Формирование современной профессии бухгалтера

ФГОУ ВПО
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Формирование современной профессии бухгалтера

Доклад подготовили
Студентки группы ФК0701
Вернер Юлия
Горбачева Мария
Краснодар 2009

Развитие бухгалтерского учета и роль профессии бухгалтера.

Развитие бухгалтерии и самой профессии бухгалтера неразрывно свя­заны с эволюцией самого человечества, его отношения ко всем процессам жизнедеятельности, возникновениям торгового обмена, торговли не только натуральными продуктами и ремесленными, но и услугами (так называемой интеллектуальной собственностью). На всем протяжении развития человече­ства бухгалтерский учет подвергался определенным изменениям форм, до­полнениям методов, приводился к единой системе требований и норм. Рабо­та, связанная с учетом постепенно выделялась в особую область деятельно­сти. На протяжении довольно долгого времени роль бухгалтера сводилась к подсчету и учету вверенного ему имущества и чаще всего исполняющим реги­стратором каких-то хозяйственных дел; отсюда и одно из первых названий бухгалтера – счетовод.
С появлением и развитием технического прогресса, а, следовательно, и с развитием экономики, роль счетного работника стала изменяться характер­но развитию рыночного хозяйствования. Труд бухгалтера становится более сложным, необходимым, творческим, углубленным, а результаты данного труда очень сильно влияют на финансовое положение не только данного предприятия, но и общества (государства) в целом.
В Российской Федерации, во время правления тоталитарной системы вся деятельность бухгалтера была строго регламентирована инструкциями и положениями Министерства Финансов. Роль министерства сводилась к жест­кому контролю за сохранностью социалистической собственности, определе­нию степени выполнения плановых показателей (которыми долгое время яв­лялись показатели, характеризующие валовые объемы производства), не­укоснительному выполнению инструкций, запрету любого шага в сторону от того, что диктовалось сверху.
Переход нашей страны в новое экономическое будущее, с появлением частников – предпринимателей и дальнейший переход к рыночным отноше­ниям, существенно повлиял на суть и специфичность работы бухгалтера. Ре­формируемая экономика выплеснула на учетных работников такие понятия как; коммерция, убытки, прибыль, выгода и другие. Для советского бухгалтера эти понятия были абстрактными и существовали только в теории применимой к капиталистической системе хозяйствования, теперь же они стали повсе­дневностью и обыденностью, без которых трудно обходиться и апеллировать в повседневной работе, тем более что за ними стоят вполне конкретные по­следствия и результаты. В работе российских бухгалтеров наступил новый этап (виток) жизни, их деятельность приобрела вполне четкие очертания и приобрела новое качество. Качество творчества – конечно не абсолютного, но менее подверженного, таким же, как и раньше, многочисленным инструкциям и положениям. После принятия нового плана счетов в 2001 году и Положения о бухгалтерском учете и отчетности – началось ослабление государственного контроля над разными видами экономической деятельности, в том числе учетной практики. В практике применяются различные варианты методик уче­та и операций в рамках нового Положения и Плана счетов. Все это способст­вовало и развитию учетной политики, в соответствии с которой у бухгалтера появилась возможность подойти к работе плодотворно и делать ее оп­тимальной на свой взгляд в соответствии с хозяйственной ситуацией. Конеч­но, это повысило ответственность бухгалтера за проделываемые учетные операции, но и, с другой стороны, расширило масштаб его возможностей.
Как никогда в истории нашей страны актуальным является сегодня формирование достоверной и полной информации о типах и видах хозяйст­венной деятельности. Одним из источников информации служит бухгалтер­ский учет, данные которого являются основой для расчетов финансовых пока­зателей. Ведение бухгалтерского учета требует правильной организации и профессионализма бухгалтера. Достичь этого возможно при наличии, хотя бы двух положений, это:
1. соответствующей квалификации бухгалтера;
2. относительно стабильного законодательства по налогообложению.
