ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Белгородский государственныйтехнологический университет им.В.Г Шухова
Кафедра маркетинга
Курсовая работа
подисциплине: «маркетинг»
Тема работы: Формирование сбытовойполитики на ООО «Краснояружское молоко»
Выполнила:
студентка группы МЭ-32
Красникова Н.В.
Руководитель работы:
Козлова Н.В.
Оглавление
Введение
1. Формирование сбытовой политики наООО «Краснояружское молоко»
1.1 Сбытовая политика фирмы, ееэлементы
1.2 Планирование товародвижения
2. Характеристика ООО Краснояружскоемолоко»
3. Комплексный анализ конъюнктуры
3.1 Анализ общехозяйственнойконъюнктуры
3.2 Конъюнктура товарного рынка
3.3 Анализ внутренней средыпредприятия
3.3.1 Анализпроизводственно-финансовой деятельности
3.3.2 Конкурентоспособность продукцииООО «Краснояружское молоко»
3.3.3 SWOT-анализ
4. Разработка рыночной стратегии иоценка ее эффективности
Заключение
Библиографический список
Введение
Процесс вхожденияроссийской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельностьхозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейсяконкурентной среде требуют от каждого предпринимателя постоянногосовершенствования предпринимательской деятельности, связанной с созданием,распределением и потреблением товаров и услуг.
Важным направлениемразвития предпринимательства является организация маркетинговой деятельности навсех уровнях иерархии управления рыночным хозяйством.
В настоящее времяпредприятиям приходиться изучать запросы потенциальных покупателей, их желания,предвидеть и планировать свою деятельность, улучшать качество продукции, еслиони хотят ее продать. Рыночная экономика подразумевает, что предложениепревышает спрос и только достаточное изучение рынка и способов проникновения нарынок поможет определить основные направления деятельности предприятия и выжитьему.
Использование простых и гибких организационных структур, атакже применение маркетинговой концепции во внутреннем управлении позволяютобеспечить успех фирмы в рыночных условиях.
Главная цель курсовойработы – это овладение практическими навыками разработки программыстимулирования сбыта.
В процессе выполнениякурсовой работы решаются следующие основные задачи:
– сбор,систематизация и анализ информации о конъюнктуре рынка, а также состояниивнутренней маркетинговой среды предприятия;
– проведениемаркетингового исследования (изучение и анализ внешней внутренней маркетинговойсреды) на основе собранной информации;
– теоретическоеобоснование и разработка комплекса маркетинга, исходя из требований рынка ивозможностей предприятия.
В качестве объектаисследования выбрано ЗАО «Краснояружское молоко». Актуальность исследованияконъюнктуры молочного рынка и его анализ в современных условиях являетсянеобходимым, так как эта отрасль довольно перспективная. А при сложившихся внашей стране условиях поддержки сельского хозяйства, можно предположить, чтоэта отрасль и в дальнейшем будет развиваться.
В молочной промышленностиза годы реформ произошли значительные преобразования. Практически всепредприятия отрасли приватизированы, удельный вес государственных в общем,количестве предприятий составляет всего несколько процентов.
Для более эффективногофункционирования ЗАО «Краснояружское молоко» в будущем, и расширения его рынковсбыта в курсовой работе предложена маркетинговая стратегия, направленная нарасширение глубины и широты ассортимента.
В данной курсовой работесодержатся IV главы, 49 страниц, 5 таблиц и 2рисунка.
1. Формированиесбытовой политики на ООО «Краснояружское молоко»
Современнаяэкономика характеризуется тем, что место производства и место потребленияпродукта не совпадают по времени. По времени эти процессы также не следуютнепосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблемтребует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты требуют до 70%розничной цены потребительского товара.
Задачираспределения изготовляемой продукции производитель должен расширитьрациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению кконкурентам.
Системасбыта товаров — ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс вовсей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара допотребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо непризнаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно,покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Но всеже сбыт продукции необходимо рассматривать как составляющий элементмаркетинга-микс. Другие составляющие маркетинга-микс — это товар, цена исистема продвижения. Прежде чем осуществлять непосредственное распределениепродукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, поприемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара./>1.1Сбытовая политика фирмы, ее элементы
Фирмы имеют альтернативы в организациираспределения своего продукта. При этом в её основе лежат принципиальнаяориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо напостроение такой системы распределения, которая была бы эффективна, как длясамой фирмы, так и для посредников) и способ её существования, рассматриваемыйкак совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группепотребителей (либо наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы). Выборориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет сутьфирменной «политики» фирмы в области сбыта.
Сбытовую политику фирмы-изготовителяпродукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы иметоды, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров кконечному потребителю. Основной задачей является создание условий дляпревращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос наконкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики,капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми онинаделены.
Основными элементами сбытовой политикиявляются:
· транспортировка продукции — её физическое перемещение от производителяк потребителю;
· доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделияи прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции кпотреблению;
· хранение продукции — организация создания и поддержаниенеобходимых её запасов;
· контакты с потребителями — действия по физической передачитовара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций,юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированиюпотребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке.
Система прямого сбыта предусматриваетнепосредственную реализацию продукции конечному потребителю. Соответственно, ихсвязывает и прямой канал сбыта. Ее отличительной особенностью являетсявозможность для фирмы-производителя контролировать путь прохождения продукциидо конечного потребителя, а также условия её реализации. Однако в этом случаефирма несет существенные внепроизводственные издержки, обусловленныенеобходимостью создания дорогостоящих товарных запасов, и затрачивает большоеколичество ресурсов на осуществление функции непосредственного доведения(продажи) товара до конечного потребителя, при этом возлагая на себя всекоммерческие риски товародвижения. Вместе с тем, с позиции фирмы-производителя,преимуществом такой формы сбыта является её право на максимальный объемприбыли, какой только можно выручить от продажи производимой продукции (услуг).Коммерческую выгоду прямого канала сбыта усиливает возможностьнепосредственного изучения рынка своих товаров, поддержания тесных связей спотребителями, проведения исследований по повышению качества товаров, воздействияна скорость реализации с целью уменьшения дополнительной потребности воборотном капитале.
Прямой сбыт осуществляют, используяпринадлежащие фирме производителю:
· региональные сбытовые филиалы, имеющие штат квалифицированныхспециалистов, знающих местный рынок, конкурентов, способных предложитьсоответствующие запросам потребителей условия продажи товаров и сервис;
· сбытовые конторы или службы без создания товарных запасов свыполнением функций по заключению сделок «под заказ», изучению рынкаподдержанию контактов с потребителями;
· специальных агентств имеющих или не имеющих право на заключениесделок, функциональные обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрациятовара клиенту;
· розничную сеть (киоски, магазины, салоны и др.).
Предусматривается также использованиесредств массовой информации и личных контактов собственника фирмы-производителяс конечным потребителем.
Посреднические оптовые предприятия всистеме рыночных отношений можно разделить на две группы: независимыепосреднические организации и зависимые. Независимые организации дляизготовителей и получателей продукции являются самостоятельными посредническимиорганизациями, приобретающими материалы в собственность с последующей ихреализацией потребителям. Зависимые посредники не претендуют на правособственности на товары, работая за комиссионное вознаграждение за выполняемыеуслуги. К ним относятся различные сбытовые агенты, брокеры, комиссионеры.
Группа независимых оптовых посредников,применительно к сбыту продукции промышленного назначения, называетсядистрибьюторами, является наиболее многочисленной и весомой в системематериально-технического обеспечения. Например, в США на эту группу приходитсяоколо 80% всех предприятий, имеющих 85% складских помещений. Независимыеоптовые посредники делятся на два типа:
· дистрибьюторы, имеющие (или арендующие) складские помещения;
· дистрибьюторы, не имеющие (не арендующие) складских помещений.
Последних иногда называют торговымимаклерами, на долю которых в развитых странах приходится примерно 20% предприятийи около 10% оборота независимых посредников. Эти предприятия отличаются более узким профилем деятельности. Они обычноимеют дело с крупногабаритными грузами, транспортировка и передача которыхвесьма трудоемка.
Дистрибьюторы, имеющие складские помещения,как правило, осуществляют в полном объеме коммерческую и производственнуюдеятельность, входящую в компетенцию посредника. Их называют дистрибьюторамирегулярного типа. Приобретая изделие за свой счет, они, как и торговые маклеры,принимают на себя весь риск, вызванный изменениями конъюнктуры, порчей,моральным старением и т.д. Дистрибьюторы также хранят товары, избавляя своихпоставщиков и заказчиков от необходимости содержания складских запасов. Имирешается важная задача преобразования промышленного ассортимента выпускаемойпродукции в торговый ассортимент в соответствии с производственными нуждамипотребителей. Они занимаются транспортными операциями, кредитуют потребителей,осуществляют рекламную деятельность и, кроме того, оказывают консультационно-информационныеуслуги.
В зависимости от характера товарнойспециализации выделяются многотоварные дистрибьюторы, не имеющие строгоопределенной специализация и реализующие многопрофильную продукцию, а такжедистрибьюторы, строго определяющие свою товарную группу. Последниеклассифицируются, в свою очередь, на различные категории в соответствии сколичеством ассортиментных позиций. Расширение ассортимента рассматривается какважный фактор повышения конкурентоспособности.
Изготовитель может продавать продукциюдистрибьюторам, которые затем самостоятельно сбывают ее непосредственнопотребителям. Выбор такого канала товародвижения будет эффективным только вслучае, если:
· рынок разбросан, а объем сбыта в каждой географической зоненедостаточен для оправдания расходов по прямому каналу распределения;
· число оптовиков (посредников) обычно превышает количестворегиональных базовых складов изготовителя;
· изделие должно сбываться потребителям многих отраслейпромышленности, а эффективный охват всех или большей их части бывает прииспользовании оптовых независимых посредников;
· потребители предпочитают закупать изделия мелкими партиями,неудобными для складской и транзитной обработки;
· разница между себестоимостью изготовления продукции и продажнойценой слишком мала для содержания собственной сбытовой организации,занимающейся проведением прямого товародвижения.
Ценность оптового посредника дляизготовителя продукции во многом зависит от того, как к этому посредникуотносятся потребители промышленных изделий, сможет ли посредник поставить делотаким образом, чтобы потребители продукции обращались именно к нему. Реализациятакого положения на практике зависит от ряда объективных факторов. Во-первых,оптовый посредник имеет возможность поставить изделие потребителю быстрее, чемизготовитель. Его склад обычно расположен ближе к предприятию потребителя, чемфилиал сбытового органа изготовителя. Во-вторых, услуги посредника позволяютпотребителю сократить расходы на материально-техническое обеспечение и объем обрабатываемойучетной документации. В-третьих, посредник может предложить цену несколькоменьшую, чем изготовитель, который назначает ее без учета перевозки истрахования, а потребитель при этом должен сам оплачивать транспортные истраховые расходы. Наконец, потребителю гораздо проще урегулировать споры инедоразумения с посредником, чем с изготовителем.
Эти и другие преимущества посредникадают ему возможность во многих случаях успешно конкурировать с изготовителем,обеспечивая хозрасчетные принципы своей собственной деятельности.
Агенты, брокеры и комиссионеры, вотличие от коммерческих сбытовых структур, получающие прибыль от реализациипринадлежащих им изделий, не претендуют на право собственности на товары,работая за комиссионное вознаграждение или платежи за услуги. Размервознаграждения, оплачиваемого покупателями услуг агентов и брокеров, зависит отобъема и сложности совершаемых ими сделок. Наделю брокеров и агентов в оптовойторговле в развитых странах приходится примерно 9% предприятий материально-техническогообеспечения и около 2% складских помещений. Агенты и брокеры, не принимая насебя право собственности, находятся в большей зависимости от изготовителя, чемнезависимые оптовые предприятия.
Зависимые сбытовые посредникиподразделяются на промышленныхи сбытовых агентов.Промышленные агенты, как правило. Заменяют сбытовой аппарат предприятия, но вотличие от работников службы сбыта получают не зарплату, а комиссионноевознаграждение, размер которого составляет примерно 5-10% от объема сбыта. Сохраняяза собой формальную самостоятельность, они в большей степени, чем другиеагенты, зависят от указаний поставщика. Промышленные агенты располагаю» толькоконторой. В исключительных случаях они могут заниматься хранением иматериальной доработкой товаров поставщика на основе консигнационного договора,который позволяет им распоряжаться этими товарами, не становясь ихсобственниками. Промышленные агенты, как правило, работают на несколькихизготовителей и пользуются исключительным правом сбыта на определеннойтерритории. Поэтому они могут избегать конфликтов и иметь достаточно полныйассортимент продукции. Крупные предприятия могут иметь агентов для каждойкрупной ассортиментной группы. Агенты изготовителя ограниченно влияют намаркетинговую программу изготовителя и структуру цен.
Сбытовые агенты имеют дело снебольшими промышленными предприятиями и по условиям договора отвечают замаркетинг всей их продукции. По существу они превращаются в маркетинговоеподразделение изготовителя и полномочны вести переговоры по ценам и другимусловиям реализации. Конторы сбытовых агентов обычно расположены в крупныхсбытовых центрах в непосредственной близости от потребителей.
Брокеры сводят потребителей иизготовителей продукции для совершения сделки, они хорошо информированы осостоянии рынка, условиях продажи, лоточниках кредита, установлении цен,потенциальных потребителях и владеют искусством вести переговоры. Кредиты онине предоставляют, но могут обеспечить хранение и доставку продукции. Брокерытакже не приобретают права собственности на товары и обычно не вправе завершитьсделку без официального одобрения изготовителя. За посредничество междуизготовителями и потребителями продукции брокеры получают определенную плату посоглашению сторон или в соответствии с установленной биржевым комитетом таксой.
Закупочные конторы представляютсобой самостоятельные коммерческие предприятия. Оплата их услуг производится израсчета определенного процента от годовых продаж. Закупочные конторы похарактеру деятельности близки к брокерам: предоставляют своим клиентаминформацию о движении цен, сведения о потенциальных партнерах, заключают поуказанию своих клиентов сделки.
Комиссионеры получают продукциюот изготовителей на принципах консигнации, состоящей в поручении одной стороной(консигната) другой стороне (консигнатору) продать товары со склада от своегоимени, однако на счет консигнанта, т.е. владельца продукции. Комиссионерырасполагают конторой, а также складскими помещениями для приемки, хранения,обработки и продажи изделий. Они иногда предлагают кредит, обеспечиваютхранение и доставку продукции, содержат сбытовой персонал. Комиссионеры могутвести переговоры по ценам с потребителями при условии, что цены не будут нижеминимального уровня, определенного изготовителем, а также действовать вусловиях аукциона. Они вправе предоставлять различного рода дополнительныеуслуги: рыночную информацию, помощь в заключении договоров с транспортнымикомпаниями, контроль за качеством товара и др.
Аукционы— один из видовдеятельности сбытовых предприятий, осуществляемый чаще всего на рынках бывшегов употреблении оборудования. Операционные расходы аукционов по отношению кпродажам составляют около 3%. В нашей стране аукционная форма торговли имеетблагоприятные перспективы, учитывая, что объем рынка подержанного оборудованияу нас довольно значителен.
1.2Планирование товародвижения
Товародвижением в маркетинге называетсясистема, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точноопределенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей.Зарубежные авторы под планированием товародвижения понимают систематическоепринятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственностина товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку,хранение и совершение сделок.
Товародвижение является мощныминструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы товародвиженияслужит отношение затрат фирмы к ее результатам. Основной результат, которыйдостигается в системе товародвижения, — это уровень обслуживания потребителей.Данный качественный показатель зависит от многих факторов: скорости исполненияи доставки заказа, качества поставленной продукции, оказания различного родауслуг покупателям по установке, ремонту и поставке запасных частей.
Результаты планирования товародвиженияоказывают заметное влияние на маркетинговые программы фирмы и принятиеправильных решений по выбору каналов сбыта продукции. Это, в свою очередь,влияет на величину расходов фирмы. Важной особенностью планированиятовародвижения является верное определение формы организации торговли. При этомследует правильно выбрать канал товародвижения — прямой или с участиемпосредника.
Преимущество прямой доставки продукциинепосредственно потребителям может быть эффективным, если количествопоставляемого товара будет достаточно велико, а рынок потребителейсконцентрирован на ограниченном регионе. При этом реализуемая продукция требуетспециального вида обслуживания или должна иметься достаточная сеть собственныхскладов на рынках сбыта.
Большинство товаров лучше реализовыватьчерез посредников. Здесь также существуют определенные критерии выбора каналатовародвижения. Прежде всего, потребительский рынок не ограничивается регионом,а разбросан по всей территории; поставки осуществляются малыми партиями и сбольшей частотой.
Во многих случаях выбор каналатовародвижения является наиболее важным решением для фирмы. Фирма, взявшая насебя функции товародвижения, должна оплачивать все возникающие расходы. Крометого, она полностью получает и все причитающиеся доходы по доставке иреализации продукции. Если используются независимые (внешние) каналытовародвижения, то относительные издержки по доставке могут быть уменьшены, нопри этом и прибыль будет сокращена, поскольку соответствующие сбытовыеорганизации, участвующие в процессе товародвижения, получают свою долю прибыли.Общая прибыль фирмы и соответственно посредников может увеличиться, если будетдостигнут рост объемов реализации товаров.
При выборе канала товародвиженияосновным условием является его доступность для изготовителя. Для достижениякоммерческого успеха при использовании того или иного канала товародвижениянужно тщательно проанализировать все финансовые вопросы. Необходимо провестисравнительную характеристику затрат предприятия на возможные каналы сбыта. Вэти затраты входят: расходы на подбор и обучение сбытового персонала;административные расходы; затраты на рекламу и стимулирование сбыта, наорганизацию товародвижения, включая расходы на транспортировку, складскоехозяйство; уровень комиссионных выплат. При этом следует иметь в виду, что наначальной стадии работы предприятия сбытовые издержки возрастают, но они неносят постоянного характера.
Сравнительная оценка стоимости отдельныхканалов сбыта должна также увязываться с перспективами роста объемов реализациитоваров. Важно отметить и то, что выбор канала сбыта обычно связан сзаключением долгосрочных соглашений между контрагентами. Неправильный выборканала распределения может вызвать аннулирование юридических соглашений(контрактов), что, естественно, скажется на результатах работы предприятия иучаствующих в этом соглашении посредников.
После того как выбраны каналытовародвижения, перед руководством предприятия встает целый ряд задач поуспешному управлению этими каналами. Решение каждой из них преследуетопределенную цель и достигается конкретными методами.
Выбор каналов распределения являетсяважным этапом работы, однако, поскольку маркетинг предполагает интерпретациювсей деятельности фирмы, необходимо соответствующим образом планировать иорганизовывать систему продвижения продукции от предприятия-изготовителя кполучателю.
Процесс организации товародвижениявключает следующие этапы: выбор места хранения запасов и способа складирования,определение системы перемещения грузов, введение системы управления запасами,установление процедуры обработки заказов, выбор способов транспортировкипродукции. При эффективной организации товародвижения каждый из этих этаповпланируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логическипостроенной общей системы. Все элементы этой системы взаимосвязаны, поэтомупренебрежение каким-либо из них способно серьезно нарушить функционированиетовародвижения и отрицательно повлиять на престиж фирмы.
Необходимость создания мест храненияпродукции и материалов вызвана объективными причинами. Весь вопрос в том, гдесоздавать хранилища и какой емкости. Чем больше строится складов, тем быстрееобеспечивается доставка продукции к местам потребления, однако при этом растутзатраты по созданию складских сооружений и наоборот Решение о числе пунктовхранения принимается при сравнении единовременных затрат по созданию местхранения и годовых издержек, связанных с доставкой материалов потребителям.
В процессе коммерческой деятельностикаждый предприниматель сталкивается с проблемой реализации продукции.
Обеспечение успеха при этомнепосредственно связано с глубоким и всесторонним изучением рынка и рыночныхвозможностей производственного продукта. Анализ рыночных условийхозяйствования, разработка путей и методов внедрения товара на рынок ирасширения объемов его реализации составляют особое направление в деятельностифирмы.
Существуют два основных способареализации: работа на заказ и работа на свободный рынок.
Работа на заказ. При этом способепредприятие работает на заранее известный рынок. Выпуск продукцииосуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключеннымиконтрактами, подрядами и предварительными соглашениями о поставкахпроизведенной продукции и оказании услуг. Заранее оговариваются сроки,технические характеристики товаров, объемы поставок продукции, цены.
Работа на свободный рынок. Приэтом способе предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранееустановленных ограничений относительно количественных и качественныххарактеристик товаров. Задачи реализации товаров включают поиски возможныхрынков сбыта (учитывая их географическое расположение), выбор конкретных формреализации, определение допустимого уровня цен.
В действительности каждое предприятие взависимости от профиля и особенностей выпускаемой продукции ориентируется какна предварительные заказы, так и на работу на свободный рынок.
Реализация продукции на свободный рынокосуществляется через оптовую и розничную торговлю.
2. Характеристика ОООКраснояружское молоко»
Обществос ограниченной ответственностью «Краснояружское молоко» было образовано вноябре 1997 года. За довольно небольшой срок работы молодое предприятие ужесумело набрать обороты и занять свое место на рынке. Основным видомдеятельности предприятия является сбор, охлаждение, частичная переработка иреализация молока. Проектная мощность предприятия – 15 тонн в сутки по приемкеи охлаждению молока, фактически перерабатывается 30-35 тонн. Стоимость внеоборотныхактивов по состоянию на:
01.04.06 года составила2297 млн. руб.,
01.04.07 года составила2891 млн.руб.,
при этомматериально-техническая база состоит из:
– цех приемки ипереработки молока;
– творожный цех;
– лаборатория;
– станцияохлаждения молока;
– котельная;
– 6 молоковозов;
– 2 холодильныекамеры.
Объемреализации продукции составил за 1 квартал 2006 года – 10317 тыс. руб., а за 1квартал 2007 – 10887 тыс.руб., что составляет 105% по сравнению с аналогичнымпериодом прошлого года.
Закуплено молока всегодля реализации и собственной переработки:
Таблица 2 1 квартал 2006 г. 1 квартал 2007 г. месяц кг. сумма (руб.) кг. сумма (руб.) январь 407520 2613394 454721 2653353 февраль 395056 2569018 444372 2567727 Март 511188 3225714 691249 4008984 Итого 1313764 8408126 1539442 9230064 средняя цена 1 кг. молока без НДС, руб. 6,31 5,81
Рассматривая показателизакупа молока необходимо отметить, что молоко закупалось у хозяйствКраснояружского и Ракитянского районов и населения. От общего объемазакупленного молока у населения закуплено – 52,8%, у хозяйств – 47,2% ( зааналогичный период 2006 года соответственно 43,4% и 56,6%). Закупка молокаувеличилась и составляет в сравнении с 1 кварталом прошлого года – 105%.
Готовая продукция, т.емолоко пастеризованное, творог сухое молоко и кефир, выпускается по заявкам иотгружается в торговые точки и закрытые учреждения (детские сады и школы)Краснояружского, Ракитянского, Ивнянского, Грайворонского и Борисовскогорайонов. Большая часть реализованной собственной продукции и в прошлые годы, ив текущем году приходится на Ракитянскую зону (39,2 % от общего объема, или28,5 тн.).
На предприятии работает67 человек. Политика предприятия направлена на экономию энергоресурсов, топливаи других видов издержек, позволила снизить затраты и сэкономленная сумма быланаправлена на увеличение заработной платы работникам предприятия.Среднемесячная заработная плата за 1 квартал 2007 года составила 7500 руб., чтона 23% выше чем в аналогичном периоде прошлого года. ООО «Краснояружское молоконе имеет задолженностей по заработной плате. Заработная плата выплачиваетсясвоевременно. Что касается производительности труда, то она практическиосталась на прежнем уровне и составляет 113650 руб. на 1 работника в 1 квартале2007 года (113951 руб. в 1 квартале 2006 года).
Напредприятии созданы необходимые условия труда для работающих. Большое вниманиеуделяется вопросам охраны труда, в 2006 году на предприятии полностью проведенааттестация рабочих мест. Регулярно проводятся инструктажи на рабочем месте,имеются необходимые инструкции по охране труда, а так же бытовая комната дляпереодевания персонала и приема пищи. Согласно Коллективному договору всеработники обеспечены спецодеждой. Несчастных случаев на производстве не было.
ООО«Краснояружское молоко» — финансово-устойчивое предприятие, егоплатежеспособность не вызывает сомнений. Организация имеет шансы длядальнейшего развития.
ООО «Краснояружское молоко» выделяет средства наблаготворительную помощь. В 2005 году размер спонсорской помощи составил 447тыс.руб. Сумма благотворительной помощи в 2006 году составило 833 тыс.руб. Этиденьги пошли на развитие и восстановление больниц, школ, храмов и детскихсадов, а так же поощрение работников предприятия. Так же предприятие имеетмножество наград за активное участие в благотворительности.
Миссией предприятия ООО «Краснояружское молоко» являетсяудовлетворение потребностей населения в молочной продукции.
3.Комплексный анализ конъюнктуры
3.1 Анализобщехозяйственной конъюнктуры
Экономико-политическаяситуация в 2006 г. в основном развивалась в логике 2005 г. Важнейшимитенденциями минувшего года стали сохранение достаточно высоких темповэкономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизнистраны.
Ведущиемакроэкономические показатели России продемонстрировали чрезвычайно позитивнуюдинамику в январе и феврале 2007 года. Так, например, ВВП вырос на 8,4% за двамесяца 2007 года по сравнению с двумя месяцами 2006 года, в то время какпромышленное производство выросло на 8,6%. С макроэкономической точки зрения,зимние месяцы традиционно являются наиболее слабыми, поэтому неожиданно сильныепоказатели в начале этого года привели к существенному повышению прогнозов.
За 2006 год ВВПувеличился к предыдущему году на 7,1% против роста на 7,3% за 2005 год. Помесячнаядинамика ВВП с исключением сезонного фактора в течение истекшего годахарактеризовалась неравномерностью, но в целом преобладала тенденция к снижениютемпов роста во II полугодии по сравнению с I полугодием.
Со стороны компонентовпроизводства ВВП,отличительной особенностью 2006 года явилось замедление темпов ростапроизводства товаров (в 2005 году к предыдущему году рост на 6,3% против 8,2% — в 2004 году) по сравнению с динамикой производства услуг (соответственно, 7,9%против 6,9%).
Наиболее высокие темпыроста в 2006 году отмечены по валовой добавленной стоимости отраслей,оказывающих рыночные услуги — прежде всего, отрасли «связь» (на 24,7%к 2003 году), торговли, общественного питания и заготовок (на 10,1%), а такжестроительства (на 10,2%).
Высокими темпами роста в2004 году отмечен как инвестиционный спрос (валовое накопление основногокапитала увеличилось к 2003 году, по оценке, на 10,8%), так и потребительскийспрос со стороны домашних хозяйств (на 11,3%), причем потребительский спросхарактеризовался устойчивой положительной динамикой в течение всего года.
В 2006 году стоимостьроссийского экспорта товаров достигла нового рекордного уровня 182 млрд.долл. США, что на 33,9% больше, чем в 2005 году, в том числе в страны дальнегозарубежья — 152.2 млрд. долл. (+32,8%), в страны СНГ — 29.8 млрд. долл.(+39,3%).
Средняя контрактная ценана российский природный газ при поставке в страны дальнего зарубежья в2004 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,7%. Сохранялсявысокий спрос и, соответственно, высокий уровень мировых цен на черные ицветные металлы. Повысились также цены на химическую, лесную ицеллюлозно-бумажную продукцию.
Структура российскогоэкспорта сохраняласырьевой характер. Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2006 годусоставил 56,8%, металлов и изделий из них -16,9%, продукции химическойпромышленности — 6,6%, машин и оборудования — 7,5%.
В 2006 году стоимостнойобъем импорта товаров составил 94,8 млрд. долл. США (увеличился посравнению с предыдущим годом на 24,6%), в том числе из стран дальнего зарубежья- 75,1 млрд. долл. (рост на 23,1%), из стран СНГ — 19,7 млрд. (на 30,5%).
Активизировало ростимпорта значительное расширение внутреннего спроса при низкой ценовойконкурентоспособности отечественной продукции. На ухудшениеконкурентоспособности в 2006 году повлияло не столько укрепление рубля, сколькоповышение цен производителей и рост издержек. Укрепление курса рубля к долларув реальном выражении составило за 2006 год 14%, к евро — 5,5%.
Основным фактором ростаимпорта в 2004 году являлся рост его физических объемов при значительно болееумеренном росте цен.
В товарной структуреимпорта доля машин и оборудования составила 40,9%, продовольственныхтоваров и сырья для их производства — 18,1%, продукции химическойпромышленности — 15,9%, текстильных изделий и обуви — 4,5%.
В страновой структуревнешнеэкономических связей России произошло движение в сторону их опережающегорасширения со странами СНГ. Доля этих стран в обороте внешней торговли Россиисоставила в 2006 году 17,9% (в 2005 году — 17,2%). Доля стран дальнегозарубежья, соответственно, снизилась с 82,8% до 82,1%.
В 2006 году удалосьзаметно сократить уровень бедности граждан. Если в 2005 году численностьнаселения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла29,3 млн. человек (20,3% от общей численности населения), то в 2006 году, попредварительной оценке, она сократилась до 25,5 млн. человек (17,8%).
В 2006 году в сельскомхозяйстве удалось сохранить тенденцию роста производства продукции,улучшить финансовые потоки сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.Индекс физического объема продукции сельского хозяйства к предыдущему годусоставил 101,6% против 101,3% в 2005 году.
Финансовое положениестраны значительноукрепилось. В 2006 году доходы федерального бюджета, по предварительным даннымМинфина, составили 20,4% ВВП, что на 0,8% ВВП выше показателя 2005 года, причемпоступления в федеральный бюджет существенно превысили запланированный уровень.Увеличение доходов (прежде всего, налоговых) обусловлено ростом цен натопливно-сырьевые товары и ставок ресурсных налогов.
В 2006 году инфляцияна потребительском рынке превысила целевой ориентир на 1,7 п.п. За 2006 годпотребительские цены выросли на 11,7% против 12% в 2005 году.
Наиболее значимое влияниена инфляцию в 2006 году оказало:
— повышение внутреннихцен на горюче-смазочные материалы
— увеличение темпов ростацен на основные продовольственные товары.
Цены производителей в среднем по промышленности за 2006год выросли на 28,3%, что почти в два с половиной раза превысило темппотребительской инфляции.
Наиболее высокие темпыроста цен отмечены в отраслях, испытывающих влияние мировой конъюнктуры и вкоторых сильны монопольные тенденции: в черной металлургии — на 65,8%, вугольной промышленности — на 51,4%, в нефтеперерабатывающей промышленности — на48,9%, в химической промышленности — на 29,4%.
В страновомсопоставлении, в 2006 году Россия опережала ведущие экономически развитыестраны мира по темпам экономического роста. В 2006 году рост ВВП России кпредыдущему году составил 7,1%, в то время как рост экономики Еврозоныоценивается в 1,9%, США — 4,4%, Японии — 4,2%.
Однако среди стран СНГ потемпам экономического роста в 2006 году Россия находилась на одном из последнихмест (в среднем по этой группе стран темп роста ВВП оценивается примерно науровне 8% к 2005 году, в том числе в Украине -12%, Беларуси — 11%). Основныемакроэкономические причины этого отставания российской экономики от еепартнеров по СНГ связаны с более низкой нормой накопления, более медленнымитемпами роста экспорта товаров и значительным оттоком капитала.
По данным ПравительстваРоссии рост ВВП на текущий год ожидается в 6,5%. В 2008 году планируется 6,1%,в 2009 году — 6%, в 2010 году — 6,2%.
Что касается прогнозароста промышленного производства, то в 2007 году он ожидается на 5,2% больше,чем в предыдущем. А в 2009-2010 годах рост промпроизводства должен составитьболее 5%.
Доходы населения в 2008году должны вырасти на 9,8%, в 2009 году рост составит 9,1%, в 2010 — 8%.Зарплата, соответственно, тоже подрастет: в 2007 году — на 12,8%, в 2008 — на10,8%, в 2009 — на 8,8%, в 2010 году — на 8,2%.
При этом правительствопонизило прогноз инфляции на ближайшие годы. В 2007 году по новому прогнозуинфляция должна составить 8%, в 2008 — 7,6%, в 2009 — 6,8%, в 2010 — 6,3%.
Пока же статистикатакова: в прошедшем марте инфляция составила 0,6% (ниже на 0,2% показателеймарта 2006 года). За первый квартал 2007 года рост потребительских цен составил3,4% ( в прошлом году было 5%). Правда, в Москве индекс потребительских цен сначала года составил 4,1%, а в Санкт-Петербурге 4,2%, но это исключение изправил. Снижение инфляции произошло в основном за счет уменьшения роста цен напродовольственные товары.
3.2 Конъюнктуратоварного рынка
Последлительного падения с начала 90-х годов 2001 стал годом увеличения производствасырого молока. После кризиса 1998 года в отрасли наметились стабилизация и ростпроизводства в ряде секторов.
Основная причина,сдерживающая современное развитие молочной промышленности, — сужение сырьевойбазы из-за сокращения продуктивного поголовья коров.
Молоко занимаетзначительное место в структуре питания российского потребителя. Благодаря своимполезным качествам и целебным свойствам этот созданный природой напитокснабжает организм человека кальцием и аминокислотами. Молоко разных животныхсостоит из 80-87% воды и соответственно 13-20% сухих веществ – белка, молочногосахара, минералов. Первый вице-премьер России Сергей Иванов убежден, чтов России необходимо производить больше настоящего молока, или в крайнем случаеуказывать на этикетке, молоко ли это или молочный напиток[1].
Самым распространенным внашей стране является коровье молоко. Потребитель традиционно ориентируется нажирность данного продукта, однако не менее важно содержание в нем белка. Этидва показателя являются основными при определении качества и сорта продукта исоставляют базисную норму, по которой осуществляется расчет с производителем.
Содержание белка и жира вмолоке определяется множеством факторов. Прежде всего, это генетическиобусловлено и зависит от породы скота, но не менее важны правильный уход, качествокормов, состояние здоровья и возраст животного. От этого напрямую зависиткачество конечного продукта, получаемого потребителем.
При этом передпроизводителем стоит задача не только произвести молоко, но и собрать,сохранить и доставить его на молокоперерабатывающее предприятие таким образом,чтобы оно не утратило своих потребительских свойств. В современных условиях призначительных объемах производства и переработки молока это не всегда возможно,поэтому обычный потребитель очень часто получает молочные продукты плохогокачества.
В январе текущего годадепартаментом маркетинговых исследований компании I&A было проведеноисследование рынка производства и переработки молока в России. В исследованиибыли использованы метод анализа вторичных источников информации и экспертныеинтервью с представителями предприятий молочной отрасли.
О потенциале этого рынкаможно судить по состоянию молочной отрасли на 1990 год, когда были достигнутынаиболее высокие показатели. По данным Госкомстата, поголовье молочных коров наэтот период составило 20,1 млн голов, производство молока – 55,7 млн тонн, приэтом на душу населения пришлось 376 кг молока в год.
С тех пор поголовье коровв хозяйствах всех категорий существенно уменьшилось и на 1 января 2003-госоставило 12,1 млн голов, что значительно меньше показателей 1990 года. Всего в2002 году, по предварительным данным Госкомстата, было произведено 33,5 млнтонн молока. В настоящее время потребление молока на душу населения составляетпорядка 216 кг в год при биологической норме в 392 кг, практически достигнутойк 1990 году.
Эксперты объясняют стольрезкое падение потребления молока причинами экономического характера, главнымобразом, снижением покупательской способности населения. За период с 1990 по2002 год Россия по уровню питания переместилась с 7-го на 58-е место в мире.Сокращение доходов населения вызвало естественное изменение в составе иструктуре продуктовой потребительской корзины. При этом эксперты полагают, чтоповышение объемов производства молока в целом может привести к снижению цен намолочные продукты и, следовательно, к увеличению их потребления. Также одной изпричин снижения потребления молока может служить такой маркетинговый фактор,как замещение продукта, то есть изменение привычек питания. Учитываязначительное расширение ассортимента продуктов питания благодаря импорту ипоявлению новых отечественных разработок, можно предположить, что частьнаселения России снизила норму потребления молока и молочных продуктов за счетдругих продуктов. Большинство экспертов придерживаются мнения, чтопотребительские предпочтения россиян не претерпели существенных изменений запоследние 10-12 лет и потребление молока будет возрастать вместе с ростомпокупательской способности. С этой точки зрения, российский рынок в силузаявленной экспертами недостаточной насыщенности привлекателен как дляиностранных, так и для отечественных участников.
Производство молочныхпродуктов в России имеет ряд особенностей. Основы отрасли были заложены впериод плановой социалистической экономики и во многом сохранили своиспецифические черты. Во-первых, значительное колебание цены – летний спад изимний взлет, во-вторых, неравномерное обеспечение сырьеммолокоперерабатывающих предприятий. Имеет место нерыночное (административное)регулирование функционирования сельскохозяйственных предприятий, чтопрепятствует установлению здоровой конкуренции. Отдельной проблемой являетсянизкое содержание белка в молоке – в той или иной мере с ней сталкиваетсяпрактически каждый завод по выпуску молочной продукции, что затрудняет выпускнекоторых видов молочных продуктов, в частности творога, сыра, йогурта и т.п.Получение молока с необходимым уровнем белка достигается, во-первых, черезработу с поставщиками, способными обеспечить должный уровень содержания белка,что зависит от породы скота, способа его содержания, рациона и ухода;во-вторых, путем добавления сухого молока с необходимой концентрацией белка.
Характерной чертойпроизводства молочной продукции является привязанность молокоперерабатывающихпредприятий к местному производству сырья вследствие ограничений дальности егодоставки (в настоящее время допустимая зона составляет 600 км). Экспертыотмечают довольно высокую конкуренцию между переработчиками за сырье, чтовынуждает перерабатывающие предприятия развивать и поддерживать собственнуюсырьевую базу. В целом, если говорить об объемах производства молока по России,на первом месте по выработке сырьевого молока стоит Башкирия, на втором –Татария, Московский регион занимает пятое место (табл.1 ).
Регионы-лидеры попроизводству сырьевого молока
Таблица 1Регион Производство молока, тыс.т. Башкирия 1748 Татария 1406 Краснодарский край 1347 Алтайский край 1268 Московская область 1020 Новосибирская область 1000 Ростовская область 871 Омская область 843 Нижегородская область 841
В настоящее время молоко производится в России в хозяйствах трехтипов: сельскохозяйственные организации – как правило, бывшие колхозы исовхозы, а сейчас предприятия различных форм собственности, личные подсобныехозяйства населения и фермерские хозяйства. В 2002 году на долюсельскохозяйственных организаций пришлось 47,2% всего произведенного молока.Еще 50,9% было произведено в хозяйствах населения (для личных нужд), 1,9% – вфермерских хозяйствах, т.е. специально для продажи.
Большая часть сырьевогомолока производится в хозяйствах населения, но его товарность, т.е. способностьпродукта выступать в качестве товара, крайне низка. Таким образом, основнымпоставщиком сырья на молокоперерабатывающие производства остаютсясельскохозяйственные организации. Исследование показало, что в настоящее времяпрактически каждый молочный завод старается оказывать ту или иную помощьхозяйствам, поставляющим ему молоко, начиная от формирования оптимальнойзакупочной цены и выделения средств на кормовые добавки до прямых инвестиций.Следует отметить, что это в равной степени относится как к отечественным, так ииностранным участникам рынка.
Еще одной особенностьюотрасли является то обстоятельство, что в рыночные отношения она шагнулаискусственно разделенной на две части – производство молока и его промышленнуюпереработку. И если раньше отношение между производителем, переработчиком ипродавцом молока регулировало государство, то в настоящее время его роль, помнению экспертов, становится все менее заметной. В результате производительмолока остался наедине со своими проблемами, часть которых не решена по сейдень. Поэтому можно сказать, что «выжили сильнейшие». В результате сложившейсяситуации самый высокий уровень рентабельности молока имеют торговыеорганизации, самый низкий – хозяйства-производители молока. Поэтому без внешнейматериальной поддержки производителей сырьевого молока можно говорить скорее обих выживании, нежели о развитии производства.
Развитая рыночная экономика,создание которой стало целью проведенных в стране реформ, предполагает наличиевсеобъемлющего товарного рынка, в том числе рынка продовольствия, важнойсоставной частью которого является рынок молока и молочных продуктов. Внастоящее время можно говорить лишь о начале формирование полноценного рынкамолочных продуктов в России. Данный этап характеризуется прежде всегостихийностью происходящих процессов. В первую очередь, это связанно с тем, чтопри переходе к новым экономическим условиям хозяйствования государствоотказалось от регулирования товарных потоков продовольствия (хотя и весьмадалеких от совершенства), система обеспечения населения странны продовольствиембыла разрушена, а новая система, механизм её функционирования, который позволилбы сгладить неизбежное трудности переходного периода, не были созданы.
Ситуация усугубилась тем,что переход к рыночной экономике стал периодом резкого спада производствапродукции, в результате формирования рынка молочных продуктов началось вусловиях снижения товарного предложения со стороны отечественныхпроизводителей. За 1991 – 2003 гг. производство цельномолочной продукциисократилось 3,7 раза, масло животного, сыров жирных и консервов молочных – в 2,сухих молочных продуктов – в 1,5 раза. Падение объемов производства молочнойпродукции сопровождалось сокращением её ассортимента.
Одним из основныхнаправлений развития рынка молока и молочных продуктов в стране являетсяформирование конкурентной среды. На протяжении последних десятилетийобеспечение населения страны молоком и молочными продуктами осуществлялась врамках системы централизованного формирования и распределения продовольственныхфондов, строго регламентированного государственного ценообразование на продуктыпитания. В этих условиях не могло быть речи о серьезной конкуренциипроизводителя на рынке молока и молочных продуктов. Основными переработчикамимолока и производителями молочной продукцией в стране были предприятия молочнойпромышленности, объединенные в составе соответствующей под отрасли пищевойпромышленности.
Использование среднегодовой производственной мощности по выработке цельномолочной продукцииснизилось 76,1 % в 1995 году. До 24,4 % 2000 году; по выработке масло животного– 75,7 % до 43,5 %, сыра сычужного – 86,3 % до 50,5 %, сухих молочных продуктов– с 93,3 % до 53,0 %, консервов молочных – с 79,2 % до 47,7 %, СОМ, ЗСМ и сухойсыворотки – с 74,5 % до 34,2 % соответственно. Это замедляет развитияполноценного рынка молочных продуктов в России. Ни способствует насыщению еговысококачественными, разнообразными продуктами.
В последние годы насостояние и развитие рынка молока и молочных продуктов в стране все большевлияние оказывает импорт этой продукции, как из стран дальнего зарубежья, так ииз государств – членов СНГ. В2004 году поставки молока поставки молока имолочных продуктов по импорту (в пересчете на молоко) составили 5,8 млн. т.Следует отметить, что если в начале 90-х годов объем их импорта значительноколебался (1991 год – 6,9 млн. т., 1992 год – 3,1 млн. т.), то в 1993 – 1999 гг. он стабилизировался, в целом на уровне 5,4 – 5,8 млн. т. в год.
В структуре импорта имолочных продуктов в настоящее время преобладает масло, меньших объемахввозятся в страну сыры, молоко и сливки сгущенные, сухое цельное и обезжиренноемолоко, творог. В 2005 году стоимость импортированного животного маслосоставило 451,6 млн. долларов США, сыров и творога – 451,1, молока и сливок –113,3 млн. долл., или соответственно 34661,1 и 0,8 % в общем, объеме импортапродовольствия.
В тех странах, где ещенедавно по преимуществу производились зерновые продукты и в огромной массеэкспортировались на мировой рынок и господствовали менее интенсивные системысельского хозяйства, все большую роль начинают играть, как в производстве ивнутреннем потреблении, так и в экспорте молочные продуты. Примерами, кромеевропейских стран, могут служить Новая Зеландия, Австралия, Аргентина и др. СШАтак же значительно увеличивают производства масла, выходя по абсолютнымразмерам производства на первое место среди масло производящих стран мира.
Сейчас Америкапревращается в страну импортирующей масло из колонии. С другой стороны, ростиндустриализация США сильно увеличил внутреннее потребление молочных продуктов.
Как сообщается в«Обзоре мирового рынка молокопродуктов», предоставленном «АгроПерспективой», в марте на мировом рынке отмечалось существенное увеличениецен на сухое молоко. Причин несколько — сокращение производства данного товарав Европе, отсутствие экспортных субсидий на СОМ в ЕС, снижение предложения состороны США и Индии, прогнозы по снижению удоев молока в Австралии и ростпотребления молока в ряде ведущих стран-импортеров Азии и Африки.
В последние годынаметилась положительная тенденция увеличения объемов промышленной переработкимолока, хотя его удельный вес по-прежнему остается невысоким.
Внастоящее время в молочной отрасли насчитывается порядка 3 тыс. предприятий,при этом 80 наиболее крупных из них, имеющие мощности свыше 50 тыс. тонн,перерабатывают половину молока, поступающего на промышленную переработку.
В целом предприятия попереработке молока обеспечивают почти 12% объема продукции пищевой отрасли. Помере роста отечественного производства после кризиса 1998 года снижается рольимпорта. В 2006 году его доля составила около 15% в общем ресурсемолокопродуктов (в пересчете на молоко). Наиболее высока доля импорта на рынкахсыра и масла, для производства которых требуется значительные объемы молока.
Одновременнос сокращением ввоза в страну молочных продуктов постепенно растет экспорт, восновном в страны СНГ. Наиболее высокая экспортная компонента (около 44%)отмечена на рынке консервированного сгущенного молока без сахара. По мере ростаотечественного производства молокопродуктов экспорт будет все более актуален.
Недавно Белгородесостоялось селекторное совещание по реализации программы развития молочногоживотноводства. Провел его губернатор Белгородской области Е.С. Савченко.Согласно принятому в регионе проекту развития молочного животноводства до 2010года, область должна повысить производственные показатели с 300 тыс. тон молокадо 500 тыс. тонн в год. Для этого, по словам губернатора, в области должно бытьне менее 80 тыс. голов молочного стада, а объем инвестиций должен составлятьтри млрд. рублей.
