–PAGE_BREAK–
1.3. Методика оценки эффективности и рисков бизнес-плана
Важной частью любого бизнес-плана является рассмотрение его финансовых аспектов. Данная часть бизнес-плана называется финансовой.
Финансовая часть бизнес-плана занимает по объему примерно 40 %. В финансовом разделе бизнес-плана необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:
1) прибыльность: позволяет оценить, является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса, чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков;
2) поток денежных средств: позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.
Для обоснования финансовой состоятельности проекта или бизнес-идеи необходимо составить 3 обязательных документа. Финансовый раздел бизнес-плана состоит из трех основных финансовых отчетов:
1. Расчетный баланс (снимок финансовой платежеспособности бизнеса).
2. Счет прибылей и убытков или план финансовых результатов (дает информацию о прибыльности).
3. План движения денежных средств (дает информацию о способности бизнеса генерировать наличные средства и выполнять свои финансовые обязательства).
В финансовой части бизнес-плана важно провести оценку факторов риска. Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует множество видов рисков, которые делятся на: систематические риски (связанные с рынком в целом, которые можно предсказать, но сложно на них воздействовать) и несистематические риски (связанные с деятельностью конкретной компании). И задача предприятия по определению рисков заключается в том, чтобы максимально свести к минимуму именно несистематический, предсказуемый, в том числе, с помощью бизнес-плана риск. Например, с помощью диверсификации (вложения средств в разные отрасли бизнеса и т.д.)
Далее необходимым является более подробное рассмотрение разделов финансовой части бизнес- проектирования.
Для принятия окончательного решения по проекту необходимо определить инвестиции и производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет в конечном счете зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления. Раздел отражающий эту информацию называется «Инвестиционные затраты. Потребность в рабочем капитале».
В этом разделе необходимо четко определить – что является инвестициями для данного проекта, а что нет. Этот раздел напрямую основывается на обоснованиях раздела «Производственный план». Здесь следует учитывать затраты, связанные с вводом активов и, исходя из этого, производить соответствующее начисление амортизации. Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление проекта включает в себя прежде всего издержки на формирование основного капитала, оборотного капитала и производственных издержек.
Основной капитал представляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотный капитал – средства, необходимые для функционирования этого проекта.
Основной капитал складывается из первоначальных инвестиций и капитальных затрат на подготовку производства и включает относятся затраты на:
— подготовку земельного участка или площади предприятия;
— здания и сооружения;
— машины и оборудование;
— некоторые приобретенные части основного капитала, такие, как права на промышленную собственность.
Помимо первоначальных инвестиций любой проект влечет за собой некоторые затраты на стадии, предшествующей производству, которые образуются в ходе приобретения и формирования основного капитала.
Рабочий капитал – это финансовые средства, необходимые для эксплуатации объекта в соответствии с его производственной программой. Рабочий капитал представляет собой чистые текущие активы (запасы, дебиторская задолженность и авансы выданные) за вычетом чистых текущих пассивов (кредиторская задолженность, авансы полученные, прочие текущие обязательства). Положительная величина рабочего капитала показывает – какая часть текущих активов требует финансирования за счет кредитов банков или собственных средств, тогда как отрицательная величина говорит о том, что часть фиксированных активов финансируется за счет текущих обязательств.[7]
Исходя из сумм расходов на подготовку производства, фиксированных инвестиций и расчетов рабочего капитала, можно исчислить общую потребность в финансовых ресурсах.
Определив потребность в денежных средствах для финансирования проекта, следует решить, какая доля средств поступит от инвесторов в качестве собственного капитала предприятия, а какая от кредиторов как заемный капитал. Здесь стоит вспомнить, что дешевле привлечь кредитора, так как заемный капитал работает только в определенном периоде, тогда как инвестор (собственник) претендует на свою долю в прибыли всегда, на протяжении всего действия проекта.
Для реализации предпринимательского проекта в бизнес-плане в зависимости от конкретных условий могут быть предусмотрены различные источники финансирования. Их структура приведена на рисунке 3.
Исходными предпосылками для определения прогноза выручки являются:
— целевые ориентиры проекта;
— результаты маркетингового исследования;
— ограничения по производственной мощности активов, вводимых в результате реализации проекта.
Основным источником исходных данных для планирования является прогноз выручки по проекту. Прогноз выручки составляется на основании следующих исходных данных:
1) ассортимент продукции/услуг проекта;
2) прогноз объемов реализации по каждой позиции ассортимента в натуральном выражении в течение горизонта исследования;
3) прогноз изменения цен на реализуемые позиции в течение горизонта исследования;
Таким образом, прогноз выручки определяет тот уровень валового дохода, на который может рассчитывать проект в течение горизонта исследования
На этом этапе необходимо:
1. Определить приблизительные объемы реализации продукции или услуг на каждом из рынков.
2. Рассчитать общий объем реализации в денежном выражении для каждого из рынков.
3. Рассчитать общий объем реализации для всех рынков для каждого года срока действия проекта.
Для оценки финансовой состоятельности инвестиционного проекта или бизнес-идеи в бизнес-плане для партнера, инвестора или кредитора необходимо представить следующие финансовые документы, составленные на весь срок реализации бизнес-плана (окупаемости проекта) с соответствующей разбивкой:
1) Отчет о прибылях и убытках – помесячная разбивка на первые 2 года реализации проекта, на период свыше 2-х лет допускается составление по годам.
2) Отчет о движении наличности — помесячная разбивка на первые 2 года реализации проекта, на период свыше 2-х лет допускается составление по годам.
3) Прогнозный баланс – поквартальная разбивка на первые 2 года реализации проекта, на период свыше 2-х лет допускается составление по годам.
Все эти документы должны быть взаимосвязаны между собой так, чтобы можно было оценить правильность финансовых выкладок по бизнес-плану.
Наряду с основными финансовыми документами используются также следующие вспомогательные документы, необходимые для составления полноценного и профессионального бизнес-плана:
кредитный план (описание условий и сроков привлечения кредитов);
план капитальных затрат (план график осуществления инвестиций). Блок схема расчетов финансового плана приведена на рисунке 3.
