Министерство Образования Российской Федерации.
КостромскойГосударственный Технологический Университет.
Кафедра экономической теории.
Курсовая работа.
по государственному регулированию экономики.
Тема:
Формы государственного регулирования
экономики.
Заочный факультет
Специальность:0610
Шифр 00-ЗУ-220
4 курс
Выполнил:
Догадкина С.А.
Проверил:
ЛеонтьеваЛ.И.
Кострома2004.
ПЛАН. стр.
Введение. 2-3
1.Необходимость государственного регулирования экономики. 4-8
2.Инструменты государственного регулирования экономики. 9-10
2.1. Государственноеэкономическое
прогнозирование. 11
2.2. Государственноеэкономическое
программирование. 12-13
2.3. Бюджетно –налоговая система. 14-16
2.4. Денежно –кредитная политика. 17-20
3.Объекты и цели государственного регулирования экономики. 21-23
4. Экономические функции государства. 24-27
Заключение. 28-29
Приложение. 30-33
Списоклитературы. 34-35
Введение.
В обеспечении нормативногофункционирования любой современной экономической системы важная рольпринадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своегосуществования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организациинациональной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.Государственное регулирование экономики имеет долгую историю даже в периодраннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами,качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Всовременных условиях любое государство осуществляет регулирование национальнойэкономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.[15, 37]
По вопросам, в каких пропорциях должносочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы инаправления государственного вмешательства, осуществляет широкий спектр мненийи подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономическоголиберализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функцийв экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе«Кейнсианской революции» которая совершила переворот в классических воззренияхна рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономическогоспада.
Вне зависимости от господствующихэкономических доктрин никто не снимал с национальных правительствответственности за экономическое положение страны. Таким образом,государственное регулирование экономики имеет важное значение дляэкономического и социального развития страны.[13, 120]. При этом, осуществляярегулирование экономики, государство использует широкий набор средств иметодов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно – денежнаяполитика, экономическое законодательство и т.д…
В этой курсовой работе мы подробнеепознакомимся с формами государственного регулирования экономики. Здесьрассмотрим инструменты государственного регулирования экономики:государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическоепрограммирование, бюджетно¾налоговую систему, денежно –кредитную политику; такую тему как необходимость государственного регулированияэкономики; объекты и цели государственного регулирования экономики;экономические функции государства.
1. Необходимость государственного
регулирования.
Отношение к государственномувмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах еестановления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIIIвекахгосподствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм — основывалась напризнании безусловной необходимости государственного регулирования для развитияв стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношенийнабравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственноевмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полнообосновал А. Смит в своем “Исследованиио природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.[7,345]
Согласно А. Смиту, рыночная системаспособна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанныйсо стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономическогоразвития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будетфункционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А.Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно,рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А. Смита,которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса онеобходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что естьсферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентногомеханизма. Это, прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е.товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона,образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государстводолжно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместнуюоплату гражданами этой продукции. [3, 102]
К числу проблем, которые не решаетрыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизмрынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контрольгосударства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точкизрения общественных перспектив. [19, 53]
Экономическая практика подтвердила, чтосуществуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация необеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется нетолько в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами.Важнейшая причина — это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этихусловиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявлениярегулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработкаантимонопольного законодательства и его применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулированиянаходятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение,справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальнойнезащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределениене устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальнымиконфликтами.[8, 15]
Важный этап в теоретическом осознаниироли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегосяанглийского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “Кейнсианской революции”доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимостьгосударственной политики как средства, способного уравновешивать совокупныйспрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния,способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическомплане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующийкредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос,проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны.Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебанийэкономики этих стран.[25, 135]
Развитие рыночной экономики во второйполовине XXвекавыявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельностигосударства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, чтонаибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действияконкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике некорректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования:конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействиегосударства — везде где необходимо. Факторы обуславливающие необходимостьгосударственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппироватьна основании определённого критерия, связанного с разрешением тех или иныхэкономических проблем. [4, 234].
