/>
Формирование социологической мысли в Средневековье и эпохуВозрождения
Содержание
Введение
1. Теософия Августина Блаженного
2. Социальные учения в эпоху Возрождения
3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
4. Становление элементов социологического знания
5. Рационалистические концепции вполитической социологии
Введение
Распад античного общества вЕвропе и формирование новой системы общественных отношений, новогомировосприятия и способа жизни представляют уникальный процесс с точки зренияпонимания его внутренних движущих механизмов и логики развития социальногопознания. В условиях рабовладения человек полностью зависел от природы игосударства. Мировоззренческое представление укладывалось в рамки фатализма,предначертательности судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находился в центрегосударства — полиса, жил его законами, действовал и созидал в той мере, вкакой укладывалось его представление о всеобщей зависимости. И такое состояниечеловека толкало его на борьбу со всеобщей зависимостью. Борьба со всеобщейзависимостью сопровождается глубинными преобразовательными процессами особеннов сферах социально — политической и духовной. В обществе сменяются социальныеобщности. Рабовладельческие города — полисы со своим демократическимуправлением уступают место крупным государственным многонациональнымобъединениям, возглавляемым императорами и т.п. Монархическое единовластиетребовало уже такую идеологическую силу, которая объединяла бы этническиразношерстную империю в единое целое. Такой цели полностью соответствовало ивытеснение многобожия — христианством.
Христианство по-новому поставилопроблему свободы личности вообще и проблемы религиозной свободы, в частности. Проблемасоциальной свободы, остро стоявшая в рабовладельческом обществе, ставитсяхристианством в самом широком значении как проблема равенства всех людей передБогом и между собой, как созданных по образу божьему. На рубеже двух эрвозникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированиюновых принципов: во-первых, мировоззренчески-космологический фатализм сменяетсяхристианским предвидением; во-вторых, в социально — историческом и политическомаспектах осуществляется переориентация взглядов с демоса полиса как субъекта,на личность как творческую силу в системе политических отношений; в-третьих,соединение христианского предвидения с земным субъектом и индивидуализмомвыразилось в учении о свободе индивидуального выбора и личной ответственностиза выбор перед сверхъестественным судьей — Богом. Совокупность таких взглядовна мир существенно сказалась на процессе перерастания рабовладельческихотношений в феодальные, потому что в основе своей процесс определяется неэкономическим, а идеологическим фактором — христианством, которое с 325 г. сталогосударственной религией еще рабовладельческой Римской империи. Христианствостало господствующим элементом духовной жизни общества и подчиняет своемуконтролю все звенья социального организма. Переориентация всей жизни обществана религиозной основе познания отрывает от земли искусство, образ жизни, другиечеловеческие ценности и переносит на небеса. Наука становятся лишней,превращается в служанку религиозной идеологии — христианства.
С V в. берет начало эпохаСредневековья, в которой выделяется три периода: раннее Средневековье (V — XVвв.), период развитого феодализма (XI — XV вв.), позднее Средневековье (конецXV — середина XVII вв.). Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром — шагназад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знанийнезаслуженно занижена. Стремление к возрождению научного поиска на основеантичного наследия жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения осоциологических изысканиях в эпоху Средневековья. Схоластика и теология нацелые века затормозили развитие научных знаний. Все находилось подпокровительством христианского богословия, основывающегося на христианскойфилософии, рассматривающий человека как продукт божьего творения.
