Формирование и развитие рынка земли в Казахстане 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (сельское хозяйство) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Республика Казахстан Алматы, 2009 Работа выполнена в Казахском национальном аграрном университете Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор,
Ж.Т. Сейфуллин Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор, М.И.Сигарев кандидат экономических наук, доцент М.К. Камысбаев Ведущая организация: Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати Защита состоится 30 апреля2009 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 18.02.04. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук в
Казахском национальном аграрном университете по адресу: 050091, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Абая, 8 . С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального аграрного университета. Автореферат разослан « » марта2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор экономических наук, доцент
П.Ж. Абдикулова Введение Актуальность темы исследования. В условиях введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и дальнейшего развития земельных отношений в республике Казахстан необходимо формирование правового и экономического механизмов, обеспечивающих государственное регулирование земельных отношений, рациональное и эффективное землепользование. Решение этой задачи зависит от разработанности теоретической и методологической базы формирования современной
системы управления земельным фондом и экономического механизма реализации государственной земельной политики, на основе перераспределения земель, введения в регулируемый рыночный оборот сельскохозяйственных земель, использования современной автоматизированной многоцелевой системы государственного земельного кадастра, усиления действия принципа платности землепользования, с учетом новых методических приемов кадастровой оценки и налогообложения земель. Анализ хода земельной реформы в республике, в том числе регионах и областях, показывает, что развитие земельных отношений, механизм управления земельными ресурсами еще не обеспечивают рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель, медленно развивается рынок земли и его инфраструктура, не сформировался полностью экономико-правовой механизм рыночных земельных отношений, способствующий переходу земли к эффективно функционирующим субъектам, крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным производственным кооперативам, товариществам, акционерным предприятиям, обеспечивающим
в условиях рынка защиту и охрану сельскохозяйственных земель. Для эффективного управления земельным фондом в условиях рынка необходимо иметь достоверные сведения о количестве, состоянии и качестве земель различных категорий, их местоположении, стоимости земельных участков, налогообложении земли. Информационно – технической системой, позволяющей обрабатывать, хранить и выдавать данные земельных участках и субъектах о земельных правоотношений, является государственный
земельный кадастр. Как показало исследования, в настоящее время недостаточно уделено внимания разработке и апробации новых методических подходов к ведению государственного землеустройства при перераспределении ранее сформировавшегося земельного фонда и землепользований и целенаправленному формированию структуры и размеров новых агроформирований. Выше изложенное свидетельствует об актуальности темы, научной и практической значимости исследования, поскольку разработанные предложения направлены на решение важной народнохозяйственной
задачи – обеспечение эффективного использования и охраны сельскохозяйственных и земель в рыночных условиях, что имеет большое социально – экономическое и экологическое значение. Степень изученности проблемы. Значительный вклад в разработку научных проблем развития землепользования, землеустройства и земельного кадастра внесли в разные периоды российские ученые: П.Н. Першин, С.А. Удачин, С.Д. Черемушкин, И.В. Дегтярев, Г.А. Кузнецов, М.П. Магазинщиков, Л.И. Осипов, В.П. Троицкий, С.Н. Волков, Н.В. Комов, В.Н. Хлыстун, А.А.Варламов, В.Х. Улюкаев, Н.Е. Петров и другие. Правовые и экономические аспекты развития земельных отношений содержатся в трудах отечественных ученых: А.Е. Еренова, Р.Ю. Куватова, Г.А. Калиева, В.В. Григорука,
С.А.Абдильдина, А.А. Сатыбалдина, Ж.С. Сундетова, Л.И. Абдильдиной, Т.А. Есиркепова и др. Вопросы управления земельными ресурсами, землеустройства, охраны земель, их оценки и совершенствования земельного кадастра исследовали М.А. Гендельман, Г.С. Николенко, М.Д. Спектор, Л.И. Подольский, Т.И.Есполов, Ж.Т.Сейфуллин, М.И. Сигарев,
З.Д. Дюсенбеков, В.В. Гаркушина, Г.Ж.Сейтхамзина, М.К.Камысбаев и др. Зарубежные публикации по теме диссертации посвящены в основном проблемам правового регулирования и охраны права собственности на землю, методическим приемам оценки земли, налоговым, юридическим направлениям управления земельными ресурсами и рынком земли, на основе государственных земельных автоматизированных информационных систем. В то же время, теоретические и методологические основы регулирования земельных
отношений, рационального использования земель в рыночных условиях, путем разработки новых организационно-методических подходов к землеустройству, определения рациональных размеров землепользований, развития рынка земли и его инфраструктуры еще недостаточно разработаны. В этой связи, необходимо совершенствование системы налогообложения и оценки сельскохозяйственных земель в условиях введения их в рыночный оборот. Это обусловило выбор темы исследования, определило ее актуальность,
