Формирование уставного фонда совместного предприятия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра ЭиУП
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика и управление совместным предприятием»
Студентки 5-го курса ЭУПЗ-021
Судько И.В.
№ зач. кн. 20650
Адрес: Крылова 40А-43.
Бобруйск 2007

ВАРИАНТ №13
1.        Формированиеуставного фонда совместного предприятия. Факторы, определяющие размернеобходимого уставного фонда предприятия.
2.        Прогнозированиекак основа процесса планирования деятельности совместного предприятия: сущностьи необходимость.
3.        Зарубежный опыторганизации совместных предприятий.
4.        Задача №1;5.
Задача 1
Используя данные статистических ежегодников, проанализировать:
1. Динамику созданных и функционирующих в экономикеРеспублики Беларусь СП; изменение удельного веса СП в производстве валовоговнутреннего продукта, внешнеторговом обороте страны, численности занятых;
2. Географическое и отраслевое распределение.
Задача 2
Рассматривается проект создания СП, для реализациикоторого необходимо дополнительно привлечь иностранные инвестиции в размере 360тыс.дол. на срок 5 лет при условии получения ежегодного дохода в сумме 75тыс.дол. По истечении 5 лет дополнительно выплачивается 120 тыс.дол.,пересчитанных по действующему валютному курсу.
Определить, целесообразна ли такая инвестиция, еслиимеется возможность депонировать эти деньги в банке из расчёта 10% годовых.

1.        Формированиеуставного фонда совместного предприятия. Факторы определяющие размернеобходимого уставного фонда предприятия
Возможностьначала функционирования СП предопределяется порядком формирования его уставногофонда, создающего основы его материальной базы.
Уставныйфонд СП формируется за счет вкладов как отечественных, так и иностранныхучастников. Учредители СП имеют право вносить вклады в уставный фонд в денежнойи (или) неде­нежной форме.
Дляпересчета вкладов используется официальный курс соответствующей валюты,установленный Национальным банком Республики Беларусь на день подписаниядоговора о создании СП и (или) утверждения его устава. Неденежные вклады оцениваютсяна дату их принятия на баланс СП.
Неденежныевклады учредителей СП подлежат обязательной экспертизе достоверности оценкинеденежных вкладов, проводимой в установленном законодательством порядке. Порезультатам экспертизы составляется соответствующий акт, при отсутствиикоторого имущество не считается внесенным в уставный фонд.
Уставныйфонд должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания СП в форме АО —также и в денежных единицах Республики Беларусь.
Объявленныйв учредительных документах уставный фонд СП в форме ООО, ОДО, ЗАО должен бытьсформирован не менее, чем на 50 % в течение первого года со дня государственнойрегистрации за счет внесения в него каждым из учредителей не менее 50 % своейдоли и в полном объеме — до истечения двух лет со дня регистрации. Объявленныйв учредительных документах уставный фонд СП в форме ОАО должен быть сформированв полном объеме до государственной регистрации предприятия.
СоветМинистров Республики Беларусь или уполномоченный им республиканский орган государственногоуправления (МИД) вправе увеличивать срок формирования уставного фонда СП.Основаниями для подобного решения могут быть:
•  основнаядеятельность предприятия — производство продукции;
•  численностьработников СП;
•  экспортпродукции;
•  выпускимпортозамещающей продукции;
•  размер уставногофонда СП;
•  участиепредприятия в социальных программах. Государственная регистрация СПосуществляется в течение 15 дней со дня подачи учредителями всех необходимыхдокументов, перечень которых определен Инвестиционным кодексом РеспубликиБеларусь.
Приопределении размера необходимого уставного фонда исходят, во-первых, изхарактера деятельности предприятий, во-вторых, из возможностей участников;в-третьих, из имеющихся возможностей привлечения внешнего финансирования (и егостоимости). Естественно, что для СП, выпускающего автомобили, нужны большиеразмеры уставного капитала, чем для производящего косметические средства, апосредническое бюро или банк могут вполне успешно работать при совсем небольшомкапитале. При развитой кредитной системе и доступности внешних источниковкредитования размер уставного фонда предприятия обычно определяется суммой егоосновных фондов, необходимых для начала деятельности, и небольшого нормативадля оборотных фондов. Другие расходы обычно выгоднее покрывать за счетпривлечения банковского кредита.
Орегистрации СП регистрирующим органом в письменной форме сообщается в течение 5дней со дня принятия соответствующего решения — учредителям предприятия, втечение 10 дней — в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь длявключения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей, а также в Министерство статистики и анализа РеспубликиБеларусь.
Деятельностьнезарегистрированных совместных предприятий запрещена.
2.        Прогнозированиекак основа процесса планирования деятельности совместного предприятия: сущностьи необходимость
Прогнозирование- метод научнообоснованного предвидения возможных направлений будущего развития, то естьметод, в котором описание возможных ситуаций будущего базируется на имеющихсяпрактических данных и ориентируется на текущие предположения относительнодинамики развития объекта или процесса.
Понятно,что точность прогноза является величиной вероятностной, и для полученияматематической модели необходимы многие допущения, упрощающие реальнуюситуацию. Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующегоряда направлений прогнозирования. Необходимо заметить, что каждое изнаправлений подразумевает прогноз целого ряда параметров.
Экономическиепрогнозы — носятпреимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики вцелом по компании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта).
 Прогнозыразвития конкуренции — характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке,ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т.д.
Прогнозыразвития технологии — ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выборанаиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и другихрешений.
Прогнозысостояния рынка — используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущегосостояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации,введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах (дляанализа рынка таких товаров, как автомобили, это очень важно), цен наиспользуемое сырье (для рынка тех же автомобилей критичной является цена нанефть) и т.д.
Социальноепрогнозирование — выходит за рамки чисто экономической направленности, исследует вопросы,связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности,патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно,можно использовать в чисто утилитарных целях, например для прогноза сбыта.
Процесспланирования деятельности совместных предприятий охватывает все уровниуправления им и создает необходимые предпосылки для обеспечения в нем точногосоответствия пред­принимаемых действий требованиям общих целей. На основеанализа потребностей в производимой продукции, возможностей ее обмена навнешнем и внутреннем рынках, а также направлений развития предприятияопределяются главные мероприятия, необходимые для достижения поставленныхцелей: роста производства, увеличения прибыли, обеспечения самоокупаемостикапвложений и т. д.
Планированиедеятельности совместных предприятий осуществляется посредством разработкиперспективных (долгосрочных, среднесрочных) и текущих (краткосрочных) планов.
В основепланирования деятельности совместных предприятий лежит система показателей,характеризующая, с одной стороны, результат его работы: объем произведеннойпродукции (на экспорт и внутренний рынок), в натуральном и стоимостномизмерении, а с другой — эффективность его работы: прибыль в иностранной валютеи в рублях, издержки производства, рост производительности труда и т. д.
Под планированиемпонимают процесс выбора целей и решений с разработкой соответствующейтехнологии для их достижения.
Планированиеи прогнозирование являются неотъемлемыми частями в деятельности предприятия. Всвою очередь, прогнозирование является основой процесса планирования, так какпредшествует ему.
3.        Зарубежныйопыт организации совместных предприятий
Внастоящее время в зарубежных странах наблюдается интенсивное развитиесовместного предпринимательства. Особенно это характерно для стран Западной иВосточной Европы, США, Японии, Китая и др.
Созданиесовместных компаний с западноевропейскими странами на территории США особоактивизируется начиная с 70-х годов. Наибольшее их количество создается сВеликобританией.
