Формы проявления девиантного поведения, социальная работа с лицами и группами девиантного поведения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГОРОДЕБЕЛОРЕЦКЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальнойпедагогики
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГОПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ И ГРУППАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Курсовая работа
Выполнил:
Студентка 5 курса, СГФ
Суфиярова Е. А.
Научный руководитель:
Избицкий С.Г.
Белорецк -2006

Содержание
Введение
1.  Причины возникновения девиантного поведения
2.  Основные формы проявления девиантного поведения
3.  Социальная работа с лицами и группами девиантногоповедения
Заключение
Литература

Введение
Реформы 90-х годов все еще продолжаютотражаться звонким эхом на нашем обществе. Причин этому множество: отнеэффективной социальной политики самого государства до деградацииобщечеловеческих ценностей всего общества, опять же по вине государства.
Неожиданно для всех нас вернулась,когда-то забытая проблема беспризорности и детской преступности. Точнее онабыла и ранее, но не в таких масштабах, когда дети без воины при живых родителяхголодают и идут на преступление ради куска хлеба. Это одна категория, другаяже, наоборот, от избытка материальных благ стремится оторваться на полнуюкатушку, забывая о своем статусе.
Таким образом, остро назреваетнеобходимость какой-то организации социальной помощи и поддержке даннойкатегории людей, независимо от их возраста. Чаще всего в этой самой помощинуждаются самые уязвимые слои населения, но повторюсь и «элита» уже требуетсоциальной защиты, пусть и не в том объеме, как «низы».
Сегодня проблемой девиантного поведениязанимаются все: и государство, и общество, правда каждый из этих социальныхинститутов видит данную проблему по-разному. Среди научных кругов большоевнимание проблеме девиантного поведения молодежи уделяли Холостова Е.И.; ПавленокП. Д., Василькова Ю.В., Змановская Е.В. и другие. Все они поднимают вопрос озащите категории людей, как со стороны общества, так и со стороны государства,реабилитацию их социального статуса.
Актуальность социальной работы с людьми девиантногоповедения обусловлена современным состоянием преступности со стороны молодежи,вовлечением все большего числа несовершеннолетних в асоциальные группы.
Цель исследования: изучить проблему социальной работы слицами и группами девиантного поведения.
Объект исследования: люди и группы девиантного поведения.
Предмет исследования: социальная работа с лицами и группамидевиантного поведения.
Задачи исследования:
анализ научно-методическойлитературы по данному вопросу;
изучить причинывозникновения девиации;
раскрыть основные формы девиантногоповедения;
рассмотреть теоретическиеосновы социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.
Методы исследования: анализ научной литературы;сравнительно-сопоставительный анализ.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трехпараграфов, заключения, списка использованной литературы.

1. Причины возникновения девиантного поведения
Прежде чем рассмотретьосновные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определениепонятия «девиантное поведение».
Согласно определению В.И.Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения,мышления, действования человека, не соответствующие в данном обществе нормам иценностям. Таким образом девиантное поведение – это отклонение от общепринятыхнорм. Почему же происходят эти самые отклонения. Ответ на этот вопросодновременно прост и сложен. Прост потому, что можно всю вину и ответственностьза происходящее переложить на государство; сложен – так как само общество внастоящее время допускает проявление девиации. Но, тем не менее, основныепричины назвать все же можно (7, 338).
В основе девиантногоповедения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение внизком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первуюочередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях,которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и полученияобщественного признания; в ограничении социально приемлемых способов получениявысокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненномуровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционноедавление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальнаянапряженность «низов».
Морально-этический фактордевиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровнеобщества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях,когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где всепродается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже теломстановится рядовым событием.
Морально-этическаядеградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации ибродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилияи правонарушениях (4, 29).
Окружающая среда, котораянейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты— алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучныхсемей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группудевиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой средеимеется свое представление о нормах поведения.
Известный социолог Р.Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек неможет удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности,ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такойдеятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях,когда часть молодежи не. имеет возможности для достойного профессионального илиличного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный сексстановится своеобразным компенсаторным средством(1, 17).
Неблагоприятные условияжизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачив учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этойоснове конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянииздоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Можно сказать, что проблемыдевиантного поведения создаются искусственно, и это будет правильно, так засоциально-экономическую защиту населения отвечает именно государство. Нотерпимое отношение самого общества к проблемам может свести на нет все попыткив исправлении ситуации. Вышеуказанными параметрами причины девиантногоповедения не исчерпываются.
Отклоняющееся поведениеимеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами,находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие всвою очередь обусловлено взаимодействием следующих факторов: наследственности,среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.
Можно выделить основныефакторы, обусловливающие девиантное поведение людей подросткового и юношескоговозраста (7, 245-257):
1.Биологические факторы, выражаютсяв существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностейорганизма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речьидет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантноеповедение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогическойкоррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
— генетические, которыепередаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефектыслуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражениядети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силунеполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков,курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во времябеременности, хронические и соматические инфекционные заболевания,черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияниянаследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощеннойалкоголизмом;
—  психофизиологические,связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок,конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видовэнергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическимзаболеваниям;
—  физиологические,включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостаткиконституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызываютнегативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системымежличностных отношений человека в среде его сверстников, коллективе.
2. Психологическиефакторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии илиакцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонениявыражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастения,пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы иобусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженнойпсихопатией, которая является отклонением от норм психического здоровьячеловека, нуждается в помощи психиатров.
Дети акцентуированнымичертами характера, что является крайним вариантом психической нормы,чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, всоциально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развитияребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности ихарактера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либоотчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
Характерологическиеподростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, какправило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Вслучае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера егоинтересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную,паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростковхарактерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательныхинтересов.
Эгоцентрическая позициячеловека с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам иправам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязываниюфизически более слабым сверстникам системы их «порабощения», бравадекриминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами,низкой: ответственности за свое поведение.
3. Социально-педагогическиефакторы — выражаются в дефектах школьного, семейного или общественноговоспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенностиразвития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в периоддетства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешностиребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей кнесформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьныхнавыков. Такие дети, как правило, — изначально бывают плохо подготовлены кшколе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьнымоценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи.
Жестокому обращению детиподвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и другихдетских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувствабезопасности, необходимого для их нормального развитие. Это приводит косознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой виджестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но ихобъединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни исоциальной адаптации.
Тип реагирования детей иподростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт еголичности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушениесна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения:повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность всебе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Длядетей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству),характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевойидентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важнымпредставляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокоеобращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в ролинасильника и мучителя.
Анализ семьи и еевоздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большойгруппы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает вусловиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия,ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступнуюдеятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминальногоповедения.
Социально-экономическиефакторы включаютсоциальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищаниезначительной массы населения, ограничение социально приемлемых способовполучения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие,социальную напряженность. Но более подробно данный фактор был рассмотрен чутьвыше.
Морально-этическиефакторы проявляются, содной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первуюочередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой- в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детскогоалкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка ксемье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежныхбанд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков,наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
Таким образом, девиантноеповедение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка илигруппы подростков условия (социальные микросоциальные), в которых ониоказались, и в то же время. Как язык общения с социумом, когда другие социальноприемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
2. Основные формы проявлениядевиантного поведения
Под формами девиантного поведения обычнопонимают конкретные проявления отклонении в поступках и действиях человека.Попробуем дать им краткую характеристику, основанную, прежде всего на влиянии,как на самого человека, так и на его окружение в целом.
Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание,которое выражается в физической или психологической, зависимости от наркотиков,непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому ипсихическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуетсячувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужныхтонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков — опиума, гашиша, кокаина —сопровождается тахикардией, сухостью во рту, а также другими серьезнымирасстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т.е.наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость,сонливость, тремор (дрожание) конечностей.
Наркомания имеет социальныепоследствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег.Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности особенно среди молодежи иразвитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономикеобщества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственныйущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии«ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиковстановится причиной совершения ряда преступлении против личности: воровства,грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Детирождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что в своюочередь ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует какличность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершатьаморальные поступки.
Путь молодых людей кнаркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когдаподросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы.Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологическойобработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности,но оно происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что еслинаркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т. е.организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимостьот «наркоты», и деградация личности завершается.
Токсикомания — это заболевание, вызванноепотреблением токсических веществ, т. е. таблеток транквилизаторов (больныеназывают их «колесами»), кофеина, полученного от крепкого чая — чифиря,вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, кромеэйфории, возникают зрительные галлюцинации.
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуютразличия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному ипоследующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — этонеумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личностинарушает ее социальную адаптацию.
Выборочные обследованияпоказали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляютпрактически все мужчины — 99% и 97% женщин. Уровень потребления алкоголясоставляет в стране 15,5 л абс. алкоголя на человека в год, что почти в 2 разабольше дозы, несущей угрозу для здоровья человека. Чаще всего мотивом пьянстваявляется развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейныхтрадиций празднования памятных дат, супружеские и семейные неурядицы,неприятности на работе.
«Алкогольная зависимость»формируется постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходятв организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведениичеловека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук»,эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствияприносит выпивка.
На формирование алкоголизмавлияет несколько факторов, среди которых главные — наследственные факторы,характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.
К факторам, способствующималкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычаи угощать друг друга, поскольку раньше считалось, что вино является целебным средством.
Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодых людей алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
Алкоголизм — это поступательное заболевание. Ононачинается с бытовогопьянства, а заканчиваетсяклиникой. Для пьяницы со стажем.Чтоб «поймать кайф», т.е.почувствовать физиологический комфортдоза спиртного увеличиваетсяв 2—3 раза по сравнению спрежней нормой.
В дальнейшее влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность(переносимость) достигает максимума страсть к спиртному принимает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов. Последняя стадия алкоголизма характеризуется резким снижением толерантности: больные хмелеют уже от кружки пива. Спиртное становится доминантой в системе жизненных целей. Контроль над потреблением алкоголя утрачивается, и человеку уже все равно, что пить, с кем, где исколько. На этой стадии у больного открывается «букет» болезней — расплата за «красивую жизнь» (7, 246-257).
Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть двестороны: одна внешняя —приятная, другая скрытая, нелицеприятная.Мифы о престижности занятияпроституцией, о благородных«кавалерах», о насилии инеизбежности проституции таки остаются мифами. Красивые номерав гостиницах обычно заканчиваютсягрязными комнатами впритонах, кабинами машин и тому подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями и наркологическими больницами пли «психушками» Таков обычный финал.
Термин «Проституция» происходит от латинского слова prosttutioосквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:
а) род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
б) характер занятий —систематический промысел в форме половых связей с разными лицами безчувственного влечения и направленный на удовлетворение половойстрасти клиента в любой форме;
в) мотив занятий — заранеесогласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которыеявляются основным или дополнительным источником существования проститутки.
Помимо общих причинсуществования проституции — социально-экономических и морально-этических —можно выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильнымлибидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другаяпричина кроется в среде, которая окружает проституток. Это рэкетиры, сутенеры,содержатели «малин» ипрочие уголовные элементы, которые устанавливают своинормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».
Неизбежна ли проституция внашем обществе? Подавляющее большинству экспертов (83,3%) считает, чтопроституция неизбежна, так как потребность к размножению — сильнейшаяфизиологическая потребность. Проституция — это такая же социальная язва, какпреступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.
В чем заключаетсяобщественная опасность проституции? Во-первых, проституция — это формасоциального паразитизма, что выражается в уклонении от общественно-полезноготруда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний иСПИДа. Эти женщины не способны производить на свет здоровое потомство.Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, совесть, веру,брезгливость.
Целесообразно лиустановление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопросбольшинство экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее времягосударство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению,и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность запроституцию.
Уголовное преследованиепривело бы к судебным ошибкам, так как доказать состав преступления чаще всегоневозможно. Даже застигнутые с поличным, женщины ссылаются на «любовь с первоговзгляда». Кроме того, усиление правовой борьбы с проституцией привело бы красцвету подпольного секс — бизнеса. Однако в Уголовном кодексе Россиисуществует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество,притоносодержание и пр.). Следует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228УК России хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практикеони используются редко.
Рассмотрим проблемыпредупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так каксексуальные потребности —первейшие потребности человека. Поэтому речь идет не об искоренениипроституции, а о ее цивилизованном регулировании.
Факторами, сдерживающимипроституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализацияпрограммы полового воспитания, сглаживание социального неравенства; введениеуголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочейшпаны, которая паразитирует на проституции. Государство должно определить своеотношение к организованной проституции.
Необходимо развенчать образженщины, которая умеет «красиво» жить. Общество должно воспитывать в женщинечувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству,защитить женщину от агрессии и изнасилований.
Способствует проституциипоток видеозаписей, содержащих сцены откровенного секса и насилия.
Особенно опасно вовлечение впроституцию несовершеннолетних.
На сегодня приходитсяпризнать, что нынешние власти не располагают возможностями позитивновоздействовать на предупреждение проституции. Это привело к тому, чтоорганизованная проституция открыто, развернула бизнес по «продаже любви». Междутем рост; проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространениюСПИДа. По прогнозам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станет проблемой номеродин(3, 14-18).
Суицидальное поведение. Суицид— это сознательноелишение себя жизни пли попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — этосаморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, какзлоупотребление алкоголем. употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться,управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательноеучастие в драках, войнах.
Суицидальное поведение уподростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумениемопределить жизненные ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантногоповедения есть, и особые причины. Среди молодежи распространены следующиепричины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви;уязвленное чувство собственного достоинства, крайнее переутомление; разрушениезащитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребленияпсихотропных средств, токсикомания и наркомания; отождествление известнымчеловеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии,страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением(7, 248).
Девиантное поведение напочве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения всексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякогорода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины ипсихиатрии. Непатологические девиации, т.е. отклонения в пределах нормы,являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включаютв Себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведенииздорового человека.
В свою очередь всесексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения вотношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способахреализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения вформе половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам(гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные снарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные сизменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр.
Рассмотрим подробнеенекоторые формы сексуальных отклонений.
Гипермаскулинноеповедение проявляется вутрированной мужественности, нарочитой грубости, циничности, которая уподростков нередко сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Такиеподростки стесняются ласк, избегают всего того, что касается чисто «женских»дел и интересов. Главная черта такого поведения — пренебрежительное, хамскоеотношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.
Половой фетишизм проявляется в сексуальном влечении котдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. Уюношей в качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди,женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркостьсексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разновидностью половогофетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что также ведетк усилению либидо.
Юношеский нарциссизм — любование собой, половое влечение ксобственному телу. Такие подростки любят подолгу рассматривать себя в зеркале,ласкать свое тело, давая волю сексуальным фантазиям. Часто подобноесамолюбование заканчивается онанизмом. Нарциссизм иногда сочетается с желаниемвыставить свое обнаженное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляжах голыми, просят сверстников сфотографировать себя в «костюме Адама», а потом любуются собственными «прелестями».
Эксиоиииотпм — желание обнажать свое тело, особенно половой орган перед членами противоположного пола. Молодые люди с подобными сексуальными отклонениями любят подглядывать за раздеванием лиц противоположного пола, подолгу могутсмотреть фильмы со сценами откровенного секса. Такие подросткимогут часами подкарауливатьвлюбленные пары, стоят уокон бань или подглядываютв щели туалетов. Увиденноевозбуждает их сексуальные фантазии.
Зоофилия (скотоложство, содомия) — половое влечение к животным У подростков и взрослых носит заместительныйхарактер. Люди с подобнойсексуальной ориентациеймогут вступать в половые контакты с любыми домашними животными и даже птицами.
Гомосексуализм — сексуальное влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклонности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных обстоятельств лишенывозможности удовлетворятьполовые потребностислипами противоположного пола. Особенно часто в гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказанияв местах лишениясвободы, а также припрохождения службы в армии.Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации (3, 25-30).
Правонарушения. Одной изформ антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) — такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление — это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуальногоправа.
Проступок — это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского,трудового и другимиотраслями права (6, 17)..
Рассмотренные формы девиации зеркальноотражают социальную картину нашего общества. К сожалению, она выглядит не стольрадужно, как нам хотелось бы. Но если проблема существует, то ее как-тонеобходимо решать. Для этой цели государство создает необходимые условия,которые ниже будут рассмотрены.
3. Социальная работа с лицами и группами девиантногоповедения
В предыдущем параграфе, характеризуяосновные формы девиации, уже затрагивались вопросы профилактики и реабилитациилиц с девиантным поведением. Очевидно, что использование уголовного наказания вотношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так какбольшинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической,социальной помощи. Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет,сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основнымирассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формированиедевиантного поведения и самосознания. И это уже отмечалось. Необходима именносистема мер, направленных на реабилитацию лиц с девиантным поведением, ихподдержку и социальную защиту.
В силу того, что сложившаясясистема социально-профилактической и коррекционной работы не соответствуетсегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новойсоциальной политики профилактики детской безнадзорности и социальногосиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированныхдетей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по ихсоциальной реабилитации.
Специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше непользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случаеинтересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконныхдействий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, несовершившие правонарушений, нередко подолгу содержались вприемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детскиеучреждения интернатного типа. Система специализированных учреждений длядезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г. Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной защиты количество такихучреждений возросло с 4 (в 1992 г.) до 550 (в 1996 г.); реабилитацию в них прошли более 75 тыс. несовершеннолетних (8, 533).
Задачами учреждений длядезадаптированных детей и подростков являются:
профилактика безнадзорности,бродяжничества, дезадаптации;
психолого-медицинская помощьдетям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в томчисле в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни издоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
формирование у детей иподростков положительного опыта социального поведения, навыков общения ивзаимодействия с окружающими людьми;
выполнение попечительскихфункций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы,средств к существованию;
психологическая ипедагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состоянийличности;
содействие возвращению всемью;
обеспечение возможностиполучить образование;
забота о дальнейшемблагоустройстве, месте жительства(8, 535)..
Иными словами, основная цельдеятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся вэтом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Созданиеспециализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальнуювозможность оказать им экстренную помощь.
Специалисты подобныхучреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
диагностическая работа;
реабилитация, программакоторой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
постреабилитационная защитаребенка.
Прежде всего, в системесоциально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальныеприюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразиемвследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих передними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми(особенно с „трудными“). Различны и их материально-техническая база,возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможнымиорганизациями.
Также существую в последнеевремя разнообразные центры оказания экстренной помощи, например наркологическиеклиники, отделения при армейских частях, при церквях открывается своеобразныеприюты.
В какой-то мере здесь может помочь исоциальный контроль, выраженный в шести факторах(6, 12):
Методы и средства социального контролядолжны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основнымсредством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностейи интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное,техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативойразным формам противоправного, и аморального поведения.
Существенное сужение репрессивных мервоздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственнойдеградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия.Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроковлишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождениеи главное изменение условий содержания.
Создание гибкой и разветвленной системысоциальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительныеи иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественныеорганизации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркомановили освобожденных из мест лишения свободы).
Нравственное вознаграждение и духовноеразвитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей,свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа илиутрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание«институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали насебя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжестипроступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершенияпротивоправного деяния.
Жесткий контроль за потокомвидеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса.Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилияи примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.
Изменение менталитета граждан, выросшихв условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебнымии просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения кинакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).
Подготовка и переподготовка кадров,которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работниковправоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодымиправонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальныхпсихологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто ужесегодня работает в контактной зоне с девиантами.

Заключение
Девиации в поведенииподростков и юношества разрастаются подобно тому, как лавина спускается с гор.Срочное принятие мер, направленное не только на профилактику девиации, но и наоказание непосредственной помощи, способно остановить эту лавину. Сегодня поддевиантным поведением понимают поведения человека, отклоняющегося отобщепринятых норм. Чаще всего встречаются следующие формы девиантногоповедения: наркомания, алкоголизм, проституция, девиантное поведение на почвесексуальных заболеваний; суицид, различные виды правонарушении и преступлении.Основные причины девиантного поведения в молодежной среде –социально-экономическая незащищенность, неудовлетворенность в работе, учебе,личной жизни, возросшее значение стрессовых факторов. Выделяют несколькофакторов девиантного поведения: биологические факторы, психологические факторы,социально-педагогические факторыи социально-экономическиефакторы.
Государство потихонькуначинает поворачиваться лицом к социально-незащищенным слоям населения, в томчисле и к лицам с девиантным поведением. В основном социальная работа с даннойкатегорией людей заключается в создании условии, препятствующих проявлениюдевиации, чаще всего эти условия носят карательный характер. Создается сетьспециализированных учреждении – приютов, продолжают работать спецшколы, колониидля правонарушителей; активно включаются в оказание помощи и учрежденияздравоохранения, общественные организации. Социальная защита чаще всегозаключается в предоставлении ночлега беспризорным, оказании медицинской ипсихологической помощи; оказание помощи в оформлении детей под опеку ипопечительство. Но еще раз повторюсь, основная работа ложится на органыправопорядка и на учреждения образования по профилактике девиантного поведения.

Литература
1.   Антонян Ю.М.Преступность и психические аномалии. – М.: Наука, 1987.
2.   Василькова Ю.В. Социальнаяпедагогика. Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М., 2000.
3.   Голосенко И.А.Социологические исследования проституции в России: история и современноесостояние вопроса. –СПб., 1998.
4.   Дети с девиантнымповедением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992
5.   Проблемы, методика иопыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М.,1994.
6.   Социальная работа сдетьми девиантного поведения: Материалы научно-практической конференции//Отв.Ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.
7.   Социальная работа: учебноепособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д., 2003.
8.   Социальная работа: Учебноепособие./Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2004.
9.   Социальнаяреабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированныхучреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитациинесоверношеннолетних. М., 1996.
10. Теория и методика социальнойработы. под ред. Жукова В.И. – М., 1994.