Формирование и развитие химических понятий при изучении темы: "Электролиз растворов и расплавов"

курсовая работа
Формирование иразвитие химических понятий при изучении темы: «Электролиз растворов ирасплавов»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ«ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»
2. СОСТОЯНИЕИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
2.1 Содержание и последовательность изложения3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ЭЛЕКТРОЛИЗРАСТВОРОВ И РАСПЛАВОВ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
В современных условияходной из самых актуальных проблем методики преподавания химии в школестановится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Этоозначает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемымитеоретическими положениями и практикой жизни, демонстрации прикладногохарактера химических знаний. Единство теоретического и прикладного материала впроцессе преподавания – один из реальных путей реализации специфическоготребования современной педагогики средней школы о том, чтобы школьник вмаксимально возможной мере усваивал учебный материал непосредственно в классе.
Актуальностьвыбранной темы заключается в том, что изучение раздела об электролизе позволяетпоказать связь теории и практики, дает возможность продемонстрироватьприменение химической науки, ее законов к практической деятельности человека,рассмотреть проблему охраны окружающей среды, развивать у учащихся интерес кхимии, к труду, связанному со знанием химии.

1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯПОНЯТИЯ «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»
В силу того, что понятиехимическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформироватьполное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскуюсущность невозможно за короткий промежуток времени. Более того, данное понятиеформируется на протяжении всего курса обучения химии.
Понятие «химическаяреакция» формируется поэтапно [1].
Первый этап (8 класс). Напервоначальных этапах изучения химии используется индуктивный подход. В основеизучения, как источник химического познания лежит химический эксперимент. Врезультате наблюдения за экспериментом учащиеся осознают образования новыхвеществ в ходе протекания химической реакции. Но в экспериментальном изученииреакций не уделяется внимания ее сущности, акцент делается на внешниепроявления (изменение окраски раствора, выделение газа, выпадение осадка).
Понятие о химическойреакции начинает формироваться с самых первых уроков. Сначала дают понятие оявлениях, происходящих в природе, повседневной жизни, быту, разграничиваяявления на физические и химические. А затем сообщают учащимся о тождественностипонятий «химическое явление» и «химическая реакция». На уровнеатомно-молекулярного учения разъясняют, как можно по внешним признакамобнаружить протекание химической реакции.
Классификация химическихреакций дается на уровне сравнения числа исходных и полученных веществ. Приэтом учащиеся используют такие мыслительные приемы как сравнение, анализ,синтез, обобщение. Все эти сведения включены в раздел «Первоначальныехимические понятия». Далее все стороны системы понятий о химической реакциидолжны расширяться и дополняться новыми данными, т. е начинается этапнакопления. Закономерности протекания химической реакции разбираются напростейших примерах: так влияние температуры рассматривается на реакцииобразования сульфида железа, реакции окисления рассматриваются как процесссоединения вещества с кислородом, понятие о реакциях обмена на примере взаимодействиякислот с оксидами и т.д.
На втором этапе (8 класс)понятие о химической реакции получает дальнейшее развитие. Начинаютформироваться энергетические представления о химических реакциях. Рассматриваетсяпонятие об экзо- и эндотермических реакциях, вводится новое понятие о тепловомэффекте химической реакции, термохимических уравнениях и их составлении. Приизучении энергетических эффектов появляется возможность показать не только качественную,но и количественную сторону химической реакции. Количественные отношениявеществ, вступивших в реакцию, трактуются как молярные отношения реагирующихвеществ.
На третьем этапе (8класс) формирования понятие «химическая реакция» претерпевает качественныеизменения в теме «Химическая связь. Строение вещества». В данной теме химическаяреакция начинает трактоваться как разрушение одних связей и образование других.Рассматривается это на примере окислительно-восстановительных реакций. Механизмэтих реакций объясняют с точки зрения перехода электронов, поднимаясь тем самымна более высокий теоретический уровень.
