Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №187 с углублённым изучением отдельных предметов. «ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» Учебно-исследовательская работа по экономике Выполнила: Пермякова Екатерина, ученица 9 «А» класса Руководитель: Градусова Елена Ефимовна, учитель экономики. г.
Нижний Новгород 2007 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Введение… 2. Предпринимательство XIX века в России … 3. Понятие государственного предпринимательства… 4. Разновидности предприятий… 5. Формы собственности предприятий. Акционерные общества…… 6.Заключение….7. Список литературы…23 8.*Приложение*… 24 Введение. Я выбрала именно эту тему потому, что она очень важна для нынешнего экономического положения
в стране. Для ёе раскрытия я использовала документы, книги и журналы, изданные как и очень давно, так и в прошлом году. В начале 90-х годов предпринимательство как таковое только начинало развиваться, и если бы предпринимателям тех времён не предшествовали знаменитейшие русские купцы (такие, как Третьяков, Морозов, Мамонтов и т.д.), они бы не знали таких тонкостей, как Формы собственности предприятий или будь то понятие гос. предпринимательства как такового, последнее
не развивалось бы, а наоборот, умерло к нынешнему моменту (осталось бы на начальной стадии «зародыша») . Само по себе государственное предпринимательство представляет собой деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики. Такая тема показалась мне интересной, и я решила рассмотреть некоторые вопросы этой сферы поподробнее. Предпринимательство XIX века в
России. До 19 века на Руси это были купцы-первопроходцы , а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Проведение в жизнь великой реформы 1861 г. ознаменовало собой начало нового
революционного этапа в истории предпринимательства России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Глубоко народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной
культурой – они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах. Одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным.
Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Рассмотрим подробно наиболее известных предпринимателей России XIX века. С.И.Мамонтов. Общероссийскую известность как предприниматель Савва Иванович получил с постройкой Донецкой каменноугольной железной дороги, связавшей
Донбасс с Мариупольским портом. Строительство существенно ускорило индустриальное развитие этого чрезвычайно перспективного в экономическом отношении района. В 1876 г. правительство назначило для потенциальных концессионеров торги. Каждый из претендентов должен был представить свои проект и смету строительства будущих железнодорожных линий, общая протяженность которых составляла примерно 500 верст. Одним из соискателей был Мамонтов. Он вышел победителем и несколько лет занимался новым и большим делом.
Донецкая дорога была в основном проложена за 1878—1879 гг а завершилось строительство в 1882 году. Савва Иванович мог констатировать: “Дорога построена прекрасно”. В начале 90-х годов XIX в. она была выкуплена государством.Хорошо известна Частная опера Мамонтова. Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала
Шаляпина- гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра. Все начинания Мамонтова в культурной и общественной жизни требовали крупных расходов. Средства можно было получить лишь в результате предпринимательской деятельности, которая продолжала развиваться. В начале 90-х годов XIX в. правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продлить железнодорожную линию до
Архангельска. Коммерческие соображения при этом не были определяющими, так как особых финансовых выгод новая магистраль в обозримом будущем не сулила. Савва Иванович руководствовался убеждением, что надежное, круглогодичное транспортное сообщение будет способствовать хозяйственному развитию исконно русских областей и районов. М.К.Тенишева. (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических
знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было желание стать предпринимательницей : ею было создано Училище ремесленных учеников( под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей. «Созидательницей и собирательницей»
назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры. Баранов, Александр Андреевич, первый главный правитель российских колоний в
Северной Америке (1746 – 1819). Родом из Каргополя, Б. по торговым делам переселился в Иркутск, где устроил стеклянный и водочный заводы и занимался подрядами и откупами. Разъезжая по своим делам по Восточной Сибири, Б. записывал некоторые свои наблюдения и сообщал свои заметки в Вольное Экономическое общество, за что в 1787 году был избран в почетные члены.
В 1790 году принял предложение основателя русских североамериканских колоний занять место их правителя. Б прибыв в 1791 году на остров Кадьяк, занялся на первых порах расширением владений компании. Он занял новые места на американском материке в Кенайском и Чуготском заливах, основал (1796) поселение якутов в Беринговом заливе, в 1799 году построил крепостцу Ново-
Архангельск. Б. вел обширную торговлю пушным товаром; завел сношения с Кантоном, Манилой, Калифорнией, Сандвичевыми островами и Нью-Йорком. В 1818 году по болезни оставил должность правителя и умер в дороге близ острова Явы Ср. Нобель Людвиг Эммануилович – известный нефтепромышленник (1831 – 1888). Отец Нобеля имел в Санкт-Петербурге механический завод.
С 1876 г. Нобель стал заниматься находившейся в ту пору у нас еще в зачаточном состоянии нефтяной промышленностью. До Нобеля сырая нефть и керосин с места добычи на заводы обыкновенно доставлялись в бочках на телегах и в бочках же водой доставлялись в Нижний Новгород и оттуда развозились по России. При такой примитивной организации бакинские заводчики не могли выносить конкуренции американского керосина без возвышения на него пошлины. Нобель ввел перевозку нефти с промыслов на заводы трубой и
паровым насосом; организовал перевозку готовых нефтяных продуктов по Каспию и Волге в наливных железных пароходах и баржах, а по железным дорогам – в вагонах-цистернах; заменил прежние земляные ямы, служившие для склада нефтяных продуктов в бочках, железными резервуарами. Вследствие этих нововведений, а также разных технических приспособлений, примененных им при обработке нефти, русский керосин не только совершенно вытеснил из
России американский, но и явился сильным его конкурентом на заграничных рынках. Щукин Сергей Иванович .Родоначальник купеческой династии Щукиных Петр торговал мануфактурным товаром в Боровске. Во второй половине XVIII века отправился искать удачу в Москву. Его внук основал в 1878 году торговый дом И.
В.Щукин с сыновьями, занимался продажей ситцев Иваново-Вознесенских фабрик, Шуйской и Трехгорной мануфактур по всей Центральной России, в Сибири, на Кавказе, Урале, в Средней Азии, Персии. Совладельцами фирмы стали братья Петр, Николай и Сергей. За безошибочную интуицию и смелость
Сергея Ивановича звали в деловом мире министром коммерции. Он вел дела фирмы в Москве и имел стальную хватку. В 1905 году, в разгар всероссийской стачки, все были озабочены политической борьбой, а Сергей Щукин постепенно скупал имевшийся в наличии мануфактурный товар. Когда московское восстание было подавлено, он полностью владел рынком и, взвинтив цены, нажил целое
состояние. На пятом десятке, получив возможность после смерти отца Понятие государственного предпринимательства На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети
валового национального продукта. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости,
стимулирование научно-технического прогресса, и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь. Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию
ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции – до ¼, Италии и Великобритании – до 1/3, в Австрии и Франции – свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на
производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах
промышленных предприятий, увеличение числа рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности.
В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу
предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами,
банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают
их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать
преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий. Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму. Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны
разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: 1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей. 2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций. 3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей
среды. 4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение. 5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом. 6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы. Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства
или региона. Это прерогатива исключительно государства. В результате проведения «ваучерной» приватизации была решена одна из основных задач экономической реформы – создана необходимая для функционирования рынка «критическая масса» приватизированных предприятий. Около 70 процентов занятых в промышленности к 1 июля 1994 года стали работать на полностью или частично приватизированных предприятиях (рис. 1) в приложении), доля которых в общем объеме стоимости имущества
составила примерно 60 – 70 процентов. Наступивший период денежной приватизации в силу естественных причин (приватизация за деньги имеет гораздо меньший спрос, чем за чеки) привёл к резкому сокращению ее темпов. Произошёл переход от количественных параметров и динамики процесса приватизации к показателям качества функционирования приватизированных предприятий. Это означает, что оставшийся неприватизированным сектор экономики стал сокращаться невысокими темпами. В этих условиях резко повышается роль управления государственным
сектором экономики, особенно в связи с трансформацией организационно-правовых форм государственных предприятий. Стало ясно, что разрушение монополии государственной собственности не означает отказа от гос. собственности как таковой. Она остается, хотя попытки количественного определения ее роли в экономике страны едва ли можно признать плодотворными. Можно только утверждать, что этот сектор российской экономики в силу специфических путей развития России будет в обозримом будущем достаточно крупным.