В нынешних условиях, нестабильной и шаткой экономики изменились обязанности и значение деятельности бухгалтера. Эти изменения обусловле­ны новыми требованиями к нему. Бухгалтер теперь должен не просто фикси­ровать эпизоды хозяйственной деятельности, он обязан стать экономистом – хозяйственником высокого класса способным решать и оценивать факты хо­зяйственной жизни предприятия; уметь предлагать варианты выхода из труд­нейших финансовых ситуаций руководителю. На практике быть вторым чело­веком на предприятии, а не, по сути, каким он еще является на многих пред­приятиях.
Предприниматель, в большей степени, чем государство, заинтересован в квалифицированном специалисте – бухгалтере. Это объясняется тем, что именно он рискует и отвечает за результаты своего дела своим материаль­ным богатством, имуществом, репутацией и благополучием. Поэтому собст­венник старается взять на работу, естественно, такого бухгалтера, который грамотен в ведении учета и поддерживает своего работодателя дельными и компетентными рекомендациями.
Чтобы поднять свой статус, бухгалтер должен уметь улавливать по­требности и задачи руководителя и содействовать их осуществлению. Неко­торые специалисты имеют более высокую профессиональную планку благо­даря их опыту прохождения многих ступеней бухгалтерского учета. Такое по­нятие как «главный бухгалтер», на различных предприятиях, имеет разный должностной уровень и обязанности. На некоторых из них главный бухгалтер является ключевым администратором, помогающим в управлении практиче­ски всех подразделений организации, а на других, особенно малых предпри­ятиях, такой бухгалтер немного выше счетовода, который компонует факты хозяйственной деятельности, в основном, для составления и отчета о прибы­лях и убытках.
Международные стандарты профессиональной подготовки бухгалтеров.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночной эко­номике, профессия бухгалтера стала довольно престижной и сравнительно высокооплачиваемой. Министерство общего ипрофессионального образования с учетом международных нор­мативов разработало государственные образовательные стан­дарты профессионального высшего образования, в том числе и по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». Образователь­ный стандарт по этой специальности включает в себя четыре цикла дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных. Изучению специаль­ных дисциплин уделено особое внимание, для чего выделена наибольшее количество часов (более 35%). Это дает возмож­ность детально изучить бухгалтерский учет (в предприятиях, коммерческих банках, бюджетных организациях, организациях внешнеэкономической деятельности), экономический анализ, аудит, налогообложение, финансы предприятия, автоматизиро­ванные информационные технологии в бухгалтерском учете, экономическом анализе и аудите, а также посвятить достаточно времени экономике, праву, математике, статистике, управле­нию, науке о поведении.
Специалист-бухгалтер должен уметь использовать экономи­ко-математические методы, модели и современные технические средства управления; проводить научные исследования по про­филю специальности; обрабатывать и анализировать получен­ные результаты; владеть рациональными приемами поиска и использования экономической информации. Глубокое позна­ние профессиональных дисциплин в сочетании с практически­ми навыками обеспечивает высокую квалификацию бухгалтера. Следует отметить, что опытный бухгалтер всегда сможет ус­пешно работать в должности экономиста, аналитика, банкира и финансиста.
Мощное развитие экономики России вызвало огромный спрос на бухгалтеров, а спрос рождает предложение. Вся страна, и прежде всего столицы, покрылась сетью курсов, которые в ударном порядке подготовили целую армию счетных работников разной квалификации.
В условиях перехода к рыночным отношениям бухгалтеры специализируются по четырем направлениям.
1. Управленческий и финансовый учет
.
Бухгалтер работает по найму на предприятиях различных форм собственности, в бан­ках, в финансовых органах и в организациях внешнеэкономи­ческой деятельности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности он оказывает значительное влияние на финансовые результаты, предотвра­щает отрицательные явления хозяйственной деятельности предприятий и организаций, выявляет внутрихозяйственные резервы и обеспечивает их финансовую устойчивость.
Бухгалтер по управленческому и финансовому учету обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета и аудита, анализа, налогообложения, фи­нансово-банковской деятельности и гражданского права, рос­сийских и
международных норм и стандартов бухгалтерского учета. Он может подтверждать свою профессиональную компе­тентность и подготовку путем прохождения аттестации на по­лучение квалификации профессионального бухгалтера по управленческому и финансовому учету.
Международный опыт, традиции отечественного учета и сложившиеся экономические условия в России требуют приня­тия Кодекса профессиональной этики бухгалтеров. Такими ко­дексами давно уже пользуются ведущие профессиональные учетные объединения США, Великобритании, Австралии и других стран. В частности, в кодексе профессиональной этики Американского института присяжных бухгалтеров закреплены следующие моральные нормы:
объективность и независимость членов организации привыполнении служебных обязанностей;
· запрещение покровительства, использующего принуждение,
· превышение полномочий и недобросовестную рекламу;
· разрешение консультаций, предполагающих личные умения;
· запрещение участвовать в комиссионной продаже, кроме отдельных видов деятельности (например, компьютерные услуги и услуги, связанные с обработкой данных);
· категорическое запрещение совместительства и вымога­тельства. Они рассматриваются как грубое нарушение профессиональной этики;
· обязательная ориентация бухгалтера на общечеловече­ские моральные правила и нравственные нормы в своих поступках и решениях, на жизнь и работу по совести, воспитание в себе таких качеств, как объективность, не­зависимость, компетентность и честность.
Бухгалтер обязан объективно рассматривать все возникаю­щие ситуации и реальные факты по вопросам, входящим в его компетенцию. Он не должен допускать, чтобы личная предвзя­тость, предрассудки либо давление со стороны отражались на результатах его деятельности.
Независимостьпредполагает способность бухгалтера дейст­вовать честно и объективно: отражать действительное положе­ние дел предприятий независимо от каких-либо условий; вести бухгалтерский учет и формировать финансовые результаты, опираясь только на законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Компетентность и честностьв работе — основа успеха в профессиональной деятельности бухгалтера. Если бухгалтер чувствует, что некомпетентен в тех или иных вопросах, то он обязан честно сказать об этом руководству предприятия и пригласить для оказания помощи в работе более компетентного специалиста. Дело чести каждого бухгалтера внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвер­жденные бухгалтерские стандарты, поддерживать высокий уро­вень своих знаний, постоянно совершенствовать профессио­нальное мастерство.
2. Независимая бухгалтерская деятельность
. Бухгалтер не рабо­тает на каком-либо предприятии или в учреждении, а предостав­ляет им свои профессиональные услуги платно. К этой категории в основном относятся бухгалтеры-аудиторы. Они оказывают плат­ные услуги по проведению аудиторских проверок, налогообложе­нию, консультируют по управленческому и финансовому учету и т.д. Престиж аудитора очень высок, однако, чтобы заняться ауди­торской деятельностью, необходимо получить аттестат или лицен­зию (индивидуальную) путем сдачи письменных и устных экзаме­нов и иметь опыт практической работы.
В России за последние годы зарегистрировано более 4 тысяч аудиторских фирм, из них в Москве — более 1000, в Санкт-Петербурге — свыше 200, около 25 тыс. человек получи­ли аттестаты и лицензии аудитора. Первый в России кодекс профессиональной этики аудиторов утвержден Аудиторской палатой России 4 декабря 1996 г.
3. Бюджетный учет
. Бухгалтер по найму работает в прави­тельственных учреждениях всех уровней, общественных и доб­ровольных организациях, высших и средних учебных заведени­ях, больницах, школах и других бюджетных организациях. Он в основном занимается ведением бухгалтерского учета и состав­лением отчетности, контролирует законность и эффективность использования бюджетных и общественных средств.
4. Педагогическая деятельность
. Подготовка бухгалтеров — творческая и почетная деятельность, которая может идти по трем направлениям.
Первое —
в школах и на краткосрочных курсах. Здесь рабо­тают преподаватели, окончившие высшее учебное заведение по специальности, а также специалисты с опытом работы и сред­ним специальным образованием.
