1. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ
Самаяпростая, начальная форма международной экономической интеграции — зонысвободной торговли [7, с. 763].
В этомслучае отменяются торговые ограничения для стран — участниц интеграционнойгруппировки, и прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенныепошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаясяналичием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничениймеждународной торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах свободнойторговли соответствуют современной международной внешнеэкономической практике иконцепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешнейторговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.
Какпоказывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободнойторговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижениетаможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей ихотмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги.
Часто наособом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению ккоторой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику сопределенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализациятаможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляетсядифференцирование по позициям.
Соглашенияо зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров неповышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новыеторговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного моратория наограничение и ухудшение условий внешней торговли [7, с. 763].
При этом всоглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи,в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок привзаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включаяувеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспектемеждународные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальныйстатус по отношению к внутренним законодательным актам стран — участницсоглашения.
Участие взонах свободной торговли может осложнить положение стран-производителей, таккак либерализация импорта создает благоприятные условия для соперников из числастран — участниц соглашения, продукция которых может быть более высокогокачества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит банкротством длянациональных производителей, не выдержавших соперничества с иностраннымипоставщиками товаров и услуг.
Формойболее тесного сотрудничества является таможенный союз [4, с. 156].
Для негохарактерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционногообъединения установление единого таможенного тарифа и проведение единойвнешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенныйсоюз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемостьвалют и функционирование единой расчетной денежной системы.
В рамкахтаможенного союза, представляющего собой более совершенную, чем зоны свободнойторговли, интеграционную структуру, страны-участницы проводят скоординированнуювнешнеторговую политику, главным образом в области таможенно-тарифных правил ипроцедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересахразвития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортногоспроса стран — участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенныйсоюз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов, чтотакже положительно сказывается на экономическом развитии стран-участниц.
Еслиустанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф накакой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего досоздания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешниеисточники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместнаяразработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемкихизделий, чтобы сократить зависимость от импорта.
В случаеустановления уровня внешнего тарифа ниже средневзвешенного для стран — участництаможенного союза последние ориентируются на рынки третьих стран и,следовательно, принимают меры для усиления конкуренции между внутренними ивнешними производителями, чтобы создать стимулы для отечественныхпроизводителей к изготовлению конкурентоспособной продукции [2, с. 148].
При дальнейшемразвитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общегорынка. Она знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы»пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капиталов и людей.
В этомслучае в интеграционный процесс включаются факторы производства и до некоторойстепени координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общегорынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. Приэтом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушениенорм и регулирующих конкуренцию.
ОпытЕвропейского союза (ЕС), реализовавшего этап общего рынка, показывает, чтопроведение политики в рамках этого этапа должно осуществляться при условииобязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов(на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемыегосударствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из странпредоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.
Указанныетри формы международной экономической интеграции охватывают главным образомсферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развитияторговли и взаимных финансовых расчетов.
Наиболеесложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми,прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями — экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободнойторговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведенииобщей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютногосоюза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционнымсообществом — совета глав государств, совета министров, центрального банка.
Наопределенном этапе формирования экономического и валютного союзапредусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты.Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка.Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьмаограничен. Европейский союз поставил перед собой задачу перейти к осуществлениюэтого этапа в 1999 г.
Дальнейшееразвитие и совершенствование форм международной экономической интеграции,возможно, приведет к превращению интеграционного объединения в политическийсоюз, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративноегосударство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращениемнаднациональных органов управления в центральные органы управлении с ещебольшими полномочиями и властью. Прообразом политического союза может служитьШвейцарская конфедерация кантонов.
К концу XXстолетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономическихгруппировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных иэкономических союзов.
Абсолютноебольшинство из них не могут реализовать преимущества международнойэкономической интеграции из-за недостаточно высокой степени развитияэкономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированное™национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.
Одновременноследует отметить, что существует несколько прогрессирующих интеграционныхобъединений: в развитых странах — Европейский союз (ЕС) и Североамериканскаяассоциация свободной торговли (НАФТА), в развивающихся — Общий рынок странЮжного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкамможно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будутпредставлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих вразличных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции [7, с.765].
Движущейсилой международной экономической интеграции выступают фирмы. Онизаинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числечерез сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамкахрегиона без таможенных и других ограничений.
Фирмыиспользуют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширениерынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это всвою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуги оживлению в экономке. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведетв конечном счете к росту прибылей.
Одновременнопроисходит санация фирменной структуры — в результате расширения рынка сильные(но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые,которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживаютконкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. Сликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынкамогут приспособиться только сильные динамичные предприятия [7, с. 765].
В условияхмеждународной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговыхсделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимостисодержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализацииэкспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; ростстепени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифныхбарьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьихстран.
Намакроуровне принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля становитсяэффективнее; появляются новые возможности для использования оптимальногоместорасположения предприятий на территории интеграционной группировки;снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынкапозволяет увеличивать расходы на НИОКР.
Правоваябаза региональной экономической группировки обычно направлена на защитуэкономически более слабых стран-членов. Ома уменьшает негативное воздействияконъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечаетинтересам как сильных, так и слабых ее участников.
Сближение исращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов кразвитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимостикоординации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересамстран — участниц интеграционного объединения.
В этойсвязи появляется необходимость повышения уровня регулированиямежгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждогогосударства и создания наднациональных органов управления, в функции которыхвходит разработка, координация и контроль отдельных сфер экономик стран — участниц интеграционных объединений.
2. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЯМОЙ И КОСВЕННЫЙ УЩЕРБ
ГОСУДАРСТВА ОТ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ?
Охрана здоровья населения – это совокупность мер политического,экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского,санитарно – гигиенического и противоэпидемического характера, направленных насохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого гражданина,поддержание его активной, долголетней жизни, предоставление ему медицинскойпомощи, в случае утраты здоровья [8, с. 123].
Важнейшим критерием общественного здоровья является уровеньзаболеваемости населения; этот показатель может привести к нетрудоспособности ииным негативным последствиям [8, с. 123].
Существует два вида экономических последствий более осязаемого, номенее глобального характера, которые отличаются друг от друга по уровню:микроэкономические, и макроэкономические.
Микроэкономические последствия важны для отдельных людей,большинство из которых могут не сознавать, до какой степени плохое здоровье,которого можно избежать, отражается на различных аспектах их экономическогоблагополучия.
Макроэкономические последствия важны для тех, кто определяетполитику, особенно вне сферы здравоохранения, в частности для министерствфинансов.
Понимание макроэкономических последствий и их причин может побудитьполитиков рассматривать вложение средств в здоровье как один из способовдостичь поставленных перед экономикой целей [8, с. 124].
Эта схема выражается формулой:
Y = A F(K, hL),
где Y – продукт, или ВВП; A – совокупная производительностьфакторов производства (СПФП); F( ) – производственная функция; K – физическийкапитал; L – рабочая сила; hL – качество рабочей силы, или человеческийкапитал.
Проще говоря, ВВП растет только с повышением уровня СПФП (A),совокупного уровня физического капитала (K) и (или) количества или качестварабочей силы (hL) [8, с. 124].
Следовательно, чтобы повлиять на объем производства, здоровьедолжно влиять на один или более из этих факторов.
Естественно ожидать, что у более здоровых людей производительностьтруда выше, то есть за один час работы они произведут больше продукта.
С одной стороны, повышение производительности труда обусловленоувеличением физической и умственной активности. С другой – более активные (физическии умственно) работники эффективнее используют технологии, машины и оборудование[8, с. 124].
Мерой производительности труда обычно служит ставка заработнойплаты или заработок.
Заработки у людей с разным состоянием здоровья могут отличатьсятакже из-за дискриминации, не имеющей никакого отношения к производительности.
Как ни парадоксально, но, согласно экономической теории, состояниездоровья влияет на предложение труда неоднозначно.
Эта неоднозначность проистекает из двух противоположных эффектов.При плохом состоянии здоровья заработки снижаются вследствие паденияпроизводительности труда.
Уменьшение экономической отдачи от работы компенсируетсяувеличением свободного времени: люди начинают ценить досуг больше, чем доход, аэто приводит к сокращению предложения труда (эффект замещения).
С другой стороны, при снижении заработка вследствие паденияпроизводительности труда работник может стремиться возместить убытки,увеличивая предложение труда (эффект дохода).
Какой из этих эффектов окажется важнее в конкретныхобстоятельствах – вопрос эмпирический.
Согласно теории человеческого капитала, чем выше уровеньобразования, тем выше производительность труда (и тем больше заработки). Болеездоровые дети получают более качественное образование; они реже пропускаютзанятия и бросают учебу.
Следовательно, более крепкое здоровье в детстве и юностиспособствует повышению производительности труда в будущем.
Кроме того, крепкое здоровье означает и более долгую жизнь,поэтому у здоровых людей больше стимулов вкладывать средства в свое образованиеи профессиональную подготовку, поскольку они смогут дольше извлекать из нихпользу.
Возвращаясь к производственной функции, следует отметить, чтоздоровье, в принципе, может влиять на СПФП и напрямую. Совокупнаяпроизводительность экономики зависит, в числе прочего, от участия граждан впредпринимательской и исследовательской деятельности.
Есть данные, говорящие о том, что плохое состояние здоровьянегативно отражается на таком участии [8, с. 125] хотя этот вопрос требуетдополнительного изучения.
Выдвигалось также предположение, что существенные выгоды отинвестиций в научные исследования и опытно — конструкторские разработки (НИОКР)в сфере здравоохранения могут распространяться и на экономику в целом.
Состояние здоровья (как отдельных людей, так и населения в целом)может сказываться не только на уровне доходов, но и на их распределении междупотреблением, накоплением и инвестициями.
Здоровые люди могут рассчитывать на более долгую жизнь, онисмотрят в будущее и поэтому более склонны к накоплению, чем те, у кого здоровьеплохое.
У здорового трудоспособного населения выше и стимул к вложениюсредств в бизнес. В то же время из — за высокой стоимости медицинскогообслуживания семья иногда бывает вынуждена продавать средства производства,подвергая себя риску оказаться в бедности. В общем, если средняяпродолжительность жизни быстро растет, то при прочих равных условиях можноожидать, что больше средств будет выделяться на накопление и инвестиции.
При этом должна расти и вероятность вложения средств в физическийкапитал.
Ухудшение здоровья населения в трудоспособном возрасте приводит кснижению производства национального продукта, росту затрат на содержание илечение временно нетрудоспособных и инвалидов.
Снижение уровня здоровья работников непосредственно влияет наэкономическое показатели предприятия – снижается объем производства, повышаетсясебестоимость продукции, повышается себестоимость продукции, падаетрентабельность.
Важно уметь сопоставлять экономические потери от заболеваемости сзатратами, необходимыми на предупреждение, профилактику болезней. Кэкономическим потерям вследствие заболеваемости и травматизмом работоспособногонаселения относятся:
1) новая стоимость, недопроизведенная работниками материальногопроизводства вследствие неявки на работу по болезни;
2) выплата пособий по временной нетрудоспособности;
3) стоимость лечения;
4) пенсия инвалидам и потери, связанные с преждевременным выходомна пенсию по инвалидности работников трудоспособного возраста;
5) прочие потери (простои оборудования, снижениепроизводительности труда ослабленного болезнью работника).
Снижение уровня заболеваемости способствует росту национальногодохода за счет:
1) повышение производительности труда;
2) снижение смертности и продления периода активной трудовойжизни;
3) снижение потерь рабочего времени;
4) снижение уровня инвалидности и экономических потерь от выходана пенсию до достижения пенсионного возраста.
