Научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление. Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время. Сначала с учащимися старших классов пытаюсь сформировать элементы методики исследовательских работ, которые разрабатывались учащимися в течение нескольких месяцев во внеурочное время, другие были частью
летней работы экологического отряда, т.е. проводились в группах. Эксперименты и опыты должны быть систематическими, планомерными, а как цель работы – четко сформулированными, при проведении работ необходимо вести дневники наблюдений, четко и аккуратно записывать полученные данные, потом на основании этих данных делать выводы. Главные задачи: 1. выбор темы; 2. формулирование цели;
3. составление плана; 4. проведение эксперимента; 5. анализ работы. При подборе тематики исследования важно, чтобы работа соответствовала интересам учащихся и их возможностям. Название темы исследования должно быть четким и ясным. Например: ученикам 6-го класса была предложена тема: «Распространение дикорастущих растений семейства крестоцветных». Цель: изучить распространение дикорастущих растений семейства крестоцветных и способы
приспособления к выживанию. Группа учеников 6-го класса должна была выявить причины: почему дикорастущие растения быстро занимают все доступные места, несмотря на то, что с ними ведется борьба? При помощи определенных карточек находим дикорастущие растения этого семейства и указываем все приспособительные признаки этих растений к выживанию. С итогами работы выступали на научно-исследовательской конференции проходившей в нашей школе. Ученица 10 класса Чернова Валентина проводила исследовательскую работу по теме «Методы выработки условных рефлексов на примере собак разных пород (лайка, болонка)». Цель была сформулирована следующим образом: изучение образования условных рефлексов разных пород собак за определенное время. Она наблюдала за образованием условных рефлексов у разных пород собак, для этого были составлены таблица и диаграмма. В конце эксперимента было выявлено, что у лайки образование условных рефлексов осуществляется
быстрее, чем у болонки. С итогами работы она выступала на научно-практической конференции, проводимой эколого-биологическим центром города. Еще одна ученица 10 класса Шлемина Светлана проводила исследовательскую работу по теме «Методы выработки условных рефлексов на примере кошек разных пород (ангорская кошка и сиамская)». Цель была сформулирована следующим образом: изучение образования условных рефлексов разных пород кошек
за определенное время. В конце эксперимента было выявлено, что у сиамской кошки образование условных рефлексов осуществляется быстрее, чем у ангорской. С итогами работы она выступала на научно-практической конференции, проводимой эколого-биологическим центром города. В настоящее время распространение близорукости обусловлено не только генетической склонностью, а особенностями сегодняшнего образа жизни. Специалисты указывают, например
Ян Морган из Австралийского национального университета сделал выводы, что в распространении расстройств зрения виновато влияние среды – в первую очередь неправильный образ жизни. У нас в школе многие ученики страдают близорукостью, это вызвано большой зрительной нагрузкой и недостаточной двигательной активностью. Поэтому выбрана научно-исследовательская работа по этой теме. Ведется научно-исследовательская работа с учеником 6-го класса по выявлению комплекса мер на улучшение зрения учащихся в среднем звене. Тема работы: «Влияние применения профилактических мер на улучшение зрения учащихся». Цель: изучение влияния профилактических мер на улучшение зрения учащихся. Эксперимент проводится с учащимися с нарушенным зрением (близорукостью). I группа – учащиеся выполняют упражнения рекомендуемые в школе на 3 уроке. II группа – учащиеся кроме этих упражнений выполняют дополнительные упражнения на улице, дома, а также
принимают препарат черники. Для каждого ребенка составляется таблица и диаграмма, где указаны количество месяцев и состояние зрения в дптр. Всего существует 3 степени миопии (близорукости): 1. слабая – до 3.0 дптр 2. средняя – до 6.0 дптр 3. высокая – свыше 6.0 дптр. Ведется статистика, проводятся исследования с помощью медработника школы состояние зрения учащихся каждые 3 месяца, и в конце будет подведен итог работы.
Ученица 10-го класса Ибрагимова Алсу проводила научно-исследовательские работы во внеурочное время на следующие темы: «Санитарно-бактериологическое исследование молока». Она является победителем Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоотехника и ветеринария». Галимова Алина проводила научно-исследовательскую работу на тему « Влияние магнитных бурь на состояние людей 40-55 лет».
С итогами работы она выступала на региональной научно-практической конференции школьников «Экология, город и мы» и стала лауреатом.