Формы права (источники)

Армавирский Государственный Педагогический Университет
Юридический факультет
Курсовая работа
предмет: Теория государства и права
Тема: «Формы права (источники)»
Работу выполнил:
Студент 1 курса
Гринцов В.А.
Работу проверил:
Рудых С.А.
2008 г.

Оглавление
Введение. 3
1. Понятие формы (источника) права. 5
2. Классификация форм(источников) права. 8
2.1 Нормативно-правовой акт. Признакинормативного правового акта. 8
2.1.1 Виды нормативно-правовых актов. 10
2.1.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве,времени и по кругу лиц  12
2.2. Судебный прецедент. 15
2.3. Правовой обычай. 16
2.4 Принцип права. 17
2.4.1 Классификация принциповправа. 19
2.5 Правовая доктрина. 21
2.6 Нормативный договор. 21
2.7. Религиозные тексты… 23
2.8. Деловое обыкновение. 24
Заключение. 25
Список использованной литературы… 26
Введение
Вопрос оформах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременноон является и одним из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых вюридической литературе.
Во-первых,термин «источник права» используется как минимум в двух смыслах, т.е.он неоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивыеего оценки и т.д.
Во-вторых,неясность, двусмысленность любого понятия всегда порождает определенныетрудности его использования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередьведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данноеобстоятельство позволяет относить понятие источника права к числу дискуссионныхв понятийном аппарате теории государства и права. Неслучайно отдельныеученые-юристы предлагали отказаться от использования понятия источник права изаменить его понятием «форма права»[1].Другие авторы предлагали различать эти понятия, отводя каждому из нихсобственное содержательное значение и место в юридической науке. В частности,они предлагали использовать «источник права» для обозначенияматериальных факторов, предопределяющих необходимость издания правовых актов,руководствуясь известным положение о том, что законодатель «не делаетзаконов, не изобретает их, а только формулирует»[2].
Такимобразом, курсовая работа будет посвящена различным источникам права,существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовомуакту, юридическому прецеденту, нормативному договору и правовому обычаю,раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Болееподробно будут рассмотрены виды источников права, их особенности, а такжепринципы права как основополагающие идеи права, которые так же являютсяисточниками права во многих правовых системах. В своей работе я постараюсьосветить данные темы.
1. Понятие формы (источника) права
Понятие «источникправа» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяютправоведы всех стран. В отдельных работах последних лет этому понятиюпредлагается придать статус многозначного научного понятия, что якобы позволитисследовать все его смысловые значения в интересах развития общего понятияправа и достичь определенных договоренностей относительно его грамотногоиспользования в контексте теории государства и права[3].При этом, по мнению Т.В. Гуровой, при использовании термина «источникправа», целесообразно присоединение к нему дополнительных определяющихслов, очерчивающих сферу его применения: социальный источник, политическийисточник, формальный источник. Таким образом, у права имеются экономические,политические, идеологические, социальные источники, которые требуют правовогозакрепления, правового регулирования, т.е. побуждают принимать нормы права ивлиять на их юридическое содержание. При этом следует учитывать, что право,относясь к сфере «должного», а не «сущего», имеетсоциальную природу; вне человеческого общества право не существует. Поэтомуэкономический источник — это не какая-нибудь материя, а деятельность людей всфере экономики, результат этой деятельности, экономические ценности для людей,потребовавшие правового регулирования.
Важнейшимполитическим источником права выступает государство. Абсолютное большинствоправовых актов в современных обществах появляется в результате правотворческойдеятельности государства — будь то специально созданные правотворческие органы — парламенты, законодательные собрания или прецедентная деятельностьадминистративных и судебных органов. Результатом их деятельности как раз иявляется появление новых правовых актов, отмена устаревших, изменениедействующих.
Понятие «источникправа» в формальном (собственно-юридическом) смысле в научный оборот ввелиеще римские юристы. Марк Туллий Цицерон в работе «Об ораторе» писал:«Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица 12 таблицвесом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотекивсех философов»[4].