Надо отметить, чторазвитие агропромышленного комплекса в регионе идет неплохими темпами. Впрошлом году удалось остановить снижение производства молока и закрепиться напоказателе 300 тыс. тонн. Теперь, когда программа развития молочногоживотноводства принята, эти показатели должны «подрасти».
3.3 Анализ внутренней средыпредприятия
3.3.1 Анализ производственно-финансовойдеятельности
Предприятие располагаетработоспособным технологическим основным и вспомогательным оборудованием дляпереработки 35 тонн молока в сутки. В 2006 году мощности ООО «Краснояружскоемолоко» были использованы на 96%, что говорит о правильном использованииоборудования, и о спросе на производимый товар.
Таблица 4 — Основныефинансово-экономические показатели по ООО «Краснояружское молоко за 2006г№ п/п Наименование Ед.измер. Нараст.итогом с начала года В % к соотв.периоду прошлого года 1 Объем производства товаров, продукции тыс.руб. 70904 118 2 Объем отгруженной продукции тыс.руб. 70904 118 3 Выручка от реализации товаров, продукции тыс.руб. 70904 118 4 Себестоимость произведенной продукции тыс.руб. 70105 126 5 Фонд оплаты труда тыс.руб. 2430 121 6 Задолженность по заработной плате тыс.руб. – – 7 Финансовый результат (прибыль, убыток) тыс.руб. 799 109 Таблица 5 — Сведения о финансово-экономической деятельности по ООО «Краснояружское молоко»(нарастающим итогом с начала года) 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год Фонд оплаты труда, тыс.руб 1563 1721 1978 2430 Среднемесячная з/п, тыс.руб. 5,320 5,903 6,104 7500 Выручка от реализации, тыс.руб. 573022 599000 60007 70904 Кредиторская задолженность, тыс.руб. 587 620 749 1259 Дебиторская задолженность, тыс.руб. 499 521 565 1096 Прибыль, тыс.руб. 520 589 702 799
Каквидно из таблиц ООО «Краснояружское молоко» имеет возрастающие показателиприбыли, что свидетельствует о стабилизации и эффективности развитияпредприятия. Финансовый анализ деятельности предприятия позволяет оценитьработу предприятия с учетом сложившихся экономических условий в стране, какудовлетворительную.
Однако, по даннымтаблицам, можно сказать, что более эффективной деятельности предприятияспособствуют мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции, атак же на увеличение объёмов производства продукции.
Анализделовой активности (капиталоотдачи) позволяет выявить, на сколько эффективнопредприятие использует свои средства. За 2006 г. капиталоотдача составила 0,6. Длясравнения, в 2002 г. она составляла 0,2.
Коэффициенттекущей ликвидности на 01.01.2006 г. составил 1,12, а на 01.01. 2007г. – 0,68.
Фондоотдачаза 2006 г. составила 2 руб ( в 2001 г. – 0,57 руб). Удельный вес кредитов изаемных средств увеличился на 0,7% и составил на конец 2006 г. 3,1 %.
Кадрыили трудовые ресурсы – это еще одна характеристика, которая определяет работукомбината и его коммерческий успех. Трудовые ресурсы предприятия являютсяглавным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использованиякоторого во многом зависят результаты деятельности предприятия и егоконкурентоспособности. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественныеэлементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в формеприбыли.
Кадровыйсостав или персонал предприятия и его изменения имеют определенныеколичественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть сменьшей или большей степенью достоверности измерены и отражены абсолютными иотносительными показателями.
Среднесписочнаячисленность работников комбината и его внутренних подразделений за 2006 годсоставляла 67 чел.
ООО«Краснояружское молоко не входит в число лидеров на молочном рынке Белгорода иБелгородской области. Основными производителями молочной продукции этогорегиона являются:
– Белгородскиймолочный завод;
– Алексеевскиймолочно-консервный комбинат;
– Волоконовскиймолочный завод;
Главнымконкурентным преимуществом мелких производителей цельномолочной продукции (вчисло которых входит и объект исследования – ООО «Краснояружское молоко»)является относительная низкая цена (ниже в среднем на 15-20%)… Несмотря насуществующие преимущества, мелкие производители имеют ряд слабых сторон. К ихчислу относят: отсутствие фирменной упаковки и торговой марки, слабаяраспределительная сеть, нестабильное качество и ограниченные производственныемощности. Главным недостатком ООО «Краснояружское молоко» является егоудаленность от Белгорода и городов Белгородской области
3.3.2Конкурентоспособность продукции ООО «Краснояружское молоко»
Проблемаконкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальныйхарактер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое вэкономической и социальной жизни любого предприятия, практически любогопотребителя. Она неотделима от проблемы качества. Конкурентоспособность товара– решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектноепонятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиямпотребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим,эстетическим, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, срокипоставки, каналы сбыта, реклама).
Подконнкурентноспособностью молочной продукции понимается комплекс потребительскихи стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке,т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкогопредложения конкурирующих товаров-аналогов.
Дляначала нужно охарактеризовать сам продукт. Выпускаемый Краснояружским молочнымкомбинатом.
Накомбинате вырабатывается молоко, кисломолочная продукция, творог и творожныеизделия, сливки, сметана и масло. Спрос на молочные продукты, на территории,где сбывается продукция этого комбината, стабилен. Повышенным спросомпользуется весь ассортимент молочных продуктов. Летом спрос на молочныепродукты в розничных магазинах города уменьшается на 10-15%. Молочные продуктыпродаются практически во всех продовольственных магазинах смешанногоассортимента. В магазинах смешанного ассортимента совершаются 34% покупок отчисла всех покупок молочной продукции, около 37% продукции поставляются в школыи детские сады.
Цена напродукцию КМК (Краснояружский молочный комбинат) – сильное место предприятия.Покупатели считают продукцию КМК, по сравнению с другими марками, сравнительнонедорогой. Низкая цена объясняется постоянными снижениями издержек, которые восновном связаны с низкими затратами на транспортировку продукции.
Чтобывыявить конкурентоспособность продукции КМК по ценовому критерию, необходимосравнить цены конкурентов:
/>
Отпускныецены фирм-производителей на 1л. Фасованного пастеризованного молока:
Издиаграммы можно увидеть, что касается цены на выпускаемую продукцию, то упредприятия «Краснояружское молоко» она меньше, чем у Белгородского илиАлексеевского молочных комбинатов. Также цена, по сравнению с теми жеконкурентами, меньше и на другую продукцию, производимую КМК, например на кефирили творог. Именно поэтому многие потребители и выбирают продукцию этогокомбината.
Молочныепродукты – товары широкого потребления и ориентированы на все слои населения.Недостатком молочной продукции можно назвать необходимость особых условийхранения. Многие продукты имеют крайне ограниченный срок хранения. На рынкесильно развита конкуренция между производителями.
Молоковсегда было, и будет продуктом питания, который нельзя заменить. А значениекачественного молока и молочных продуктов, сделанных из натурального сырья ещеболее возрастет. Эта продукция и дальше будет сохранять значение в качествеважнейшего продукта наряду с мясом птицы, свинины или сахаром.
На предприятии ООО«Краснояружское молоко» производятся именно такие молочные продукты:высококачественные, вкусные и полезные, и что немаловажно, только изнатурального молока.
ООО «Краснояружскоемолоко не может конкурировать с такими молочными комбинатами Белгорода иБелгородской области как: Красногвардейский молочный комбинат, Волоконовскиймолочный комбинат, Алексеевский молочный комбинат, и, конечно же, Белгородскиймолочный комбинат, выпускающий продукцию, известную не только в нашей области,но и далеко за ее пределами, под маркой «Белый город». Это предприятие ещемалоизвестно, оно только на начальной стадии развития.
