Содержание
Введение
1. Понятие и компонентымуниципального хозяйства, закономерности развития
2. Основные факторы,определяющие особенности формирования и функционирования муниципальногохозяйства в России
3. Место муниципальногосектора в системе хозяйственных отношений
4. Анализфункционирования муниципального хозяйства г. Брянска
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Термины«муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражают политико-правовое иэкономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Слово«муниципалитет» происходит от латинского «municipium». «Munus» по латыни значиттяжесть, тягота, бремя, a «capio», «recipio» — беру, принимаю. Поэтомумуниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решенияобщегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина«муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима, внастоящее время «муниципалитеты» — это избираемое городское и сельскоесамоуправление.
Взаконодательстве России термин «муниципальный» применяется для характеристикикак городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надоучитывать, что в Конституции РФ используются понятия не «муниципалитет»,«муниципальные органы», «муниципальное право», а «местное самоуправление»,«органы местного самоуправления». Но вместе с тем в качестве одной из формсобственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальнуюсобственность, признавая право самостоятельного управления ею за органамиместного самоуправления как городских, так и сельских поселений. Термины«муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются вотношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений иорганизаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначениекоторых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также виных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Объектамимуниципальной собственности в городах становятся прежде всего системы ихжизнеобеспечения: водопроводная и канализационная сети, газовое хозяйство,электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение указанных служб введении городских властей дает немало преимуществ как самим городам, так инаселению. Прежде всего это экономическая выгода — объединенное городскоехозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило,значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельнымчастным собственникам (или как это нередко случалось в нашей стране — поведомствам), благодаря упорядочению финансов содержание муниципальнойсобственности и городского хозяйства обходится дешевле государственномубюджету: муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.
Актуальностьтемы проявляется в том, что муниципализация способствует становлению тойэкономической базы, благодаря которой появляется возможность улучшать иоблегчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себязначительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества(детей, инвалидов, престарелых), особенно в критические для страны периоды.
Цель работы –рассмотреть особенности формирования и функционирования муниципальногохозяйства. Задачи работы:
1. Датьпонятие и рассмотреть компоненты муниципального хозяйства, закономерности егоразвития.
2. Изучитьосновные факторы, определяющие особенности формирования и функционированиямуниципального хозяйства в России
3. Определитьместо муниципального сектора в системе хозяйственных отношений
Привыполнении работы использовались исторический, монографический и сравнительныйметоды, для чего использовались учебники и учебные пособия по муниципальномууправлению, муниципальному праву, статьи в периодических изданиях.
1. Понятие икомпоненты муниципального хозяйства, закономерности развития
Для того,чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде установитьродовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного видахозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”. Как правило, подхозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видомсобственности, определенным характером деятельности и территорией, на которойосуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любойсовременной страны существует в ее границах, а права государства приосуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формысобственности хозяйствующих на его территории субъектов.
С этой точкизрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственнойдеятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправныйсубъект хозяйственных отношений (собственник), а с другой — как субъект,выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственныхотношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе признакикак государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природыместного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определениюпонятия муниципального хозяйства.
Такимобразом, муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений,осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственнуюдеятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных)потребностей его населения.
Муниципальноехозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в областипроизводственной деятельности, и прежде всего в области распоряжениясобственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характеромиспользования результатов деятельности.
Изопределения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий иучреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координацииих деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местногосамоуправления.
Полномочияорганов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношенийне просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятийорганы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть,поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органамиместного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в томчисле муниципальные, равны.
Не вызываетсомнений сложность управленческой деятельности органов местного самоуправления,поскольку они выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и каксубъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своейтерритории.
В связи сэтим и возникают сложности в определении понятия “муниципальное управление”,поскольку оно, как и понятие “муниципальное хозяйство”, имеет двойственнуюприроду. Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает всебя вопросы как общего взаимодействия органов местного самоуправления схозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и болееглубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий иучреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна бытьположена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, аименно реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местногосамоуправления.
