так и негативные воздействия. Знания об антропогенных факторах, которые учащиеся получают при изучении программного материала, включают в себя информацию о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, об изменениях в природе, наступающих в результате воздействия человека, о последствиях, которые возникают в результате таких изменений, о влиянии их на здоровье человека и его хозяйственную деятельность [95,10].
Е.П. Торохова считает, что большое значение имеет пример учителя, который активно влияет на сознание и поведение учеников, на их отношение к природе. Педагогу важно строить внеклассную работу на краеведческой основе, которая помогает детям постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства.
Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Главными из них являются:
· учет возрастных и психологических особенностей восприятия и
познания природы школьниками;
· усиление межпредметных связей;
· реализация краеведческого подхода; — тесная связь с жизнью и трудом;
· взаимосвязь учебной и внеклассной работы;
использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
· формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами [101].
Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
И.М. Чередов указывает на то, что выбор конкретной формы внеклассного занятия по формированию экологической культуры зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов и местных условий [108].
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» очень разнообразна:
· индивидуальная работа;
· групповая работа;
· массовые мероприятия.
Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.
Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.
К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» следует относить:
· эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.
· основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др.
Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН [48, 200].
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Чаще всего в кружках занимаются 15-20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.
По мнению В.М. Минаевой программа экологического кружка должна отражать основные аспекты содержания экологического образования:
¾научно-познавательного;
¾ценностного;
¾нормативного;
¾практически-деятельностного.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:
· проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;
· экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;
· внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;
· организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;
· проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;
· ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;
· беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;
· оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов [58].
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования экологической культуры учащихся [48].
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся [51].
К специфическим признакам экскурсии относят:
· быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;
· способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
· способ предметного изучения;
· эмоциональность.
Педагогическое значение внеклассных экскурсий очень велико. Особую значимость имеют экскурсии в природу. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.
Велико и воспитательные возможности экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.
Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу [48,173].
Среди форм внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова и др. выделяют эколого-краеведческукую исследовательскую работу. Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования: изучении разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния окружающей среды, основных ее компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также в практическую природоохранную деятельность. Тематика исследований окружающей среды может быть разнообразной. Например, «Изучение экологической обстановки в классе, в школьном помещении», «Изучение экологического состояния территории школы», экологический проект «Реки родного края» и др. [95,37].
Проведение недели экологии также является одной из форм внеклассной роботы. В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремиться повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями. Праздники имеют большое воспитательное значение [13,79].
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования [1, 68].
Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.
Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.
С точки зрения отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский. В.С.Мухина, игра — это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Известный психолог С.Л.Рубинштейн считает, что игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.[88,99]
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности младших школьников — их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью экологического образования младших школьников. Учитывая положительные стороны игры, надо отдать ей должное как важнейшему средству воспитания экологической этики, культуры отношений человека с природой [1, 69].
Одни игры — серьезные, деловые — более подходят для подростков, юношества и взрослых. Другие — дидактические, познавательные, ими пользуются на всех этапах обучения. Третьи — сюжетно-ролевые, или просто ролевые, — интересны для всех возрастов — и младшего, и подросткового. Поэтому в практике начальной школы особенно часто используются дидактические, обучающие игры и несколько реже — ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического образования младших школьников[1, 69].
В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин, в том числе и у учителей начальных классов [45, 65].
Учебный проект –это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных знаний, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят:
1. наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
2. планирование действий по разрешению проблемы;
3. исследовательская работа учащихся.
Результатом деятельности является «продукт», т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный «продукт» должен быть представлен в виде презентации.
В современной методической литературе описано несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты [30, 35].
Учебный проект для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. [30, 36]
В учебном проекте моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой деятельности.
Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой Е.Н. Землянская представляет в виде таблице, отражающей деятельность учителя и учеников: [43, 57]
Учитель
Ученик
Первый этап- «погружение» в проект
Постановка проблемы, целей и задач исследования
Выбор проблемы, вживание в ситуацию
Второй этап – организация деятельности
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач
Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы
Третий этап – осуществление деятельности
Консультирование и контроль
Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)
Четвертый этап – презентация проекта
Обобщение и разюмирование результатов
Демонстрация результатов исследования
Пятый этап – оценка работы
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей
Взаимооценка
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
Комплексное использование описанных выше форм внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», по мнению ученых способствует развитию у младших школьников интереса к познанию природы, исследованию ее экологического состояния, поиска причин и источников загрязнения окружающей среды. А главное, дает возможность проводить с детьми посильные практические работы по охране природы родного края.
