Формирование конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия

Оглавление
Введение.
Глава1. Формирование конкурентоспособности региона.
1.1 Конкурентоспособность региона как экономическоеявление.
1.2 Концепция М. Портера в оценке конкурентоспособностирегиона.
Глава2. Концепция формирования конкурентоспособности региона.
1.2 Конкуренция и конкурентоспособность регионов.
2.2 Естественные и искусственные конкурентныепреимущества.
3.2 Взгляд на специализацию приграничных регионовСеверо-Запада России.
4.2 Повышение конкурентоспособности приграничногорегиона.
Заключение.
Списокиспользованной литературы:

/>Введение
Современноерегиональное социально-экономическое развитие проходит в условиях усиливающейсяконкуренции регионов за создание благоприятных условий ведения бизнеса иповышения качества жизни населения. Одной из важных проблем современной Россииявляется значительная дифференциация темпов экономического развития российскихрегионов. Рыночные условия изменили и понимание региональной политики,проводимой федеральным центром и самими регионами.
Конечнаяцель любой экономической системы – повышение уровня и качества жизни населения.В связи с этим возрастает значение не только экономико-социальных факторов, нои конкурентные аспекты регионов. В условиях нестабильного экономическогоразвития, которое осложняется последствиями мирового финансового кризиса,именно конкурентоспособность становится решающим фактором, который способенобеспечить инновационное развитие России в целом и стратегическое развитиерегионов.
Оценкаконкурентоспособности региона представляет собой важную исходную базу длярегиональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку и наращиваниеконкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции междутерриториями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом,определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.
Всвязи с этим важно не только обозначить факторы, влияющие на уровеньконкурентоспособности экономики регионов, но и определить возможностииспользования механизмов, воздействующих на эти факторы, в целях повышенияконкурентоспособности экономики регионов.
Рассмотримособенности формирования конкурентоспособности региона на примере РеспубликиКарелия./>Глава 1. Формированиеконкурентоспособности региона/>1.1 Конкурентоспособность региона как экономическоеявление
Конкурентоспособностьрегиона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими идругими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей навнутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы),адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Конкурентоспособностьреализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые иобеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособностирегиона.  К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовыересурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственнаябаза; ко вторым (обеспечивающим) — предпринимательский климат, качествоуправленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
Подконкурентоспособностьюрегиона понимается прежде всего наличие и реализацияконкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентныйпотенциал является многоплановым и формируется какмногообразные характеристики возможности участия региона в конкурентныхотношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентныхотношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособностьрегиона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, какконкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономикии социальной сфере, условия существования региона (климат, географическоеположение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развитиянаселения.

/>1.2 Концепция М.Портера в оценке конкурентоспособности региона
Базовыйподход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать на основеконцепции конкурентоспособности страны, предложенной М. Портером. Она включаетдва аспекта оценки конкурентоспособности: факторный и результатный. Факторнуюоценку конкурентоспособности можно построить на основе детерминантрегионального ромба. Конкурентоспособность региона – это продуктивность(производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочейсилы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется ввеличине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения(и/или одного работающего), а также выражается другими показателями. Вследствиебольшой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов.
Дляоценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом ивозможности воздействия региональных органов власти на ее составляющиецелесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М.Портером. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можноисследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим«региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированныекадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода,эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг идр.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимымиресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другимиуслугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентнуюсреду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый издетерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия наконкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.
Согласноконцепции М. Портера, развитие конкурентоспособности (как и страны в целом)происходит по следующим четырем стадиям: конкуренция на основе факторовпроизводства; конкуренция на основе инвестиций; конкуренция на основенововведений; конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечиваютэкономический рост, последняя стадия – застой и спад. Конкурентное преимуществорегиона обеспечивается:
напервой стадии – благодаря факторам производства: природным ресурсам,благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе(обеспечивается одним детерминантом);
навторой стадии – на основе агрессивного инвестирования (в основном национальныхфирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремядетерминантами);
натретей стадии – за счет создания новых видов продукции, производственныхпроцессов, организационных решений и других инноваций путем действия всехсоставляющих «ромба»;
начетвертой стадии – за счет уже созданного богатства и опирается на вседетерминанты, которые используются не полностью.
Вцелом для анализа конкурентоспособности экономики регионов могут бытьиспользованы два основных подхода. Первый подход заключается в том, что конкурентоспособностьэкономики регионов рассматривает как предоставление регионами различных условийдля размещения на своей территории хозяйствующих субъектов (такуюконкурентоспособность регионов можно определить как «борьбу за производителя»).Конкурентоспособность регионов одного и того же уровняадминистративно-территориальной иерархии при их сопоставлении между собойозначает, что они конкурируют в предоставлении основных условии организациихозяйственной деятельности. Ориентируясь на данные условия, которые носятобъективный (природные ресурсы) либо субъективный (институциональные факторы)характер, субъекты хозяйственной деятельности при прочих равных условияхвыбирают регион с наиболее благоприятным их сочетанием. Второй подход, копределению конкурентоспособности экономики регионов состоит в том, что регионыпредоставляют различные условия для проживания и социально-экономическойдеятельности на их территории населению (условно этот вид конкурентоспособностиможно определить как «борьбу за жителя»). Очевидно, что при прочих равныхусловиях, выбирая регион своего проживания, население будет оценивать такоесочетание климатических, экономических (трудовая деятельность) и социальныхпоказателей, которые делают их пребывание на месте постоянного жительства наиболеекомфортным. Экономические и социальные условия характеризуются несколькимипоказателями: абсолютный и относительный размер оплаты труда; величинасоциальных трансфертов для нетрудоспособных граждан; уровень развитиясоциальной инфраструктуры. Таким образом, под абсолютной конкурентоспособностьюэкономики региона следует понимать совокупность физико-географических исоциально-экономических его характеристик, которые создают условия дляформирования на его территории экономических структур и структур расселения.Относительная конкурентоспособность экономики региона определяется вранжированном ряду всех регионов того же уровня административно-территориальнойиерархии страны.

/>Глава2. Концепция формирования конкурентоспособности региона
 />1.2 Конкуренция и конкурентоспособность регионов
Процессы глобализации иэкономической интеграции приводят к формированию геоэкономическогопространства. А потому региональное развитие определяется способностьювстраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена.
Каждый регион обладаетфакторами производства, уникальное сочетание которых определяет егомеждународную специализацию и конкурентоспособность. Однако эффективностьих использования зависит от того, найдет ли регион свое место в этой системе.Основой геоэкономический отношений является международное разделение труда.Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического положения,регионы создают предпосылки для развития специализированных производств ифункций, наращивая свои конкурентные преимущества.
Каждый регион стремитсязанять выгодное положение в системе глобального обмена, привлечь на своютерриторию ресурсы. Поэтому на первый план выходит понятие конкуренциирегионов, проявляющейся в привлечении инвестиций и капитала, трудовыхресурсов, технологий, в обеспечении доступа к внешним сырьевым ресурсам. Вконкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удалось создать уникальныеусловия, привлекательные для внешних контрагентов – конкурентныепреимущества. Для повышения и поддержки конкурентоспособности приоритетнымиявляются стратегия создания конкурентных преимуществ и стратегия ихудержания.
Реализация стратегиисоздания конкурентных преимуществ направлена на формирование в регионе особыхусловий и среды, выгодных для проживания и ведения бизнеса. Реализациястратегии удержания конкурентных преимуществ предполагает реализациюмероприятий по поддержанию созданных условий. Одно из направлений обеспеченияконкурентных преимуществ – это формирование и поддержка благоприятногорегионального имиджа (бренда). Под региональным брендом рассматриваетсяуникальный образ территории, создаваемый в представлении потенциальных клиентскихгрупп. В качестве таких клиентских групп выступают внешний бизнес,институциональные инвесторы и банки, мигранты, туристы. Уникальность брендаможет достигаться за счет использования стратегии дифференциации,предполагающей развитие и усиление региональных черт, отличных от конкурентов.
Особое значение длявовлечения территории в систему глобального обмена имеет бизнес. Современныйтранснациональный бизнес экстерриториален. Он, стремясь максимизироватьприбыль, размещает свои активы там, где производительность капиталамаксимальна. Задача региональной власти создать и поддерживать такие условия.
Конкурентоспособностьрегиона связана с наличием условий для появления региональных производственныхи сервисных кластеров, основывающихся на следующих детерминантахконкурентоспособности:
1. стратегиифирм и региона, их согласованности, уровень внутренней конкуренции;
2. факторныхусловиях (доступности и достаточности факторов производства);
3. конъюнктурныефакторах (рыночной конъюнктуры);
4. уровнеразвития родственных и поддерживающих отраслей.
Конкурентноепреимущество получают регионы, в пределах которых:
1. созданыусловия для согласования интересов бизнеса и органов власти, созданиячастно-государственных партнерств;
2. созданыусловия для накопления специализированных ресурсов и навыков для расширенноговоспроизводства капитала;
3. существуетнезависимая и достоверная информация о рыночной среде;
4. осуществляютсяпостоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей, системжизнеобеспечения.
Современная российскаяэкономика существенно регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагаетособым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условиемэффективной экономической политики становится ее региональная проекция.Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциацииинструментов создания и удержания конкурентных преимуществ./>2.2 Естественные и искусственные конкурентныепреимущества
Региональныеконкурентные стратегии должны базироваться на региональных особенностях ипредпосылках развития. Их уникальное сочетание создает конкурентныепреимущества, позволяя сформироватьуникальный региональный бренд.Одно из правил создания конкурентного преимущества – стать непохожимнадругих, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов.Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости врегионе, являющихся источником конкурентных преимуществ. Необходимо выделениерегиональных особенностей, на основе которых возможно создание конкурентныхпреимуществ. В Республике Карелия к таким особенностям относятся:
1. уникальностьгеографического положения (приграничное положение и общая граница с ЕС с однойстороны, и близость к федеральному центру, с другой стороны);
2. развитаяприграничная инфраструктура, транспортная инфраструктура меридионального иширотного направлений;
3. наличиеразнообразного природно-ресурсного потенциала, элементы которого используются внеодинаковой степени (например, серьезную хозяйственную нагрузку испытываютлесные ресурсы, туристские ресурсы используются лишь на 14%);
4. национально-культурнаясамобытность территории, поддерживаемая исторически обоснованными традиционнымисекторами хозяйства.
Эти особенностизакладываются в основу естественных конкурентных преимуществреспублики по сравнению с другими регионами. Как правило, естественныеконкурентные преимущества являются базой для специализации экономики натрадиционных и базовых секторах. Закладывая в основу региональной стратегиитолько естественные конкурентные преимущества, регион изначально ориентируетсяна участие во внешних цепочках создания стоимости, которые, как правило,контролируются инорегиональными субъектами. В большинстве случаев этоучастие ограничивается добычей и первичной переработкой ресурсов. Основная жедобавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случаесущественного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидатьне стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за егопределами в руках собственников инвестированного капитала.
При формированииконкурентной стратегии региона, необходимо естественные конкурентныепреимущества закладывать в основу формирования искусственных преимуществ.На их основе региональные компании способны самостоятельно генерироватьцепочки создания стоимости. Цепочки будут включать следующие элементы,участвующие в создании добавленной стоимости и формировании производственныекластеров:
1. предмет труда (сырье и природныересурсы);
2. кадры (количество иквалификация трудовых ресурсов);
3. средства труда (ОПФ,недвижимость, оборотный капитал);
4. транспорт и логистика(транспортная инфраструктура, логистика);
5. система сбыта (каналы сбыта продукции,распределительные и торговые сети);
6. финансовое обслуживание(банковская система, лизинговый и страховой сектора);
7. система управления (инструментыуправления собственностью);
8. рынок сбыта (локализация имасштабы рынков сбыта продукции).
Для формированияпроизводственных кластеров на основе генерирования собственных цепочек созданиястоимости необходимо максимально полно сосредоточить вышеназванные элементыцепочки в регионе через:
1. повышение обеспеченности местных компаний предметомтруда (сырьем);
2. привлечение мигрантов и повышение квалификациитрудовых ресурсов;
3. повышение эффективности использования ОПФ, созданиеи развитие рынков собственности, обеспечение оборотным капиталом;
4. развитие транспортной инфраструктуры и региональнойтоварной логистики;
5. развитие собственных распределительных и торговыхсетей, обеспечение контроля над сбытом продукции за пределами региона;
6. повышение обеспеченности компаний финансовымиресурсами, автономности региональной банковской системы, развитие в регионелизинга и страхования;
7. концентрацию в регионе активов и рычагов управлениякомпаниями;
8. выход на внешние рынки и продвижение региональныхпродуктов на основе брендинга и поддержки их конкурентоспособности.
 