3.3.3 SWOT-анализ
SWOT — анализ является первым шагомстратегического планирования. Задача SWOT — анализа заключается в выявлении сильных и слабых сторон, возможностифункционирования на рынке и угроз (со стороны появления новых товаров,поставщиков, конкурентов, государства, внутренней угрозы).
Сильные стороныпредприятия – это:
1. Географическоеположение: Краснояружский район граничит с районами, где потребление молочныхпродуктов довольно высокое, а предприятий, производящих молочную продукцию нет.Еще положение этого предприятия хорошо тем, что находится сравнительно недалекоот границы с Украиной, с областями, где большее внимание уделяется скореепроизводству мяса, чем молока.
2. Сравнительно невысокиецены на производимую продукцию благодаря низкой себестоимости за счетпостоянного снижения издержек производства.
3. Высокое качество продукции– предприятие выпускает продукцию только из натурального молока, без добавленияхимических ингредиентов.
4. Низкая текучестьперсонала – уровень заработной платы, который постоянно увеличивается, а так жесвоевременность ее выплаты позволили добиться того, что на предприятии неттекучести кадров. За последние 3 года с предприятия не было уволено ни одногоработника.
5. Устойчивые связи с потребителями – предприятие уже в течениенескольких лет поставляет свою продукцию в школы и детские сады.
6. Высокая скоростьотгрузки покупателю;
7. По предложению ФНС №5 по Белгородской области ООО«Краснояружское молоко» выставило свою кандидатуру на получение сертификатадоверия. В ходе проверок налоговыми органами нарушений налоговогозаконодательства не выявлено.
8. Состояние ОПФ — почтивсе оборудование молокозавода модернизировано, почти нет оборудования котороеуже устарело или нуждается в модернизации;
Слабые стороныпредприятия – это:
1. Небольшой ассортиментпродукции – предприятие находится на стадии развития, есть проекты длявнедрения в производство новых видов продукции, и скорее всего, в дальнейшемэти планы будут претворены в жизнь, но на данной стадии ассортимент предприятияочень мал.
2. Небольшие объемывыпуска – на сегодняшний момент на предприятии перерабатывается 30-35 тоннмолока в сутки, по планам руководства предприятия, эта цифра до 2010 годадолжна увеличиться в 2 раза.
3. Отсутствие достаточныхсобственных инвестиций.
4. Разработка рыночнойстратегии и оценка ее эффективности
Стратегическийанализ является логическим продолжением конъюнктурного, но отличается от негоболее широким кругом охватываемых проблем и более глубоким изучениемвзаимосвязей и закономерностей товарно-денежного обращения. Стратегическийпрогноз в отличие от конъюнктурного, преимущественно предупреждающего, носитхарактер перспективного, долгосрочного.
На предприятии сейчасразрабатываются стратегии по внедрению в производство и выпуску новых видовтоваров: сухого молока, масла.
Для более эффективногофункционирования ООО «Краснояружское молоко» в будущем, и расширения его рынковсбыта можно было предложить разные варианты дальнейшего развития предприятия.
Выбор маркетинговыхмероприятий основывается на расчете их экономический эффективности. В курсовомпроекте описаны рыночные результаты роста объема продаж, прибыли, связанные среализацией программы предприятия по наращиванию мощностей производства, а также по увеличению объемов производства.
В районах, гдереализуется продукция этого предприятия, она пользуется большим спросом, но длярасширения рынков сбыта предприятию следует большее внимание уделить рекламе. Врамках стратегии развития предприятия, направленной на достижение досрочныхзадач и целей, предлагается усилить на предприятии использование рекламы в качествеосновных средств маркетинговых коммуникаций.
Расширение рекламнойдеятельности.
Реклама не толькопозволяет информировать потребителей о товаре, на котором есть спрос на рынке,но и создать этот спрос, в особенностях на развивающихся рынках.
С целью наиболееэффективного решения стратегических задач в области рекламы необходимо четкоепредставление о бизнесе и особенностях товара, знать сильные и слабые стороныпредприятия, обладать информацией о рынке, знать возможности которые онпредлагает, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке.
Реклама оказывает влияниена маркетинг, которое трудно уловить и конкретизировать.
Необходимо четкоспланировать рекламную кампанию в отношении сроков, средств рекламы,задействованных в компании, рекламного бюджета и т. д.
Данная рекламная кампаниябудет включать в себя:
o создание рекламных щитов в районах,где будут находиться новые предполагаемые рынки сбыта (10 щитов);
o выпуск буклетов с описаниемпродукции, выпускаемой данным предприятием. Данные буклеты будут предлагаться вмагазинах, куда будет поставляться данная продукция.
o Проведение рекламных акций ивыставок.
Затраты на даннуюрекламную компанию составят:
– рекламные щиты170000 руб.
– выпуск буклетов19000 руб.
– рекламные акции ивыставки 35000 руб.
итого: 224000 руб.
Срок проведения рекламнойкомпании 1 год.
Увеличение выручкипредприятия от проведения рекламной компании произойдет из-за:
– увеличения объемов от продаж от 25 до35%;
– расширение рынков сбыта.
ПредприятиеООО «Краснояружское молоко» имеет очень выгодное географическое расположение.Оно находится всего в нескольких километрах от границы с Украиной. Поэтомуфирме также можно уделить внимание освоению новых рынков сбыта именно в этойстране.
Заключение
В России маркетинг еще неполучил достаточного распространения, но всебольшее число предприятий и организаций начинают успешно использовать егоосновные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговыекомпании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке.Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимостьмаркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. Даже те фирмы ипредприятия, которые считали маркетинг делом для себя ненужным ибесперспективным, стали проявлять к нему внимание, организовывать отделымаркетинга. К сожалению, маркетинговая деятельность требует большие денежныхрасходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практическиневозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силусамостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходитсяобращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д.
В ООО «Краснояружскоемолоко» специализированный отдел маркетинга еще не создан. На этом предприятииработает всего 2 человека, которые отвечают за маркетинг и продвижение товара.
В результате проведеннойработы была проведена полная оценка ООО «Краснояружское молоко». Полностьюизучена его внутренняя и внешняя маркетинговая среда, определены такие элементыфункционирования предприятия как ассортимент, конкуренты, позиции предприятияна рынке.
Предприятие ООО«Краснояружское молоко» является финансово-устойчивым.
Сильные стороны данногопредприятия – качество выпускаемой продукции и географическое расположение.
К слабым сторонам ООО«Краснояружское молоко» можно отнести низкий ассортимент выпускаемой продукции.
В рамках маркетинговыхстратегий предприятию было предложено провести мероприятия, направленные нарасширение рекламной деятельности, а так же на расширение ассортиментапродукции и рынков сбыта.
Библиографическийсписок
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х.Маркетинг. — М.: Экономика, 1999.
2. Беляевский И.К. Маркетинговоеисследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Врублевский А. Развитие молочногоживотноводства. // Белгородская правда. – 2007. – 17 марта.
4. Голиней А. — Современные бизнестехнологии //«Директор» — 14.02.2003.
5. Информационный бизнес-справочник:Белгородская область, 1999.
6. Колесник В.А. России необходимобольше молока. belapk.ru/www.bel.ru
7. Кондарчук Р.С. Обзор мирового рынкамолокопродуктов – 2006 — №10, -20 марта.
8. Котлер Ф. Маркетинг. – М.: Прогресс,1991.
9. Николаенко И.Ю. Молочнаяпромышленность России. Проблемы производства и потребления молока //Животноводство России. – 2005. — №6. с.7-8.
10. Ноздрева Р.Б.,Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.
11. Панкрухин А.П.Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2003.
12. Переверзев М.П.,Маркетинг, Учебник – 2005.-288с.
13. Сбытовая политикафирмы: практическое пособие. — М.: ВНИИЭС, 1998.
14. Чеховская М.Молочная отрасль России – 2006 №5
15. Исследованиякампании I&A Анализ состояния молочной отрасли в России.