продолжение
–PAGE_BREAK–Выводы по первой главе
На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, чтоэкологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды.
Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Необходимо вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Большие возможности для включения учащихся в практическую деятельность дает внеклассная работа по курсу «Окружающий мир», под которой методисты понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время.
В последнее время во внеклассной работе широко применяются инновационные методы. Как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников разработаны и отражены недостаточно.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 класса
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ СОШ №3 г. Уварово Тамбовской области. Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся четвертых классов.
Контрольную группу составили 15 детей 4 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 4 «В» класса.
Целью эксперимента является доказательство гипотезы. Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.
Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей:
1 этап- подготовка и осуществление констатирующего эксперимента (применение метода анкетирования);
2 этап- подготовка и осуществление формирующего эксперимента, в ходе проведения внеклассной работы по окружающему миру, используя экологический материал;
3 этап — контрольный эксперимент.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
2.1 Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов. [61]
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
· высокий уровень;
· средний уровень;
· низкий уровень.
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень:недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень:незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
· учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной – 0 человек;
· учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной – 5 человек;
· учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной – 10 человек.
Результативность анкетирования определялась по формуле
F/ N* 100%,
где F– количество верных ответов
N– количество учащихся.
Контрольная группа:
1/15*100% = 6,7%
3/15*100% = 20%
11/15*100% = 73,3%
Экспериментальная группа:
0/15*100% = 0%
5/15*100% = 33,3%
10/15*100% = 66,7%
Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры учащихся на начальном этапе представим в таблице.
Таблица 1.
Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на начало исследования.
Уровень сформированности
экологической культуры
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Количество учащихся, %
низкий (1 – 3)
10 / 66,7%
11 / 70,3%
средний (4 — 6)
5 / 33,3%
3 / 20%
высокий (7 — 8)
0 / 0%
1 / 6,7%
Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся четвертых классов, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей, путем включения их во внеклассную работу
2.2Разработка дидактических материалов для внеклассной работы, направленных на формирование компонентов экологической культуры и апробирование его в эксперименте
На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического образования младших школьников мы разработали методику организации и проведения занятий кружка «Юный эколог».
Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т. е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.
В основе работы кружка лежит краеведческий принцип. Исследование школьниками реальной жизни в процессе занятий дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций о состоянии природной среды, поведении людей в природе. Это позволяет детям извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.
Тематика занятий кружка «Юный эколог» составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для учащихся четвертых классов на полгода обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.
Главная цель работы кружка заключается в формировании у учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Формировать ряд базисных природоохранительных понятий.
2. Изучать природу окрестности школы, выявлять природные объекты, нуждающиеся в охране.
3. Включать учащихся в разнообразную творческую и практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
4. Сохранять и укреплять здоровье детей.
5. Прививать любовь и интерес учащихся к природе.
В целом содержание занятий кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природы.
При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
· познавательном;
· творческом;
· практическом;
· исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы кружка предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.
Изучение растительного и животного мира родного края, влияния окружающей среды на здоровье человека связано с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») ¾озеленением класса, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе и к своему здоровью.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проектов, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
В содержании программы кружка выделяется четыре раздела: «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными комнатными растениями, правилами ухода за ними, участвуют в проектной деятельности; « Я и животные» — учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц; при изучении раздела «Я и окружающая среда» кружковцы получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки; раздел «Я и мое здоровье» направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников путем вовлечения их в проектную деятельность, организации подвижных игр, выставки рисунков.
Представим примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»:
познавательные
мероприятия
творческие
задания
практические
мероприятия
исследовательские
мероприятия
Я и животные
Беседа «Зимующие в нашем городе птицы»
Дидактическая игра «Напиши письмо пернатому другу»
Экскурсия «Помоги пернатым!»
«Птичья столовая»
Я и растения
Путешествие на родину
Комнатных растений.
Сочинение сказок «Комнатный цветок с другой планеты»
Проект «Зеленый уголок в моем классе»
Я и окружающая среда
Рассказ учителя «Виды загрязнений окружающей среды»
Изготовление поделок из бросового материала.
Акция «Школа без мусора»
Мини исследование «Мусорный вопрос».