Источникправа в формально-юридическом смысле — это внешняя форма выражения изакрепления государственной воли в различных документах, получивших официальноепризнание государства, в которых содержатся общеобязательные правила (правовыенормы).
Для болееглубокого познания проблемы источников права юридической наукой необходиманализ юридических источников права. В литературе является общепризнаннымположение, что непосредственным источником права или источником в формальном(юридическом) смысле являются способы выражения государственной воли в качествеобщеобязательных установлений, общеобязательных правил. Таковыми, прежде всего,являются нормативные акты (законы, указы, постановления, решения и т.д.). Крометого, к источникам права в формальном (юридическом) смысле относят правовыеобычаи, прецеденты, нормативные договоры. В связи с таким подходом копределению источников права отдельные авторы считают понятия «форма права»и «источник права» тождественными. Во многих учебниках данная темазачастую обозначена как «формы (источники) права» или наоборот «источники(формы) права», чем подчеркивается позиция (отношение) авторов к пониманиюпроблемы. Более правильно считать эти понятия не идентичными, а исходить изположения, что имеющиеся формы, т.е. способы выражения во вне правовых установлений,общеобязательных правил (способы выражения государственной воли) — это и естнепосредственные источники права. Ведь на самом деле право возникает чаще всегои главным образом после того, как появляется закон, указ, прецедент,санкционируется обычай, заключается договор. Значит, данные формыгосударственного волеизъявления (их появление) служат юридическим источникомвозникшего права. Поэтому, на мой взгляд, отождествлять понятия «форма»и «источник» права не совсем точно[5].Правильнее исходить из следующего положения: форма государственноговолеизъявления — это непосредственный источник права. И в уточнении всегосказанного, следует сказать, что в юридической литературе понятие «источникправа» используется еще в одном значении, в смысле источника познанияправа. А именно: источник права — это письменный документ, правовой памятникдля научного исследования. Такие правовые документы когда-то были действующимиюридическими актами. Они служат основой для познания правовых систем прошлыхлет и веков. Например, Законы 12 таблиц, Законы царя Хаммурапи, Русская правда,Псковская судная грамота и т.д. — это ценнейшие источники исследования правапрошлых эпох.
2. Классификация форм (источников) права
Мироваяюридическая практика насчитывает множество форм — непосредственных источниковправа, среди них такие как: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебныйпрецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина,юридическая практика. Перечисленные источники являются источниками права вформальном смысле или непосредственными источниками.
На выбор изакрепление в национальной правовой системе того или иного источника, т.е. наформу права (как и на форму государства) влияет множество факторов. Этоособенности исторического развития государства, географическое положениестраны, национальная психология, культура народа, менталитет нации, иностранноевлияние и др. Рассмотрим более подробно основные источники права.2.1 Нормативно-правовой акт. Признаки нормативногоправового акта
Нормативныйправовой акт является одним из самых распространенных и основных источниковправа в различных правовых системах мира, в том числе и в Российской Федерации.
Нормативныйправовой акт — это официальный документ компетентного органа власти,направленный на установление новых, изменение действующих или отмену устаревшихправовых норм.
Признакинормативного правового договора следующие.
Во-первых,нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентныхгосударственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях — врезультате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочияправотворческих органов на издание нормативных актов заранее определены, ониустанавливаются в Конституции, законе и других нормативных актах. Такимобразом, компетенция, установленная для органов издающих нормативные акты,обуславливает юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовыхактов. От юридической силы нормативного правового акта зависит его место вправовой системе.
Второйпризнак состоит в том, что в нем формулируются и соответственно содержатсянормы права, который представляют собой общеобязательные,формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованныенеопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Правовыенормы распространяют свое действие на всех участников правоотношений или наопределенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно, применяютсямногократно до тех пор, пока не будут отменены органом, их издавшим,вышестоящим органом или в судебном порядке.
