Содержание
Введение
1. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву
1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры
1.2 Практические приемы формирования правовой культуры
2. Опыт формирования правовой культуры учащихся (на примере колледжа №34 г.Красноярска)
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Одной из закономерностейзрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования.Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членовданного общества. Для построения в России правового государства, для успешногосоциально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодогочеловека с развитым правосознанием.
Вступая в жизнь молодежинеобходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществеизменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальнойответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных иправовых норм. В настоящее время у большей части современной российскоймолодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиямвремени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровняправовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активнойличности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством,другими людьми. Особую актуальность данное положение приобретает в отношениибудущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанностивходит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.
Актуальность данной темыопределяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессесоциализации личности. В современном обществе правовая культура выступаетважнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации вкачестве главного результата образования рассматривается готовность испособность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность какза собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целямиобразования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знаниеосновополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовойсистемы государства, умение отстаивать свои права.
Наибольшими возможностямив построении системы правового образования обладают инновационные учебныезаведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, какдемократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личностиребенка, учительского труда, школы); значительное влияниесоциально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынкаобразовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок имеханизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (науровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образованияи технологий его реализации и т. д.); актуализация историческогообразовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советскойпедагогике) и др. В связи с этим практика настоятельно диктует необходимостьсоздания системы правового образования школьников, нацеленной на формированиедемократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовыхценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетовзаконопослушности, преодолении правового нигилизма.
Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений,нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых вжизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активнаяпозиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формированияправовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовойкультуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.
Объект: правовоеобразование и правовое воспитание учащихся.
Предмет: процессформирования правовой культуры учащихся.
Цель работы: рассмотрение теоретических иметодических аспектов формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения.
Исходя из цели, объекта ипредмета решены следующие задачи:
1. Проведен теоретическийанализ характеристик правовой культуры.
2. Дано практическоеприменение приемов формирования правовой культуры учащихся.
Работа состоит извведения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общийобъем работы 25 страниц.
1.Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву
1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихсявозрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящихв обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-техническогопрогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразнойполитической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества,необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения ипоследовательная правовая позиция.
Анализ понятия «правовая культура»[1]как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способностичеловека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти своеместо в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения иответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подходпозволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватныесовременному развитию общества знания:
– об обществе, егоцелях и ценностях;
– о правах человекаи способах их реализации;
– о необходимостинепрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;
– о двухпротивоположных системах отношений:
государство – общество – личность
личность – общество – государство
– о способахдостижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различнымирасовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.
Такой ученик умеет:
– отстаивать своиправа и права других людей;
– ставить цель ивыбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;
– грамотно иосознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.
Ему присущи следующие качества:
– гибкость иоткрытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях идействиях;
– готовность кисправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанныхнорм;
– конструктивностьи настойчивость в реализации правовых норм;
– объективность;
– ответственностьза принятое решение и за последствия его реализации.
Правовая культураличности включаетправовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. Вструктуре данного понятия диссертант выделяет систему взглядов и убеждений,нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качестваправовой жизни общества и исполнение правовых норм.[2]
Сущность правовойкультурыхарактеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями;сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествамиличности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой исоциально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подходаправовая культура связана с политической, нравственной, эстетической,экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный,эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка иформируется в процессе правового образования и правового воспитания.[3]
Под правовымобразованиемучащихся понимается процессовладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышенияуровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культурыличности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правоваяобразованность является необходимой составной частью культурного обликачеловека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.[4]
Правовое воспитание – это систематическаяцеленаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в томчисле школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовыхвзглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций иустановок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активнуюпозицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.[5]
Следовательно, правоваякультура является более широким понятием, чем правовое образование и правовоевоспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности ивоспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций иустановок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целыйкультурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношениечеловека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за своюдеятельность.
Правовая культураявляется основным показателем результативности правового образования иправового воспитания, которые выступают в качестве основного механизмаформирования правовой культуры личности.
Формирование правовойкультуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
– вооружениеучащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного,юридически правильного поведения в обществе;
– воспитаниеуважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
– воспитаниечувства ответственности за свое поведение;
– формированиевнутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующиеэтапы:
1 — целенаправленное формирование правовых знаний ипонятий;
2 — выработку правовых убеждений;
3 — формирование этико-правовых установок;
4 — воспитание правовых чувств;
5 — формирование опыта законопослушного поведения;
6 — формирование активной социально-правовой позиции.
Формирование правовой культуры осуществляется по тремосновным направлениям, соответствующим основным компонентам правовойкультуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:[6]
– интеллектуальному — правовыезнания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
– эмоционально-ценностному — системавзглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценкукачества правовой жизни общества;
– практическому — исполнениеправовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Для каждого компонента правовой культуры определеннызначимые правовые качества:
– интеллектуальному – стремление кправовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность,способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность приниматьнестандартные решения;
– эмоционально-ценностному –честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга иответственности;
– практическому – инициатива,активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыкамиправовой деятельности, креативность, творчество.
Технология эффективногоформирования правовой культуры представляет целостную систему, включающуюпоэтапные взаимосвязанные действия:[7]
1) определение целей иприоритетов процесса формирования правовой культуры;
2) диагностика уровнейправовой культуры;
3) целеполагание;
4) определениепедагогических условий успешного формирования правовой культуры;
5) организациюобразовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, всоответствии с его основными этапами;
6) соотнесениедостигнутых показателей с планируемыми.
Успешность формирования правовой культурыобеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отборправовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использованиеситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитанияу учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышениепсихолого-педагогической подготовки преподавательского состава.
Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал,[8]что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется впроцессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь,контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлениемспособен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы.
Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивногоиспользования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной ивнеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в школе необходимо вводитьспециальные курсы по формированию правовой культуры на уроках по праву. Крометого, в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правовогообразования и правовой культуры, можно внести изменения содержания обучения вряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык,литература, история, обществознание):
– изучение приемованализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий,суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельностии ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление еерезультата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив поприведению ее в соответствие с этой нормой;
– некоторыедополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностныесуждения (мнения), проверка гипотез и некоторые др.
Педагоги школ должны активно применять нетрадиционныеприемы обучения, например, такие как: «синквейн» — чтение с остановками(Е.С.Королькова); заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит); составлениевопросов (Б.Блум); коллективный вердикт; «учимся вместе»; «двойной дневник»;«кластер»; «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяютобеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не попринципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода,что позволяет реализовать в обучении принцип социализации. [9]
Использование названных приемов зависит от задач учителя наразных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся сучетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии:ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (Е.С.Королькова).
На первом этапе (стадия ВЫЗОВА) учитель создает условия дляактивизации памяти и имеющихся знаний ученика по предложенной теме. Опираясь напредыдущие знания, ученик строит прогноз о сущности или классификации тех илииных понятий, а также самостоятельно определяет цели обучения, способы исредства их достижения.
На втором этапе (стадия ОСМЫСЛЕНИЯ) учащийся изучает новуюинформацию, фиксируя уже знакомый материал и то, что для него является новым ипорождает вопросы. На этой стадии он анализирует собственные знания. Учительпредоставляет ему возможность осмыслить их сначала наедине с собой, определитьпробелы в знании без свидетелей, а потому безболезненно.
В результате не страдает его самолюбие, он не может бытьунижен бестактностью учителя или учащегося, возрастает его интеллектуальнаясамостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства.Кроме того, ребенок сам обнаруживает свои пробелы, что позволяет ему спокойнопризнавать и за другими право на ошибку, следовательно, у него формируетсятерпимость к позиции другого. Только когда у учащегося появляется собственноесуждение по поводу изучаемого знания или деятельности по решению учебной задачи,учитель дает возможность сформулировать групповое мнение.
На третьем этапе (стадия РЕФЛЕКСИИ) учитель исходит из того,что «рефлексия — это способность человека к самосознанию, форма теоретическойидеальной деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своейпрактической деятельности» (К.Я.Вазина).
Создаются условия для соотнесения учащимся результата иучебных действий с задаваемыми ему педагогом нормативными рамками деятельности,с одной стороны, и собственными целями, ценностями и возможностями — с другой.Для этого учитель организует межгрупповое взаимодействие учащихся, в процессекоторого с помощью вопросов на понимание, задаваемых учащимися друг другу,анализируется результат, оценивается способ его получения.
1.2Практические приемы формирования правовой культуры
В даннойглаве продемонстрируем практическое применение некоторых новых приемов на трехэтапах формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения (из опытаработы учителей СОШ № 16 г.Великого Новгорода).[10]
1. Прием «коллективный вердикт»
Вариант использования приема— на уроке граждановедения.
Форма организации работы: индивидуальная, переходящая вгрупповую.
На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию необходимостисогласования Правил школьной жизни и предлагает решить ее, составивколлективный вердикт. На втором этапе учитель организует работу свариантом текста Правил школьной жизни. Читая текст, каждый ученик заполняеттаблицу: