Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

/>Министерство Образования и Науки РоссийскойФедерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет»
Институт педагогики и психологии
Курсовая работа
Тема: Формы работы социального педагога по сплочению ученическогоколлектива

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогическойдеятельности по сплочению ученического коллектива
1.1 Коллектив как фактор развития и воспитания учащихся
1.2 Характеристика и этапы развития ученического коллектива
1.3 Работа социального педагога по формированиюученического коллектива
1.4 Основные формы работысоциального педагога по сплочению ученического коллектива
Глава 2. Система работы социального педагога в школе посплочению ученического коллектива
2.1 Программа изучения опыта работы социального педагогашколы по сплочению ученического коллектива
2.2 Описание опыта работы социального педагога школы посплочению ученического коллектива в МУСОШ №18 г. Череповца
2.3 Методические рекомендации длясоциального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
Заключение
Список литературы
Введение
Коллектив выступает как важная формаорганизации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личностиможно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является однойиз важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности,следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, чтоважной целью воспитания является
формирование личности в духе коллективизма,развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнутатолько при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровомв социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, чтовоспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника.Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, которыйне только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает какноситель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных ихудожественно — эстетических отношений. Поэтому в процессе социально-педагогическойработы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умелоиспользовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива труднорассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Коллектив — контактная группа,характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высокимуровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.
Ученический коллектив — группаучеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этойдеятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общейответственностью.
Утверждение ведущей роликоллектива в формировании и становлении личности в советские времена сталоодним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, чтостратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность впсихологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловленоповышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива.
Динамические характеристикиколлектива рассматривались Е.Н. Каменской, А.А. Деркача, А.Н. Сухова, Т.А. Ивановойи В.В. Ивановым. Количественные характеристики малых групп, такие каксплоченность, экспансивность, конформность, ценностно-ориентационное единство,референтность, нашли описание в исследованиях В.С. Агеева, М.И. Еникеева, С.А. Богрецова,Я.Л. Коломинского, В.М. Козубовского, В.А. Семиченко, Н.Н. Обозова и других.
Особенности развития ученическихколлективов раскрыты в трудах Е.Н. Каменской, В.А. Чикер, Л.Г. Почебут, Н.И. Шевандрина,И.Н. Фридмана.
Не смотря на богатейший теоретическийи эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологиигрупп, современные руководители всех уровней испытывают определенныезатруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем иформирования благоприятного психологического климата.
Анализ социальной ипедагогической литературы позволяет выявить противоречие между необходимостьюобоснованного применения различных форм работы по сплочению ученическогоколлектива в учебно-воспитательном процессе и недостаточностью изученностиданного вопроса в теории.
Для преодоления возникшегопротиворечия, была сформулирована проблема исследования: каковы формы работысоциального педагога в школе по сплочению ученического коллектива?
Существование объективнойпроблемы, необходимость ее решения и наличие для этого определенныхтеоретических предпосылок свидетельствуют об актуальностивыбранной темыисследования: «Формы работы социального педагога школы по сплочениюученического коллектива».
Объект исследования: система работысоциального педагога школы по сплочению ученического коллектива.
Предмет исследования: формыработы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
Цель исследования: выявить формыработы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива.
В соответствии с целью, объектоми предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать ученическийколлектив;
2. проанализировать работусоциального педагога школы по формированию ученического коллектива;
3. изучить формы работысоциального педагога по сплочению ученического коллектива;
4. разработать программуизучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученическогоколлектива;
5. разработать методическиерекомендации, направленные на сплочение ученического коллектива.
Методы исследования:
теоретические: анализ и синтез,сравнение и обобщение;
эмпирические: анализ литературыи документов, опрос, беседа, изучение опыта.
База исследования: МОУ «Средняяобщеобразовательная школа №18» г. Череповец, ул. Чкалова д. 20а
Глава 1. Теоретические аспектысоциально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива1.1 Коллектив как фактор развития и воспитанияучащихся
Для работы педагога по созданиюколлектива учащихся большое значение имеет правильное представление о том, чтоследует понимать под словом «коллектив» и какой коллектив выступаетфактором развития и воспитания учащихся.
Коллектив (лат. kollectvus — собирательный)представляет социальную общность людей, объединенных на основе общественнозначимых коллективных и личных целей, интересов и общения.