/> 
 
 
 
 

Рис. 1 Ранжированиестратегических приоритетов развития экономики
Республики Карелия сточки зрения перехода от использования, главным образом, естественных (природныхи географических) конкурентных преимуществ к созданию искусственныхпреимуществ, (согласно концепции «Возрождение Карелии»).
Реализация этихмероприятий позволит сконцентрировать в регионе цепочки создания стоимости иснизить отток капитала (добавленной стоимости). Такая региональная стратегияпозволяет осуществлять структурную перестройку экономики на основе перехода отестественных конкурентных преимуществ к искусственным. Так на основеиспользования наиболее доступных ресурсов, в стратегии должны быть предложеныинструменты создания новых продуктов или использования ресурсов, дающих большуюдобавленную стоимость при их переработке. Например, в Карелии стратегическиеприоритеты выстроены именно в такой логике (рис. 1). В практическом плане реализациятакой стратегии позволяет целенаправленно изменять структуру экономики региона,изменять ее специализацию в международном разделении труда./>3.2 Взгляд на специализацию приграничных регионовСеверо-Запада России
КонкурентоспособностьРеспублики Карелия следует рассматривать в контексте формированияСеверо-Европейского геоэкономического региона, а также через призму конъюнктурывнешних рынков, в связи со вступлением России в ВТО. Приграничное положение,возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортныхкоридоров создают для республики серьезные перспективы развития.
В то же время не надо забывать, что позицияЕС по отношению к России в среднесрочной перспективе рассматривает Россию восновном как источник природных ресурсов. Принимая во внимание отставаниеРоссии в развитии инфраструктуры, место российских регионов в международнойтоварной логистики остается крайне скромным. В соответствии со стратегиейФинляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами – «От содействия к партнерству»– в национальные интересы Финляндии входит развитие сотрудничества с Карелией.Однако цели и формы сотрудничества модифицируются в соответствии с задачамирегиональной политики ЕС и регионального сотрудничества. Так, подавляющая частькарельской древесины поступает в Финляндию, которая далее в переработанном видеидет в Европу. Финляндия обеспечила себе сырьевую базу (закупает около 20% отвсего объема российского экспорта древесины) и ее экономический интересзаключается в том, чтобы удержать эту базу.
Северное измерение – это политика ЕС,направленная на эксплуатацию Севера, реализуемая через программы по развитиюинфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Во внешней политике Евросоюзаприграничным регионам придается большое значение – они рассматриваются каксвоеобразный мост через границы. Целями приграничного сотрудничестваявляются устранение преград, связанных с пересечением границ, укреплениеэкономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшениеэкологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностьюпредпринимательства.
Сегодня международнуюспециализацию Республики Карелия определяет структура экспорта (поставки в 37стран). Импортные поставки (из 24 стран) занимают примерно пятую часть в общемобъеме внешнеторгового оборота. Более 60% в товарной структуре экспортаРеспублики Карелия занимает продукция лесного комплекса, значительную долюэкспортной продукции которого (около 60%) составляют деловая древесина ипиломатериалы – то есть продукция с низкой добавленной стоимостью. Почтитреть экспорта приходится на Финляндию. Импорт же имеет техническуюнаправленность. Около 60% импорта – машиностроительная продукция. Ведущейстраной-импортером промышленного и электрооборудования является Финляндия (50 и70%, соответственно).
Основной составляющейэкспорта услуг являются транспортные и туристские услуги. Больший вес в импортеуслуг составляют строительные и услуги по заготовке леса.
Развитие экономическогосотрудничества и торговли приграничных регионов России с Финляндией в ближайшиегоды будут только увеличиваться. На это однозначно ориентирует«Торгово-экономическая стратегия Финляндии по отношению к России». Согласнокоторой Россия в ближайшие годы становится «основным двигателемэкономического роста Финляндии». Партнерство с Россией выступает какглавная внешнеэкономическая цель. Финляндия позиционирует себя какделовой офис, посредник между российским и европейским бизнесом, забирающийосновную долю добавленной стоимости. Об этом говорит целеваянаправленность европейских инвестиций в развитие производств, характеризующихсянизкой добавленной стоимостью. В ряде примеров международнойпроизводственной кооперации зарубежной стороной передаются отдельныетехнологические операции на аутсорсинг российской стороне, основной цельюкоторых опять же является расширение доступа к сырьевым ресурсам иминимизация производственных издержек. В качестве примеров в Карелии можноназвать развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей базы шведскогоконцерна IKEA, создание производстваэлектрооборудования для автомобилей – ООО «Кархакос» (концерн PKCGroup, Финляндия).
Проведя анализмеждународных проектов, реализуемых в Карелии, можно сделать вывод, чтоосуществляется лишь частичный трансферт технологий в регион в сфере:
– технологийлесовосстановления;
– технологийувеличения производительности лесозаготовок;
– технологийпервичной деревообработки;
– технологийиспользования вторичных и энергетических ресурсов.
Таким образом, всложившейся системе международного разделения труда между ЕС и Россией черезтерритории приграничных регионов и далее будут отстраиваться коридоры развитиякак замыкание пути от источников сырья к грузовым терминалам, к районамглубокой переработки сырья в странах Европейского Союза.
Однако в ближайшеевремя можно ожидать некоторого пересмотра стратегии Финляндии и других стран,включенных в «Северное измерение», по отношению к Карелии. Это связано сусилением мощности грузовых терминалов портов Санкт-Петербурга и Ленинградскойобласти, которые становятся крупными международными логистическими центрами.Они оттягивают на себя значительную часть грузопотоков от портов прибалтийскихгосударств и Финляндии. Финляндии все большие усилия приходится прикладыватьк выстраиванию сухопутных транспортных коридоров из внутренних регионов Россиичерез территорию Карелии.
Естественно, чтовстраивание России в систему глобального разделения труда влечет за собойизменения в стратегиях индустриально развитых стран, которые выстроилимеждународную производственную логистику таким образом, что основнаядобавленная стоимость остается на их территории. С появлением новых игроков намировом рынке никто не станет добровольно сдавать свои позиции. В частности европейскиеинвестиции в развитие низших и средних технологических этажей российскихпроизводств позволяют закрепить международную специализацию России на уровненизкотехнологичной.
В то же времянаблюдаются тенденции к равноправному сотрудничеству приграничных регионовРоссии и ЕС. Они проявляются в создании единой инфраструктуры приграничныхтерриторий. Но при этом отстраиваемая инфраструктура направлена на развитиеторговых отношений и использование российского потенциала. Основныеинфраструктурные проекты в приграничных регионах Северо-Запада России касаются:
– развитиятранспортной инфраструктуры (магистральные направления нефте- и газопроводов,транспортный коридор «Белкомур» и др.);
– освоениеэнергетических ресурсов и развитие энергетической инфраструктуры;
– обеспечениеинформационной доступности, развитие телекоммуникаций;
– развитиетуризма, туристской инфраструктуры, включение российских объектов показа вмеждународные системы туристской логистики.
В приграничных регионахСеверо-Запада можно ожидать, что трансграничное сотрудничество, инвестиционнаяактивность приведут к формированию трансграничных кластеров,специализирующихся на углубленной переработке ресурсов, поступающих извнутренних регионов России. Их формирование основывается на болеенизких издержках размещения таких производств на российской территории.

