Глушенков О.В.
(статья опубликована в Вестнике Тамбовскогоуниверситета. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2008. — Вып. 11(67))
Аннотация.В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента, проведенногоавтором на основе изучения педагогического процесса, осуществляемого в Полевомучебном Центре «Экосистема» и доказывающие возможности биологиисформировать у учащихся экологическую картину мира, близкую к современнойобщенаучной картине мира. Такая возможность обеспечивается посредствомприменения экологического принципа, обуславливающего подачу биологическихзнаний в мировоззренческом аспекте. В эксперименте это привело к увеличениюпроцента школьников со сформированной экологической картиной мира в 2, 5 раза.
ВЗакон РФ «Об образовании» в 1992 году вошел важный пункт о том, что«…содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формированиекартины мира, адекватной современному уровню знаний…» (ст.14, п.2). На данномэтапе развития цивилизации в соответствующих культурно-исторических условияхкартиной, адекватной современному уровню знаний, является целостная общенаучнаякартина мира (КМ). Задача поставлена, но без разработки специальных подходов, форми методов работы, процесс формирования современной картины мира в умах учащихсяне будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющееначало.
Вырабатываемыев фундаментальных науках картины реальности, характеризующие неживую природу, органическиймир и социальную жизнь, объединяются в качестве фрагментов целостнойобщенаучной КМ посредством фундаментальных идей глобального эволюционизма иисторизма, обуславливающих их взаимозависимость. Биологическое образование, имеющеемноголетний опыт использования идей эволюции и исторического развития несет всебе объединительный потенциал, способный сцементировать в единое целоепредставления, формируемые всеми остальными предметами.
Такиевозможности в первую очередь необходимо искать в основах учения о биосфере иноосфере и основах экологии. В недрах соответствующих им наук зародиласьсинергетика (теория самоорганизации), так как способность к самоорганизацииизначально признавалась только за живыми объектами и, следовательно, они несутв себе фундаментальные идеи системности и синергизма. В возможностяхбиологического образования сформировать экологическую картину мира (ЭКМ), носящуюсинтетический междисциплинарный характер.
ЭКМ— это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающая общиезакономерности системно-структурного взаимодействия предметов мира и их сред;единая, интегральная, ценностно обоснованная концепция гармонизациисоциоприродных отношений на базе комплексного изучения взаимодействия человека,общества и природы [1]. ЭКМ выступает в качестве интегрирующего начала общегознания, непротиворечиво объединяющего естественные и гуманитарные, рациональныеи внерациональные знания. В этом ракурсе ЭКМ может рассматриваться, как оченьблизкая к целостной общенаучной КМ.
Понашему мнению, такие возможности имеют место в системе биологическогообразования не только по причине того, что экология зародилась какбиологическая наука, но, прежде всего, потому, что биология тем самым приобрелаопыт использования экологического принципа. Экологический принцип, сформировавшийсяв качестве исходного положения, выражающего основные требования к содержанию, организациии проведению процесса обучения основам экологии в школе, соответствовалпотребностям образования на данном этапе развития общества и позволялпредставить рациональное знание в ясной, образной или образно-схематичной формев виде модели. Однако, отнесенный к методическим принципам, он не смогпротивостоять требованиям общедидактических принципов к подаче знаний вонтологическом аспекте даже в «Основах экологии».
Подэкологическим принципом понимается установление в процессе обученияассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школеоснов естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию с цельюраскрытия сущности и закономерностей экологических взаимосвязей в природе, выясненияих места и значения в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферыв целом.
Основная часть
Мысчитаем, что при отсутствии в школе курса экологии, школьная биология можетстать ведущей в формировании ЭКМ у учащихся, целенаправленно используямировоззренческие возможности экологического принципа. Влияние на подачу знанийв мировоззренческом аспекте обеспечит экологическому принципу результативностьв плане формирования целостности представлений и в самом биологическомобразовании.
Доказательствомнашей позиции в отношении возможностей экологического принципа в биологическомобразовании служат проведенные нами соответствующие методические исследования.Базой исследования была внешкольная структура — Московский полевой учебныйЦентр «Экосистема» (далее «Центр»), использующая в натуралистической работе сучащимися методы полевой экологии. В «Центре» была смоделирована ситуация, когдазначительная часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшиеполевые исследования были направлены на выполнение практической части программшкольного биологического образования, часто не выполняемых в школе по различнымпричинам.
Всоответствии с целью и задачами исследования по подпрограмме «Экологическийликбез» (48 часов) со школьниками проводились тематические экскурсии вприродные экосистемы, а затем учащиеся в рамках подпрограммы«Эколог-исследователь» (24 часа) ставили простейшие полевые исследования, результатыкоторых докладывались ими на мини-конференциях.
Наиболеедейственной их частью служил экологический принцип в подаче биологических знаний,немаловажную роль в результативности которого в биологическом образовании поформированию ЭКМ имел его основополагающий экосистемный подход. Он применялсякак к знакомству или изучению природных объектов, и явлений на экскурсиях, таки при постановке исследовательских работ. Суть его заключалась в знакомстве илиизучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какой-либоэкосистемы (лес, река, болото и др.), с выяснением всех взаимосвязей междуобъектами живой природы и окружающей их средой.
Методикаисследования.
Определениеуровня ЭКМ, сформировавшейся у школьников, происходило согласно классификацииТ.В. Наймушиной — разработчика этого раздела в философии. Ею выделены ЭКМчастного уровня (химическая, зоологическая, историческая, техническая и т.п.), ЭКМфундаментального уровня (космологическая, биологическая, социологическая, технологическая),с объединением их на двух надуровнях естественноэкологическом игуманитарноэкологическом, а в конечном итоге в виде общей ЭКМ [1].
Сложностьпроцесса исследования заключалась в нахождении объективированных путей исредств получения «обратной связи», изучения тех тончайших изменений, которыепроисходят в мировосприятии ученика. К тому же, процесс формирования картинымира в умах учащихся не соотносится напрямую с простым накоплением знаний инаращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картинымира.
Поэтомуактуальным стало применение в исследовании новых подходов получения информациио социально-психологических компонентах сознания, образующих картину мира, разработанныхС.В.Тарасовым [2]. Методика изучения категорий восприятия мира основывается навыявлении и обработке посредством контент-анализа смысловых единиц (категорий)информации, которую сообщает учащийся в ответ на предъявление стимульногоматериала (слов-символов).
Намибыли использованы три группы стимульных слов: для определения сформированностиуровней естественноэкологической КМ (трава, лисица, солнце, заяц);гуманитарноэкологической КМ (завод, планета Земля, человек, воздух) и этическойсоциологической ЭКМ (костер, упаковка, еда, лес). Выявленная подсознательнаяинформация дублировалась получением рефлексированных ответов с пояснениями навопрос специального задания. И в этом случае ответы и пояснения, как единицы информацииобрабатывались посредством контент-анализа.
Анализполученного материала осуществлялся по группам классов: 5-6 классы; 7-9 классы;10-11 классы, соответствующим установленным С.В. Тарасовым периодам развитиякатегориальной структуры мировосприятия школьника [3]. Исследование проводилосьсреди школьников Москвы 11-16 лет, полностью или частично прошедших обучение в«Центре» по соответствующим программам с использованием экологического принципав подаче биологических знаний (900 человек); предварительно у 600 человек былснят контрольный срез, позволивший оценить сформированность ЭКМ, на базешкольных программ.
Результаты и обсуждение
Переборвсего массива информации, полученного в результате исследования, позволилвыявить процент школьников со сформированной ЭКМ и ее уровни. Как ипредполагалось, применение экологического принципа в полевой работе приизучении природы, показало его высокую результативность.
