Формирование и исполнение регионального бюджета Республики Татарстан

/>/>Содержание
Введение
1Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ
1.1Доходы регионального бюджета: их структура и динамика
1.2 Региональные бюджеты – их характеристики
2 Анализ формированияи исполнениярегионального бюджета Республики Татарстан
2.1Налоговые доходы бюджета Республики Татарстан
2.2 Регулирующие доходы бюджета Республики Татарстан
3 Развитие системы доходов региональныхбюджетов
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Актуальность данной темы обосновывается, тем что в современных условияхвсе в большей степени региональные органы власти призваны обеспечитькомплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной инепроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастаетих координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную иполитическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетногофонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народногохозяйства региона.
С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровнейэкономического и социального развития территорий.
Как известно перемены в экономике России и её политическомстрое, произошедшие в начале 90-х годов ХХ века, вызвали серьезные изменения веё финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектовхозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов;финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.
Одним из важнейших направлений реформированиягосударственных финансов стало расчленение единого госбюджета на трисамостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации иместные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений.В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способуобеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютныеотношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело кпринципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и еёбюджетном устройстве.
Бесспорна важность территориального бюджета дляэффективного функционирования экономики регионов РФ, в его формировании иисполнении, одной из регулирующих ролей в использовании ВВП.
Целью данной работы является рассмотрение формирования иисполнения регионального бюджета Республики Татарстан, выявления его структурыи динамики.
Для достижения поставленной цели необходиморешить ряд конкретных задач:
-изучить теоретические аспекты формирования и исполнениябюджетов субъектов РФ;
-рассмотреть доходы регионального бюджета: ихструктуру и динамику;
-выделитьособенности структуры доходов и расходов территориальных бюджетов РоссийскойФедерации на примере Республики Татарстан;
-рассмотретьосновные принципы совершенствования системы формирования доходов региональныхбюджетов РФ.
Объект исследования: бюджетРеспублики Татарстан.
Предмет исследования: формирование и исполнение бюджета Республики Татарстан: структура и динамика.
Проблематика. Как известно вформировании доходной базы бюджета субъектов Российской Федерации все ещеимеются нерешенные проблемы.
Актуальной является проблемадостаточно слабой финансовой базы территориальных бюджетов. В частности, обратим внимание на проблемуизъятия природной ренты и систему налогообложения природных ресурсов. Онаактуальна, прежде всего, для Республики Татарстан как нефтегазодобывающего иперерабатывающего региона России.
Сегодня вусловиях, когда более двух третей доходов республики Татарстан в соответствии сзаконодательством направляется в Федеральный бюджет, серьезной проблемойявляется поиск источников финансирования ряда социальных обязательствреспублики, как субъекта Федерации, закрепленных федеральными законами.
Бюджетная система Российской Федерациичрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет,бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансируетдоходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимоеперераспределение доходов между социальными группами, между регионами.Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ наместах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны иуспешного ее развития.
Оптимальное функционирование бюджетногомеханизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильногопостроения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого,справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить остабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, иботолько тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство,полнота, реальность, гласность и самостоятельность.
Таким образом, совершенствованиебюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействиена функционирование всей рыночной системы.
В качестве исходной информационной базы привлекалисьтеоретические материалы исследования различных авторов, учебники ипериодические издания, статистический материал, касающийся развитиятерриториальных бюджетов в РФ, а также финансовые документы РеспубликиТатарстан 2008-2010 годов — Закон «О бюджете Республики Татарстан» на 2009-2010года.

1 Теоретические аспекты формирования иисполнения бюджетов субъектов РФ
 
1.1 Доходы регионального бюджета: ихструктура и динамика
Бюджеты субъектов Российской Федерации входятво второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образованияи расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналовдоведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов взначительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, впервую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунальногохозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектовв осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь враспределении государственных средств на содержание и развитие социальнойинфрастуктуры общества.
Как известно еще с 1994 года в России вкачестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации сталииспользовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансоваяпомощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона,нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке» [2, С.23]
Статус «региона, нуждающегося в поддержке»предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом годуменьше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус «региона, особо нуждающегося вподдержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходовменьше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов. [2, С. 24]
С учетом этих двух статусов Фонд делится на двечасти, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся вподдержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионамсредств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионовсогласно их статусу производится на основании установленной доли каждогорегиона в общем, объеме средств соответствующей части этого дохода
Преимущества этого способа регулирования заключаются в том,что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики,учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего насоответствующей территории.
Таким образом, региональными бюджетами являются бюджетынационально-государственных и административно-территориальных образованийреспублик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов игородов Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный бюджет – это форма образованияи расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций региона.
В современных условиях все в большей степени региональные органы властипризваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитиепроизводственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальномразвитии территорий.
В последние десятилетие наблюдается регионализация экономических исоциальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессовпереходит от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтомуроль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическуюполитику. На основе предоставления региональным уровням власти средств дляувеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности,строительства и содержания дорог, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
В основе распределения общегосударственныхденежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципысамостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориальногоформирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетовсубъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов[2, С. 123].
Собственные или закрепленные доходыпредставляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то естьони полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают всоответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится всясовокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов внижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.
Доходытерриториального бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, атакже безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Возможностиформировании налоговых доходов находятся в зависимости от налогового потенциалатерритории и тех налоговых отчислений, которые устанавливаются в соответствии сфедеральным, региональным законодательством и решениями представительныхорганов местного самоуправления.
В2011 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговойзадолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказалисьна финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнениеналогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикампогашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволитобеспечить в 2010 году поступления в федеральный бюджет в сумме около 8.9 млрд.рублей [21, С. 17].
Исходя из этих принципов, доходы бюджетовсубъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащиесубъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированнойдоле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуявышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся совокупностьденежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с цельюрегулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Федеральный закон офедеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленныхфедеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Собственные или закрепленные доходыпредставляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то естьони полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают всоответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится всясовокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов внижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.
Доходнаячасть региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующихисточников.
Кним относятся: региональные налоги и сборы; отчисления от регулирующих доходов;неналоговые поступления; средства, подлежащие получению из вышестоящегобюджета; доходы целевых бюджетных фондов, консолидированные в бюджете.
Региональными признаются налоги и сборы,устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации,вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектовРоссийской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующихсубъектов Российской Федерации.
Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственныхи регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых впорядке регулирования местным бюджетам, а также неналоговых доходов и иныхпоступлений.
К собственным доходам относятся региональные налоги и сборы,закрепленные за региональным бюджетом ст. 14 НК РФ. Первоначально в НК РФ былизакреплены в качестве региональных налогов: налогна имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортныйналог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионныесборы.
С 1 января 2005 г. при проведении налоговой реформыколичество региональных налогов было сокращено до 3:
1. налог на имуществоорганизации;
2. транспортный налог;
3. налог на игорныйбизнес.
К собственным доходам относятся также доходы от использованияимущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платныхуслуг, оказываемых бюджетными учреждениями находящимися в ведении органовгосударственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральныхналогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ понормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученныхза счет средств федерального бюджета.

1.2 Региональные бюджеты – иххарактеристики
 
Региональные финансы –это финансы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Онивыражают денежные отношения перераспределенного характера, связанные сосуществлением экономических функций и задач социального развития территорийместных органов власти и управления.
Региональные бюджеты — главная финансовая базарегиональных органов власти, составная часть региональных финансов.
Региональные бюджеты представляют собой системуфинансовых отношений между органами власти на местах и субъектамихозяйствования по поводу перераспределения национального дохода в процессеобразования основного в рамках данной территории государственного фондаденежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующихтерриториальных общественных потребностей.
Через систему региональных бюджетовустанавливается связь между юридическими и физическими лицами, междугосударственной, акционерной, частной и другими формами собственности врезультате изъятия доходов и их перераспределения.
То есть, региональные бюджеты служат как быузловым пунктом, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса и навсех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующихколичественному и качественному влиянию на решение социально-экономическихпроблем на местах. Одним из составных элементов регулирования финансовыхресурсов территории является образование внебюджетных фондов. По действующемузаконодательству органы местного самоуправления имеют право формироватьвнебюджетные фонды развития местного хозяйства. Региональный бюджет играетважную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственномпроцессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболеепрогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона. Кроме этого,он имеет важное значение в перераспределении национального дохода междуотраслями. Через региональный бюджет доходы более рентабельных отраслейопределенной территории перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью(из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджета учрежденийи организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстверабочей силы. В различных общественно-экономических формациях сущность, рольбюджета, состав его доходов и расходов постоянно меняется. Так, величинаденежных доходов, аккумулированных в региональном бюджете, зависит от уровняразвития экономики региона, методов ведения хозяйства, стратегических итактических задач финансовой политики региона. Сущностью регионального бюджетаследует считать распределение и перераспределение средств по отраслям итерриториям, что позволяет формировать рациональную структуру региональнойэкономики, усиливать ее социальную направленность, обеспечивать единый уровеньсоциальной защищенности граждан определенной территории [7, С. 34].
Таким образом, через расходы и налоги бюджетвыступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики иинвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержкаоказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическимпрограммам, атомной промышленности, энерго-машиностроению и другие. Такаяподдержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемыхпродуктов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговаяполитика путем применения соответствующего налогового механизма. С помощьюрегиональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического исоциального развития территорий. С этой целью формируются и регулируютсярегиональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройствусел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников иучреждений культуры и др. Важную роль в выравнивании экономического исоциального развития регионов играет оказание финансовой помощи из федеральногобюджета.
После распада командно-административной системырегиональные органы власти получили практически полную свободу действий вобласти финансов, что было связано как с потерей действенностиконтрольно-ревизионных органов, так и с разграничением полномочий субъектовфедерации с федеральным центром. Отсутствие контроля за органами властирегионов и стабильный рост расходов из их бюджетов привели в середине 90-х
 

2 Анализ формирования и исполнения регионального бюджетаРеспублики Татарстан
 
2.1 Налоговые доходы бюджета Республики Татарстан
Региональными бюджетами являются бюджетынационально-государственных и административно-территориальных образованийреспублик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов игородов Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный бюджет – это форма образованияи расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций региона.
В современных условиях все в большей степени региональные органы властипризваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитиепроизводственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальномразвитии территорий.
Через региональный бюджет доходы более рентабельных отраслейопределенной территории перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью(из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджета учрежденийи организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстверабочей силы.
С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровнейэкономического и социального развития территорий. С этой целью формируются ирегулируются региональные программы экономического и социального развитиярегионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержаниюисторических памятников и учреждений культуры и др.
Основными направлениями использования средств региональныхбюджетов являются:
-обеспечение функционирования органов законодательной(представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
— обслуживание и погашение государственного долга субъектовРФ;
Региональные бюджеты играют важную роль всоциально-экономическом развитии региона [21, С. 23].
Доходнаячасть региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующихисточников. К ним относятся: региональные налоги и сборы; отчисления отрегулирующих доходов; неналоговые поступления; средства, подлежащие получениюиз вышестоящего бюджета; доходы целевых бюджетных фондов, консолидированные вбюджете.
Региональными признаются налоги и сборы,устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации,вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектовРоссийской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующихсубъектов Российской Федерации.
Еще раз отметим что, доходы региональных бюджетов формируютсяза счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов,передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, а также неналоговыхдоходов и иных поступлений.
К собственным доходам относятся региональные налоги и сборы,закрепленные за региональным бюджетом ст. 14 НК РФ.
К собственным доходам относятся также доходы от использованияимущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платныхуслуг, оказываемых бюджетными учреждениями находящимися в ведении органовгосударственной власти субъектов РФ.
Рассмотрим формирование доходной базы регионального бюджетана примере Республики Татарстан.