Корректировка
Корректировки
Рис. 3. Блок схема расчетов финансового плана
Финансовый план развития проектируемого предприятия сводится в основную финансовую отчетность. Рассмотрим более подробно основные финансовые документы отражающие финансовое планирования на предприятии.[8]
Отчет о прибылях и убытках показывает соотношение всех доходов от реализации (по фактически отгруженной/поставленной продукции/услуги) в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагается понести в этот же период. Именно этот документ показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период времени. По нему можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.
Назначение отчета о прибылях и убытках — иллюстрация соотношения доходов, получаемых в процессе операционной деятельности проекта в течение какого-либо периода, и расходов за этот же период.
Выручка от реализации — это цена всего объема отгруженной продукции или оказанных услуг за выбранный промежуток времени.
Валовая (маржинальная) прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными издержками на ее производство. По сути, это максимальная прибыль, которую может дать данный товар. Экономический смысл маржинальной прибыли — увеличение общей массы прибыли, которое достигается при повышении объема производства на одну единицу. Отсюда вывод: минимально допустимый объем производства (так называемая «точка безубыточности») должен соответствовать равенству между маржинальной прибылью и постоянными издержками.
Для формализованного учета разницы между «начисленными» и реально существующими притоками и оттоками средств может служить величина чистого оборотного капитала за период. Она равна разнице текущих активов и текущих пассивов этого периода.
Может случиться так, что величина оборотного капитала получается отрицательной: значит компания планирует жить на чужие деньги. Такая позиция понижает уровень текущей ликвидности предприятия, но является мощным инструментом привлечения краткосрочных финансовых ресурсов.
Отчет о движении денежных средств — это план движения расчетного счета и денежных средств в кассе, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия. Он показывает возможные поступления предоплаты за поставляемую продукцию, задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность), использование финансовых суррогатов (зачеты, казначейские обязательства, векселя и прочее). Данный документ отражает также потребность в финансировании (объем кредитов, инвестиций), способствует более точному определению объемов внешнего финансирования. Его основное назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств бизнеса по периодам.[9]
Использование денежных средств в отчете о движении наличности делится на три основные категории. Денежные средства могут идти на финансирование: текущих операций, капитальных (первоначальных) затрат, прочих расходов. Финансирование текущих операций представляет собой отражение порядка оплаты статей затрат и расходов, перечисленных в формате отчета о прибылях и убытках. Финансирование капитальных (первоначальных) затрат осуществляется в отчете о движении наличности обычно в полном соответствии с составленным ранее планом капитальных затрат. И, наконец, прочие расходы обычно включают следующие статьи: выплаты процентов по кредитам, возврат основной суммы кредитов и займов, выплата дивидендов и прочие расчеты с инвесторами, а также расчеты с бюджетом.
Если сопоставить все поступления денежных средств и их целевое использование за один и тот же период времени, то образуется еще одна статья формата отчета о движении наличности – кассовый рост или уменьшение. Рост – в случае превышения поступлений денежных средств над их использованием, уменьшение – соответственно при превышении расхода денежных средств над их приходом за один и тот же период времени.
Еще две важные позиции отчета о движении наличности – это вступительное и конечное сальдо. При этом конечное сальдо предыдущего периода всегда должно являться вступительным сальдо для следующего периода. Конечное сальдо является главным целевым показателем данного отчета, вокруг которого обычно и строиться весь процесс оптимизации отдельных статей бюджета проекта. Конечное сальдо не может быть отрицательным (это недопустимо), плохо когда оно излишне мало – это признак отсутствия у бизнеса запаса финансовой прочности. Но оно не должно быть и очень большим, даже если так получается в результате эффективного ведения бизнеса. Большое конечное сальдо – это омертвление денежных средств, ухудшающее финансовое состояние бизнеса, его инвестиционную привлекательность.
Основным объектом оценки эффективности инвестиций является денежный поток, который генерируется инвестициями по проекту. На основании полученного отчета о движении денежных средств выделяется два вида денежного потока:
1) денежный поток по проекту (иногда он называется денежным потоком от инвестиций);
2) остаточный денежный поток (иногда он называется денежным потоком для собственника).
Денежный поток по проекту представляет собой баланс притоков и оттоков денежных средств по проекту без участия в проекте заемного капитала, то есть:
— из притоков денежных средств исключаются средства, полученные из источников финансирования проекта,
— из оттоков денежных средств исключаются расходы по обслуживанию долга
Денежный поток по проекту показывает эффективность инвестиций в целом, без учета схемы финансирования проекта.
Остаточный денежный поток представляет собой баланс притоков и оттоков денежных средств по проекту с участием движения средств по обслуживанию долга:
— в денежный поток добавляются притоки в виде возможного налогового выигрыша;
— вычитаются оттоки по погашению основной суммы кредита и выплате процентов.
Остаточный денежный поток показывает эффективность инвестиций собственника (акционеров) проекта, учитывая схему финансирования проекта.[10]
В последнем периоде горизонта исследования, спрогнозированные денежные потоки следует откорректировать в соответствие с планами инвестора, выходящими за рамки горизонта исследования.
Если в последний период планирования проект предполагается закрыть, то:
1) в этом последнем расчетном периоде к денежному потоку следует прибавить величину сложившегося к данному периоду оборотного капитала. Это показывает, какой размер текущей задолженности придется оплатить в случае остановки проекта, или, наоборот, сколько будут должны проекту извне,
2) в этом последнем периоде к денежному потоку следует прибавить прогнозируемую ликвидационную стоимость активов проекта, рассчитанную исходя из стоимости их возможной продажи и расходов по их реализации.
Прогнозный баланс – это расчет соотношения активов и пассивов (обязательств) бизнеса, инвестиционного проекта в соответствии со сложившейся структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов. Его основное назначение – показать как изменится стоимость компании в результате занятий данным видом бизнеса в течении периода планирования. Без прогнозного баланса невозможно осуществить все то, что называется полноценным финансовым анализом. В частности, невозможно рассчитать многие финансовые коэффициенты, которые могут быть использованы в качестве целевых показателей, для разработки мероприятий по оптимизации финансового состояния бизнеса.