Весьмасвоеобразен опыт Китая по созданию совместных предприятий. Для него характернымявляется высокая концентрация иностранных инвестиций в отдельных (прибрежных)районах страны и в основном в сфере услуг, строительстве и эксплуатации отелей,в\ также привлечение большой доли капвложений из соседних стран и территорий.
В Китаес 1979 года до середины 1993 года зарегистрировано 134423 совместныхпредприятий о объявленным иностранным капиталом в размере 169 млрд. 216 млн.долларов США. Фактически уже освоено 43 млрд. 750 млн. долларов США. Совместноепредпринимательство позволило использовать в отраслях китайской экономики более100 тысяч новых технологий, оцениваемых десятками миллиардов долларов.
Внастоящее время срок деятельности совместных предприятий в Китае ограничен 50-югодами (ранее он составлял 35 лет). Создание совместных предприятий натерритории Китая в составе политики «открытых дверей» способствовалоподдержанию в течение последних 10 лет достаточно высоких темпов роста объемовпроизводства (на совместных предприятиях он достигал ,50—90%), уменьшениюдефицита торгового баланса, увеличению темпов китайского экспорта.
Вприморских городах удалось создать мощный машиностроительный комплекс. Здесьвыпускается более 60% экспортной продукции.
Однако впривлечении иностранного капитала имеются и негативные тенденции, выражающиесяв увеличении международной задолженности Китая. Причем 20% внешнего долгасвязано с деятельностью совместных предприятий, хотя удельный вес их продукциив общем объеме составляет лишь немногим более 5%. Не безусловны успехи СП и вповышении технического уровня производимой продукции. Например, только 18% ихпродукции соответствует международному уровню и конкурентоспособны на внешнемрынке. У значительной части продукции конкурентоспособность низкая даже навнутреннем рынке.
Впоследние годы, по мнению западных экспертов, наиболее благоприятные условиядля развития совместного предпринимательства характерны для Венгрии. Уже всамом начале их создания (1972 г.) в отличие от других стран посредничествоминистерств и ведомств не было обязательным. Всю организационную работу фирмыВенгрии могли осуществлять самостоятельно.
Тем неменее, за истекший период времени права совместных предприятий последовательнорасширялись, осуществлялся дифференцированный подход к ним с учетом сфердеятельности.
Так, приобщей ставке налога на прибыль 40% с 1986 года были введены налоговые льготыдля СП в сфере производства и гостиничного дела. При капитале СП более 25 млн.форинтов и доли иностранного участника в нем больше 30% налог на прибыльустановлен в размере 20% в первые пять лет, а в последующие пять лет — 30%. ДляСП, созданных в приоритетных отраслях промышленности (электроника, упаковочнаятехника, электро-сберегающие технологии и др.) и в области туризма СПосвобождаются от налогов в течение первых пяти лет, затем им устанавливаетсяналог в размере 20% от прибыли. Однако если 50% прибыли реинвестируется, тоналог сокращается на 50%, а если реинвестируется вся прибыль — на 75%.
Такаяналоговая политика способствовала быстрому развитию совместногопредпринимательства. Если в 1988 г. в Венгрии было 200 СП, то в настоящее времяих более 10 тысяч. Наибольшее их количество — 72% создано в Будапеште.
В Польшев настоящее время создано более 4000 СП. Причем лишь около 2% из них с капиталомв 1 млн. долларов.
Спецификасоздания и деятельности совместных предприятий во всех странах определяется нетолько видом экономической деятельности, но и их правовым устройством.
Посколькусовместные предприятия представляют собой форму международного экономическогосотрудничества, то этот аспект, безусловно, подлежит регулированиюмеждународным правом.
В то жевремя международное право не затрагивает правовой статус совместногопредприятия в целом, а относится, прежде всего, к регулированию отношений синостранным участником.
С другойстороны, учитывая, что участником совместного предприятия является инациональный предприниматель — деятельность его регулируется законодательнымиактами страны размещения.