Таким образом, обобщающим показателем потерь национального доходаиз–за заболеваемости работников является стоимость недополученных в результате болезнейнационального дохода. При этом, говоря об экономических потерях отзаболеваемости, следует помнить о постоянном удорожании для обществамедицинских услуг.
Удельный вес потерь предприятия в результате заболеваемостирабочих можно рассчитать, сопоставив показатели недопроизведенной в результатезаболеваемости валовой продукции с общим ее объемом, новой стоимостью,полученной прибылью.
Издержки плохого здоровья включают: производственные потери изатраты на улучшение здоровья. Общество заинтересовано в минимизации издержек,связанных с плохим здоровьем, нетрудоспособностью, преждевременной смертностью.
Основная проблема состоит в том, что, с одной стороны, довольнопросто определить текущие издержки, а с другой – трудно продемонстрироватьбудущие выгоды. Выгоды инвестиции в здравоохранение проявляются впредотвращении будущих издержек, связанных со смертностью инетрудоспособностью, сокращением производительности и эффективности труда,объема медицинских услуг.
Если не инвестировать средства в здоровье детей, то через 10-15лет основную массу экономически активного населения будут составлять граждане,в здоровье которых на начальном этапе не вкладывалось достаточно средств; этопоколение будет нездоровым и малочисленным, а, следовательно, не будет эффективнотрудиться.
Борьба со старческими недугами дает социальный, но неэкономический эффект, в то время лечение трудоспособного населениясопровождается и социальным, и экономическим эффектом.
Таким образом, оценивая экономический эффект, не следует забыватьи о социальном эффекте здравоохранения, который характеризует удовлетворениепотребности населения в здоровье, зависит от многочисленных социально –экономических факторов и измеряется продолжительностью и качеством жизни, атакже демографическими показателями, такими как рождаемость, смертность,естественный прирост населения.
ЗАДАЧА
Даныследующие показатели, ден. ед.: НД — 500; располагаемый доход — 410; превышениекосвенных налогов над субсидиями предпринимательскому сектору — 20; потреблениедомашних хозяйств — 380; дефицит торгового баланса (превышение импорта надэкспортом) — 10. Определить:
а)объемы сбережений и чистых инвестиций;
б)государственные расходы;
в) суммупрямых налогов, если дефицит государственного бюджета равен 10.
Решение:
а) В соответствии с СНС In = S.
Так как S = yv – C = 410 – 380 = 30,
то и In = 30.
б) Теперь чистый экспортможно определить как остаточную величину статей использования НД G = y – C – In + (E – Z)= 500 – 380 – 30 – 10 = 80.
в) Поскольку чистыекосвенные налоги равны 20, а дефицит госбюджета (- 10), то прямые налоги равны
T = G – Tкос + δ= 80 –20 – 10 = 50.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник/Е.Ф. Борисов.- М.:Издательство «Дрофа», 2008.- 322с.
2. Камаев, В Д. Экономическая теория/В.Д. Камаев.- М.: «Владос»,2002.- 640с.
3. Курс экономической теории/под ред. А.В. Сидоровича.- 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2001.-832с.
4. Плотницкий, М.И., Лобкович, Э.И., Муталимов, М.Г. Курсэкономической теории/М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов.- Мн:Мисанта, 2003.- 496с.
5. Сухарев, М.В., Эволюционное управление социально –экономическими системами/М.В. Сухарев.- Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008.- 258с.
6. Тарасевич, Л.С., Гребенников, П.И., Леусский, А.И.Макроэкономика: Учебник/Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский.- М.: Высшееобразование, 2006.- 654с.
7. Экономика: Учебник/под ред. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ,2006.-831с.
8. Экономика здравоохранения: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб.и доп./Под ред. А.В. Решетникова.- М.: ГЭОТАР – Медиа,2007.- 272с.