1. Теософия Августина Блаженного
Видный и достаточно известныйрелигиозный мыслитель Средневековья Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430 гг.)в трудах «О граде божьем», «Земной град» и др. противопоставляетгосударству мистически понимаемый «Божий град» — церковь,рассматривает человека как посредника между вечным царством духа и земнымцарством материи. Августин развивает теологическое понимание истории,подчеркивая, что исторические события зависят от божьего провидения, определяетжизнь общества как противопоставление двух противоположных царств — грешного (языческого)и божественного. Языческое царство воплощено в государственных учрежденияхРимской империи, а божественное — в общине избранных, наделенных благодатью, тоесть в церкви. Их борьба вела к окончательной победе церкви — к господствукатолической религии. Не отрицая светской власти, Августин, по существу,признавал приоритет над светской властью духовной власти и в такой формеосвещал государственную власть. Не считая рабство божественным созданием,Августин, однако, призывал терпеть его, как и бедность, проповедовал аскетизм иверу в загробное блаженство. Социологический интерес представляет попытка вхристианской литературе создать общесоциологическую концепцию философииистории, опирающуюся на принцип развития человечества на религиозных убеждениях,на понимании, что все от Бога — власть, государство и т.п. Разумный человекстремится к Богу, к духовному началу. Бог все знает наперед, руководитпоступками и помыслами людей, всей их жизнью. Только Богу известно, ктодостигнет спасения, кто будет нести наказание, божью кару. И человек,затиснутый в тяжелые тиски социальной жизни, обращается к религии, к Богу, ищаименно в них защиту от всех бед и горестей. Самые благочестивые поступки ипомыслы человека не могут изменить предназначенную ему судьбу. Такой фатализмпорождал противоречие между пониманием свободы и свободы воли (богомпредоставленную свободу выбора наилучшего — божественной благодати) и вызывалкритику даже церковников, потому что не давал возможности попасть в царствонебесное — Божье царство — даже проповедникам. Моделью всемирной историиАвгустина стала Библия. Главные этапы развития общества Августин уподобляетвозрастным периодам человека. В истории человека Августин выделяет шестьпериодов, символизирующих шесть дней творения Богом мира: первый — младенчество- от Адама и Евы до потопа; второй — детство — от потопа до Авраама; третий — отАвраама до Давида; четвертый — юность — от Давида до вавилонского плена, когдав 597 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и переселилв Вавилон всех иудеев, кроме бедноты; пятый — зрелость — от вавилонского пленадо рождения Иисуса Христа, шестой — старость — от пришествия Иисуса Христа,возникновения христианства и до страшного суда, который нельзя предвидеть. Модельтеократического государства, созданная Августином, предполагает абсолютноеподчинение светской власти авторитету церкви.2. Социальные учения в эпоху Возрождения
Синтезом наследия двухисточников — античности и Средневековья — стала оригинальная культура,философия, социология эпохи Возрождения. В культуре социально-политическоймысли античной цивилизации мыслители эпохи Возрождения черпали идеи иконцепции, которые обеспечивали дальнейшее развитие общества, прогресс. Тогдаже к общественно-политическим, социальным системам Платона, Аристотеля,Цицерона и других философов проявлялся особый интерес. Объясняется этостремлением мыслителей использовать их концепции государства и права,социологические, этнические и этические взгляды с целью внедрения в практику,удовлетворения политических и идейных запросов Возрождения. На сменумировоззренческому теократическому мышлению приходит система мышления, в центрекоторой стоит человек с его потребностями, стремлениями и желаниями. Гуманизм — светское вольнодумство эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовномугосподству церкви, связанное с изучением вновь открытых произведений античности.Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободноеразвитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерияоценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства,свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохиВозрождения имел ярко выраженную социалистическую направленность — на человекасо своими интересами, потребностями и ценностями. Гуманизм по сутиантиклерикален, потому, что находит истинную красоту и радость в земномразвитии и существовании, а не в загробном мире.
Наступившая эпоха разложенияфеодализма и становления раннего буржуазного общества в XV — начале XVII вв. названаэпохой Возрождения, когда философские и социологические учения, развившиеся вЕвропе и ранее всего в Италии, выражали уважение достоинства и прав человека,заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятныхусловий общественной жизни, возобновление античного философского учения. Гуманистическоепонимание мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие,требовало полноты чувственной и рациональной жизни, выдвигало личность, еедостоинства и честь.
В эпоху Возрождения в философиии социологической мысли выделяется три этапа: гуманистический (середина XIV — серединаXV в), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку и егоотношениям с миром; неоплатоновский (середина XV — первая треть XVI в) связанныйс возникновением проблем бытия; натуралистический (середина XVI — начало XVII в),связанный со стремлением применять законы природы к познанию социальнойдействительности, реальности в обществе. Великие гуманисты наступившей эпохиВозрождения Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано, Леонардо да Винчи, ЭразмРоттердамский, Ультрих фон Гуттен, Сервантес, Томас Мор, Томазо Кампанелла имногие другие отказываются признать греховную телесную природу человека. Человеческиепотребности, нужды, интересы, стремление человека к чувствам и радостямсчитаются естественными. Гуманисты считали ненормальным и не естественнымпроповедуемый церковью теизм, т.е. существование личного бога каксверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственновоздействующего на все материальные и духовные процессы, на личность иобщественную жизнь людей, проповедующий отрешение от чувственности. Есличеловеку его чувственные потребности даны самой природой, то, очевидно, ониодинаковы у всех и служат основой для равных отношений. Все люди рождаютсяодинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Признание личного достоинствакаждого человека, независимо от происхождения и общественного положения,направлено против феодально — сословного неравенства. Гуманисты виделиидеальное в единении природы и человека, искали гармонию такого единения,защищали необходимость восприятия всех радостей земного бытия человеком, стоялиза признание достоинства личности, проповедовали культ знания, образованности,духовности и труда. Гуманисты стремятся увидеть деятельную сторону человеческойистории, пытаются проникнуть в закономерную сущность исторических явлений,вытесняя мистику.
Из знаний древних греков иримлян, вавилонян, китайцев и индусов передовые мыслители — гуманисты черпалисуждения о государстве как общем деле народов. Мыслители эпохи Возрождения нетолько порождали, но и развивали традиции античных философов и политиков,считали, что судьба человека определяется не его знатным происхождением,званием, конфессионным статусом, а исключительно его активностью,благородством, добропорядочностью, честностью, мудростью, доблестью. Возобновляласьдревняя концепция общественного договора, естественного права и т.п. Зарождаетсякритически — рационалистический подход к изучению общественных явлений,вытесняющий теологию. Простое перечисление событий заменяется концептуальныманализом фактов, явлений, событий и т.п.
В эпоху Возрождения певцомсвободы человека, его гармонического развития выступает Франческо Петрарка (1304- 1374 гг.), философ — моралист, основоположник гуманизма Возрождения. Егосборник из 366 стихов «Книга песен» — лирический дневник, образецпоэтического самовыражения, проникнутого противоречиями между аскетическимсредневековым мироощущением и новым видением мира. Увлекшись античнойкультурой, идеи которой широко исповедовал в новых историческихобстоятельствах, Франческо Петрарка в труде «О средствах против счастливойи несчастливой судьбы» осветил существование двух начал в человеке — Добродетелии Судьбы. Человек не может найти счастье в богатстве, потому что богатствоисточник зла, зависти. Феодальную раздробленность Италии, которая разъединилаобщество, пагубно отражалась на судьбах людей, Франческо Петрарка переживаетболезненно. Постоянные междоусобные войны, ведущиеся между правителями земельИталии, ведут к разорению страны, держат в страхе народ. Обращаясь к случайнымвластителям замученных земель Италии, Франческо Петрарка обвиняет их в народномстрадании и несчастье, в стремлении к наживе за счет человеческих бедствий истраданий.
Выдающийся историк эпохиВозрождения и гуманизма Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино) (1370 — 1444 г),основатель гуманистической историографии, в трудах «Данте», «ЖизньПетраки», «История Флоринтийского народа» и «Записки особытиях моего времени» ищет способы раскрытия сущности историческихявлений и событий, определения их места в развитии человеческого общества,подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полномураскрытию талантов каждого человека. В историческом выступлении флоринтийцевпротив Медичей за установление республиканского строя в Италии Леонардо Брунивидел свидетельство того, что гражданские свободы — серьезный фактористорического процесса и выступил идеологом гражданской свободы жителей вольныхгородов Италии, в которых появились зачатки капиталистических отношений. Убедительнообосновывая необходимость всестороннего развития личности, Леонардо Бруни видитрешающую роль в развитии и гуманитарных наук. Провозглашая право каждогочеловека на жизнь, Леонардо Бруни подчеркивает, что никто не может бытьпроизвольно лишен жизни. Государством должны запрещаться принудительный труд,применение пыток, жестокое или неуважительное отношение, унижающее достоинствочеловека.
