Формулы соуправления классом
Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по
теории решения изобретательских задач.
Управление
группой людей требует авторитета. Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из
страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его
часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за
эту простоту велика. Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все
понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь — уважение. Но не всякое
знание признается группой как заслуживающее уважения.
В
реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие — авторитет силы
и авторитет знания. Вопрос меры — какая составляющая основная, главная,
ведущая. Так хочется, чтобы вторая… А сейчас нас интересуют конкретные приемы
поддержания этой составляющей — демократической, дружеской, сотруднической.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
Профессионализм
уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том,
что учитель досконально владеет предметом.
ФОРМУЛА:
учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного
задания.
Это
труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции
контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет
делать то, чему учит.
Пример.
Учитель
разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает
в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость
ухватывания логической нити и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция
урока такая: учитель по одну сторону “баррикады” – задачи, а ученик —
по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И,
победив, поздравляют друг друга!
А
выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И
вместе — в бой…
Пример.
Сергей
Юрьевич Курганов (автор замечательной книги “Ребенок и взрослый в учебном
диалоге”) читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые
писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право
учить!
ВЫХОД
ЗА ПРЕДЕЛЫ
ФОРМУЛА
1: учитель выходит за пределы учебника.
Если
учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую
действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала —
восторг и признательность ему обеспечены.
Пример.
Я
долго, — продолжал он, — мучился над вопросом: как говорить на уроке о
гармонических колебаниях — рассказать, как пружина колеблется, маятник
колеблется и так далее? А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном
море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе
по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца,
и вдруг — отрывок из “Песни о Буревестнике”. Его прекрасно исполняет
Смоктуновский! А потом я задаю вопрос: “Ребята, как вы думаете, почему
урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?” И фрезеровщики мне
рассказывают о колебаниях… Мой традиционный вопрос: “Назовите тело,
которое не колеблется”. И снова неожиданный ответ: “Кирпич”. Я
им говорю: “Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть — ведь там все те же
колебательные движения атомов и молекул”. И потом после маленького
музыкального фрагмента начинается чистая физика, 20 минут чистейшей физики:
колебания маятника, уравнение движения…’ (Из опыта работы учителя-новатора Н.
Н.Палтышева. Из кн: Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна.
— М.: Просвещение, 1989. – С. 214-215).
ФОРМУЛА
2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.
Если
физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и
проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные
знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте
стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания
математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора, в
рамках которой это не будет выглядеть притянутым “за уши”. Связать
гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте,
Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов…
ФОРМУЛА
3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.
Для
этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.
Пример.
Учитель
физики начал тему “Резонанс” с вопроса: почему электрическая гитара,
в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму
корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами
популярных рок-музыкантов…
Выйти
за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного
круга знаний помогает картотека. О картотеке учителя — разговор впереди.
СРАВНЯЙТЕ
ПОЗИЦИИ
ФОРМУЛА:
учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.
Учитель
всегда “смотрит сверху”. Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под
пристальным взором… Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не
думают, — они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость
ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в
позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение
некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя
это не просто — автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но — риск
вознаграждается!
Только
обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а очень важную деталь.
Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе
это выродится в морализирование.
ДИАЛОГ
—
А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок?
—
Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не
заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.
—
Действительно, не просто такое произнести…
—
Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот
рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить
себе оценку.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/