/>4.2 Повышение конкурентоспособностиприграничного региона
При формировании новой ролиприграничных регионов России необходимо учитывать пространственный аспектразвития территории, пограничный характер пространства и связанные с этимстратегии России и крупнейших компаний. В соответствии с Доктриной развитияСеверо-Запада России Карелия классифицируется как сырьевая провинция,характеризующаяся такими доминирующими типами освоения, как сырьевой ивоенно-поселенческий. В целях изменения международной специализацииреспублики и противостояния, начинающему преобладать вахтовому методу освоенияпространства, необходимо создание конкурентоспособной региональнойгеоэкономической модели, которая бы сочетала преодоление демографическогокризиса с формированием эффективной экономической системой. Такая модель,изначально основывающаяся на использовании естественных конкурентныхпреимуществ региона, должна быть ориентирована на создание на их основеискусственных преимуществ. При этом для различных секторов экономики регионацелесообразно использовать разные стратегии:
Сектора экономики региона,базирующиеся на естественных конкурентных преимуществах (в основном – добывающие инизкотехнологичные производства), целесообразно встраивать во внешниецепочки создания стоимости с постепенной концентрацией элементов цепочки врегионе. В результате выстраивания производственной логистики появляютсяпредпосылки для создания искусственных конкурентных преимуществ (специфическихинфраструктур, производств, инновационных продуктов). Далее для этих секторовцелесообразным является переход на стратегию генерации цепочек созданиястоимости на основе резидентных структур.
Для секторов экономики региона,имеющих искусственные конкурентные преимущества (инновационные сектора),целесообразно использовать стратегию генерации цепочек создания стоимости наоснове резидентных для региона структур.
Дифференциация региональной стратегиипо отношению к отдельным секторам экономики и региональным продуктамосуществляется на основе их позиционирования на внешних рынках.
Рассмотрим эти стратегии на основе позиционирования секторовэкономики и региональных продуктов Республики Карелия:
Группа 1 – бумажные мешки, газетная бумага, железорудные окатыши,алюминий. Для этих продуктов целесообразной является стратегия сохранениялидерства на рынке и максимизации прибыли. Крупные целлюлозно-бумажныепредприятия Карелии способны самостоятельно генерировать цепочки созданиястоимости, углубляя производственную логистику и развивая поддерживающие видыдеятельности. Это сегодня для Карелии пока единственный сектор экономики,способный самостоятельно выходить на мировые фондовые рынки и активнопривлекать портфельные инвестиции. Формально в эту группу попадают окатыши и алюминий.Однако в связи с отсутствием экономических ценных видов деятельности,осуществляемых резидентными структурами, они выпадают из группы резидентныхстратегий.
Группа 2– строительные материалы (камень, щебень), пиломатериалы, турпродукты,продукция рыбного хозяйства, информационные технологии и услуги. В этом случае приоритетнойявляется стратегия расширения рынка и инвестирования в создание полных цепочексоздания стоимости. Здесь существуют традиционные бренды на товарных рынках(«Северная сосна», «Карельская береза», «Шунгит» и др.) и формируются новыекарельские бренды, поддерживаемые ценными экономическими видами деятельностикарельских компаний на рынках услуг:
– «Карельский Дом» и «Карельская Деревня»(многофункциональные экологически чистые технологии современной урбанизации);
– «Карелия туристская»(доступная для жителей мегалополисов рекреационная зона с уникальной природой идревней историей).
Для ряда карельскихкомпаний, работающих в лесном секторе и выстраивающих вертикальную интеграцию (АХК«Кареллеспром»), существует возможность завершения своей технологическойцепочки и выхода на другие товарные рынки и рынки услуг.
Группа 3– деловая древесина. Увеличение экспорта данной продукции усиливает сырьевуюспециализацию республики. Приоритетными являются стратегия диверсификации наоснове углубления переработки древесины и стратегия встраивания всуществующие цепочки на основе аутсорсинга. Реализация этихстратегий возможна через переориентацию продукции с внешних рынков напереработку на внутреннем рынке Карелии.
Целью стратегиигенерации цепочек создания стоимости на основе резидентных структур,а, соответственно, и условием повышения конкурентоспособности регионаявляется создание условий для развития конкурентного бизнеса иконцентрация собственности и капитала. Ноконцентрациясобственности неоднородна по секторам экономики и наиболее ярко представлена вспециализирующих отраслях – для Карелии – это лесной и горный комплексы,металлургия, туризм. Для эффективной концентрации собственности и увеличениятемпов капитализации необходим переход от отраслевого планирования кформированию производственно-территориальных образований. Наилучшейформой пространственной организации является сетевая, а поддерживающая еемодель промышленной политики – кластерная политика. На это направленыэкономические интересы республики, определяющие приоритеты международногоинвестиционного сотрудничества и выбора стратегических партнеров.

/>Заключение
Сегодня проблемыразвития региональной экономики и конкурентоспособности регионов должны статьодним из важнейших приоритетов развития. Таким образом, понимание проблемыконкурентоспособности регионов и особенностей регионального экономическогоразвития должны в полной мере учитываться при формировании региональнойполитики.
Переход российскойэкономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированномутипу развития позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики засчет наращивания ее сравнительных преимуществ, задействовать новые источникиэкономического роста и повышения благосостояния.

/>Список использованной литературы:
1. Региональнаяэкономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и  М.В.Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с- (100 лет РЭА им.Г.В. Плеханова).
2. СелезневА.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юрист, 1999., с.30.
3. ПортерМ. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. с. 206
4. Распределениероссийских регионов по рейтингу инвестиционного климата за 2007-2008гг.www.expert.ru
5. Российскийстатистический ежегодник. 2006: Стат. сб./ Росстат. – М., 2006. – 806 с.
6. РегионыРоссии. Социально-экономические показатели – 2007 г.
7. Доктринаразвития Северо-Запада России / Под ред. П. Щедровицкого. – СПб: Изд. Дом «Corvus»,1999
8. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия до 2012года «Возрождение Карелии». – Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН, 2006
9. КотлерФ. и др.Маркетинг мест.Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны,регионы и страны Европы. – СПб: Стокгольмская школа экономики вСанкт-Петербурге, 2005
10. Портер,Майкл Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата иобеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
11. Портер,Майкл Е. Конкуренция. Пер с англ. – Москва: Изд. Дом «Вильямс», 2005
12. Проект Стратегии социально-экономического развитияРеспублики Карелия на период до 2020 года. – Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН, 2006