Валла Лоренцо (ок.1405 — 1457 гг.)- видный ученый — философ, филолог, политический деятель, посвятившийдеятельность дальнейшему углублению учений гуманизма. Лоренцо Валла развиваеттеологическую этику Эпикура и утверждает, что коль человек есть творение Бога,как и природа, то он должен развиваться вместе с природой, ему должны бытьприсущи все чувства, потому что сама природа создала наслаждение и дала душу,жаждущую его. Ничто так не присуще живым существам, как стремление к сохранениюсвоей жизни. Лоренцо Валла разоблачает стремление римского папы к утверждениювласти католической церкви во всех государствах бывшей Западной Римской империи.
Одной из заслуг мыслителей эпохиВозрождения есть расчистка общественно-политической мысли от теократическихтеорий государства и права, схоластики и т.п., подготовка почвыполитико-правового мировоззрения. Они считали, что основу комплексно-правовогомировоззрения составляли положения о том, что божественное право заменяетсячеловеческим, а государство заменяет в сознании людей церковь. Для юридическогомировоззрения обязательна идея равенства всех перед законом, естественное правои договорное происхождение государства. Возрождение в Италии отличалосьсочетанием гуманизма и реформаторского движения, пересмотром идеи господствацеркви в обществе, в мире. Стремление понять действительное назначение человекав обществе, мире, раскрыть его свободу и созидательные силы неминуемо приводилок столкновению с традициями восприятия христианства. Мыслители позднегоВозрождения Челио Секондо Курпоне, Цвигли и Кальвин, Марселий Падунский и др. решительнокритиковали римские порядки, отвергали церковную иерархию, осуждалидеятельность папской курии. И хотя Курпоне в трудах о власти отождествляет Богас природой, со всем сущим считал, что тот кто охватывает Вселенную,присутствует везде, он все же выступает за отделение церкви от светской власти,государства. Мыслители эпохи Возрождения стремились создать светскую теориюгосударства и власти, оторвать учение о государстве и праве от мистики итеологии.3. Социальные утопии Томаса Мора и ТоммазоКампанеллы
С XV в. в странах Европыначинается бурное развитие капиталистических отношений. В крупных странах: Италии,Англии, Франции, Германии и других тогда делали вывод, что радикальнаяреволюция в общественном устройстве, имеющая основой общественнуюсобственность, социальную справедливость и равенство всех людей труда сталанеотвратимой необходимостью. Поиски социальных идеалов и рациональных,эффективных форм государственного устройства, способных обеспечить всеобщиеблага, осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основеиндивидуализма, свободы личности и частой собственности как главного признакаиндивидуальной свободы, другие — на коллективистских началах в общественнойжизни, общественной собственности, заявляя, что частная собственность — величайшеезло в жизни общества, государства. Особенно способствовал общественно — политическийклимат эпохи Возрождения утрате религиозным мракобесием своих позиций вобщественном сознании под влиянием объективных законов природы и общества. Появляютсяконцепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистическиепринципы организации и строения общества.
Конечно же, прогрессивныемыслители, начиная с XVI в. видели недовольство ремесленников, наемных рабочих,земледельцев пороками, порожденными капиталистическими отношениями и отразилинедовольство в социальных отношениях. Но незрелым на ранних стадиях капиталистическими общественным отношениям, незрелым сословным отношениям соответствовали инезрелые теории, зачастую — утопические. В эпоху Возрождения разработкой теорииобщества занялись Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Позже стремятся осуществитьразработку социально-политических учений об обществе справедливости Мелье,Морелли, Мабли и др. Но величайшая заслуга Томаса Мора в том, что он сумел вначале XVI в. подняться от коммунистического устройства общества и потреблениякоммунистической организации производства, поставил в центре внимания вопрос оправе собственности на средства производства. В этом-то и проявляетсяисторическая специфика социальной мысли, которая имела вполне определенныекорни в социальной структуре, в развитии общественных социально-политическихотношений и отражала, хотя под час еще в абстрактной форме, настроениепролетариата. Первые коммунистические утопии — своеобразное отражение процессастановления идущего на смену феодальным отношениям капиталистического общества,выражение настроения не вообще эксплуатируемых, а именно пролетариата. Социалистическимиидеям свойственен общественный идеал, состоящий в осуждении частнойсобственности, возвеличивании общности имущества и обязательности труда длявсех. Впервые всесторонне продуманную картину справедливого общества создаетТомас Мор в книге «Утопия».