И в связи сэтим основной вид деятельности органов местного самоуправления — подчинениедеятельности предприятий и учреждений, расположенных на территориимуниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.
Понятие“муниципальное управление” должно в обязательном порядке включать не толькоцель деятельности, но и ее формы, определяемые законом. Муниципальноеуправление — деятельность органов местного самоуправления, направленная наудовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных закономформах посредством муниципального хозяйства.
На основеэтого определения можно очень рельефно показать отличия муниципальной службы отслужбы в органах государственной власти. Они также проистекают из двойственнойприроды муниципального хозяйства, поскольку муниципальный служащий долженобладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственнойдеятельности, и в этом смысле его деятельность мало чем отличается отпредпринимательства. С другой стороны, общественный характер распределенияполученной в результате деятельности прибыли и регулирование хозяйственныхинтересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность натерритории муниципального образования, требуют знаний и навыков, большеприсущих государственной службе.
Рассмотримструктуру муниципального хозяйства и приведем классификацию связей, возникающихвнутри муниципального хозяйства между его элементами. Методика, предложеннаядля определения понятия “муниципальное хозяйство”, содержит подход, исходящийиз того, что:
Муниципальноехозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющихдеятельность на территории муниципального образования.
Деятельность,осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворениеобщественных интересов.
Посколькудеятельность осуществляют разнородные по природе субъекты, то необходим исубъект, координирующий их деятельность.
Исходя изданного анализа, основным признаком, по которому можно классифицироватьэлементы муниципального хозяйства, является роль и место элемента в реализацииобщественных потребностей..
С этой точкизрения можно выделить следующие элементы:
— муниципальныепредприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населениямуниципального образования;
— иныепредприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализациейобщественных интересов населения муниципальных образований;
— органыместного самоуправления.
Роль каждогоиз названных элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты,будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественныенужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализацииобщественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них внормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного(добровольного по форме) принуждения.
Органыместного самоуправления осуществляют особую функцию — регулируют деятельностидвух предыдущих элементов в интересах населения муниципального образования.
Ценностьданной классификации состоит в том, что она позволяет определить место и ролькаждого элемента в решении вопросов местного значения, цели деятельности этихэлементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать ихособенности. Из этой классификации видно, что при построении отношений междунаселением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросамместного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями,так как они реализуют населению товары и услуги, и прибыль, полученная в итогеих деятельности, также является собственностью данного местного сообщества.Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгодномуниципальному хозяйству.
В общемслучае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправленияопределяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейсятрадицией) и инициативой органов местного самоуправления. Необходимо разделятьпредметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местногосамоуправления. Попытаемся выделить те вопросы, которые обычно относятся кпредметам ведения местного самоуправления:
Основноеблагоустройство (производство энергии для коммунальных нужд, территория и земельноехозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных ичастных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда). Благоустройствов узком смысле слова (внутригородские пути сообщения, городской транспорт исвязь, уличное движение, освещение, отопление муниципальных зданий). Благоустройствов широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия,медицинская и социальная помощь, эпидемиологическая безопасность, похоронныеуслуги, организация питания, местная торгово-промышленная, ценовая политика,юридическая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безопасность,дошкольное воспитание и народное образование, развитие культуры и пр.).
Установивперечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должнообладать местное самоуправление для реализации возложенных на негообязанностей.
Правоюридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты,приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде,совершать другие юридически значимые действия.
Правораспоряжения муниципальным имуществом, в частности установление арендной платыв отношении муниципальной собственности, перечня неотчуждаемых объектов,создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий и т.д.
Правоуправления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями.
Правоустановления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.
Правоустановления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями.
Правопринудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно припланировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализацииобщественно значимых предприятий.
Право всякогооргана власти — право принятия общеобязательных на территории муниципальногообразования решений (постановлений, распоряжений и других нормативно-правовыхактов).