Третийпризнак нормативного правового акта как источника права состоит в том, что онимеет официально-документальную форму и особую структуру. В НПА должны содержатьсяобязательные признаки. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц)его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия,соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.),подпись уполномоченного лица.
Четвертаяособенность заключается в особом порядке его подготовки, принятия,опубликования и вступления в силу. Существует «технология» создания нормативногоправового акта. Она состоит из «последовательных операций, в результате осуществлениякоторых в правовую систему вливается новый официально действующий акт»[6].Такой порядок (на примере Российской Федерации) содержится в КонституцииРоссийской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах.
Такимобразом, нормативный правовой акт — это один из наиболее совершенных источниковправа. Его использование позволяет государству своевременно реагировать на потребностиразвивающихся общественных отношений путем быстрого принятия правовых норм,обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовыммеханизмом в целях его реализации.2.1.1 Виды нормативно-правовых актов
Поюридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконныенормативно-правовые акты. Верховенством среди них обладает закон*.Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконныеакты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чащевсего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы неимеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять илитолковать уже действующие нормы права. Эта форма используется для регулированиянаиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридическойсилой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:
1) это актпредставительных (законодательных) органов государственной власти или акт,принятый всенародным голосованием (референдумом);
2) онрегулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанностиличности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;
3) законпринимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;
4) обладает верховенствомв правовой системе государства.
Наибольшейюридической силой среди законов обладает Конституция. В ней закрепляются основыгосударственного строя, определяется организация и виды ветвей государственнойвласти, закрепляются основные права, свободы и обязанности граждан, принципывнутригосударственных отношений. Конституция является первоисточником для всехостальных нормативных правовых актов. Все другие акты должны соответствоватьКонституции.
Следующееместо в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они, как правило,определены в самой Конституции. Для них характерен более сложный порядокпринятия, чем для обычных законов.
Промежуточноеположение между Конституцией и обычными законами занимают органические законы. Ихпринятие направлено на развитие конституционных норм.
Следующим поюридической силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции,конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся кпредмету законодательного регулирования.
По формеобъединения нормативного материала обычные законы могут быть кодификационные(кодексы) или текущие (тематические).
По временидействия законы делятся на временные (действуют на определенный, указанный взаконе срок) и постоянные (действуют с момента их принятия до последующейотмены, т.е. на неопределенный срок) и чрезвычайные (начинают действовать принаступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного,экстраординарного характера.
Подзаконный нормативныйправовой акт — это такой вид нормативного правового акта, который издаетсяполномочным органом на основе и во исполнение закона. В большинстве случаевподзаконные нормативные акты издаются исполнительными органами власти. Подзаконныенормативные акты характеризуются следующими признаками. Они:
основываютсяна положениях законов и не должны им противоречить;
даннойгруппе актов присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения вдействие по сравнению с законом;
они быстреереагируют на потребности общественного развития;
нормыподзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем имеют более узкое(видовое) значение, чем нормы законов, которые являются нормами родовогозначения.
Подзаконныенормативные правовые акты делятся (дифференцируются) на указы, постановления,решения, регламенты, приказы, инструкции и др. Основой классификацииподзаконных актов является принадлежность к органам, их издающим.
Кподзаконным актам относятся акты центральных органов исполнительной власти — министерств,государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местнойадминистрации и исполнительных органов субъектов Федерации.2.1.2 Действие нормативно-правовых актов впространстве, времени и по кругу лиц
Для практикиимеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовыхактов. Она включает в себя три вопроса: />
1. С какоговремени, и на какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие вовремени).
2. На какуютерриторию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве).
3. Каковыего адресаты (действие по кругу лиц).
Действиенормативно-правовых актов — это их фактическое влияние на общественныеотношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулированияопределенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действияявляется необходимым условием обеспечения правомерности использования иприменения предписаний, которые составляют содержание этого акта.
Действиенормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения имиюридической силы и моментом ее утраты.
Нормативно-правовыеакты вступают в силу:
а) с момента,указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовойакт вступает в силу;
б) с моментапринятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовомакте;
в) с моментаопубликования нормативно-правового акта;
г) нормативно-правовыеакты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу,приобретают ее после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причемнормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срокапосле их принятия;
д) смомента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным нормативнымактам.
Нормативно-правовыеакты теряют юридическую силу:
а) вследствиеокончания обусловленного периода действия;
б) вследствиеизменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;
в) вследствиеотмены данного акта иным или специально предназначенным актом.
Действиеновопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которыевозникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаяхпод влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли довступления в законную силу. Это касается:
а) уголовногозакона, если он смягчает или отменяет наказание;
б) прямыхуказаний субъекта правотворчества, которые находятся в самомнормативно-правовом акте;
Подобноедействие нормативно-правовых актов называется “обратной силой Закона”.
Действиенормативно-правовых актов в пространстве — это распространение их влияния наопределенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К нейотносятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды,воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств,военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратовнад территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальныепределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и егоюрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретногогосударства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме иликонкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорамирегулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когдазаконодательство данного государства распространяется за пределами еготерритории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территориидругих государств).
Действие покругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований навсех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Ноиз данного правила есть три исключения.
Во-первых,главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульскихпредставительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правомэкстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно,к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственногопринуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства обадминистративных правонарушениях.
Во-вторых,проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства,хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторыхправонарушениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например,избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могутсостоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторыенормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность,распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо оттого, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатаминормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения,все должностные лица или отдельные их категории.2.2. Судебный прецедент
Прецедентпредставляет собой решение, принимаемое за образец при последующем рассмотрениианалогичных дел.
Признаниепрецедента источником права позволяет суду выполнять правотворческие функции,вне зависимости от того, существует соответствующий закон или нет. Данноеположение характерно для правовых доктрин всех стран системы общего права. В XIX в. Произошло полное признание прецедента. Егоустановлению способствовала судебная реформа 1873-1875 гг. и все последующиереформы судебной системы. В результате реформ создается развитая система судов,определены высшие суды, создающие своими решениями судебные прецеденты.
Судебныйпрецедент — это решение, принятое высшим судебным органом по конкретному делу,которое считается обязательным для других судов при рассмотрении аналогичныхдел.
Можноотметить ряд характерных признаков судебного прецедента, отличающие его отдругих источников права:
Судебныйпрецедент создается только органом судебной власти, а именно высшими судебнымиорганами.
Судебныйпрецедент требует определенной юридической процедуры.
Судебныйпрецедент обладает обязательностью применения.
Судебныйпрецедент подлежит официальному опубликованию, как правило, в специальныхсборниках.
Данныепризнаки наиболее полно раскрывают понимание прецедента как источника права. поэтомуможно дать более развернутое его определение: — это судебное решение высшегооргана судебной власти по конкретному делу, вынесенное в рамках определеннойюридической процедуры, содержащее правоположение, опубликованное в официальныхсборниках и служащее обязательным правилом применения для аналогичных дел вбудущем[7].2.3. Правовой обычай
Обычай — исторически самый первый и наиболее древний источник права. В первыхгосударствах писаное право создавалось первоначально путем санкционированияустоявшихся обычаев. По мере прогрессивного развития общества правовой обычайзаменялся другими источниками права, например, договорами, нормативными актами.Вместе с тем, правовой обычай как источник права сохранился во многихсовременных государствах, в частности, в странах англосаксонской имусульманской правовых систем.
В системеисточников российского права правовой обычай по объему регулирования общественныхотношений занимает незначительное место. Необходимо отметить, что правовойобычай, в отличие от других источников права, характеризуется тем, что егоавтором или создателем является народ или социальная группа, неформальноеобъединение людей. Его следует отличать от обычая, представляющего собойморальную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая можетосуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административнойпрактикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признаетсясоответствующим государством и, может быть, принудительно исполнено.
Обычай поприроде своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось врезультате длительной общественной практики. Нередко он отражает обывательские предрассудки,расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов.Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государствовполне оправданно запрещает. Законодатель нередко использует обычай дляформулирования нормы права. В таких случаях правовой обычай как самостоятельныйисточник права перестает существовать, он трансформируется (перемещается) внормативный акт и становится классической нормой права.
Итак, подправовым обычаем понимается санкционированное государственной властьюобщеобязательное правило поведения, сложившееся на основе многократногоприменения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственногопринуждения и защиты[8].
общественнойпрактике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и общеобязательноеправило поведения, сложившееся н2.4 Принцип права
Принципыправа как основополагающие идеи права являются источниками права во многихправовых системах. «Юридические правила, — пишет Бержель, — могут бытьсформулированы и могут развиваться только с оглядкой на общие принципы права»[9].
Современноезаконодательство учитывает важное значение принципов базовых общечеловеческих иобщегражданских положений при издании законов, формулировании отдельных статей.Такие базовые, исходные основополагающие принципы, как справедливость,гуманизм, равенство, свобода и т.п. должны служить и в демократическихгосударствах служат существенным критерием каждого принимаемого закона,выступают в роли важного ориентира для законодателя. Принципы права какисточник права предшествуют нормам права, они, имея фундаментальное значение,обладают устойчивостью и стабильностью, влияют на формирование не толькоотдельных правовых норм, но и на формирование системы права в государстве.
Принципыправа — это основополагающие, исходные положения, определяющие содержаниевоздействия права на общественные отношения и выступающие критериями егоценности для субъектов права. Принципы права выражают и характеризуют самыеглавные черты права как регулятора общественных отношений, они являютсястержнем, который объединяет нормы права и который придает определеннуюзаданность правотворческим и правоприменительным органам.
Принципыправа формируются под воздействием тех конкретно-исторических условий, вкоторых действует право, Нои отражают определенный уровень экономического,идеологического, нравственного состояния общества. Их вполне основано называютобщественным отражением объективных условий существования (бытия) права. Принципыправа — это относительно самостоятельные правовые явления и они могут оказыватьсобственное влияние на развитие права; это базовые ориентиры дляправотворческих правоприменительных органов, отступление от которых можетповлечь отрицательные последствия в методах, средствах и целях правовогорегулирования. Они придают стабильность и цельность правотворчеству, посколькузаконодатель не может не учитывать основополагающие идеи и положения,сформировавшиеся на многовековом пути развития права и которые необходимоотражать в принимаемых законах. Будучи исходными, базовыми положениями права,принципы имеют более длительное время действия, чем остальные нормы права. Последниесоздаются и отменяются значительно быстрее, чем формируются и существуютпринципы. Поэтому качественными признаками принципов являются их устойчивость,стабильность, постоянство.
Наконец,следует отметить, что принципы права, хотя и выявляются и исследуются наукой,они не могут являться результатом субъективного усмотрения ученых, а этофеномены объективно присущи праву, это его имманентные качества. Задача наукиих выявить и объяснить, а не создавать.2.4.1 Классификация принципов права
Взависимости от своего объема (параметров) действия и влияния на характерправового регулирования принципы права подразделяются на:
а) общеправовые,
б) межотраслевые,
в) отраслевые.
А) Общеправовые- это основные, главные, исходные принципы права. Они характеризуют право вцелом, а не отдельную его отрасль или институт.
Говоря опринципах права современных демократических государств, следует отметитьследующие виды: принцип справедливости, принцип гуманизма, принцип единстваправ и обязанностей, принцип демократизма, принцип законности, принциправенства граждан перед законом.
Принципсправедливости — антипод правовой несправедливости. Он означает справедливое сточки зрения личности, общества, государства, правовое регулирование,справедливое наказание, справедливую возмездность и т.д.