Наосновании анализа рефлексированных ответов с пояснениями установлено, чтоэкологическая картина мира формируется более чем у половины детей (у 68, 1%)занимавшихся в «Центре». Это более чем в два раза выше, чем у школьников, непосещавших занятия в этом учреждении (31, 9%). При этом доля детей сосформированной общей ЭКМ и социолого-биологической ЭКМ составила 47, 2% и она втри раза выше по сравнению с учащимися, не посещавшими «Центр» (15, 8%). Этоозначает, что использование экологического принципа сказалось в первую очередьна формировании общей ЭКМ и ее фундаментальных уровней, связанных большейчастью обязательно с социальным блоком, т.е. ЭКМ мировоззренческого плана(рис.1).
/>
Рис.1.Доля школьников со сформированными уровнями общей ЭКМ
Одновременновыявилась четкая закономерность формирования экологической картины мира в целом(независимо от уровня), от количества часов и вида занятий в «Центре»(соотносится с количеством посещений «Центра»). Только в процессе усвоенияпервой части курса «Экологический ликбез» (за одно посещение), ЭКМ формируетсяболее чем у половины школьников (67, 5%). При освоении курса«Эколог-исследователь» (не менее трех посещений) их количество увеличиваетсяеще на 10%.
Среди5-6-классников, посетивших «Центр» 1 раз ЭКМ сформировалась у 57% школьников, 2раза — у 64%; среди 7-9-классников посетивших «Центр» 1 раз — у 61%, 2 раза — у66, 7%, 3 и более раз — у 70%; среди 10-11-классников посетивших «Центр» 2 разау 71, 5%, 3 и более раз — у 85, 5%. То есть, у школьников, работающих попрограмме «Экологический ликбез» и посетивших «Центр» в первый и второй раз, эффективностьформирования экологической картины мира возросла в полтора-два раза, посравнению со сверстниками, обучавшимися только по школьным программам.
Курсобучения на основе подпрограммы «Центра» «Эколог-исследователь» оказываетсущественное влияние только на старшеклассников, их число со сформированной ЭКМвозрастает на 14%, и слабо влияет на дальнейшее увеличение количествашкольников со сформированной ЭКМ, среди 7-9-классников (3, 3%). Скорее всего, прохождениеэтого курса в 7-9 классах, когда еще существенно не изменилась базовая школьнаябиологическая составляющая, преждевременно.
Придифференцированном анализе по группам классов, обращает на себя вниманиевысокая доля процента школьников со сформированной общей ЭКМ и близких к ней поцелостности ЭКМ социологической и биологической, проявившихся вместе, у тех, ктопосещал занятия в «Центре», возрастающая по мере старшинства и усвоенияпрограмм «Центра». На основе базисных школьных программ ЭКМ у школьников Москвыформируется лишь у 27-36%, и их число не увеличивается с возрастом по мереосвоения новых предметов биологического цикла — в старших классах их меньшевсего (рис.1).
Применениев контрольных срезах специально ориентированного стимульного материалапозволило нам выявить сформированность ЭКМ, в подсознании учащихся, начиная ссамых низших конкретных и частных уровней. Использование 1-й группыслов-символов: «трава, лисица, заяц, солнце» дало возможность определить долюучащихся со сформированными уровнями естественноэкологической КМ, большейчастью онтологического плана.
Набазе школьных программ, ЭКМ естественнонаучногого блока оказаласьсформированной менее чем у половины школьников (у 42, 7%), причем, большейчастью, низшего конкретного уровня. Школьное биологическое образование сисключением из него предмета «Основы экологии», оказалось лишь в некоторойстепени способным к формированию естественноэкологической КМ и еефундаментальных уровней и то, благодаря тому, что изначально экологиязародилась как биологическая наука, и основные ее законы установлены приизучении биологических объектов.
Постепенноеосвоение программного материала «Центра» приводит к увеличению доли учащихся сосформированной надуровневой естественноэкологической КМ на 5, 4-16, 5%, чтовыглядит менее эффективно по сравнению с формированием ЭКМгуманитарно-социологического надуровня. Действие экологического принципа наформирование конкретных экологических закономерностей онтологического планазначительно слабее его мировоззренческого влияния. Этот факт доказывает чистотунашего педагогического эксперимента в плане использования конкретных подходов вобучении учащихся в Центре.
Вполевом учебном Центре «Экосистема» не преподается «Экология» как предмет, тоесть подача знаний в онтологическом аспекте сведена к минимуму. Знания учащиесяполучают в мировоззренческом аспекте через экосистемный подход экологическогопринципа в их обучении биологии. Чтобы важные экологические закономерностистали превалирующими в подсознании учащихся, необходима целенаправленная работапо подобным вопросам в онтологическом плане в рамках обучения биологии в школе.
Втораягруппа стимульных слов позволила выявить сформированность технологическогоблока общей ЭКМ. Результат оказался столь высок (сформирована у 76% школьников),а ответы столь однозначны, что сразу стало ясно: нельзя все это ставить взаслугу только системе биологического образования. Отношение к производству, какк источнику загрязнения нашей планеты сформировано средствами массовойинформации (СМИ). Роль биологического образования в этом случае сведена вбольшей степени к подтверждению некоей достоверности информации подаваемой СМИ,т.е. если и в биологии говорится о загрязнении среды производством, тоинформация, полученная из СМИ, заслуживает доверия и закрепляется. В этомслучае, на такой изначально мощной базе, воздействие экологического принципаневозможно полноценно отследить. Оно в некоторой степени проявляется внебольшом увеличении количества детей со сформированнойсоциологическо-технологической ЭКМ (на 6%) .
Ситуацияпо формированию ЭКМ социологическо-технологического направления воспринимаетсядвояко. Мы можем оценить этот факт как положительный с точки зрения того, скольмногого можно добиться с помощью средств массовой информации, если ихвозможности направить на формирование экологической культуры у населения.Сформировавшееся же однозначно негативное отношение к производству, как кгубителю природы, не просто настораживает, а вызывает серьезные опасения.Все-таки, в умах подрастающего поколения нужно формировать сбалансированноепредставление о насущной необходимости производственной деятельности для всегочеловечества и реальных возможностях сведения к минимуму вреда для окружающейсреды и самого человека. На этом примере мы убеждаемся в значимости ролиобразования в формировании объективных представлений, в сравнении с другимисоциальными институтами.
Высокойоказалась доля московских школьников со сформированной этическойсоциологической ЭКМ (54%), свидетельствующей о проявлении у них экологическойкультуры поведения, формирование которой относится к воспитательному процессу, аего наскоком не ускоришь и не усилишь. Краткосрочность пребывания учащихся в«Центре» не позволяет оказать существенное влияние на процесс формированияэкологической культуры Усилиями педагогов «Центра» удается лишь несколькоповысить уровень экологической культуры среди школьников, взаимоотношенийчеловека и природы и увеличить их долю до 62%.
Выводы
Наосновании результатов анализа мы можем констатировать:
1.В процессе обучения биологии в школе, имеющиеся в программах элементыэкологических знаний, подаваемых в онтологическом аспекте, приводят кформированию экологической картины мира у 27-36% школьников, тогда какдополнительное к школьной программе освоение биологических знаний поданных вмировоззренческом аспекте с использованием экосистемного подхода в рамкахэксперимента формируют ЭКМ у 57-85% школьников.
2.Как и предполагалось, воздействие экологического принципа на подачу знаний вмировоззренческом аспекте обеспечило результат в плане целостностипредставлений в школьном биологическом образовании, и главное, обеспечилоформирование общей ЭКМ и ее фундаментальных уровней, большей частью обязательносвязанных с социальным блоком, т.е. близких к целостной общенаучной КМ.
3.Действенность экологического принципа в подаче биологических знаний, направленныхна формирование ЭКМ и целостности представлений о мире, можно считатьдоказанной и рекомендовать его активное использование в биологическомобразовании в школе и при написании учебников.
Список литературы
1.Наймушина Т.В. Экологическая картина мира как форма интеграции экологическогознания: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. Пермь, 2005.
2.Тарасов С.В. Категориальные структуры мировосприятия школьников как предметпсихолого-педагогических исследований: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПб., 1996.
3.Тарасов С.В. Образ мира: опыт изучения категориальных структур мировосприятияшкольников. Научное издание. — СПб., 1996.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecosystema.ru/