Обязательностьисполнения актов органов местного самоуправления должна обеспечиваться правомсанкции, т.е. правом наложения взысканий за нарушение обязательных правовыхактов.
Право надзораза соблюдением правовых актов, которое состоит из ряда более конкретных прав(право беспрепятственного входа уполномоченных лиц местного самоуправления напредприятия, в учреждения, организации, право принудительного исправлениядопущенных нарушений за счет владельца и др.)
Правопринуждения, осуществление которого возможно при наличии принудительной силы,что требует предоставления местному самоуправлению права содержать муниципальнуюполицию (милицию), которая при необходимости может подразделяться на полициюобщественной безопасности, санитарную, экологическую и т. д.
Этасовокупность десяти основных муниципальных прав ввиду их принципиальнойважности получила в свое время название “великая хартия муниципальных прав”. Вдальнейшем в соответствующей времени и характеру документа редакции они вошли ив Европейскую хартию местного самоуправления; в настоящее время практически вполном объеме эти права закреплены действующим российским законодательством.
2. Основныефакторы, определяющие особенности формирования и функционированиямуниципального хозяйства в России
Любаяуправленческая деятельность подразумевает ряд обязательных элементов. Так,структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:
— процессформирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла;
— комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурныхподразделений;
— завершенность и поступательность развития.
Всоответствии с этим и сформулированы принципы, перечисленные ниже:
Принципцелевой ориентации муниципального образования. Развитие любого муниципальногообразования, как и его возникновение, базируется на определенных целяхсовместной деятельности. Умение грамотно определять и устанавливать целиразвития — наиболее важный и значимый элемент управления. Первичное определениецелей и задач деятельности муниципального образования происходит при егоформировании посредством определения его компетенции.
Принципгоризонтального разделения функций. Под разделением функций по горизонталиподразумевается разграничение их между органами и должностными лицами одногоуровня.
Принципвертикального разделения функций. Кроме горизонтальных отношений, возникающихмежду органами местного самоуправления, значительную роль играет системавертикального взаимодействия, поскольку на территории муниципальногообразования существует ряд иных структур, без которых невозможно управлениемуниципальным образованием.
Принципкомплексности. Этот принцип важен для целостности при построении структуры итребует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или инойфункции. Особенно это важно в том случае, когда исполнение функции разнесено поразным структурам или в ходе исполнения данной функции использованы всеструктуры администрации.
Комплексноесоциально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”отнесено к полномочиям местного самоуправления.
Подкомплексным социально-экономическим развитием муниципального образованияпонимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизнимуниципального образования, направленный на достижение определенного уровняразвития социальной и экономической сфер на территории муниципальногообразования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнемудовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.
В данномнаправлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуютсяместные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формыучастия предприятий и организаций в развитии муниципального образования,заключаются договоры и т. д.
Подуправлением комплексным социально-экономическим развитием муниципальногообразования понимается управление взаимно согласованными программами(проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования,согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами,а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными ирегиональными программами развития.
Каким бынепрерывным ни казался процесс развития и управления им, общая принципиальнаяособенность процесса управления развитием муниципальных образований — егоцикличность. В вопросе управления развитием муниципального образованиярассматривается два подхода (или две стратегии):
Первыйподход. Если цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы, то естьначало цикла управления развитием и его конец. В этом случае полный циклуправления комплексным социально-экономическим развитием условно можно разбитьна период разработки программы комплексного социально-экономического развития ипериод реализации этой программы.
Второй подход.В крупных муниципальных образованиях программа комплексногосоциально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнетнеобходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупностьдвух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы иее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительносамостоятельно, должны быть жестко согласованы по срокам.
Однако, какимбы сложным ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельныеконкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделитькак относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управлениякомплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
а) в периодразработки программы развития:
— сбор иобработка информации;
— целеопределение (постановка целей);
— выработкастратегических установок и критериев развития;
— оценкапотенциала и ресурса развития;
— разработкаконцепции комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования;
— разработкаи принятие программы комплексного социально-экономического развитиямуниципального образования
б) в периодреализации программы развития:
— разработкаи принятие бюджета развития;
— исполнениебюджета развития в соответствии с программой комплексногосоциально-экономического развития;
— контроль,сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке программы(концепции).
Итак,основная особенность планирования и распределения по этапам процессакомплексного социально-экономического развития муниципального образованиязаключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны бытьсогласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования,такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местногосамоуправления и др.
Проблемыразмещения производительных сил и развития хозяйства регионов, в том числе и вмуниципальных образованиях становятся все более сложными, с отраслевыми итерриториальными связями — все более трудно управляемыми в условиях становлениярынка. Поэтому возникает необходимость в разработке и примененииэкономико-математических моделей, охватывающих главные узловые проблемы. Можновыделить следующие основные направления экономико-математического моделированиятерриториальных социально-экономических процессов:
— моделированиетерриториальных пропорций;
— моделированиеразмещения отраслей хозяйства;
— моделированиеформирования социально-экономической системы территориального образования;
— моделированиесистемы управления.
3. Местомуниципального сектора в системе хозяйственных отношений
Объектоммуниципального менеджмента является территориальное хозяйство в городах,районах и т.д., включающее в себя производственную и социальную сферыэкономики. Социальная инфраструктура муниципальных образований охватываетжилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирскийтранспорт, связь, спорт, здравоохранение, торговлю, общественное питание,народное образование, учреждения культуры и т.д. Чем многообразнее и сложнее втом или ином муниципальном образовании хозяйство, тем большее значениеприобретает комплексная увязка всех отраслей производственного инепроизводственного характера. В складывающихся новых условиях хозяйствования иуправления меняются прежде всего экономические отношения собственности на всехуровнях: экономика становится смешанной. Наряду с государственнойсобственностью складываются акционерная, арендная, кооперативная, коллективная,частная формы собственности. И формы управления соответственно становятсямногообразными.
В настоящеевремя на территории региональных объектов развиваются и взаимодействуютследующие виды и формы собственности:
— государственная общероссийская собственность;
— муниципальная собственность;
— комплексная(в том числе кооперативная) собственность;
— собственность общественных организаций;
— личнаясобственность населения;
— смешанныеформы собственности.
Федеральныйзакон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации” устанавливает следующий состав муниципальной собственности:
— средстваместного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
— имуществоорганов местного самоуправления;
— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальнойсобственности;
— муниципальные предприятия и организации;
— муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
— муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,другое движимое и недвижимое имущество.
Субъектоммуниципальной собственности выступают местные территориальные органыуправления. Таким образом, муниципальное управление как социально-экономическаяи общественно-политическая форма самоорганизации осуществляется черезмуниципалитет, местное правительство, местную администрацию.
Составобъектов муниципальной собственности очень разнообразен. В муниципальнойсобственности находится обобществленный жилой фонд, объекты, с помощью которыхосуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организацийрегиона. К ним относится вся инженерная инфраструктура территории. Кроме того,немаловажной частью муниципальной собственности являются предприятия иорганизации местного подчинения, деятельность которых непосредственнонаправлена на решение задач комплексного экономического и социального развитиятерриторий. К ним относятся предприятия промышленности, строительства,транспорта, сельского хозяйства, бытового обслуживания, торговли, учреждения народногообразования, здравоохранения, культуры.
Органыместного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия,учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решатьвопросы их реорганизации и ликвидации. Они самостоятельно определяют цели,условия и порядок деятельности предприятий, находящихся в муниципальнойсобственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию(услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий,учреждений и организаций, заслушивают отчеты о их деятельности.
Отношениямежду органами местного самоуправления муниципального образования ируководителями предприятий, находящихся в муниципальной собственности, строятсяна контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Органыместного самоуправления муниципального образования вправе выступать заказчикомна выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования,коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектовсоциальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимыхдля удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населениясоответствующей территории, на выполнение других работ в рамках предусмотренныхдля этого собственных материальных и финансовых средств. Порядок формирования иразмещения муниципального заказа устанавливается правовыми актами органовместного самоуправления муниципального образования.
Муниципальнаясобственность формируется за счет собственных средств хозрасчетных предприятийи организаций местного подчинения, местного бюджета, внебюджетных фондов,передачи в ведение местных администраций соответствующих предприятийреспубликанского и регионального подчинения.
На основевзаимодействия различных форм собственности формируется местное хозяйство,составляющее экономическую основу местного (муниципального) самоуправления.
Местноехозяйство призвано служить целям удовлетворения потребностей населения и должносоздавать условия для эффективного функционирования системы местногосамоуправления и объектов народного хозяйства на территории муниципальногообразования.
4. Анализфункционирования муниципального хозяйства г. Брянска
На основеданных Государственного комитета статистики РФ проведем анализ отдельныхаспектов функционирования муниципального хозяйства г. Брянска. В таблице 1представлены данные по валовому региональному продукту за 2004-2008 годы.
Таблица 1 — Валовой региональный продукт по видам экономической деятельности, тыс. руб., г.БрянскЗначение показателя за год 2004 2005 2006 2007 2008 Всего 51003436,4 66692252,1 82100365,3 102706249,4 127019538,5 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7987220,8 9504365,7 10691372,2 9949192,6 12061146,7 Рыболовство, рыбоводство 16769 21723 21990 24956 26245 Добыча полезных ископаемых 101801,4 89989 102450 122447 123527 Обрабатывающие производства 9109958,5 14428952,3 16459351,9 21989973,1 26865152,7 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2291903,3 3213305,8 3188108 4854987 4982404 Строительство 1738229,5 2514825 2839886,9 4710460 5164326 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 8637208,7 10471034 14052536 17445276 23750807 Гостиницы и рестораны 458554 941442 1242924,5 1568370 2057274 Транспорт и связь 8115643,5 10180926 14058418 16995529 19119181,8 Финансовая деятельность 19277 1685 -1395 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3343587,9 4256565,8 5168117 5893152,2 9004367,9 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 3265515,9 3968077 5527885,9 8493132,8 10866453,8 Образование 2599053,3 3018908,7 3619295,4 4375354,6 5438879,5 Здравоохранение и социальные услуг 2810121,2 3420946,3 4343919,3 5252871 6420179 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 508592,4 659506,5 785505 1030548,1 1139594,2
В целомнаблюдается положительная динамика производства продукции, выполнения работ и оказанияуслуг по всем видам экономической деятельности.
В таблице 2проанализируем данные по конечному потреблению домашних хозяйств. Такжепредставим данные таблицы в виде диаграммы.
Таблица 2 — Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, тыс. руб.Значение показателя за год 2004 2005 2006 2007 2008 г. Брянск 54561311,5 66675217,4 82739508,7 105507284,3 135494834,9
/>
Рисунок 1 — Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, тыс. руб.
В целомконечное потребление домашних хозяйств города выросло к 2009 г. по сравнению с2004 г. на 80933523 тыс. руб. или в 2,48 раза.
В таблице 3представлены данные о стоимости минимального набора продуктов питания, входящихв потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста) в городеБрянске.
В среднемстоимость продуктов питания колебалась из месяца в месяц в пределах 5%,показывая отрицательную динамику к концу каждого года.
Таблица 3 — Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскуюкорзину (для мужчин трудоспособного возраста), руб.Данные по г. Брянску 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 январь значение показателя 970,85 1071,64 1220,97 1298,09 1629,9 1871,45 1966,48 в % к предыдущему месяцу 103,39 102,88 103,37 101,88 103,27 101,68 103,72 февраль значение показателя 998,84 1102,33 1280,23 1337,7 1671,3 1885,51 1999,31 в % к предыдущему месяцу 102,88 102,86 104,85 103,05 102,54 100,75 101,67 март значение показателя 990,98 1126,35 1301,67 1375,46 1712 1905,14 2016,78 в % к предыдущему месяцу 99,21 102,18 101,67 102,82 102,44 101,04 100,87 апрель значение показателя 976,39 1154,15 1284,22 1372,98 1790,53 1913,73 2022,69 в % к предыдущему месяцу 98,53 102,47 98,66 99,82 104,59 100,45 100,29 май значение показателя 964,86 1156,61 1284,72 1413,43 1839,77 1943,9 в % к предыдущему месяцу 98,82 100,21 100,04 102,95 102,75 101,58 июнь значение показателя 976,31 1154,53 1299,73 1442,35 1842,51 1975,83 в % к предыдущему месяцу 101,19 99,82 101,17 102,05 100,15 101,64 июль значение показателя 1003,64 1204,68 1335,76 1516,72 1811,17 2014,98 в % к предыдущему месяцу 102,8 104,34 102,77 105,16 98,3 101,98 август значение показателя 979,39 1145,96 1239,62 1428,33 1724,8 1918,76 в % к предыдущему месяцу 97,58 95,13 92,8 94,17 95,23 95,22 сентябрь значение показателя 964,04 1121,7 1196,56 1434,77 1727 1877,44 в % к предыдущему месяцу 98,43 97,88 96,53 100,45 100,13 97,85 октябрь значение показателя 997,56 1136,24 1199,95 1486,53 1809,46 1853,34 в % к предыдущему месяцу 103,48 101,3 100,28 103,61 104,77 98,72 ноябрь значение показателя 1017,68 1155,99 1241,48 1533,4 1827,19 1864,68 в % к предыдущему месяцу 102,02 101,74 103,46 103,15 100,98 100,61 декабрь значение показателя 1041,6 1181,17 1274,19 1578,25 1840,51 1893,99 в % к предыдущему месяцу 102,35 102,18 102,63 102,92 100,73 101,57
В таблице 4проанализируем еще один показатель функционирования муниципального хозяйства г.Брянска – цены на жилье. Представим данные о стоимости жилья в виде диаграммысравнив данные по 1 кварталу каждого года за 2004-2010 годы.
Таблица 4 — Средние цены на рынке жилья за 1 кв. метр общей площади, руб., все квартирыразличных типов 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 I квартал первичный рынок жилья 13052,63 14106,18 15619,81 21712,38 28505,38 33829,74 29438,17 вторичный рынок жилья 12619,11 14480,62 16776,6 22092,5 35770,72 34717,06 30301,94 II квартал первичный рынок жилья 12890,06 14753,53 15971,27 23140,06 31619,72 32472,75 вторичный рынок жилья 13097,84 15998,32 17127,22 25183,59 37409,84 33772,83 III квартал первичный рынок жилья 13766,24 15022,82 18072,26 24931,29 33309,51 31843,35 вторичный рынок жилья 13491,36 16150,24 18347,48 28980,95 38780,97 32946,25 IV квартал первичный рынок жилья 13977,9 14995,58 19020,95 25714,19 31929,69 29327,78 вторичный рынок жилья 14041,08 16285,12 20664,2 31101,25 35588,02 30912,64
/>
Рисунок 2 –Динамика цен на жилье в г. Брянске, 2004-2010 гг., руб. за 1 кв. м. по данным 1квартала
Можноотметить, что цены на жилье на вторичном рынке больше цен за 1 кв. м. напервичном в течение всего исследуемого периода. Самые высоки цены наблюдались в2008-2009 гг.
Заключение
На основанииизложенного в работе материала можно сформулировать следующее:
Муниципальноехозяйство – это инструмент с помощью которого органы местного самоуправления(МСУ) осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность.
Подмуниципальным хозяйством следует понимать совокупность организаций, предприятийи учреждений, осуществляющих на территории муниципального образованияхозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественныхпотребностей населения.
Приведенноеопределение придает ряд особенностей, ряд отличительных черт муниципальномухозяйству. Муниципальное хозяйство носит черты частного хозяйства, посколькуорганизации, предприятия и учреждения выступают на рынке как равноправныйсамостоятельный субъект. Однако, в отличие от обычного частного хозяйства,целью муниципального хозяйства не является получение прибыли, а являетсярешение местных вопросов (удовлетворение общественных потребностей). Такимобразом, результатами этого хозяйствования пользуются все жители муниципальногообразования, и они же являются как бы заказчиками услуг, оказываемых с помощьюмуниципального хозяйство, в этом проявляется его общественный характер. Этасторона муниципального хозяйства связана с осуществлением органами МСУ своихсобственных полномочий.
Отечественныеученые, в частности Л.А. Велихов, выделяют четыре модели муниципальногохозяйства:
— муниципализация;
— муниципально-подряднаяи муниципально-рентная модели;
— муниципально-концессионная;
— концессия.
Эти моделиразличаются по степени вмешательства органа МСУ в хозяйственную деятельностьпредприятия. Максимальное вмешательство, когда МСУ становится по существусобственником предприятия, предполагается при муниципализации, минимальноевмешательство предполагает концессия, когда МСУ на договорных условияхпредоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, чтокнига Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-такиустарели. В настоящее время реализуются следующие виды муниципальногохозяйства:
1.Муниципально-рентная модель, при которой органы МСУ несут основную нагрузку порешению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующимсубъектом на территории МО (эта модель соответствует муниципализации вклассификации Л.А.Велихова);
2.Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов МСУ складываются изналогов, собираемых с жителей МО и, кроме этого, органы МСУ могут облагатьналогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.
3.Коммунальная модель, при которой доходы органов МСУ складываются из налогов сжителей МО. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия(эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).
Следуетотметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйствазависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); отсобираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальнаямодель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в Россииже, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют,причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.
Списокиспользуемой литературы
1. БаранчиковВ.А. Муниципальное право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 390 с.
2. БежаевО. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условияхмуниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006 г. – С.52-57.
3. БутовВ.И. и др. Основы региональной экономики: Учеб. Пособие. – М.: Ростов-на-Дону,2008. – 448 с.
4. Бюджетнаясистема России: Учебник для вузов \ Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-540 с.
5. ВыдринИ.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 288 с.
6. ГлазуноваН.И. Система государственного управления Уч. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г., 551 с.
7. ДадашевА.З., Черник Д.Г. Финансовая система Росссии: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М,2006.-248 с.
8. Круглыйстол «Местное самоуправление: финансовый тупик»// Российская Федерация сегодня№ 26 2008. – С. 14-17.
9. КуликовА. Не бойтесь ставить амбициозные цели// Муниципальная власть, № 4 (июль — август)2006 г. – С.57-59.
10. КутафинВ.Ю., Фадеев А.С. Муниципальное управление: Учебник — М.: ФиС, 2006. — 552 с.
11. ПерешеинВ. Малые и средние города России: стратегия социального развития//Муниципальнаявласть,№ 4(июль-август) 2008 г. – С.54-56.
12. РадугинА.А. Муниципальный менеджмент. Социология организаций и управления. – М.:ИНФРА-М, 2008. -754 с.
13. Системагосударственного и муниципального управления: Уч./ под ред. Г.В. Атаманчука. –М.: Издательство РАГС 2007 — 488с.
14. Системамуниципального управления: Уч./ под ред. В.Б. Зотова – Спб: Питер, 2008-493с.
15. СилуановА. Реализация финансовых основ ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления» (стенограмма выступления в Госдуме России)// Муниципальнаявласть, № 5 (сентябрь-октябрь) 2006 г. – С.8-9.
16. ТощенкоЖ., Цветкова Г. Между прошлым и будущим (местное самоуправление всоциологических замерах)// Муниципальная власть, № 1 (январь — февраль) 2008 г.– С.22-33.
17. ЯковлевВ. О ходе реализации Федерального Закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления» (стенограмма выступления в Госдуме России)//Муниципальная власть, № 5 (сентябрь-октябрь) 2008 г. – С.6-7.