Формирование познавательного интересашкольников при изучении темы «Законы сохранения в механике»
Роот С.Ю.
Средимногих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённоеместо занимает идея формирования в учебном процессе познавательных интересовучащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себеученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем,активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь наопыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительноспособствовала бы совершенствованию учебного процесса.
Всамом общем определении: познавательным интересом называют избирательнуюнаправленность личности, обращённую к области познания, к её предметной сторонеи самому процессу овладения знаниями.
Такиепедагоги и деятели, как А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н Толстой,П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, отводили ведущее место в учебном процессе именноинтересу. В наше время проблемой активизации познавательной деятельностишкольников занимались такие учёные, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С.Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина. Эти учёные рассмотрелипроблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессомстановления личности школьника и проблемами совершенствования урока,систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме. Неоценимвклад в эту область Я.И. Перельмана. Этот советский учёный посвятил своюнаучную деятельность популяризации точных наук, таких как физика и математика.
В.Н.Липник пишет что “… избирательная направленность познавательного интересавсегда связана и с отношением его к предмету интереса. В познании школьника,как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов даннойпредметной области обязательно связано и с отношением к ней”.
А.И.Бугаев пишет: «Важно, чтобы учащиеся активно и эмоционально работали науроке, поскольку их отношение к учению проявляется не только в умственной ипредметной деятельности, но и в эмоциях».
Вэтих высказываниях отражена актуальность проблемы формирования познавательногоинтереса, которую очень ясно и точно выразила И.Я. Ланина: “… главнаяфункция учителя — это не передача знаний, а создание определённого отношения кэтим знаниям, которое обеспечит их активное усвоение «К сожалению, многиеученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда толькопоэтому — ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в классматериал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее, и,соответственно интерес детей всё боле гаснет, ничем не поддерживаемый. Этомуочень способствует и чрезмерно „охлаждённое“, формализованноепреподавание.
Анализдидактической и психологической литературы показал, что разработок, позволяющихразвивать интерес, крайне мало. Кроме того, они рассчитаны на школьников тоговремени, когда выпускались эти книги. Нельзя не учитывать, что интересысовременных школьников во многом изменились. А значит, следует творческиподходить к организации учебного процесса. И в отношении имеющихся старыхразработок можно сказать, что следует опираться на основные, фундаментальныепринципы, методы и способы, указанные в них, комбинируя, дополняя и творческипреобразовывая которые учитель сможет находить собственные,»фирменные” подходы для того, чтобы создать у учащихся интерес какпредпосылку для появления более сложной его разновидности — интересапознавательного.
Дляиллюстрации одного из возможных подходов выбрана тема физики «Законысохранения в механике», изучаемая в 9-м классе. Это одна из наиболееважных тем физики, имеющая большое философское, мировоззренческое значение.Кроме того, эта тема — одна из наименее проработанных в курсе школьной физики вотношении занимательности материала.
Всоответствии со всем вышесказанным мы можем обозначить проблему нашегоисследования: недостаток интереса к физике обусловленный «сухостью»преподавания; малое количество и устаревание большинства разработок,способствующих развитию интереса к физике в школе вообще, и в частности — познавательного интереса при изучении физики на уроках.
Объектомисследования является учебный процесс по физике в 9-м классе основной школы потеме «Законы сохранения в механике».
Предметисследования: практическая деятельность учителя на уроках физики по созданиюусловий и предпосылок для зарождения и укрепления интереса к предмету и развитияна его основе познавательного интереса.
Гипотезаисследования имеет две части. Первая: для успешного развития познавательногоинтереса требуется создание вначале предпосылок к его появлению. Это требуетпересмотра методов преподавания, содержания и логики преподнесения материала назанятиях по физике, предлагаемых в методической литературе, их творческойпереработки и использования. Вторая: требуется изменить некоторые устоявшиесястереотипы в преподавании физики, например: преобразовать тексты физическихзадач, добавив в них некоторое количество образной информации и использоватьболее яркое и современное оформление в учебных пособиях.
Цельюмоего исследования является поиск путей формирования и развития познавательногоинтереса на различных видах занятий по физике и создание в соответствии с нимиучебных материалов по выбранной теме.
Длядостижения этой цели требовалось решить следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
систематизировать полученную информацию о роли познавательного интереса вучебном процессе, в личности ученика;
выявить особенности познавательного интереса школьников на сегодняшний день,сравнить их с описанными в литературе;
проанализировать возможности и пути для формирования познавательного интересана уроках физики;
в соответствии с результатами проведённого анализа составить переченьпедагогических целей, преследуемых при преподавании темы, выбрать методыпреподавания;
составить сборник занимательных фактов, которые можно было бы использовать каксвоеобразные вставки при изложении нового материала по теме «Законысохранения в механике»;
составить сборники задач, лабораторных работ, демонстраций по теме;
провести психолого-педагогический эксперимент по проверке эффективностисозданного учебного материала и сделать выводы.
Кновизне исследования можно отнести рассмотрение проблемы формированияпредпосылок к появлению интереса как ведущего фактора формирования интереса кфизике.
Вообще,следует сказать, что нет одного единственно возможного подхода. Дляформирования интереса у школьников следует применять самые различные подходы: ипостановку проблемных ситуаций, и проведение беседы, применять игровой,коммуникативный, индивидуальный подходы, широко использовать наглядность и т.п.Но всегда на уроке должна быть нормальная ненапряжённая рабочая атмосфера.Разрушению такой атмосферы во многом способствует решение задач на уроках.Педагог В.И Елькин вместе со своим сыном проводил исследование задачниковразных лет выпуска и пришёл к выводу, что “: год от года задачники терялидополнительную познавательную информацию, которую раньше несли с собой условиязадач. Задачи стали более академичными, сухими”. Для решения этой проблемыон предлагает необычные задачи-рассказы с участием в них разных литературныхгероев: Шерлока Холмса, Робинзона Крузо и мальчика Почемучки.
Вэтом предлагаемый мной подход схож с подходом В.И Елькина. Но мнойпреследовалась более обширная цель — создание образа, привлекательного длясовременных школьников, и способного через эту привлекательность к некоторойсамостоятельности. Это тоже можно отнести к новизне работы.
Такимлитературным образом стал мальчик Лёха (или по тексту — Умный Лёха). Онявляется главным героем разработанного мной сборника задач, который так иназывается — «Умный Лёхин Задачник». Он состоит как из задач,позаимствованных из других сборников и переработанных мной, так и изсобственных задач. У Лёхи есть друг — Санёк (или по тексту — Маленький Санёк).В некоторых задачах участвует Лехина такса Дуська. Главная цель, которая,преследовалась при написании текстов задач — это их образность. Требовалосьсоздать в головах учеников ясный образ описываемых событий и описываемыхгероев. Причём, образы этих героев должны быть симпатичны ученикам, а образысобытий должны апеллировать к настоящему и прошлому жизненному опыту учеников.Как говорил А. Эйнштейн «Где только возможно, изучение должно статьпереживанием:»
Всезадачи сборника распределены по темам уроков, к каждой задаче предлагается однаиз её основных образовательных целей. К некоторым задачам даны небольшиеуказания, которые было бы целесообразно сообщить ученикам.
Такжемной составлен сборник демонстрационных опытов по теме. К каждой демонстрацииприлагается цель, список оборудования, кратко описывается идея опыта. Упорсделан на достаточно простые и короткие, но эффектные демонстрации, которыеученики смогли проделать даже дома (опыт с двумя листками). Главная особенностьтакого опыта — он корректирует неверные знания учеников, исходящие из бытовой,житейской логики. Данный опыт, например, можно ставить в начале урока длявыдвижения пред учениками проблемы.
Составленсборник различных интересных и занимательных жизненных фактов, которыецелесообразно было бы включать в изложение теоретического материала в видевставок. Это в этом сборнике рассказывается, почему вокруг входа в кротовьюнору насыпана горка, зачем в крышах домов слуховые окна, почему снижаютскорость встречные скоростные поезда.
Примеромоформления наглядных пособий, о котором шла речь ранее, является логическийконспект. Этот конспект составлен в соответствии с требованиями А. А.Шаповалова. Эта форма предоставления материала выбрана, как наиболеесоответствующая выдвинутым мной целям.
Составленвопросник по теме. Он содержит простые и занимательные вопросы разной степенисложности.
Сцелью контроля или повторения и обобщения пройденного материала составленаследующая игра. Поле её представляет собой поле для игры в морской бой. Этаигра позволяет реализовать как игровой, так и коммуникативный подходы.
Составленаконтрольная работа по группам, состоящая из пяти вариантов. В каждом вариантесодержится 10 задач различного типа и уровня сложности. Этим достигаетсяреализация одновременно коммуникативного и индивидуального подхода в обучении.Каждый ученик в группе может выбрать себе задание по силам для индивидуальногорешения и поучаствовать в решении задач, которые требуют коллективногообсуждения. В сокращенном варианте эта работа может проводиться как контрольнаяработа по вариантам.
Психолого-педагогическийэксперимент по проверке эффективности предлагаемой методики для решенияописанной выше проблемы проводится в данное время в 9 — А классе школы № 103. Вначале эксперимента было исследовано распределение познавательных интересовучеников путём проведения ранжирования предметов. Школьникам предлагалосьсоставить расписание уроков, которое было бы для них наиболее предпочтительным;при этом они не ограничивались никакими рамками и могли составить расписаниехоть из одних уроков физкультуры. Эта методика позволяет проследить, какиепредметы являются для сегодняшних школьников наиболее предпочитаемыми, а такжевыяснить уровень сформированности мотивации изучения различных предметов вшколе. Как выяснилось, ученики 9 — А — дети весьма сознательные. Также быловыполнено тестирование школьников по методике, предложенной в книге«Психолого-педагогический эксперимент в школе» издательства БГПИ 1989г. и переработанной в соответствии с целями моего эксперимента. Ученикампредлагается ответить на 30 вопросов 1-й части теста, направленного навыявление общего уровня познавательного интереса, и 30 вопросов 2-й части,показывающей уровень сформированности познавательных интересов на уроке физики(диаграмма 1). />
Науроках физики при решении задач девятиклассникам были предложены задачи из«Умного Лёхиного Задачника». Для выяснения влияния этих задач наатмосферу уроков проводилась методика цветовой психодиагностики. Ученикампредлагалось отметить, как они чувствуют себя на уроках физики в начале и вконце урока. Ответ они выбирали из вывешенного на доске списка, и отмечали усебя на последнем листе тетради тем цветом, который указан возлесоответствующего ответа.
Также,для более глубокого выяснения характера влияния предлагаемой разработки наинтересы школьников было проведено интервьюирование учеников экспериментальногокласса.
Этотэксперимент, подтвердил гипотезу исследования, предложенные задачи существенноспособствовали нормализации атмосферы в классе и привлечению школьников науроки. Предложенный персонаж получил популярность.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/