ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОснованиеНовороссийскогоукрепления
2. Боевоекрещение
3. Второерождение
4. НачалопромышленногоразвитияНовороссийска
5. Новороссийск- губернскийгород
6. Бурные годы«Новороссийскойреспублики»
7. Новороссийскв период первоймировой войны(1914-1917)
ОснованиеНовороссийскогоукрепления.
Адрианопольскиймирный договор, заключённый2 сентября 1829г.между Россиейи Турцией, покоторому восточноепобережьеЧёрного моряот устья рекиКубань, севернееАнапы, до постаСвятого Николая, южнее Поти, закрепилосьза Россией, неустановил мирав этом районе.Горские племенаначали «священнуювойну» против«неверных», продолжавшуюсядо середины19 века, на борьбус Россией ихподстрекалаТурция и стоящаяза её спинойВеликобритания, английскиеагенты велисреди горцевантирусскуюпропаганду.
Всё это заставилорусское правительствоустановитьохрану побережья: ввести крейсерствобоевых кораблейвдоль КавказскогопобережьяЧёрного моря, создать Черноморскуюбереговуюлинию, состоящуюиз ряда небольшихукреплений.
После смертикомандующеговойсками Черноморскойбереговой линиигенерал-лейтенантаА.А. Вельяминовацарское правительствона его постназначилогенерал-майораНиколая НиколаевичаРаевского-младшего, сына герояотечественнойвойны 1812 годагенерала откавалерии Н.Н.Раевского(старшего).
Н.Н Раевский-младшийродился в 1801 году.В 1812 году за отличиев боях с французамион был произведёнв прапорщики, принимал участиев походах заграницей в 1813и 1814 годах. 13-летнийвоин награждёнорденом святогоВладимира IVстепени. Н.Н.Раевский былблизко знакомс А.С. Пушкиным.Две его сестрыбыли замужемза декабристамиС.Г. Волконскими М.Ф. Орловым.
Н.Н. Раевскийбыл обвинёнв связях сдекабристами, сосланнымина Кавказ, иего отстранилиот командованияполком, лишьв 1837 году егоназначаютначальникомпервого отделенияЧерноморскойбереговойлинии.
Свою деятельностьна берегу Чёрногоморя Н.Н. Раевскийначал со строительстваВельяминовскогоукрепленияв устье рекиТуапсе, затемТенгинскогов устье рекиШапсухо. Летом1838 года, получивочередной
чин — генерал-лейтенанта, он на пароходе«Язон» предпринялинспекторскуюпоездку по всемукреплениямбереговой линииот Сочи до Анапы, осмотрел фортв Кабардинкеи всю Цемесскуюбухту. Послеэтого он сделалдонесение царюо необходимостистроительстваукрепленияв устье рекиЦемес. В ответна него высочайшеесогласие былополучено вначале сентября.
ГлавныйкомандирЧерноморскогофлота и портовЧёрного моря, а также военныйгубернаторСевастополяи Николаева, герой Наваринскогосражения 1827 года, вице-адмиралМ.П. Лазаревдержал свойфлаг на линейномкорабле «Силистрия», которым командовалего учениккапитан 1-горанга П.С. Нахимов, будущий геройСинопскогосражения иобороны Севастополя.На борт корабляподнялсягенерал-лейтенантН.Н. Раевскийсо своим штабом, в состав которогоштаб-офицером по движениюи действиюморских отрядовна восточномберегу Чёрногоморя входилконтр-адмиралЛ.М. Серебряков, будущий строительНовороссийска.
12(24) сентября1838 года в Цемесскуюбухту вошлаэскадра Черноморскогофлота. Десантом, высаженнымс кораблей, былзаложен форт, положившийначало будущегогорода. Уже приего основаниикомандирЧерноморскогофлота вице-адмиралМ.П. Лазаревсчитал, чтозанятие устьяреки Цемесвесьма важнодля крейсирующихздесь военныхсудов Черноморскогофлота по закрытомуположениюСуджукскойбухты, где целыеэскадры могутиметь всегдахорошее убежище, начальникЧерноморскойбереговой линиигенерал-лейтенантН.Н. Раевский (младший), командир десанта, полагал что«городу и портуу устья рекиЦемес принадлежитбольшое развитие».
Тяжелой былажизнь первыхновороссийцев, солдат и офицеровгарнизонаукрепления, отсутствоваликакие-либоусловия дляжизни. Ни жилья, ни полей, ниогородов, всёнужно былостроить и создаватьсамим, перебоис подвозомпитания, непривычныйклимат, вызывавшиймалярию и другиеболезни, сложныеотношения сгорцами.
Названиеновому черноморскомуукреплению, устроенномув Суджукскойбухте при устьереки Цемесофициальнобыло дано вначале 1839 года.14 января 1839г. появилсяприказ военногоминистра, вкотором сказано, что устроенномуукреплениюс Суджукскойбухте при устьереки Цемесприсвоитьнаименование– «УкреплениеНовороссийск».
Хочетсяотметить, чтоесть разночтенияв названиибухты: у однихона называласьСуджукскою, у других – Цемесскою.Первым обратилвнимание нанесоответствиеназвания бухтыокружающейместностигенерал Н.Н.Раевский. Всвоём рапортена имя главногокомандираЧерноморскогофлота и портоввице-адмиралаМ.П. Лазарева№2 от 8 марта 1839года, он писал:«…Бухта, накоторой воздвигаетсяНовороссийскоеукрепление, называетсявсеми жителямиКавказа Цемесскою, от имени долины, лежащёй привнутреннейея оконечности.Турки при входев бухту некогдапостроилинезначительныйфорт, под названиемСуджук-Кале…От сего бесполезногои уже разваленногофорта делаетсяиногда названиевсей бухтыСуджукская.Для согласияназваний наморских и сухопутныхкартах покорнейшепрошу ВашепревосходительствоиспроситьВысшее начальство, как её следуетнаименно звать».Лазареву мыслиРаевского врапорте понравилисьи он накладываетрезолюцию: «Вштаб для представленияи Главномуморскому штабу.Просить дозволениявзамен на картахназывать бухтудо сих пор Суджукскуюбухтой Цемесскою, как первое еёназвание…»
Через месяц13 апреля в ответЛазареву вНиколаев (гдеразмещалсяего штаб) изПетербургаиз морскоговедомстванаправленнописьмо, в которомна будущееименоватьСуджукскуюбухту на картахне иначе какНовороссийскоюили Цемесскою.
Демократическиевзгляды начальникаЧерноморскойбереговойлинии, основателяСухумскогоботаническогосада, вызывалинасмешки инеприязнь егоначальниковфон Граббе иПаскевича, крайних монархистовпо убеждению, не признававшихиных способовзавоеванияКавказа, кромевоенного насилия.Генерал-лейтенантН.Н Раевскийв 1841 году ушёлв отставку, неувидев Новороссийскагородом, остроительствекоторого онмечтал. Но егодело не пропало, оно оказалосьв надёжныхруках контр-адмиралаЛ.М. Серебряковадоказавшегоправоту словН.Н. Раевскогоо том, что Новороссийскойбухте природойопределенобыть портомКавказскойобласти и Черномории, а дорогам поЦемесу и Бакану– внутреннимсообщениемдля торговли.
В начале 1839года царь своимуказом разделилЧерноморскуюбереговую линиюна две части: первое отделение– от устья Кубанидо форта Александрия(Сочи), второеотделение отСочи до границыс Турцией.
19 апреляначальникомпервого отделенияЧерноморскойбереговойлинии, укрепленияНовороссийски устраиваемоготам порта попредставлениюН.Н. Раевскогобыл назначенконтр-адмиралЛазарь МарковичСеребряков.Главный строительНовороссийскаЛ.М. Серебряков(Казар Маркосович Арцатагорцян)родился в 1792 годув крымском селеКарасубазар(Белогорск) вармянскойдворянскойсемье. С восемнадцатилет он служилна флоте, плавална корабляхЧёрного и Азовскогоморей: гардемарин, мичман, лейтенант.В 1828 году за участиево взятии Анапыпроизведёнв капитан-лейтенанты, привлекалсяк военно-дипломатическойдеятельностив Турции и Египте.В 1834-1836 годах в чинекапитана второгоранга командоваллинейным кораблёмБалтийскогофлота «Полтава».
В 1837 году Л.М.Серебряковнаправляетсяв распоряжениеА.А. Вельяминова.В том же годуему было присвоенозвание капитана1-го ранга, а черезгод – контр-адмирала.Энергичный, деятельный, Л.М. Серебряковне только организуетморские перевозкигрузов, и десантныхвойск, но и самучаствует вдесантах, строительственовых укреплений.Его дороги нетолько в море.За первые тримесяца службына Кавказе онверхом проделалболее 6 тысячвёрст в условияхвесенней распутицы.
Л.М. Серебряковхорошо зналтурецкий игорские языки, местные обычаи.Это помоглоему наладитьконтакты состарейшинамиокружающихплемён. Из этихисточниковон был осведомлёно настроенияхгорцев, о проискахтурецких ианглийскихагентов. Этопомогало емусвоевременноприниматьрешительныемеры противтурецкой контрабандыи издавнапроцветавшейздесь работорговли.
Через шестьдней послецарского приказаначальникпервого отделенияЧерноморскойбереговой линиконтр-адмиралЛ.М. Серебряковприбыл к местуновой службыв Новороссийск.
Первую годовщинусвоего существованияНовороссийсквстретил некак город ипорт, а какобыкновенныйвоенный лагерь, населениекоторого состоялоиз батальонасолдат и незначительногочисла мастеровыхлюдей, присланныхцарским правительствомдля строительныхработ. Городне мог возникнутьсам по себе, без трудовогонарода. Этопонимали дажесамые отсталыецарские чиновники, и поэтомуправительствообъявило добровольныйнабор переселенцев, прельщая ихосвобождениемот всех государственныхналогов. Болеетого, кабинетминистровпостановилограждатьдобровольныхпереселенцевна Кавказ отсыскной жандармериина тот случай, если среди нихпоявятся беглецыиз Сибири.
Жизнь первыйгорожан былаочень трудной.Они страдалиот непривычногоклимата, отчастых перебоевс подвозомпитания; болезникосили людей.Для борьбы созначительнойсмертностьюв Новороссийскев 1842 году былоткрыт военныйгоспитальвторого класса.
В городепоявилисьмногочисленныелавки, которыена месте лагеряпервого десантаобразовалиТорговую площадь.
Стремясьблагоустроитьгород, повыситьуровень егокультуры, в1840 году адмиралЛ.М.Серебряковобратился ксвоим офицерамсо специальнымвоззваниемоб учреждениив Новороссийскеобщественнойбиблиотеки.
Для дальнейшегоразвитияэкономическойжизни городатребовалсявыход на международныйрынок. По настояниюЛ.М. Серебрякова30 июля 1845 года доособого разрешенияэтого вопросабыл открытНовороссийскийторговый порти установленывременныетаможенныепорядки. Иностранныекупцы, главнымобразом изТурции, сталичастыми гостямив новом портуРоссии. Очевиднаявыгодность предприятияпослужилаосновой дляправительственногоприказа обокончательномучреждениипорта в 1846 году.
В 1848 году наТорговой площадипоявилось самоебольшое здание– адмиралтейство.Оно представлялособой одноэтажныйкаменныйпрямоугольникс единственнымвыходом к морю, к Каботажнойпристани. Теперь, входя на рейдНовороссийска, моряки ужевидели новосозданныйгород, удивлялисьего обширности, любовалисьмногими зданиями.
Боевое крещение.
Вот так желюбовалисьс рейда живописнымвидом Новороссийскаморяки эскадрыадмирала Юрьева12 января 1848 года.С утра день былтихим и солнечным.От корабельныхтрапов частоотваливаликатера и шлюпкис матросамии офицерами, ничего не предвещалобеды.
Только кполудню из-заМаркотхскогохребта показалисьгустые белыеоблака. Древнийвраг Цемесскойбухты, распушивсвою бороду, погнал по спокойнойводе первыевереницы барашков.Через каких-нибудьдва часа температуравоздуха понизиласьс нуля до минус14 градусов, аскорость с горсеверо-восточноговетра (по местному– бора) превысила40 метров в секунду.Плотный воздушныйшквал разметали уничтожилпочти все кораблииз эскадрыЮрьева.
«…Нет выражениядля описанияужасов свирепствующейв это времябури, или, лучшесказать, всесокрушительногоурагана, которыйнельзя сравнитьс ураганамиАнтильскихостровов, стольизвестнымисвоими страшнымиразрушительнымидействиями…»Так описывалярость новороссийскогонорд-оста очевидецгибели русскихвоенных кораблей.
Но городвыдерживалне только натискстихий. С началомКрымской войны1853-1856 годов в Цемесскойбухте появилисьангло-французскиекорабли. Новороссийскбыл плохо подготовленк обороне. ВсяЧерноморскаябереговаялиния, которойкомандовалЛ.М. Серебряков, оказаласьбеспомощнойперед союзническимфлотом, егопаровыми кораблями, оснащеннымидальнобойнойартиллерией.Над укрепленияминависла угрозауничтожения.
В декабре1853 года вице-адмиралЛ.М. Серебряков прибыл а Ставропольи представилкнязю А.С. Меньшиковусвои предложенияо снятии укрепленийв связи с угрозойпротивникас моря. А.С. Меньшиковдобился царскогоразрешения, и в марте 1854 годас шести южныхукреплений– Сочи, Новотроицкого, Тенгиского, Вельяминовского, Головинскогои Навагинского– были снятыгарнизоны ссемьями и доставленыв Новороссийски Геленджик.Орудия укрепленийсолдаты заклепали, пороховыезапасы взорвали, строения сожгли, защитные редутыповредили, чтобы враг немог ими пользоваться.
Следом заназваннымиукрепленияминаступилаочередь Геленджикскогои Кабардинского.Их гарнизонытакже былипереведеныв Новороссийск, который в спешномпорядке готовилсяк отражениюврага. НачаласьпостройкаПриморскойбатареи с 19орудиями, ноеё сооружениезащитникигорода не успелизакончить.Артиллериякрепости насчитывала69 орудий, нопреобладалималокалиберные.Семь крупныхпушек, отлитыхв 1813 году, былиустаревшимии не моглисоперничатьс корабельнойартиллериейангличан ифранцузов.
О начале войныжителям городаи гарнизонубыло объявленоособо. На Соборнойплощади ( нынепарк Ленина)8 ноября 1853 годабыли собраннывойска гарнизонаи жители города, которым командармНовороссийскогогарнизонаполковникМаслович объявилсодержаниеполученногонакануне манифестацаря НиколаяI от 20 октября1853 года, в которомсообщалосьо начале войныс Турцией.
Получивизвещение оначале войныначальникпервого отделенияЧерноморскойбереговой линиигенерал-майорДебу распорядилсяустроить батареюна Мысе Любви( первая приморскаябатарея), организоватьпост наблюденияв районе Суджукскогоозера, взятьна учёт всёмужское гражданскоенаселение, способноепринять участиев защите города.
Союзники, уверенные впревосходствесвоего оружияи зная плачевноесостояниекрепостнойартиллерииНовороссийска, были убеждены, что город сдастсябез боя. 8 января1855 года в Цемесскуюбухту вошлидва вражескихпаровых судна.Они стали наякорь и поднялисигнал о желаниивступить скомендантомкрепости полковникомМасловичемв мирные переговоры.На берег прибылфранцузскийофицер и вручилкомендантуультиматумо немедленнойкапитуляции, в противномслучае городбудет сметёнс лица земли.
ПолковникМаслович отклонилнаглое требование, и корабли разведчикиубрались избухты. Защитникигорода, которыхза отсутствиемнаходившегосяв ставке главногокомандованияадмирала первогоотделенияЧерноморскойбереговой линиигенерал-майорДебу, жили втревожноможидании. Больныеи большая частьминного населенияэвакуировалисьиз блокадногогорода.
Утром 26 февраля1855 года на рейдепоявился двухмачтовый французскийпароход. Необращая вниманияна холостыесигнальныевыстрелы Приморскойбатареи, онприблизилсяк берегу и вошёлв зону досягаемостикрепостнойартиллерии.ПолковникМаслович отдалприказ открытьогонь на поражение.Меткие комендорыс первых выстреловнакрыли цель.Получив несколькопробоин, вражескийкорабль поспешилвыйти из зоныбатарейногоогня и скрылсяв море.
Через двадня союзникиначали операциюпо уничтожениюНовороссийскойкрепости. 28 февраляпять боевыхкораблей изнеприятельскойэскадры, удерживаясьза пределамидосягаемостикрепостнойартиллерии(2000 саженей), сталина якорь. Построившисьв линию на дистанциив 1500 саженей, ониоткрыли прицельныйогонь по береговымукреплениямгорода. Приморскаябатарея попыталасьдать ответ, новскоре умолкла, так как дажеусиленныезаряды не доносилиядра до вражескихкораблей. А они в упор расстреливалибеззащитныйгород.
Враждебнаябомбардировкапродолжаласьдо наступлениятемноты. Воспользовавшисьночной передышкой, генерал Дебуприказал вывезтииз города раненыхи солдат и последнихмирных жителей.Боевой гарнизонготовился котражениюдесанта.
Утром 1 мартасоюзники, успокоенныемолчаниембереговыхорудий, подтянулисвои кораблиближе к берегу, на дистанциюкартечноговыстрела. Этогои ждали комендоры.Они тут же открылиметкий огоньпо вражескимкораблям. «Началась,- писал в своёмрапорте генерал-майорДебу вице-адмиралуСеребрякову,- упорная с обеихсторон канонада.Видно, что неприятельпонёс повреждение, ибо к исходу11-го часа он навремя отошёлна первую своюпозицию…»
Новороссийскиеартиллеристыликовали. Изсвоих устаревшихпушек они нанесличувствительныеудары по кораблям, оснащеннымпервокласснымиморскими орудиями, и заставилипротивникаотступить.Однако англо-французскаяэскадра посленебольшогоперерыва вновьприблизиласьк берегу у Приморскойбатареи исосредоточилана ней всю огневуюмощь. Ядра, гранатыи бомбы градомсыпались наорудийныеказематы. Ноотважные русскиекомендоры непокидали своихбоевых постов.Под ураганнымогнём они неослаблялиответных ударов.Получив рядновых повреждений, корабли союзниковвновь вынужденыбыли отойтии вести огоньиз дальнобойныхорудий.
В ночь на 2марта 1855 годапротивникпрекратилбомбардировкуи занялся ремонтомсудов. С эскадрыдоносился стуктопоров и быливидны на палубегорящие огни.В туже ночьодин пароходиз эскадры ушёлв море, а утром2 марта покинулибухту ещё двапарохода. Оставшиесяпароходы околополудня сделавнескольковыстрелов поНовороссийску, прекратилибомбардировку.3 марта, окончивисправленияпароходы покинулиЦемесскуюбухту, при чёмодин из пароходов, у которогорусские снарядыразрушилимашинное отделение, потеряв способностьдвигаться былвзят на буксир.
Так бесславнозакончилсяангло-французскийпоход под стеныНовороссийскойкрепости. ГенералДебу докладываладмиралу Серебрякову:«Неприятельпри ожесточённойканонаде немог заставитьзамолчатьсвоими 67 орудиямиогромных калибровнаши 18- и 12-фунтовыепушки и тримортиры, противнего державшиеся.Он успел подбитьтолько винту 18-фунтовойпушки, другуютакого же калибраразорвало отчастых выстрелов…Во всё времябомбардировкиНовороссийская видел отличныйдух в войскахего гарнизона».
Поражениеэскадры союзниковпод Новороссийскомбыло весьманеприятнойнеожиданностьюдля англо-французскогокомандования, и Дебу был совершенноправ, указывая, что защитникиНовороссийска, приняв бой снеизмеримонаименьшимисилами, «нанеслипосильныеповреждениянеприятелю, мечтавшему, как было сведения, что одной пароходнойбатареи достаточнодля завладенияНовороссийскоми так неожиданнов том разуверившихся».
Весть обуспешном отраженииатаки вражескогофлота на Новороссийскдошла до Петербургаи произвелабольшое впечатление.Царь повелелнаградитьрядовых участниковсражения поодному рублю, а 6 офицеров и23 солдата забоевые заслугиполучили орденаи медали.
ПадениеСевастополя после беспримерной11-месячной обороныв августе 1855 годапоставило подугрозу полногоуничтоженияНовороссийскуюкрепость и всюЧерноморскуюбереговуюлинию. В концегода военныйсовет в составегенерал-лейтенантаХомутова, вице-адмиралаСеребрякова, генерал-лейтенантаКозловского, генерал-майораЛобко и полковниковгенеральногоштаба Стишинскогои Дурова принялрешение о снятииАнапского иНовороссийскогоукреплений.
ГлавнокомандующийотдельнымКавказскимкорпусом М.С.Воронцов вписьме от 29 декабря1855 года на имявоенного министрасообщал, чтос 1 января 1856 годаштаб Черноморскойбереговой линииупраздняется, а вице- адмиралЛ.М. Серебряковнаправляетсяв распоряжениеморскогоминистерства.
Так закончиласьмноголетняяи плодотворнаядеятельностьглавного строителяНовороссийскана Кавказе. В1856 году Л.М. Серебряковстал полнымадмиралом ичленом Адмиралтейств-совета, но душа егопо-прежнемубыла вернаНовороссийскомуи ЧерноморскомупобережьюКавказа. Сразуже после окончанияКрымской войныон утверждал, что Новороссийскдолжен бытьвосстановленкак город иторговый порт.
Умер Л.М. Серебряковв 1862 году в Петербургеи был похороненна своей родинев Карасубазаре.В мае 1955 годаостанки Л.М.Серебряковабыли торжественноперенесенына Братскоекладбище вСевастополеи захороненырядом с могилойего сына.
Сегодня однаиз красивейшихулиц города-героя– набережнаяносит имя адмиралаЛ.М. Серебрякова.
–PAGE_BREAK–
Втрое рождение.
Несмотряна жёсткиеусловия мирногодоговора 1856 года, запретившегоРоссии иметькрепости и флотна Чёрном море, в 1858 году на местеразвалинНовороссийскабыло построеноновое военноеукрепление, получившееназваниеКонстантиновское.В 1862 году на егопереднем краевыросла казачьястаница Новороссийская, которая продолжаласуществоватьотдельно отгорода, причёмона превышалаего по своемународонаселению.В последующиегоды 12 казачьихстаниц расположилисьна участкепобережья отНовороссийскадо Туапсе.
10 марта 1866 годацарское правительствоутвердилоположение обадминистративно-территориальномуправленииСеверо-ВосточнымпобережьемЧёрного моря.Оно было объявленоЧерноморскимокругом с центромв городе Новороссийске.Вторым городомокруга сталаАнапа. Торжественноеоткрытие городаНовороссийскана месте Константиновскогоукреплениясостоялось27 сентября 1866года.
Первым начальникомЧерноморскогоокруга в январе1867 года был назначенначальник штабакубанскогоказачьеговойска полковникДмитрий ВасильевичПиленко (1830-1895). Емупринадлежитважная организаторскаяроль в освоениии заселениинового российскогокрая, развитиимногих отраслейхозяйства. Сего именемсвязано такжепланированиеи застройкагородов Новороссийскаи Анапы.
Некотороевремя царскоеправительствоуделяло городувнимание. Центрстал интенсивнозастраиватьсязданиями военноговедомства, торговыми ижилыми домами.В 1869 году резковозросло числожителей, во-первых, за счёт переселенцевиз западныхгуберний России, которые каждоевоскресеньеприбывали вНовороссийскиз Одессы наколёсных пароходахрусского обществапароходстваи торговли(РОПИТ), и, во-вторых, за счёт упразднениястаницы Новороссийской.Её жители былиисключены изказачьегосословия ипричисленык городскомунаселению.
В начале 70-хгодов в потокрусских переселенцеввлились турецкиегреки, армянеи даже чехи.Они создаваливокруг городасвои посёлки: греки и армяне– Мефодиевку, чехи – Чеховку.В Цемдолиневыросли деревниГлебовка, Владимировка, посёлок Гайдук, названный вчесть агрономаФ.И. Гайдука, занимавшегосяземлеустройствомв долине рекиЦемес.
Будучи образованнымчеловеком, Дмитрий ВасильевичПиленко прекраснопонимал значениеобразованияв жизни и судьбечеловека. В1868 году он ходатайствуетперед главнымуправлениемНаместникаКавказа оботкрытии вНовороссийскедвухклассногомужского училищадля жителейгорода. Но из-забюрократическойволокиты, отсутствияучителей исвободногопомещения егооткрытие затягивалосьи состоялосьдва года спустя,12 мая 1870 года. Этобыло одноклассноемужское начальноеучилище на 45учащихся, котороепомещалосьв здании адмиралтейства.Оно учреждалосьдля детей всехсословий. Ноиз-за теснотыпомещений впервый наборбыло принятовсего 34 ученика.
Одновременноначинаютсяхлопоты пооткрытию училищадля девочек, но добитьсяоткрытия казённогоженского училищане удалось.Поэтому осенью1872 года былаоткрыта частнаяшкола для девочек, которая содержаласьна пожертвования.Основательницамиэтого училищабыли ЖозефинаСтаниславовнаСуходольскаяи жена ДмитрияВасильевичаПиленко – НадеждаБорисовна. Онии возглавилипопечительскийсовет школы, который занималсявсеми хозяйственнымиделами.
В периодправления Д.В. ПиленкоЧерноморскимокругом вНовороссийскебыли проведеныпервые выборыв городскоесамоуправление.Всеми хозяйственнымиделами, развитиемгорода ведалиполиция и двумядепутатамиот жителейгорода. Выборыпервых депутатовв Новороссийскесостоялись6 декабря 1868 года.В этот деньпосле литургии62 избирателявыбрали двоихдепутатов: состоявшегов запасе флотскогопоручика ВасилияНоздрина иТемрюкскогомещанина ГригорияБубленникова.Избранныедепутаты непредставляликруг своихобязанностейи полномочийи дважды обращалисьв полицию заразъяснениями, указав приэтом, что имнеизвестно«как именнонаходитсягородскоехозяйство икакие поступаютгородскиеденежные сборыи сколько таковыхсостоит».Деятельностьдепутатоввстретилабольшие препятствияи через пятьмесяцев депутатНоздрин подалв отставку, адепутат Бубленников«заболел». Вспор вмешалсяначальникокруга, разъяснившийполицмейстерумайор Шереховскому, что «депутатысоответствуютгласным городскихдум, полицмейстер– городскомуголове, поэтомубез участиядепутатов недолжно разбиратьсяни одно хозяйственноегородскоедело».
Открытиедвижения поРостово-Владикавказскойжелезной дорогеспособствовалоразвитию портов.Но Ростовскийи Азовскиепорты имелинизкую пропускнуюспособность.Поэтому в 1872 годуправительственнымуказанием от9 марта былаорганизованнакомиссия подпредседательствомгенерал-майораПиленко дляпроведенияизысканий ивыбора местустройствапортов в пунктахсеверо-восточногопобережьяЧёрного моря– Анапе, Новороссийске, Геленджике, Туапсе, Сухуми.После окончательныхизысканий воктябре 1874 годашесть членовкомиссии изодиннадцативысказалисьза строительствоглавного портаРоссии в Анапе, предлагаясвязать егоканалом с рекойКубанью. ВНовороссийскестроительствоглавного портабыло отвёргнуто«вследствиедующих здесьиногда с большойсилой северо-восточныхветров. Комиссиярекомендоваластроить вНовороссийскекаботажныйпорт.
СлишкомсамостоятельнаядеятельностьД.В. Пиленко ненравиласьТифлисскойадминистрацииКавказскогонаместничестваи вскоре онпопал в немилость.В 1876 году он оставляетдолжностьначальникаЧерноморскогоокруга и назначаетсякомандиромКубанскойказачьей дивизии, которая участвуетв русско-турецкойвойне 1877-1878 годов.
После уходагенерала Д.В.Пиленко с постаначальникаЧерноморскогоокруга в 1786 году, как всегдабывает в такихслучаях, началисьнападки на егосподвижникови помощников.И первым из нихоказался ФёдорИванович Гейдук.Всё, что им делалось, теперь осуждается.Принявший вуправлениеимения Абрауи Дагомыс бывшийзаведующийСтавропольскойудельной конторойупраздняетпочти всё, чтосделано егопредшественником- Гейдуком: иконный завод, и скотный дворс породистымскотом, а садыи виноградникиоставляет безнадлежащегоухода.
Однако усилияФ.И. Гейдукабыли не напрасными.В 1878 году, ужепосле турецкойвойны посаженныеим виноградники, в частностив Абрау-Дюрсо,
несмотряна отсутствиевсякого уходаза ними, далипервый урожай.Это засталоврасплох управлениеимением. Урожайкое-как сняли, но не знали, что с ним делать.Обратилисьза советом кГейдуку. ФёдорИванович, незадумываясь, скупил его ина своём хуторев Цемесскойдолине в оченьтрудных длявиноделияусловиях переработална вино. Этопервое виноиз первыхвиноградниковЧерноморскогопобережья былопослано в Ялтуна винодельческуювыставку 1881 года, в которой принималиучастие лучшиезаграничныеэксперты. Своёвино Ф.И. Гейдукпредставилпод девизом«Новый районрусского виноделия».Того, что случилосьна столь представительнойвыставке, нисам Гейдук, нидругие её участникине ожидали.Первое виноЧерноморскогопобережьяполучило высшуюнаграду. Винопервого урожаяпродавалосьпо цене от 6 до10 рублей за ведро.
Только послеэтого новоеруководствоудельногоимения Абрау, фактическизабросившеевиноградарство, как не доходноеи не перспективное, вынуждено былолихорадочнорасширятьплощади подвиноградники.Дело агрономаГейдука восторжествовало.Однако имя егопродолжализамалчивать.Больше того, нашлись деятели, пытавшиесяприсвоить егозаслуги.
В 1876 году генералаПиленко надолжностиначальникаЧерноморскогоокруга сменилполковник Б.М.Шелковников, переведённыйсюда из Закавказья, где он занималсяадминистративнойдеятельностьюв Закатольскомокруге. За периодего короткогопребыванияна посту начальникаокруга (1876-1879) современникиотмечают егоусилия, направленныена улучшениеблагоустройствогорода.
Но главнымделом Шелковниковаи вечным памятникомему стала закладкагородскогосада, что явилосьзначительнымвкладом в развитиекультурнойжизни города.Напротив доманачальникаокруга, гденыне расположенколледж градостроительства, был пустырь.По приказаниюШелковниковаэто место разметилипод посадкудеревьев ибудущей аллеи.В центре долженбыл красоватьсяфонтан, водудля которогобыло решенопровести сВербовой балки- нынешний 9-ймикрорайон.Деревья частичнозаказали вСочи, часть изсобственныхпитомниковпредложилГейдук и другиесельские жители.Закладка садапроисходилав один из первыхдней апреля и отмечаласьособой торжественностью.Горожане выкопалимножество ямок, возле которыхбыли уложеныгорки привезённогочернозёма, лопаты и деревца.В центре садавсё было приготовленодля молебна.Собралисьгорожане. Газета«Черноморскоепобережье»так описывалаэто событие:«Церемониалзакладки садабыл начатШелковниковым, лично посадившимдеревцо…затемприсутствующиебыли приглашенык завтраку вквартире начальникаокруга. В этотже день началиобносить саддеревяннымзабором. И втоже лето местнаяпублика гулялапо вновь созданномусаду. Вода шлапо канаве вдовольно большомколичестведля поливкии фонтана».
ДеятельностьШелковниковав Новороссийскебыла прервананачавшейсярусско-турецкойвойной 1877-1878 годов, для участияв которой они был призван.
12 апреля 1877 годароссийскиевойска былинаправленына два фронта– Балканскийи Кавказский.Турция объявилаблокаду русскогоЧерноморскогопобережья, перебазировавброненосцыв свои черноморскиепорты – Константинополь, Сулин, Батум.
Между темпроходящаявойна наложиласвой отрицательныйотпечаток наНовороссийски населениеЧерноморскогоокруга. Подугрозой высадкивражескихдесантов частьжителей покинулаего.
НачалопромышленногоразвитияНовороссийска.
Год 1879-й сталдля Новороссийсказнаменательнымв отношениивыбора еговедущей промышленности.В этом году вего окрестностяхбыли открытыогромные запасымергеля – основногоприродногосырья для цементнойпромышленности.Именно геологическоестроение Маркотхскогохребта с егомощными и богатейшимизалежами мергеляявились основаниемзарожденияи процветанияцементнойпромышленностив районе Новороссийска.
Осенью 1881 годагруппой лицв составе В.П.Ливена, Л.Е.Адамовича идругих в правительственныеучрежденияподаётся прошениеоб учрежденииих общества, которое и последовало29 января 1882 года.В документеоб этом говориться:«Государьимператор поположениюКомитета министровВысочайшеповелеть соизволил: разрешитьбарону ЭтьенуАртуровичуЖирард де-Сукатону, торговому домуЭ.М. Майер и К, генерал-майоруЛеониду ЕфимовичуАдамовичу идоктору ВикторуПавловичуЛивену учредитьакционерноеобщество«Черноморскогоцементногопроизводства», на основанииустава, удостоенногоВысочайшегорассмотренияи учрежденияв 22-й день января1882 года». Уставнойкапитал обществаназначен былв 500 тысяч рублей.Общество создавалось«для обработкии добыванияцемента в южномкрае империи, преимущественнов прибрежьяхЧёрного моря».
3 декабря 1882года послемолебна, кактогда былопринято, завод, названныйхозяевами«Звезда», былпущен в эксплуатацию.Это названиеза заводом незакрепилось, а упрочилосьназвание«Черноморский».После революции, в 1922 году он получилназвание«Пролетарий».15 декабря 1882 годазавод выпустилпервую пробнуюпартию цемента.Он был уже шестымпредприятиемв России попроизводствупортландцемента.В1883 году заводвыпустил уже46 тысяч бочекцемента – этоболее 7 тысячпри вместительностиодной бочки160 кг. ПервенеццементнойпромышленностиЮга Россииприступил кработе в исключительноблагоприятныхусловиях.Удивительнаядоброкачественностьсырья, удобноеи неглубокоезалегание егов больших запасахзначительносократилииздержкипроизводства.Не вызывалзатрудненийи сбыт продукции, так как повышенныйспрос предъявлялистроителиморских портов, железных дорог, городскогохозяйства.Кроме того, удобный морскойпуть обеспечивалдоставку товарав разные пунктыстраны. Ещёбольшую перспективусоздавалоподведениек Новороссийскужелезной дороги.В первый годработы заводвыдал 460 тысячпудов продукциипри проектноймощности 750 тысяч.Но уже третийгод принесзначительнуюприбыль.
Новороссийскийцемент получаетспрос и намеждународномрынке.
Английскоеправительство, например, дляособо важныхсооруженийв частности, строительствокрепости Гибралтар, предписывалозакупать непременноновороссийскийцемент.
На строительствозавода и работына нём потекладешевая рабочаясила российскихгуберний инациональныхокраин, а также переселенцыиз Турции, Персии, Австро-Венгрии– будущие коренныежители многонациональногоНовороссийска.
Год 1879-й оказалсязнаменательнымдля Новороссийскав зарожденииещё одноговажного промышленногопроизводства, связанногос эксплуатациейнефти. Именнов этом году вПариже былообразованноРусско-Французскоеакционерноеобщество «Русскийстандарт петролиумкомпани», основанноефранцузскиминженером, предпринимателем, писателем, академикоми видным государственнымдеятелем барономШарлем-Луи деФрейсине (1828-1923), избравшимНовороссийскместом переработкии вывоза кубанской(таманской)нефти за границу.
Обширнаястроительнаяпрограмма«РусскогоСтандарта»вызвала новыйприток рабочеголюда со всейРоссии. Этомуспособствоваличастые неурожаив центральныхгубернияхРоссийскойимперии рассказыо благах, ожидавшихлюдей на Кубании Черноморскомпобережье.Тведль, желаяприманить ксебе самыхопытных рабочих, платил довольнобольшие по томувремени деньги– около одногорубля в деньчернорабочему, что вдвое превышалоимеющиесязаработки.
Быстро застраивается жилыми домаминовый зацемесскийпосёлок, получившийназвание «Стандарт»от имени обосновавшегосяздесь акционерногообщества. Зарекой Цемесна некогдапустующейтерриториибыстро растуткорпусанефтеперерабатывающегозавода «Русскийстандарт», построенырезервуарыдля храненияи приёма нефти, поступающейпо чугуннымтрубам от станицыИльской. К апрелю1882 года нефтеперегонныйили, как тогдаего называли«фотогенный»завод был построен.Нефть перекачиваласьс помощью шестипаровых машинпо нефтепроводу, что явилосьв то время большимновшеством.Для вывозанефти и нефтепродуктовоборудуютсяпричалы длянефтеналивныхсудов. 8 июля1882 года от причалаТведля отошлопервое суднос сырой нефтью– английскийпароход «Альфред»с грузом 80 тысячпудов (1380 тонн).
В 1883 году произошлаотставка ГербертаТведля с постапредставителя«РусскогоСтандарта»в Новороссийскеи его сменилсам основательакционерногообщества Шарль-Луиде Фрейсине, потерявшийна время постминистр-президентаФранции. Принём продолжалосьпромышленноеразвитие «Стандарта»и благоустройствозацемесскогопосёлка, перегоняяв этом отношениицентр городаНовороссийска.Здесь строятсякаменные дома, мощёные улицы, этот районстановитсяцентром деловойжизни города.В НовороссийскеШ-Л де Фрейсинепробыл до 1886 года, когда он сновавозвратилсяна государственнуюслужбу, занимаяважные постыв правительствеФранции – министраиностранныхдел, военногои министра-президента.
Венцом егодеятельностистало заключениепри его содействиивоенно-политическогофранцузско-русскогосоюза в 1893 году.Его деятельностьво многом аналогичнадеятельностидругого француза– герцога деРишелье в Одессе.
Решающеезначение дляэкономическогоразвитияНовороссийска, Причерноморья, Кубани, да ивсего СеверногоКавказа явилосьжелезнодорожноестроительство.Без железныхдорог черноморскиепорты, хлебнаяКубань былиоторваны отпромышленныхцентров страны.Поэтому местнаяадминистрацияещё с середины60-х годов 19-говека выступалас предложениемо строительствежелезной дороги.Наконец, в 1869 годуна специальномзаседанииСовета министровпод председательствомсамого НиколаяII был рассмотрени одобрен проектстроительстважелезной дорогиРостов – Владикавказ.Осуществлениепроекта былопредложенопередать вчастные руки.Выбор пал наинженера-путейцаи богатогопредпринимателядействительногостатскогосоветникабарона ШтейнгеляРудольфа Васильевича, известногоуже как участникапроекта, а затемстроителяМосковско-Рязанскойи Московско-Курскойжелезных дорог, главного инженераи строителяОрловско-Витебской, Грязе-Царицынскойи Балтийскойжелезных дорог.
В 1872 году былосоздано акционерноеобществоРостов-Владикавказскойжелезной дорогиво главе сР.В.Штейнгелем, и началось еёстроительство.2 июня 1875 годаоткрываетсядвижение поней.
В 1882 году былразработанплан дальнейшегоразвития рейсовойсети в стране.В числе 17 железныхдорог, указанныхв представленииМинистерствапутей сообщенияв Комитетеминистров от8 апреля 1882 года, была отмечена, как одна изболее необходимыхветвей Ростово-Владикавказскойжелезной дорогик Чёрному морю– Новороссийская.14 февраля 1884 годаКомитет министровпризнал первостепенноезначениеНовороссийскойветки, подчёркивая, что «послеСибирской линииона представляетсянеобходимойиз всех, намеченныхправительствомжелезнодорожныхлиний». Осенью1884 года окончательнобыл решен вопросо направленииветки. Был принятпроект линииТихорецкая-Новороссийск, имевший рядпреимуществпо сравнениюс другими проектами(соединениеВладикавказскоймагистралис Геленджикомили Анапой).Линия Тихорецкая-Новороссийскпроходила череззападную исеверо-западнуючасть Кубанскойобласти с развитымземледелием.
Строительствожелезнодорожнойветки Екатеринодар-Новороссийскпротяженностью254 версты осуществлялосьпод руководствоминженера КербедыМихаила Станиславовича.Под каждуюверсту рельсовогопути укладывалось1440 дубовых шпал.Перед конечнойточкой пути– Новороссийском- на южной окраинестаницы Верхнее-Баканскойв отрогахМаркотхскогохребта по линиижелезной дорогибыло сооруженодва тоннеля, отчего железнодорожнаястанция приэтой станицеполучила наименованиеТоннельной.Строили ихитальянскиеинженеры Мадлени Физини.
По завершениистроительстважелезной дорогиЕкатеринодар-Новороссийск24 июня 1888 годасостоялосьеё торжественноеоткрытие. Нанём присутствовалив качествепочётных гостейГлавноначальствующийГражданскойчастью на Кавказекнязь Дондук-Корсуков, министр путейсообщенияначальникКубанскойобласти генерал-лейтенантГ.А.Леонов идругие высокопоставленныелица. Депутатыот города Ильченкои Никульскийподнесли министрухлеб-соль ивыразилипризнательностьнаселения запостройкудороги.
Присутствовавшийна торжествахпо случаю открытияжелезнодорожногосообщения вЕкатеринодарев сентябре 1888года императорАлександр III ссемействомпроследовалпо только чтоотстроеннойжелезнодорожнойветкой наНовороссийск.В Новороссийске23 сентября 1888 года«выборныеградских обществ»были удостоеныприёма императором.На приёме выборныедепутаты попросилицаря включитьв городскуючерту землинефтяногозавода «РусскийСтандарт» ссоседствующимис ними владениямигенерала Адамовичаи территориюобществаЧерноморскогоцементногопроизводства, чтобы их владельцыучаствовалив платежахналогов, посправедливостиоблегчив отбываниегородскихповинностейжителямиНовороссийска.
Начало эксплуатациижелезной дорогистимулировалоразвитие города.С завершениемстроительстваНовороссийскойветки сократилсяпуть для выходазерновых грузовк Чёрному морючерез Новороссийскийпорт и его экспортвместо прежнегонаправлениячерез Ростовв Азовскоеморе. СельскоехозяйствоПредкавказьявсё более приобретаетэкспортныйхарактер. ЮгРоссии становитсяосновным поставщикомпшеницы наэкспорт.
Сооружениев 1888 году Новороссийскойветки Владикавказскойжелезной дорогиповлекло засобой бурноеразвитие торговогопорта. По соглашениюс правительствомОбществоВладикавказскойжелезной дорогивзяло строительствопорта в своируки. Это былопредусмотренои уставом Общества, принятым в 1884году. При этомбыло оговорено, что строительствопорта будетзавершено ксроку окончанияпостройкижелезной дороги, т.е. к 1884 году. Обществоещё в 1881 годупоручило инженеруЛисовскомусоставитьпроект портапропускнойспособностьюв 44 млн. пудов(700 тыс. тонн) вгод. Расположенныйв северо-западнойчасти Цемесскойбухты, порт былчрезвычайноудобен длясудоходства.
В 1887-88 годах былипостроеныпервые трипричала дляприёма железнодорожныхгрузов, у которыхмогли грузиться12 больших пароходовдальнего плавания, Эти пристани, построенныекак временные, действуют донастоящеговремени (теперьэто причалы№3,4,5). В 1890 году полнаягрузоподъёмностьгрузов составляла30 млн. пудов.Пристанямипользовалисьи суда каботажногоплавания, зачто взималасьплата 100 руб. всутки. Так чтоэти сборы полностьюпокрыли затратыОбщества насооружениепристаней(около 1 млн. руб.).К 90-м годам общаясумма затратна оборудованиепорта достигла16 млн. руб. Пристроительствеи оборудованииего используютсяпоследниедостижениянауки и техники.К этому времениОбщество ужеимело четырепристани, гдемогли одновременногрузиться 16пароходов. Былопостроено 14каменных и 54деревянныхамбара для 16млн. пудов грузов, в том числе для14 млн. пудов хлеба.Сооружен поамериканскомутипу элеваторболее чем на3 млн. пудов зерна, не имеющих себеравных не тольков России, но ив Европе. Зернона элеватори пристаниподавалосьтранспортёрами.К строительствуэлеватораприступилив апреле 1891 года.Руководил имталантливыйрусский инженерАлександрНиколаевичШенснович.Фундаментграндиозногопо тем временамздания из кирпича, камня и металлабыл заложенв скалистомгрунте. Зернохранилищеиз 364 силосовмогло вместитьтри миллионапудов зернаодновременно.Главная особенностьэлеватора –наличие электростанциитрёхфазноготока. Впервыев мире Новороссийскийэлеватор былоснащён индивидуальнымприводом наэлектромоторах, изготовленныхв местных мастерскихпо проектусоздателятехники трёхфазноготока М.О.Доливо-Добровольского.
Интенсивнаяработа по расширениюпричальнойлинии портаразвернуласьв 90-х годах. Вчрезвычайносжатые срокистроителиоснастили портновыми пристанями: элеваторной, угольной, цементной, каботажной.В 1895 году государственнаякомиссия принялапортовые сооруженияот строителей.Из года в годрос грузооборот.В 1897 году построилиновую пристаньи обширныескладскиепомещения. Длязащиты судов, стоящих у причала, от штормовыхсудов с моря, портовымирабочими почтивручную былисооружены дваоградительныхмола – западныйи восточный.
Они надёжноприкрыли внутреннююакваторию портаи она сталаодной из самыхбезопасныхгаваней Черноморья.ОбществоВладикавказскойжелезной дорогиимело в портусобственныеремонтные имеханическиемастерские, в которых строилисьбаржи и шаланды, два механическихзавода, выпускавшихпаровые котлыи производившихремонт машини небольшихсудов.
Для эксплуатациивсех сооруженийв НовороссийскеОбществоВладикавказскойжелезной дорогиобразовалов 1889 году Новороссийскоекоммерческоекомиссионноеагентство, длякоторого быловыстроено наберегу морянедалеко отэлеваторнойлинии красивоездание, в нёмпри советскойвласти разместилосьуправлениеторговогопорта. Основнойцелью коммерческогоагентстваявлялось привлечениеи развитиеперевозокжелезнодорожныхгрузов, главнымобразом хлеба, деятельностьагентства вызывала интересу хлеботорговцев.Им выдавалисьссуды под принятыегрузы, предоставлялисьдругие льготы.Новороссийскоекоммерческоеагентство подчинило себевсю зерновуюторговлю Кубани.Его деятельностьпривела к серьезнымизменениямв организациихлебной торговлине только вРоссии но и вЕвропе.
С постройкой Новороссийскогопорта для сельскогохозяйстваСеверногоКавказа открылисьширокие возможностисбыта зернаи других товаровза границу.Сельское хозяйствоПредкавказья всё большеприобреталоэкспортныйхарактер. Возможностьэкспорта черезНовороссийскийпорт стимулироваладальнейшеежелезнодорожноестроительство, которое вовлекалов торговыйоборот новые, богатые хлебомрайоны. С окончаниемстроительстваСтавропольскойветки в 1897 годуусилился зерновойпоток из этогоплодородногорайона. Сооружениеветки Тихорецкая– Новороссийскв 1899 году даловыход приволжскомухлебу. ОбщийгрузооборотНовороссийскогопорта за 1890-1900 годывырос с 30,3 до 66,8млн. пудов, илиболее чем в двараза. Зернопродолжаетоставатьсяглавным предметомэкспортаНовороссийскогопорта.
Среди сельскохозяйственнойпродукции, проходящейчерез Новороссийскийпорт, следуетназвать иживотноводство.Ежегодно перевозилосьдо 25 тысяч головкрупного рогатогоскота и до 50 тысячголов овец, главным образомиз Тверскойи кубанскойобластей. Поинициативегенерала Адамовича, имевшего вНовороссийскеогромные запасыземли в личномпользовании, был построенбольшой холодильникв районе Цемесскойбухты, и скотоводческиерайоны Юга иЮго-Востока, включая иастраханскиестепи, получиливозможностьсбыта черезНовороссийск продуктовскотоводстваза границу.
Важное местов экспортеНовороссийскогопорта послехлебных и вообщесельскохозяйственныхгрузов занималинефть и нефтепродукты.Первый пароходс Ильской нефтьюобществом«Русский Стандарт»был отправлениз Новороссийскогопорта ещё в1882 году. С сооружениемв 1894 году железнодорожнойлинии Беслан-Петровски Петровскогопорта, был открытвыход к Чёрномуморю нефтянымгрузам Закавказьяи положеноначало интенсивномуразвитию Грозненскогонефтепромышленногорайона. В 1900 годучерез Новороссийскийпорт было отправлено17,2млн. пудов или82, 7% всех прибывшихв порт нефтяныхгрузов.
Соединённыйжелезной дорогойс богатымизерновымирайонами игрозненскиминефтянымипромыслами, Новороссийскк началу XX векапревратилсяв порт общероссийскогозначения, стал«окном в Европу»для СеверногоКавказа и всейЮго-Восточной России и занялвидное местов системе внешнейторговли России.На его долюприходилосьдо 80, 4% заграничноговывоза всехсеверокавказскихпортов.
Новороссийск- губернскийгород.
Быстро растущийспрос на цемент, расширениепорта и торговлизерном в связис подведениемжелезной дороги, постоянныйприток дешёвойрабочей силыи капиталаобеспечилипроцветаниепромышленностии в то же времябурный ростНовороссийска.Из среднеговоенного укрепленияон стремительнопревращаетсяв крупныйпромышленныйцентр юга России.В короткоевремя сооружаетсяшоссейнаядорога Новороссийск-Сухуми, начатая в 1891 году.С завершениемстроительствапорта в 1888 годупо экспортухлеба он занимаетвторое местосреди южныхпортов России.Через Новороссийскв центральныепромышленныерайоны страныи Закавказьяидут цемент, нефть, зерно, табак, рыба, фрукты. Вследза постройкойв 1894 году элеваторав городе строитсячугунолитейный, механическийи нефтеперегонныйзаводы.
В 1888 году вгородском садупредпринимательи бывший актёрСемён Митяевпостроил первыйдеревянныйтеатр с буфетоми эстрадой дляоркестра. Агодом раньшеНовороссийскимимещанами Н. И.Преображенскими П.Е. Чапуринымоснована перваяв городе типография.В скоре вышлагазета «Новороссийскийлисток». С ростомнаселенияподнимаетсякультурнообразовательныйуровень города.Решением Кавказскогоучебного округав августе 1894 годав Новороссийскеоткрываетсямужская гимназияиз 4-х классов.В следующем,1895 году открываетсяженская гимназия.В 1894 году 1 мартау города появляетсясвоя библиотека, подареннаяпрофессором Э. Э. Баллионом в количестве2909 томов книг.
В мае 1896 годав Новороссийскстановитсягубернскимгородом. Положением«Высочайше»утверждённым23 мая 1896 года изЧерноморскогоокруга былаобразованнаЧерноморскаягуберния — самаямалая по величинегуберния вРоссийскойимперии. Образованаона была в составетрёх округов- Новороссийского, Туапсинскогои Сочинского.Губернаторомвновь образованнойЧерноморскойгубернии 19 мая1896 года был назначенЕвграф ФилипповичТиханов. Онуправлял губерниейдо 1901 года. Всехнаселённыхмест в губерниинасчитывалось, кроме городов,59. Преобладающеенаселение погубернии составлялирусские и украинцы, а также, армяне, греки, чехи, молдаване идр. Еще наканунеутвержденияПоложения осоздании Черноморскойгубернии, вбудущём губернскомгороде Новороссийскевводится городскоесамоуправление.
В период с21 по 28 ноябрянамечалосьпровести выборы.Тайным голосованиембыли избраннычлены управы, её секретарьи городскойГолова. ПервымгородскимГоловой былизбран врачМихаил ФедоровичПенчул, уважаемыйв городе человек, один из первыхпереселенцев, занимавшийдолжностьмедика приначальникеЧерноморскогоокруга.
Первым деломотцы городапытаются наладитьхозяйственноеи культурноестроительство, позаботитьсяоб улучшенииобразованияувеличивающегосянаселениягубернскойстолицы. В 1896 годудума выноситпостановлениеоб открытиипри мужскойгимназии пятогои следующихклассов. Изгородскогобюджета выделенысредства длястроительствагимназии. Длягорода этособытие былонезаурядным.Специальноиз столицы былвыписан инженер-архитекторЛукашевич. Апроект утверждённыйсамим императоромНиколаем II, был созданнемецкимархитектором.Через два годакрасивое зданиемужской гимназиибыло построенона улице Дмитриевской(Энгельса).
Здание женскойгимназии былопостроено в1901 году по проектуархитектораН. Н. Карлинскогопо улице Вельяминовской( Революции1901 года).
Выпуск первойгородскойгазеты в декабре1902 года организовалФ. С. Леонтович, называласьона «Черноморскоепобережье».Её редакторуудалось объединитьмногих журналистов, привлечь кучастию литераторов, краеведов, пишущую интеллигенцию.В этой газетебыли напечатоныпервые стихиМариэтты Шагинян, жившей тогдав Геленджике- «Геленджикскиемотивы».
Всё болеепривлекательнымв Новороссийскеместом отдыхав летний периодкак для горожантак и для гостейгорода являлоськупание в море.Городскиекупальни такженаходилисьпод постояннымконтролемГородской думы.С 1 июня 1896 годановые купальниД.С. Серафимовабыли открытыв районе нынешнегопарка Фрунзе.В распространённомобъявленииуказывалосьчто «образцовыекупальни Д. С.Серафимовав Новороссийске…по устройству, удобствам иобширностилучшие на всёмЧерноморскомпобережье».
1900 году былрешён, наконец, затянувшийсявопрос о включениив состав городаЗацемесскойстороны. ПрисоединениеЗацемесскойстороны имеловажное значениедля дальнейшегоразвитияНовороссийска.Признаваябольшую рольв этом главноначальствующегогражданскойчастью на Кавказегенерала князяГригория СергеевичаГолицына, Новороссийскаягородская Дума9 сентября 1900 годаприняла решениеоб избранииего Почётнымгражданиномг. Новороссийскаи утверждениистипендии егоимени.
Одним изживотрепещущихвопросов городаявлялось обеспечениеводой. Населениегорода пользовалосьводой из городскихколодцев. Вгороде было32 колодца, нов засушливоелето воды нехватало. В 1894 годув долине рекиЦемес был построенводосбор иначато строительствоштольни изМаркотхскогохребта дляжелезной дороги.На заседании14 декабря 1897 годаДума избираеткомиссию попрокладкеводопроводаиз пяти человек.Приступилик строительствув 1900 году водопроводаиз Вербовойбалки, пущенногочерез год.
К началу векав Новороссийскеимелись консулынесколькихгосударств: Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Турции, Франциии Германии, чтосвидетельствуето всёвозрастающейторговле черезНовороссийскийпорт во многиестраны мира.
Бурные годы«Новороссийскойреспублики».
Под влияниемусиливающейсяпропагандыв революционныхкружках в началевека в Новороссийске, как и другихгородах Чернономорьяи Кубани, создаютсяобщероссийскиеили национальныереволюционныепартии. Наиболеевлиятельнойсреди них былапартия социал-революционеров.Первые группыи кружки эсероввозникли вЕкатеринодаре, Новороссийскеи Сочи. Однимиз руководителейкружка эсеровв Новороссийскеявлялся А. С.Калинский, активный участникв городе в 1902-1904годах.
К концу 1904 годав целом по странескладываетсясложнаясоциально-политическаяобстановка, усугублённая поражениемРоссии в продолжавшейсявойне с Японией.Под влияниемвсё болеевозрастающихэкономическихтрудностей, усилениемреволюционнойпропагандымногочисленныхполитическихпартий, во многихкрупнейшихпромышленныхгородах Россиипроисходятмассовые выступлениятрудящихсяне только сэкономическими, но всё болееполитическимитребованиямипротив самодержавногостроя.
Началом первойрусской революцииявилось 9 января1905 года в Петербурге- расстрел150-тысячногомирного шествиярабочих столицык Зимнему дворцус просьбой кцарю защититьот непосильноготруда, голода, нищеты и политическогобесправия.
В Кубанскойобласти иЧерноморскойгубернии известиео событиях 9января в Петербургетакже быловстреченомассовымиполитическимимитингами, демонстрациямии стачками.
На состоявшейся27 апреля 1905 годав ущелье Маркотхскогохребта сходке, в которой принялиучастие до 500рабочих со всехпредприятийгорода, былорешено провестидемонстрации1 мая и 2-х дневнуюзабастовку.
1 мая 1905 годав Новороссийскесостояласьграндиознаяполитическаядемонстрацияс участиемвооружённойбоевой дружины.С утра на условленномместе на Старобазарнойплощади (нынеплощадь Героев)собрались массырабочих. Построившисьв колонны, собравшиесянаправилисьпо главноймагистралигорода — Серебряковскойулице. Демонстрантышли под краснымизнамёнами, накоторых былисделаны надписина русском игрузинскомязыках: «Долойсамодержавие! Да здравствуетсвобода и 8-часовойрабочий день!»ВызваннаяисполняющимобязанностигубернатораА. А.Березниковымдля охраныпорядка казачьясотня не нападалана демонстрантов.На следующийдень, 2 мая 2905 годабыла проведенаещё более мощнаяи многочисленнаяполитическаядемонстрация.3 мая рабочиежелезнодорожныхмастерских, не получивответов на своиэкономическиетребования, отказалисьстать к станкам.Администрациязакрыла мастерскиеи вызвала войскадля охраны.Начались репрессиик руководителямдемонстрации.
В результатеповсеместныхреволюционныхвыступленийв стране царьНикола IIбыл вынужденподписать 17октября 1905 годаманифест одарованиинекоторыхсвобод населениюимперии. Пообъявленнойамнистии былиосвобожденыиз тюрем политическиезаключённые.
Новая волнареволюционныхвыступленийпротив самодержавияподнимаетсяв стране в декабре1905 года. 8 декабряНовороссийскийрабочий классподдержалмосковскийпролетариатстачкой. К началувосстания былсобран совети дружина, насчитывающаяоколо тысячичеловек. Военныйгарнизон практическивышел из подчинениявластей. В такойобстановкевице-губернатори окружавшиеего офицеры12 декабря бежалииз города ипоселилисьв вагоне товарногодвора железнодорожнойстанции.
Таким образом, в городе и округебыла свергнутацарская властьи установленавласть революционногонарода в лицеСовета рабочихдепутатов. Вистории Новороссийсканаступилкратковременныйпериод, которыйв официальныхдокументахи историческойлитературеполучил название«Новороссийскаяреспублика».Всего 14 днейпродолжалсяэтот период.Совет рабочихдепутатовосуществилряд революционныхмероприятийв интересахрабочего класса: ввёл 8-часовойрабочий день, трудоустроилвсех безработных, установилпрогрессивныйналог на буржуазию, установилконтроль надвсеми видамитранспортаи торговлей, осуществилполитическиесвободы собраний, слова, печати.
Первоначальнос образованиемСовета продолжаладействоватьи Городскаядума и её Головасотрудничалс Советом. Вдальнейшем.когда Советоформил собственныеорганы управления, работа думыбыла прекращена, как и деятельностьвсех старыхорганов самоуправления, за исключениемказначействаи банка.
24 декабря1905 года для разгромареволюционногодвижения вНовороссийскеиз Екатеринодарабыл направленкарательныйотряд подкомандованиемгенерал-майораПржевальского, а в порт прибылброненосец«Ростислав».Попытка взорватьпоезд с отрядомПржевальскогов тоннелях илиспустить егобез тормозовчерез Эстакаднуюпристань в морене удалась.Отряд, выгрузившисьиз вагонов настанции в Тоннельной, через горыпроследовалв Новороссийск.
Совет обсудилсоздавшеесяположение, решили: ввидубезнадёжностисопротивленияи в интересахсохраненияреволюционныхсил в бой с царскимивойсками невступать исовет рабочихдепутатовраспустить.«Новороссийскаяреспублика»прекратиласвоё существование.
Новороссийскв период первоймировой войны(1914-1917).
19 июля 1914 годаГермания объявилавойну России.Об это уже 20 июлябыла полученателеграммав Новороссийскеи вышли сообщенияв городскихгазетах. В первыедни в Екатеринодаре, а затем и в другихгородах, в томчисле и Новороссийскепрошли манифестациив поддержкувойны организованныевластями. Еёначало вызвалопатриотическийподъём средиразных слоёвнаселения.Многие её считалиоправданнойи вынужденнойдля России. Итолько позжев массах начинаетнарастатьотрицательноеотношение кней.
Собранноепо предложениюЧерноморскогогубернатора5 марта 1915 годаОсобое совещаниеврачей и представителейгорода по вопросуо возможностяхНовороссийскапринятии воинов, нуждающихсяв бальнеологическомлечении, пришлозаключениечто в Новороссийскмогут бытьприняты 115 больныхвоинских чинов.
В Новороссийскэвакуируютсяучебные заведениязападных областейРоссии и городскаядума принимаетмеры по их размещениюв городе.
Сразу же послеобъявлениявойны, 19 июляначалась мобилизациязапасных нижнихчинов. К сентябрю1914 года в армейскиечасти из Черноморскойгубернии былонаправленно7 тысяч человек.
В октябре1914 года войнаподступиланепосредственнок городу Новороссийску.16 октября 1914 годагород был подвергнутобстрелугермано-турецкимисудами.
Закончивбомбардировкукрейсера ушлииз бухты и скрылисьза горизонтом.Пожар бушевалнесколькосуток, тушениеего осложнилосьтем, что мощныепортовые ижелезнодорожныепротивопожарныесредства былиуничтоженыогненной стихией, а городскойпожарной командетакие масштабыбыли не по плечу.
Следуетотметить, чтово время этихсобытий Турцияформально ещёне находиласьв состояниивойны с Россией, но, являясьсоюзникамигермании иАвстро-Венгрии, фактическив войну вступила.Официальноже Турция объявилавойну России2 ноября 1914 года.Как стало известнов последствии, одновременнос разбойнымнападениемна Новороссийск, германо-турецкимисудами былиобстреляныи другие российскиегорда на черноморскомпобережье.
С вступлениемТурции в войнупротив России, на базе Кавказскоговоенного округа1 ноября 1914 годаначала развёртыватьсяКавказскаядействующаяармия. Её командующимбыл назначеннаместник наКавказе, командующийКавказскимвоенным округомгенерал-адъютантграф ИлларионИвановичВоронцов-Дашков.
С началомвойны в Черноморскойгубернии итаманскомотделе кубанскойобласти быловведено военноеположение. Былусилен полицейскийконтроль занаселением.
В ходе войныусилиласьморская мощьРоссии. На Черномморе вступаютв строй новыекорабли.
За годы войнызаметно изменилосьобщественноенастроениев городах, станицахи сёлах. Патриотическийподъём первыхмесяцев войнысменилсянедовольствомзатянувшейсявойной, падениемжизненногоуровня. Нарасталодемократическоедвижение, распространялисьреволюционныевоззвания. Вапреле 1916 годаначальникКубанскогообластногожандармскогоуправлениясообщает вПетроград, что«как средиинтеллигенции, так равно ирабочего классапочти в открытуюведутся переговорыо том, что послеокончаниявойны, а можетбыть и раньше, произойдётреволюционноедвижение, вкотором примутучастие и войсковыечасти, в достаточнойстепени ужедля этогоподготовленныеи что это движениевыльется внесравненноболее оструюформу, чем в1905 году».
Списоклитературы
1. Ю. Д. Журкин, А. К. Ерёменко, В. М. Тищенко.Город-геройНовороссийск– М., «Мышь», 1983.
2. Б. Д. Герасименко.Очерки историиНовороссийска– Н., 2001.
3. А. Герасименко, С. Санев. Новороссийск– от укрепленияк губернскомугороду – К., 1998.
4. А. К. Ерёменко.Имена в историиНовороссийска: Очерки – Н.,«Юпитер», 2001.