Я и мое здоровье
Познавательная викторина «Лекарственные растения»
Выставка рисунков «Мой спортивный уголок»
Подвижные игры на свежем воздухе.
Проект «Враги наших зубов»
Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 4 «В» класса МОУ СОШ №3 им. А.И. Данилова города Уварово Тамбовской области.
Программа кружка предполагает вовлечение детей в проектную деятельность. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. В процессе работы кружка было осуществлено два проекта: «Зеленый уголок в моем классе» и «Враги наших зубов».
Целью проекта «Зеленый уголок в моем классе» является включение детей в творческую и практическую деятельность по созданию фито дизайна в классной комнате.
Занятие «Путешествие на родину комнатных растений» (см. приложение) мы проводили в кабинете биологии, так как в нашем классе очень мало комнатных растений, которые можно использовать как наглядный материал. Некоторые дети сразу это заметили и предложили посадить комнатные цветы, чтобы в классе было красиво и уютно. Эта идея понравилась кружковцам, и мы решили создать проект «Зеленый уголок в моем классе».
На занятии было организовано обсуждение задач и ресурсов проекта. Учащимся было очень сложно представить, каким будет зеленый уголок, какие будут растения. Поэтому поставили задачу: подготовить эскизы уголка и обсудить их. Вторая задача – отобрать растения – была предложена детьми после бурного обсуждения вопроса о том, что должно расти в классе. Третья и четвертая вытекали из рассказа учителя о составе работ: подобрать почву, размножить и посадить растения.
Детям мы предложили критерии для оценки продукта: должны быть отобраны и посажены те комнатные растения, которые подходят для классной комнаты, они должны быть правильно посажены в горшки, должна быть правильно подобрана почва для каждого растения, растения должны быть разные. В ходе обсуждения учащиеся сами задали критерий: должны быть посажены такие растения, которых нет в классах начальной школы или встречаются редко. По этим критериям была дана устная оценка проекта.
При составлении плана действий жестких рамок мы не задавали, но вели детей по определенному пути. Например, в связи с обсуждением задач учащиеся вышли на проблему ресурсов: возник вопрос о том, где взять растения. Учащиеся предложили купить их в магазине, но, узнав цены, пришли к выводу, что это очень дорого. Тогда предложили взять отростки дома, у родственников и знакомых.
Совместно составили план работы:
1. Выявить, какие растения наиболее часто встречаются в кабинетах начальной школы.
2. Определить видовой состав растений уголка.
3. Найти сведения о выбранных растениях.
4. Создать эскиз зеленого уголка.
5. Подобрать посадочный материал и все необходимое для посадки.
6. Оформить зеленый уголок.
Проект осуществлялся по данному плану. Пройдя по кабинетам, вместе с ребятами мы определили, что практически в каждом классе встречаются такие растения: фиалки, пеларгония, бальзамин, бегония декоративнолистная, плющ обыкновенный, сингониум ножколистный и др. После этого кружковцы вспоминали, опираясь на атласы комнатных растений, какие растения есть у них дома, и они могут принести отростки для уголка. Таким образом, мы определили, что в зеленом уголке будут представлены следующие растения: цикломен персидский, эписция медная, пахистахис желтый, примула, глоксиния, алоказия крупнокорневая, драцена. Как только определились с видовым составом, сразу же преступили к поиску сведений о данных растениях. Для этого мы предложили детям различную литературу (Атлас комнатных растений: 400 популярных видов.- М.: Издательство «Эксмо», 2005.).
Одним из важных пунктов проекта является выполнение детьми творческого задания – создание эскиза зеленого уголка. К этому заданию ребята подошли ответственно и предложили множество интересных вариантов оформления уголка. После обсуждения всех вариантов, мы выбрали наиболее подходящий для нашей классной комнаты.
К проекту были привлечены и родители. Они помогли ребятам отделить отростки растений, укоренить их, подобрать цветочные горшки и подготовить почву, а также сделали полочку для цветов. Посадка растений происходила под нашим руководством.
Завершением работы стало оформление зеленого уголка. Однако оформление было выполнено не по эскизу, хотя он был выполнен. Учащиеся с интересом и большой ответственностью подошли к выполнению всех заданий предусмотренных проектом. Кружковцы были довольны своей работой.
Проект «Зеленый уголок в моем классе» раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями.
Главной целью проекта «Враги наших зубов» является включение детей в исследовательскую деятельность, направленную на выявление условий, способствующих сохранению здоровья зубов.