На основе нового понятия«степень окисления» анализируют известные учащимся реакции разных типов,доказывая тем самым, что среди реакций любого типа можно найтиокислительно-восстановительные.
В теме «Подгруппакислорода» вводится новое понятие аллотропия и соответствующие ей новый типреакций — аллотропные превращения.
Четвертый этап (9 класс).В разделе «Закономерности химической реакции» вводится понятие о скоростихимической реакции и о влияющих на нее факторах (температура, концентрация,поверхность соприкосновения). Здесь же рассматривается вопрос об обратимостихимической реакции и о химическом равновесии. Необходимо подчеркнутьдинамический характер химического равновесия, факторы, вызывающие смещениехимического равновесия. Таким образом, учащиеся знакомятся еще с одним типомхимической реакции — обратимыми.
Этап пятый. На данномэтапе происходит знакомство учащихся с такой важной темой как «электролиз растворови расплавов». Она помимо мировоззренческого значения (иллюстрация единства иборьбы противоположностей – моляризации и диссоциации) вносит много нового вобъяснение механизма реакций. Далее изучение химической реакции происходитдедуктивно. Знания, сформированные на базе перечисленных теорий, применяютсядля объяснения фактов и явлений и прогнозирования протекания процессов.
Этап шестой (9 – 10классы). Дальнейшие развитие понятия о химической реакции осуществляется вкурсе органической химии. Дополняются понятия о классификации химическихреакций, вводятся новые типы реакций, например реакции изомеризации,полимеризации, этерификации и др. В органике вводится качественно новыйматериал и в понятие о механизмах реакций. Так, например, рассматриваетсясвободнорадикальный механизм на примере реакций замещения (галогенированиеалканов), присоединения (полимеризация), отщепления (крекинг). Расширяетсяпонятие об ионном механизме химической реакции: приводятся примерыприсоединения неорганических соединений к алкенам, реакций замещения пригидролизе галогеналканов.
Дополняется также системапонятий о закономерностях протекания химических реакций. При развитии понятия«скорость химической реакции» отмечается влияние энергии связи и ее типа.Знания о катализе и катализаторах дополняются в органике знаниями о ферментах.
Этап седьмой (11 класс).На завершающем этапе обучения подводятся итоги, обобщаются знания о химическихреакциях. В конце обучения учащиеся должны суметь охарактеризовать предложеннуюим в качестве примера химическую реакцию в свете компонентов ее содержания.
Формирование знаний отипах химических реакций
Изучениеатомно-молекулярного учения и первоначальных химических понятий, а такженекоторое накопление фактов позволяет более осмысленно подойти к классификацииреакций.
Первое ознакомление склассификацией веществ показывает, что в ее основу положен их состав исвойства: вещества делятся на простые и сложные (по составу), а простыевещества на металлы и неметаллы (по свойствам).
Таким образом, всякаяклассификация явлений, предметов, веществ связана с выбором каких тосущественных признаков, которые можно положить в основу деления предметов илиявлений на группы [2].
Можно ли классифицироватьхимические реакции? Что положить в основу их классификации?
Сущность всякойхимической реакции состоит в изменении состава молекул веществ, взятых дляреакции. Поэтому характер этих изменений и нужно положить основу классификациихимических реакций. После разъяснения поставленной перед учащимися проблемы можнопредложить назвать известные им реакции и написать на доске уравнения этихреакций.
Fe + S= FeS
Cu + O2 =CuO
Mg + O2 = MgO
H2O= H2 + O2
После написания уравненийучитель совместно с учащимися выясняет, какие из них сходны по характеруизменения состава молекул.
В одних случаях измолекул одного вещества получается 2 молекулы других веществ – это реакцииразложения, в других, наоборот, из молекул двух веществ образуется однамолекула нового вещества – это реакции соединения. Учитель совместно с учащимися,анализируя данные выводы, выясняет, всегда ли из молекул одного сложноговещества образуются молекулы простого вещества. Для ответа на данный вопросучитель проводит реакцию разложения, например малахита или перманганата калия.
Таким образом, учащиесяосознают, что в ходе разложения сложных веществ могут образоваться как сложные,так и простые вещества (либо их смесь). В заключении учащиеся зарисовываютсхему данного опыта, делают необходимые пометки к чертежу и записываютуравнения реакции.
Далее при формировании уучащихся понятия о типах реакций, учитель вновь выдвигает проблему: могут ли вовремя протекания химической реакции происходить какие-либо другиеперегруппировки атомов кроме тех, которые происходят при химических реакцияхприсоединения и разложения?
Для ответа на этот вопросучитель демонстрирует ученикам опыт между раствором CuCl2 и железом (железным гвоздем). В ходе процесса железныйгвоздь покрывается налетом меди. Учитель задает вопрос: можно ли данную реакциюотнести к реакциям соединения или разложения? Для ответа на этот вопрос учительзаписывает на доске уравнение реакции (связывая тем самым модель процесса среальным, только что проведенным опытом) и поясняет, что ни к тому, ни кдругому типу данную реакцию отнести нельзя, поскольку в ходе процесса измолекул двух веществ образуется также две молекулы новых веществ. А значит,есть основание выделить еще один тип реакции. Это третий тип химическойреакции, который называется замещением (вытеснением). Необходимо подчеркнуть,что в реакцию замещения вступает одно простое и одно сложное вещество.
В завершении урокаучащиеся выполняют ряд упражнений по данной теме, приобретая и закрепляя темсамым навыки работы с новым материалом. Кроме того, по данной теме учащимсязадается задание на дом.
Как видно извышеперечисленного, в ходе урока учитель при объяснении данного материалаиспользует методы беседы, рассказа, объяснения. Благодаря наводящим вопросам,учащиеся включаются в мыслительный процесс. Здесь рационально использоватьнаглядность, в качестве которой ведущую роль отводят химическому эксперименту.Важно провести связь типов реакций с процессами, происходящими в жизни(например, процесс выделения меди на железном гвозде свидетельствует о егоразрушении, данный процесс разрушения металла присутствует повсеместно). Самойтрудной темой в курсе химии средней школя является «Электролиз растворов ирасплавов», рассмотрим ее методические особенности.

2.СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
2.1 Содержание и последовательностьизложения
Тема «Электролиз растворов и расплавов»логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций,смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенныхвопросов теории растворов. Многие вопросы промышленности, металлургии связаны сявлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости иравновесия.
Преподавание темы «Электролизрастворов и расплавов» начинается с 9 класса, первого полугодия. При изученииэтой темы пользуются учебником химии под редакцией Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, также учебником за 8 — 9 класс под редакцией Н. С. Ахметова.Дидактическим материалом служит книга по химии для 8 — 9 классов под редакциейА. М. Радецкого, В. П. Горшкова; используются задания для самостоятельнойроботы по химии за 9 класс под редакцией Р. П. Суровцева, С. В. Софронова;используется сборник задач по химии для средней школы и для поступающих в вузыпод редакцией Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. В 9 классе на изучение даннойтемы отводится 4 ч [1]. Электролизрастворов
Электролизом называетсяокислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах припропускании через электролит электрического тока. При электролизе катодявляется восстановителем, т. к. отдает электроны, а анод – окислителем, т. к.принимает электроны от анионов.

/>Электролиз раствора хлорида меди(II)
Для выбора наиболеевероятного процесса на катоде и аноде при электролизе растворов сиспользованием инертного (нерастворимого) анода (например, графита, угля,платины, иридия) используют следующие правила.
1. На аноде образуются:
а) при электролизерастворов, содержащих анионы F–, />–, />, />, OH–, – O2;
б) при окислении анионовСl–, Вr–, I– – соответственно Сl2,Вr2, I2.
2. На катоде образуются:
а) при электролизерастворов, содержащих ионы, расположенные в ряду напряжений левее Аl3+,– Н2;
б) если ионы расположеныв ряду напряжений правее водорода – металлы; в) если ионы расположены в рядунапряжений между Аl3+ и H+, то на катоде могут протекатьконкурирующие процессы – восстановление как металлов, так и водорода;
г) если водный растворсодержит катионы различных металлов, то их восстановление протекает в порядкеуменьшения величины стандартного электродного потенциала (справа налево по рядунапряжений металлов).
В случае использованияактивного (растворимого) анода (из меди, серебра, цинка, никеля, кадмия) анодсам подвергается окислению (растворяется) и на катоде кроме катионов металласоли и ионов водорода восстанавливаются катионы металла, полученные прирастворении анода. Восстановительные свойства металлов удобно сравнивать,используя электрохимический ряд напряжений, в который включен и водород.Восстановительная способность элементов в этом ряду уменьшается слева направо,в этом же направлении увеличивается окислительная способность соответствующихкатионов.
/>
Электролиз расплавовэлектролитов
Рассмотрим электродныереакции на примере электролиза расплава хлорида натрия.
Под действием температурыионная кристаллическая решетка NaCl разрушается на ионы Na+ и Cl-.Если погрузить в расплавленную соль два графитовых (инертных) электрода иподключить их к полюсам внешнего источника тока, то в электролите начнетсянаправленное движение ионов и на электродах будут происходить следующиереакции:
а) восстановление ионовNa+ до металлического натрия (катодный процесс).
б) окисление ионов Cl-до газообразного хлора (анодный процесс).
NaCl
Ї (-) K
¬ Na+ + Cl- ® A (+)
/>
/>
Суммируя уравнениякатодного и анодного процессов, (с учетом электронного баланса) получимокислительно-восстановительную реакцию, протекающую при электролизе:
2NaCl = 2Na(ж)+ Cl2(г)
Задания на закреплениематериала
Задание1. Составьтесхему электролиза расплава бромида натрия.
/>
Задание2. Составьтесхему электролиза расплава сульфата натрия.
/>
Электролиз расплавов щелочей.
Задание 3. Составьтесхему электролиза расплава гидроксида натрия. [3,4]
/>
3. МЕТОДИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ЭЛЕКТРОЛИЗ РАСТВОРОВ И РАСПЛАВОВУрок по теме: Электролиз”
Проверка, корректировка иуглубление знаний учащихся по теме «Электролиз» через эксперимент и решениезадач. — Формирование навыков техники выполнения эксперимента, умения решатьрасчетные и качественные задачи, составлять уравнения химических реакций,протекающих при электролизе растворов и расплавов электролитов.- Воспитаниесамостоятельности, организованности, формирование умения работать в группе,развитие творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, кодоскоп,мультимедиа учебный курс «1 С: Образовательная коллекция. Общая инеорганическая химия 10-11 классы» (или таблица «Получение алюминия впромышленности»), презентация к уроку, источник питания на 4 В, растворсульфата меди (II), прибор для проведения электролиза, лабораторные амперметры,ключи, реостаты, соединительные провода, зажимы, карточки с заданиями, текстамизадач.Ход урока
I. Организационный этап. (2-3 минуты) (слайд1 приложения № 5)
Учительхимии: Здравствуйте,на прошлом уроке мы теоретически рассмотрели процессы, проходящие при электролизе.Сегодня продолжим изучение темы «Электролиз», практически применяя знаний.Закрепим умения: составлять уравнения химических реакций процессов, проходящихпри электролизе расплавов и растворов электролитов; проводить расчеты пореакциям и с помощью законов Фарадея; практически проводить электролизраствора. Будьте внимательны, активны, организованны. За практическое занятиевы получите итоговую оценку, основными показателями качества вашей работы будутчеткость и глубина ответов, аккуратность выполнения эксперимента, правильноерешение задач, выполнение домашнего задания (слайды 2,3).
