Саратовский Военный Краснознаменный ИнститутВВ МВД РФ
кафедра УП и К
Предмет: уголовный процессКурсовая работа
«Формы предварительногорасследования»
ПЛАН
лист
Введение. 3
1. Понятие исодержание стадии Предварительного
расследования. 5
2. Формыпредварительного расследования. 14
а) Предварительное следствие. 16
б) Дознание. 20
Заключение. 25
ИспользуемаяЛитература. 26
ВВЕДЕНИЕ
Выбирая тему для курсовой работы,я, не задумываясь, обратился к теме «Формы Предварительногорасследования». Меня всегда волновали детали проведения расследования.Предварительное расследование – самая большая по срокам и количествусоставляемых документов, часть уголовного процессуальной деятельности.
Я очень люблю читать детективныерассказы. Углубляясь в их чтение, сливаешься с главным героем этого произведения,то есть следователем или иным органом производящим предварительноерасследование, начинаем мыслить как он, вместе с ним анализироватьобстоятельства преступления, возможное направление дальнейших действийпреступника. Иногда улики настолько незначительны, что преступление раскрытьневозможно, но ничего не уходит от бдительного следователя. Он разрабатываетмножество версий и наконец-то ему удается верно «вычислить» лицо,которое совершило преступление и предотвратить доказательства подвергающиепричастность обвиняемого к совершению преступления.
Работа следователей кропотлива итрудна. Основанная на законе принципах и общих условиях производствапредварительного расследования деятельность следователей (органов дознания),способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка,воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществлениепредварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как ирешение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела,являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу,государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Необоснованное предварительноерасследование отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оноприводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительногорасследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжкихпреступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимостивызываются в милицию, налоговую полицию иные правоохранительные органы,отрываются от общественно-полезного труда.
Деятельность следователяхарактеризуется чрезвычайным разнообразием задач, правильное решение которыхтребует применение различных качеств, навыков и знаний.
Актуальность данной темы в том, чтопредварительное расследование это стадия уголовного процесса на которой, как ясчитаю, решаются наиболее важные вопросы. Цель своей курсовой работы я вижу втом, что бы как можно глубже и подробней рассмотреть формы предварительногорасследования, мнения ученых по поводу этих форм.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СТАДИИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Предварительное расследованиеследующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса. В этойстадии органы предварительного расследования обязаны тщательно выяснитьобстоятельства совершенного преступления: событие преступления; личностьобвиняемого; его виновность и мотив преступления; обстоятельства, влияющие настепень и характер ответственности; размер причиненного ущерба; причины иусловия, способствующие совершению преступления и др. Выяснение названныхобстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо всоответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признановиновным только вступившим в законную силу приговором Суда.1
И так, Предварительноерасследование это урегулированная законом деятельность органов дознания,предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличениювиновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлениювсех обстоятельств уголовного дела и решение других задач уголовного процесса.2
Профессор А.С. Кубликов выделяетследующие задачи предварительного расследования:
1) быстроеи полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
2) всестороннее,полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела;
3) обнаружениеи процессуальное закрепление доказательств, для последующего их использования впроцессе судебного разбирательства;
4) законноенедопущение привлечения лиц в качестве обвиняемого при недопущении привлечениек уголовной ответственности невиновных;
5) обеспечениеучастия обвиняемого в производстве по уголовному делу и недопущение дальнейшейпреступной деятельности с его стороны;
6) определениеразмера ущерба, причиненного преступлением и принятие мер, обеспечивающих еговозмещение;
7) выявлениепричин и условий, способствующих совершению преступления и принятия мер по ихустранению.
По мнению А.П. Рыжакова существуюткритерии предварительного расследования как вида деятельности:
1) предварительноерасследование начинается после того, как компетентный орган констатируетналичие у себя повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективнойстороны состава преступления;
2) предварительноерасследование – всегда деятельность уголовно-процессуальная;
3) предварительноерасследование направлено на установление всех обстоятельств, перечисленных встатье 68 УПК (статьях 208, 392, 404 УПК);
4) предварительноерасследование может производится только специальным субъектом, наделеннымзаконом полномочиями осуществлять досудебную уголовно-процессуальнуюдеятельность;
Предварительное расследованиепроводится по подавляющему большинству дел, направляемых для разбирательства.Особый порядок прохождения уголовных дел предусмотрен лишь по делам частногообвинения (ст. 27 УПК) и по делам с протокольной формой досудебной подготовкиматериалов (гл. 34 УПК). Однако и по ним в определенных случаях так же можетбыть проведено предварительное следствие или дознание.
Предварительное расследование,основанное на законе, принципах и общих условиях уголовно-процессуальногопроизводства, способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплениюправопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов. Инаоборот, осуществление предварительного расследования без достаточных к томуоснований, так же как и решение стоящих перед ним задач средствами стадиивозбуждения уголовного дела, является грубейшим нарушением законности,приносящим большой вред обществу, государству, правам и законным интересамфизических и юридических лиц.1
В стадии предварительногорасследования следователи и дознаватели обязаны соблюдать конституциюРоссийской Федерации, которая гарантирует гражданам права и свободы и среди нихнеприкосновенность личности, свободу передвижения и определение места проживания,неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, которыемогут затрагиваться во время предварительного расследования. Чтобы их ненарушить, органы ведущие предварительное следствие или дознание, должныбезукоризненно соблюдать уголовно-процессуальные нормы, регулирующиепроизводство каждого из следственных и розыскных действий в отдельности и всехих в совокупности.
Встречающиеся в следственнойпрактике попытки процессуального упрощенства под предлогом «усиления»борьбы с преступностью совершенно недопустимы. Только строгое соблюдениепредписаний уголовно-процессуального закона обеспечивает органам расследованиянаиболее благоприятные условие собирания и исследования доказательств в целяхистины. И наоборот, несоблюдение установленных требований неминуемо ведет кослаблению борьбы с преступностью, так как доказательства теряютдоброкачественность, а подчас и вызывают сомнения в том. что к уголовнойответственности привлекается именно то лицо, которое совершило преступление.Разумеется, должны соблюдаться все законы и иные нормативные акты, которыедействуют на территории Российской Федерации и подлежат применению в ходедознания и предварительного следствия. Речь идет об уголовно-процессуальномзаконе прежде всего потому, что именно его нормы определяют содержание ипорядок следственных действий.
Предварительное расследование поуголовному делу должно отвечать так же и таким требованиям, как всесторонность,полнота и объективность.1 Эти требования обязывают органырасследования исследовать все возможные версииоб обстоятельствах и характере совершенного преступления, все обстоятельства,имеющие значение для дела; беспристрастно оценивать все доказательства.
Проведение предварительногорасследования с соблюдением всесторонности, полноты и объективности являетсяодним из условий правильных решений, которые принимаются по уголовному делу.Невыполнение их ведет, с одной стороны к опасности обвинительного уклона, а сдругой – к безнаказанности за совершенное преступление.
Предварительное расследование имеетбольшое юридическое значение. Оно состоит в том, что органом расследованиясобираются материалы о преступлении, о лице его совершившем, и тем самымобеспечивается реализация уголовной ответственности и способствуетпредупреждению преступлений со стороны других лиц. Последнее имеетвоспитательное значение, которое состоит так же и в том, что в ходерасследования развенчиваются антиобщественные установки и представленная обезнаказанности у подозреваемого и обвиняемого, создаются возможностипредупредительного воздействия на других лиц, не склонных к законопослушномуповедению.
«Под предварительнымрасследованием подразумевается одна из стадий уголовного процесса, — так жепишут Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткулин. Эта стадия судопроизводства начинается спринятия возбужденного дела в производство следователя или органа дознания изавершается составлением и утверждением по нему обвинительного заключения илипрекращением уголовного дела (в отношении невменяемых так же направлением материалов в суд для применения мер принудительного лечения)».2
Данное определение применимо кхарактеристики временного промежутка (стадии), но не должны использоваться вотношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.
Читая детективный роман илипросматривая фильм, можно убедиться, что труд следователя или органа дознанияочень нелегок. Для того чтобы запутать следствие преступники используютразличные ухищрения, «запутывают следы преступления» в плоть до того,что убивают свидетелей и даже следователей. Органы предварительногорасследования находят почти неразличимые следы преступления и уже исходя из нихначинают распутывать преступление.