Задачи проекта:
1. Изучить строение зубовчеловека.
2. Выявить причины заболевания зубов у детей.
3. Провести опыт: влияние различных веществ, входящих в состав продуктов питания, на состояние зубов.
4. Сформулировать рекомендации по сохранению зубов младших школьников.
Проект осуществлялся в три этапа: подготовительный, технологический, заключительный.
Мотивацией для осуществления данного проекта послужили жалобы детей на зубную боль. Тогда детям мы предложили выяснить причины заболевания зубов. Эта затея им понравилась, и мы преступили к реализации проекта.
На подготовительном этапе после сообщения темы вместе с детьми мы составили план осуществления проекта, определили, какие вещества и оборудование необходимы для опыта, а также методику проведения опыта. Также нами была организована встреча с медицинским работником школы, который познакомил детей с причинами заболевания зубов, правилами ухода за ротовой полостью. Учащиеся с помощью родителей выяснили, в каких продуктах содержатся такие пищевые добавки как лимонная и уксусная кислоты, пищевая сода, ванилин. На занятии мы обсудили сведения собранные детьми, а также выяснили, что из всех напитков большинство ребят предпочитают напитки Fanta, Spriet, CocaCola.
На технологическом этапе учащиеся под руководством учителя провели опыт по выявлению влияния пищевых добавок и газированных напитков на состояние зубов.
В стаканы с растворами следующих веществ: 6% раствор уксусной кислоты, 6% раствор лимонной кислоты, 2% раствор ванилина, раствор пищевой соды, CocaColaбыла опущена яичная скорлупа. Для исследования мы взяли именно данные вещества, т. к. кислоты (лимонная и уксусная) содержатся во многих продуктах питания, например, в конфетах, консервированных овощах и фруктах, в зефире, майонезе, мармеладе, кондитерских изделиях и др., пищевые добавки (ванилин, пищевая сода) – в хлебобулочных изделиях, а напиток CocaColaи другие подобные ему напитки – излюбленное лакомство детей. Как аналог зубной эмали использовали яичную скорлупу, так как в ее состав, также как и в состав зубов, входят соли кальция.
Дети вели наблюдение за изменением состояния яичной скорлупы в течение месяца. Были получены следующие результаты: наиболее разрушительное влияние на яичную скорлупу оказали лимонная и уксусная кислоты, напиток CocaCola(в растворе лимонной кислоты яичная скорлупа превратилась в белые хлопья, в растворе уксусной кислоты скорлупа практически растворилась, в CocaCola– потрескалась и потемнела). Менее опасным для скорлупы оказался раствор ванилина, (яичная скорлупа не разрушилась, но пожелтела). Пищевая сода не оказала какого-либо воздействия на скорлупу. По результатам наблюдений дети пришли к выводу: лимонная и уксусная кислоты, а также напиток CocaColaоказывают разрушительное воздействие на зубную эмаль, что вызывает зубную боль.
Продуктом проекта является разработка детьми рекомендаций по сохранению здоровья зубов. Ребята рекомендуют сократить употребление продуктов питания содержащие данные кислоты (леденцы, мороженое, майонез, консервированные овощи и фрукты и др.), а также исключить из рациона питания напиток CocaColaи другие газированные напитки.
Ценность данного проекта состоит в том, что дети сами убедились опытным путем, что здоровье зубов зависит от многих факторов, в том числе и от продуктов питания и добавок, содержащихся в них.
Таким образом, использование проектного метода во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», на наш взгляд, способствует расширению экологических знаний детей, включению их в исследовательскую и практическую деятельность, развитию творческих способностей, а главное, формированию здорового образа жизни.
Программой кружка предусмотрено проведение детьми мини исследования «Мусорный вопрос», в ходе которого ребенок определяет, как сильно он и его семья, жители родного города загрязняют окружающую среду (см. приложение).
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3 Определение результативности экспериментальной работы
Для выявления эффективности работы разработанного нами кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. Он состоял в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.
Нами были получены следующие результаты:
· учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 5 человек;
· количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 10 человек;
· учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 0 человек.
Результативность анкетирования:
Контрольная группа:
F/ N* 100%,
1/15*100% = 6,7%
6/15*100% = 40%
8/15*100% = 53,3%
Экспериментальная группа:
F/ N* 100%,
6/15*100% = 40%
10/15*100% = 60%
0/15*100% = 0%
Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице.