Учения социалистов эпохиВозрождения выражали интересы угнетенных масс, рассматривали государство какестественное общество людей, созданное для защиты их интересов, жизни и т.п. ивыводили из его сущности естественные законы разума и опыта, виделиполитический идеал в обществе без частной собственности, строящемся на основедемократизма, с самым широким участием людей труда в управлении делами обществаи государства. Конечно же, во взглядах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и другихмного еще наивного, утопического. Они смешивали право с нравственностью,проповедовали грубую уравнительность, аскетизм и т.п. Но в их трудах отраженымечты народа о справедливом гуманном обществе.4. Становление элементов социологического знания
В эпоху Возрождения и Реформациии позже в Европе одновременно с распространением гуманизма и появлениемразличных демократических движений возникают и формируются теории, различныеполитические учения. XVI ст. характеризуется глубоким кризисом, началом концагуманизма Возрождения. Мечты гуманистов о быстром пришествии «золотоговека» столкнулись с реальностью постоянных войн, конфронтаций, укреплениемцентральной феодальной власти, экспансий иноземных нашествий и т.п. Враздробленной Италии так и не нашлось силы, способной создать национальнуюмонархию, как это произошло во Франции, Англии и других государствах Европы. Нопрогресс распада феодализма не прекращался. Идеалы гуманистов не согласовалисьс реальностями жизни, практикой существующих еще феодальных отношений, спроцессом первоначального накопления капитала, расширением капиталистическихотношений, ростом частной собственности, развитием эгоистических интересов. Противоречивоесосуществование старого и нового все острее ставило перед общественной мысльюпроблему исследования реальности социального бытия, особенно вопросовгосударства, политики и права, потому что на них концентрировались интересымолодой буржуазии. Личность стала рассматриваться преимущественно через призмуобщества как элемент, частица целого, а индивидуальная свобода — через свободуобщества. Выдвигаются вопросы развития общества. Его механизмы, движущие силы изакономерности. Молодая буржуазия нуждается в идеологии государственности длязащиты своих интересов. Социальный заказ удачно выполняется выдающимисяидеологами молодой буржуазии — Никколо Макиавелли, Френсиса Бэкона ЖаномБоденом, Гуго Гроцием и др.5. Рационалистические концепции в политическойсоциологии
Анализируя особенностиобщественно — политической мысли представителей английской школы эпохиПросвещения, невозможно обойти взгляды и суждения об обществе и государствевидного английского философа Френсиса Бэкона (1561 — 1626 гг.). Выступая инициаторомстановления Просветительства как специфической, качественно новой формыосознания реальности, Френсис Бэкон уделяет огромное внимание разработке теориигосударства и права. В основных трудах «Новый Органон», «НоваяАтлантида» им развивается новое понимание цели политической социологии вобосновании сущности возникновения и становления государства и права.
