Формы и методы воздействия органовгосударственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
ЛАН
Вопрос 1. Формы и методы воздействия органовгосударственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
Вопрос 2. Экономическая классификация вещей
Список использованной литературы иисточников
Вопрос 1.
Формы и методывоздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления напредпринимательство
Предпринимательство есть сердцевинаэкономики, а экономика, в свою очередь, служит основой для всехобщественно-политических и социальных процессов, происходящих в обществе.Система же правовых регуляторов экономической деятельности немыслима безактивного участия и воздействия на предпринимательство органов государства иместного самоуправления. Конституция РФ обязывает органы государства и местногосамоуправления (далее МС) использовать все имеющиеся у них возможности –материально-финансовые и организационные – для утверждения и развитияпредпринимательства на основе права и законности, для предупреждения иустранения в нем противоправных проявлений. Органами государства и местного самоуправленияприменяются предусмотренные законодательством и вырабатываемые практикойразнообразные формы и методы воздействия на предпринимательство, которыеподразделяются на две крупные группы.
1. Первую составляют те из них, которые распространяются только напредпринимательские организации, создаваемые органами государства и местногосамоуправления соответственно на базе государственной и муниципальнойсобственности.
2. Вторую группу методов воздействия составляют, те которые применяются кпредпринимательским организациям, прежде всего коммерческим, которые ненаходятся в государственной собственности и собственности муниципальныхобразований. Данная группа, в свою очередь подразделяется на два вида.
2.1. Формы и методы воздействия, посредством которыхгосударственные органы реализуют свои властные полномочия.
2.2. Формы и методы, где властная сущность указанных органовне носит административно-обязательного характера или не проявляется вовсе.
1. Специфика первой группы форм и методов состоит в том, что они отражаютхарактер взаимоотношений между властными структурами и подчиненными имсубъектами предпринимательской деятельности. Постановлением Правительства РФ от30 декабря 2002 г. № 939[1], установлен четкий переченьхозяйствующих субъектов государственного сектора экономики. Ими являются:государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственныеучреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций(долей) находятся в государственной собственности; хозяйственные общества,относящиеся к государственному сектору экономики. Тем самым определены основныеграницы государственного предпринимательства в структуре предпринимательствастраны. У государства и муниципальных образований отчетливо выделяются тринаправления предпринимательской деятельности.
Первое направление — участие в предпринимательской деятельности через посредствосоздаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три видатаких организаций. Это прежде всего государственные и муниципальные унитарныепредприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Егособственники, т.е. государство и муниципальныеобразования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителя изаключают с ним контракт, определяют цели, предмет и виды деятельностипредприятия, осуществляют контроль за использованием на назначению исохранностью принадлежащего предприятию имущества имеют право на получениечасти прибыли от использования имущества. Два других вида – казенныепредприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управлениясобственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либоиспользуемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своемуусмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенногопредприятия. В настоящее время принимаются меры по реформированиюгосударственных и муниципальных предприятий. Это связано с необходимостьюулучшения управления, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции,улучшения финансово-экономических результатов деятельности.
Второе направление предпринимательскойдеятельности – участие в управлении приватизированным государственными муниципальным имуществом. Это направление осуществляется посредством деятельностипредставителей РФ, ее субъектов и муниципальных образований в органах управленияоткрытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной илимуниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственныеили муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельностьна основании положения, утвержденного Правительством РФ. Третье направление – занятие предпринимательскойдеятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.
Таким образом, специфика методоввоздействия на указанные выше направления предпринимательской деятельностиотражает субординационный характер взаимоотношений между властными структурамии подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так,коммерческие организации в организационно-правовых формах государственногоунитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственногооргана или органа МС. Этими же органами утверждаются их уставы. Органомунитарного предприятия является руководитель, который назначается собственникомлибо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы МС определяютцели, условия и порядок деятельности предприятий, организаций, находящихся вмуниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на ихпродукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий ид.п., заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами МС ируководителями этих предприятий, строятся на контрактной основе в соответствиис трудовым законодательством. Режим работы государственных, муниципальныхорганизаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителейустанавливается по решению соответственно органов исполнительной властисубъектов РФ и органов МС. Никаких особых сложностей, правовых проблем вовзаимоотношениях государственных органов, с одной стороны, и созданных ими предпринимательскихорганизаций – с другой, не возникает. Все зависит от инициативности,предпринимательской смекалки обеих сторон: у одной – от умения управлять, удругой – от умения хозяйствовать. На данную группу, с учетом их субординарнойспецифики, распространяются и некоторые формы воздействия напредпринимательскую деятельность, входящие во вторую группу.
2. Вторая группа форм и методоввоздействия, которыеприменяются к предпринимательским организациям, прежде всего коммерческим,которые не находятся в государственной собственности и собственности муниципальныхобразований.
2.1. Начнем с первого вида методов, посредством которых государственныеорганы реализуют свои властные полномочия. По своему характеру они являютсяадминистративно-правовыми. Сюда входят государственная регистрация субъектовпредпринимательства и лицензирование отдельных видов их деятельности,регистрация и выдача патентов на объекты интеллектуальной собственности, атакже контроль государственных органов и органов МС за соблюдением законности вдеятельности субъектов предпринимательства. Границы и содержание контроляустановлены в законах и иных нормативных актах. Стоит отметить, что недопустимыкак необоснованное вмешательство государственных органов во внутрихозяйственнуюдеятельность субъектов предпринимательства, так и противодействие последнихправомерным контрольным акциям со стороны компетентных органов.
Контрольные полномочия указанных органовисходят из Конституции РФ, которая относит к ведению РФ и совместному ведениюРФ и субъектов РФ защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечениезаконности, правопорядка (п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72). Конкретныеконтрольные полномочия тех или иных государственных органов определяются взаконах и положениях о статусе соответствующих органов. Так, Министерствоэкономического развития и торговли РФ осуществляет через управленияГосторгинспекции государственный контроль за соблюдением норм и правил торговлии общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров,качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также задеятельностью по искоренению злоупотреблений в сфере внутренней торговли,общественного питания и недопущению поступления на потребительский рынокнедоброкачественных товаров «Положение о Госторгинспекции утвержденопостановлением Правительства РФ от 27 мая 1993г. № 501).[2]Министерство также вправе запрашивать у юридических и физических лиц необходимыеинформацию и материалы, участвует в проведении проверок финансовых документов,деклараций, смет, контрактов и иных документов, связанных с осуществлениемсубъектами предпринимательской деятельности экспорта и импорта товаров и услуг,бартерных и других внешнеэкономических операций, получением и переводомвалютных ценностей, а также с выполнением обязательств перед государством виностранной валюте.
К ведению местного самоуправленияотносятся охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальныхорганов охраны общественного порядка, осуществление контроля за ихдеятельностью. Они же контролируют использование земель и водных объектовместного значения на территории муниципального образования, создают условия, втом числе методами контроля за соответствующими субъектами предпринимательства,для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытовогообслуживания и т.д. Реагирование на выявленные нарушения законности зависит отих тяжести. В случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 61), государственные органы иорганы МС могут предъявить в суд требование о ликвидации предпринимательскойорганизации.
Органы прокуратуры осуществляют от имени РФ надзор заисполнением действующих законов как государственными органами и их должностнымилицами, так и органами управления и руководителя коммерческих и некоммерческихорганизаций[3].
Стоит отметить, что в России контролеровпредпринимательской деятельности, к которым можно отнести десятки различныхинспекций ОВД, здравоохранения, государственных противопожарной иметрологической служб и др., насчитывается немало, и действуют они порой не винтересах дела, подчас «намеренно» мешают нормальной работе хозяйствующих субъектов,порождают коррупцию и другие негативные явления. Это вызывает массовыеобоснованные жалобы предпринимателей, и государство вынуждено было принятьправовые меры к исправлению сложившейся ситуации. С августа 2001 г. вступил в силу ФЗ от 8 августа 2001 № 134- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля»[4]Федеральным закон устанавливаются: порядок проведения мероприятий по контролю,осуществляемых органами государственного контроля; права юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, мерыпо защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственногоконтроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Например,продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Лишьв исключительных случаях срок может продлеваться, не более чем на один месяц. Вотношении одного предпринимателя каждым органом государственного контроляплановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз вдва года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятиепо контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента егогосударственной регистрации. Внеплановые проверки проводятся лишь в случаях:
Ø ”получения информации от юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийныхситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также овыходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственнопричинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан,юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Ø возникновенияугрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, поврежденияимущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) другихюридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
Ø обращенияграждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами нанарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иныхюридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные сневыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации,подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими оналичии признаков таких нарушений”. (ч. 5. ст. 7)
Вред,причиненный хозяйствующим субъектам вследствие неправомерных действий (бездействия)должностных лиц органов государственного контроля, подлежит возмещению всоответствии с гражданским законодательством.
Ностоит отметить, что действие этого закона не распространяется, однако, на всеконтрольно-надзорные акции государственных органов исполнительной власти. Вчастности, его положения не применяются, к отношениям, связанным с проведениемналогового, валютного, бюджетного, таможенного, иммиграционного,государственного метрологического надзора, а также других видов специальногогосударственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов нафинансовом рынке; оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительногоследствия, прокурорского надзора и правосудия и некоторым другим (п. 3.ст 1)
27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон N 184-ФЗ«О техническом регулировании»[5] Данный Закон полностьюзаменяет Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «Остандартизации», которые утрачивают силу со дня введения его в действие.Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен наустановление правил государственного регулирования требований к продукции,включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работи услуг в интересах потребителей. С другой стороны, Закон предусматривает дальнейшуюдебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опекиорганов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правовогорегулирования в важной сфере деятельности. Закон устраняет еще имевшиесяостатки методов административного управления экономикой в части регулирования требованийк продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования.Закон устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования вданной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет рольи значение стандартизации и стандартов, вносит ясность в многие понятия,порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организациюгосударственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований кпроведению работ и оказанию услуг. Закон устанавливает на высшем юридическомуровне на основе Конституции РФ:
— порядок разработки, принятия, применения и исполненияобщеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства,эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;
— систему нормативных и рекомендательных актов, в которыхзакрепляются соответствующие требования к регулируемым объектам;
— порядок осуществления работ по стандартизации регулируемыхобъектов;
— порядок подтверждения соответствия регулируемых объектовобязательным или необязательным требованиям;
— порядок организации и осуществления государственногоконтроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемымобъектам;
Стоит отметить, что Президент РФ не раз обращался к проблемеупорядочения деятельности разного рода контрольных и надзорных инстанций. В этудеятельность помимо государственных органов вовлечены тысячи аккредитованныхпри них коммерческих организаций, «кормящихся» на проверках». Их предписания иштрафы, равно как поборы и взятки, — указал в Послании 2002 года В.В, Путин, — ложатся непомерным бременем и угнетают предпринимательство». Одно из возможныхрешений проблемы – внесение изменений в законы и подзаконные акты, которыеуточнят и упорядочат полномочия соответствующих органов. В послании 2003 годапроблема уже поставлена более широко – об устранении избыточных функцийгосударственных органов. Президент РФ поставил задачу радикально сократитьфункции государственных органов, директивно ограничив «аппетиты» бюрократии.Вслед за этим, принципиальное значение для перспективы взаимоотношений государстваи хозяйствующих субъектов получил Указ Президента РФ от 23 июля 2003г. № 824 «Омерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». В числеприоритетных направлений реформы на первое место поставлено ограничениевмешательство государства в экономическую деятельность субъектовпредпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственногорегулирования, а к одному из направлений внесено развитие системысаморегулируемых организаций в области экономики[6].
2.2.Второй вид объединяет формы и методы воздействия на предпринимательство государственныхорганов и органов МС, опираясь на которые, эти органы оказывают помощь и содействиепредпринимателям в их работе, создают стимулы для развертывания предпринимательствавглубь и вширь.
2.2.1.В условиях создания социально ориентированной рыночной экономики спреобладанием в ней предпринимательского способа хозяйствования основнойперспективной правовой формой сотрудничества госорганов с предпринимательствомявляется – договор. так, руководители городских и иныхмуниципальных образований заключают договоры с производителямисельскохозяйственной продукции (хозяйственными товариществами и обществами,фермерами и др.) о закупке продовольствия; с предпринимательскимиорганизациями, расположенными на территории соответствующего муниципальногообразования, — об их участии в работах по благоустройству этих территорий; спотребительскими обществами – о производстве пищевых продуктов инепродовольственных товаров с последующей их реализацией через организациирозничной торговли и т.д. Так, в Омске не один год действуют «Губернаторскиеярмарки», на которых сельхозпроизводители реализуют, минуя посредников, своюпродукцию.
Органыисполнительной власти субъектов РФ и органы МС используют договорную форму врешении острых социальных проблем, таких, например, как смягчение материальныхи моральных последствий безработицы. Согласно Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I«О занятости населения в РФ» они по предложению и при участии органов службызанятости организуют в целях обеспечения временной занятости населенияпроведение оплачиваемых общественных работ. Эти работы проводятся главным образомв предпринимательских организациях независимо от форм собственности – нагосударственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственныхкооперативах, некоммерческих организациях. Отношения между органами МС,органами службы занятости и предпринимательскими организациями регулируютсядоговорами о совместной деятельности по организации и проведению общественныхработ.
Стоит отметить, что в договорной практике не изжиты ещерецидивы командно-бюрократической системы управления, когда в тексте договоровзвучит приказной тон, явно в неравное положение ставятся партнеры органов МС.Нередки случаи, когда главы администраций своими постановлениями принуждаютхозяйствующих субъектов в обязательном порядке заключать договоры садминистрацией города об условиях функционирования и сотрудничества вэкономическом и социальном развитии города. Иными словами, за счетпредпринимателей решать проблемы, стоящие перед администрацией. Например, еслипредприниматели желали установить павильон, или торговый ларек на остановкемуниципального транспорта, на них возлагалась обязанность изготавливать, устанавливатьи следить за чистотой самого остановочного комплекса. Часто, в случаенезаключения договора хозяйствующие субъекты фактически лишались возможностипользоваться электрической и тепловой энергией, водой и другими коммунальнымиуслугами. Подобные решения глав администраций явно противоправны, т.к. ониограничивают самостоятельность предпринимателей и ущемляют их интересы.
2.2.2.Следующей формой сотрудничества является муниципальный заказ. Его формулировкадана в ст. 54 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ей органыместного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могутвыступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг,связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельныхгосударственных полномочий, переданных органам местного самоуправленияфедеральными законами и законами субъектов РФ.
Формазаказов давно уже практикуется и государством. 10 ноября 1994 г. был принят Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках товаров для федеральных государственныхнужд»[7], 2 декабря 1994 года «Озакупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд»[8] Далее правительство РФ 26июня 1995 г. издало постановление № 594 «О реализации Федерального закона «О поставкахтоваров для федеральных государственных нужд»[9], а Министерство экономикиРФ в письме от 17 июля 1995 г. определило основные виды контрактных цен, применяемыхпри заключении государственных контрактов. Разновидностью государственногозаказа является оборонный заказ. Специфика последнего – в цели заказа:поддержка необходимого уровня обороноспособности и безопасности РоссийскойФедерации. Правительством РФ был принят федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»[10]
Согласноэтим законам государственными заказчиками, утверждаемыми Правительством РФ,могут быть федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенныепредприятия или государственные учреждения. Государственные заказчикиобеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральнымбюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программи обеспечение федеральных государственных нужд. При этом Правительствопредоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределахсредств, выделяемых из федерального бюджета. В качестве субъектов, выполняющихгосударственные заказы, могут выступать различные предпринимательскиеорганизации. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку ипоставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаютсяна предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредствомзаключения государственными заказчиками государственных контрактов.Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороныгосударственного заказчика за ходом работ по выполнению государственногоконтракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательствав оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Не допускается приобретениепри выполнении государственного контракта продукции иностранного производства,за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в РФ невозможноили экономически нецелесообразно.
Вцелях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральныхгосударственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль(доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях. УказомПрезидента РФ от 25 июня 1997 г. № 630 установлено звание «Поставщик продукциидля государственных нужд России»[11]. Данное званиеустановлено в целях стимулирования российских предпринимателей. Поставщику,получившее данное звание предоставляется право соответствующей маркировкипродукции и использования этого звания в рекламных целях. Для предпринимателейпривлекательность быть поставщиком по государственному контракту состоит внадежных гарантиях рынка сбыта произведенных товар и оплаты за них. Поставкипродукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счетфедерального бюджета и привлекаемых для этих целей внебюджетных источников.Федеральные государственные нужды, и объемы их финансирования предусматриваютсяв федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. На сходнойнормативно-правовой основе удовлетворяются нужды субъектов РФ.
Вусловиях экономической нестабильности стремление предпринимателей статьпоставщиками по государственному контракту нередко приобретает явнопротивоправный оттенок. Поэтому 8 апреля 1997 г Президент РФ издал Указ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходовпри организации закупки продукции для государственных нужд»[12].В целях пресечения злоупотреблений государственных и муниципальных служащихсвоим служебным положением при организации закупок продукции длягосударственных нужд установлено, что заказы на закупку товаров, работ и услуг,государственный и муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе,если иной порядок не определен законом.
Заслуживаетраспространение опыт электронных торгов по закупке товаров, выполнению работ иоказанию услуг для государственных нужд, накопленный в ряде субъектов РФ. ЧерезИнтернет к участию в торгах приглашаются все желающие. Торги проходят открыто иорганизованы так, что исключают любую возможность проявления коррупции –заключения контракта втихую, используя знакомства или протекцию, по завышеннымцентам и т.п. Другая особенность торгов – их направленность на понижение цен. Врезультате электронных торгов последние снижаются в полтора и более раза, чтопозволяет экономить многие сотни миллионов средств областного бюджета[13].
2.2.3. В трудную экономическую проблему превратились взаимныенеплатежи предпринимательских организаций, это обусловлено хроническойнехваткой у хозяйствующих субъектов собственных средств для осуществленияпредпринимательской деятельности. В ликвидацию неплатежей существенный вкладмогут внести органы МС путем оказания материально-финансовой помощи новымэкономическим структурам. Для капитализации необходимых для этого средствпредставительные органы МС вправе в порядке и условиях, установленныхзаконодательством РФ, образовывать целевые внебюджетные фонды.
Органы государственной власти и органы МС в пределах своейкомпетенции имеют право оказывать в различных формах экономическую поддержкунекоммерческим организациям, в том числе: предоставлять в соответствии сзаконодательством льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежейнекоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных инаучных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры испорта; предоставлять некоммерческим организациям иные льготы, в том числеполное или частичное освобождение от платы за пользование государственным имуниципальным имуществом; размещать среди некоммерческих организаций наконкурсной основе государственные и муниципальные социальные заказы;предоставлять в соответствии с законом льготы по уплате налогов гражданам и юридическимлицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
2.2.4. При поддержки органов государственной власти и органовМС создаются объединения предпринимателей, для оказания взаимопомощи и решенияиных общих вопросов. С 30 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон №156-ФЗ «Об объединениях работодателей»,[14] в нем объединенияопределены как форма некоммерческих организаций, основанная на членствеработодателей. Создавать объединения работодатели имеют право в целяхпредставительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфересоциально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений спрофессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти,органами МС. Государство, в свою очередь, содействует реализации праваработодателей на объединение в целях развития социального партнерства,обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании ипроведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений исвязанных с ними экономических отношений.
2.2.5. Конфликтные ситуации, возникающиемежду органами государственной власти, органами МС, с одной стороны, ихозяйствующими субъектами – с другой, нередко являются следствием отсутствиявзаимопонимания, недостаточной информированности о проблемах, с которымивстречаются и те и другие в своей деятельности. Важным средством преодоленияотчуждения и вместе с тем формой воздействия выше указанных органов напредпринимательство являются регулярные встречи государственных и муниципальныхслужащих, а также хозяйствующих субъектов для совместного обсужденияскладывающейся практики их взаимодействия, выяснения и разрешения претензийдруг к другу, выработки мер более эффективного реформирования экономики иразвития предпринимательства. Так, в декабре 2002 г. прошла III Ассамблеяроссийских деловых кругов «Инвестиции в экономику России: практика иперспективы», созданная Российской академией бизнеса и предпринимательства иАдминистрацией Президента РФ. Были сверены и согласованы позиции государства ипредпринимателей по обсуждаемой проблеме.
2.2.6. Формирование социальноориентированной рыночной экономики с преобладанием в ней предпринимательскогоспособа хозяйствования объективно обусловливает резкое возрастание потребностив квалифицированных кадрах, способных решать принципиально новые экономическиезадачи. Поэтому в современных условиях увеличивается роль государства вподготовке надлежащего командного корпуса не только для государственных и муниципальныхпредприятий, но и негосударственных предпринимательских организаций, для всейновой российской экономики. Это становится важнейшим каналом позитивноговоздействия органов государственной власти на предпринимательство. С 2003-2004учебного года введена по инициативе Правительства РФ новая форма обучения –стажировка на ведущих предприятиях России. Это будет способствовать обменуопытом между отечественными предприятиями, что ранее не практиковалось подпредлогом недопущения разглашения коммерческой тайны.
2.2.7. Совершенно новый вид воздействиягосударственных органов на предпринимательство возникает в местах с особымэкономическим режимом, таких как свободная экономическая зона Калининградскойобласти, особая экономическая зона в Магаданской области, свободнаяэкономическая зона «Находка». Эти зоны действуют на основе специальныхфедеральных законов. Федеральный закон исходит из необходимости установленияльготного режима для инвестиций и предпринимательской деятельности натерритории, на которой создана особая экономическая зона. Функции администрацииОсобой экономической зоны возложены на администрацию области, которая координируетосуществление предпринимательской деятельности, привлечение российских ииностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов.Администрация вправе заключать договоры гражданско-правового характера,вступать в иные гражданско-правовые отношения с действующими в Особойэкономической зоне российскими и иностранными предпринимателями. Данные областив лице уполномоченных органов государственной власти могут заключать соглашенияоб экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве с административно-территориальнымиобразованьями иностранных государств.
2.2.8. С каждым годом крепнут иразвиваются внешнеэкономические связи российских хозяйствующих субъектов.Органы государственной власти и органы МС оказывают помощь российскимпредприятиям в поиске надежных зарубежных партнеров, заключении ими договоров,защищают при необходимости интересы отечественных товаропроизводителей, делаяболее конкурентоспособной производимую ими продукцию. Важное значение в решениивопросов, возникающих при пребывании иностранцев в России, в том числезанимающихся предпринимательством, имеет Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[15].Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 94 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешенияна работу.[16] Всоответствии с ним разрешение выдается и на право указанных лиц,зарегистрированных в России в качестве индивидуальных предпринимателей, наосуществление ими предпринимательской деятельности. Разрешение выдаюттерриториальные органы внутренних дел.
2.2.9. Новые благоприятные условия дляучастия государства в развитии предпринимательства сложились после образованиясеми федеральных округов, объединяющих от 6 до 17 субъектов Федерации.территориально они почти полностью совпали с возникшими по инициативе субъектовФедерации ассоциациями экономического взаимодействия – «Сибирское соглашение» идр. Среди задач ассоциация названы совершенствование методов управления хозяйствующимисубъектами в условиях рыночных отношений, содействие заключению взаимовыгодныхэкономических соглашений между субъектами Федерации. Накапливается практикавзаимодействия ассоциаций и аппаратов полномочных представителей Президента вфедеральных округах. Так, для Южного федерального округа утверждена программасоциально-экономического развития «Юг России». К ее разработке и реализациипривлечены аппарат полномочного представителя Президента РФ в округе, органыгосударственной власти субъектов Федерации, федеральные министерства,предпринимательские структуры.[17]
Вопрос 2. Экономическая классификациявещей
Самую большую разновидность объектов гражданских прав и пообъему, и по распространенности, и по значимости в предпринимательской деятельностизанимают вещи. Они непременно присутствуют в предпринимательстве, служатпредметом многочисленных договоров и иных сделок.
Под вещами понимаются материальныеобъекты внешнего мира. К ним относятся как предметы материальной и духовнойкультуры, т.е. продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самойприродой и используемые людьми в своей жизнедеятельности — земля, полезныеископаемые, растения и т.п. Важнейший признак вещей, благодаря которому они истановятся объектами гражданских прав, заключается в их способности удовлетворятьте или иные потребности людей. Следует подчеркнуть, что юридическое пониманиевещей не совпадает с обыденным представлением о них. С точки зрения действующегозаконодательства вещами признаются не только традиционные предметы быта,средства производства и т.п., но и живые существа (например, дикие и домашниеживотные), сложные материальные объекты (промышленные здания и сооружения,железные и шоссейные дороги и т.п.), различные виды подвластной человекуэнергии. Вещи — это предметы материального внешнего мира, находящиеся втвердом, жидком, газообразном или ином физическом состоянии. С этой точкизрения электрическая и тепловая энергия рассматриваются ГК также в качествевещей (см. ст. 539 — 548). В зависимости от вида гражданское законодательствоопределяет правовой режим различных вещей — допустимые способы приобретенияправ на них, объем и содержание этих прав, а также обязательственных прав иобязанностей, пределы их осуществления и т.д.
Таким образом, под вещаминаука гражданского права понимает данные природой и созданные человекомценности материального мира, выступающие в качестве объектов гражданских прав.В гл. 6 ГК указаны основные виды вещей (ст. 129 — 137).
Классификация вещей проводится поразличным критериям, но большое теоретическое и практическое значение имеетюридическая классификация вещей, признанная служить ориентиром при выявленииправового режима того или иного имущества, определении объема и содержания прави обязанностей участников гражданских правоотношений. Юридическая классификациявещей. Средства производства и предметы потребления. Данному экономическомуподразделению вещей традиционно придавалось первостепенное значение. Допоследнего времени с ним связывались основные различия, существовавшие междугосударственной собственностью, с одной стороны, и собственностью граждан, сдругой стороны. Сейчас, когда средства производства могут находиться не тольков государственной собственности, но и в собственности граждан, данное делениево многом утратило свое значение.
Вещи делятся на:движимые инедвижимые. В основе этого деления лежит право частной собственности наземлю. Данное деление, принятое практически всеми правовыми системамисовременности, было решительно отвергнуть советской правовой доктриной в начале20-х годов как буржуазное и не имеющее практического значение в условиях нашейстраны, где земля, ее недра, воды и леса являлись исключительно государственнойсобственностью. В результате в нормативных актах вплоть до начала 90-х годовтермин «движимое и недвижимое имущество» вообще не встречался. Впервые последлительного перерыва общее деление вещей на движимые и недвижимые было восстановленоЗаконом РСФСР о собственности и Основами гражданского законодательства 1991г.однако лишь в новом ГК РФ, придающем данному делению первостепенное значение,оно получило относительно полное и завершенное воплощение. К недвижимым вещамотносятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса,строения, здания сооружения и всё то, что прочно связано с землёй, т.е. объекты,перемещение которых, без нанесения ущерба их назначению невозможно. Кнедвижимым вещам относятся так же воздушные и морские суда, суда внутреннеговодного плавания и некоторые другие объекты. ГК РФ не исчерпывает переченьнедвижимых объектов. Законодатель может признать недвижимыми вещами и другиепредметы. Право собственности на недвижимость, его возникновение, ограничение ипрекращение подлежат государственной регистрации в едином государственномреестре учреждений юстиции. Государственной регистрации подлежат и сделки снедвижимостью. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценныебумаги, признаются движимым имуществом. Регистрации на движимые вещи не требуется,кроме случаев, указанных в законе.
Особым видом недвижимости являетсяпредприятие как единый имущественный комплекс, используемый дляпредпринимательской деятельности (ст. 132 ГК). В состав предприятия какимущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для егодеятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование,инвентарь, сырьё, продукцию и др. Изъятие из имущественного комплексакакого-либо из этих объектов должно быть специально предусмотрено законом илидоговором. Иначе при переходе права собственности или иных прав на предприятиедругому лицу, последнее вправе требовать передачи ему всех указанных прав.
Наконец,законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, всоответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» недвижимостьюв жилищной сфере, среди прочих объектов, являются квартиры, элементы инженернойинфраструктуры и т.д.
Распространенотак же деление вещей на: не ограниченные в обороте, ограниченные в обороте иизъятые из оборота.
Большинствообъектов гражданского права оборотоспособны. Они могут свободноотчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке индивидуального иуниверсального правопреемства. При универсальном правопреемстве кправопреемнику переходит имущество лица, как совокупность всех прав иобязанностей в качестве единого целого. В этой совокупности единым актомпереходят права и обязанности, принадлежащие на момент правопреемства субъектуэтих прав независимо от того, выявлены ли они к данному моменту. Такоеправопреемство применяется при наследовании имущества граждан, реорганизацииюридического лица и в некоторых случаях прекращения деятельности юридическоголица. Оборотоспособность объектов гражданских прав регламентируется статьёй 129ГК.
Вещи,ограниченные в обороте могут принадлежать либо определённым участникам оборота, либоприобретение и отчуждение их допускается на основе специальных решений. Кругэтих вещей должен быть чётко определён в законе. К ним относятся наркотическиевещества, оружие, специальное оборудование, которые по причине общественногопорядка и безопасности граждан, не должны находиться в свободном обращении.Списки объектов, которые подлежат лицензированию и сертификации, публикуются впечати.
Полностьюизъяты из оборота вещи, отчуждение которых не допускается. Этот ограниченный круг вещей долженбыть прямо указан в законе. К ним относятся некоторые виды вооружений, ядернаяэнергия и др. Их нельзя не только передавать в собственность других лиц, новещи, изъятые из оборота, вообще не могут быть предметом гражданско-правовыхсделок. Распоряжение этими вещами осуществляется на основании административно-правовыхактов. Так “недра в границах территории РФ, включая подземное пространство, исодержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсыявляются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметомкупли-продажи, дарения, вклада, залога.»[18] Права пользованиянедрами могут отчуждаться или переходить от одного лица другому в той мере, вкакой их оборот допускается федеральным законом.
Вещиделимые и неделимые. Различиевещей делимых и неделимых проводится в зависимости от их естественных свойств,обусловливающих возможность физического раздела вещи на части, каждая изкоторых сохраняет способность служить той цели, которой служила неразделеннаявещь. Так, машина, диван, телевизор — вещи неделимые, а участок земли, здание — делимые. Делимая вещь является таковой до определенного предела, после которогодальнейший раздел влечет утрату ею своего назначения. Поэтому при достижениитакого предела она становится неделимой. Классификация вещей на делимые инеделимые имеет правовое значение в основном для раздела общей собственности ивыдела доли из нее. Так, делимые вещи могут быть разделены между собственникамис выделением каждому из них его доли в натуре. Неделимая же вещь передаетсяодному из собственников, который выплачивает другим стоимость их доли, либо этавещь продается, а вырученная сумма распределяется между собственникамипропорционально доле каждого из них.
Законодательстводелит вещи на главную и принадлежность. Некоторые вещи, не связанныемежду собой физически, находятся в хозяйственной или иной зависимости(музыкальный инструмент и его футляр), при этом одни из них (в данном случаемузыкальный инструмент) имеют самостоятельное значение и называются главнымивещами; другие же (футляр), именуемые принадлежностями, самостоятельнойценности, как правило, не имеют и предназначены служить главной вещи.Юридическое значение такого деления состоит в том, что согласно общему правилупринадлежность следует судьбе главной вещи, если договором не установлено иное(ст. 135 ГК).
Сложныевещи. Указанный видвещей впервые особо выделен в гражданском законодательстве РФ. Статья 134 ГКохватывает случаи, когда разнородные вещи образуют единое целое таким образом,что их предполагается использовать как одну вещь.Сложная вещь характеризуетсяследующими признаками: 1) она состоит из разнородных вещей, поэтому в качествесложной не может рассматриваться совокупность (определенное количество) однородныхвещей (стадо коров, библиотека и т.п.); 2) составляющие части, из которыхсостоит сложная вещь, физически не связаны между собой (телевизор, состоящий изразнородных деталей с правовой точки зрения — не сложная вещь); 3) совокупностьвещей образует единое целое, которое используется по общему назначению; 4)каждая из частей, составляющих сложную вещь, может использоватьсясамостоятельно по тому же назначению, что и вместе с ними и при этом невыполняет применительно к ним роль принадлежности. Всеми этими признакамиобладают такие вещи, как мебельный гарнитур, сервиз, предприятие — имущественныйкомплекс и т.п.
Правовоезначение выделения сложной вещи в качестве самостоятельного вида состоит в том,что совокупность составляющих ее частей признается одной вещью. Поэтому посделке, объектом которой она является, должны быть переданы все вещи, входящиев ее состав. Вместе с тем, т.к. сложная вещь является делимой, договором можетбыть предусмотрено, что передаче подлежат не все, а лишь некоторые вещи,составляющие ее. Классификация вещи как сложной имеет значение для определениякомплектности товара (ст. 488), исполнения обязательства по частям (оно будетсчитаться исполненным с момента передачи последней вещи, входящей в составсложной), раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдела изнего доли (при недостижении собственниками соглашения по поводу раздела сложнойвещи она должна рассматриваться как неделимая и не подлежащая разделу).
Плоды,продукция и доходы.Плоды, продукция и доходы представляют собой прирост имущества, полученный отего использования. Различие между ними проводится в зависимости от способа ихполучения. Плоды имеют естественное (природное) происхождение, являютсярезультатом органического развития животных и растений. К ним относятся плодыфруктовых деревьев, приплод скота и птицы, приносимые ими продукты (молоко,яйца, шерсть) и т.п. Продукция — это имущество, полученное в результате обработки,переработки вещи или иного целенаправленного ее использования (построенныйстроителями дом и т.д.). Доходы представляют собой денежные и иные поступления,которые приносит имущество, находясь в обороте (арендная плата, проценты повкладу и т.п.). По общему правилу собственником плодов, продукции и доходов,полученных от использования имущества, является то лицо, которое его используетна законном основании (собственник имущества, арендатор и т.п.). Им может бытьсобственник, а если собственник по договору передал имущество в пользованиедругому лицу (например, в аренду), — то лицо, не являющееся собственником.Исключения из этого правила могут предусматриваться законом, иными правовымиактами или договором с собственником или лицом, имеющим право распоряжатьсяэтим имуществом.
Гражданскоезаконодательство различает и другое деление вещей:
1) Индивидуально- определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками (родовыевещи). Первые обладают такими признаками, по которым их можно отличить отдругих таких же вещей. Вторые характеризуются числом, весом, иными единицамиизмерения, т.е. представляют собой известное количество вещей одного рода.Индивидуально — определенная вещь в отличие от родовых юридически незаменима,поэтому обязательство, предметом которого является такая вещь, прекращается вслучае ее гибели. ГК по-разному определяет последствия неисполнения обязанностипередать индивидуально — определенную вещь (см. ст. 398) и родовые вещи (см.ст. 463). Деление вещей на индивидуально определенные и родовые имеет значениеи для определения юридической природы договора. Так, предметом займа могут бытьтолько родовые вещи, а договоров аренды и безвозмездного пользования — толькоиндивидуально — определенные.
2) Потребляемыеи непотребляемые вещи. Потребляемые вещи в процессе использования перестаютсуществовать как таковые либо утрачивают свои первоначальные потребительскиесвойства (продукты питания, косметические средства, лекарства, кино- ифотопленка и др.). Непотребляемые вещи при использовании не уничтожаютсяполностью и в течение длительного времени могут служить по назначению (машины,оборудование, здания и сооружения, бытовая техника и др.). Значение такойградации заключается прежде всего в том, что предметом договоров аренды и безвозмездногопользования могут быть только непотребляемые вещи, т.к. при прекращении этихдоговоров вещь должна быть возвращена, чего невозможно сделать с потребляемойвещью.
3) Вещи,созданные трудом человека, и вещи, созданные природой, т.е. имеющиеестественное происхождение. Так, в зависимости от происхождения вещи ГКопределяет основания приобретения права собственности (ст. 219, 220, 229 и221), правовую природу договора (предметом договора контрактации может бытьтолько сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная)производителем, а договора поставки — любые товары), правила оборотоспособности(к ст. 129).
4) Вещиодушевленные и неодушевленные. Подавляющая часть вещей, участвующих вгражданском обороте, относится к неодушевленным предметам материального мира.Однако гражданские правоотношения могут складываться и по поводу живых существ,к которым относятся домашние и дикие животные. В целом по отношению к животнымприменяются общие правила об имуществе (ст. 137), из которых, однако, законом ииными правовыми актами сделан ряд существенных отступлений. Общий смысл и направленностьэтих отступлений определяются запретом жестокого обращения с животными,противоречащего принципам гуманности.
Списокиспользованной литературы и источников
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12. 1993 // «Российская газета» – 1993 — №237 – 25 дек
2. «Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принятГД ФС РФ 21.10.1994) // «Российская газета», № 238-239. 1994 г.
3. Федеральныйзакон от 10 ноября 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках товаров для федеральныхгосударственных нужд»// «Собрание законодательства РФ»1994. № 34.ст.3540
4. Федеральныйзакон от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»// «Собраниезаконодательства РФ»1994, № 32, ст. 3302
5. Федеральныйзакон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» //«Собрание законодательства РФ»1996. №1 ст.6.
6. Федеральный Закон от 8 августа 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»// «Собраниезаконодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3436
7. Федеральный законот 30 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»// «Собраниезаконодательства РФ»2002. № 48. ст. 4741
8. Федеральный законот 27 декабря 2002 г. б N 184-ФЗ «О техническом регулировании»(принят ГД ФС РФ 15.12.2002) // «Собрание законодательства РФ»,30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140
9. Федеральный законот 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.06.2004) «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФСРФ 16.09.2003) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40,ст. 3822
10. Указ ПрезидентаРФ от 8 апреля 1997 г № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупциии сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственныхнужд»// «Собрание законодательства РФ»1997. № 15. ст. 1756.
11. Указ ПрезидентаРФ от 23 июля 2003г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в2003-2004 годах» // Российская газета. 2003. 25 июля.
12. ПостановлениеПравительства РФ от 26 июня 1995 г № 594 «О реализации Федерального закона «Опоставках товаров для федеральных государственных нужд»// «Собраниезаконодательства РФ», 1995. № 28.ст. 2669
13. Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодексаРоссийской Федерации для предпринимателей. 2-е изд, доп и перераб. – М.:Издательство «Спарк», Редакция журнала «Хозяйство и право», 1999
14. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т1. – 6-е изд. / Н.Д. Егоров, И.В.Елисеев и др.; Отв ред А.П. Сергеев, Ю. К. Толстой – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2004
15. Вадимов Н. Прямаяречь // Российская газета. 2002 16 мая.
16. Жилинский С.Э.Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности):Учебник для вузов – 5-у изд., перераб. и доп. – М: Норма, 2004