Таблица №2
Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.
Уровень сформированности
экологической воспитанности
Экспериментальная группа
Контрольная
группа
Количество учащихся, %
низкий (1 – 3)
0 / 0%
8 / 53,3%
средний (4 — 6)
9 / 60%
6 / 40%
высокий (7 — 8)
6 / 40%
1 / 6,7%
Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили, что в экспериментальной группе уровень экологической воспитанности детей намного выше, чем в контрольной группе.
Для выявления эффективности разработанных нами занятий кружка сравним результаты анкетирования на начальном и заключительном этапах эксперимента.
Таблица №3.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Уровень сформированности
экологической культуры
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Количество учащихся, %
низкий (1 – 3)
10 / 66,7%
0 / 0%
средний (4 — 6)
5 / 33,3%
9 / 60%
высокий (7 — 8)
0 / 0%
6 / 40%
Мы видим, что не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 60%, а высокий 40%. После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным. Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников – экологической воспитанности, стал значительно выше.
Выводы по второй главе
Несмотря на активную работу по экологическому воспитанию в школах, уровень сформированности компонентов экологической культуры младших школьников, как показало исследование, остается достаточно низким.
Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению уровня сформированности компонента экологической культуры – экологической воспитанности школьников.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась.
Заключение
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
В первой главе мы рассмотрели теоретические подходы к проблеме экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», и пришли к выводу, что проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), раскрыта особая роль внеклассной работы в формировании компонентов экологической культуры, а также содержание экологического воспитания. Но как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников, на наш взгляд, разработаны и отражены недостаточно.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная во второй главе, показала, что уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников очень низкий. Повышению уровня экологической воспитанности способствовала работа кружка «Юный эколог», что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Подготовка дипломной работы убедила нас в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Список литературы
1. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. — №12.
2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.
3. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. — №1.
4. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. — №2.
5. Анашина А.В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. — №8.
6. Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. — №4.
7. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.
8. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. — №12.
9. Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. — №6.
10. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.
11. Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. — №6.
12. Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. — №12.
13. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. — №6.
14. Булатникова Т.Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. — №12.
15. Васильева Л.В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. — №7.
16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. — М.: Баласс, 1999.
17. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1 —2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.
18. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. — М.: Вентана-Граф. 1999.
19. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999
20. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. -№4.
21. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа. – 2003. – №2.
22. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- «Детство — пресс», 2006. – 496 с.
23. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С… Дежниковой. – М.: Тобол, 1997. – 96 с.
24. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1996. — №6, 62-76 с.
25. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1991.-480 с.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. — М: Детская психология, 2001. — 362 с
27. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру // Вестник образования России, № 6, 2004, с.- 51
28. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. – М., 1998.
29. Гордеева В.А., Ельшина Т.Б., Родина О.Н. Путешествие лучика. // Начальная школа. – 1999. — №12.
30. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. — № 6, 35 – 39 с.
31. Дерим – Оглу Е.Н., Фролова М.А. Экскурсия на лесную опушку. // Начальная школа. – 1997. — №4.
32. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21
33. Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. – 2003. – №6.
34. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. – 2001. — №3.
35. Егорова О. А. Природа – наш общий дом. // Начальная школа.- 2006. — №6.
36. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. — №7.
37. Ермаков Д.С., петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2004, №4.
38. Ермоленко В.В. Краски золотой осени // Начальная школа. 2007. — №8.
39. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 1998. — №6.
40. Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. – 2005. — №4.
41. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.
42. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.
43. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.
// Начальная школа. – 2005. — №9, 55-59 с.
44. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного
метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. — №2, 96- 101 с.
45. Клепинина 3. А. Природа и люди. 1—4 классы. Книга для учителя начальных классов. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999.
46. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
47. Кожевникова И.А., Акимова В.П. Путешествие во времени и пространстве. // Начальная школа.- 2003. — №5.
48. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.; «Академия», 2004.
49. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 1998. — №6.
50. Кривенко В.Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников. // Начальная школа. – 2002. — №7.
51. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. // Начальная школа. – 2007. — №11.
52. Кульневыч С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Воронеж: Учитель, 2004. – 168 с.
53. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников. // Начальная школа. — №7.
54. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 — №7.
55. Листок на ладоши: методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. / Под редакцией Л. М. Малевцовой. – «Детство — пресс», 2005. – 112 с.
56. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 480 с.
57. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб.завед.- М.: Издат.центр «Академия», 2000
58. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. – Мн.: Нар. асвета, 1980.
59. Минаева В.М.Н. Экологическое воспитание в начальных классах. — Мн.: Нар. асвета, 1987.
60. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.
61. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996
62. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
63. Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа. – 2002. — №3.
64. Новолодская И.Г. Методика развития экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. – 2002. — №3.
65. Орлова Л.А. Игра «Кто лучше знает природу?». // Начальная школа. – 2005. — №7.
66. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. – М., 2000.
67. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1998. — №5.
68. Педагогика.- Учебник/Под ред. Л.П.Крившенко.-М., 2005
69. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. — М: Академия, 2005.-218 с.
70. Петросова Р. Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе, М.: Академия, 1999.
71. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997.
72. Пеняева Е. Ю. В гостях у природы. // Начальная школа.- 2004- №6.
73. Поляк И. Ф. Осенняя экскурсия. // Начальная школа.- 2003. — №2.
74. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.
75. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников./На основе анализа их самост. учебн. деят. – М.: «Педагогика», 1975
76. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т.-М.: Академия, 2002
77. Руденко И.Н. Листья опадают – осень к нам идет: Театрализованная экскурсия. // Начальная школа. – 2004. — №10.
78. Рыжова Н.А. Напиши письмо мартышке: пособ. для учителя/Науч. ред. А.Н. Захлебный. – М.: Тобол, 1996. – 72 с.
79. Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линия – пресс, 2002. – 192 с.
80. Самкова В.А., Теплов Д.Л. Найди свой дом. Лесные экосистемы (Метод. Рекоменд. к игровому комплексу). Научн. Ред. Захлебный А.Н. – М., 1995.
81. Самоль Л. По склону оврага побежал веселый ручеек // Начальная школа.- 2005. — №7.
82. Саркисян А.Р. Пути реализации экологического образования. // Начальная школа. – 2006. — №12.
83. Северина Е.А. Не только сидя за партами. // Начальная школа. – 2005. — №5.
84. Серов И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., «Академия», 2005.
85. Симонова Л.П. Загадки как средство экологического образования. // Начальная школа. – 2003 №12.
86. Симонова Л. П. Как учить экологии в начальной школе: Пособие для учителя. – Тобол, 1999. – 88 с.
87. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. // Начальная школа. – 1998. — №2.
88. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: «Академия», 2000. – 160 с.
89. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими
школьниками. // Начальная школа. – 1999. — №5.
90. Склярова Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 2005. — №7.
91. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов. – Сборник научных трудов. / Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2003.
92. Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников. // Начальная школа. – 2001. — №7.
93. Степанова И.А. Работа по экологии и краеведению. // Начальная школа.- 2003. — №2.
94. Тарасова Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования /Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: Сборник научных трудов. – Борисоглебск, 2003.
95. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Борисоглебск: БГПИ, 2002. – 146 с.
96. Тарасова Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа — ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, 1996.
97. Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщение младших школьников к туристско-краеведческой работе с целью их экологического образования. // Начальная школа. – 1998. — №6.
98. Товпнпец И. П. Я и окружающий мир. Материалы к урокам. 1 класс. — М., 1998.
99. Толмазова Л.В. Удивительный мир растений. // Начальная школа.- 2004.- №6.
100. Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. – Д.: Сталкер, 1998. – 400 с.
101. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. // Начальная школа. – 2004. — №12.
102. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития.// Экологическое образование. – 2002, №1, с.3.
103. Утков П.Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа. – 2002. — №8.
104. Ушинский К, Д. О пользе педагогической литературы//Соч.: в6т.-Т.1.-с.36.
105. Филоиенко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. М.: Владос, 2000.
106. Халилуллина В.А. Встречи на экологической тропе. // Начальная школа. – 2006. — №10.
107. Чистякова Н.М. Экологическая, эстетико – валеологическая направленность школьной образовательной среды // Начальная школа. – 2007. — №2.
108. Чередов И.М. Формы учебной работы в ср.школе.Кн.для уч-ля.-М., 1993
109. Экология: Учеб. Программы для непрерывного экологического образования (детский сад – школа — вуз) /Сост. А.Н. Фомичев, Т.И. Тарасова, О.Я. Полякова. – Борисоглебск: БГПИ, 1995
110. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н.М. – М., 1996.
111. Ян Амос Коменский. Великая дидактика, гл10,8
продолжение
–PAGE_BREAK–