новизну и народнохозяйственную значимость. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются изучение теоретических основ формирования рынка земли в республике и разработка научно – практических рекомендаций по его дальнейшими развитию, обеспечивающему эффективное использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: – на основе изучения зарубежного опыта и результатов земельной реформы выявить ее особенности и влияние реформирования земельных отношений на формирование экономического механизма рынка земли, системы управления сельскохозяйственными землями; – разработать предложения по совершенствованию экономического механизма рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель на основе автоматизированной системы земельного кадастра, их оценки и налогообложения; – обосновать методические подходы к формированию на уровне республики, области и районов современной многофункциональной
автоматизированной информационной системы земельного кадастра как научно-технической базы создания инфраструктуры рынка земли и системы управления рыночным оборотом земель; – разработать рекомендации по оптимизации методики кадастровой оценки и налогообложения земель сельскохозяйственного назначения и других категорий; – дать предложения по дальнейшему развитию земельных отношений, частной собственности на сельскохозяйственные земли, регулированию экономического механизма оборота сельскохозяйственных земель; – определить рациональные
параметры агропомышленных формиований, с учетом сложивщейся кономической ситуации. Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются земельные отношения, их государственное регулирование, методические приемы формирования землепользований, экономико-математические подходы к определению их рациональных размеров и структуры, система и экономический механизм управления сельскохозяйственными землями в условиях рынка, методика их оценки. Объектом исследования выступают земельный фонд республики,
землепользования агроформирований, субъекты земельных правоотношений, государственные органы управления земельными ресурсами республики. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, развития систем земельного кадастра и оценки земли, а также законодательные акты, Указы Президента РК, постановления Правительства РК, нормативные и методические материалы, рекомендации научных учреждений и др. В качестве информационной базы использованы материалы отчетов Агентства РК по управлению земельными ресурсами и его территориальных органов о состоянии земельного фонда республики, государственной статистической отчетности, разработки НИИ. В работе применялись следующие методы исследования: – на основе абстрактно-логического метода проводились исследования по регулированию земельных отношений, роли землеустройства, земельного кадастра, государственного
контроля использования и охраны земель в управлении сельскохозяйственными землями республики; – монографический метод применялся при обобщении опыта земельной реформы; – экономико-статистическими методами выполнены: анализ состояния и использования земельного фонда республики, областей, изменения по категориям земельных ресурсов и др.; – расчетно-конструктивным, экспертным и сравнительным методами разработаны методологические подходы к определению параметров систем земельного кадастра и управления земельными ресурсами, проведена
оценка сельскохозяйственных угодий и др.; – экспериментальный метод применялся при обобщении результатов земельной реформы и формирования земельного рынка в Акмолинской, Алматинской области и гг. Астана и Алматы. Научная новизна результатов исследования. В работе получены теоретические, методологические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты: – проведен анализ реформирования
в Республике Казахстан земельных отношений, обоснованы направления их дальнейшего развития; – уточнены методологические аспекты использования земельных ресурсов, определены основные направления и инструменты их регулирования; – дана институциональная оценка государственного управления рациональным использованием и охраной земель в процессе проведения земельной реформы; – проанализировано влияние введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и условия регулирования их рыночного оборота; – даны предложения по совершенствованию структуры органов управления сельскохозяйственными землями на уровне области и района, определены их задачи и функции; – изучены тенденции развития земельно-кадастровых систем в экономически развитых зарубежных странах, рекомендованы методы создания автоматизированной многофункциональной системы ГЗК, являющейся информационно-технической основой экономического механизма управления землепользованием; – обоснованы предложения по совершенствованию методики оценки сельскохозяйственных
земель и их налогообложения. Основные положения выносимые на защиту: – изучение проблемы показывает, что в условиях многообразия форм собственности главным средством организации рационального использования земли является механизм государственного управления земельным ресурсам; – выявлено, что в основе управления земельными ресурсами находятся земельные отношения; – процессы распределения, обмена и потребления входят в содержание использования земельных ресурсов, но проявляются в специфических формах распределения земли
между отраслями, административными единицами, землепользователями, собственниками; – изучено прогнозирование и планирование использования земельными ресурсами с целью оптимального размещения и развития производительных сил общества; – изучено прогнозирование и планирование использование земельными ресурсами с целью оптимального размещения и развития производительных сил общества. – доказано оптимальные по времени и пространстве распределение и перераспределение земель по категориям земельных фонда, землепользователей и собственников.
– выявлено, что экономическое содержание земельный собственности как формы выражения производственных отношений. – проведена кадастровая оценка с учетом оценочной стоимости земельных участков c учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой. Научно – практическая значимость исследования. Разработанные методические аспекты, формирования многофункционального, автоматизированного ГЗК, методические рекомендации по оптимизации размеров землепользований используются в практической деятельности органов управления земельными ресурсами Акмолинской и Алматинской областей гг. Астана и Алматы, нашли применение при проведении научно-исследовательских работ и являются теоретической и методологической базой в учебном процессе КазНАУ и КазАТУ им. С.Сейфуллина. Предложения и рекомендации могут быть полезны исполнительным структурам областей и районов, территориальным органам системы
Агентства РК по УЗР, организациям ГосНПЦзем в практической работе. Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены на международных и республиканских научно – практических конференциях: «Сейфуллинские чтения -3» (г. Астана, 2007), 8 Международная конференция «Актуальные проблемы современной науки» (г. Самара, 2008), «Сәкен тағылымы-4» (г.
Астана, 2008), «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (г. Одесса, 2009). Предложения и рекомендации апробированы в ГосНПЦзем РК и ДГП «АстанаГорНПЦзем». Связь диссертационной работы с планом научных исследований. Диссертационная работа выполнена в Казахском национальном аграрном университете в соответствии с планом НИР кафедры кадастра на 2001-2006 годы, по теме 01.03.03.H3 «Разработать методологию экономического
механизма управления земельными ресурсами на основе земельного кадастра и оценки земли», 01.03.03.02. "Разработать предложения по развитию инфраструктуры рынка земель сельскохозяйственного назначения», № Госрегистрации 0101РК00245. Публикации. Результаты исследований опубликованы в 13 научных трудах, в том числе 7 статей – в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК, 6 тезисов докладов в материалах международных и республиканских научно – практических конференциий, общим объемом 2,8 п.л. Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Научные основы формирования рынка земли Формирование и развитие рынка земли – одно из важнейших направлений земельной реформы в
Казахстане, реального обеспечения права собственности граждан на землю и землепользования. Земельный уча¬сток, находящийся в частной собственности, право постоянного и долгосрочного землепользования входят в состав имущества физических и юридических лиц и подлежат государ¬ственной регистрации для официального установ¬ления и юридического доказательства права собственности или землепользования. Вместе с тем, реформирование земельных отношений, их регулирование со стороны государства обуславливают
необходимость дальнейшего совершенствования земельного законодательства, которое, по нашему мнению, должно быть направлено на закрепление и ох¬рану прав собственности на землю, стимулирование развития рынка земли, ипотечного кредитования под залог земли и права землепользования, формирование системы гарантий для проведения таких операций, обеспечение государ¬ственной регистрации прав на землю и сделок с ней, укреп¬ление и развитие арендных земельных отношений, а также принятие разумного решения по введению
ча¬стной собственности на землю. Развитие земельных отношений в Казахстане можно условно разделить на 3 периода: 1990-1993 гг приняты Земельный кодекс, Закон о земельной реформе и другие нормативные документы. 1993-1994 гг Указы Президента с целью дальнейшего совершенствования земельных отношений, создания условий для функционирования института купли-продажи земель. 1995-2002гг Указ Президента «О земле», имеющий силу закона, определивший условия и пределы передачи земель в частную собственность граждан и юридических лиц, дальнейшее расширение земельного рынка, 2001г Закон «О земле», направленный на закрепление и обеспечение прав на землю, развитие земельных отношений. 2003-2008 гг. – утвержден Земельный кодекс РК 2003 г. и ряд согласованных с ним постановлений
Правительства РК, расширен институт частной собственности на землю, введены в рыночный оборот земли сельскохозяйственного назначения, земельно-оценочные работы, проведены открытые торги по продаже земель, созданы правовые основы формирования и развития земельного рынка и его инфраструктуры в Казахстане. Современное состояние земельного фонда и развития земельных отношений По состоянию на 1 ноября 2007 г. в аграрном секторе республики числилось более 201 тыс. крестьянских
хозяйств с площадью 41,9 млн. га (48,3%), 5594 хозяйственных товарищества и акционерных общества (35,2 млн га), 1343 сельскохозяйственных кооператива (4,9 млн га, 5,7 %) и 4233 других хозяйствующих субъекта (2,6 млн га, 3,0%), государственные сельскохозяйственные предприятия занимают 2,2 млн га, или 2,5 % земель сельхозназначения. За негосударственными сельскохозяйственными предприятиями закреплено 42,7 млн га (49,2%) земель сельскохозяйственного
назначения в соответствии с рисунком 1. Рисунок 1 – Распределение земель по формам хозяйствования в аграрном секторе (% закрепления площади) Примечание – Разработан автором Большое практическое значение для прогнозирования перспектив развития земельного рынка имеет анализ следующих его показателей: – емкость; – потенциал; – состояние первичного и вторичного рынков. Формирование первичного рынка земли включает опера¬ции между государством, с одной стороны, физическими и негосударственными юридическими лицами, с другой, по продаже земельных участков в частную собственность, предоставлению права землепользова¬ния на возмездной либо безвозмездной основе в соответствии с рисунком 2. Продажа государством земельных участков в частную собственность Под застройку или застроенные производственными и непроизводственными зданиями и сооружениями, включая земли для их обслуживания. Сверх установленных норм бесплатной передачи для ведения личного подсобного
хозяйства, строительства жилого дома, садоводства, дачного строительства. Предоставление государством земельных участков в собственность на безвозмездной основе Для ведения личного подсобного хозяйства, строительства, обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в пределах установленных норм бесплатной передачи. Застроенных животноводческими помещениями, переданными на возмездной или безвозмездной основе в виде
имущественного пая. Инвесторам в соответствии с контрактом с уполномоченным органом. Предоставление государством права на условную земельную долю на безвозмездной основе Гражданам, имеющим право на условную земельную долю, при ликвидации и реорганизации государственных сельскохозяйственных организаций. Предоставление государством земельных участков во временное долгосрочное землепользование на условиях аренды Крестьянским и фермерским хозяйствам.