II. Проверка домашнего задания.(15 минут)
Учительфизики: У доскиработают 4 учащихся. Задания:
1учащийся – вывестиформулу заряда электрона,2 учащийся — написать уравнения электролизараствора серной кислоты.3 учащийся — написать уравнения электролизараствора хлорида ртути (II),4 учащийся — написать уравнения электролизараствора фторида калия.
Остальные учащиеся пишутв тетрадях уравнения процессов, проходящих при электролизе раствора хлоридабария (один учащийся пишет эти уравнения на пленке для кодоскопа с последующейпроверкой).Учитель химии контролирует работу учащихся у доски, учитель физики,проходя по классу, проверяет домашнее задание у каждого учащегося и фиксируетэто в листе «Результатов и достижений учащихся».
III. Исследовательский этап. (25 минут)
Лабораторныйэксперимент
Учительфизики: Ребята,для вас приготовлен раствор сульфата меди (II) (слайды 4,5) Выполните следующеезадание: пропустите электрический ток через раствор медного купороса иопределите, как изменится масса меди (судить по показаниям амперметра),выделившейся на катоде за один и тот же небольшой промежуток времени, приизменении условий, указанных в картах-заданиях (Приложение 1).
Внимание:
1.        На начало опытаэлектроды должны быть погружены в раствор наполовину.
2.        Сделать отчет поформе:
а) запись уравненияреакции;
б) схема опыта;
в) полученный результат.
Перед проверкойвыполненного каждой группой учащихся лабораторного эксперимента учитель физикина одной из опытных установок (на первой парте, например) меняет полюсаподключения источника тока к угольным электродам, предварительно показав катодвсем учащимся, обратив внимание на его характерную окраску. Поочередноспрашивает результат, полученный каждой группой при выполнении эксперимента.Затем включает кодоскоп, и учащиеся сравнивают свои результаты с записями напленке кодоскопа, записывают общий вывод втетрадь:
массавещества выделяемого на электродах зависит от напряжения, концентрациираствора, температуры, расстояния между электродами, площади электродов (слайд6)
Учительхимии: Выэкспериментально подтвердили, что с помощью электролиза можно получать разныевещества, в частности, медь. В промышленности электролизом получают и другиеметаллы, например алюминий.Далее следует сообщениеучащегося о получении алюминия в промышленности (приложение 2).
Демонстрационныйэксперимент
Учительфизики:посмотрим на результат нашего эксперимента по замене полярности угольныхэлектродов. (Отключает установку и достает электрод, который был покрыт медью.Учащиеся убеждаются, что электрод стал чистым). Формулируется вывод: медь,осевшая на катоде, прореагировала, когда он стал анодом.
Вопрос: Что произойдет, если анод будет измеди?
Учительхимии: Тогдапроцессы для раствора сульфата меди (II) будут следующими (слайд 8):
/>
Учащиеся записывают все втетрадь. Учитель сообщает, что электролиз с растворимым анодом применяют дляочистки металлов. Этот способ называется электролитическим рафинированием(приложение 3).
IV. Решение задач. (10 минут)
Учительфизики:переходим к следующей части занятия – решению задач. Вызывает к доске двухучащихся, которые решают задачи: № 1 и №2. Остальные учащиеся решают задачу № 3в тетради (приложение 4).Один из учащихся решает задачу № 3 на пленке кодоскопадля последующей проверки.
После разборазадач-примеров, решенных на доске и задачи на пленке кодоскопа, учащимсяпредлагается выполнить самостоятельную работу по решению задач (уровеньсложности задачи ученик может выбрать сам (приложение 4)
V. Самостоятельная работа. (25 минут)(приложение 4)
 VI. Подведение итогов урока. (8 минут)
Учитель физики проводитсобеседование с учащимися по вопросам (слайд 9):
-что сделано?
-что повторили?
-что узнали нового?
Далее выставляется итоговаяоценка каждому учащемуся в лист «Результатов и достижений учащихся».
VII. Домашнее задание. (2 минуты)
Учитель химиикомментирует домашнее задание.
Литература к уроку:
1.        Касьянов В.А.Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2007.
2.        Рымкевич А.П.Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — М.:Дрофа, 2004.
3.        Общая химия:учебник для 11 кл. общеобраз. учреждений с углубл. изуч. химии/ Габриелян О.С.идр. — М: Просвещение ,2006.
Урок 2. «Электролиз»
Цели:
— дать представление обэлектролизе как окислительно-восстановительном процессе;
— научить составлятьсхемы анодного и катодного процессов, о также уравнения электролиза;
— раскрыть значениеэлектролиза для получения различных веществ.
 Оборудование: листфронтальной работы, ряд активности.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1) Предложите способполучения Zn из ZnS.
(фронтально, 1 человек удоски).
2)        Беседа послевыполнения задания.
— Какой способприменяется для получения Zn из ZnS?
— В чем сущностьпирометаллургического способа получения металлов?
— Какие еще способыполучения металлов вам известны?
— В чем их сущность?
— А какой способ выможете предложить для получения Na?
( идет обсуждениеприменения одного из известных способов)
— Почему ни один изизвестных вам способов не подходит для получения Na?
— Какие еще металлынельзя получить известными вам способами?
II. Изложение нового материала.
Получить активные металлыудалось только после открытия электричества и сегодня мы познакомимся с этимспособом получения. Тема урока: «Электролиз».
1) Беседа.
— Какие веществаназываются электролитами?
— За счет чегоэлектролиты проводят электрический ток?
— Как катионы и анионыэлектролитов движутся в растворе или расплаве при обычных условиях?
— А что произойдет, еслив раствор или расплав электролита погрузить электроды и пропуститьэлектрический ток?
+ катионы движутся ккатоду –
— анионы движутся к аноду+
— К / Кn+ + ne———— K0 / восстановление
+А / An- -ne — A0/ окисление
Электролиз – этоокислительно – восстановительный процесс, протекающий на электродах припрохождении электрического тока через раствор или расплав электролита.
Пример 1.
NaCl р-в = Na+ + Cl-
-K / Na+ +1e = Na0/ 2 / восстановление
+A / 2Cl- — 2e = Cl20/ 1 / окисление
2NaCl электролиз 2Na + Cl2
Восстановительное иокислительное действие электрического тока во много раз сильнее действия самыхсильных химических окислителей. Электролиз водных растворов протекает иначе,чем в расплавах.
Пример 2.
NaCl р-в = Na+ + Cl-
— K / 2H2O + 2e = H20+ 2OH- / 1 / восстановление
+A / 2Cl- — 2e = Cl20 / 1 / окисление
2NaCl + 2H2Oэлектролиз2NaOH +H2 + Cl2
— Почему же в растворахэлектролиз протекает иначе, чем в расплавах?
III. Работа с фронтальным листом
Задание: заполнитьпропуски по ходу объяснения.
а) Правила восстановлениякатионов на катоде.
Ряд активности металлов:
Li, K, Ba, Ca, Na, Mg, Al, / Be, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, P, H2, / Sb, Cu, Hg, Ag, Pt, Au
I II III
I группа – активные металлы – невосстанавливаются, вместо них восстанавливается вода.
II группа – менее активные металлы –восстанавливаются вместе с водой.
III группа – неактивные металлы –восстанавливаются.
б) Правила окисленияанионов на аноде.
Cl-, Br-, S2-, I — и другие бескислородные анионы –окисляются.
SO42-, NO3-,PO43-, CO32- и другие кислородсодержащие анионы — не окисляются, вместо нихокисляется вода.
— K / 2H2O + 2e = H20+ 2OH- / 2 / восстановление
+А / 2H2O — 4e = O20+4H+/1 / окисление
в) Выполните задание.
— Составьте схемуанодного и катодного процессов и уравнение электролиза следующих электролитов скомментариями:
1) CuSO4 р-р;
2) К2СО3 р-р;
3) СаBr2 р-в.
Вывод! Электролиз –это_______________, он применяется для_________________.
IV.     Закрепление.
Работа с тестом. (5минут).
Тест по теме:«Электролиз».
Вариант 1.
1.        При электролизеводного раствора какого вещества происходит разложение воды на кислород иводород?
1) NaCl, 2) CuSO4,3) Na2SO4, 4)AgNO3.
2.        При электролизеводного раствора какого вещества не происходит разложения воды на кислород иводород?
1) NaOH, 2) MgSO4,3) MgCl2, 4) KOH.
3.        Установитесоответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водногораствора
Формула вещества Продуктыэлектролиза
1) KOH A) H2, O2.
2) CuSO4 Б) H2, Cl2.
3) K3PO4B) K, H2, O2.
4) KCl Г) K, Cl2.
Д) Cu, O2.
E) Cu, O2,SO2.
4.        Установитесоответствие между формулой вещества и коэффициентом перед ней в уравненииэлектролиза раствора.
CH3COONa+ H2O = C2H6 + CO2 + NaOH + H2
Формула вещества Коэффициент
1) CH3COOH A) 1
2) C2H6 Б) 3
3) NaOH B) 2
4) H2 Г) 4
Д) 0
5.        Установитесоответствие между металлом и источником его электролитического получения.
Название металла Источник
1) Натрий А) Расплавнитрата
2) Магний Б) Растворгидроксида
3) Медь В) Расплавхлорида
4) Свинец Г) Расплавоксида
Д) Раствор оксида врасплавленном
криолите
Е) Водный раствор солей.
9. Домашнее задание.& 8, упр. 2 (б), сообщение «Применение электролиза».
10. Приложение.
Лист фронтальной работыпо теме: «Электролиз»
Задание: заполнитьпропуски по ходу объяснения.
а) Правила восстановлениякатионов на катоде.
Ряд активности металлов:
Li, K, Ba, Ca, Na, Mg, Al, / Be, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, P, H2, / Sb, Cu, Hg, Ag, Pt, Au
I II III
I группа –____________– невосстанавливаются, вместо них восстанавливается вода.
II группа –______________–восстанавливаются вместе с водой.
III группа________________–восстанавливаются.
б) Правила окисленияанионов на аноде.
______________________________________-окисляются.
____________________- неокисляются, вместо них окисляется вода.
Катодный и анодныйпроцесс, протекающий с участием воды:
— K / 2H2O + 2e = H20+ 2OH- / 2 / восстановление
+А / 2H2O — 4e = O20+4H+/1 / окисление
в) Выполните задание.
Составьте схему анодногои катодного процессов и уравнение электролиза следующих электролитов скомментариями:
1) CuSO4 р-р;
2) К2СО3 р-р;
3) СаBr2 р-в.
Вывод! Электролиз –это__________, он применяется для____________[5,6].

ЛИТЕРАТУРА
1.        Кузнецова Л.М.,Дронова Н.Ю., Евстигнеева Т.А. К методике изучения химической кинетики ихимического равновесия // Химия в школе. – 2001. – № 9. – с.7.
2.        Кузнецова Н.Е.Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. ибиол. спец. – М.: Просвещение, 1984. –415 с., ил.
3.        Кузнецова Н.Е.Формирование систем понятий при обучении химии. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.
4.        Чернобельская Г.М.Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
5.        Шелинский Г.И.Насущные вопросы формирования важнейших химических понятий химии на начальномэтапе обучения // Химия в школе. – 2001. – № 5. – с.17.
6.        Стабалдина С.Т.Принципы и законы диалектики в обучении химии // Химия в школе. – 2003. – № 7.– с.16.