На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяютобщие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность,организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности,члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости,руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковойответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органыуправления и является частью более общего коллектива, с которым связанединством организации. Поэтому к основным характерным признакам коллективаотносятся:
наличие общественно значимыхцелей;
их последовательное развитие какусловие и механизм постоянного движения вперед;
систематическое включениевоспитанников в разнообразную социальную деятельность;
соответствующая организациясовместной деятельности;
систематическая практическаясвязь детского коллектива с обществом;
наличие положительных традиций иувлекательных перспектив;
атмосфера взаимопомощи, доверияи требовательности;
развитые критика и самокритика;
сознательная дисциплина.
Важно иметь в виду, что признаки,характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Тольковысоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные акции, а именно: являетсяестественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же времяглавным питателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива:
организационную — детскийколлектив становится объектом управления своей общественно полезнойдеятельностью;
воспитательную — детскийколлектив становится носителем и пропагандистом определенныхидейно-нравственных убеждений;
стимулирующую — коллективспособствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел,регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
В развитии коллектива особаяроль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых,необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную всоциальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых,необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала иобъединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Поэтому вкачестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другиевиды разнообразной деятельности школьников. Деятельность воспитанников должнастроиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявлениетребований, формирование здорового общественного мнения, организацияувлекательных перспектив, создание и умножение положительных традицийколлективной жизни.
Педагогическое требование поправу считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстронавести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности вдеятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управленияучащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренниепротиворечия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогаетукреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектикапедагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначаламетодом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельностивоспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимулдеятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремленияхи желаниях.
Предъявление требований тесносвязано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимоучитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясьна них. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, тобольшинством. Достичь такого состояния может актив, поэтому так важно еговоспитание.
Общественное мнение в коллективе- это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанниковразличным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержаниеобщественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанниковв реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуацийсвободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественногомнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведениеорганизационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п.Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участиемвсех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критическиотноситься к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличиипринципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие наколлектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одногоученика воспринимается другими и как обращение к ним.
Большое значение для развитияколлектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников. А.С. Макаренкоразработал «закон движения коллектива». Если развитие и укрепление коллективаво многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен
постоянно двигаться вперед,добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет кего ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллективаявляется постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних идалеких. Их уместно в соответствии с требованиями заданного подхода соотнести соперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждомувоспитаннику на фоне обшей коллективной перспективы выделить и свою личную. [7]1.2 Характеристика и этапы развития ученическогоколлектива
Школьный ученический коллективпредставляет особую организационную форму коллективного объединения всехучащихся на основе учебной деятельности. Большое место в жизни школьногоколлектива, кроме того, занимает внеклассная деятельность учащихся, котораяосуществляется по классам, а также охватывает учащихся всей школы илинескольких классов.
Ученический коллектив имеетпризнаки любого коллектива. Однако ему присущи специфические особенности, вкачестве которых можно выделить следующие.
1. Деятельность ученическогоколлектива направлена на самих себя, на воспитание каждой личности и всехучащихся, подготовку их к труду и общественной работе, тогда как деятельностьдругих коллективов направлена на объекты, лежащие за их пределами (производство,спорт, оборона страны и т.д.).
2. В ученическом коллективеобъектом и субъектом обучения и воспитания являются учащиеся, а центральнойфигурой этого процесса выступает педагог, так как деятельность учащихся несводится к самообучению и самовоспитанию. Процесс обучения и воспитанияневозможен без взаимодействия «учащийся — педагог».
3. Особенность ученическогоколлектива состоит и в том, что основной вид деятельности школьников — учение,которое организует и сплачивает их единством цели, формами и методами обученияи воспитания.
4. Ученический коллективхарактеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общностьинтересов, взаимопонимание и относительную психологическую совместимость.
Указанные благоприятныеособенности ученического коллектива реализуются не сами по себе, а в результатеразнообразной совместной деятельности. И коллектив становится фактором воспитанияучащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы.
Педагогический коллективсовместно с общественными организациями воспитывает и сплачивает коллектив всейшколы. Однако наряду с задачей создания общешкольного коллектива ставится изадача воспитания и сплочения отдельных классных коллективов, которыерассматриваются как первичные коллективы. Школьный (или классный) ученическийколлектив является не просто организованной формой объединения учащихся,направленного на совместную учебу и внеклассную работу, но он одновременноявляется и важнейшим средством воспитания коллективизма.
В педагогическом пониманиитолько тот классный или школьный коллектив может считаться коллективом, которыйдействительно является средством воспитания коллективизма, воздействуя накаждого отдельного ученика и всех учеников вместе, и деятельность которогоимеет ярко выраженную социальную направленность.
Чтобы стать коллективом, группадолжна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренковыделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия (педагог каксубъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает,прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегосяорганизационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такуюсоциально-психологическую общность, где отношения учеников определяютсясодержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организаторколлектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считаетсязавершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанникисплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.
На второй стадии усиливаетсявлияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, нои сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями отом, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активистыправильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежнымипомощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристальноговнимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структурыколлектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в нейначинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способентребовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требованийпостепенно расширяется. [7]
Таким образом, на второй стадииразвития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитанияопределенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимальноиспользовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этотколлектив создается. Практически только теперь коллектив достигаетопределенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чегои становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуальногоразвития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности поотношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогическогоруководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллективстановится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этойстадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками,опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающимиот этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормамиповедения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; междуотдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтомув развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадиихарактеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств,достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развитияколлектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований,предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе,чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровневоспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллективдоходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственнуюличность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуальногоразвития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основнойпризнак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии. [8]
Показателем сформированногоколлектива А.С. Макаренко считал также внутри-коллективные отношения, имеющиеособые отличительные признаки:
1) мажор — постоянная бодрость,готовность воспитанников к действию;
2) ощущение собственногодостоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордостиза него;
3) дружеское единение его членов;
4) ощущение защищенности каждогочлена коллектива;
5) активность, проявляющуюся вготовности к упорядоченному, деловому действию;
6) привычку к торможению, сдержанностив эмоциях и словах.
Большое внимание А.С. Макаренкоуделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоциональновоплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогаютвырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания иукрашают жизнь. [7]1.3 Работа социального педагога по формированию ученическогоколлектива
Проблема формирования и развитияколлектива — одна из важнейших проблем современной педагогики. Обусловленный определеннымивзаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив являетсяважным фактором и средством воспитания, развития и формирования личностичеловека.
Наличие сильного, дееспособного коллективасправедливо принято считать критерием оценки воспитательной работы любогообразовательного учреждения. Коллектив как человеческая общность, образующая системуколлективистских отношений, продолжает выступать фактором формирования социальнойсущности индивида. Кроме того, сегодня, когда происходит решительная смена образовательныхпарадигм, задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие игражданские ценности, могут быть успешно реализованы только при активнойтворческой деятельности коллективов.
Процесс формирования коллектива требуетпостоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.
Эта работа связана, прежде всего,с реализацией следующих психолого-педагогических условий:
поддержанием благоприятного социально-психологическогоклимата в коллективе;
учетом личностных особенностейкаждого учащегося;
реализацией отношений сотрудничествапедагога и коллектива учащихся;
использованием форм и методов, позволяющихпоставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.
Реализация этих условий предполагаетпостроение системы работы с коллективом, которая может включать в себяразличные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:
специально подобранные тренинговыезанятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получениедополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установлениепрочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;
деловые игры, главная цель которых- выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членовколлектива в дискуссию;
организация и проведениеобщественных мероприятий и т.д.
Важнейшее условие формирования — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единуюсистему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграциядостигается путем:
1) использования комплекса педагогическихвоздействий на коллектив;
2) постоянной и многосторонней заботычленов коллектива друг о друге в повседневной жизни;
3) создания таких ситуаций в жизниколлектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;
4) объединения усилий всех тех,кто участвует в работе с коллективом.
Формирование коллектива будет темэффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправленияс учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает вдва этапа:
сбор информации о коллективе ивходящих в него членах;
2) организация адекватных его состояниювоздействий, главная цель которых — оптимизация влияния коллектива на личность каждогоотдельно взятого члена и совершенствование коллектива.
Коллектив — это не простосистема, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется,развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставатьсянеизменным. Социальный педагог должен менять тактику управления по мере развитияколлектива. Не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокойэффективности социальный педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллективпедагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другимиколлективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. [13]
Не менее важной задачей являетсяформирование устойчивой нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношенийв ученическом коллективе. Сплочение коллектива на уровне норм и ценностныхориентаций происходит по мере того, как учащиеся все активнее объединяются междусобой в совместной общественно-полезной деятельности, которая препятствуетзамкнутости коллектива и включает его в более широкие связи и отношения. В этойдеятельности группа сплачивается и объединяется с другими коллективами — так закладываетсяфундамент ее последующего развития.
Важнейшим содержанием этогопроцесса является развитие групповой сплоченности. В ходе этого развития группане просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваиваютих. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности самойпредметной деятельности все в большей степени разделяются отдельными индивидамипотому, что они включены в их совместную деятельность. Особое значение здесьприобретает сочетание общественной направленности совместной деятельности ученическогоколлектива с ее эмоциональной привлекательностью.
После того, как достигнуто мотивационно-целевоесплочение коллектива, можно приступать к следующей задаче — поиску единствамнений относительно путей и средств достижения поставленных целей. Сначала коллективобсуждает пути и средства предстоящей работы, составляет единый план действий. Наэтой основе вырабатываются способы общения и взаимодействия, обеспечивающие последующееразвитие коллектива и эффективность его работы.
Одним из кардинальных вопросов впроцессе формирования коллектива учащихся является коррекция психологическогоклимата в нем. В данном случае можно говорить об основных (традиционных) испециальных (вспомогательных) средствах управления психологическим климатом. К основнымсредствам относятся: материально-бытовые условия, четкая организацияучебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, единствотребований, перспективы коллектива, традиции коллектива, характер руководства коллективом,соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива, стиль взаимоотношенийи другие. [14]
Специальные средства представленыследующими видами воздействия: педагогические ситуации, в частности, создание ситуацииуспеха на занятиях; педагогические игры создание эстетически привлекательных условийдля совместной деятельности, направленных на повышение жизненного тонуса членовколлектива и общего уровня активности; создание благоприятной психологической атмосферы,при которой каждая личность чувствует себя защищенной и не боится максимальнопроявить свои способности.
Таким образом, формирование коллектива- это сложный и многоплановый процесс, который связан с вычленением параметров иразработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положениеличности в системе внутриколлективных отношений; разработкой методик изучения коллектива,форм и методов использования полученной информации. Важным является понимание того,что коллектив — это динамическая система, в которой постоянно происходяткакие-то изменения. Тем не менее, формирование коллектива — это, безусловно, педагогическиуправляемый процесс, эффективность которого во многом зависит от того, в какоймере исследованы закономерности его развития, насколько правильно социальныйпедагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.1.4 Основные формы работы социального педагога посплочению ученического коллектива
Формы работы социальногопедагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе ив данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогическоговоздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностьюклассного коллектива как группы, в которой происходит развитие исамоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный итворческий труд, художественно — эстетическая деятельность, ролевой тренинг.
Групповые занятия — тренинги поформированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком вличностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего внастоящем. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы,креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительнойгрупповой динамики и соответствующего благоприятного социально — психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закреплениеценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса. Одной изглавных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классныйчас является прямой формой общения социального педагога с учениками.
Возможны совершенно различныевиды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания,воспитательного часа, экскурсии или тематические лекции. Преимущества хорошоорганизованного и продуманного классного часа очевидна. В рамках классного часаможно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение попроблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность классного часасостоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так ина мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы сучеником, социальный педагог часами не может добиться такого успеха, который можнополучить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнениесверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого. Организация ипроведение общественных мероприятий также является формой работы по сплочениюученического коллектива. В процессе общих дел у учащихся появляетсявзаимопонимание и взаимоподдержка друг друга. [18]
Глава 2. Система работы социального педагога вшколе по сплочению ученического коллектива2.1 Программа изучения опыта работы социальногопедагога школы по сплочению ученического коллектива
Данная программа быларазработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе посплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г.Череповец. Данная программа состоит из трех этапов.
Объект изучения: опыт работысоциального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.
Предмет изучения: опытреализации форм работы по сплочению ученического коллектива в деятельностисоциального педагога в МОУ СОШ №18 г. Череповец.
Цель программы: изучить опытреализации форм работы по сплочению ученического коллектива в деятельностисоциального педагога в МОУ СОШ №18 г. Череповец.
Задачи программы:
1) изучить опыт работы посплочению ученического коллектива в МОУ «Средняя общеобразовательная школа№18.
2) изучить формы работы социальногопедагога в школе по сплочению ученического коллектива.
3) обобщить полученнуюинформацию и сформулировать методические рекомендации.
Субъект изучения: социальныйпедагог
Методы изучения: анализдокументации, беседа, анкетирование, наблюдение.
Содержание программы.
Ориентировочный этап.
Цель: изучить опыт работы посплочению ученического в МОУ „Средняя общеобразовательная школа №18“.
Направление изучения:
1. Сбор информации о микросредешколы.
2. Выявление основныхнаправлений воспитательной работы в школе.
3. Характеристика ученическогосостава школы.
Методы: Анализ документации, беседас директором школы.
Методики: Изучение годовогоплана школы.
II. Диагностический этап.
Цель: изучить формы работысоциального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.