Негосударственным юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства. Гражданам и негосударственным юридическим лицам для иных целей. Рисунок 2 – Первичный земельный рынок (элементы земельного рынка) Примечание – Разработан автором Активность на первичном рынке определяется следующим: – доступностью земель под застройку, что в свою очередь устанавливается физическим фактором – наличие незастроенных земельных участков, устраивающих застройщиков, административными – сложность и длительность процедур получения разрешений на застройку и экономическими – цена; – ценами на подрядные работы; – эффективностью применяемых строительных технологий; – уровнем конкуренции на первичном рынке; – доступностью источников финансирования (по объемам, механизмам привлечения финансов); – ожиданиями застройщиков относительно спроса, предложения, конкуренции на рынке. Вторичный рынок земли предпологает совершение сде¬лок гражданами
и негосударственными юридическими лицами. Это прежде всего операции по купле-продаже, залогу и аренде земель¬ных участков и права землепользования, передаче земель¬ных участков, прав на земельные доли и прав землепользования в качестве взноса в уставный капитал хозяйственного товарищест¬ва или пая в имущество производственного кооператива, другие операции, не запрещенные законодательством в соответствии с рисунком 3. Купля-продажа земельных участков, выкупленных под застройку или застроенных производственными и другими
объектами включая их обслуживание. Сделки между негосударственными юридическими и физическими лицами Купля-продажа земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, обслуживания жилого дома Купля-продажа права аренды на земельный участок Оформление наследования земельного участка (права аренды) Дарение земельного участка (права аренды) Передача земельного участка (права аренды) в качестве взноса
в уставный фонд хозяйственного товарищества либо пая в имущество производственного кооператива Передача земельного участка в аренду (субаренду) Залог земельного участка (права аренды) Иные сделки, не запрещенные законодательными актами Рисунок 3 – Вторичный земельный рынок (элементы земельного рынка) Примечание – Разработан автором На этапе вторичного рынка вступают в действие все атрибуты рыночной экономики, прежде всего – фактор «спрос – предложение». При повышенном спросе на земли, т.е. наличии нескольких конкурентов, цена земли имеет тенденцию к росту, в условиях пониженного спроса и отсутствия конкуренции она, естественно, складываться более низкой. На вторичном рынке земли и недвижимости на предложение влияют: – социальное и семейное положение, возраст; – доходы, занятость населения; – уровень изменения экономической ситуации, инфраструктуры; – объем
предложения на первичном рынке; – ожидания населения относительно своих доходов, занятости т.д. Для формирования землепользований в условиях развивающегося рынка земли необходима организация устойчивых землепользований, обеспечивающих достаточный уровень производства и рентабельности. Одной из форм продажи земельных участков и права землеполь¬зования стали земельные конкурсы и аукционы, осуществляемые территориальными комитетами по управлению земельными ресурсами.
Их целью являются создание условий для рационального и эффективного использования земель, конкуренции на рынке земельной недвижимости, привлечения дополнительных средств в местный бюджет и обеспечения гарантий по защите прав инвесторов на землю, повышения ответственности и заинтересованности субъектов земельных правоотношений. В настоящее время процессы участия в рыночном товарообороте земель сельскохозяйственно¬го и несельскохозяйственного назначения несколько отличаются.
Если городские земли относительно безболезненно вступили в рыночный оборот и операции с ними осуществляются в основном как отлаженный механизм, то касательно сельскохозяйственных земель наметились серьезные проблемы. Во-первых, они практически не участвуют во вторичном рынке. Иными словами, отсутствуют претенден¬ты на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения среди землепользователей – физических и юридических ли¬ц (акционерным их обществ, товариществ и др.). Во-вторых, сельскохозяйственные земли не участвуют в залоговых операциях. По состоянию на 1 ноября 2007г. всего в республике продано государством 499,4 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения, стоимостью 10,2 млрд. тенге, в том числе гражданам республики – 14,0 тыс. участков (269,3 тыс.га.), на 7,3 млрд. тенге, юридическим лицам – 539 земельных участков, площадью 230,1 тыс. га, на сумму 2,9 млрд. тенге.
Наибольшее количество проданных земель приходится на Алматинскую область – 306,1 тыс.га, в других областях темпы продажи земель значительно ниже. Наименьшее количество земель сельскохозяйственного назначения (1,3 тыс. га) продано в Павлодарской области. В настоящее время процесс распространения частной собственности на сельскохозяйственные земли происходит крайне медленными темпами и рынок этих земель еще не сложился.
С введением института частной собственности правом на землепользование воспользовались лишь немногие. По отчетным данным, на 1 ноября 2007г. всего лишь выкуплено 0,6 % площади земель сельскохозяйственного назначения (таблица 1). В целях развития рынка земли и вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в рыночные отношения право землепользования вводилось в рыночный оборот наравне с недвижимостью. В результате в республике постепенно формируется первичный рынок земли, особенно этот процесс развивается
в городах и населенных пунктах. Так в гг. Алматы, Астана и областных центрах резко увеличилось количество продаж земельных участков для строительства различных объектов, в том числе жилья, сферы торговли и т.д. Вместе с тем возросло число участков, передаваемых в аренду. В связи с этим, в городах стремительно повысились стоимость земли и в целом – цена недвижимости – (земли, жилья и других объектов), при этом п