К числумеждународных и межгосударственных соглашений, регулирующих деятельностьсовместных предприятий, относятся такие как: о защите иностранныхкапиталовложений, об избежании двойного налогообложения, об охране технологии,предоставляемой иностранным инвестором в качестве вклада в уставный фонд и др.
Впрактике зарубежных стран регулирование деятельности совместных предприятий сучастием иностранного партнера осуществляется по-разному.
Практическиво всех странах мира к созданию совместных предприятий допускаются какюридические, так и физические лица при условии, что последние вполнедееспособны и могут выступать в качестве юридической стороны вгражданско-правовых сделках. Это положение обосновано тем, что на Западебольшое число предприятий (в США, например, 10 миллионов из общего числа 12миллионов предприятий и фирм) не имеют статуса юридического лица. В правовомотношении права и обязанности этих предприятий и фирм совпадают с правами иобязанностями собственника. По обязательствам таких предприятий их собственникотвечает всем своим имуществом (сверх имущества, выделенного в капитал такогопредприятия). Кроме того, в обеспечение возможных планов к такому предприятиюможет быть привлечено и имущество членов семьи его собственника, если оно невыделено в правовом отношении.
СозданиеСП в зарубежных странах основывается обычно на гражданско-правовом договоре,заключенном по законам страны одного из участников такого договора. Какого-либомеждународно — или частноправового акта признания этого договора в другихстранах не требуется. Он признается как обычная гражданско-правовая сделка,совершенная в соответствии с законами страны ее оформления. Однако если вкакой-то стране данный вид договора неизвестен, то такой договор, чтобы иметьсилу для участника из этой страны и на ее территории, должен быть перезаключенв соответствии с законами данной страны и в признаваемом в ней виде. Впротивном случае участники договора в своей деятельности на территории этой страныбуду’]’ признаваться не связанными положениями договора и не имеющими прав,вытекающих из него.
Совместныепредприятия могут создаваться и на основе международных договоров. В этомслучае их участниками выступают сами государства либо органы этих государств. Ктаким совместным предприятиям можно отнести, например, международные соглашенияпо кофе, сахару, бокситам и т. д.

Задача 1
Используя данные статистических ежегодников, проанализировать:1. Динамику созданных и функционирующих в экономике Республики Беларусь СП;изменение удельного веса СП в производстве валового внутреннего продукта,внешнеторговом обороте страны, численности занятых; 2. Географическое иотраслевое распределение.
Таблица 1. Основные показатели деятельностиорганизаций с иностранными инвестициями
Примечание.Источник: [5,c. 596]. 2000 2003 2004 2005 Количество организаций на конец года, единиц 1860 2957 3457 3545 совместные 1179 1575 1841 1903 иностранные 681 1382 1616 1642 Общая сумма уставного капитала на конец года, млн. долл. США 562 919 1083 1111 совместные 435 661 742 750 иностранные 127 258 341 361 вклад зарубежных инвесторов в уставном капитале на конец года, млн. долл. США 335 589 724 745 совместные 207 331 383 385 иностранные 128 258 341 360 Списочная численность работников организаций с иностранными инвестициями в среднем за год., тыс. человек 81,4 133,3 147,8 160,1 совместные 63,0 94,5 103,8 110,1 иностранные 18,4 38,8 44,0 50,0 Объем производства промышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах, млрд. руб. 811 4716 7455 8365 совместные – 671 3274 5398 5874 иностранные 140 1442 2057 2491 Экспорт товаров, млн. долл. США 691 1679 2582 3334 совместные 445 1106 1656 1707 иностранные 246 573 926 1627 Импорт товаров, млн. долл. США 696 2284 3705 4879 совместные 506 1354 1926 2037 иностранные 190 930 1779 2842 Реализация товаров и услуг на национальном рынке, млрд. руб. 751 2748 5191 6483 совместные 541 1572 2232 2467 иностранные 210 1176 2959 4016
Из данных таблицы 1, мы можем сказать, что совместныепредприятия в РБ увеличиваются в количестве, а также во всех данныхпоказателях. Мы можем сделать вывод, что привлечение иностранного капитала исотрудничество с иностранными компаниями выгодно, о чём и свидетельствуетстатистика.