Принципгуманизма означает то, что право призвано защищать прежде всего человека, хотяоно одновременно предназначено охранять и защищать интересы общества. Главным вэтом принципе является человек.
Принципединства прав и обязанностей требует не формального провозглашения прав исвобод граждан, но и возложение обязанностей на определенных субъектов(государство, других граждан) обеспечивать эти права и свободы.
Принципдемократизма является основой демократического формирования права, он означает,что право должно быть фактическим результатом осуществления народовластия.
Принципзаконности — один из важнейших принципов права. Он означает деятельность всехсубъектов права — общества, государства, должностных лиц, общественных и другихнегосударственных организаций, граждан в рамках закона и на основе закона.
Принциправенства граждан перед законом закреплен Конституцией Российской Федерации вкачестве одного из основных в главе второй — права и свободы человека игражданина (ст. 19 п.1). Равенство граждан перед законом означает, чтозапрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Б) Межотраслевыепринципы права — это принципы, не являющиеся всеобщими, а присущие несколькимотраслям права. Их ценность состоит в том, что они определяют характерправового регулирования не по одному, а по нескольким направлениям, посколькувлияют на его содержание в двух-трех и более отраслях права.
В) Отраслевыепринципы присущи конкретной отрасли права. Это уже более частные положения посравнению с основными принципами права и межотраслевыми принципами. Онихарактеризуют отдельную отрасль права, определяют ее индивидуальные черты,отличающие от других отраслей.
В заключениеследует сказать, что в юридической литературе наблюдается различная оценка техили иных принципов права. Так, многие ученые считают презумпцию невиновностивсеобщим принципом права, а профессор В.К. Бабаев полагает, что презумпцияневиновности является лишь принципом уголовного права и процесса, поскольку вст.49 Конституции Российской Федерации, закрепляющей презумпцию невиновности,речь идет только о преступлении, а не о любом правонарушении.2.5 Правовая доктрина
Правоваядоктрина состоит из совокупности идей и высказываний наиболее авторитетныхученых-юристов, изложенных ими в научных трактатах, которые вследствиепризнания их государством и его органами могут быть использованы в решенииправовых вопросов. Наибольшее распространение в настоящее время данный источникправа имеет в мусульманских странах. Он считается там одним из главных. Заключенияюристов-знатоков ислама имеют юридическое значение.
Какнепосредственный источник права в европейских правовых системах юридическаядоктрина в редких случаях используется в англоязычных странах, когда судьи,дополнительно обосновывая свои решения, ссылаются на труды известных английскихученых, таких, как Брактон, Гленвилль и др. В России правовая доктрина какисточник права не используется. Административное или судебное решение не можетбыт основано на научной доктрине. Тем не менее достижения юридической наукиобъективным образом влияют на совершенствование российского законодательства,формирование юридических понятий, особенно на процесс толкования Конституции, врезультате которого делаются выводы нормативного содержания.2.6 Нормативный договор
На всехэтапах государственно-правового развития большое значение имелонормативно-договорное урегулирование. Нормативный договор как одно из средстврегуляции отношений между определенным кругом субъектов проник практически вовсе сферы общественной жизни. В современной России значение нормативныхдоговоров как регуляторов отношений неуклонно возрастает. Нормативный договоркак специфический источник права имеет большую гибкость, большую вариативностьв определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение. Другойотличительной особенностью этого источника является то, что он не тольконаправлен на создание, изменение и прекращение таких прав и обязанностей,которые конкретизируют, дополняют и развивают действующие нормы права, но такжевводят новые правила, разумеется, которые должны соответствовать действующимзаконам и не должны выходить за границы той сферы, которая определеназаконодателем. Нормативный договор следует отличать от простого договора,заключая который стороны не создают общего правила, а лишь определяют своиконкретные права и обязанности.
Вюридической литературе принято следующее определение нормативного договора: нормативныйдоговор — это соглашение двух и более субъектов права, регулирующие между нимиотношения путем установления взаимных прав и обязанностей, как правило,рассчитанное на длительное действие и применение.
В качествеосновной формы права выступает договор в международном праве. Международныйдоговор — это явно выраженное соглашение между государствами и другимисубъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общийинтерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимныхправ и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоровсодержит нормативное определение этого источника: «Договор означаетмеждународное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме ирегулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такоесоглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собойдокументах, а также независимо от его конкретного наименования». Примероммеждународно-правового договора нового типа может служить принятый 12 сентября1990 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласнокоторому«объединеннаяГерманиябудетвключатьтерриториюГерманскойДемократическойРеспублики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина».
В областитрудового права значительную роль продолжают играть коллективные договоры. Согласност.7 Кодекса законов о труде Российской Федерации, коллективный договор — правовойакт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношениямежду руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Следуетподчеркнуть, что договорное право — юридический фундамент динамичной и расширяющейсясистемы свободного предпринимательства. Принятый 11 марта 1992 г. ЗаконРоссийской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» один изнаиболее значимых актов, цельно регулирующий взаимоотношения предпринимателей инаемных работников.
У договорнойформы права перспективное будущее. Ведь если представлять источники права ввиде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего,добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.2.7. Религиозные тексты
Как источникправа религиозные тексты представляют собой свод религиозных норм (канонов),которым государство придает общеобязательную силу. Такое закрепление происходитв результате тесного взаимодействия государства и церкви, в зависимости отзначения религии в том или ином государстве, сложившегося в результатеспецифического развития конкретного общества. В наше время религиозные текстысохранили значение источников права в странах мусульманской правовой системы(это, в первую очередь, такие источники, как Коран и Сунна), а также виндусской правовой системе (Веды и дхармашастры), в Израиле, в некоторыхевропейских странах, например в ФРГ (каноническое право). Значение религиозныхтекстов таково, что им не могут противоречить нормы принимаемых нормативныхактов. Поэтому законодатель, принимая закон, обязан учитывать положенияважнейших религиозных книг.2.8. Деловое обыкновение
Деловоеобыкновение — это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оносвязано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловоеобыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило,это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения вторговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетейпоявилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалосьправомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примеромпризнания в России делового обыкновения в качестве источника права можетслужить часть 2 статьи 478 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласноданной норме, «в случае, если договором купли-продажи не определенакомплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектностькоторого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемымитребованиями».
Заключение
В светевышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительнобольшое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенствоназванных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретическихпредставлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическаянаука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению формправа, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях созданиягибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. Откачества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Что касаетсяосновных путей усовершенствования форм (источников) права в современной России,то:
Во-первых, приулучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции страны, взятьлучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых,назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основныхформах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права толькок нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностьювыразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, внем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системыгосударства, главную форму права. Так В.М. Баранов полагает, что в правовомгосударстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой актвообще, а только один из них — Конституция. При этом Конституция государства неможет ограничиваться «цементированием» лишь правовых актов. Всеправовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации,противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов, — М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2006.
3. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов, — М.: АкадемическийПроект, 2005.
4. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права, — Мн, 2002
5. Корельский В.М. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. — М, 2000.
6. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учеб. пос., — Мн.: «Амалфея»,1998.
7. Азаров И.И. Теория государства и права, — М., 1998.
8. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание 2. Под ред. Сергеева А.П., ТолстоваЮ.К., — М.: Проспект, 1997.
9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Учебное пособие, — М.: ТЕИС,1996.
10. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник, — М.: Юристъ,1996.
11. Теория права: Курс лекций. Учебное пособие для юридических факультетов ивузов, — М.: Вентури, 1996.
12. Лифшиц Р.З. Теория права. — М., 1995.
13. Зивс С.Л. Источники права, — М.: «Наука», 1981.