Направление изучения:
1. Анализ опыта работысоциального педагога по сплочению ученического коллектива
2. Характеристика форм работысоциального педагога по сплочению ученического коллектива.
Методы: Изучение документации,беседа с социальным педагогом.
Методики: изучение отчета оработе по сплочению ученического коллектива 6в класса.
III. Аналитический этап.
Цель: обобщить полученнуюинформацию и сформулировать методические рекомендации.
Направление изучения:
1. Формулировка выводов.
2. Разработка методическихрекомендаций.
Методы: Метод интерпретации иобобщения результатов, методы экспертных оценок.
2.2 Описание опыта работы социального педагогашколы по сплочению ученического коллектива в МУСОШ №18 г. Череповца
МОУ „Средняяобщеобразовательная школа №18“ расположена по адресу: ул. Чкалова д. 20а,телефон 57-51-39. Микрорайон находится на западной окраине города. Школарасположена в непосредственной близости с проезжей частью. Около школынаходятся: кожно-венерический диспансер, правоохранительное отделение милиции,строительный магазин „Некс“, напротив школы расположены авто-рынок»Панькино”, небольшие продуктовые павильоны. В районе школы на ул. Чкалованаходится большое количество общежитий, также наблюдается большой потокавтомашин, так как рядом расположены различные предприятия города, а такжеавтоцех АО «Северсталь». Улица Чкалова является объездной дорогой длякрупногабаритного автотранспорта.
В школе обучается 388 детей, изних мальчиков — 226 (55,5%), девочек — 181 (44,5%), из них из них:
в традиционных классах — 273;
в специальных коррекционных VIIвида-97;
в классах компенсирующегообучения-18;
детей-инвалидов — 4;
обучаются на дому-6 учащихся.
Педагогический состав школы — 44человека. Директор школы: Красикова Вера Михайловна, заместитель директора поучебно-воспитательной работе: Фалёва Елена Станиславовна, заместитель директорапо воспитательной работе: Самойлова Марина Викторовна, педагог-психолог: ЮферицынаЮлия Сергеевна,
учитель-логопед: Зайкова ВикторияВячеславовна, социальный педагог: Лебедева Марина Анатольевна.
Образовательное учреждениеработает по следующим образовательным программам:
образовательная программаначального общего образования;
специальная (коррекционная) образовательнаяпрограмма для детей с задержкой психического развития начального общегообразования;
образовательная программаосновного общего образования;
специальная (коррекционная) образовательнаяпрограмма для детей с задержкой психического развития основного общего образования;
образовательная программаосновного среднего (полного) образования.
В школе ведется воспитательнаяработа по следующим направлениям:
деятельность по формированиюправосознания и гражданской ответственности;
нравственная и патриотическаядеятельность;
трудовая и профориентационнаядеятельность;
экологическое воспитание;
спортивно-массовая работа;
санитарно-просветительскаядеятельность;
культурно-массовая работа;
школьные традиционные дела.
Воспитательный процесс в школеосуществляется под руководством воспитательного центра в составе:
1. Заместитель директора повоспитательной работе — Самойлова Марина Викторовна.
2. Социальный педагог — ЛебедеваМарина Анатольевна.
3. Старшая вожатая — ИсаковаЕлена Сергеевна.
В системе воспитательнойдеятельности такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива,формирование социально активной личности, демократизация школьной жизни, тоесть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей,позволяет решать ученическое самоуправление.
Формы организации воспитательнойдеятельности разнообразные:
воспитание в процессе обучения;
внеурочная деятельность;
внутриклассная деятельность;
межклассная деятельность;
внеклассная деятельность;
участие в работе творческихобъединений;
массовая, общешкольная;
работа с семьей иобщественностью.
Эти формы реализовываются в видетворческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьныхтрадиций.
Традиционные общешкольныепраздники: День знаний, День Учителя, Посвящение в ученики (первоклашек),пятиклассники и старшеклассники, Новогодний марафон, День Победы, Прощание сначальной школой, Последний звонок, Выпускной вечер.
Одной из задач в работесоциального педагога является создание здорового климата в школьном коллективе,основанное на сплоченности и взаимопонимании учащихся. Для реализации даннойзадачи социальный педагог использует различные формы работы, такие какорганизация и проведение общественных мероприятий, ролевые игры, групповыетренинги, беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы.
Для работы с определеннымклассом, социальный педагог составляет социальный паспорт класса, в которомотражены такие показатели: количество учеников, их фамилии, состав семьи и материальноеположение семьи, определяет учеников их категории «группы-риска». Наоснове анализа данных составляет программу работы с классом, с учениками. Подбираетопределенные формы работы для данного класса, коллектива.
2.3 Методические рекомендации для социальногопедагога направленные на сплочение ученического коллектива
Базовая цель поведения ученика — чувствовать свою причастность к жизни школы — означает «чувствовать своюважность и значимость». Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер:«Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должныреализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать вшколе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, таки с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу. Именно школадолжна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности — осознанию себя полноценной личностью». [12]
Чтобы помочь ребенку чувствоватьсвою коммуникативную состоятельность, т.е. строить и поддерживать приемлемые отношенияс педагогом и одноклассниками, были разработаны следующие рекомендации:
1. Создать в классе единуюсистему традиций и ценностей.
Для этого можно предложить детямответить на вопросы анкеты:
Каким, по твоему мнению долженбыть дружный класс?
Как сделать так, чтобы классстал дружным?
Какие традиции есть в нашемклассе?
Назови твои «можно» и«нельзя» в классе.
Какие мероприятия в классе, потвоему мнению, должны стать традиционными?
Ввести традицию обратной связи.
В конце каждой четверти и вконце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-тонаболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого социальный педагогпланирует воспитательную работу.
Создать «ящик пожеланий».
Проводить как можно большетрадиционных внеклассных мероприятий.
Традиция учащихся класса подназванием «Я пришел в этот день в этот мир».
Традиция быть всем классомвсегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
Традиция походов и экскурсий наприроду, по памятным местам своего отечества, своей страны.
2. Особую работу следует вести с” отвергнутыми” детьми.
Попытаться привлечь их ксовместной деятельности класса.
Найти для них поручения, где онираскрывали бы свои лучшие способности.
Чаще хвалить и поощрять их вприсутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие илипоступок.
3. Работа в группах.
На уроках можно организоватьработу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», таки «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципавзаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группаминеобходим момент соперничества.
4. Распределение между учащимисяпоручений.
Для этого ученики на доске пишутслова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затемребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.
дежурные по классу, по школе, поэтажу;
медицинская служба класса — фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуютпосещение больных ребят;
библиотечная служба класса — помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательскихинтересов класса;
дежурные по столовой и гардеробу;
хозяйственная служба класса;
служба озеленения;
сценарная группа и т.д.
От социального педагогатребуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление имсвободы и самостоятельности. Социальный педагог должен уметь поддерживатьинициативу детей. Самое главное — социальный педагог должен видеть маленький ибольшой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. [16]
Заключение
В курсовой работе рассмотреныформы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива.Также рассмотрены понятия коллектив, ученический коллектив, сплоченность. Описаныэтапы развития ученического коллектива. Изучена работа социального педагога вшколе по формированию ученического коллектива.
Формирование сплоченностиученического коллектива является одной из задач в работе социального педагога.
Сплоченность понимается как устойчивостьструктуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным наослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как такое состояниегруппы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействия междучленами группы, причем, чем больше частота взаимодействий между членами группы,тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, инаоборот.
Групповая сплоченностьпроявляется в создании единой социально-психологической общности людей,входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы,препятствующих нарушению ее психологической целостности.
Сплоченность коллективасоздается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуютсягрупповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповыеконфликты.
В создании, сплочении и всейжизнедеятельности коллектива главная роль принадлежит социальному педагогу. Руководствуясьобщей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации ихдеятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую ипривлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной исодержательной совместной жизни.
В работе представлен анализопыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллективана основе программы изучения опыта. Также разработаны рекомендации для социальногопедагога направленные на сплочение ученического коллектива.
В заключении, можно сделатьвывод, что поставленные в начале работы цели и задачи, выполнены.
Список литературы
1.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. — М.:Педагогика, 1991.
2.  Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов — М., 1984.
3.  Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. — Минск,1995.
4.  Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательномучреждении. — М., 2008.
5.  Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практикашкольных воспитательных систем. — М., 1996.
6.  Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.
7.  Макаренко А.С. Трудовое воспитание. — М., 1977.
8.  Мухина В.С. Возрастная психология. — Москва: Академия, 1997.
9.  Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. — М., 1998.
10.     Ночевник М.Н. Человеческое общение. — М.: Просвещение, 1986.
11.     Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.
12.     Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1982.
13.     Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление. — М., 1995.
14.     Пидкасистый П.И. Педагогика. — М., 1998.
15.     Сухомлинский В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик.- 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982.
16.     Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.,1988.
17.     Чикер В.А., Почебут Л.Г. Организационная социальная психология — М., 2002.
18.     Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.