В концепции происхождениягосударства Френсис Бэкон стоял на позициях мыслителей от Макиавелли до Гегеля,стремившихся очистить понятие о государстве и праве от шелухи мистики, догмтеологии и разграничить истины науки от взглядов религии. И если вюридически-правовых аргументациях Бэкон открыто ссылался на то, что королиуправляют государством по воле Бога, то в действительности сущность его концепциинесколько иная. Он не сохраняет средневековое представление о божественномпроявлении государства и права. Бэкон утверждает, что обращение к источникамправа, апелляция к Богу имеет сенс, если Бог отождествляется с естественнымзаконом или естественным разумом. Основы права, по Бэкону, таковы: людейобъединяет справедливость, что предполагает не делать другому того, чего нежелаешь себе. Это принцип буржуазного права. При феодализме обществопроизводителей товаров признавало периодическое равенство всех перед законом. Иесли, размышлял Фрэнсис Бэкон, кто-то совершает несправедливость радисобственной выгоды, иные видят опасность для всех, объединяются и принимаютзаконы для зашиты от несправедливости. Общегосударственная законность, поБэкону, выявляется не только в подавлении королевской властью феодальногобеззакония, подчинении действий судей, ограничивает власть короля и т.п. ФренсисБэкон провозглашает, что не король, а прежде всего истина стоит на первом местеи, исходя из гуманных естественных основ, игнорировал классовую природугосударства и права. Френсис Бэкон утверждал, если закон «угрожаетинтересам более численной и сильной группы людей, чем та, интересы которой онохраняет, то эта группа уничтожает закон, что случается очень часто». Законсуществует лишь опираясь на силу, и то, что считается справедливостью дляодних, становится несправедливостью для других. Насилие, по Бэкону, иногдаприобретает силу закона, а некоторый закон иногда более говорит о насилии, чемо правовом равенстве. Идеи о государстве и праве Бэкона сыграли определеннуюроль в становлении и развитии социально — политической мысли в условияхформирования буржуазного общества.
Анализ развития общества какпоступательного процесса в отличие от природных процессов, для которыххарактерен кругооборот, содержится в трудах французского политического деятеля,юриста, социолога Жана Бодена (1530 — 1596 гг.). В труде «Метод легкогоизучения истории» Жан Боден определяет географическую среду факторомобщественной жизни. Он считал, что климат, плодородие почв, рельеф и т.д. обусловливаютособенности жизни людей, их психологические и интеллектуальные качества. Ссевера на юг, с востока на запад население земли живет в трех географическихпоясах: жарком, умеренном, холодном (Африка, Европа и северные народы, которыхЖан Боден отождествляет со скифами). В соответствии с «закономпротивоположностей» в том числе «противоположностей свойств духа итела», физические условия существования обусловливают особенностителесного и духовного склада людей: кто крепок духом, тот слаб физически. ОтсюдаЖан Боден делает вывод, что дух настолько свойственен жителям юга, насколькотело — жителям севера. Выступая сторонником «золотой середины», ЖанБоден считает, что различия в климате севера и юга уравновешиваются зонойумеренного климата, которая и отвечает психологическим особенностям проживающихздесь народов и формам их деятельности. Жители севера — физически крепкие,жестокие, бедные на разум, преимущественно их занятие — ремесло, тогда какнароды юга малорослые, физически слабы, духовные, хитрые, замкнутые, скупые илибережливые и т.п. Для умеренной климатической зоны: Греция, Италия, Франция,Верхняя Германия характерно то, что здесь люди физически сильные, храбрые,рассудительные и умеренные, мудрые, простые в отношениях, стремящиеся к общениюи т.п. Упрямству жителя юга соответствует легковерность «скифа», тогдакак жителям умеренного пояса свойственна твердость. Развитие наук Жан Боденобъясняет именно свойствами каждого народа: у южных народов больше развиваютсянауки, у скифов ремесла, государственность, право, торговля, хозяйство ужителей умеренной зоны климата и т.д. Каждый народ отличается и особенностями,и смекалкой, и рассудительностью и т.п. Среди народов, живущих в умеренныхклиматических зонах, появились знаменитые военачальники, писатели и т.п. И ЖанБоден считает, что развитое общество зависит от влияния природной среды,обусловившей и развитие кровно-хозяйственных семейств-союзов, из которыхвырастает государство.
XVI в. — переломный в развитиисоциально-политических знаний. В трудах мыслителей XVI в. выдвинуты программныеидеи: незыблемость частной собственности и договорных отношений, формальноеравенство и безопастность лиц, свобода промыслов и торговли, независимостьгосударства от церковной власти. В процессе критики теологии учение о праве игосударстве обособлялось в самостоятельную науку. Начиная с Макиавелли, Гоббса,Спинозы, Бодена и других мыслителей, не говоря уже о более ранних,теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали. В XVI в. речь шлаеще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения.