Этнос и нация
Наряду с понятием«этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие«нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. Вэтом смысле данное слово используется, например в названии — ОрганизацияОбъединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурныхсообществ, а именно суверенных государств, которые принято называтьнациональными потому, что, как правило, государства Нового времениформировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяясоотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация — этоэтнос, обретший свою государственность.
Только при этом надообязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно несовпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов.Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств(поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктоваланеобходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу».Например, американцы (граждане США) — это одна нация. Хотя этносов в нейперемешано видимо-невидимо.
Нация — это продуктбуржуазной эпохи. Ведущие современные нации сложились в XVIII—XIX вв. в порукрушения абсолютистских монархий и ликвидации феодально-сословной социальнойорганизации. До этого времени этническая принадлежность человека особогозначения не имела. По той простой причине, что социальная среда его обитаниябыла замкнута, обособлена от остального мира и географически, и экономически, идуховно. Поэтому, например, французы вплоть до XV11I в. французами (то естьединой нацией) себя не осознавали и не называли. Тогда в ходу были другиепризнаки социальной идентичности: сословный (подчиненность конкретномусюзерену), религиозный (принадлежность к той или иной конфессии) и т. д.
Ситуация изменилась снаступлением буржуазной эры. Становление единства хозяйственной жизни набольших территориях, появление новых средств и форм организации труда,потребность в свободной рабочей силе, формирование гражданского общества,способного контролировать политическую власть породили идею нации как некоейгражданской общности, создающей суверенное государство. Эта идея помоглабуржуазно-демократическим движениям начала Нового времени осуществить своицели, в процессе достижения которых крупные этно-территориальные общности и всамом деле начали осознавать себя как единое целое — нацию.
Та же идея сыграла своюроль и в начале XX в., когда распались и Австро-Венгерская империи, и всередине века, когда рухнула колониальная система. То есть, не сложившиесянации порождают так называемые «национально-освободительные» движения, анаоборот — освободительное (от эксплуатации, иноземного захвата) движениеприводит к образованию наций. А «мотором» этих движений выступают этносы,стремящиеся сохраниться и окрепнуть через обретение собственнойгосударственности.
Формынационально-государственного устройства
Федеративное управление
Слово «федерализм»образовано от латинского слово «феодус», что означает договор или соглашение.Из этого следует обязательный признак любого федеративного государства – союздвух или нескольких независимых государств, который носит договорный характер ипредполагает соглашение между ними на формирование федеральной власти.Объединение независимых государств не означает отказа или утраты независимостиотдельных государств и сохраняет за ними право самостоятельно решать вопросы,которые касаются только их.
Признаки федерации
1. Распределение властимежду центром и членами федерации. Члены федерации не являются в буквальномсмысле суверенными. Юридически они лишены права самостоятельно выступать вмеждународных отношениях или односторонне выходить из союза, объявлять войну,содержать армию, выпускать денежные знаки. Все вопросы государственнойважности, например, безопасности, финансов, средств массовой коммуникации,использование ресурсов и т.п., передаются центру, тогда как вопросы местного(регионального значения должны решаться на местах. Субъекты федерации имеютразличные названия – штаты (США, Индия), провинции (Канада), республики (СССР,Россия), области, края, округа (Россия), кантоны (Швейцария).
2. Принцип приоритетафедерального закона. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной дляних компетенции правом издания собственных конституций, законодательных актов.Они могут иметь свою правовую и судебную системы. Однако доминированиецентральной (федеральной) власти над субъектами федерации означаетнеукоснительное соблюдение данного принципа.
3. Территория федерациине представляет единого целого, а состоит из территорий субъектов федерации.
4. Единство интересов ицелей.
5. Центральноеруководство. Для существования государства в федеративной форме необходимагибкая и эффективная система центрального руководства, позволяющая решатьзадачи центра, не подавляя самостоятельность регионов.
А. Унитарное государство
Унитарными государствамиявляются Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, многие другиегосударства. Унитарная форма означает концентрацию власти в руках центральногоправительства. Имеется в виду конституционный характер привилегии центральнойвласти. Если даже центральная власть делегирует часть своих полномочий местнойвласти (вплоть до автономии) добровольно, не меняя конституции, оставляя засобой право вернуть себе эти полномочия, то это означает унитарную формуправления.
Признаки унитарного государства
1.Административно-территориальные единицы не имеют политическойсамостоятельности.
2. Действует единаяконституция.
3. Единая система высшейгосударственной власти.
4. Единое гражданство.
5. Единая правовая исудебная системы.
Кроме федеральной иунитарной систем правления можно говорить еще о двух формах, считающихсянеустойчивыми.
Это, во первых, конфедерация,являющаяся в строгом смысле не государством, а союзом государств,объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях.Примером такой формы являлась еще сравнительно недавно Швейцария, постепенноперешедшая к федеральной форме правления. Весьма близким к конфедерацииявляется развивающийся в настоящее время Европейский Союз – сугубо добровольноеобъединение независимых государств, уже имеющих не только парламент, но иединую валюту. Роль Церкви и христианской демократии в объединении Европы.
И, во-вторых, империя,считающаяся отжившей формой правления. Однако об империи следует поговоритьподробнее.
Основной признак империикак государства – принудительный способ образования. Во всех случаях некоесильное государство захватывало более слабые либо вооруженным путем, либо путемэкономического принуждения. Приобщая к себе соседние или удаленные территории,это сильное государство, называемое метрополией, становилось еще сильнее,приобретая ресурсы захваченных провинций или колоний. Как правило, власть впровинциях передавалась одному из представителей местной племенной знати.Назначенный правитель, опираясь в междоусобной борьбе со своими соперниками наимперскую военную силу, правил самостоятельно, но под контролем имперского наместника.Для империи были важны налоговые поступления из провинции, что и обеспечиваламестная власть. В сущности, эти отношения между имперской и местной властьюбыли договорными (вспомним слово федоус-договор). Однако такой договор, дажеесли он был оформлен документом, с течением времени терял свою легитимность вглазах населения колонии или провинции. В колониях неизбежно начиналиусиливаться антиимперские настроения, переходящие в неповиновение, сепаратизм,освободительную борьбу и вооруженные восстания. При этом освободительная борьбабыла нем настойчивей и успешнее, чем сильнее проявлялись национальные ирелигиозные противоречия. Национализм угнетенной нации – чрезвычайно сильноечувство, способное в поколениях сплотить людей вплоть до самопожертвования.Поэтому национально-освободительная борьба, даже если она растягивается навека, практически всегда заканчивается провозглашением независимости, поэтомурушатся империи. Такова судьба империй Александра Македонского и Чингис-хана,Римской, Османской и других. Во второй половине ХХ века распались колониальныеимперии, включая прежде всего Британскую.
На месте империи можетвозникнуть и единое федеральное или унитарное государство. Это бывает тогда,когда в имперской провинции с течением достаточно длительного времени национальныепроблемы сглаживаются путем взаимной миграции и ассимиляции, исчезновенияязыковых барьеров, взаимопроникновения культур.
Национальный вопрос
Национальный вопрос,совокупность политических, экономических, территориальных, правовых,идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами инародностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорскомобществе Н. в. возникает в ходе борьбы наций и народов за национальноеосвобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. Послепобеды социалистической революции и в социалистическом обществе он охватываетпроблемы отношений наций и народов в процессе установления 1090 ихдобровольного союза и дружбы, укрепления единства и всестороннего сближения наоснове полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчинённыйобщему вопросу о социально-политическом прогрессе общества и исходит из того,что главным в Н. в. является объединение трудящихся вне зависимости отнациональной принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовойобщественный строй.
Угнетение и эксплуатацияодних народов другими и освободительная борьба начались при рабовладельческомстрое и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере Н. в. возник в периодуничтожения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становлениенаций, и продолжает существовать и в современную эпоху, проявляясь в ходеборьбы против национального порабощения и во внутригосударственных отношенияхнаций и народов, Н. в. полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций вусловиях победы коммунизма во всём мире.
Концептуальный уровень.Обеспечивает содержательные подходы к вопросу укрепления стабильностимежэтнической сферы нашей страны, сущность которых сводится к следующему:
1. Модель межэтническогосогласия реализуется с учетом и на основе взаимозависимости ивзаимообусловленности социально-экономических, культурных, нравственных,бытовых и других факторов в соответствии с их потенциалом .
2. Модель межэтническогосогласия организационно и функционально базируется на принципе свободногообеспечения культурного самовыражения всех этносов Казахстана.
3. Конечная цельреализации данной модели — защита и свободная реализация интересов всех этносовКазахстана. Концептуальный уровень представлен специальными программами.Например, Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессиональногосогласия на 2006-2008 гг., на которую были выделены средства изреспубликанского и местных бюджетов в размере 1,5 миллиарда тенге. Большинство мероприятийпо поддержанию самобытности и диалога культур Казахстана, проведенные впоследние два года, были реализованы как раз в рамках этой программы.
Конституционный иполитико-правовой уровень осуществляется на основе законодательных актов,регулирующих сферу межэтнических отношений государства, и других официальныхдокументов, определяющих основные направления национальной политики. Правовойосновой обеспечения межэтнического согласия выступает Конституция РеспубликиКазахстан. Правовая основа предполагает определение в Конституции страны идругих законодательных актах основных принципов, на которых должны строитьсямежэтнические отношения. Например, статьей 39 Конституции РК «признаютсянеконституционными любые действия, способные нарушить межнациональноесогласие».
На политико-правовомуровне осуществляется разработка политических инициатив для реализации основныхпринципов межэтнического согласия. Так, например, согласно статьи 7 ОсновногоЗакона страны («государство заботится о создании условий для изучения иразвития языков народа Казахстана») и статьи 19 («каждый имеет право напользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения,воспитания, обучения и творчества»), право каждого казахстанца на сохранениесамобытности своей культуры, свободный выбор языка обучения и воспитания нашлозакрепление, в частности, в законах «О гражданстве Республики Казахстан», «Оязыках в Республике Казахстан», «Об общественных объединениях», «О культуре»,«Об образовании», «Об охране и использовании объектов историко-культурногонаследия».
Конституционный уровеньобеспечивает представительство интересов этносов Казахстана на уровнеПарламента. Так, в рамках конституционной реформы 2007 г. впервые в истории Казахстана в его высший представительный орган были избраны депутаты отАссамблеи народа Казахстана, главной функцией которых является обеспечение изащита этнических интересов. Таким образом, АНК стала реальным механизмомагрегации и артикуляции интересов этносов Казахстана.