Поэтому необходимо научиться управлять гос. собственностью по-новому, не реанимируя советскую административно-командную систему. Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения: 1.Государственное регулирование, которое включает установление нормативной базы рыночной экономики («правил игры») и применение косвенных, экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).(Так называемые «бюджетные» -больницы, госпитали,
дома престарелых, детские дома, школы и пр.) 2.Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО). (Сюда следует отнести предприятия космонавтики, военное и оружейное производство, трамвайно-троллейбусные парки и т.д.) К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия
с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет. Одновременно выстраиваются взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий – холдингами и финансово-промышленными группами.
Применяется и такая форма отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст). При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, основные потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство.
Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция понуждает предпринимателей снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте.
Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макро задач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму: социалистического переустройства плановой экономики в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или к глобальной приватизации и перехода к
капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё. Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия. «Казенными» называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие «казне», то есть государству.
Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями – потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного
управления. Казённое предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казённого предприятия, то РФ несёт субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115 ГК РФ. Собственник имущества, закреплённого за казённым предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории
предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность.
Расходы по их содержанию составляют весомую часть государственного бюджета. Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта
США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт. Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в
США). В данный момент казённых предприятий как таковых не существует. Разновидности предприятий. Существуют две разновидности гос. предприятий: коммерческие и некоммерческие. В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения.
Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом). Трудно уяснить, какое реальное содержание вкладывается в термин «полный коммерческий расчет» и в чем его принципиальное отличие от «полного хозяйственного расчета», который, несмотря на гигантские усилия
аппарата, так и не был реализован за годы социализма. Как показала зарубежная практика, в определенных условиях можно добиться достаточно высокой производительности подобных предприятий. Так, во Франции, отказавшись от политики «кольбертизма» (по имени министра финансов Людовика XIV, отстаивавшего необходимость руководить экономикой «сверху»), власти сократили вмешательство в деятельность крупнейших национализированных компаний.
В результате в условиях острой конкуренции государственные предприятия добиваются высоких показателей. Если потери автомобильного гиганта «Рено» в 1983 году превысили 12 млрд то в 1989 и 1990 годах его доходы составляли 9 млрд. франков (рис. 2) в приложении). Приносят прибыль и другие государственные концерны – «СенГобен», «Пешине» и другие. В то же время в Индии в начале 90-х годов на госсектор приходилось 46 процентов фондов, однако в нем
производилось лишь 27 процентов валового национального продукта (рис. 3) в приложении). Поэтому государственный сектор отступает почти всюду. С 1985 года около 50 стран продали государственные компании общей стоимостью примерно 300 млрд. долларов. В России едва ли можно рассчитывать на успешную работу подобной группы предприятий в условиях, когда права на управление предприятием будут (во всяком случае формально) принадлежать предприятию, а материальную
ответственность за качество этого управления будет нести государство-собственник. К государственным некоммерческим организациям согласно ст.116-123 ГК РФ относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения),фонды, учреждения, ассоциации и союзы. Согласно ст.116 ГК РФ потребительским кооперативом признаётся добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе
членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путём объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу потребительских кооперативов относят жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и др. Общественные и религиозные организации признаются юридическими лицами и, как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, приобретают правовое положение, определяемое нормами
ГК РФ. Учреждения- единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. К числу учреждений относится большинство разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, соц. защиты и т.п. Не будучи собственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Формы собственности предприятий.
Акционерные общества. Чтобы обеспечить проведение государственной структурной и промышленной политики, органы государства должны обладать таким действенным инструментом влияния на управленческие решения АО, как закрепленный в государственной собственности пакет акций. Наличие такого пакета является необходимым, но не достаточным условием эффективного управления госсобственностью. Целесообразно разработать механизм, при помощи которого реализация прав государства-собственника не
сковывала бы предприимчивость менеджеров и трудового коллектива предприятия. В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства.
Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО:
АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция. Можно обозначить три причины образования АО со 100-процентным капиталом: 1. Акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций не из государственной
казны. Так, в соответствии с п.5.12.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ (от 24 декабря 1993 года), приватизация активов объектов, не завершенных строительством, может происходить путем учреждения открытых АО со 100-процентным государственным капиталом с последующей продажей акций. 2.Форма АО по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность.
Нельзя забывать, что и в государственном АО формальным собственником имущества выступает АО, а не государство.Хозяйственная самостоятельность является условием коммерциализации деятельности предприятия. 3.Само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для устойчивых финансовых результатов. Необходимо установление действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и компетенции органов управления.
В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей. Государственное влияние на промышленную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления АО. Выпадает один из главных ее элементов – собрание акционеров.
Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником – государством. Целесообразно ввести в состав совета директоров наряду с представителями отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива, местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.). Представители трудящихся избираются трудовым коллективом, представители местного органа управления
назначаются этим органом, все остальные назначаются отраслевым органом управления. На подобном принципе представительства интересов формируется совет государственного АО во Франции. Совет директоров наделяется достаточно широкой компетенцией: он разрабатывает и принимает общие программы развития предприятия, бюджет и плановые расчеты, осуществляет займы, операции с недвижимостью, заключает контракты, назначает и увольняет генерального директора и других руководящих работников и
т.п. Некоторые решения совета (например, назначение и увольнение генерального директора) утверждает государственный орган управления (министр, в некоторых случаях вице-премьер). Что касается внутреннего управления фирмой (собственно управления производством), то совет делегирует определенные функции генеральному директору, осуществляя за его деятельностью соответствующий контроль. Как и на казенных предприятиях, целесообразно применять систему участия персонала в управлении производством.
АО со 100-процентным государственным капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Создается возможность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия. Наделение хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности по своим долгам создает объективные предпосылки „рыночного поведения” соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективность деятельности таких
АО сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассмотренной организационно-правовой формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО. Более перспективны АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций.
Такое акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи. Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для частного инвестирования предприятия. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.
В частности, являясь крупным инвестором, государство может оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ. В-третьих, создаются предпосылки нормальных (в отличие от ранее существовавших) взаимоотношений между собственником, менеджером и трудовым коллективом. Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять
права собственника через своих представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение, по крайней мере, трех лет состав совета директоров образуемых АО должен включать не менее 51 процента представителей государства. Правительство и Госкомимущество России вправе поручать на контрактной основе представление интересов государства в совете директоров определенным лицам, в том числе должностным лицам органов государственного
управления по представлению соответствующего министерства, ведомства, региона. При таком составе совета директоров проведение государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко. По ранее действующему законодательству контрольный пакет акций сохраняется у государства в течение трех лет. Считается, что в течение этого срока АО выйдет на такой уровень развития, при котором надобность в управлении государства как собственника
отпадет , и на предприятие можно будет воздействовать общими методами государственного регулирования. Но можно с уверенностью утверждать, что период «созревания» АО прямо зависит от характера отношений, которые будут складываться между государственными органами управления и АО, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Среди этих отношений необходимо выделить отношения между собственником и менеджером.
Именно здесь возникает реальная угроза реанимации административно-командной системы. Для того, чтобы угроза не превратилась в реальность, необходимо на деле осуществить разделение функций управления капиталом и производством. Должно быть четко зафиксировано, что ни собрание акционеров, ни совет директоров не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность менеджера. Их функции должны быть ограничены правом контроля и, что для российской практики особенно важно, процедура
осуществления этого контроля должна быть четко регламентирована. Государство, таким образом, может влиять на деятельность АО, но не как управляющий директор, а как собственник акционер. Отстранение государственных чиновников от прямого командования предприятием в области управления производством существенно изменит фактический статус хозяйственного руководителя, развяжет ему руки и позволит в максимальной
степени проявить свои способности. Конечно, обладая контрольным пакетом акций, представители государства могут провести на собрании любое устраивающее их решение, включая определение персонального состава совета директоров и генерального директора. Однако если государству принадлежит менее 100 процентов акций, влияние на принятие решений могут оказывать и другие акционеры. В первую очередь это относится к трудовому коллективу, в руках которого оказывается какая-то (обычно
значительная) часть акций, а также и другим инвесторам (от инвестиционных фондов до частных лиц). Разумеется, их возможности ограничены, хотя при определенных условиях они могут оказывать влияние на принятие решений советом директоров. В качестве крайней меры у инвесторов всегда остается право «голосовать ногами», то есть продать свои акции, снижая тем самым их курс. С этой угрозой не может не считаться любое АО. Менее широкие возможности влияния на управление акционированным
предприятием дает «золотая акция». Она предоставляет своему владельцу право отлагательного вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, входящим по общему правилу в его исключительную компетенцию. Анализ правомочий государственного органа, владеющего „золотой акцией”, свидетельствует о минимальных ограничениях компетенции собрания акционеров. По существу, они сводятся к контролю за организационными преобразованиями АО и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу общества.