Для определения эффективности инвестиционных проектов необходимо рассчитать ряд показателей:
1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД). Его еще называют приведенной стоимостью или текущей стоимостью. Он определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенных к начальному шагу (год, квартал, месяц) или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.
Если из состава Зtисключить капитальные вложения, то ЧДД можно записать следующим образом:
, где
Pt– результаты, достигнутые на шаге расчета t;
Зt– затраты, осуществляемые на шаге расчета t;
Т – горизонта расчета, равный номеру шага, на котором осуществляется ликвидация объекта;
Е – норма дисконта;
аt– коэффициент дисконтирования;
Kt*at– дисконтированные затраты [8].
Данная формула применяется в тех случаях, когда в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах.
Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, то проект является прибыльным (при заданной норме дисконта), и может рассматриваться вопрос о его принятии.
Показатель ЧДД отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта. Также важно отметить, что ЧДД различных проектов можно суммировать.
Показатель ЧДД применяется при определении коммерческой (финансовой), экономической и бюджетной эффективности проекта.
При определении коммерческой эффективности проекта наряду с ЧДД используются показатели потока реальных денег или чистого потока наличности.
Потоком реальных денег называется разность между притоком и оттоком денежных средств на каждом шаге расчета (t).
Алгоритм определения потока реальных денег осуществляется путем последовательного расчета следующих показателей:
1. Bt– выручка от реализации продукции.
2. Kt – капитальные вложения.
3. Иt– эксплуатационные издержки (затраты), включающие амортизационные отчисления (At).
4. Пt = Bt – Иt – прибыль.
5. НВt– налоговые выплаты, включая налог на прибыль.
6. ЧПt= Пt– НВt– чистая прибыль.
7. ЧПНt= ЧПt+ АОt– Кt– чистый поток наличности.
Тогда интегральный эффект или ЧДД будет выглядеть следующим образом:
2. Интегральный дисконтированный доход (ИДД). Этот показатель всегда определяется за определенный период времени. Максимальный период расчета – это период полезной службы инвестиций, т.е. это период до полной амортизации основных средств, созданных в рамках проекта.
Для инвестора бывает полезным рассчитать несколько показателей ЧДД, т.е. для разных периодов, т.к. для кратко, средне- и долгосрочного периода у него может быть разная стратегия инвестирования, основанная в частности на меньшей неопределенности краткосрочного периода.
В этом случае встает вопрос разницы между сгенерированным потоком наличности и реальной полезностью инвестиций на определенный период времени. Инвестиции в их натуральном выражении имеют определенную потенциальную стоимость, по которой они могут быть реализованы на рынке. Ликвидационная стоимость при этом может быть как больше, так и меньше произведенных капитальных затрат и оцениваться экспертным путем.
Исходя из этого, реальная приведенная полезность инвестиций будет выражаться через показатель ИДД и будет определяться по формуле:
, где
ЛС – ликвидационная стоимость [8].
Ставка дисконта (at) берется на момент подсчета ликвидационной стоимости.
Теоретически ЧДД и ИДД должны совпасть на момент окончания амортизационного цикла оборудования.
3. Среднегодовой доход (эффект) (СД). Инвестиции эффективны, если средние ежегодные платежи (оттоки или затраты: Осг или Zсг) ниже, чем среднегодовые поступления (Псг), т.е. Псг>Осг или Псг – Осг > 0, тогда СД будет равен:
Или , где
П – годовой приток;
О – годовой отток;
К р.ост. – коэффициент распределения остаточной стоимости (коэффициент амортизации);
Кост – остаточная стоимость;
— коэффициент аннуитета;
К – капитальные вложения [8].
4. Индекс доходности или рентабельности (ИД). Этот показатель показывает долю чистого приведенного дисконтированного дохода (ДД), приходящуюся на единицу дисконтированного к началу жизненного цикла проекта инвестиционных вложений. Он рассчитывается следующим образом:
, где
ДИВ – дисконтированные инвестиционные вложения [8].
Рентабельность инвестиций будет определяться как:
Rинв= ИД – 1
Т.к. ИД тесно связан с ЧДД и строится на основе тех же элементов, то если ЧДД > 0, то ИД > 1, и наоборот.
В отличие от ЧДД, ИД – величина относительная, благодаря чему он удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения ЧДД, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением ЧДД.
5. Срок окупаемости. Это минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Т.е. это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.
в данном разделе необходимо привести план финансовых результатов производственной и сбытовой деятельности фирмы, план движения денежных средств, баланс активов и пассивов, стратегию финансирования, а также коммерческую эффективность мероприятий бизнес-плана.
Также в данном разделе необходимо рассчитать ряд показателей, характеризующих эффективность инвестиционного проекта: чистый дисконтированный доход, интегральный дисконтированный доход, среднегодовой доход (эффект), индекс доходности или рентабельности и срок окупаемости инвестиционного проекта. продолжение
–PAGE_BREAK–
Глава 2. Экономическая оценка деятельности Энергетического управления «Сургутэнергогаз» ООО «Сургутгазпром» и проблемы его развития
2.1. Характеристика деятельности Энергетического управления «Сургутэнергогаз» ООО «Сургутгазпром»
Приказом Министерства газовой промышленности СССР 25 лет назад (1980) создано Сургутское энергетическое управление «Сургутэнергогаз».
Вот уже 25 лет со дня основания лучшего сервисного предприятия ООО «Сургутгазпром» — ЭУ «Сургутэнергогаз». Коллектив этого подразделения — более пятисот человек, работает на всей трассе газопровода, начиная от Уренгоя и заканчивая Ишимом, специализируется на ремонте основного технологического оборудования. За время работы специалисты «Сургутэнергогаз» ввели в строй после неполадок около тысячи агрегатов.
ЭУ «Сургутэнергогаз» является структурным подразделением ООО «Сургутгазпром», отношения с ООО строятся на основе административного подчинения.
Так какЭУ«Сургутэнергогаз» не является юридическим лицом, то оно выступает в гражданском обороте от имени по поручению и под ответственность Общества на основании доверенности, выданной им.
ЭУобладает закрепленным имуществом производственно-технического назначения, основными и оборотными средствами, принадлежащими ООО, и имеет баланс (отдельный), являющийся частью баланса Общества. Оно имеет круглую печать со своим наименованием для внутреннего пользования, в праве иметь штампы и бланки со своим наименованием и средствами визуальной идентификации.
ЭУ не имеет расчетного (текущего, корреспондентского) счета; не является самостоятельным налогоплательщиком. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами осуществляет Общество в соответствии со своей учетной политикой.
ЭУ «Сургутэнергогаз» не имеет права совершать действия, связанные с отчуждением имущества без согласия ООО, в том числе сдавать в аренду, обменивать, предоставлять во временное пользование или взаймы, предавать в аренду; самостоятельно осуществлять реализацию продукции (работ, услуг).
Согласно Положению о ЭУ «Сургутэнергогаз», целью его деятельности является обеспечение надежной и бесперебойной работы основного и вспомогательного газоперекачивющего и прочего энергомеханического оборудования.
Основные виды деятельности предприятия:
— обследование, проектирование, монтаж, эксплуатация, проверка квартирных и общедомовых узлов учета тепловодоснабжения, индивидуальных тепловых пунктов, узлов автоматического регулирования,
— ремонт, монтаж, наладка и испытание систем, приборов учета, контроля качества и количества,
— эксплуатация, монтаж, ремонт, наладка и испытание электрических сетей и электрооборудования жилищного фонда,
— проведение сертификационных испытаний электроустановок зданий,
— эксплуатация, монтаж, ремонт, наладка средств и систем пожарной сигнализации.
Основной вид деятельности предприятия связан с метрологическим обеспечением. На предприятии создана метрологическая лаборатория, оснащенная современными установками для проведения регулировки, калибровки и проверки приборов.
Одной из основных задач, выполняемых предприятием, является реализация программы энергосбережения ресурсов. Реализация данной программы осуществляется путем анализа конкретного объекта и установки узлов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, автоматических систем регулирования тепловой энергии в жилых домах, объектах социальной сферы и т.д. для более экономичного расходования, правильного и своевременного определения потерь, регулирования энергоресурсов.
Предприятие располагает производственной базой, оснащенной современным технологическим оборудованием. Высокий профессионализм и постоянное совершенствование- принцип организации работы коллектива ЭУ «Сургутэнергогаз».
НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ ДАННЫЙ ПАРАГРАФ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ( ДИНИМИКА АКТИВОВ, НЕОБХОДИМО ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗЕТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….
2.2. Организационно-производственная структура предприятия
КАКОВА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ПРЕДПРИЯТИЯ, КТО УЧРЕДИТЕЛЬ, КАК ПРОПИСАНЫ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСТАВЕ (ПОЛОЖЕНИИ)???
На предприятие ЭУ «Сургутэнергогаз», стремление избежать недостатков, присущих линейным и функциональным структурам в их «чистом» виде, привело к использованию смешанной структуры управления – линейно-штабной. Она состоит в том, что линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, бюро, группы), которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, но принимает их руководитель-единоначальник подразделения.Организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 4.
Начальник ЭУ «Сургутэнергогаз»
Главный инженер
Заместитель начальника по экономическим вопросам
Заместитель начальника по социальным вопросам
Планово-экономический отдел
Служба энерготепловодо-снабжения
Цех №1
Планово-экономический отдел
Общежитие №1
Ремонтно-эксплуата-
ционный участок №1
Цех №2
Отдел труда и Техники безопасности
Общежитие №2
Ремонтно-эксплуата-
ционный участок №2
Цех №3
Юридический отдел
Общежитие №3
Цех котельной и
водозабора
Цех №4
Отдел материально-технического снабжения
Участок по сбыту
и энергоконтролю
Автотранспортное
хозяйство
Жилищно-эксплуата-
ционный участок
Участок по обслуживанию
адм.здания ООО «СГП»
Складское хозяйство
Гостиница «Ермак»
Общехозяйственная
служба
Гостиница «Заря»
Рис.4. Организационно-производственная структура ЭУ «Сургутэнергогаз» ООО «Сургутгазпром»
Преимуществом организационно-производственной структуры ЭУ «Сургутэнергогаз» является повышение качества принимаемых решений и соблюдение принципа единоначалия, а недостатки состоят в тенденции к разбуханию штатов функциональных служб, к их отрыву от проблем, наиболее важных для исполнителей.
Общее руководство деятельностью ЭУ «Сургутэнергогаз» представляет аппарат управления, включающий в себя комплекс административно-управленческих служб, осуществляющих централизованные функции обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Главному инженеру подчиняются все производственные подразделения и цеха предприятия (Рис.1.)
Цех№1 включает в себя — участки по проведению монтажных работ, ремонту электрооборудования, монтажу узлов учета электроэнергии, службу грозозащиты и изоляции;
Цех№2 занимается монтажом и обслуживанием внутридомового электрооборудования. Участок по обслуживанию слаботочных сетей обеспечивает телефонной связью все подразделения предприятия ООО «Сургутгазпром»
Цех№ 3, 4 занимаются сервисным обслуживанием узлов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды, автоматических систем регулирования тепловой энергии, индивидуальных тепловых пунктов. Имеют специальное программное обеспечение, модемную связь для дистанционного снятия показаний параметров теплоносителя, воды. продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3. Технико-экономические показатели деятельности предприятия и проблемы его развития
В таблице 2.1. приведены технико-экономические показатели деятельностиЭУ «Сургутэнергогаз»
Данные, представленные в табл. 2.1, характеризуют общие результаты и эффективность финансово-хозяйственной деятельности ЭУ «Сургутэнергогаз» за последние три года и служат основой для проведения комплексного экономического анализа.
.
–PAGE_BREAK–
3.2. Общее описание фирмы и целей бизнес-плана
Целью бизнес-плана является разработка нового направления деятельности энергетического управления «Сургутэнергогаз» ООО «Сургутгазпром» по профессиональной уборке и уходу за объектами недвижимости.
На основе поставленной цели определяются следующие задачи бизнес-плана:
1. Проведение комплексного анализа организационно-экономической деятельности энергетического управления «Сургутэнергогаз» ООО «Сургутгазпром».
2. Дать организационно-экономическую характеристику бизнес-плана нового направления деятельности энергетического управления «Сургутэнергогаз» ООО «Сургутгазпром» по профессиональной уборке и уходу за объектами недвижимости с целью расширения масштабов деятельности предприятия.
3. Экономически обосновать целесообразность реализации бизнес-плана энергетического управления «Сургутэнергогаз» ООО «Сургутгазпром» по профессиональной уборке и уходу за объектами недвижимости.
ЭУ «Сургбутэнергогаз» является структурным подразделением ООО «Сургутгазпром», отношения с ООО строятся на основе административного подчинения. ЭУ«Сургутэнергогаз» не является юридическим лицом, выступает в гражданском обороте от имени по поручению и под ответственность Общества на основании доверенности, выданной им.
ЭУобладает закрепленным имуществом производственно-технического назначения, основными и оборотными средствами, принадлежащими ООО, и имеет баланс (отдельный), являющийся частью баланса Общества. Оно имеет круглую печать со своим наименованием для внутреннего пользования, в праве иметь штампы и бланки со своим наименованием и средствами визуальной идентификации.
Согласно Положению о ЭУ «Сургутэнергогаз», целью его деятельности является обеспечение надежной и бесперебойной работы основного и вспомогательного газоперекачивющего и прочего энергомеханического оборудования.
Основные виды деятельности предприятия:
— обследование, проектирование, монтаж, эксплуатация, проверка квартирных и общедомовых узлов учета тепловодоснабжения, индивидуальных тепловых пунктов, узлов автоматического регулирования,
— ремонт, монтаж, наладка и испытание систем, приборов учета, контроля качества и количества,
— эксплуатация, монтаж, ремонт, наладка и испытание электрических сетей и электрооборудования жилищного фонда,
— проведение сертификационных испытаний электроустановок зданий,
— эксплуатация, монтаж, ремонт, наладка средств и систем пожарной сигнализации.
Предприятие располагает производственной базой, оснащенной современным технологическим оборудованием. Высокий профессионализм и постоянное совершенствование- принцип организации работы коллектива ЭУ «Сургутэнергогаз».
Показатели деятельности ЭУ «СЭГ» свидетельствуют о том, что объем выполняемых работ за последние три года по предприятию снизился. Данное изменение показателя связанно с тем, что ЭУ «Сургутэнергогаз» создано для обеспечения нужд ООО «Сургутгазпром», предприятие не осуществляет обслуживание сторонних организаций и выполняет работы в объеме подряда выделяемого ООО «Сургутгазпром».
Следствием снижения объема выполняемых работ и численности персонала предприятия являться снижение производительности труда персонала предприятия. При этом присутствует положительное изменение ФОТ. Данный факт свидетельствует о непропорциональном изменение темпов производительности труда и его оплаты.
Состояние производственных фондов предприятия свидетельствует о достаточных резервах для развития деятельности предприятия. Представленные данные говорят о простое производственных фондов, и не эффективном использовании трудовых ресурсов.
Производственный потенциал предприятия используется на не высоком уровне. Снижение темпов роста в основном всех показателей деятельности предприятия говорит о том, что предприятие выросло из производственных рамок предыдущих периодов. Выделяемых объемов подрядных работ ООО «Сургутгазпром» на данный момент не достаточно для эффективной производственной деятельности предприятия.
Таким образом, можно заключить, что предприятию необходимо разрабатывать и развивать дополнительные направления деятельности с цель расширения масштабов деятельности, улучшения производственно-хозяйственной деятельности и экономических результатов хозяйствования предприятия.
Возможным является организация сервисной службы в рамках ЭУ «СЭГ» для выполнения клинигового обслуживания собственными силами ООО «Газпром». В следствии чего ЭУ «СЭГ» сможет увеличить объемы выполняемых работ и производства, что позволит предприятию функционировать на более эффективном уровне, а ООО «Гозпром» сможет минимизировать затраты на содержание производственных и административных площадей. Так же положительным моментом данного решения является организация новых рабочих мест, что положительно отразится и на экономическом положении Сургутского района.
На основе проведенного анализа хозяйственной деятельности ЭУ «Сургутэнергогаз», было выявлено, что производственный потенциал предприятия используется достаточно на невысоком уровне. Снижение темпов роста в основном всех показателей деятельности предприятия говорит о том, что предприятие выросло из производственных рамок предыдущих периодов. Выделяемых объемов подрядных работ ООО «Сургутгазпром» на данный момент не достаточно для эффективной производственной деятельности предприятия. Представленные данные говорят о простое производственных фондов, и не эффективном использовании трудовых ресурсов. Таким, образом можно заключить, что предприятию необходимо разрабатывать и развивать дополнительные направления деятельности с цель расширения масштабов деятельности, улучшения производственно-хозяйственной деятельности и экономических результатов хозяйствования предприятия.
Так как ЭУ «Сургутэнергогаз» специализируется на обслуживание предприятий входящих в структуру ООО «Сургутгазпром» и выполняет работы в рамках хозяйственно-бытового обслуживания, предлагается организовать дополнительное направление деятельности предприятия по оказанию клиниговых услуг структурным подразделениям ООО «Сургутгазпром». На базе нового данного вида деятельности необходимо организовать сервисную службу ЭУ «Сургутэнергогаз» входящую в структуру предприятия. Планируется оказание клининговых услуг, как структурным подразделениям ООО «Сургутгазпром», так и сторонним организациям на договорной основе. Разработка данного направления деятельности ЭУ «СЭГ» интересна как для самого предприятия с целю увеличения выручки предприятия, та и для ООО «Сургутгазпром» с целью снижения и минимизации затрат на содержание производственных и административных помещений, уборка которых совершается сторонними коммерческими организациями.
3.3. Формирование номенклатуры и ассортимента, характеристика товаров (услуг)
Рассмотрим более подробно планируемые услуги СС ЭУ «СЭГ».
Клининг – новый для России вид бизнеса, возникший в ходе рыночных преобразований. Появление профессиональной уборки непосредственно обусловлено следующими факторами:
1) Были построены новые здания, отделанные современными материалами, уход за которыми можно было доверить только профессионалам;
2) В обиход вошло понятие имиджа, на который не в последнюю очередь влияет уровень содержания недвижимости, принадлежащей организации;
3) Иностранные компании, пришедшие в Россию, уже привыкли к услугам клининговых фирм у себя на родине.
Сургутский клининговый бизнес за 8–10 лет своего существования достиг многомиллионных оборотов. В дальнейшем его рост будет определяться теми же факторами, что и ранее:
1) Новое строительство.
2) Рост доверия к клининговым компаниям.
Что касается роста доверия к клининговым компаниям, то эту проблему можно рассматривать только в контексте роста доверия в российском обществе и на российском рынке вообще. Тем временем накапливается опыт работы с зарубежными компаниями, которые приносят в Россию современный подход к управлению, предусматривающий вынесение непрофильных функций за пределы компании.
Представители клининговых услуг на рынке города Сургутапредставленны в таблице 3.1. Количество предприятий специализирующихся на клининговых услугах в городе Сургуте на данный момент три. Ниша клиниговых услуг в городе не пергергужена и является на данный момент только развивающимся направлением коммерческой деятельности.
Таким образом, можно заключить, что ЭУ «СЭГ» планирует диапазон предоставляемых услуг на конкурентоспособном уровне и в полном объеме, при этом предприятие планирует оказывать услуги промышленного альпинизма, позиционируя данный вид кнининга как индивидуальный бренд предприятия, т.к. конкуренты не оказывают подобного рода услуги.
Таблица 3.1.
Представители клининговых услуг г. Сургута
Наименование услуг
Цена реализации (1м2 / руб.)
Сервисная служба ЭУ «СЭГ»
ООО «Клин-Стаил»
ООО «Сити-Сервис»
ООО «Клининг-мастер»
Основные услуги
Комплексная уборка помещений (разовая)
+
+
+
+
Комплексная уборка помещений (по договору 5 раз в неделю)
+
+
+
+
Комплексная уборка прилегающих территорий
+
+
–
–
Дополнительные услуги
Мойка окон
+
+
+
+
Химическая чистка ковров
+
+
+
+
Промышленный альпинизм (фасадный клининг)
+
–
–
–
Чистка фасадов (промышленный альпенизм) — это особый род клининговой услуги. Сегодня при оформлении фасада обычно используют сложные материалы и особые поверхности, которые можно очистить только с помощью профессиональной техники. Фасадные работы, при которых используются специальный инструментарий и услуги промышленных альпинистов, — достаточно узкая, но востребованная специализация индустрии чистоты.
За внешним состоянием здания следят районные административно-технические инспекции (АТИ), которые могут при необходимости давать предписания владельцу недвижимости. Однако случаи, когда современное здание признается не соответствующим городским стандартам чистоты, довольно редки: по большей части внимание обращают на сохранность и цветовую гамму фасадов памятников архитектуры. Гигиеническая обработка стен на уровне человеческого роста осуществляется уборщиками регулярно. Если необходима более тщательная уборка верхних этажей, на работы вызывают клинеров-высотников.
Клининг фасадов в том виде, каком мы наблюдаем его сегодня, появился в Москве в середине 90-х годов, когда стали возводиться первые современные офисные здания. Отличие фасадов прошлого века от современных заключается в использовании специальных технологий обработки поверхностей, делающих фасад водо- и грязеотталкивающим и, следовательно, более долговечным, и в применении современных материалов — алюминиевых и светопрозрачных конструкций. Обслуживание светопрозрачных конструкций при помощи машин позволяет избежать повреждения поверхности. По количеству сложностей в чистке на первом месте стоят алюминиевые конструкции, более всего подверженные загрязнению и окислению. Работать с ними надо очень аккуратно, не допуская использования неподходящих химикатов. То же самое относится к чистке стеклопакетов: герметик, заливаемый между стеклом и рамой, от сильного давления при чистке напором струи или применения несоответствующих химикатов может разрушаться, что приводит к разгерметизации блоков и протечкам. Таким образом, услуга клининга фасадов планируемая предоставляться сервисной службой УЭ «СЭГ» является весомым фактором конкурентного преимущества на рынке клиниговых услуг г. Сургута.
3.4. Оценка рынка сбыта
Так как ЭУ «СЭГ» структурное подразделение ООО «Сургутгазпром» и создано с целью обслуживания структурных подразделений предприятия можно оценить уже имеющийся объем работ по данному направлению.
На первом этапе реализации проекта предоставление клининговых услуг планируется предоставлять структурным подразделения ООО «Сургутгазпром» представленным в таблице 3.2.
Норматив численности работников устанавливается согласно ГОСТ 45321 «Оказание клининговых услуг» в размере 700 м2 (административные, производственные, бытовые площади) на одного работника. Согласно данному стандарту и приведенной в таблице 3.2. площади обслуживания рассчитана нормативная численность работников по проекту.
Таблица 3.2
Сводная информация численности по уборщикам служебных, культурно-бытовых, и цеховых производственных помещений организаций служебных, культурно-бытовых, и цеховых производственных помещений организаций ООО «Сургутгазпром»
№ п/п
Наименование организации. Наименование убираемых помещений
Площадь уборки, м2
Нормативная численность по проекту, чел.
1.
Ново — Уренгойское ЛПУ МГиК
50410
6
2.
Ортьягунское ЛПУ МТ
4939
1
3.
Сургутское ЛПУ МТ
21473
3
4.
Южно-Балыкское ЛПУМГ
5172
1
5.
Тюменское УМГ
56983
6
6.
Управление технологической связи
4737
1
7.
ПТУ «СГЭРН»
11884
2
8.
ПРТУ «СГЭР»
12516
2
9.
УССиКР
8453
1
10.
Сургутский завод стабилизации конденсата
41441
5
11.
Ноябрьское УТТиСТ
8679
1
12.
Сургутское УТТиСТ
18293
2
13.
Тюменское УТТиСТ
8197
1
14.
Управление спортивных сооружений «Факел»
6567
1
15.
ЭУ «Сургутэнергогаз»
30213
4
16.
ЦКиД «Камертон»
4097
1
17.
ЦБПТОиК
7898
1
18.
Учебно-производственный центр
2293
1
Всего:
304245
43
Таким образом, для оказания клининговых услуг СС ЭУ «СЭГ» обеспеченно объемом работ в размере 304245 кв.м., при этом ЭУ «СЭГ» необходимо расширить штат сотрудников на 43 человек. продолжение
–PAGE_BREAK–
3.5. Производственный план
На первом этапе реализации проекта предоставление клининговых услуг планируется предоставлять структурным подразделения ООО «Сургутгазпром» представленным в таблице 3.3. Норматив численности работников устанавливается согласно положению Нормативно исследовательской лаборатории «Норматив численности и норма обслуживания для рабочих по уборке производственных, служебных и культурно-бытовых помещений» от 2003 года в размере 700 м2 на одного работника. Согласно данному стандарту и приведенной в таблице 3.3. площади обслуживания рассчитана нормативная численность работников по проекту.
Таблица 3.3
Сводная информация численности по уборщикам служебных, культурно-бытовых, и цеховых производственных помещений организаций служебных, культурно-бытовых, и цеховых производственных помещений организаций ООО «Сургутгазпром»
Таким образом, для оказания клининговых услуг СС ЭУ «СЭГ» обеспеченно объемом работ в размере 304245 кв.м., при этом ЭУ «СЭГ» необходимо расширить штат сотрудников на 43 человек.
Далее рассчитаем ФОТ труда работников СС ЭУ «СЭГ». Данные приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Структура персонала СС ЭУ «СЭГ» и его ФОТ
Должность
Количество человек
Размер з/п. руб.
Ежемесячные расходы на оплату труда, руб.
Основной персонал
Технические работники по направлению основные услуги
36
18000
648000
Цех химчистки
Технические работники по направлению химическая обработка
4
18500
74000
Фасадный клининг
Промышленные альпинисты
2
23000
46000
Административный персонал
Начальник СС
1
25000
25000
Месячный ФОТ, руб.
43
793000
Годовой ФОТ, руб.
9516000
в том числе ЕСН, 26%
2474160
Распределение численности персонала по направлениям деятельности произведено согласно объемам выполняемых работ сторонними организациями обслуживающими ООО «Сургутгазпром». Численность работников цехов спланирована на основе отчетной численности персонала клининговой фипрмы на данный момент обслуживающей производственные и административные площади ООО «Сургутгазпром».
Таким образом, месячный ФОТ труда по СС ЭУ «СЭГ» составит 793 тыс.руб. в месяц, а годовой ФОТ 9516 тыс.руб.
На рис.11 рассмотрим структуру ФОТ по СС ЭУ «СЭГ».
Рис.11. Структуру ФОТ по СС ЭУ «СЭГ»
Основную часть ФОТ составляет заработная плата технических работников по направлению основные услуги -84%, заработная плата технических работников цеха химчистки составит 9% от ФОТ, заработная плата промышленных альпинистов – 7%.
Далее рассчитаем затраты на покупку оборудования для оказания клининовых услуг согласно положению Нормативно исследовательской лаборатории «Норматив численности и норма обслуживания для рабочих по уборке производственных, служебных и культурно-бытовых помещений» от 2003 года. Количество необходимого оборудования рассчитывается соответственно площади и коэффициента обработки площади по формуле:
По = Моб * К оп, где:
По – площадь обработки;
Моб- мощность оборудования;
К оп — коэффициент обработки площади.
Исходя из объема обрабатываемой площади в размере 304245 м2 рассчитаем в таб. 3.5. необходимое количество оборудования.
Таблица 3.5.
Перечень необходимого оборудования для предоставления спектра клининговых услуг ЭУ «СЭГ», его мощность и размер Коп, согласно мощности оборудования согласно положению Нормативно исследовательской лаборатории «Норматив численности и норма обслуживания для рабочих по уборке производственных, служебных и культурно-бытовых помещений» от 2003 года
Соответствие коэффициента устанавливается согласно мощности оборудования. В таблице 3.5. приведен перечень необходимого оборудования для предоставления спектра клининговых услуг ЭУ «СЭГ», его мощность и размер К оп, согласно мощности оборудования согласно ГОСТ 45321 «Оказание клининговых услуг».
Согласно приведенным нормативам Коп, рассчитаем необходимое количество оборудования и затраты на его покупку.
Таблица 3.6
Затраты на покупку оборудования для оказания клининовых услуг
Оборудование
Цена руб.
Кол-во, шт.
Стоимость оборудования, руб.
Пылесосы для сухой уборки
5940
80
475200
Пылесосы для сбора сухой и жидкой грязи
7830
60
469800
Пылесосы-щетки для сухой уборки
12420
45
558900
Ранцевый пылесос для сухой уборки
14040
37
519480
Паровые пылесосы
32400
20
648000
Экстракторы для чистки ковровых покрытий
16740
60
1004400
Роторные машины по уходу за твердыми полами
24300
78
1895400
Подметальные машины
9720
40
388800
Пылесосы по химической обработке ковровых покрытий
59400
19
1128600
Альпинистский комплект
40500
26
1053000
Затраты на оборудование
8141580
В таблице 3.6 приведены единовременные затраты на приобретение необходимого оборудования для оказания клининговых услуг.
Исходя из таблицы 3.6 можно подытожить что единовременные затраты на приобретение оборудования для оказания клининговых услуг составят 8141,58 тыс.руб. Оборудование планируется приобрести у московской фирмы Учебно-производственный комбинат «Клиниг-мастер». Доставка входит в стоимость оборудования.
В таблице 3.8 приведены затраты на расходные материалы на оказание клиниговых услуг. В таблице 3.7. приведены данные о расходе моющих средств на м2. Данные таблицы 3.7. рассчитаны на основе отчетных данных отдела АХО ЭУ «СЭГ» по расходу моющих средств техническими работниками предприятия.
Таблица 3.7.
Данные о расходе моющих средств на 1м2
Согласно данным таблицы 3.7. рассчитаем затраты на расходные материалы согласно планируемому объему обслуживаемых площадей в размере 304245 м2.
Таблица 3.8
Затраты на расходные материалы
№ п/п
Наименование средства
Ед. изм.
Цена за кг.
Норма расхода в месяц
Затраты ежемесячные, руб.
Затраты ежегодные, руб.
1
2
3
4
5
6
1.
Порошок моющий, типа «Мистер Пропер»
Кг.
26
450
11700
140400
2.
Средство моющее, типа «Фери», «Капля»
Л.
28
150
4200
50400
3.
Средство чистящее, типа «Пемолюкс»
Кг.
32
200
6400
76800
4.
Средство чистящее, типа «Комет»
Кг.
31
220
6820
81840
5.
Средство чистящее, типа «Доместос»
Л.
36
240
8640
103680
6.
Средство чистящее, типа «Харпик», «Утенок»
Л.
28
1100
30800
369600
7.
Средство для мытья стекол, типа «Мистер Мускул»
Л.
27
400
10800
129600
8.
Мыло хозяйственное
Кг.
22
150
3300
39600
9.
Мыло туалетное
Кг.
23
150
3450
41400
10.
Мыло жидкое, типа «Чистый мир»
Л.
32
15 000
480000
5760000
11.
Хлорамин, хлорсепт
Л.
18
2200
39600
475200
12.
Средство чистящее для металла «Блеск стали»
Л.
38
1100
41800
501600
13.
Средство полироль для мебели «PRONTO»
Л.
40
6 000
240000
2880000
14.
Средство полироль для паркета «PRONTO»
Л.
42
6000
252000
3024000
15.
Средство для чистки ковров, типа «Ваниш»
Л.
47
1 000
47000
564000
17.
Средство для чистки труб
Л.
38
1 429
54302
651624
Итого
1054170
12722040
Исходя из таблицы 3.8 можно заключит, что затраты на расходные материалы составят 1054170 руб. в месяц. Ежегодные затраты на расходные затраты составят 12722 тыс.руб. Следует отметить, что инвестором данного проекта выступает ООО «Сургутгазпом», как заинтересованный экономический субъект, с целью снижения затрат по содержанию производственных и административных площадей.
Таким, образом себестоимость оказания клининговых услуг ЭУ «СЭГ» включает затраты на оплату труда персонала и расходные материалы и амортизацию оборудования, общая ее сумма составляет 23052158 руб.
Оказание клининговых услуг ЭУ «СЭГ» подразделениям ООО «Сургутгазпром» планируется оказывать на основе надбавки в размере 250 % от себестоимости оказываемых услуг.
В таблице 3.9. приведена рассчитанная плановая стоимость обслуживания 1м2 СС ЭУ «СЭГ».
Таблица 3.9.
Плановая стоимость обслуживания СС ЭУ «СЭГ», руб.
Затраты на оплату труда персонала СС ЭУ СЭГ
9516000
Затраты на расходные моющие средства СС ЭУ СЭГ
12722000
Амортизация (срок службы оборудования 10 лет, 8141580 /10 )
814158
Себестоимость обслуживания плановой площади СС ЭУ СЭГ
23052158
Стоимость обслуживания плановой площади СС ЭУ СЭГ для ООО «Сургутгазпром»
57630395
Стоимость обслуживания плановой площади сторонними организациями для ООО «Сургутгазпром»
127782900
Плановая площадь обслуживания, м2 в месяц.
304245
Цена обслуживания м2 для ООО «Сургутгазпром»
15,8
Цена обслуживания м2 для сторонних организаций
35
Таким образом, стоимость обслуживания м2 площади для ООО «Сургутгазпром» составляет 15,8 рублей. продолжение
–PAGE_BREAK–
3.6. Конкуренция
Представители клининговых услуг на рынке города Сургута представлены в таблицы 3.10. Количество предприятий специализирующихся на клининговых услугах в городе Сургуте на данный момент три. Ниша клиниговых услуг в городе не пергергужена и является на данный момент только развивающимся направлением коммерческой деятельности.
Таблица 3.10.
Представители клининговых услуг г. Сургута
Наименование услуг
Цена реализации (1м2 / руб.)
Сервисная служба ЭУ «СЭГ»
ООО «Клин-Стаил»
ООО «Сити-Сервис»
ООО «Клининг-мастер»
Основные услуги
Комплексная уборка помещений (разовая)
+
+
+
+
Комплексная уборка помещений (по договору 5 раз в неделю)
+
+
+
+
Комплексная уборка прилегающих территорий
+
+
–
–
Дополнительные услуги
Мойка окон
+
+
+
+
Химическая чистка ковров
+
+
+
+
Промышленный альпинизм (фасадный клининг)
+
–
–
–
Таким образом, можно заключить, что ЭУ «СЭГ» планирует диапазон предоставляемых услуг на конкурентоспособном уровне и в полном объеме, при этом предприятие планирует оказывать услуги промышленного альпинизма, позиционируя данный вид кнининга как индивидуальный бренд предприятия, т.к. конкуренты не оказывают подобного рода услуги.
Таблица 3.11
Диапазон цен на клиринговые услуги
Обслуживание 1 м2
Цена реализации (1м2 / руб.)
Сервисная служба ЭУ «СЭГ»
ООО «Клин-Стаил»
ООО «Сити-Сервис»
ООО «Клининг-мастер»
15,7
35
36
37
На основе таблицы 3.10. составлена диаграмма отражающая уровень цен на клининговые услуги рынка профессиональной уборки офисных помещений.
Рис.12 Диапазон цен на клининговые услуги в г. Сургуте
Оказание клининговых услуг ЭУ «СЭГ» подразделениям ООО «Сургутгазпром» планируется оказывать на льготной основе, в размер торговой надбавки составляет 250% от себестоимости оказываемых услуг. Расчет показателей эффективности проекта будет производится исходя их расценок ориентированных на предоставление клининговых услуг структурным подразделениям ООО «Сургутгазпром», т.к. данный сегмент клиентской базы является гарантированным.
Анализ факторов конкурентоспособности СС ЭУ «СЭГ» в зависимости от их важности приведен в таблице 3.12.
Базовый рейтинг важности фактора определен в долях единицы в зависимости от влияния на конкурентоспособность производимой продукции. Итоговое значение конкурентоспособности определяется как сумма произведений балла предприятия и базового рейтинга важности фактора. Оценка производится по пятибалльной системе.
Базовый рейтинг важности факторов определен на основе методики, изложенной в учебном пособии «Конкуренция и антимонопольное регулирование» (под ред. А.Г.Цыганова. – М.: Логос, 1999. – 386 с.) и научных работ Ф.Котлера.
.
–PAGE_BREAK–