Таблица2. Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукциипромышленности (впроцентах к итогу)
Примечание.Источник: [5,c. 352].- 1985 1990 1995 2000 2003 2004 2005 Вся промышленность 100 100 100 100 100 100 100 в том числе: добывающая 2,3 2,1 5,5 4,8 6,3 6,1 3,1 обрабатываюидая 97,7 97,9 94,5 95,2 93,7 93,9 96,9 Из всей промышленности по отраслям: электроэнергетика 2,9 2,6 13,8 7,1 7,3 Л1 6,2 топливная 5,5 4,6 4,3 16,2 16,7 18,9 21,7 черная металлургия цветная металлургия 0,6 0,05 0,9 0,1 2,4 0,1 2,9 0,1 3,5 0,1 4,0 0,1
3,7
0,1 химическая и нефтехимическая 9,1 9,0 14,3 12,5 12,1 11,3 11,3 машиностроение и металлообработка 31,9 34,2 23,3 20,5 21,8 22,2 22,4 лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 4,6 4,4 5,3 5,0 5,4 5,1 4,8 промышленность строительных материалов 3,7 3,7 5,1 3,4 4,1 4,3 4,2 легкая 19,8 17,2 8,0 8,4 6,3 5,4 4,7- текстильная 12,3 10,4 4,4 4,2 2,9 2,6 2,1 швейная 5,2 4,7 1,3 2,1 2,0 1,7 1,5 кожевенная, меховая и обувная 2,2 2,1 2,3 2,1 1,4 1,1 1,1 пищевая 15,7 14,9 17,0 17,3 17,2 16,6 16,2 пищевкусовая 6,8 5,6 6,8 8,9 8,1 7,5 6,7 мясная и молочная 8,7 9,0 10,0 8,0 8,5 8,5 8,9 рыбная 0,2 0,2 0,2 0,4 0,6 0,6 0,7
Изданных таблицы можно сделать вывод о том, что на первом месте в промышленностинаходится машиностроение и металлообработка, на втором – топливная, на третьем– пищевая.
Задача 2
Рассматривается проект создания СП, для реализациикоторого необходимо дополнительно привлечь иностранные инвестиции в размере 360тыс.дол. на срок 5 лет при условии получения ежегодного дохода в сумме 75тыс.дол. По истечении 5 лет дополнительно выплачивается 120 тыс.дол.,пересчитанных по действующему валютному курсу.
Определить, целесообразна ли такая инвестиция, еслиимеется возможность депонировать эти деньги в банке из расчёта 10% годовых.
Решение
а) Припростом методе начисления процентов:
FV =PV*(1+d*t) = 360000* (1+0,1*5) = 540000 у.е.
Доходсоставит 540000-360000=180000 у.е.
б) Присложном методе начисления процентов:
FV =PV*(1+d)ª = 360000*(1+0,1) = 579784 у.е.
Доходсоставит 579784-3600
Где: FVбудущая стоимость-; PV —; d – ставка дисконтирования; t, а – срок вклада.
Ответ:Такая инвестиция нецелесообразна, т.к. депонтровать деньги в банк болеевыгодно: 180000, и 219784 > 44309

Список использованных источников:
1.         Порядок изменения сроков формирования уставного фонда предприятийс иностранными инвестициями // Нац.реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. – № 46. – С. 69-70.
2.         . Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практ.пособие. М., 1998.
3.         Руденко А.И., Денисов К.Г., Сенько А.Н., Примшиц В.В. Экономика иорганизация деятельности СП.Минск 1994.
4.          Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. Экономика предприятия, — Мн.: 2002.
5.          Статистический ежегодник РБ, 2006г.