Некоторые ограничения накладываются и на совет директоров. Так, распоряжением Госкомимущества России № 542-р установлено, что в состав совета директоров АО, создаваемых в процессе приватизации предприятий нефтегазового строительства, в течение периода закрепления золотой акции в федеральной собственности включается представитель собственника, назначаемый ГКИ России по предложению Минтопэнерго. Зачем нужна «золотая акция», если контрольный пакет обеспечивает
государству более широкое влияние на политику АО? Видимо, одной из причин выпуска «золотой акции» является удовлетворение фискальных интересов государства. Выпуск «золотой акции» дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции АО (исключая одну, «золотую», которая после срока, на который она выпущена, либо при любом способе отчуждения конвертируется в обыкновенную акцию).
Таким образом, «золотая акция» и даже наличие контрольного пакета акций в руках государства не приводят к полному ограничению хозяйственной самостоятельности и в то же время сохраняют за государственными структурами возможности внеэкономического влияния на деятельность преобразованных АО. Существующие правомочия государственных органов можно было бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а также назначения генерального директора (президента)
АО. Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных в АО открытого типа в соответствии с Указом Президента № 721, должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур
(ранее партийных, теперь – государственных), которые не несут ответственности за провалы и не стимулируются в случае успешной работы вновь созданного АО. В Указе от 10 июня 1994 года „О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой” порядок назначения главного менеджера в АО с государственным капиталом особо не выделен. В нем речь идет о „представителях государства в органах управления «АО» вообще. Согласно Указу такими представителями могут быть государственные служащие либо
иные граждане РФ. В последнем случае Госкомимущество России или Фонд федерального имущества заключают с ними договор гражданско-правового характера. Указом резко ограничена самостоятельность представителей государства. По коренным вопросам управления АО («управление капиталом») они обязаны в письменной форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или Фондом федерального имущества, от имени которого они
действуют, вносимые ими проекты решений, либо свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления АО. Таким образом, фактически решения по достаточно широкому кругу важнейших вопросов управления АО принимает аппаратный работник, не несущий ответственности и не заинтересованный материально в деятельности общества. Нетрудно заметить, что под новым словесным покровом реанимируется один из основных пороков административно-командной системы.
Поэтому представляется, что решение данной проблемы в действующих нормативных актах далеко от совершенства. Заключение. В своей учебно-исследовательской работе я доказала потребность экономического мира в государственных и негосударственных предприятиях различного вида, приводя достоверные факты. Показала, насколько важно знание тонкостей этой сферы и подробное их изучение. Я считаю, что раскрыла эту тему в широком и понятном ракурсе, тем самым, просвещая не знающих и не
интересующихся до этого. Ведь, как звучит афоризм Козьмы Пруткова: «Мы часто не понимаем чего-то не потому, что мы глупы, а потому, что это не входит в круг наших интересов». Я согласна с Прутковым и думаю так: если эта тема кому-то действительно интересна, он её и поймёт, и появится желание узнать что-то большее; а если же она и так не интересна, то, возможно, этой теме не придадут значения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Гражданский Кодекс Российской Федерации. 2.Е.А.Татарников «Экономика предприятия», Москва , 2006г. 3.Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года №1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» 4.Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года «Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» 5.Дикушин А.М. «О направлениях развития государственного предпринимательства в
РФ» // Предпринимательство в современной России – М.: , 2004 6.Лившиц «Государство в рыночной экономике» Журнал Российская экономика №11-12 1992, №1 1993 7.К. Астапов «Инновации промышленных предприятий и экономический рост» Журнал Экономист 2002 №6 8.С. Холланд «Планирование и смешанная экономика.» Журнал Вопросы экономики, №1 1993 9.Н.Б.Антонова «Государственное регулирование экономики»,
2003 10.В.М. Власова «Основы предпринимательской деятельности» , 2005 г. 11. О. Сухарев «Концепция экономической дисфункции и эволюция фирмы» ,Москва, 2002 12. П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г. *Приложение* 1) 100% занятых в промышленности, из которых 70% работают на приватизированных или частично приватизированных предприятиях. 2) Потери «Рено» в 1983 году составили 12 млрд. франков,
а в 1989-1990 гг. доход колебался около 9 млрд. франков. 3) В Индии в начале 90-х годов на госсектор приходилось 46 % фондов, однако в нем производилось лишь 27 % валового национального продукта.