(смотрите приложение таблица 1 )
Активноеучастие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремяпричинами: [23, 34]
Во-первых, этоготребует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этойрыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь,развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики,отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет кснижению эффективности общественного производства. На определенном этаперазвития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться сгосударственной системой управления с целью реализации своих экономическихинтересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает вобщенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна бытьпротивопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельностьгосударства.
Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такойструктуры производства, которая позволяла бы ему оставатьсяконкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производитьболее 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долюакций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация.Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержаниюцен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.[21, 75]
Другим аспектомантимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночногомеханизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всегодолжно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности.Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будетопасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий иматериальный потенциал.
Во-вторых. Всегдасуществовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамкахрыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным срокомокупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации,которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производствобщество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позициинемедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержаниеобороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных,организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормальногофункционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенныйконтроль и др.).
В-третьих.Естьпричины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов:обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населенияна необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночногомеханизма, разработка теории общественного выбора и принципов рациональногоэкономического поведения.
2.Инструментыгосударственного регулирования
экономики.
Государственное регулирование экономики непосредственно связано сэкономической политикой и направлено на её реализацию. Государство дляреализации целей своей экономической политики использует различные формы иметоды, которые и образуют инструментарий государственного регулированияэкономики.
Государство использует методы прямого икосвенного воздействия на экономику. Использование указанных методовпредполагает применение характерных для них приёмов, средств. Так, методпрямого воздействия реализуется средствами административного и экономическоговлияния. Конкретное выражение этих приёмов или средств регулированияпредставляет собой их формы.
Особенностью административных средств регулирования экономикиявляется, то что они: [4, 238]
– не связаны с созданием дополнительных материальныхстимулов для их реализации;
– базируются на силе и авторитете государственнойвласти;
– включают меры запрета, разрешения и принуждения;
– предусматривают организацию управления предприятиямигосударственного сектора экономики, государственной собственностью. Экономическиесредства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:[17,25]
– государственного экономического прогнозирования;
– государственного экономического программирования;
– бюджетно – налоговой система;
– денежно – кредитной политика;
– валютной политики;
– таможенной политики;
Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулированияэкономически государством. В целом инструментарий государственногорегулирования экономики представлен в таблице 2. ( смотрите приложение).
2.1.Государственное экономическоепрогнозирование.
Государственное экономическоепрогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел вэкономике,существующихпотребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов,на учете тенденций развитиянауки,техники,интеллектуального потенциала,позволяет получитьдостоверные знания о том,что можетпроизойти в экономике в тех или иных условиях.Исследование вариантовразвития помогает осознанно формировать экономическую политику,определять совокупностьрычагов,обеспечивающихее эффективную реализацию.
Экономическая наукавыработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективностьпрогнозов:[1, 89]
— поэтапность процесса прогнозирования:составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого,прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономическихрегуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза сучетом механизма регулирования ;
– составления сценария и вариантов прогноза ;
– сведение разного рода прогнозов в систему .
Формирование системы прогнозовскладывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей,видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий;экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.
Прогнозные разработки началиосуществляться и в России.Например, в январе 1998 г. Правительство РФ принялопостановление «О разработке прогноза социально-экономического развитияРоссийской Федерации на 1999 год, параметров прогноза основных характеристик иструктуры доходов и расходов Федерального бюджета до 2001 года»
2.2. Государственное экономическоепрограммирование.
Государственное экономическое программированиепредставляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Этообусловлено тем, что социально – экономические программы, базируясь наэкономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственногорегулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программыне только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовыесредств реализации этих целей. Его задача — комплексное использование в глобальных целях всех элементовгосударственного регулирования экономики. По мере усложнения задач сталиформулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определятьпорядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделятьнеобходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами такихцелевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различныенаправления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные.Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются как правило, напять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программыразрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовойбезработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствамиадминистративного регулирования. Практически во всех странах с рыночнойэкономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новыхземель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономическогопрограммирования являются государственные учреждения, ответственные засоставление программ, их осуществления и контроль над ними. Программыразрабатываются специальным государственным органом или министерствамиэкономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает планфинансирования программы. К разработке программ также широко привлекаютсяпредставители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленныепалаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаютсяпарламентом. Государственное экономическое программирование является достаточноэффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономикипрограммирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно- стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средствомрешения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечиваютсоциально-экономическое развитие в желательном направлении. Программированиепозволяет использовать все средства Государственного регулирования экономики иизбежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятийотдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование,заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное инеравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положениеотраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересыбыли ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказываетсявсевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
В большинстве стран, где применяетсяэкономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный,индекативный характер, но имеют строгую целевую направленность.[16, 15]
Объектами целевых экономических программявляются отрасли, регионы, социальная сфера и её элементы, направления научныхисследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программаПравительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000годах».
2.3.Бюджетно – налоговая система. Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычаговреального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы.Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей вваловом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния насоциально – экономические процессы.
Основным источником доходовой частибюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономикуреализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета.Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, атакже механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм,граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведениееё в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.[2, 93]
Переход к рыночным отношениям,разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемуюбазу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора;изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение долизаработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структуранародного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировканалоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйствестраны в большей степени будет служить эффективным средством формированиядоходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия наэкономику.[18, 46]
Влияние налоговой системы на экономикусвязано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок),механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.
Для оплаты государственных расходов и различных выплатнаселению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходовсуммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбораналогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль,государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы:товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том,как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом ив каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься извладения различных семей, из предприятий и направляться на цели производствагосударственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних ивыплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливалисьвласть имущими исключительно ради их собственной выгоды.[26, 422]
Среди общих принципов налоговойсистемы можно выделить следующие:[22,156]
· Налоговые поступления формируют необходимую финансовуюбазу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы иметоды налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия состороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного ипроизводительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весьсовокупный общественный спрос.
· В движении капитала на разныхстадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятияналогов и создать целостную систему налогообложения…
· В рыночном хозяйстве выделяются такиеосновные группы налогов: [8, 17]
ü налоги надоходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
ü налоги насобственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числена процент и др.);
ü налоги надвижение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, напокупку земли и т.д.);
ü налоги соборота (включая налог на добавленную стоимость);
налог спродаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными налогами, посколькуобычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены нанепосредственных потребителей).
2.4.Денежно – кредитная политика.
Денежно–кредитная политика — является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы,осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государствадолжна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого денежногообращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, наоснове устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходнойэкономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковскойсистемы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, созданияфинансовых условий выхода из кризиса… [24, 97]
В процессе реализации денежно –кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямыеэкономические и косвенные методы.
К инструментам прямогоэкономического воздействия относятся:
– целевое кредитование;
– установление кредитных «потолков»;
– прямой контроль за установлением уровня процентныхставок.
Меры, связанные с целевым кредитованием,выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений,осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности.Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённыхразмерах.
Установление так называемых кредитных«потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иныхвидов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельныхсферах хозяйственной деятельности.[11, 89]
Прямой контроль за уровнем процентныхставок связан с установлением Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческимбанкам ), с определением нормы обязательного резервирования средствкоммерческих банков в Центральном банке.
Более широко используется косвенныеметоды денежно – кредитного регулирования:
– регулирование минимальных резервных требований;
– осуществление дисконтной политики ( регулированиеучётных
ставок по кредитам);
– купля – продажа иностранной валюты;
– регулирование ставки рефинансирования коммерческихбанков;
– изменение курса национальной валюты;
– эмиссия денег в обращение в рамках определённыхнормативов;
продажа – скупка государственных ценных бумаг.
Большинство современных экономистоврассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемыйдля демократического общества инструмент государственного регулированиянациональной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства иуменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.[14, 18]
Высшая конечная цель монетарнойполитики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и ростереального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощьюмероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляютсядовольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией наизменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируетсяна более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, напримерна фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковскихрезервов или нормы процента и т.д.
В том или ином случае проводникоммонетарной политики является центральный банк страны, а объектами являютсяпредложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общееколичество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спросана деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос наденьги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спросна деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивныйспрос).[6, 27]Инструментарийкредитно-денежной политики [27, 57]