Еще одной проблемой являетсянынешний экономический кризис, порой просто не хватает денежных средств длябыстрого и полного производства предварительного расследования, хотя в то жевремя организованная преступность растет и крепчает, и пользуется новейшиминаучно-техническими средствами.
Выполнению задач предварительногорасследования служат определенные законам требования, которые называются общимиусловиями предварительного расследования. Существует несколько классификацийэтих общих условий. В соответствии с гл. 10 УПК такие условия можно было сгруппироватьприменительно к решению в ходе расследования уголовных дел, в частности, такихпроцессуальных вопросов, как:
vподследственность и место расследования;
vпредпосылки для начала расследования;
vсроки расследования;
vпроцессуальная самостоятельность следователя и иного лицауполномоченного вести расследование;
vобязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение длядела;
vнедопустимость разглашения данных предварительного следствия;
vсоединяющие и выделение уголовных дел;
vиспользование научно-технических средств и специалистов;
vпринятие мер к выявлению и устранению причин и условийспособствовавших совершению преступлений.1
Теперь я хочу уделить вниманиеначалу предварительного расследования.
После того как собраны достаточныеданные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления,должно выносится постановление о возбуждении уголовного дела. Нопредварительное расследование начинается даже если таковое и не вынесена.
Для начала предварительногорасследования достаточно повода и основания к возбуждению уголовного дела. Темне менее не любой орган или должностное лицо вправе возбудить уголовное дело, азначит начать предварительное расследование. Компетенция большинства органовдознания ограничена (за исключением милиции) ст. 117 УПК. Так, органыгосударственного пожарного надзора в праве производить дознание по делам опожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системыФедеральной пограничной службы Российской Федерации – по делам о нарушениирежима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима ирежима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации ит.п.
Сроки производства предварительногорасследования определены в ст. 133 УПК. Срок дознания, по делам,предварительное следствие по которым не обязательно, ограничивается одниммесяцем либо двадцатью сутками. если оно осуществляется по преступлениям, покоторым возможна досудебная подготовка материалов в протокольной форме. Нонадзирающий прокурор в праве его сравнять со сроком предварительного следствия.Предварительное следствие же по уголовным делам должно быть закончено непозднее чем в двухмесячный срок. Срок предварительного расследования включает всебя время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления егопрокурору с обвинительным заключением или постановлением о подаче дела в суддля рассмотрении вопроса о применение принудительных мер медицинского характералибо до прекращения или приостановления производства по делу.
Срок предварительного расследованияможет быть продлен надзирающим прокурором на один месяц, а по делам,расследования которых представляет особую сложность, прокурор автономнойреспублики, края, области, автономной области, автономного округа, группывойск, флота и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлитьсрок предварительного расследования до шести месяцев. Дальнейшее продолжениесроков может быть произведено только в исключительных случаях Главным военнымпрокурором, Генеральным прокурором Российской Федерации или их заместителями.
По сложным многоэпизодным деламрасследование прокурором или начальником следственного отдела может бытьпоручено группе следователей.
К сложным делам следует отнести:
– с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно;
– о преступлениях преступников гастролеров, когда совершаемое преступлениеимели место в различных городах и районах;
– многоэпизодные;
– по преступлениям организациям и сообществам;
– расследование которых усложняется многообразием методов совершения исокрытие преступлений.
Решение задач уголовного процессапредполагает недопустимость разглашения материалов предварительногорасследования. В отличии от судебного разбирательства материалыпредварительного расследования предаются гласности лишь с письменногоразрешения следователя ли прокурора и в том объеме, котором они признают этовозможным.
При рассмотрении предварительногорасследования как системы, — пишет С.П. Ефимичев, — можно выделить еесамостоятельные части:1
1) решениео принятии дела к своему производству;
2) производствокомплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказываниеналичия события и состава преступления и виновности конкретного лица;
3) решениевопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения идопрос обвиняемого;
4) решениевопроса о мере пресечения;
5) производствокомплекса следственных и процессуальных следственных действий, направленных напроверку показания обвиняемого и окончательное установление всех фактическихобстоятельств, имеющих значение для дела;
6) принятиерешения об окончании расследования и предъявлении следственного производстваучастникам процесса для ознакомления; процессуальное оформление окончанияпредварительного расследования;
7) разрешениеходатайств участников процесса и производство дополнительного расследования;составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору;рассмотрение дела прокурорам; рассмотрение дела прокурорам; принятие по немурешения и направление дела в суд.
При производстве предварительногорасследования производятся следующие действия.
Российское уголовно-процессуальное законодательство кследственным действиям относит:
– задержание подозреваемого в совершении преступления;
– допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта);
– очною ставку (между подозреваемыми, обвиняемыми, сведетелями,потерпевшими в любом сочетании);
– предъявление для опознания (живых людей, фотографий, предметов,документов, животных, трупов, строений, участков местности);
– обыск (помещений, участков местности, личный обыск);
– выемку (предметов, документов, почтово-телеграфной корреспонденции);
– наложение ареста на имущество;
– осмотр (места происшествия, местности, помещений, предметов, документов,трупов);
– эксгумация трупа;
– освидетельствование (обвиняемого, подозреваемого, свидетеляпотерпевшего);
– следственный эксперимент;
– производство экспертизы;
– получение образцов для сравнительного исследования.1
2. ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Настало время перейти крассмотрению форм предварительного расследования. Изучая этот вопрос и стараяськак можно глубже вникнуть в него я перебрал множество литературы. Традиционно,то есть в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством существуетдве формы предварительного расследования:
– Предварительное следствие;
– Дознанание.
Но в литературе встречаются идругие позиции, так П.С. Ефиивич считает протокольную форму досудебнойподготовки материалов третьей формой предварительного расследования.1
Учетными по разному воспринимаетсясущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Некоторые егоназывают разновидностью дознания, другие – порядком проверки оснований квозбуждению уголовного дела, третьи – административной деятельностью, самостоятельнойрасследования. Более оптимальным представляется определение понятия досудебнойподготовки материалов в протокольной форме как особого досудебногопроизводства.
Другие ученые, например А.П.Рыжаков, считают, что существует еще такая форма предварительногорасследования, как смешанное предварительное расследование (по делам, длякоторых предварительное следствие обязательно) и последующеепредварительноерасследование.2
Но мне кажется, это нельзя считатьтретьей формой предварительного расследования, я считаю, что в этом случаем,происходит смена одной формы предварительного расследования (Дознания) надругую предварительное следствие.
И так, уголовно-процессуальноезаконодательство различает две формы предварительного расследования. Ониразличаются между собой по процессуальному порядку и по органам, которые ихпроизводят.
Основной формой предварительногорасследования принято считать предварительное следствие, которое производитследователями различных ведомств. По делам о некоторых преступленияхпредварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признаетнеобходимым прокурор или суд. Независимо от характера совершенного преступлениясовершенного преступления предварительное следствие обязательно по делам опреступлениях несовершеннолетними, а так же лиц, которые в силу своихфизических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право назащиту. Предварительное следствие обязательно и по делам об общественно-опасныхдеяниях невменяемых, а так же о преступлениях лиц, заболевших душевной болезньюпосле совершения преступления.
Второй формой предварительногорасследования является дознание.
Без эффективного взаимодействияорганов следствия и дознавания невозможно полное, объективное и всестороннеедоказывание обстоятельств совершенного преступления. Существуют две группы формвзаимодействия между органами предварительного расследования:
1. Процессуальные формывзаимодействия:
– выполнение поручений следователя;
– содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовногодела;
– возбуждение уголовного дела, по которым обязательно предварительноеследствие, производство по ним неотложных следственных действий и передача ихследователю, который ведет дальнейшее расследование;
– использование следователем данных, полученных органам дознания с помощьюоперативно розыскных мер;
– совместное согласованная деятельность в период производства органамидознания неотложных следственных действий по делу, по которому предварительноеследствие обязательно.
2. Организационные формывзаимодействия:
– совместная согласованная деятельность в составе следственно оперативныхгрупп;
– немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружениипреступлений, требующих производства предварительного следствия;
– организация следственно0оперативных групп (бригад), в которые включеныследователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел обопасных преступлениях;
– согласование планирование следственных, оперативно-розыскных действий;
– выступление перед населением и проведение профилактики мероприятий;
– межведомственные оперативные совещание работников прокуратуры,следствия, дознания;
– совместное проведение занятий.1
а)Предварительное следствие.
Перейдем к рассмотрению первойформы предварительного расследования – предварительному следствию. Органомпредварительного расследования является следователь.
Поскольку в Российской Федерации несуществует «Единого» следственного отдела, то предварительноеследствие производится следователями прокуратуры, следователями органоввнутренних дел, следователями федеральной службы безопасности и следователямифедеральных органов налоговой полиции.1
Хотя эти следователя относятся кразличным ведомствам объем их полномочий и процессуальное положение одинаковы.Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то естьустановить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всехлиц. причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления,образующие его состав. все данные, характеризующие субъекта преступления, егосубъективную и объективную стороны, причины и условия, способствовавшиесовершению преступления. За действиями следователя производит контрольначальник следственного отдела.
Как субъект уголовного процессаследователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. Он, какправило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственныхи иных процессуальных действий. Помимо этого, следователь обязан выполнятьуказания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.2
Но закон предусматривает ивозможность для следователя, при несогласии с указаниями прокурора не выполнитьуказание и направить все материалы вышестоящему прокурору с письменнымизложением своих возражений.
Полномочия следователя носятвластный характер. Это выражается в том, что следователь в праве давать органамдознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий поконкретному делу, находящемуся в его производстве.
Постановление следователя, понаходящимся в его производстве делам, обязательны для исполнения всемипредприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
На следователя возложенаобязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельстврасследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться насобранных доказательствах, оценку которых следователь производит по своемувнутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективномрассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.1
Следователь наделен определеннымиправами в отношении органов дознания. Если орган дознания возбудил уголовноедело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно,следователь может в любой момент принять дело к своему рассмотрению, недожидаясь выполнение всех неотложных действий, предусмотренных ст. 119 УПК. Напрактике следователи органов внутренних дел значительное число уголовных делвозбуждают лично и полностью проводят по ним предварительное расследование.
Предварительное следствие – этоцеленаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлогособытия преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.2
В деятельности следователясущественное значение приобретают криминалистические значение и опыт, которыесоздают условие для понимания имеющейся информации, ее поиска, правильноговыбора необходимой информации. Эти знания и опыт является необходимойпредпосылкой и для активизации воссоздающего воображения. На предварительномследствии процесс познания отличается определенной неупорядоченностьюпоступления информации. Приток информации здесь не всегда зависит от желания ине поддается полностью регулированию лицом, осуществляющим познание.
Следователю в своей деятельности нужны определенныепознания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии,транспорта и психологии и т.д. В ходе предварительного следствия следователюнеобходимо преодолевать сопротивление со стороны незаинтересованных в успешномрасследовании лиц. Пожалуй нет другого вида человеческой деятельности,успешному проведению которой так активно противоборствовали бы заинтересованныелица и группы людей.
Деятельность следователяхарактеризуется:
1) процессуальнойрегламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социальноролевой функции следователя;
2) познавательно-поисковойнаправленностью;
3) оперативностью(практические результаты одного действия предопределяют выбор другогодействия);
4) направленностьюна преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;
5) наличиемвластных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышеннойединоличной ответственностью за принимаемые решения.1
Предварительное следствие состоитиз процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себяпроизводство следственных действий, применение мер принуждения, привлечениелица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника,законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовногопроцесса.
Профессор В.П. Божьев выделяетобщие условия предварительного следствия, они имеют много сходства с общимиусловиями предварительного расследования профессора К.Ф. Гуценко, но и имеютмного дополнений. Это такие общие условия как:
1) своевременноеначало предварительного следствия;
2) соблюдениеместа и сроков производства предварительного следствия;
3) соблюдениеподследственности;
4) соединениеи выделение уголовных дел;
5) применениемер по установлению и устранению причин и условий способствующих совершениюпреступлений;
6) обязательноеудовлетворение ходатайств имеющих значение для дела;
7) участиепереводчика, понятых и специалиста;
8) признаниев качестве потерпевшего и гражданского истца; привлечение в качествегражданского ответчика; обеспечение следователем возмещения гражданского иска ивозможной конфискации имущества;
9) участиезащитника;
10) применение научно-технических средств;
11) соблюдение порядка сношения следователя соответствующими органами зарубежныхстран;
12) недопустимость разглашения данных предварительного следствия;
13) обжалование действий и решений следователя;
14) составление процессуальных документов при производстве предварительногоследствия.
В заключении рассмотренияподвопроса о предварительном следствии, я хотел бы обратиться к такому моментукак обязательное присутствие понятых на некоторых следственных действиях. Ясчитаю, что этим фактором можно выразить недоверие к следователю и думаю что,равняясь на страны более развитые, понятых нужно исключить из уголовногопроцесса, но это мое мнение и я его ни кому не навязываю.
На этом я хотел бы закончитьрассмотрение этого подвопроса, думаю что ничего не упустил.
б)Дознание.
И, наконец, можно перейти кследующему подвопросу – дознание. Для начала рассмотрим, что же такое дознание.
Дознанием называется,первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором фиксируются следыпреступления и производятся неотложные действия для раскрытия преступления иобнаружения преступника.
Производство дознанияосуществляется на основании того же законодательства, что и предварительноеследствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и актыпредварительного следствия.
В ст. 117 УПК указывается переченьорганов дознания:
– милиция;
– командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;
– органы федеральной службы безопасности;
– начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов;
– органы государственного пожарного надзора;
– органы федеральной пограничной службы;
– капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальникизимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
– федеральные органы налоговой полиции;
– таможенные органы.
Основное место среди этих органовзанимает милиция. На нее возложена обязанность, принимать любые заявления исообщения о преступлениях и решать возникшие по ним вопросы.
Надзор за деятельностью милиции какоргана дознания осуществляет территориальная прокуратура.
Командиры воинских частей, соединенийи начальники военных учреждений в праве возбуждать дела в пределах своейкомпетенции. Дознание по этим делам проводят дознаватели, которые назначаютсякомандиром воинской части, на два года, из числа более подготовленных офицеров.
Органы службы безопасностиосуществляют дознание по особо опасным государственным преступлениям. Всятяжесть расследования этих преступлений лежит на следователях Федеральнойслужбы безопасности, а помощь им оказывают оперативные отделы, выступающие вроли дознания.1
Начальники исправительно-трудовыхучреждений действуют как органы дознания по делам совершенным в расположенииисправительно-трудового учреждения, заключенными либо сотрудниками. Дознаниепроводит либо сам начальник, либо кто-то из командного состава по письменномураспоряжению начальника.
Органы государственного пожарногонадзора являются органами дознания по делам о пожарах и нарушениипротивопожарных правил. Дознание является дополнительным средством к разрешениюосновных задач этих органов.
Оперативные органы системыФедеральной пограничной службы пользуются правилами органов дознания по делам онарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничногорежима в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.
Капитаны морских судов, находящихсяв дальнем плавании производят дознание, по делам совершенным на судне лично илиназначает одного из своих помощников дознавателем. Капитан в праве задерживать,в одном из помещений лиц которые угрожают безопасности судна, до передачи их водин из портов Российской Федерации либо на военный корабль.
Начальник зимовки осуществляетдеятельность органа дознания только при отсутствии транспортных деятельностиоргана дознания только при отсутствии транспортных связей, а при другихобстоятельствах дознание ведется соответствующими территориальными органами.
Главное управление налоговыхрасследований является органом дознания по налоговым преступлениям.
Правами органов дознания обладают:Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полициисубъектов РФ, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга,округов Москвы, межрайонные отделы управления, отделы департамента налоговойполиции.
Таможенные органы РоссийскойФедерации обладают полномочиями органов дознания по делам о контрабанде, онарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении отуплаты таможенных платежей.
В соответствии со ст. 8 Таможенногокодекса Российской Федерации, органами дознания являются Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управленияРоссийской Федерации, таможня Российской Федерации, таможенные посты.
Помимо выполнения общих с органамипредварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознаниявозлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целомвыявления и раскрытия преступлений, изобличение лиц, их совершивших.Этадеятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функцияморганов дознания, предусмотренным Законом об оперативно-розыскной деятельностии другими актами.
Закон возложил на органы дознанияосуществление следующих уголовно-процессуальных функций:
a) рассмотрениеи разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;
b) дознание;
c) досудебнуюподготовку материалов в протокольной форме;
d) производствоследственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
e) оказаниепомощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.1
Существует две формы дознания:
1. Дознание по делам, по которымпредварительное следствие обязательно. Если первичный материал опреступлении, по которому требуется обязательно предварительное следствие,поступает непосредственно в милицию, а следователь по каким-либо причинам неможет приступить к расследованию, орган дознания возбуждает уголовное дело ируководствуясь нормами Уголовно-процессуального кодекса, производит неотложныеследственные действия по выявлению и закреплению следов преступлений.
Выполнив неотложные следственныедействия органы дознания обязан передать дело следователю для производствапредварительного следствия.
После передачи дела следователюоргана дознания уже не в праве самостоятельно, без поручения следователя,производить по делу какие-либо следственные действия. Но если в течениедесятидневного срока производства неотложных следственных действий органдознания не смог обнаружить лицо, совершившее преступление, он продолжаетпринимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя обэтом следователя.
Таким образом, этот вид дознанияпредшествует предварительному следствию и он ограничен по срокам т объемуследственных действий.
2. Дознание по делам, по которымпредварительное следствие не обязательно. К числу таких дел относятся делао преступлениях указаниях в 4.1. ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса.
По делам об этих преступленияхорган дознания ведет расследование в полном объеме, начиная с возбужденияуголовного дела и кончая составлением обвинительного заключения.
Орган дознания во времярасследования руководствуется теми же процессуальными нормами, что иследователь.
В отличие от следователя органдознания обжалует указания прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливаявыполнения этих указаний.
Еще одной особенностью при дознанииявляется то, что по окончании дознания лишь обвиняемый знакомится с материаламидела, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.
По делам, по которымпредварительное следствие необязательно, материалы дознания являются основаниемдля рассмотрения дела в суде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе ярассмотрел два вопроса:
— Понятие исодержание стадии Предварительного расследования;
— Формыпредварительного расследования.
В них я отразил задачи решаемые органами предварительногорасследования и в какой форме эти задачи решаются. Я отметил так же, что трудорганов предварительного расследования очень интересен, но в то же времяопасен. Чем ближе следователь находится от раскрытия преступления, тем большепытаются ему помешать лица не заинтересованные в удачном расследованиипреступлении.
«Труд следователя – писал ГансГросс, – не есть искусство, но искусная деятельность, состоящая из действий иприемов, которые надо знать!»
Возможно, если бы я не выбрал себепрофессию офицера Внутренних Войск, меня бы заинтересовала деятельностьследователя, и я смог бы стать профессионалом в этом деле. Но кто знает, с чемстолкнет человека жизнь, и что мне предопределила судьба на моем пути,возможно, мне придется выполнять обязанности дознавателя в дальнейшей службе.
И так я считаю, что вопросыраскрыты в полном объеме, цель поставленная мною перед написанием курсовойработы выполнена.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
2. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. – М., 1994 г.
3. Журнал Проблемы предварительного следствия и дознания. – М., 1996 г.
4. Зуев В.Л. Профилактическая деятельность дознавателя. – М., 1995 г.
5. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. – М., 1999 г.
6. Уголовный процесс / Под ред. ГуценкоК.Ф. – М., 1997 г.
7. Уголовный процесс / Под. общ. ред.проф. Лупинской П.А. – М., 1995 г.
8. Уголовный процесс. / Под ред. Божьева В.П. – М., 2000 г.
9. Уголовный процесс. / Под ред. Кобликова А.С. – М., 1999 г.
10. Уголовный процесс. / Под ред. Рыжакова А.П. – М., 1999 г.
11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995 г.