Второе —
в колледжах и техникумах. Здесь могут работать преподаватели, окончившие университеты и институты по спе­циальности, профессиональные бухгалтеры и аудиторы, а также преподаватели с ученой степенью кандидата наук.
Третье
— в университетах и в институтах. Здесь, как прави­ло, преподают люди, имеющие ученую степень кандидата или доктора по специальности.
Таким образом, бухгалтерская специальность стала творче­ской, интересной и престижной.
Профессиональная этика бухгалтера.

Этика – одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль. Поскольку правила практической, нормативной эти­ки вырабатываются в процессе социальной деятельности, то в современной российской действительности, особенно в мире бизнеса об этике вспоминать не принято или воспоминания эти очень редки. Из философского и норматив­ного багажа этики важно выделить те моральные ценности, которые соответ­ствуют общепринятым в деловом мире принципам поведения. К некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные мо­ральные требования из-за особой роли отводящейся ей и важности результа­тов труда специалистов объектом деятельности, которых является матери­альное благосостояние людей, которые доверили ему ведение своих финан­совых дел. Руководитель, специалист бухгалтер – это центральные фигуры сферы материального производства, что делает закономерной не только по­становку вопроса об усилении творческой отдачи, повышения их роли, авто­ритета и престижа их труда, но и о нравственной ответственности перед обществом.
В процессе выполнения служебных обязанностей работники бухгалтерских служб попадают в непростые ситуации связанные с взаимоотношениями внутри трудовых коллективов организаций и бухгалтерий, с органами налого­вой инспекции и полиции, контрагентами, вышестоящими организациями, органами государственной власти и другими. Бухгалтер работает в зоне посто­янного риска, ибо должен принимать иногда очень рискованные решения. В большинстве случаев этот риск навяз
ывают бухгалтеру, как работодателю, так и представители сторонних организаций. Риск, связанный с проведением в жизнь этих решений огромен, отсюда рождается страх. Страх этот часто становится спутником жизни бухгалтера.
Нормы этики определяют задачи бухгалтерской профессии, которые помогают для достижения максимального уровня эффективности и в самую первую очередь, это, конечно для удовлетворения требований интересов об­щества, страны. Эти задачи требуют приемлемых основных пунктов, которые необходимы для развития и стабильности деятельности, это:
1. Правдоподобие или достоверность информации;
2. Профессионализм работника, особенно, главного бухгалтера;
3. Качество услуг, которые должны выполняться четко, эффективно ис­пользуя последнюю информацию;
4. Доверие, которое пользователи услуг оказывают профессиональным бухгалтерам – экономистам.
Для достижения задач профессиональные бухгалтеры должны соблю­дать необходимые условия, которые помогут им в дальнейшей работе и карь­ере.
1. Целостность – когда профессиональный бухгалтер должен быть чест­ным и прямым при решении нелицеприятных вопросов;
2. Объективность – когда профессиональный бухгалтер должен быть правдивым и не вызывать несправедливое суждение влиять на кого-либо, чтобы не исказить действительность;
3. Профессиональная компетентность и внимание – когда бухгалтер-профессионал, соглашаясь выполнить определенные услуги клиенту, должен учитывать уровень необходимой компетенции для выполнения профессио­нальных работ. И, выполняя эти услуги, бухгалтер должен применить весь свой опыт, знание и мастерство с особым вниманием и старанием. Если же бухгалтер сам для себя считает, что он не совсем компетентен для выполне­ния каких-либо работ (услуг) и он не сможет получить от своих коллег совет и помощь, гарантированные для успешного проведения данной работы, он должен воздержаться от оказания данных услуг, чтобы не скомпрометировать не только себя, но и своих коллег и компаньонов по работе, таких как адвока­ты, оценщики, эксперты и другие.
Выполняя профессиональные услуги, профессиональный бухгалтер должен со вниманием и скрупулезностью поддерживать свое мастерство и знания на том уровне, которые гарантируют клиенту получения профессио­нальной услуги основанной на последних изменениях и новшествах. Профес­сиональную компетентность можно разделить на два подпункта:
· Приобретение профессиональной компетентности, когда требуется от бухгалтера выполнения высокого образца общего образования, специального образования, постоянного повышения уровня путем прохождения курсов квалификации, а также накопления опыта рабо­ты. Это должно быть обычным вопросом развития для профессиона­ла.
· Поддержание профессиональной компетентности, когда оно требует постоянного осмысления необходимости развития бухгалтерской профессии, включает соответствующие международные и нацио­нальные стандарты, нормативы, положения по учету, аудиту, и дру­гие работы и установленные законом требования.
Профессиональный бухгалтер должен утвердить программу, составленную для этого.
4. Технические стандарты – когда профессиональный бухгалтер должен выполнять свою работу и предоставлять услуги в соответствии с определен­ными техническими и профессиональными стандартами. Профессиональные бухгалтеры обязаны выполнять работу со знанием инструкций и законов не только страны, но и клиента в той степени, в которой они совмещены с требо­ваниями объективности, целостности и независимости. Также они должны соответствовать техническим и профессиональным стандартам таких организа­ций как:
· МФБ (международные нормативы аудита).
· Комитет международных стандартов учета.
· Профессиональный орган член МФБ или другой регулирующий орган.
· Соответствующее законодательство.
5. Профессиональное поведение – когда профессиональный бухгалтер должен уметь вести себя и действовать, таким образом, которое необходимо, для того чтобы не дискредитировать свою профессию и соответствовать ее и своей хорошей репутации. А также выбрать линию поведения порядочного человека, который живет не в вакуумном пространстве, а среди людей таких же, как и он и должен своим участием, уважением и внимательностью подни­мать престиж профессионализма образования вообще.
6. Конфиденциальность (секретность) – когда профессиональный бух­галтер должен сохранять тайну информации полученной при выполнении своих профессиональных работ, услуг;
а) Такую информацию бухгалтер не имеет право отражать или исполь­зовать без особого на то разрешения или только по запросу законодательных или правоохранительных органов в соответствии с законом;
б) Обязательство конфиденциальности продолжается даже после за­вершения отношений между бухгалтером и клиентом;
в)Профессиональные бухгалтеры должны быть убеждены в том, что персонал который находиться под их контролем и в их подчинении, а также коллеги от которых получены помощь и советы также соблюдают конфиден­циальность клиентов;
г) Профессиональный бухгалтер, пользующийся или приобретающий информацию в процессе выполнения профессиональных работ, услуг не дол­жен использовать эту информацию в личных целях или для третьих лиц. Так­же он должен проявлять осторожность в сборе и хранении информации, что бы при неблагоприятных условиях не выглядеть лицом, преступившим про­фессиональную этику использующим известные только ему сведения;
д.) К конфиденциальной информации не относится та, которая применя­ется в целях непосредственного выполнения обязанностей профессионально­го бухгалтера в соответствии с профессиональными стандартами. Поэтому бухгалтер должен быть компетентным профессионалом, для того чтобы не совершать неразрешенного раскрытия информации другим лицам;
е) Конфиденциальная информация представляет собой часть устава или закона и поэтому подробные этические требования зависят от закона ка­ждой конкретной страны. В интересах страны и экономистов необходимо, что­бы профессиональные стандарты, относящиеся к секретности информации, были определены.
ж) Конфиденциальная информация может быть отражена, например, при определенных моментах:
• когда разрешение дается клиентом и интересы всех сторон, включая третьи лица, чьи интересы могут быть затронуты, должны быть рас­смотрены и изучены тщательным образом;
• когда отражение требуется по закону, например:
1) составлять документы или предоставлять доказательства в хо­де юридических процессов;
2) сообщать соответствующим властям о нарушениях закона;
3) когда имеется профессиональное обязательство или право раскрывать информацию;
4) исполнять технические стандарты и этические требования;
5) защищать профессиональные интересы профессионального бухгалтера на судебных процессах;
6) отвечать на опрос и расследование профессиональным или ре­гулирующим органам.